А.Г. Долженко

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе...»

Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5,33–37). Эти слова Иисуса Христа о клятве можно пояснить следующим образом. Слово «клятва», по-еврейски «шеба» обозначает «торжественное обещание, утверждение» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», издание 22-е, издательство Русский язык, Москва 1990 год, страница 280).

Во времена Моисея клятва была известна между евреями как очень древний обычай. Существовала клятва в различных видах и формах. Например, имелась клятва в виде уверения одним человеком другого человека или группы лиц в правоте и истинности сказанных им слов. Существовала у евреев клятва в виде призывания Бога в свидетели правдивости того, что сказано. Такая клятва касалась фактов настоящего, прошлого и будущего, а также заверений в подлинности каких-либо фактов или действий. Во многих странах мира имеется клятва, производимая по требованию правительства, например перед судом. Существует клятва в виде присяги, например произносимая перед несением военной службы. Имеется клятва-обещание, например, о неразглашении тайн при вступлении в какие-либо общества (например масонские). Существует клятва людей, объединенных одной профессией. Например клятва Гипократа у врачей.

Чаще всего клятва в Библии имела две формы: 1 клятва, подтверждающая то, очевидцем чего был человек; 2 клятва обещающая, в которой человек обещал выполнить какой-либо поступок. Слова из Библии «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис.30:3) ошибочно относить только к клятве подтверждающей. Потому что её якобы нельзя нарушить, так как при этой клятве человек не обязуется выполнять никаких дел, а клятву обещание можно нарушить невыполнением обещанного поступка. Такое суждение неверно и вот почему. Нарушаются обе формы клятвы. Клятва обещание нарушается неисполнением обещанного поступка, а клятва подтверждение (заверение) тоже нарушается тем, что в один день человек может подтвердить что-либо, клятвенно заверив свои слова, а на другой день отказаться от сказанных им слов. Поэтому слова о нарушении клятвы в равной степени относятся как к подтверждающей (заверительной) клятве, так и к клятве в виде обещания о выполнении какого-либо поступка. Так как если человек не отказывается от заверенных им клятвою ранее сказанных слов, то этим он тоже совершает достойный поступок.

В клятвах разных типов согласно обычаям разных народов может отсутствовать или присутствовать имя Бога. Так, например, у языческих народов клялись не ссылаясь на Бога. «Клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан!» (Ам.8:14). Господь Бог, обращаясь к пророку Иеремии, сказал: «Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги» (Иер.5:7). Язычники клялись предметами наслаждений. «В тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским» (Ам.8:13–14).

В языческих странах клялись именем царей и фараонов. «Вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш» (Быт.42:15). У древних евреев клятва тоже широко применялась с незапамятных времен. Клялся древнееврейский патриарх Авраам. «И сказал Авраам: я клянусь» (Быт.21:24). Клялся древнееврейский патриарх Иосиф отцу своему, Израилю.

К клятве часто обращались простые люди, пророки и патриархи Еврейского народа. «Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» (Быт.14:22–23).

Моисей упорядочил употребление клятвы в еврейской среде и дал правила и ограничения, связанные с применением клятв. Так Моисей запретил применение ложной клятвы с употреблением имени Бога. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]» (Лев.19:12). Моисей повелел выполнять клятвенные обещания. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис.30:3). Моисей объявил твердой только ту клятву, в которой призывается имя Бога. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись.» (Втор.6:13). Моисей разрешил евреям применение клятв в виде оправдывающего заверения во время спорных вопросов а также употребление клятвы перед судом для утверждения показаний «клятва перед Господом да будет между обоими, в том что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего» (Исх.22:11).

Но несмотря на предписания Моисея, со временем клятва стала применяться евреями не только в особо важных случаях жизни, но и по любым пустякам, и в обычной разговорной речи. Еще в Ветхозаветные времена древним евреям на горе Синай было сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7). Однако древние евреи очень часто нарушали это предписание и легкомысленно произносили имя Бога, употребляя это имя в своих лживых клятвах. Наряду с этим евреи очень часто и неоправданно ссылались на Бога, а также кляли себя Его именем, то есть призывали на свою голову кару небесную, которая должна покарать клянущихся в случае их неправоты. То есть клялись именем Бога. При этом в своих клятвах евреи пользовались различными формулировками. Например, после своих утверждений они повторяли формулировку «Жив Господь», что означало то, что они клянутся Богом. «[Гедеон] сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь!» (Суд.8:19).

Помимо этого евреи употребляли в своих клятвах и такие формулировки «то и то пусть сделает со мною Бог» (3Цар.2:23). «И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и ещё более сделает, если ...» (4Цар. 6,31). Наряду с этим евреи многократно и неоправданно брали Бога в свидетели для подтверждения своей правоты. На самом деле, в подавляющем большинстве случаев, в словах евреев при произнесении клятв и ссылок на Бога, правота и истина отсутствовали. «Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно» (Иер.5:2). Именно поэтому Моисей, чтобы уберечь свой народ от тяжкого греха клятвопреступления, и проявляя нисхождение к жестокосердию евреев, разрешил им произносить клятвы, но при условии, чтобы эти клятвы не были ложными.

Как уже говорилось, Моисей указывал на то, что клятвы произнесенные евреями, должны исполняться. Это касается обетов, заверений и обещаний. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор.23:21). Моисей также предписывал евреям не ссылаться в своих ложных уверениях на Бога, не указывать на Господа, как на свидетеля своей правоты в своих ложных утверждениях, и не произносить имени Бога напрасно. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]» (Лев.19:12).

Древние евреи не только часто произносили имя Бога напрасно, то есть для маскировки своей лжи, для оправдания корыстолюбия и стяжательства, но и открыто нарушали свои клятвы, скрепленные именем Бога. Такие поступки в еврейском государстве стали массовыми, потому что фарисеи, потворствуя клятвопреступлениям, измышляли многочисленные оправдания этого греха. Так, например, фарисеи, успокаивая совесть евреев, утверждали, что в клятвах запрещено клясться только именем Бога и поэтому все другие, заведомо ложные клятвы, якобы не содержат греха. Именно фарисеи и советовали евреям в таких клятвах вместо имени Бога клясться небом, землею, Иерусалимом, головою своею и т.п. Фарисеи также лживо утверждали, что якобы допускается ложная клятва во имя личной выгоды и корысти, в тех случаях когда нельзя доказать неискренность клятвы и если такая клятва позволяет ловко обойти Закон и удачно устроить свои дела. При этом фарисеи забывали указать народу на то, что любая ложная клятва, независимо от того произносится она с именем Бога или нет, все равно остается ложной и является грехом.

