протоиерей Николай Зефиров

Послание святого апостола Павла к Филиппийцам

Город Филиппы находится в Греции, в провинции Македонии. Благодаря своему положению на р. Стримоне, невдалеке от Эгейского моря, город Филиппы вел обширную торговлю с народами востока и запада. Первые семена Евангельского благовестия, по-особому на то изволению Божию, бросил здесь ап. Павел во второе свое путешествие. Соучастниками апостола Павла в проповедании слова Божия Филиппийцам были Сила, Тимофей и Лука. В Филиппах жило не мало торговых иудеев; у них даже была своя синагога. Здесь-то первее всего и выступил ап. Павел со своей проповедью о Христе. Одна богатая женщина, по имени Лидия, уверовала во Христа после первой же проповеди апостола; в ее доме и поселился ап. Павел со своими спутниками. Дело проповеди шло очень успешно: многие Филиппийцы обратились ко Христу; но случайное обстоятельство прервало апостольскую миссию Павла, и он вынужден был оставить Филиппы. Дело в следующем: среди обращенных ко Христу была одна бесноватая служанка; своими прорицаниями она доставляла хозяевам немалый доход. Недовольные этим обращением, они подняли толпу против апостола Павла. Павла и Силу схватили и привели к воеводам, как разрушителей римских обычаев и верований. Народная чернь избила их палками, а воеводы заключили их в тюрьму, но наутро, узнавши, что Павел был римский гражданин, выпустили их из темницы и просили уладиться куда-либо в другое место. Простившись в доме Лидии с собравшимися там христианами, ап. Павел оставил г. Филиппы. За время этого пребывания в Филиппах и в другие краткие посещения города апостол так расположил Фйлиппийцев к вере во Христа и к самому себе, что они с величайшим усердием принимали участие как в деле распространения Евангельского благовествования (1 гл., 5 ст.), так и в материальной помощи, необходимой для поддержки дела проповеди (Фил. 4:16; 2Кор.11:8,9; Фил. 4:18).

Когда ап. Павел был заключен в первые Римские узы, Филиппийцы, чтобы утешить апостола, облегчить его участь в темнице, собрали богатые подаяния и с ними послали к нему своего согражданина Епафродита, возлюбленного Павлу сотрудника. Воспользовавшись тем, что Епафродит возвращался после своей болезни в Риме обратно, ап. Павел в особом письме высказывает искреннюю признательность Филиппийцам за их дар, говорит о своем положении в заключении, выражает надежду на скорое свое освобождение (2, 24), вразумляет их в истинах веры и предостерегает от лжеучителей. Это-то письмо и есть послание к Филиппийцам. Написано оно в Риме, по мнению большинства толковников, в 63 году по Р. Хр.

Глава 1-я

1 ст. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:

2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Ап. 102 Павел шлет привет Филиппийцам не от себя только, но и от Тимофея, потому что Тимофей был его ближайшим сотрудником по делу проповеди Евангелия среди Филиппийцев; он вместе с апостолом был изгнан из Филипп и был, таким образом, лично известен филиппийским христианам и, видимо, был с апостолом во время пребывания его в Риме. Апостол называет себя и Тимофея рабами, ибо служение раба Христова полагал верхом всяких совершенств и обнимавшим все роды и виды служения Христу. Филиппийских христиан называет святыми, как и в других посланиях называет христиан тем же именем, потому что они чрез веру в Иисуса Христа призваны и освящены в таинствах, т. е. выделены из среды других людей на особое служение Богу и по жизни своей должны быть чистыми и непорочными. Пишет апостол привет филиппийским христианам вместе с их епископами и диаконами. В других посланиях привета епископам и диаконам не встречается у апостола Павла. Упоминание в этом послании о епископах и диаконах делается потому, что они принимали деятельное участие по сбору пожертвований апостолу Павлу. Не упоминаются здесь пресвитеры, потому что в первенствующей церкви названия епископа и пресвитера не различались строго, и под епископами толковники здесь обыкновенно разумеют и пресвитеров. Итак, филиппийским христианам, во главе с их пастырями, апостол желает благодати и мира, т. е. благодатных даров и всякой помощи от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, т. е. при Его участии.

