протоиерей Николай Зефиров

Послание святого апостола Павла к Колоссаям

Город Колоссы был во времена ап. Павла довольно большим и торговым городом среди других городов Малоазийской провинции Фригии. Впоследствии времени он превратился в незначительную деревушку. Кто бросил первые семена веры Христовой среди Колоссян, история в этом смысле каких-либо точных данных нам не оставила. В книге Деяний св. апостолов (2, 10) есть упоминание о том, что в числе свидетелей чудесного сошествия Св. Духа на апостолов и обратившихся в тот день ко Христу, были и пришельцы Фригии, т. е. иудеи и прозелиты из фригийской провинции. С другой стороны, мы видим, что апостол Павел в самом своем послании к Колоссянам их учителем в истинах веры и своим сотрудником среди них называет некоего Енафраса (1, 7). Сопоставляя эти данные и соединяя их вместе, можно сделать такое предположение, что первые семена веры в среду Колоссян принесли иудеи или прозелиты, которые были свидетелями сошествии св. Духа на апостолов, слушали проповедь ап. Петра и, возможно, что некоторые из них тогда же и обратились ко Христу. Учителем же и наставником их в истинах веры христианской был Епафрас, один из ближайших (возлюбленный) сотрудников и помощников ап. Павла по насаждению веры Христовой среди язычников. Как обращенный к вере во Христа апостолом Павлом, он в своей деятельности был руководим апостолом и находился с ним в постоянных сношениях (1, 7–8). Просветивши Колоссян светом учения Христова, Епафрас вскоре поставил их довольно высоко в познании христианских истин, так что они, по свидетельству самого апостола, исполнялись познанием воли Божией, преисполнялись в премудрости и разумении духовном. Но Епафраса беспокоило одно обстоятельство: среди верующих Колосской церкви появились лжеучители из бывших иудеев, которые, хотя и приняли христианство, но не поняли и исказили его соответственно своим прежним воззрениям, основанным «на предании человеческом», примешавши к этому еще гностические заблуждения. Эти лжеучители старались завлечь к себе новообращенных Колоссян философией и суетным обольщением (2, 8, 18), показным смиреномудрием и служением ангелов (2, 18) и аскетизмом (2, 23). Чтобы ознакомить апостола Павла с состоянием Колосской паствы и сообщить ему об угрожающих верующим Колоссянам опасностях и получить от него руководственные указания, как поступать далее, Епафрас сам лично отправился к апостолу, который тогда находился в римских узах.

Апостол сейчас же пришел на помощь своему возлюбленному сотруднику (1, 7) и написал Колоссянам убедительное послание, где раскрыл истинное учение о Лице Иисуса Христа и указал им опасности от лжеучителей. Послание отправлено с Тихиком и Онисимом, а Епафрас остался на некоторое время при апостоле. Послание написано из Рима, в 62 г., во время вторых римских уз.

Глава 1-я

1 ст. Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

2 ст. находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе. В этих первых стихах послания мы видим обычный привет апостола Павла, какой он делал и другим церквам в начале своих посланий, причем шлет привет Колоссянам и от Тимофея, одного из своих ближайших сотрудников.

3 ст. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. С этой половины 3-го стиха и до 11 ст. апостол пишет Колоссянам, что он благодарит Бога и всегда молится за них, за то, что они преуспевают в познании слова Божия, которое приносит среди них добрые плоды.

4 ст. Услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым. Апостол несомненно знал и ранее о вере Колоссян во Христа, но теперь он услышал от Енафраса, так сказать, о силе, качественности их веры, о том, какова она есть на деле, равно от Епафраса же услышал он и о том, как они осуществляют заповедь Христову о любви живой, деятельной, которую они проявляют ко всем святым, т. е. к христианам, к какой бы они церкви ни принадлежали.

5 ст. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования. Эта вера Колоссян и их любовь христианская, так деятельно проводимая ими в жизнь, в своем основании имеет, говорит апостол, христианскую надежду на получение уготованного истинным последователям Христа небесного блаженства, о чем, замечает апостол, они уже слышали из Евангельского благовествования.

