Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

А.Г. Долженко

«И если правый твой глаз соблазняет тебя...»

Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29–30). Как нужно понимать эти слова?

Как известно Иисус Христос очень часто в своих речах прибегает к языку аллегорий. Этот же прием иносказаний наблюдается и в данном случае. Для того, чтобы не допустить распространение гибельной болезни и не заразить все тело, каждый разумный человек согласится пожертвовать каким-либо одним членом для того, чтобы обезопасить свой организм. Говоря языком символов, Иисус Христос предлагает отсечь грязную часть человеческой природы во имя сохранения здорового организма.

Поясняя эту заповедь, Святой Иоанн Златоуст писал: «Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах, нет. Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце.» (Святой Иоанн Златоуст, «Беседы на Матфея», 17,3).

Естественно своими словами Иисус Христос не призывает к членовредительству. В этих словах говорится о грехе и пороке, которые человека соблазняют через глаз и руку. Через глаза человек видит окружающий мир. В находящемся вокруг человека мире и таится зло, которое имеет привлекательную личину. Иисус Христос не случайно говорит о правом глазе. Дело в том, что на востоке, в Палестине, странах Двуречья, Египте в древние времена говорили о правых и левых путях, ведущих к достижению цели. Левые пути обозначали достижение цели при помощи мошенничества, зла и колдовства. А правый путь вел человека к достижению цели честным способом. Эту аналогию можно перенести и на глаза. То, что видит правый глаз считалось правильным, подлинным, истинным восприятием. А восприятие мира левым глазом могло быть обманчивым, неточным, лукавым. Ведь и лукавый дух таится именно за левым плечом человека, и может способствовать искаженному восприятию человеком окружающего мира или определенных жизненных ценностей и понятий.

Согласно психологии и физиогномике нужно учитывать тот факт, что лица людей лишены симметрии. И при изучении портрета, в этих науках обращается внимание на то, что правая часть лица, в том числе и правый глаз, указывают на истинные мысли и черты характера человека. А левая часть лица и левый глаз говорят о том, каким хочет казаться человек другим людям. То есть правая половина лица говорит об истинных мыслях и свойствах человека без притворства, а левая половина лица говорит о том, в каком виде хочет себя представить человек перед людьми.

Христос говорит о соблазняющем человека правом глазе. Через правый глаз человек воспринимал (согласно суждению древних людей) мир в реальном, истинном виде. Однако и в реальном, окружающем человека, мире прячется грех и зло, замаскированные привлекательными внешними формами. И человек, стремящийся через правый глаз объективно воспринять окружающий мир и его истины, мог не рассмотреть этой маскировки, и прельстившись привлекательной оболочкой, не увидеть за ней в глубине кроющегося зла. И таким образом мог принять ложь в красивой упаковке за истину. Вот такой правый глаз, который должен давать человеку правдивое восприятие мира и понятий, а этот глаз вместо истинного взгляда на мир только соблазняет человека, Иисус Христос и советует безжалостно вырвать и отбросить от себя. Под правым глазом подразумевается такое восприятие человеком окружающего мира и понятий, которое кроме соблазна человеку ничего не дает, и показывает человеку не истинную а ложную, не многогранную и всестороннюю характеристику вещей и критериев, а однобокий взгляд, связанный лишь с соблазнительной стороной предмета. Такое восприятие окружающей жизни неверно и ложно. Символом такого обманчивого восприятия жизни является соблазняющий глаз, который нужно без сожаления вырвать, и как неверное восприятие мира, откинуть от себя. Это нужно сделать для того, чтобы ложное восприятие жизни не ввергло в гибель всего человека.

Правая рука человеческая является символом действий и совершаемых дел. Правая рука в отличие от левой (которая может быть склонна к левым поступкам) должна выполнять правые, то есть праведные, честные дела. А если правая рука не выполняет этой функции и вместо правых дел соблазняет человека на выполнение сомнительных и греховных действий, то такую руку, советует Иисус Христос, нужно отсечь и отбросить об себя.

Соблазняющий человека глаз и соблазняющая рука символизируют те части человеческого тела, которые уже безнадежно погрязли в грехе. И для того, чтобы очиститься от порока, Иисус Христос советует безжалостно избавиться от зараженных пороком частей тела, чтобы уберечь остальной здоровый организм от гибели. Не случайно Иисус Христос говорит о том, что отсеченное от соблазняющих человека частей тело будет спасено и не будет ввержено в геенну огненную. Геенна – это ад, в который попадает человек за свои злые поступки. А соблазняющие человека глаз и рука как раз и являются исходными условиями для греховных поступков, за совершение которых человек и попадает в ад. Доказательством справедливости этой мысли могут служить следующие аргументы и выводы. Ведь именно через глаз идет восприятие человеком окружающего мира и жизненных понятий. Именно через правый глаз (по представлениям древних) человек должен увидеть истинный мир в правдивом его восприятии.