3 ст. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,

4 ст. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

5 ст. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Свое послание апостол начинает благодарностью Богу за филиппийских христиан. Всякий раз как я вспоминаю об вас, я всегда благодарю Бога за вас и всегда и во всякой молитве радостно возношу Господу Богу молитву за вас, за то, что вы приняли такое горячее участие своими материальными жертвами в деле распространения благовествования, и это с первого дня вашего обращения ко Христу и даже доныне.

6 ст. Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. И я уверен, что ваше участливое отношение к делу распространения веры Христовой в вас не ослабеет, и вы, с Божией помощью, останетесь такими же до дня Иисуса Христа, т. е. до дня 2-го пришествия Господа, а по отношению к каждому верующему, – до дня его смерти, когда он предстанет пред лице Господа.

7 ст. Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Да я иначе и думать о вас не могу; я всегда ношу вас в сердце моем, т. е. всегда помню о вас и, нахожусь ли я в узах или держу ответ пред судом, проповедую ли и защищаю учение Христово среди неверующих, я всегда вспоминаю о вас, как моих соучастниках в деле благовествования.

8 ст. Богсвидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа. Т. е. люблю вас любовью чистой, бескорыстной, самоотверженной, готов положить за вас жизнь мою.

9 ст. И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве. И я молюсь Господу, чтобы вы все более и более усовершались в христианском боговедении, в познании христианских истин, и во свете их усовершались во всяком добром христианском чувстве, чрез что возрастала бы и усовершалась в вас и самая любовь ваша.

10 ст. Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов. Любовь и добрые христианские чувства вернее всего научат вас познавать лучшее в нравственной жизни и деятельности человека, отличать то, что ведет ко спасению и поставит вас чистыми и безупречными в день суда Божия.

11 ст. Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Кто преисполнен любви и усовершился в ней, тот приносит только плоды праведности, т. е. творит добрые дела, и не сам по себе, не своими силами, а благодатной помощью Господа нашего Иисуса Христа. Он, ничего себе не приписывая, все это творит во славу Божию и в прославление Бога. Всего этого желает ап. Филиппийцам.

12 ст. Желаю, братья, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. С этого стиха ап. Павел по конец главы (26 ст.) ведет речь о самом себе и постигших его обстоятельствах. Услышав, что ап. Павел заключен в узы, Филиппийцы обеспокоились о судьбе апостола и прекращении его проповеди. Апостол успокаивает любящих его Филиппийцев. О моей судьбе и об успехах моего благовествования не беспокойтесь. Мое заключение в темницу нисколько не умалило успехов моего благовествования, – напротив, даже содействовало еще большему распространению благовествования о Христе.

13 ст. Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим. Благодаря узам, я имел возможность проповедать учение Христово всем тем воинам, которые стерегли меня. Так что вся претория (весь отряд воинов) узнали, что я заключен в темницу не как какой-либо преступник, а что несу узы за Христа; и всем прочим, посещавшим темницу, это стало известным. Так что имя Христово и мои узы за Христа стали известны весьма многим в Риме.

14 ст. И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Мои узы воодушевили верующих братьев, и они еще с большей, чем прежде, смелостью начали возвещать Божественное учение окружавшим их язычникам.

15 ст. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа:

16 ст. одни по любопрению проповедуют Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

17 ст. а другие из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но, к сожалению, говорит апостол, некоторые из братий выступили на дело проповеди не по особенно хорошим побуждениям, – видимо, завидуя мне, хотели, быть может, занять мое место среди обращенных ими; такие побуждения не чисты, не нравственны: они хотели усугубить мою печаль в узах. Другие же взялись за дело проповеди учения Христа с добрыми намерениями, по любви ко мне, желая в некотором смысле как бы заменить меня самого, пока я нахожусь в узах; эти вторые делали тоже что-то не так, как бы желал этого сам ап. Павел. Но, видимо, ни те, ни другие не повреждали в чем-либо учения Христова.