6 ст. Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Это Евангельское благовествование распространяется также и у Колоссян, как распространяется и во всем мире, и приносит плод, т. е. нравственно перерождает людей, перевоспитывает их ум, сердце и волю и возрастает, т. е. – и число верующих во Христа становится все больше и больше. Это благодатное воздействие Евангельского учения на умы и сердца людей вы, говорит апостол Колосским христианам, замечали и видели между вами с того дня, как в первый раз услышали это благовествование и познали его благодатную силу во истине, т. е. познали на деле, истинно, действительно. Изображая величие действования Евангельского учения на умы и сердца людей, апостол этим самым хочет предохранить Колоссян от уклонения в сторону появившихся среди них лжеучителей, учение которых, по сравнению с божественным учением Христа, было ложно и, по воздействию на узы и сердца людей, так ничтожно.

7 ст. Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова. А посему, как и чему научил вас Епафрас, в том и пребывайте. Чему-либо неистинному, ложному он не мог научить вас, ибо он – возлюбленный сотрудник наш, т. е. научил вас тому, чему бы и я лично научил вас, т. е. вере истинной, непреложной; тем более, что он, Епафрас, учил вас истине не по каким-либо корыстным расчетам, или другим каким земным соображениям, а бескорыстно, как слуга Христов, исполняя Его волю, т. е. возвещал истинное и действительное учение самого Христа.

8 ст. Который и известил нас о вашей любви в духе. Этот-то самый Епафрас, научивший вас истинной вере во Христа, Христов служитель, а наш возлюбленный сотрудник, и сообщил нам о вашей истинно христианской, деятельной, возвышенной, духовной любви. Об этой-то любви, услышав от Епафраса, так и радовался апостол и благодарил Бога за Колоссян.

9 ст. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас, и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном. С того дня, как я услышал о вашей вере, о вашей любви, о вашем преуспеянии в христианской жизни, я, говорит апостол, непрестанно молюсь о вас пред Господом и прошу Его в молитвах своих за вас, чтобы вы и далее в своем нравственном усовершенствовании шли также успешно и благоплодно, как и доселе шли, и все более и совершеннее познавали волю Божию, соделавшую наше спасение чрез Единородного Сына Божия, а не чрез другие какие-либо силы, напр. ангелов, как учили лжеучители. Во всякой премудрости и разумении духовном. Посему, говорит апостол, молюсь за вас, чтобы вы, познавая волю Божию, предварительно преуспевали во всякой премудрости, т. е. во всем том, что может умудрить вас в понимании возвышенных истин богооткровенной веры, и при свете ее приобретали мудрое уменье разбираться во всем том, что истинно и что ложно, что согласно с волей Божией или несогласно и, приобретая этот навык мудрой рассудительности, научались смотреть на вещи не с грубой материальной, земной точки зрения, а с точки зрения разумения духовного, т. е. с точки зрения духовного их значения для жизни человека.

10 ст. Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом, и возрастая в познании Бога. Все это – и преуспеяние в премудрости и в разумении духовном и стремление чрез то познать волю Божию – необходимо вам, христианам, чтобы вы жили и поступали достойно Бога, постоянно памятовали о Нем и, боясь чем либо Его оскорбить и прогневать, старались Ему угодить во всём, а наипаче деланием добрых дел, и, так плодонося, возрастами бы в познании Бога; т. е. приближались бы к истинному Боговедению.

11 ст. Укрепляясь всякой силой по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью. Но так как на пути нравственного усовершенствования мы часто встречаем скорби, печали и всевозможного рода препятствия и бываем слабы и немощны, чтобы преодолеть их своими силами, то апостол научает Колоссян, что эти силы мы должны черпать в помощи Божией и, укрепляясь этой всесильной благодатной помощью, терпеливо, не на минуту не ослабевая, переносить и преодолевать все стоящее на пути препятствием к нравственному совершенству, переносить даже и тогда, когда бы эти беды, напасти и искушения были длительны, переносить же должно их благодатно, с радостью.

12 ст. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. Благодаря Бога, Отца нашего небесного, за то, что Он призвал нас ко спасению и к получению наследства вечного, что составляет удел только святых, и подает нам силы и крепость во свете Евангельского учения достигать этого спасения, этого небесного наследия святых.

13 ст. Избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего. Мы должны благодарить Бога и Отца за то, что он избавил нас, т. е. высвободил из-под власти диавола и от всего того, чем нас прельщала языческая греховная жизнь, и за то, что он не только освободил, но и ввел нас в царство своего Единородного возлюбленного сына.

14 ст. В котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов. Он, Сын Божий единородный и возлюбленный, искупил нас от грехов пречистой Своей Кровью. Мы теперь избавлены от власти диавола и с нашей стороны требуется, чтобы мы умели пользоваться этим великим даром Христовым, Его искупительными заслугами, и достигали своего спасения.