Поэтому Иисус Христос со всей непримиримостью осудил фарисеев, заявив что такие клятвы в любом случае нарушают Закон Божий. В Нагорной проповеди Иисус Христос дал исчерпывающее пояснение того, почему нельзя применять такие фарисейские клятвы. Иисус Христос призывает не верить фарисеям, которые, попустительствуя человеческим слабостям, разрешают клятву без имени Бога. Иисус Христос в Нагорной проповеди поясняет, почему нельзя употреблять фарисейские клятвы и клясться ни небом ни землей, ни Иерусалимом, ни головою. «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Матф.5:34–36). Понимать слова Иисуса Христа надо в том смысле, что и небо, и земля, и Иерусалим, и все остальное, принадлежит только Богу. Все к человеку приходит от Бога и все в мире Божие. И из того, что человек получил от Бога, все омыто искупительной кровью Спасителя. Поэтому чем бы человек не клялся, по сути он клянется тем, что принадлежит не ему, а Богу, потому что у человека нет ничего своего, не данного Богом. В таком случае человек и не должен ничего выставлять в подтверждение своей правоты. Всё, что имеют люди, как и сама человеческая жизнь, несет на себе отпечаток искупительной жертвы Иисуса Христа. И именно с этой точки зрения и нужно рассматривать клятву.

Поэтому человек должен клясться только именем Божьим, которое Бог разрешил призывать в клятве. Поэтому нельзя клясться небом, так как человек не владеет им и потому что небо символ престола Божьего. Нельзя клясться землей, так как и она принадлежит Богу, являясь подножием ног Его. Землей нельзя клясться и потому, что земля является средой обитания человека и не должна быть запятнана ложной клятвой. А также потому, что земля не является символом святости, так как на ней много зла, греха, лжи и несправедливости. И потому клянясь землей, человек клянется господствующим на ней злом. Нельзя клясться Иерусалимом, так как это город великого Царя. Великим царем в Иерусалиме был Соломон, так как он построил Великий храм в этом городе в честь Истинного Единого Бога. Но в приведенных словах Великим Царем назван Иисус Христос. О Христе как о Царе говорится так в Библии: «Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан.18:37), Именно в этом городе проходила Его проповедническая деятельность. Именно в этом городе Его распяли и Он воскрес. Поэтому этот город можно назвать городом великого Царя, Иисуса Христа.

Нельзя клясться этим городом также и потому, что Иерусалим после общественного служения Спасителя стал символом религиозно-нравственной жизни, городом, тесно связанным с биографией Христа. Головой нельзя клясться потому, что голова это символ ума, интеллектуально-нравственной жизни человека. А интеллект и творческие способности тоже дарованы Богом и человеку не принадлежат. Поэтому и ими клясться нельзя. Голова является символом человеческой жизни вообще, которая, как и ум, принадлежит Богу. И так как ничего своего у человека в этом мире нет, а все получено от Бога, то и клясться нужно только именем Божьим. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

Иисус Христос хотел от Своих последователей того, чтобы они проявили нравственность выше фарисейской. Поэтому можно предположить, что Иисус Христос считал, что те люди, которые стали нищими духом, плачущими о своих и чужих грехах, стали кроткими, правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами, не могут врать и достойны такого доверия, что им не нужно подкреплять свои слова клятвой. Поэтому слова таких людей «да» или «нет», будут надежнее и тверже чем клятвенные заверения грешников и обманщиков. Всех остальных людей Иисус Христос призывал стать именно такими, нравственно чистыми людьми и не клясться вовсе, потому что нравственно чистый человек не способен обмануть. Если же от человека требуют клятвенного подтверждения его слов, то это говорит о том, что такому человеку не верят, потому что он запятнал себя лживой жизнью и злыми поступками и от него мало услышать слов «да» или «нет», а нужна в подтверждение его слов ещё и клятва. Честный же человек может не клясться совсем, так как всегда говорит правду. Поэтому для честных людей клятва просто не нужна.

А для людей с низким нравственным уровнем клятва полезна по той простой причине, что она будет удерживать человека от греха клятвопреступления. Мысль о том, что если человек не давал клятвы, то ему и нечего нарушать, и он может соврать ради выгоды, неверна потому что с клятвой или без клятвы человек все равно должен оставаться честным. Но для людей с невысокой нравственностью и склонных ко греху, клятва полезна тем, что такой человек, боясь кары Божьей, все же будет соблюдать клятву и проявлять честность в отношении её выполнения. Возможно такой человек в дальнейшем разовьется в нравственном смысле и уже не будет нарушать клятвы не только из за страха перед наказанием Божьим, но и по причине проснувшейся совести.

Таким образом клятва для человека на первом этапе его нравственного становления будет полезна тем, что сыграет роль сдерживающего фактора и предохранит человека от возможного греха в виде клятвопреступления.

Сказав о том, что слова людей должны быть "да, да", "нет, нет", а все что сверх этого, «то от лукавого», Иисус Христос указал на то, что руководящим принципом во всех разговорах людей должна быть истина в лаконичном её изложении. Все остальные слова «что сверх этого», то есть сверх истины, «то от лукавого» – говорит Господь. Истина происходит только от Бога. Ложь, кривотолки, фальсификация и искажения – от лукавого духа, «отца лжи». Поэтому тот человек, который отклоняется от истины, тем самым и отдает себя во власть лукавого. Истину можно говорить только тогда, когда человек живет по Заветам Божьим и руководствуется учением Того, кто Сам Абсолютная Истина. То есть Бог – воплощение Разума, Мудрости, Правды и Света. Поэтому все поступки и слова истинного христианина должны быть светлы и ясны, как луч света.

Призыв Христа о том, что «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет» касается также и способа ведения бесед, построения фраз и культуры речи в целом. Этими словами Иисус Христос осуждает малозначащие беседы и пустословие, употребление в речи грубых и бранных выражений, лести и лжи и призывает людей к тому, чтобы их краткая речь была наполнена ясным смыслом и глубоким значением, и производила благоприятное впечатление на слушателя. «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол.4:6) поясняет учение Христа Апостол Павел.

Иисус Христос призывает людей не только не злоупотреблять именем Божьим, но и заботиться о том, чтобы речь не оскорбляла собеседника, была лишена бранных слов, служила идеалам добра и укрепления веры, имела воспитательное значение и была приятной для слушателей. «Никакое гнилое слово да не исходит их уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).

Своим высказыванием о том, что речь людей должна быть простой и краткой «да, да», «нет, нет», Иисус Христос осуждает также вздорные, ненужные споры, ссоры, глупые шутки и насмешки, укоры и упреки, издевательские и унижающие человека слова, двусмысленные выражения и пошлые разговоры, а также беседы, разжигающие страсть, толкающие ко греху. Запрещая греховные разговоры, Иисус Христос требует от людей правдивости в словах, чистоты помыслов, открытости и истины как в мыслях и речах, так и в делах нашей жизни для того, чтобы человек становился чище и лучше, отдалялся от греха и не участвовал «в бесплодных делах тьмы» (Еф.5:11).

Признавал ли Иисус Христос клятвоприношение?

Клятва до пришествия Иисуса Христа была разрешена Богом еврейскому народу. Сущность клятвы состояла в том, чтобы Всеведущего Бога призвать в свидетели для подтверждения правоты сказанных слов. У евреев считалось, что Господь Бог накажет человека, который призывал имя Бога в своей клятве и нарушил её.

Но и у древних евреев предписывалось употребление клятвы только в определенных случаях. Например, для подтверждения правдивости сказанного. «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» (2Цар.12:5). «И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руф.1:17).

Для заключения договора между людьми. «Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт.14:22). При заключении договоров между царем и народом. «Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим» (1Цар.14:24). «Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» (3Цар.18:10).