Но бывают случаи, когда именно правый глаз, вместо правдивого, дает искаженное восприятие мира, искушая человека. А человек, не догадывающийся об этом, и веря своему правому глазу, воспринимает искаженную информацию за истинную. И на основе неверного взгляда на мир, то есть ложной информации о мире, полученной путем искаженного восприятия, человек начинает оперировать ошибочными суждениями и принимает неверные решения в жизни. Правая рука человека, которая должна совершать праведные дела, воплощает эти ошибочные суждения в жизнь в виде неправильных поступков. В результате чего соблазняющий человека правый глаз, выдающий ложное за истинное, и соблазняющая человека правая рука, которая под видом дел правильных делает неправильные действия, и приводят такого человека в ад, то есть ввергают в геенну огненную.

Не случайно для попадания в ад, Иисус Христос указывает именно на глаз и руку. Через глаза человек видит жизнь. Поэтому глаз символизирует восприятие мира, взгляд на мир и выработанные на основе увиденного суждения. А рука обозначает выполняемые действия на основе этих суждений. Причем, уточняя, что глаз и рука правые, Иисус Христос этим указывает на то, что правый глаз, который должен давать правильную информацию, только соблазняет человека, то есть искажает восприятие мира. А правая рука, которая должна совершать правые, праведные действия, тоже соблазняет человека, толкая его на неверные поступки, то есть под маской правильных действий, совершает ложные. Человек, введенный в заблуждение соблазняющими его правым глазом и рукой, думает, что живет правильно и в результате этого попадает в геенну огненную. От такой опасности и предостерегает человека Иисус Христос.

Какими же факторами обусловлено то, что правый глаз вместо правдивой дает ложную информацию при восприятии мира. По этому поводу можно предположить наличие нескольких причин. Например, предмет, на который смотрит человек, через глаза обольщает душу и способствует неверному восприятию. Возможно, сам человек настолько погряз в грехе, что, взирая на мир, видит одни соблазны и другого ничего видеть не хочет. Возможно, лукавый дух способствует искаженному восприятию жизни и её понятий. Но в любом случае в этих словах правый глаз выводится как инструмент восприятия мира. И если взгляд на мир ложен, то такой инструмент – глаз, нужно вырвать, то есть заменить ложный взгляд на правильное, истинное восприятие мира. Поскольку слова о соблазняющем правом глазе и руке идут сразу же после слов Иисуса Христа о прелюбодеянии, то слова о глазе и руке можно понимать более конкретно и рассматривать их как предостережения от соблазна. Так, осудив прелюбодеяние в сердце человека, возникшее от взгляда на женщину с вожделением, Иисус Христос в своей последующей фразе предостерегает человека от соблазна и указывает в своих словах на метод борьбы с соблазном. Так если человек соблазняется каким либо видом греха (в контексте с предыдущей фразой греха прелюбодеяния) через глаз, то Иисус Христос советует вырвать соблазняющий человека глаз, даже если этот глаз правый, нужный для правильного взирания на жизнь.

Иными словами, для борьбы с соблазном Иисус Христос предлагает прекратить созерцание (как зрительным, так и мысленным взором) объекта соблазна. И если же рука человека соблазняет его, то есть стремится выполнять греховные действия, то такую руку нужно отсечь, несмотря на то, что это правая рука, то есть очень нужная часть тела. Ведь именно правой рукой правши выполняют почти всю работу. Отсечение и отбрасывание руки нужно понимать как прекращение соблазняющих действий. При наличии таких решительных мер как вырывание соблазняющего глаза и отсечение соблазняющей руки, человек сможет спасти себя от ада.

На протяжении долгого времени толкователей Библии интересовал вопрос о том, почему Иисус Христос говорит только о правом глазе и правой руке. Ведь если человек соблазняется каким-либо предметом греха, то воспринимает его обоими глазами. Очевидно, Иисус Христос это сделал для того, чтобы дать понять, что речь в Его словах идет не о членах тела, а о людях, окружающих человека. Например, человек может доверять другому человеку (возможно своему другу) так безгранично, что считает его своим правым глазом, или доверяет своему деловому партнеру так сильно, что считает его своей правой рукой. В таком случае человек должен убедиться в том, не подводят ли его эти люди, которым он так безгранично доверяет.

Так вот, когда люди, которым безгранично доверял человек и считал их, как бы членами своего тела, оказываются нечестными и искушают человека, и сами себя не сумеют спасти от погибели, греха, и доверяющего им человека могут ввергнуть в геенну огненную, то в этой ситуации лучше всего отсечь этих людей от себя, как искушающие или больные части тела. Это и есть самым лучшим решением, потому, что после разрыва человека с искушающими его людьми, он имеет возможность спастись от греха и погибели. Именно такого объяснения этих слов придерживались Святой Иоанн Златоуст, Святой Августин Блаженный, Блаженный Феофилакт и другие. «Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый глаз свой или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты такого человека отсеки от себя» (Святой Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея, 17,3).