С 15 ст. апостол переходит к учению о Лице Господа нашего Иисуса Христа, как творце, промыслителе, как совершителе нашего спасения, главе церкви и Примирителе Бога с человеком, что необходимо было сделать апостолу ввиду лжеучения, низводившего Христа на равную степень с ангелами.

15 ст. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Христос, Спаситель наш, есть образ Бога невидимого, т. е. в своем невидимом существе то, что есть и Бог Отец, а потому как Отец есть истинный Бог, так и Христос – Спаситель есть истинный Бог, Он есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, т. е. единодушный Отцу, прежде всякой твари, т. е. прежде всего сотворенного, Он вечен.

16 ст. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Будучи рожденным прежде всякой твари, Он Сам есть создатель и творец всего, что мы видим на небе и на земле, всего видимого и невидимого, хотя бы даже это были высшие чины ангельские, все – в Нем имеет причину своего бытия, т. е. Им все создано. И для Него создано, или слав. текст: о Нем создашася, т. е. и именно чрез Него создано.

17 ст. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И что бы мы в своем уме не представили существующим, Он есть прежде всего, т. е. совечен Отцу. И все им стоит, т. е. и все, сотворенное Им, содержит в Своей власти, сохраняет, оберегает и о всем промышляет.

18 ст. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Будучи Сыном Божиим, единосущным Отцу, Творцом всего видимого и невидимого и промыслителем о мире, Он в деле домостроительства Божия по отношению к человеру есть глава тела Церкви, т. е. как там по отношению к миру Он есть начало всего, т. е. все от Него получило свое бытие, так и здесь Он является главой общества верующих, т. е. восстановителем падшего, греховного человечества и примирителем его с Богом. Он есть начаток, т. е. основатель Церкви, о Нем она живет, движется и существует, и Он есть сам начаток, т. е. первый представитель восстановленного и примиренного с Богом человечества, а от Него, чрез Него, и за Ним уже и все верующие. Первенец из мертвых, перворожден из мертвых. Будучи источником жизни для всего сотворенного, Он имеет жизнь в самом себе, а потому, умерши, воскрес своей силой и явился первым воскресшим из умерших, воскрес, чтобы уже более не умирать, а посему является перворожденным из мертвых. Он есть в некотором роде начаток жатвы, как бы первый плод, принесенный в дар, в жертву Богу, от возрожденного и обновленного человечества. Дабы Ему иметь во всем первенство. Так что Христос, как бы и с какой стороны мы Его не рассматривали, везде и во всем является первым, и как Творец мира, и как Спаситель людей и Глава Церкви.

19 ст. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Такова воля Бога Отца, чтобы в Нем вселилась вся полнота божеских свойств, а потому он ни в каком случае не может быть приравниваем к какой-либо низшей силе, напр. ангелам, как учили еретики, – которых они объединили в одну плерому, из которой уже они, как эоны, т. е. как богоподобные существа, истекали в мир; причем одним из этих эонов был Христос.

20 ст. И чтобы посредством Его примирить с Собой все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное. Это переисполнение всей полнотой божеских сил и свойств, необходимо было Христу, чтобы чрез Него, как воплотившегося Сына Божия, примирить небо и землю, Бога и человека, т. е. восстановить ту гармонию единения и взаимообщения, какая была в мире до грехопадения человека. Примирить, т. е. человека чрез грех, уклонившегося от истинного пути, указанного ему волей Божией, вновь направить на этот путь истинный. Умиротворив Кровью Креста Его. И это примирение совершенно достигнуто тем, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, приняв на себя грехи человеческого мира, взял на себя всю вину человека и то наказание, которое человек заслуживал, т. е. проклятие и смерть, и, умерши крестной смертью и проливши свою пречистую кровь, тем удовлетворил правде Божией, восстановил разрушенные отношения с Богом. Затем, воскресши и вознесшись на небо и седши одесную Бога Отца и по человечеству, Он этим самым возвел человека на небо, показал, что Он действительно примирил его и с Богом и с ангелами и в этом смысле примирил все небесное и земное.