Во время произнесения обета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис.30:2). При раскрытии преступлений и в судах (Числ. 5,21). Моисей провозгласил истинной, клятву только с призыванием имени Бога. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись» (Втор.6:13).

Но предписания Моисея очень часто нарушались евреями, которые клялись по любому незначительному поводу и употребляли клятву в обычных разговорах. Для оправдания этого греха фарисеи придумали целый ряд уловок, ложно говоря евреям о том, что карается та ложная клятва, в которой употребляется имя Бога. И якобы можно безнаказанно клясться небом, землей, Иерусалимом, головой и прочим, и что якобы такая клятва безгрешна, так как позволяет ловко обойти Закон.

Иисус Христос, выступая против клятвопреступлений, ставших распространенным обычаем в еврейской среде и осуждая лживые уловки фарисеев, в Нагорной проповеди провозгласил: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5,33–37).

Этими словами Иисус Христос не нарушил, а подтвердил правдивость закона Моисея о клятве в отношении того, что нельзя клясться небом, землею, Иерусалимом, головой. Таких клятв произносить нельзя. Во-первых, потому что это похоже на языческие клятвы. А во-вторых, как пояснил Иисус Христос, так клясться нельзя, потому что: небо – это Престол Божий; земля – подножие ног Его; Иерусалим – город Великого Царя Иисуса Христа, так как с Иерусалимом связано Его служение; головой клясться нельзя, потому что человек не может сделать свои волосы белыми или черными. Этими словами Спаситель указал на то, что Бог, а не человек посылает людям такие сильные переживания и ситуации, от которых люди седеют или наоборот живут хорошей спокойной жизнью, при которой волосы их врожденного цвета. То есть не человек, а Бог стоит за всеми, в том числе и за глобальными обстоятельствами жизни, от которых у людей меняется цвет волос. Поэтому и не следует клясться людской головой, так как от этого ключевые, главные обстоятельства жизни людей не зависят. Потому что любые ситуации, в том числе и главные обстоятельства в жизни людей, зависят только от воли Божьей.

Также Иисус Христос сказал: «А Я говорю вам не клянитесь вовсе». По поводу этих слов имеется огромная философско-религиозная литература разных стран народов и эпох, связанная с их толкованием. Пояснение эти настолько противоречивы, что сводятся к двум противоположным утверждениям: 1 признание Иисусом Христом клятвы; 2 отрицание клятвоприношений во всех видах. Для того, чтобы ясно и определенно ответить на вопрос о том, признавал или отрицал Иисус Христос клятву, давайте всесторонне проанализируем Его знаменитую фразу из Нагорной проповеди, вызвавшую столь противоречивые суждения.

Итак, Спаситель сказал: «не клянитесь вовсе». Слово "вовсе" обозначает «совсем, совершенно (без отрицания при следующем слове)» (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», издание 22-е, Москва, издательство «Русский язык», 1990, страница 92). Слово "совсем" означает: 1 совершенно, вполне; 2 ни в какой степени» (С.И. Ожегов, указанное издание, страница 740). С учетом пояснения смысла слова «вовсе», которое употребляется «без отрицания при следующем слове», ещё раз прочтем высказывание Иисуса Христа «А Я говорю вам не клянитесь вовсе: ни небом..., ни землею..., ни Иерусалимом..., ни головою». Как видим в этих словах Иисус Христос не отрицает клятвы вообще, а говорит о том, чтобы совсем, вполне, ни в коей степени не клялись ни небом, ни землею, ни Иерусалимом, ни головою, и доходчиво поясняет почему этого не следует делать. В древнеславянском переводе эти слова звучат так «азь же глаголю вам, не клянитесь всяко...». Слово "всяко" обозначает «по-разному, по-всякому» (С.И. Ожегов, указанное издание, страница 110). В данном случае слова Спасителя «не клянитесь всяко» следует понимать в том смысле, что не нужно разным, различным, всевозможным образом (способом) клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Иными словами не нужно в разных формах, видах, вариантах клясться указанными вещами.

Как видим, Спаситель запрещал всякие, разнообразные варианты, разновидности клятв, связанных с небом, землей, Иерусалимом, головой, но не запрещал саму клятву в принципе. При запрете клятвы вообще, Спаситель сказал бы «не клянитесь ВСЯКОЮ (то есть никакой вообще) клятвою». А Спаситель говорит «не клянитесь ВСЯКО». То есть не клянитесь по разному, по всякому (в различных вариантах) ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой. Впоследствии Апостолы также не отрицали клятву вообще а лишь повторяя слова Христа, говорили: «Братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак.5:12).

Под словами «никакой другою клятвою» подразумеваются клятвы, подобные той, в которой клянутся небом или землею. То есть запрещается не клятва вообще, а та клятва, которую осудил Иисус Христос, а затем и Апостол Иаков. Доказательство правильности этого утверждения имеется тут же, в далее идущих словах Апостола, в которых он поясняет свою мысль о том, что «никакой другою клятвою» нельзя клясться «дабы вам не подпасть осуждению». А клятвой, подпадающей под осуждение, и является та, в которой клянутся небом, землей, Иерусалимом, головой. Иными словами Апостол, не запрещая клятву вообще, указал на то, что клясться нельзя ни небом, ни землей и никакой другой подобной клятвой. Но при этом Апостол не сказал, что он отменяет любые клятвы. В последующих своих словах он пояснил, что не рекомендует клясться никакой другой клятвой, для того чтобы клянущиеся люди не подпали в осуждение. В качестве примера клятвы, которая осуждается, Апостол и указал на клятву, в которой фигурирует небо, земля и т.д., полностью сославшись на формулировку, предложенную Иисусом Христом, и от себя ничего не добавил.

Кроме того, речь Иисуса Христа в Его Нагорной проповеди была обращена к людям, которые являются или могут стать нищими духом, плачущими о своих и чужих грехах, кроткими, милостивыми, миротворцами, чистыми сердцем. А люди, обладающие столь высокими нравственными качествами, естественно отличаются искренностью и честностью, и для таких людей клятва просто не нужна, потому что поручительством правдивости их слов является не клятва, а их честность и чистая совесть.

Для того, чтобы понять, одобрял ли клятву Иисус Христос, нужно обратиться не только к словам Спасителя, но и к другим местам Библии. Так в Ветхом Завете Бог, признавая клятву, клянется Сам Собою. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис.45:22–23).

Клятву признавали пророки и патриархи еврейского народа. «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт. 14,22) – сказал Авраам .

В Новом завете клятва Бога признается Апостолами. Так Апостол Павел в своем послании к евреям не запрещает клятву, а говорит о ней так: «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр.6:16–17).

Сам же Иисус Христос, стоя перед судом синедриона, не отказался, а клятвенно присягнул в подтверждение того, что Он Сын Божий. «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.» (Матф.26:63–64). Чтобы понять эти слова нужно знать, что у евреев при раскрытии преступления или особо важного дела применялся особый вид клятвы с готовыми словесными формулировками. Также существовала установленная общепринятая словесная формулировка клятвы, употребляемая евреями в судах. Тот, кто вопрошал, прибегая к клятве, заклинал именем Бога того, кого спрашивал, и требовал говорить правду. В этом диалоге словесная формулировка спрашивающего была такой «заклинаю тебя Богом живым», а вопрошаемый человек, заклинаемый клятвой, говорил в ответ словами готовой словесной формулы «Аминь» или «Ты говоришь», выражая свое согласие со словами вопрошавшего.