18 ст. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться. Откидывая побуждения, которыми руководились эти проповедники слова Божия, апостол и в их, не искажавшей учения Христова, проповеди видит содействие распространению учения Христова и радуется этому.

19 ст. Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа. Я уверен, что все это дело проповеди не принесет мне какого-либо вреда, напротив, – будет мне на пользу. Я уверен в силе ваших за меня молитв пред Господом и в том, что Дух Святой, данный нам, апостолам, Господом Иисусом Христом, все направит нам во благо.

20 ст. При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. И я уверен и надеюсь, что ни в чем посрамлен не буду, и при великом дерзновении, с каким выступали вышеуказанные лица в деле проповеди, все равно, как ныне, так и всегда, это послужит к распространению Евангельского учения и прославлению Христа через меня, освободят ли меня из заключения или предадут за Христа смерти: смерть моя воодушевить братьев христиан к еще большему дерзновению в проповеди Евангельской, а освобождение даст мне возможность еще потрудиться для славы имени Божия.

21 ст. Ибо для меня жизньХристос, и смертьприобретение. Цель моей жизни – один только Христос, для Него я и живу; а если умру за Христа, то это для меня величайшее благо (приобретение), ибо буду с моим Господом Христом.

22 ст. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Но так как, пока я жив, я приношу пользу (плод) делу Христову на земле, то я не знаю, что мне избрать и чего просить у Бога.

23 ст. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;

24 ст. а оставаться во плоти нужнее для вас. Разумеется, для меня желательнее умереть и быть со Христом, – к этому мы, ведь, все и должны стремиться, но быть мне живым, оставаться во плоти нужнее для вас, т. е. для верующих.

25 ст. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами, для вашего успеха и радости в вере. Т. е. для верующих.

26 ст. Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась чрез меня, при моем вторичном к вам пришествии. Дабы слава ваша о твердости вашей веры во Христа Иисуса еще умножилась, а через вас перешла и на меня, когда я к вам приду вторично и подвигну вас на большие подвиги.

С 27 ст., по 2 гл. 18 ст., начинаются наставления ап. Павла о том, чтобы Филиппийцы жили достойно принятого ими Евангельского благовествования.

27 ст. Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую. Прошу же вас об одном, приду ли я к вам или не приду, чтобы слышать о вас, как и раньше, что вы тверды, непоколебимы в вере, что так же проникнуты единодушием, воодушевлены одинаковыми чувствами, – все, как один, готовы защищать веру Евангельскую.

28 ст. И не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога. Будьте мужественны и не бойтесь противников, т. е. неверующих, они не могут повредить вам. Их преследование вас есть предзнаменование для вас спасения, а для них погибели. И сие от Бога, т. е. и это несомненно будет.

29 ст. Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Будьте единодушны и мужественны, потому что вам, по Божьему благоизволению, суждено не только веровать во Христа, но и страдать за Него.

30 ст. Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне. Вам предназначено перенести гонения, преследования, страдания за Христа такие же, какие, как вы видели и слышали, перенес и переношу я – Павел за имя Христово.

Глава 2-я

Сказавши в конце первой главы (с 27 ст.) о необходимости для Филиппийцев единодушия и единомыслия в вере и в защите ее, апост. говорит:

1 ст. Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое милосердие и сострадательность:

2 ст. то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. Итак, быть может, благодаря вере во Христа, вы уже объединились и утешаетесь взаимно единством веры во Христа, находите отраду в проявлении любви друг к другу, духовно сроднились между собой, стали на путь милосердия и сострадательности, то дополните мою радость, объединитесь еще больше, до полного единства ваших мыслей в вере, в любви и побуждениях к ней, будьте все, как один.

3 ст. Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Т. е. свои личные интересы отложите в сторону и во взаимных отношениях руководитесь не желанием в чем-либо превзойти других или тщеславием, а смиренномудрием, всех почитайте выше и достойнее себя.

4 ст. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Хотите быть единодушными и единомышленными, хотите жить в союзе мира и любви, заботьтесь не исключительно о себе только, но и о других. И это непременно.

5 ст. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе. Образцом смиренномудрия для вас, христиан, должен быть Сам Господь наш Иисус Христос. Вы должны быть проникнуты тем же чувством смирения, что и Христос.