Только решительно отстраняясь от греха отсекая от себя соблазнительные мысли, человек может спасти свою душу. Обезображенная грехами душа должна быть очищена от скверны. Только таким путем и можно достигнуть спасения. И для достижения этой высокой цели необходимо отсечь и отбросить от себя все те препятствия, которые мешают духовному развитию и совершенствованию души. Поэтому человек и должен пожертвовать низменным ради высокого, телесным ради духовных благ и временными радостями ради вечного блаженства.

Поэтому в этой цитате полное подчинение воле Божьей и отказ от греховных мыслей и дел и сравнивается с отторжением от своего тела искушающих человека глаза и руки. Непримиримость ко всем видам греха и активная борьба с ними есть путь к спасению души. Так и Вождь спасения, Иисус Христос, путем страданий и самопожертвования достиг осуществления Своего подвига.

Поучения отцов церкви о том, как превозмочь похотливые помыслы и желания

«Брат спросил старца: что мне делать отец? Меня убивает срамный помысел. Старец ответил ему. Когда мать хочет отнять детище от молока, то прикладывает к сосцам своим горький морской лук. Младенец по обыкновению припадает к груди сосать молоко, но по причине горечи отвращается от неё. Так и ты, если хочешь, положи на мысль твою горечи. Брат спросил его: какая это горечь, которую мне нужно положить? Памятование о смерти и мучениях в будущей жизни – сказал старец» (Древний патерик).

«Когда томит тебя какое-либо вожделение плотское, презри его и скажи душе своей: тем ли тяготишься, что лишаю тебя удовольствия? Но утешься, ибо тем я доставляю тебе Небо, и всерадостные блага его. Потерпи немного и узришь плод» (Духовный Маргарит).

«Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. Так же бывает с плотскими вожделениями. Если человек будет проводить жительство в посте и воздержании, то вожделения изнемогают в душе его» (Святой Иоанн Колов).

«Если тебя палит огонь плотский, противоставь ему огонь геенский, – и огонь похоти твоей тот час погаснет и исчезнет» (Святой Иоанн Златоуст).

«Весом вкушай хлеб и мерою пей воду и дух блуда убежит от тебя» (Авва Евагрий).

«Владычествующий над гневом иссушает похоть и ум его не порабощается блудными помыслами» (Авва Фалассий).

«Как огонь не может гореть без дров и другого сгораемого вещества, так и немощная злокозненная плоть наша, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней» (Святой Ефрем Сирин).

«Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли в какой она обратится смрад, – и успокоишься» (Авва Исаия).

«Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. Возведи око, если можешь душевное, а если нет, то наружное око неподвижно в образ креста, держи руки, чтобы кресным образом посрамить и победить в себе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй меня яко немощен есмь (Пс.6:3). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо видимою помощью прогонишь невидимых. Так молитвою обезоруживали духа блудного Святой Иаков Персиянин, Преподобная Мария Египетская и другие великие подвижники. Второе средство против блудных страстей – смирение в соединении с постом. Скажи мне, моя мучительница плоть моя, как мне сделаться неуязвимым от тебя – говорил некогда один святой муж, как мне избежать естественной беды когда дал уже я обет Христу враждовать против тебя? Как преодолею мучительство твое, когда мне наперед велено быть притеснителем твоим? И плоть в ответ душе моей сказала: отец мой, во мне – самолюбие, если узнал ты явную и глубокую немощь мою и свою, то свяжешь мне руки, если томить будешь голодом гортань, то свяжешь мне ноги и отнимешь у меня возможность идти далее, если вступишь в союз с послушанием, то растопчешь союз со мною, а если приобретешь смирение – то отсечешь мне голову.» (Из книги Святого Иоанна Лествичника «О целомудрии»).

Изречения отцов церкви о прелюбодеянии

«Смотри на прелюбодея и ты увидишь, то он в тысячу раз несчастнее окованных цепями. Он всех боится и всех подозревает, и свою жену, и домашних своих, и друзей, и знакомых, и сами стены, и свою тень, и себя самого» (Святой Иоанн Златоуст).

«Властелин страсти, он Божьим страхом останавливает стремительность сладострастия, как морской волне препятствует твердая и незыблемая скала» (Афанасий Александрийский).

«Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают и душу оскверняют» (Святой Нил Синайский).

«Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженную нечистоту наших дел, да стыдимся тысячекратно более, когда Всечистый Бог и Его Святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотных желаний» (Филарет М.Московский).