«При раскрытии какого-либо преступления в означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил «заклинаю тебя Богом живым», а заклинаемый отвечал на это «Аминь» или «Ты говоришь» (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора, Москва, 1891, стр. 401).

Готовые общепризнанные и широко используемые словесные формулировки употреблялись евреями и при произнесении других клятв. Например, в подтверждение правоты своих слов евреи говорили «Жив Господь!» (Суд.8:19) или «то и то пусть сделает со мною Господь» (3Цар.2:23). Поэтому, отвечая словами установленной формулировки, Спаситель не отверг клятву, а принял в ней участие. Апостолы также применяли клятву. Так Апостол Павел пишет: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1:9). «Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (2Кор.1:23). «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1:8).

Клятву употребляли и Ангелы в текстах Нового завета. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим вовеки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (Откр.10:6). Клятвоприношение совершали как священники, так и соборы. В существовании православной церкви известны клятвы Московских соборов 1666 и 1667 годов.

Согласно учению Христову истинные христиане должны подчиняться власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). И как члены государства, должны давать клятвы по требованию правительства в судах, этим поступком выражая свою лояльность к существующей власти. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3:1).

Согласно словам Самого же Иисуса Христа, Он пришел не для того, чтобы нарушить Закон Моисея, который разрешает клятву, а для того, чтобы исполнить Закон Божий. Поэтому, на вопрос о том, признавал ли Иисус Христос клятвоприношение, можно ответить положительно. Такой ответ основывается на объективном анализе Библии и учения Христова. Такой ответ подтверждается теми доводами, что Сам Спаситель нигде клятву вообще не отвергает. А своими словами «не клянитесь вовсе» указывает на то, что нельзя клясться ни небом, ни землей, ни Иерусалимом, ни головой.

Ярким доказательством признания клятвоприношения является тот факт, что Сам Спаситель был сопричастен к клятве, и отвечал на слова первосвященника не запретом об употреблении клятвы, а прямым участием в клятвоприношении.

Рассказы о каре Божьей за клятвопреступление

Библейский пример наказания за клятвопреступление

Царь Навуходоносор овладел Иерусалимом, но оставил на престоле еврейского царя Седекию, предварительно взяв с него клятву на верность и покорность. Седекия вопреки данной клятве, заключил союз с царем Египетским и восстал против Навуходоносора. Бог обличил Седекию устами пророка Иезекииля сказав: «клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои; и поведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня.» (Иез.17:19–20).

Вскоре слова пророка Иезекиля сбылись. Навуходоносор вновь взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон. Там ему выкололи глаза и бросили в тюрьму, в которой он и погиб. Так был наказан Седекия за свое клятвопреступление.

О наказании за божбу

Однажны пришли двое прокаженных к преподобному Авксению и попросили исцелить их от болезни. На вопрос преподобного за что они наказаны, больные лишь кланялись и просили об исцелении. «Господь наказал вас за то, – сказал им преподобный Авксений – что вы имеете привычку божиться и клясться без нужды». Больные признали свой грех и изумились прозорливости Святого. Тогда Святой помазал их с головы до ног священным елеем и сказал «исцеляет вас Иисус Христос!». И больные мгновенно выздоровели. (Эпизод пересказан по книге «Четы-Минеи», 14 февраля).

«1865 года июня 14 дня один крестьянин по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся перед мирской сходкою такими словами: «Убей Бог меня громом, если я бил пастуха». Крестьяне так и оставили Григорьева без наказания, уважая его трезвую жизнь. Но Бог взыскал с злоупотребившего клятвою для общего вразумления. На другой день после сходки крестьянин Игнатий Григорьев, идя по своим делам из одного села в свою деревню, по слову своему, указанному на мирской сходке, действительно был убит громом. Вот что значит во лжи божиться перед людьми. Божба часто считается делом маловажным, только бы поверили человеку. Но перед Богом она имеет высокую цену» (Российский духовный журнал «Душевные чтенья» за 1870 год, март).

Изречения из книги «Творения Святого Тихона Задонского»

«Вошли в обычай божбы крайне непристойные христианам как-то: «ей Богу», «на то Бог», «свидетель Бог», «видит Бог», «на то Христос» и прочие, и поминаются они от людей часто и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что как сатанинский вымысел на бесчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенных. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда нужно тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово Да-да, нет-нет. Прочее все от неприязненного духа»

О клятвопреступлении на суде.

«Однажды к Святому Евтихию, патриарху Константинопольскому пришел слепец. «Давно слеп?» – спросил патриарх. «Уже год"- ответил недужный. На вопрос отчего болезнь случилась, слепец рассказал следующее: «Я судился с одним человеком и чтобы выиграть дело согрешил – подтвердил иск ложною присягою. Дело то я выиграл, но за то вскоре после этого ослеп. Помолись за меня Угодниче Божий». Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение. Настоящий случай с клятвопреступлением да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие» («Четы-Минеи» апрель).

О каре небесной за ложную клятву

«Один мелкий торговец Владимирской губернии был весьма ловок в обмане. Войдет бывало в дом самым скромным образом, поклонится перед святыми иконами, осведомится о здоровье хозяина и хозяйки, и так вежливо и убедительно предложит купить что-нибудь, что редко уходил из дома без продажи. К словам «товар заграничный, краски прочные» он постоянно прибавлял свою заветную божбу «Ей Богу копейка на погибель, без покаяния умереть, с ума сойти». И не прошли даром несчастному такие страшные напрасные клятвы. Торговля его расстроилась, он обеднел, сошел с ума и найден был замерзшим под березою при большой дороге. Таким образом этот несчастный, самовольно обрекший себя быть может из-за копейки на сумасшествие, и так охотно желавший умереть без покаяния, по неисповедимым судьбам Божиим получил и то, и другое.» (Заметка процитирована из Всероссийского журнала «Странник» за 1869 год июль. В журнале говорится о том, что в основе заметки лежит подленный случай).

Ложная клятва монаха

«Некто по имени Иоанн, боярин киевский, облекшись в монашество в Киево-Печерской Лавре имел при себе юного сына Захарию. Чувствуя приближение смерти, Иоанн поручил сына своего покровительству Божию, и некоему иноку по имени Сергий, также бывшему боярину, оставив тысячу гривен серебра и сто гривен золота чтобы он сберег их до совершеннолетия сына и отдал ему. Таким образом, распорядившись, Иоанн скончался. Захария, достигнув 15-летнего возраста, потребовал у Сергия отцовского наследства. Сергий изумился, как бы не зная чего требует юноша; но видя неотступность требований, принял вид оскорбленного и с упреком сказал ему: «Отец твой отдал все имение Богу: у Него и проси, а не у меня. Я не виноват, что отец твой был так неразумен, что обогащая нищих, сделал нищим своего единственного сына».