6 ст. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быт равным Богу. Он, будучи полным образом существа Божия, единосущным Отцу, не считал самовольно себе присвоенным быть равным Богу, ибо был такой же истинный Бог, как и Бог Отец.

7 ст. Но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Будучи истинным Богом, Он воплотился и вочеловечился, и сделался подобным человекам, т. е. стал истинным человеком, но без греха, и в этом смысле только подобным человекам. И по виду став как человек, т. е. по своей телесной и духовной природе развивался и рос, как и все другие люди. Будучи истинным человеком, но в тоже время и истинным Богом, Он не только не превознесся по своей человеческой природе среди других людей; но умалил, уничижил эту человеческую природу, принявши на себя зрак раба, т. е. явил себя тем, что считается среди людей незнатным мира и уничиженным.

8 ст. Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Вся земная жизнь Богочеловека была воплощением и осуществлением смирения и беспрекословным послушанием воле Божией, повинуясь которой Сын Божий принял позорную смерть на кресте, как величайший из преступников.

9 ст. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. За это смирение и послушание воле Божией и Бог Его превознес, т. е., спосадивши Его одесную Себя, Господь Бог и по человечеству даровал Ему ту же честь и славу, которая принадлежала Ему по Божеству и даровал Ему и по человечеству имя, которое выше всякого имени – т. е. имя Сына Божия.

10 ст. Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Дабы пред этим именем Сына Божия Иисуса – истинного Бога и истинного человека – преклонилось все и на небе, и на земле, и в преисподних.

11 ст. И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. И все народы и племена на земле исповедали, что Христос Иисус есть воистину Господь «в равной славе с Богом Отцом» (Феоф. толк. посл. Филип, ст. 82), и, исповедуя, прославили и Бога Отца.

12 ст. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Так как вы всегда послушны были моим наставлениям и всегда им следовали, то во время моего отсутствия будьте особенно строги к себе, и со страхом, как бы чем-либо не оскорбить Господа, и с трепетом, как бы в чем-либо не навлечь Его праведного гнева, совершайте свое спасение.

13 ст. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по своему благоволению. Бойтесь оскорбить Бога и навлечь на себя гнев Его, потому что Он Сам? приходит нам на помощь в деле спасения и производит в нас даже самое хотение, желание спастись, причем действует единственно только по своему благоволению, т. е. расположению, по любви к людям.

14 ст. Все делайте без ропота и сомнения. Все, что необходимо для спасения и требуется волей Божией, совершайте без ропота и колебаний, со смирением и настойчивой твёрдостью.

15 ст. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире. При условии соделывания своего спасения в страхе Божием и послушания воле Божией, вы явитесь неукоризненными, т. е. людьми, которых не в чем будет упрекнуть, чистыми в нравственном смысле, вы явитесь чадами Божиими непорочными, т. е. свободными от греха. И эти ваши свойства и качества еще больше будут выделять вас среди окружающих вас строптивых, т. е. не покоряющихся воле Божией людей, и развращенных, так что вы по своей жизни и нравственным качествам будете сиять среди них как светила в мире.

16 ст. Содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Ваша жизнь, согласная Евангельскому учению, будет для меня похвалой, когда я предстану пред Господа: она будет свидетельствовать о том, что я не напрасно подвизался у вас с Евангельской проповедью и не напрасно воспитывал вас в духе Евангельского учения.

17 ст. Но если я и соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Я радуюсь, что призвал к вере во Христа и поставил вас на путь правый и спасительный. Вы, обращенные мной ко Христу, как бы в некотором роде моя жертва Богу, и я сам готов быть принесен в жертву, т. е. перенести всевозможного рода мучения, пролить кровь мою за жертву, т. е. за вас, Филиппийцев, уверовавших во Христа; за служение веры вашей, т. е. за то, что составляет предмет вашей веры, вашего служения, ваших жертв (Уч. руков. Иванова, 393 стр.). Все это меня преисполняет радости и за себя, и за вас. А потому прошу вас:

18 ст. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19 ст. Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Надеюсь с Божией помощью Господа Иисуса по скорости послать к вам Тимофея, дабы, когда он придет от вас обратно и сообщит о всем, что у вас происходит в вашей христианской общине, и я, узнавши все подробно, успокоился духом.