21 ст. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

22 ст. ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными, и неповинными пред Собой. Сказавши об искупительных заслугах Христа по отношению к миру вообще, апостол говорит в этих двух стихах в частности о том, что приобрели Колоссяне чрез эти заслуги Христа по вере в Него. Вас, говорит апостол, бывших некогда врагами Божиими, по вашей сознательной любви и расположенности к злым, лукавым и греховным делам, ныне примирил Бог с собой, в теле плоти Его, смертью Его, т. е. когда Он, Господь Иисус Христос, был еще на земле, в этом бренном, тленном нашем теле, которое умерло как обыкновенное смертное тело и ради этой смерти Его все верующие в него и вы, Колоссяне, получаете прощение грехов и примирение с Богом, дабы явиться вам пред Ним совершенно чистыми, непорочными и не укоризненными и в сей жизни и на будущем суде. Сказавши о том, что Христос примирил нас с Богом, когда еще был в земном, непрославленном, смертном теле, этим самым апостол опроверг Колосских лжеучителей, присваивавших спасение людей бесплотным ангелам или духам, наделенным особенными тонкими, эфирными телами.

23 ст. Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере, и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднесенной, которого я, Павел, сделался служителем. Примирение с Богом и достижение святости, непорочности и неповинности пред Богом возможно только при условии твердости и непоколебимости веры во Христа, несомненности надежды на спасение только чрез Христа, о чем вам и возвещено в Евангельском благовествовании, которое вы слышали от нас, и которое в том же виде и то же самое возвещено всей твари поднебесной, т. е. всем людям. Провозвестником этого божественного учения о спасении людей чрез веру во Иисуса Христа я, Павел, и поставлен.

24 ст. Ныне радуюсь во страданиях моих за вас, и восполняю недостаток во плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь. Ныне, т. е. находясь в узах за дело благовестия язычникам, говорит апостол, я радуюсь тем успехам, какие делает среди вас Евангельская проповедь и этой радостью восполняю недостаток, какой испытываю в скорбях за Христа в плоти моей. Применительно к слав. тексту: яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей, смысл приведенных слов будет таковой: Апостол выше сказал: я радуюсь успехам благовествования среди вас, Колоссян, и затем прибавляет: и этой радостью я покрываю, восполняю лишение, т. е. то нарушение равновесия душевного мира и внешнего покоя (во плоти моей), которые причиняют мне скорби Христовы, т. е. гонения, преследования, стеснения и страдания за Христа и за тело Его, т. е. за Церковь Его Но есть и иное толкование этих слов, которому более соответствует русский текст: восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь. Христос пострадал и умер за грехи людей, чтобы искупить и привести их к Богу. Носителями этих скорбей Христовых теперь являются верующие во Христа, страдая за Христа. В лице их страдает Сам Христос (за тело свое, т. е. Церковь), ибо всякий, страдающий за Христа, как член Церкви Христовой, вместе с тем делается участником страданий и Христа, как Главы Церкви, которая есть Тело Его. В этом смысле, хотя страдания Христовы и удовлетворили правде Божией и не нуждаются с чьей-либо стороны в пополнении, тем не менее продолжаются в лице верующих во Христа и, страдая, верующие как бы восполняют скорби Христовы до известной как бы определенной полноты – меры страданий Христовых, (которая исполнится с наступлением Царства славы и с исполнением искупительной миссии Христа). Носителем скорбей Христовых апостол Павел в данном случае называет себя. Страдаю, как бы говорит апостол, в теле моем за дело благовествования среди язычников и за Тело Его, т. е. за устроение, утверждение и распространение церкви Божией на земле, я своими страданиями восполняю недостаток скорбей Христовых, т. е. восполняю как бы то, чего они еще лишены, чего им еще как бы не достает, продолжаю их за Христа или вместо Христа за Церковь Его, в которой Он невидимо пребывает как глава ее.

25 ст. Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие.

Этой-то Церкви Божией, за которую я ради Господа несу скорби и страдания, я и поставлен служителем по воле Божией, и не самовольно, как ваши лжеучители. А эта воля Божия такова, чтобы я исполнил слово Божие в вас, т. е. возвестил вам – язычникам о спасении людей чрез веру в Господа Иисуса Христа.

26 ст. Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его. И чрез это самое, т. е. чрез порученное мне Богом благовестите и устроение Церкви Божией на земле и возвещение спасения чрез веру во Христа язычникам, соделать явной тайну, которая, по божественному определению, была на протяжении веков и рода родов людей сокрыта от них, будучи совершенно неизвестна язычникам, а Евреям будучи открываема только отчасти под сенью и образом. Эта тайна ныне стала явной, понятной святым Его, т. е. тем, которые уверовали в Него.