При столь неожиданном вероломстве юный Захария заплакал и просил Сергия отдать ему по крайней мере половину имения, хотя бы третью часть, даже десятую. Но Сергий решительно отказался. Тогда Захария потребовал чтобы Сергий утвердил клятвою что не получал денег от отца его. Сергий при посторонних свидетелях идет с Захариею в церковь и, став перед образом Богоматери, клянется небом и землею, что отец Захарии не давал ему ни полушки. В утверждение клятвы он хотел облобызать икону Божией Матери, но невидимая сила приковала его к месту, он не мог подойти к образу и, трепеща всем телом, воскликнул: «Преподобные отцы Антоний и Феодосий! Помолитесь Матери Божией дабы ангел смерти не погубил меня!» После столь чудесного обличения в ложной клятве Сергий возвратил имение, принадлежащее Захарии.» (Четьи-Минеи, 24 марта)

Об отрицании клятвы

Внутри христианства существуют малочисленные течения, которые безосновательно отрицают клятву. Рассмотрим их. Одной из первых против клятвы выступила религиозно-политическая партия есеев. Есеи существовали в Палестине от 100 года до Рождества Христова и до разрушения Иерусалима. Они стремились к тщательному исполнению Закона. Очень строго чтили субботу. Большинство есеев отказывалось от брака и не учавствовало в общественной жизни. Селились они в уединенных местах. Жили они в общественных домах и имели общее имущество. Основным их занятием, кроме молитв, было земледелие и ручной труд. Старые и больные члены их организации окружались заботой и уходом. Есеи часто совершали омовение (крестились). Носили очень простую одежду, довольствовались скромной пищей, не ели масла, употребляли вместо него воду, отказывались участвовать в жертвоприношениях Иерусалимского храма. Однако отсылали свои дары для этого храма.

После того, когда был разрушен Иерусалим, есеи примкнули к христианам. В результате чего возникло новое направление евионитов. Евиониты отличались строгой жизнью и аскетизмом. Можно предположить, что в послании к Колосянам Апостол Павел высказывался против влияния, которое очевидно и было есейским. Есеи не признавали любую клятву, и поэтому Ирод при вступлении в правление Палестиной освободил их от присяги. Но сами есеи при вступлении в свою партию требовали принесения клятвы. Чтобы вступить в общество есеев, необходимо было пройти трехлетнее испытание. А во время принятия в члены общины испытуемый давал «страшную» клятву, обещая прославлять Бога, проявлять справедливость к людям, делать добро, ненавидеть зло, не искажать учения есеев, сохранять в неприкосновенности тексты этого учения.

Отрицали клятву вальденсы, Лондонские бедняки, которые были последователями еретического направления, появившегося в XII веке во Франции в среде крепостных крестьян. Основал эту секту в 1176 году французский купец Пьер Вальдо. Вальденсы выступали с резкой критикой папства и католичества. Вальденсы отвергали право католических структур на собственность и на сбор десятины, выступали против того, что Папа Римский объявлял себя наместником Апостола Петра, отрицали духовенство как сословие. Не признавали вальденсы католические таинства, такие как: почитание креста, поклонение иконам, отвергали догмат о чистилище и т.д. Вальденсы призывали восстановить принципы раннего христианства и жить по его правилам всеобщего равенства между всеми членами общины. Их учение было осуждено в 1215 году на 4-м Латеранском Вселенском соборе. Папа Римский Сикст IV в XV веке организовал против вальденсов крестовый поход. В 1545 году французские войска устроили расправу над этой организацией. Несмотря на преследования, вальденсы сохранились и в XX веке в ряде областей Швейцарии, Франции и Италии.

Квакеры (именующие себя обществом друзей) также не признают никакой клятвы. Это община в Англии, основанная в 1650 году Дж. Фоксом. Их движение возникло в среде городской бедноты как реакция на политику и религию. Они представляют собой радикальное направление в протестантизме. Квакеры решительно отвергают церковную догматику и культ, но признают Библию, как необходимый источник религиозно-философской истины. В этой секте нет сложной, детально разработанной догматики. Квакеры отвергают все таинства, праздники и обряды, в том числе крещение и причастие. В их религиозных суждениях отсутствует какая-либо символика, не допускаются пение и музыка. По воскресеньям на своих собраниях в молитвенных домах они не совершают предварительно подготовленной проповеди, а погруженные в молчание, ждут пока у кого-либо не возникнет потребности что-нибудь сказать. В некоторых случаях собрания квакеров проходят без единого слова. Квакеры решительно отвергают клятву. Однако при вступлении в брак приносят обещание верности в присутствии старейшин. Квакеры отказываются брать в руки оружие, выступают против роскоши, украшений, чинопочитания, не снимаю шляпы ни перед кем и никому не кланяются. В своем поведении они стремятся к простоте, к краткости речи, к ношению скромной одежды. От членов своей секты требуют искренности и правдивости. Квакеры подвергались гонениям в Англии. И после принятия закона о веротерпимости в США, в 1689 году в эту страну переместился центр квакерского движения. В 1917 году был создан «комитет служения американских друзей» под руководством которого велась активная миротворческая деятельность, энергичная борьба против насилия, рабства, смертной казни и антигуманного содержания заключенных. После первой и второй мировой войны антивоенная, филантропическая и миротворческая деятельность квакеров распространилась на многие регионы Африки, Азии, Латинской Америки и Европы.

Не признают клятву анабабтисты, представители радикальных протестантских сект. Это движение возникло в среде городских низов в Швейцарии в период реформации и распространилось в рядом находящиеся страны. Анабабтисты представляли собой главную силу в рядах повстанцев в период крестьянской войны в Германии в 1524 году и во время Мюнстерской комунны в 1534 году. Потерпев поражение, и скрываясь от преследования католической и большинства протестантских церквей, анабабтисты бежали в Англию, Чехию, Голландию. Затем многие из них переселились в Северную Америку. Учение анабабтистов имеет расхождение с традиционным христианством по вопросу воплощения Иисуса Христа. Анабабтисты выступали за коллективное уравнительное землевладение, за упразднение феодальных и церковных привилегий.

Меннониты тоже отрицают клятву. Они были преемниками анабабтистов. Католический священник Менно Симокс, порвав с католицизмом, в 1535 году объединил разрозненных сторонников умеренно настроенных анабабтистов в Нидерландах. Это объединение произошло после разгрома Мюнстерской комуны в 1535 году и положило начало новому религиозному течению. Окончательно учение меннонитов было сформировано в 1632 году на Дартской конференции. Меннониты признают покаяние в грехах, сознательное крещение, хлебопреломление (причащение), омовение ног, отлучение, а также отказываются от воинской службы, присяги и т.д. Себя меннониты называют «общиной святых» и «возрожденных богоизбранников». В 40–50 годах XVI века в Нидерландах усилились гонения на еретиков и меннонитов. Избегая репрессий, меннониты поселились сначала в Польше, а затем в России. Это произошло после указа Екатерины II от 7 сентября 1787 года по которому разрешался ряд социально-экономических привилегий и льгот. Сначала они селились на правом берегу Днепра в районе о.Хортица. После раздела Польши в 1793 году им были предоставлены обширные земли в Таврической губернии около реки Молочные Воды. В 60-х годах XIX века в их среде возник раскол с выделением новой группировки – братских меннонитов. В 1916 году меннониты в России имели свыше миллиона десятин земли. После революции часть меннонитов эмигрировала за границу. В настоящее время в мире существует около полумиллиона меннонитов. Проживают они и в ряде районов СНГ.