20 ст. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас;

21 ст. потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Думаю, послать Тимофея потому, что около меня, нет никого, кто бы так усерден был к делу проповеди и предан был этому делу бескорыстно, потому что все другие больше заботятся о своих личных интересах, а не о том, что угодно Богу.

22 ст. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Его преданность нашему делу вам известна, так что на него совершенно можно положиться, т. е. и в смысле том, что он скажет вам от моего лица и от вашего лица мне; он предан мне как сын отцу и разделял со мной труды благовестия.

23 ст. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мной. Итак, как только узнаю, чем кончится мое дело, я сейчас же его и пошлю к вам.

24 ст. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

25 ст. Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

26 ст. потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Я уверен, что меня освободят из темницы, и я сам лично навещу вас. Но я ли или Тимофей придет к вам, а пока что, я посылаю к вам Епафродита, брата моего, т. е. близкого мне человека, сотрудника, сподвижника моего, т. е. трудившегося вместе, со мной в деле проповедания Евангельского учения, а вашего посланника, чрез которого вы прислали все необходимое для облегчения моего положения в темнице. Посылаю пока Епафродита, тем более что и он очень стремится видеть вас, ибо очень обеспокоен тем, что до вас дошел слух о его болезни.

27 ст. Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28 ст. Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидевши его снова, возрадовались, и я был менее печален.

29 ст. Примите же его в Господе со всякой радостью, и таких имейте в уважении. Примите же его в духе вашей веры в Господа с любовью и с радостью. Такие лица, как Епафродит, трудящиеся для дела Христова на земле, достойны особого к себе внимания и уважения со стороны верующих.

30 ст. Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. Епафродит не щадил своей жизни для дела Христова, рискуя подвергнуться, как христианин, от язычников разного рода преследованиям он несмотря на все это, доставил вашу милостыню

мне – апостолу, и этим самым восполнил недостаток ваших услуг мне, т. е. восполнил то, что, быть может, в душе своей каждый из вас лично хотел бы исполнить по отношению ко мне, но не мог.

Глава 3-я

Уже готовясь окончить свое послание Филиппийцам, апостол в III гл. обращает внимание их на те опасности, которые угрожают им со стороны иудействующих лжеучителей. Но, любя апостола, филлипийцы твердо держались веры Христовой. Апостол, предвидя, что лжеучители не оставят в покое церковь филлипийскую своими нападками, раскрывает сущность их лжеучения и истинное учение об оправдании верой, под которое и подкапывались лжеучители.

1 ст. Впрочем, братья мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. Этот стих есть заключение к предшествующей главе. Итак, говорит апостол, братья

мои, не падайте духом, а радуйтесь о Господе, т. е. радуйтесь, благодаря Господа за все, ниспосылаемое вам в жизни. Писать мне вам о том же, чему я учил вас устно, т. е. о вере во Христа, о нравственном самоусовершенствовании, о необходимости соделывать свое спасение со страхом и трепетом и вообще о всем, что касается спасения, не тягостно, а для вас-то назидательно, т. е. утверждает вас в вере и душеспасительно для вас.

2 ст. Берегитесь псов, берегитесь злых деятелей, берегитесь обрезания. Вот и теперь пишу вам, предупреждаю вас: берегитесь псов, т. е. появившихся среди вас иудействующих лжеучителей. Как некогда язычники были далеки от ветхозаветной церкви и царства Божия, были в глазах еврея псами, так тем же именем теперь апостол называет евреев, которые, отвергая веру во Христа, духовное обрезание, так же далеки стали от царства Божия, как некогда язычники. Берегитесь злых делателей, своим лжеучением о необходимости обрезания и при вере во Христа, они приносят совращаемым один только вред и зло и губят их для спасения. Берегитесь обрезания, к принятию которого так склоняют вас лжеучители; оно уже не имеет совершенно никакого значения при вере во Христа.