27 ст. Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Им-то, уверовавшим во Христа апостолам, а за ними и всем верующим, и благоволил Бог показать, сделать известными, какое обилие благодати, излито на язычников, которые были безбожниками в мире (Еф. 2:12), а теперь чрез веру во Христа Иисуса, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой (Еф. 2:13), свои Богу (19 ст.), жилище Божие Духом (22 ст.). И все это от Христа и чрез Христа, так что Он есть средоточие этой тайны, Он есть все в этой тайне. И этот-то Христос в вас, Колоссянах, т. е., благодаря вашей живой вере и искренней любви к Нему, обитает в вашем сердце, Он ваше упование, ваша нужда, чрез Него только вы достигнете вечной славы и сделаетесь причастниками ее.

28 ст. Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этого-то Христа Спасителя нашего, Господа мы и проповедуем, а не каких-то ангелоподобных существ, как проповедуют среди вас лжеучители, проповедуем, вразумляя, т. е. освещая нравственное состояние всякого человека или вообще всех людей, с которыми мы соприкасаемся, и пробуждаем в них чрез то сознание своей греховности, и научая всякой премудрости, т. е. всевозможного рода способами и приемами, соответственно и применительно личным особенностям каждого, мы научаем всякой премудрости, так что вам нечего искать у лжеучителей, и цель наша одна: представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Т. е. мы проповедуем Христа Господа, вразумляем и научаем всякого и всякой премудрости с единственной целью нравственного усовершенствования каждого человека чрез веру во Христа Иисуса.

29 ст. Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно. В этом и состоит мой труд среди вас, для того только я тружусь, чтобы вести вас к нравственному совершенству по лествице христианских добродетелей, и укрепляюсь в этой своей деятельности силой Господа, Которого я проповедую вам, и эта сила действуете во мне могущественно, т. е. сопровождает мою деятельность знамениями и чудесами.

Глава 2-я

1 ст. Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти. Так вот видите какой подвиг я имею ради вас, да и не только ради вас, но и ради тех которые находятся в Лаодикии, Иераполе, ради тех, которые даже не видели лица моего, т. е. даже и лично меня не знают.

2 ст. Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа Указывает апостол на свой подвиг с той целью, чтобы утешить, т. е. одобрить, сердца Колоссян и всех тех, о которых он сейчас сказал (1 ст.), утвердить сердца, объединенные любовью. Укрепить в чем? во всяком богатстве извещения разума, (слав. текст), иначе для всякого богатства совершенного разумения (русск. текст), т, е. апостол желает утвердить сердца Колоссян и других, объединенных христианской любовью, чтобы они, точно и совершенно ясно уразумели все относящееся к познанию тайны Бога и Отца и Христа, т. е. тайны искупления людей чрез крестные страдания и смерть Христа и призвания в Церковь Христову и язычников.

3 ст. В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. В Нем, во Христе, как сосредоточии сей тайны, сокрыты и заключаются все сокровища христианского ведения и христианской премудрости. Кто познал Христа Спасителя мира, тот обладает ведением, тот исполнен премудрости и ему уже более ничего не нужно в деле достижения спасения.

С 4-го стиха апостол переходит к предупреждению Колоссян от лжеучителей.

4 ст. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Пожелавши Колоссянам усовершаться в познании тайны Бога Отца и Господа Иисуса Христа, апостол раскрывает здесь и в дальнейших стихах, почему он это делает и для чего. Все это я вам говорю, т. е. и о своем подвиге для вас и о желании познать вам тайну Бога Отца и Господа Иисуса Христа, для того чтобы кто-нибудь не прельстил вас, не ввел в обман ловко и тонко построенными речами и искусными из них выводами и тем не отвлек от Христа.

5 ст. Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа. Хотя и нет меня среди вас, но духом-то я постоянно с вами; поэтому при всех столкновениях с обманщиками – лжеучителями всегда вспоминайте о мне, как я вас учил, и устоите от падений, и я уверен, что это так есть, так и будет, и радуюсь за вас, за весь строй вашей жизни, т. е. и внешней и внутренней, за соответствие слова и дела, веры и жизни, радуюсь за твердость вашей веры во Христа.

6 ст. Посему как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем. Только и на будущее время берегите эту вашу веру в Господа, и как научены нами веровать во Христа, так этого и держитесь и сообразно с этой верой во Христа и живите.