Не признают клятву духоборцы – течение в духовном христианстве, полностью порвавшее с православием. В современном религиоведении духовным христианством называется группа дореволюционных сект: молокане, христоверы, иконоборцы, духоборцы. Название секты происходит от того, что её члены величают себя «борцами за дух и истину», за «одухотворение омертвевшей в православии веры». Основы их вероучения излагаются в «Животной книге», которая состоит из псалмов. Эти псалмы заучиваются членами секты с детства. Главное понятие духоборцев «Бог – есть дух, Бог – есть слово, Бог есть человек... Тело наше храм. Дух Божий живет в вас, оживотворяет вас» – так говорится в первом псалме «Животной книги» духоборцев.

Духоборцы отрицают светскую и духовную власть, а русскую православную церковь считают гонителями свободного духа и веры. Начиная со 2-й половины XVIII века секты духоборцев неоднократно подвергались департации, ссылались на принудительные каторжные работы. По указу Александра I все духоборцы были поселены в степные места в Мелитопольском уезде на Молочных водах (речка Молочная). Таким образом, была создана первая колония духоборцев в России. Вскоре после вступления на престол Николай I издал указ, в котором говорилось «кто не желает принять лоно православия и отныне не будет служить в армии, немедля будет сослан в специально отведенное место». По этому приказу духоборцы были переселены в Ахалкалацкий уезд Грузии. И в наше время в тех горных местах Грузии встречаются деревни с русскими названиями Спасовка, Ефремовка, Орловка, Калинино, в которых живут духоборцы.

В 1898 году несколько тысяч духоборцев переселилось в Канаду и создали там свои поселения. Непосредственно помогал им в этом Л.Н.Толстой. На гонорар, полученный за роман «Воскресенье» он нанял два парохода, на которых духоборцы и отплыли из России. В настоящее время часть духоборских общин проживает на Северном Кавказе, в Азербайджане, Ростовской, Тамбовской и Оренбургской областях, а также на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии. В 1991 году в городе Целина, расположенном в Ростовской области, состоялся съезд духоборцев, на котором была создана их организация под названием «Религиозное объединение духовных борцов Христа – духоборцев СССР». На этом съезде был избран совет из 7 членов, включая председателя, и исполнительный комитет из 3-х человек. Центром этой организации стал город Ростов-на-Дону. После распада СССР эта организация называется «Региональное объединение духоборцев России» и имеет свои центры в Москве и в других городах.

Против клятвы безосновательно выступали не только секты и направления в христианстве, но и отдельные личности. Например, профессор Вагнер, Л.Н.Толстой. В своей книге «В чем моя вера» Л.Н.Толстой бездоказательно пишет «клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак». Несмотря на то, что Иисус Христос нигде не выступает против клятвы вообще, а уточняет чем нельзя клясться «не клянись вовсе: ни небом ... ни землею ...ни Иерусалимом ... ни головою», Л.Н.Толстой все же без всяких аргументов упраздняет клятву.

В другом месте этой же книги Л.Н.Толстой пишет «не присягай никогда, никому и ни в чем. Всякая присяга вымогается от людей для зла». Да, есть присяги направленные на зло: в секте сатанистов, в банде разбойников, на исполнение мести и т.д. Но почему же сказав об этом, Л.Н.Толстой забывает о присягах и клятвах направленных на добро. Например, о клятве Гиппократа, оберегающей здоровье людей, о присягах, связанных с сохранением профессиональной тайны в адвокатской и медицинской профессии, о присяге защищать отечество от врагов и т.п. Например клятва Герцена и Огарева, которой они следовали всю жизнь, произнесенная ими в юности на Воробьевых горах для блага народа и процветания отечества, ничего злого в себе не содержала.

Из сказанного видно, что Л.Н.Толстой выбирает и видит в жизни только то, что соответствует его взглядам, то, что ему нравится. Остальное старается не замечать и взяв в пример клятвы, служащие злу, отрицает любые клятвы вообще. В таком случае о какой же правдивости и объективности в данных суждениях Л.Н.Толстого можно говорить?

Отсутствие объективности и аргументов, пространные бездоказательные речи характерны для всех отрицающих клятвоприношение. Будь это рассуждения отдельных личностей, сектантских направлений или еретических группировок. Именно в этом убеждаешься при детальном анализе их воззрений.

Как понималась клятва первыми христианами

О том, как относилась к клятве и понимала её первая христианская церковь, наглядно видно из рассказа Евсевия, помещенного в его книге «Церковная история». В этом рассказе говорится о неком человеке по имени Василий. Этот человек служил в армии в городе Александрии во времена Оригена. Во время службы Василия в армии, в заточении находилась девушка-христианка по имени Потампиайна. Товарищи Василия по службе с этой девушкой обходились очень грубо и жестоко. Не в пример своим товарищам сам Василий проявлял к этой девушке снисходительное отношение во время её заключения за то, что она была христианка. Василий проявлял сочувствие к этой девушке и во время её казни. Вскоре Василий начал встречаться с общиной христиан, ознакомился с христианским учением и сам стал христианином.

Утвердившись в христианской вере, он стал исповедовать это вероучение. Так продолжал жить Василий до тех пор, пока Господь не послал ему испытание. Однажды товарищи по службе заставили Василия по какой-то причине произнести клятву. На это Василий вполне честно и серьезно ответил, что ему не позволительно клясться так как он является христианином. В этом своем убеждении Василий оставался непреклонным и как пришет Евсевий «это» убеждение, проявляя твердость, Василий «исповедовал нимало не уступая» в нем своим товарищам по службе. Когда же окружающие Василия воины и военное начальство убедилось в том, что Василий не шутит, а говорит серьезно, то Василия, обвинив в принадлежности к христианству, заточили в тюрьму.

Во время нахождения в тюрьме, Василия неоднократно посещали братья по христианской вере. И как пишет Евсевий, его единоверцы «Василия запечатали в Господе», то есть произвели над Василием обряд крещения. Как христианам удалось произвести обряд крещения Василия, ведь на этот момент он не был свободным человеком, а находился в тюрьме, об этом Евсевий не сообщает. В своем рассказе Евсевий кратко описывает то, что на следующий день после того когда Василий был крещен, его казнили, обезглавив за то, что он принадлежал к христианам.

Перед тем как Василий был казнен, он не отрекся от своих христианских взглядов несмотря на то, что у него была такая возможность и он мог или отойти от христиан или произвести ложное отречение от христианского вероучения. Однако Василий поступил как истинный христианин и говорил правду о своих убеждениях и о своем вероисповедании несмотря на угрозу своей гибели.

Из этого рассказа противники клятвы делают поспешный вывод о том, что на примере трагической судьбы Василия видно, что первые христиане, следуя заповеди Иисуса Христа «не клянитесь вовсе», отвергали любую клятву. Анализируя рассказ Евсевия, сторонники клятвы, не соглашаясь со своими противниками, говорят о том, что в данном случае Василий возможно не желал клясться языческими богами, и поэтому принял гибель. В самом же рассказе Евсевия о том, что Василий отрицал всякую клятву, вообще ничего не говорится. Поэтому сторонники клятвы, приводя два вышеуказанных аргумента, утверждают что поведение Василия в данном рассказе не дает право отрицать любую клятву. В среде первых христиан, как и в наше время, о клятве велись споры и имелись стороники и противники клятвоприношения.