3 ст. Потому что обрезаниемы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Иисусом Христом, а не на плоть надеющиеся. Носителями истинного обрезания, образом которого было ветхозаветное обрезание, являемся теперь уже мы – христиане, ибо мы служим Богу духом, т. е. обрезаем свои сердца, в смысле страстей и похотей, а не плоть свою. И хвалимся о Христе Иисусе, т. е. и за все это благодарим Господа Иисуса Христа, Который ниспосылает нам на помощь Свою божественную благодать, а не на обрезание плоти надеемся.

4 ст. Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

5 ст. обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

6 ст. по ревности гонитель Церкви Божией, по правде законнойнепорочный. Лжеучители надеются на внешнее обрезание и хвалятся им. Уже если кто мог бы надеяться на обрезание и хвалиться им, так это скорее и более всех я. Я обрезан в восьмой день, из колена Вениаминова, я чистокровный Еврей, по образованию и воспитанию фарисей, т. е. воспитан в исключительном духе ревности по вере. По ревности к вере праотцов я гнал Церковь Божию, и в своей жизни ни в чем не нарушил предписаний закона, был безупречен. Чего же еще мне не доставало? Кажется, у меня было все в моих руках, чтобы быть на пути спасения и оправдания.

7 ст. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой. Все то, чем бы на моем месте хвалился всякий иудей, я бросил, вменил ни во что, когда уверовал во Христа, ибо (увидел, что вся эта еврейская закваска (обрезание, закон обрядовый), может только вредить вере во Христа.

8 ст. Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Да и не одно только это, а все, чем обусловливалось мое превосходство пред другими, все, что приобретено мной чрез обучение, воспитание, чрез изучение закона, все эти мои приобретенные знания считаю ничтожными по сравнению с тем, что дает познание Христа, Господа моего, я от всего отказался, все почитаю за сор, ни о чем не жалею ради приобретения Христа, ради того, что дала мне вера во Христа.

9 ст. И найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере. Я желаю быть в единении с Господом не чрез праведность, которая достигается внешним исполнением закона, а чрез ту праведность, которая приобретается чрез веру во Иисуса Христа, дается Самим Богом по вере, т. е. при условии этой веры во Христа.

10 ст. Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его. Что же нужно, чтобы познать Христа и быть в Нем, т. е. получить оправдание, другими словами говоря, что необходимо для нашего спасения чрез веру во Христа Иисуса? Познание Его как нашего Творца, Промыслителя и Искупителя, как Бога и Человека; необходимо познание силы воскресения Его, т. е. всего величия этой силы воскресения, ибо аще Христос не воста, то суетна вера наша (Кор. 15 гл.) и всего смысла всей нашей христианской жизни. Участие в страданиях Его. Христос чрез свои крестные страдания вошел в славу свою и сел одесную Бога Отца, так и все верующие в Него не иначе могут стать причастниками славы Его, как чрез страдания. Но как? Сообразуясь смерти Его, т. е. через добровольное перенесение различного рода бед и напастей и даже гонений за веру Христову, и чрез борьбу с самим собой, со своими страстями и похотями, когда человек ради любви к Господу и Его Божественному учению умирает для жизни плотской и греховной. Это и есть умирание, сообразное смерти Господа.

11 ст. Чтобы достигнуть воскресения мертвых. Чрез все это я, говорит апостол, надеюсь, что достигну и воскресения мертвых, т. е. по воскресении сделаюсь сопричастником славы Христовой.

12 ст. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Я не утверждаю, что я уже достиг или настолько нравственно усовершился, что дальнейшее мне уже не нужно, но говорю, что стремлюсь к этому, т. е. употребляю все усилия, чтобы достигнуть этого совершенства, прийти в меру возраста исполнения Христова и через то достигнуть блаженства жизни вечной и прославления со Христом. До веры во Христа я как бы бежал от Христа, но Христос меня настиг и обратил на путь истины; теперь, на этом пути, я сам бегу за Христом, т. е. стремлюсь к нравственному совершенству, чтобы быть со Христом, быть едино с Ним.