«Жить и развиваться на пути добродетели невозможно без отсечения нечистых помыслов. Для тех, которые соглашаются с блудными помыслами и услаждаются ими, нет надежды спасения: напротив того те, которые не соглашаются с ними, но противятся со всевозможным усилием, молясь против них, получают венцы от Бога» (Святой Касиан Римлянин).

«Каждый, давший волю чувствам, дал волю и сердцу» (Святой Исаак Сирин).

«Пойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню, и почувствовав боль тот час, отскакиваешь прочь, – а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь» (Святой Нил Синайский).

«Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает» (Святой Тихон Задонский).

«Хотя и имеешь ты супругу, но бойся женщин. Блажен, кто воздерживает вежды и не мысленно, ни чувственно не обольщается кожею плоти, которая вскоре будет источать из себя гной!» (Святой Ефрем Сирин).

«Угождающий гневу и хотящий победить духа блудного, подобен тому, кто маслом хочет погасить огонь» (Святой Иоанн Лествичник).

«Приятность, ощущаемая при удовлетворении плотской похоти скоро проходит, но вред от этого происходящий, остается в нас всегда, чувственность есть бездна, в которой потонуло и погибло великое множество душ. Сластолюбие заставляет делать нас то, о чем не смеем и говорить. Как не велика сила похоти, но если ты оградишь себя страхом Божьим, то победишь её неистовство» (Святой Иоанн Златоуст).

Что такое прелюбодеяние?

Прелюбодеяние – «нарушение супружеской верности» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка, издание 22, стр. 581). Этот грех у древних евреев был запрещен седьмой заповедью Закона Божьего и жестоко наказывался. Так мужчина, обесчестивший девушку до замужества, должен был жениться на ней и никогда не разводиться с ней. И помимо этого должен был заплатить её отцу пятьдесят сикелей серебра (Втор.22:28–29). Если девушка после совершения брачного договора не была девственницей, то она подвергалась избиению камнями до смерти (Втор.22:20–21). Если муж ложно обвинял свою невесту в этом, то он должен был заплатить её отцу сто сикелей. И муж не имел права на развод (Втор.22:13–19). Если прелюбодеяние совершалось с рабою, то наказывались оба, но не смертной казнью, а мужчина еще приносил жертву повинности своей (Лев.19:20–22). В случае совершения прелюбодеяния с замужней женщиной, обоих прелюбодеев надлежало побить камнями до смерти (Лев. 20,10; Втор. 22,22). В Палестине большему взысканию за прелюбодеяние подвергались женщины, так как мужчине официально разрешалось иметь наложниц. В последствии за прелюбодеяние смертная казнь стала применяться реже и была заменена разводом.

Брак с точки зрения христианства

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной.

Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4).

Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).

Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью. Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5,25). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5,22–23).

Поэтому муж и жена должны совместно идти по жизни, сохраняя друг к другу взаимную преданность, любовь и уважение. Хорошая семья является основой Церкви Христовой и источником личного блага и общественной пользы. Однако, несмотря на то, что люди бывают повенчаны, их отношения могут быть безбожны и грязны. Так как венчание не освобождает их от греховных страстей и извращений. По словам Святого Иоанна Златоуста даже языческий брак может отличаться чистотой и святостью, если в супружеских отношениях присутствует любовь и верность. Так как там, где соблюдается чистота брака, там присутствует Бог.

Слова Святого Апостола Павла о браке

«Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:1–11).

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:28–33).

О нравах и обычаях

В еврейском государстве согласно Законам Моисея если муж заподозрил свою супругу в женской измене, но не имел никаких доказательств, то поступал следующим образом. Муж приводил свою жену к священнику и приносил жертвенный дар, состоящий из 1/10 эфы муки, не принося при этом елей и курения. Священник, взяв жену, ставил её перед Богом, затем сыпал в освященную воду немного земли, взятой с пола скинии. Затем он снимал с жены покрывало и вкладывал в её руку хлебные приношения. Потом он произносил над женой заклятие, говоря, что если она невиновна, то эта вода не принесет ей вреда. А если она виновна, то живот её опухнет и опадет её лоно. Жена же на это должна была отвечать «Аминь! Аминь!». Затем это заклятие он записывал на свитке, смывал надпись водою. Затем, взяв из руки жены хлебную жертву, возносил её перед Богом и часть хлебной жертвы сжигал на жертвеннике. Затем жена должна была выпить эту заклятую горькую воду (Числа 5,11–28). Жертва, приносимая при этом обряде, называлась приношением ревнования (ревности).

Цитаты из Библии о прелюбодеянии

«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:18–19).

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.» ( 1Кор.6:9–10).

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. ( 1Кор.6:13).

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4).

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:1–2).

Комментарии для сайта Cackle