Высказывания отцов церкви о клятве

Святой Иустин, философ-мученик рассказывая об учении Иисуса Христа в своей первой апологии о клятве, писал так: «О том чтобы совсем не клясться а говорить истину, Он так заповедовал: Вовсе не клянитесь! Но да будет слово ваше Да-да и нет-нет. А что сверх этого, то от лукавого».

Святой Василий Великий производил уговоры сборщиков податей о том, чтобы они не принуждали плательщиков произносить клятвы. Эти же мысли Василий Великий изложил в письме к правителю области: «Как скоро люди научатся нарушать клятву, то думаю что клятва изобретена для них в орудие обмана», «кто связал себя клятвою на злое дело, тот пусть принесет покаяние за опрометчивость в клятве, но да не поддерживает своего лукавства под видом благоговения. Сохранение клятвы не принесло пользы Ироду, который чтобы не нарушить клятвы сделался убийцею Пророка. Клятва вообще запрещается, тем более достойна осуждения клятва, данная в злом деле» (Творения, том 7, правило 29).

Святой Иреней в своей 4-й «Книге против ереси» (глава 13), говоря о том, что Иисус Христос не отменил заповеди Закона, писал так: «И что Господь заповеди Закона, которыми человек оправдывается, не разрушил но распространил и восполнил, это открывается из Его слов. Сказано древним говорил Он, не прелюбодействуй. А Я говорю вам ... И сказано: не преступай клятвы; а Я говорю вам не клянитесь вовсе, но да будет у вас слово: Да-да; нет-нет».

Святой Иоанн Златоуст в своем знаменитом творении «Беседы о статуях», тексты из которого он произнес в Антиохии после того когда там произошел народный мятеж, сопровождающийся разрушением императорских статуй, порицает привычку антиохийцев произносить клятвы и пишет так: «Сколько раз мы в раздражении и гневе клялись не примиряться с оскорбившими нас; потом когда гнев угасал и раздражение утихало, мы и хотели бы мириться, но будучи удерживаемы клятвами, скорбели как захваченные какой-либо сетью и связанные неразрешимыми узами. Потому и противостоящий Богу, зная что гнев есть огонь и легко погаснет, а по угашении гнева бывает примирение и дружба, зная это, и желая чтобы огонь этот оставался неугасимым, нередко связывает нас клятвою, дабы если и прекратится гнев, то остающийся за нами долг клятвы поддерживал в нас пламя, и произошло одно из двух, или примирившись мы нарушили бы клятву, или не примирившись подвергли бы себя осуждению за злопамятство. Зная это будем избегать клятв» (Беседы о статуях глава 8).

Августин Блаженный в своей книге «Нагорная проповедь» так писал о клятвах: «Пусть тебя не соблазняет то, что Господь клялся, потому что один только Бог клянется безопасно ибо не может ошибаться».

Тертуллиан в своем труде «Апология» (глава 23) о клятве писал так: «что же касается до гениев или демонов, то мы их заклинаем, дабы изгнать их из тел человеческих. Мы не клянемся, не божимся ими, чтобы не воздать им чести, принадлежащей Единому Богу».

Святой Григорий Богослов в своей беседе «На тех которые клянутся» помещенной в книге «Творения» часть 5 так писал о клятвах: «Что хуже клятв? Я рассуждаю что ничего нет хуже ... Если бы не было опасности от ложной клятвы, то клятва была бы делом благочестия ... Ложная клятва, как давно уже доказано, есть отречение от Бога. Благонравным менее нужды в клятве; что говорю менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы ...», «я утверждаю, что должно избегать клятв наиболее ужасных, короче сказать тех, в которых упоминается имя Божие. Желал бы никакой клятвы не дозволять а в противном случае, пусть будет какая-нибудь другая клятва... Множество клятв уже есть признак, что нет к тебе доверия, поэтому или вовсе не клянись, или клянись как можно реже. Иной скажет что множеству клятв лучше поверят; но разве из многого невероятного может составиться невероятное?... Не находим ли что и Бог иногда клялся? Так говорит Писание. Но что совершеннее Бога? Конечно не найдешь ничего совершеннее. А если ничего нет совершеннее, то значит что Бог клясться не может. Как же в Писании говорится что Бог клялся Самим Собою? Как скоро Бог говорит что-нибудь, это уже есть клятва Божия. И Он перестал бы быть Богом, если бы сказал ложь... А что Ветхий Завет не запрещает клятвы, то требует только истинной, то тогда и убивать было законно, ныне же не позволительно даже ударить; тогда подвергалось осуждению совершение худого поступка, ныне же осуждается самое первое движение ко греху. А потому целомудренней и не клясться».

Доводы христиан, признающих клятву

Всего лишь несколько малочисленных христианских направлений отвергают клятву. Зато весь христианский мир в подавляющем большинстве, включая православных, католиков и протестантов, основываясь на учении Иисуса Христа, клятву признает и предписывает употреблять клятву не во всех, а в особо важных случаях жизни и рекомендует не допускать ложных клятв. Для признания клятвоприношений в христианстве приводятся следующие аргументы. Христиане живут в мире, в котором царит зло, клевета и ложь. Поэтому в мире лжи клятва необходима людям как заверение правдивости и подлинности сказанного. Только благодаря клятве, принесенной в важные моменты жизни, человек чувствует уверенность в правдивости сказанных слов.

Верующим людям клятва необходима также и потому, что перед лицом Всемогущего Бога верующий человек не соврет так как побоится кары Божией за клятвопреступление. Верующий человек считает, что Господь, Которого он призвал в свидетели, знает все его потаенные мысли и намерения, и потому врать перед лицом Бога великий грех. Поэтому для верующих людей как правило клятва с привлечением имени Бога является высшим аргументом, подтверждающим их правоту.

Наряду с этим встречаются благочестивые христиане, слова которых не нуждаются в клятве, так как своей праведной богоугодной жизнью они доказали честность слов и искренность намерений и поступков. Поэтому, по христианским воззрениям, потребность в клятве отпадет в среде тех христиан, которые живут с соблюдением Заповедей Божьих. Но поскольку христиане живут в мире людей, на территории определенного государства, то должны чтить и соблюдать законы этого государства и по требованию властей приносить присягу перед судом, на военной службе и так далее.

Таким образом клятва для христиан это выражение лояльности к существующему порядку в государстве и одновременно орудие против лжи и коварства, процветающих в окружающем их мире.

Поучения из книги «Нравственное православное богословие» протоирея Солярского (цитаты из главы «Позволительность клятвы»)

«Клятва в чистом её смысле не заключает в себе ничего предосудительного и не только не опасна, но и полезна и даже необходима для благоденствия общества, и потому позволительна... Клятвы требует благо общественное. Она есть наилучшее средство в сохранении порядка, верности, правосудия и повиновения между людьми и сопровождается самыми благодетельными последствиями как для частных лиц и семейста, так и для целых обществ.