13 ст. Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

14 ст. стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Я еще этого не достиг и, подводя итогов тому, что я сделал для сего достижения, стремлюсь только вперед и вперед, к усовершенствованию. Стремлюсь к заветной цели всякого христианина, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе, т. е. к воскресению из мертвых и получению Царства небесного чрез веру во Христа Иисуса.

15 ст. Итак кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам, откроет. Итак, кто-нибудь быть может из вас думает, что он уже достиг совершенства и ему уже не к чему более стремиться, пусть такой имеет в виду то, что я сейчас сказал; так должен мыслить, как я, т. е. не останавливаться в своем стремлении к нравственному совершенствованию, не думать про себя, что уже достиг совершенства. Может быть кто-либо из вас думает в этом случае несколько иначе, чем я, то молюсь Господу, да вразумит Он такого и да откроет ему сие.

16 ст. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Впрочем, вы уже научены и вразумлены в истинах веры, достигли понимания их, а посему и должны мыслить и жить так, как требуют от вас этого правила христианской веры, христианской жизни.

17 ст. Подражайте, братья, мне, и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Чтобы вам не было трудно на этом пути нравственного преуспеяния, берите меня за образец для подражания и тех, которые идут тем же путем, что и я. Здесь можно разуметь ближайших его учеников и сотрудников.

18 ст. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Не увлекайтесь и не подражайте тем, о которых я часто говорил вам и ныне со слезами говорю, что эти люди – враги креста Христова: они живут в свое только удовольствие, ни о каком самоограничении в страстях и похотях не думают, ни к какому нравственному совершенству не стремятся, они только носят личину христиан.

19 ст. Их конецпогибель, их бог – чрево, и слава их в сраме они мыслят о земном. Такие христиане сами себе готовят гибель, они живут только для чрева, для удовольствий, и слава их в сраме, т. е. и они еще хвалятся такой жизнью, а умеющие оразнообразить эти удовольствия пользуются особой славой среди них; выше земных удовольствий такие люди своими мыслями не подымаются.

20 ст. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Мы не должны подражать им в своей жизни: наши помыслы должны быть устремлены на небо – наше отечество, откуда мы, христиане, ждем и пришествия Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

21 ст. Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе все. Если мы будем бороться со своими страстями и похотями, не будем служить нашему чреву, будем измозждать свою плоть и умирать греху, то и Господь наше бренное тело преобразит по образу Тела Своего, силой, которой Он действует в мире и покоряет Себе все.

Глава 4-я

1 ст. Итак, братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. Итак, заканчивает свою мысль апостол, братья мои возлюбленные и вожделенные, т. е. близкие моему сердцу, к которым меня так влечет, глядя на которых я могу только радоваться, которые являются лучшим украшением по своей христианской жизни для меня, апостола, стойте в Господе, т. е. будьте тверды, непоколебимы в своей вере в Господа, которой я научил вас.

2 ст. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе;

3 ст. ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мной и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни. В частности, умоляю стоять твердо и непоколебимо в вере Еводию и Синтихию. Толковники полагают, что это были сотрудницы Павла в его благовествовании. Некоего своего сотрудника ап. Павел просит поддержать этих женщин в вере, утвердить и укрепить их в единомыслии с истинно верующими, тем более эти женщины нуждаются в поддержке, что они помогали делу проповеди апостола, равно помогали Клименту и другим сотрудникам апостола, имена коих занесены в книге жизни.

4 ст. Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь. Обращаясь ко всем Филиппийцам, апостол просит их радоваться тому, что они уверовали в Господа, потому что стремятся к нравственному усовершенствованию, и не должны смущаться страданиями за Христа, в надежде получить жизнь вечную.

5 ст. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Радость о Господе должна сопутствоваться крепостью веры и прощением обид окружающим людям, если бы они были даже враги веры нашей. Господь близ, т. е. Господь близок к каждому из нас христиан, и это должно быть для нас ободрением в наших незлобивых отношениях к окружающим нас людям и воодушевлять нас надеждой на скорое окончание наших страданий за Христа, если мы таковые терпим от врагов наших.

6 ст. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7 ст. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. В ваших скорбях, в ваших страданиях за веру вручите себя всецело в волю Божию и всегда пребывайте в молитве, просите у Него в молитвах, чтобы Он поддержал вас, дал вам силы и крепость не отречься от Него и благодарите Его за все ниспосылаемое вам в жизни, открывая пред Ним, как пред Отцом своим Небесным, все свои мысли, все свои желания, и мир Божий и благодатное успокоение, превосходящие всякие представления о них ума человеческого, в которых так нуждаются ваши смятенные души, снизойдут в сердца ваши, и самые ваши мысли приобретут особую ясность и определенность с помощью Божие Господа Иисуса Христа.

8 ст. Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Вообще я бы просил вас, говорит апостол Филиппийцам, заботьтесь в своей христианской жизни только о том, что с точки зрения Божественного учения, истинно, т. е. не противоречит Его Божественной воли; будьте честны, справедливы, чисты по своим мыслям и стремлениям, ведите себя так, чтобы окружающие вас люди славили и благодарили за вас Бога, делайте только то, что составляет добродетель в очах Божиих и в том смысле заслуживает похвалы.

9 ст. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. Словом, чему я вас научил, что вы от меня приняли, что слышали и в чем я для вас был примером и образцом, все то исполняйте, т. е. осуществляйте в своей жизни, – и Бог мира и всякие утехи да будет с вами.

10 ст. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

11 ст. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

12 ст. умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке;

13 ст. все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Я радуюсь за вас, за ваше сердечное расположение ко мне и за вашу заботливость о мне вновь, хотя вы и прежде заботились обо мне, но, в виду неблагоприятно сложившихся обстоятельств, не имели возможности привести свои намерения в исполнение. Говорю это не потому, что нуждаюсь: мне дорог ваш добрый, христианский порыв, и я научился довольствоваться тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, и в изобилии; все приходилось претерпеть: быть сытым и голодать, быть в обилии и в недостатке. С помощью Господа Иисуса меня укрепляющего, все могу.

14 ст. Впрочем вы хорошо поступили, принявши участие в моей скорби. Вы хорошо поступили, облегчивши мое положение в заключении своей помощью. Это ваше соболезнование мне придает особую цену вашей помощи.

15 ст. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии? ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

16 ст. вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Ваша сердечная доброта сделала то, что вы первые, когда я от вас пошел благовествовать другим, по своему почину, прислали мне помощь, дабы я не оказался в безвыходном положении; так напр. было, когда я пришел к солунянам, и было не один раз.

17 ст. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Опять говорю это вам не потому, чтобы искал, напрашиваясь на вашу помощь, а указываю на дело вашего христианского милосердия, которое говорит в пользу вашу, это плод – это доброе дело к вашему спасению.

18 ст. Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Благодаря вашей милостыни, у меня теперь всего довольно; и то, что вы передали мне чрез Епафродита, принято Самим Богом как жертва благовонная, приятная и благоугодная Ему.

19 ст. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. Молю Господа Бога моего да восполнит Он всякую вашу нужду, да даст Он вам все необходимое для вашей жизни за вашу милостыню мне, да прославится Его имя Иисусом Христом, ради веры вашей в Него.

20 ст. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. Богу же, Отцу нашему небесному, не пощадившему ради спасения нашего возлюбленного Своего Сына, слава от всех людей во веки веков.

21 ст. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мной братья. Здесь уже идет заключительное приветствие апостола Павла всем уверовавшим во Христа церкви Филиппийской и от себя, и от всех находящихся с ним братий – его ближайших сотрудников.

22 ст. Приветствуют вас все святые, а наипаче из Кесарева дома. Шлет привет апостол и от всех христиан римской церкви, а в особенности или в частности от христиан из Кесарева дома, каковыми могли быть дворцовые служители или вообще кто-либо из живущих в Кесаревом доме.

Апостол заканчивает послание Филиппийцам обычным благожеланием.

23 ст. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.



Источник: Николай Зефиров. Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Послания св. апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филипийцам, Колосянам, первое и второе к Солунянам. Могилев губ., тип. И. Б. Клаза. 1912 г. 204 с.

Комментарии для сайта Cackle