Она не нужна была бы только в таком обществе, где господствовала бы совершенная святость ..., а где нет владычества совершенной правды, но и не совсем еще ослаблено благочестие, там в важных и необходимых случаях она составляет действительнейшее средство к сохранению взаимной верности. Клятва по самому духу и существу своему совершенно согласна с духом христианской веры. Посредством её клянущийся исповедует свою веру в Бога Всеведущего, Святого, Правосудного и Всемогущего, который не оставляет лжи и обмана без наказания, и истины и верности без награды, и следовательно она и есть некоторого рода исповедание веры.

Что касается до слов Христовых «А Я говорю вам не клянитесь вовсе» то они частью направлены против клятвы произвольной, против предрассудков, суеверий и злоупотреблений иудейских, частью внушают только то, чтобы мы стали жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему верили, зная нашу честность».

О клятве

Клятва возникла у еврейского народа в незапамятные времена и существовала задолго до законов Моисея. Моисей реформировал клятву, указав каково должно быть её содержание и в каких случаях её следует применять. По законам Моисея клятва должна представлять собой искреннее заверение, связанное с торжественным обращением к Богу, Верному и Правдивому Свидетелю того, что утверждается или отрицается в клятве. В среде еврейского народа существовало два вида клятвы, которые условно можно назвать так: клятва прямая и непрямая.

Прямой клятвой называлось непосредственное обращение к Богу, как Верховному Свидетелю. Такая клятва была разрешена Законом Божиим. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись» (Втор.6:13). Прямая клятва в свою очередь имела несколько форм (видов) выражения. Так например обращаясь в своих клятвах непосредственно к Богу, евреи выражали свое обращение в следующих формулировках. «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою» (Быт.16:5). «Жив Господь! достоин человек, сделавший это» (2Цар.12:5). «Пусть то и то сделает мне Господь» (Руф.1:17). «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим.1:9).

Непрямая клятва представляла собой утверждения без употребления имени Бога. Такая клятва имела нижеследующие словесные формулировки. «И откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи» (Быт.42:16). Как видим, клялись жизнью царя или высокопоставленного частного лица. «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями» (Песн.2:7). Клялись полевым скотом. Клялись также храмом, алтарем, жертвами. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (Матф. 23,16–19).

Клятвы произносились в различных позах. Наиболее употребляемая была поза с поднятием руки вверх. «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли"(Быт. 14,22) – сказал Авраам царю Содомскому. Обычай произносить клятвы с поднятием руки вверх был широко распространен, потому что Сам Господь клялся рукою Своею. «Я подъемлю к небесам руку Мою и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек!» (Втор.32:40). Клялись, обращая лицо свое к жертвеннику. «Кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей» (3Цар.8:31). Клялись, положив руку под стегно, то есть под бедро. «И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, упраляющему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу» (Быт.24:2–3).

Чаще всего клятвы у евреев произносились в следующих случаях. Тогда, когда заключался договор между царем и народом. «Люди израильские были истомлены в тот день; а Саул [весьма безрассудно] заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим» (1Цар.14:24). «И когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя» (3Цар.18:10).

Клялись при произнесении обета. «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою» (Чис.30:3). Клялись для подтверждения правоты сказаных слов. «Но Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» (Быт. 14,22–23).

Клятву приносили во время следствия, например при расследовании супружеской неверности. «Тогда священник пусть заклянет жену клятвою» (Чис.5:21). При расследованиях заклинающий обычно произносил следующую словесную формулировку «заклинаю тебя Богом живым». А заклинаемый отвечал «Аминь» или «ты говоришь» (Матф. 26,63–64). Клялись на суде, при решении спорного вопроса для удостоверения правоты. «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор» (Евр.6:16).

У евреев клятва считалась греховной когда произносилась в малозначительных случаях и напрасно. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Моисей указал на то, что только та клятва является истинной, в которой призывается имя Бога. «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись» (Втор.6:13). Господь Бог через Моисея призывал народ не допускать ложной клятвы. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев.19,12). Моисей говорил о необходимости исполнения клятвы. «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его» (Втор.23:21).

Однако в более поздние времена фарисеи и книжники начали ложно учить народ о том, что если нужно клятву произнести для корыстных целей, и при этом обойти Закон Божий, то нужно не упоминать в такой клятве имени Бога, а клясться небом, землей, Иерусалимом, головой. И такие клятвы якобы не обязательны к исполнению.

Против этих лживых утверждений выступил Иисус Христос, который сказал: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:34–37).

Этими словами Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва и почему нельзя клясться ни чем, как только призывая имя Божье. Об этом же говорили и Святые Апостолы. «Братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак.5:12).

О напрасном произнесении имени Бога

В Библии имеются такие слова: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Фраза о напрасном произнесении имени Бога вызывала различные толкования среди исследователей. Одни толкователи считали, что напрасным произнесение имени Бога не бывает, так как чем чаще человек произносит имя Бога, тем лучше. Другие толкователи, впав в противоположную крайность, утверждали, что имя Бога не напрасно произносится только во время молитв. Во всех других случаях Господа не следует беспокоить произнесением Его имени.

Напрасным произнесение имени Бога будет лишь тогда, когда человек произносит это Святое имя:

для того чтобы скрыть ложность своих утверждений и клятв, и придать своим словам, в виде ссылки на Бога, видимость правды;

когда человек просит Бога о помощи в греховных делах, то произнесение имени Бога в этом случае тоже будет напрасным, так как Господь не способствует совершению греха;

когда человек распространяет ложные взгляды или ересь, в которых, искажая истину, часто употребляет имя Божие, давая неверную характеристику Богу и Его учению.

Во всех остальных же случаях жизни, человек, имеющий добрые помыслы и стремления, должен жить с именем Бога на устах, постоянно обращаясь за советом к Богу в своих мыслях, и воздавая хвалу Богу за помощь в совершении добрых дел.

Доказательством того, что постоянное произнесение имени Бога с благой целью помогает людям жить, является факт существования беспрестанной молитвы, которую рекомендуется читать постоянно, то есть беспрестанно. Так как частое повторение имени Бога и призывание Его помощи во имя совершения человеком добра является нужным поступком и не напрасным делом.


Вам может быть интересно:

1. Брак у древних евреев протоиерей Николай Стеллецкий 827 

2. Красный террор в России 1918-1923 Сергей Петрович Мельгунов 1,7K 

3. Толкование на Евангелие от Иоанна – Глава восьмая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский 485,6K 

4. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ТВОРЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов) 272,6K 

5. Справочник по ересям, сектам и расколам – Анабаптисты Сергей Васильевич Булгаков 282,1K 

6. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – РАЗУМ схиархимандрит Иоанн (Маслов) 272,6K 

7. Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио "Град Петров" – Беседа № 17 архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) 3,8K 

8. Еврейские вопросы на Книгу Бытия – Глава 33 блаженный Иероним Стридонский 14,1K 

9. Точное изложение православной веры преподобный Иоанн Дамаскин 507 

10. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями – Каноническое послание Василия Великого к хорепископам священноисповедник Никодим (Милаш) 171,1K 

Комментарии для сайта Cackle