7 ст. Будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Подобно тому как дерево, чем сильнее и глубже своими корнями проникает в землю, тем тверже и непоколебимее стоит, не двигаясь с того места, на котором выросло, так и вы, говорит апостол, всеми силами своей души и всеми своими способностями, сильнее и глубже проникайте в учение Христа, прилепляйтесь, укореняйтесь в Господе и, от Него получая живительные соки благодати, подобно тому как корни дерева получают эти соки из недр земли, пребывайте твердыми в вере в Него. (Толк. Еписк. Феоф. Кол. 2:7, стр. 92). Будучи утверждены в нем, слав. выражение наздани. Последнее выражение дает основание толковникам сравнивать духовно благодатную жизнь христиан со строящимся зданием. Подобно строящемуся зданию продолжайте усовершаться в духовно благодатной жизни, от совершенства к совершенству, от веры к вере, пока не придете в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), устрояясь в жилище Божие Духом (Еф. 2:22), Итак укореняйтесь во Христе, усовершайтесь в духовно благодатной жизни, укрепляйтесь в вере, как вы научены и, преуспевая в ней, за все благодарите Господа, ибо без Него, без Его Божественной помощи, мы своими силами

едва ли чего достигнем в деле спасения, без Него ничего не можем творить.

8 ст. Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Вообще же, братья, смотрите, т. е. будьте осторожны, следите за собой, за образом ваших мыслей, чтобы кто не увлек вас, т, е. не обошел, не опутал вас философией, т. е. не как наукой, стремящейся к истине, а как наукой ложной, имеющей только вид стремления к истине, а на самом деле, отвлекающей людей от истины, ведущей в сторону от нее, наукой, представляющей из себя пустое обольщение, т. е. увлекающей людей красивыми по внешнему построению фразами и оборотами, но пустыми по содержанию. Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и красноречием, построенными по преданию человеческому, т. е. покоящимися на обычных приемах человеческой мудрости и хотя и имеющих в основе своей понятия и сведения, выработанные у людей веками и по известным образцам, но в данном случае бессодержательных и неистинных, ибо они имеют своим основанием измышления разума человеческого, а не покоятся на истинном ведении, сообщенном свыше, чрез откровение. В данном случае разумеется апостолом лжеучение иудействующих, которые к старым преданиям основанным на религиозных (теософических) воззрениях иудеев и язычников, выработанных у них веками, присоединяли еще новые воззрения, выработанные отчасти на основании новейших кабалистических тайных учений и отчасти на новейших учениях греческой философии о мире духовных существ (эонах), посредствующих между Богом и людьми. Совокупность этих эонов составляет по учению лжеучителей плерому (полноту), чрез которую открывается Божество людям, причем Христос низводился на степень простой ангельской силы и составлял только часть этой плеромы – Божества. Для достижения единения с этими духовными существами, а чрез них и с самым Богом, было установлено какое-то служение ангелам и необходимым считалось умерщвление плоти. Христос, как единая причина единения людей с Богом, отстранялся (ст. 18 и 19). Вот это-то лжеучение иудействующих, по форме то, как будто даже и философское, на самом-то деле было основано на предании человеческом, по стихиям мира, а не по Христу. Т.е. все в этой философии, в этих рассуждениях «основано на низших началах и все приводится к самым обыденным формам бытия и жизни, в которой нет ничего возвышенного, душевного, а тем более божественного и спасительного, как в тех воззрениях, которые могут построятся на основах учения о Христе». (Еписк. Никанор. Толк. ап. ч. II стр. 524). Все здесь ведет в сторону человеческих измышлений и искажений, основано не на истинах христианского учения, а потому увлекает не ко Христу, а от Христа.

9 ст. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Тогда как именно в Нем, т. е. Господе Иисусе Христе, обитает вся полнота Божества телесно. Он один, а не кто-либо иной, как например бесплотные духи, хотя бы взятые во всей своей полноте, т. е. во всей своей полной совокупности, служит не отображением только божеских свойств, но есть само существо Божие, обитающее в Нем телесно, т. е. видимым для нас образом, истинно, существенно. Апостол здесь противополагает свое учение о божестве Иисуса Христа лжеучителям; он говорит, что Бог не призрачно только являлся в Нем, как учили еретики; не деятельно только обнаружил в Нем свои божественные совершенства, как в святых, о которых говорится, что в них живет и действует Бог, и не временно, не от крещения до смерти, как учил впоследствии Несторий, но действительно и постоянно (потому что существенно), всей полнотой своей сущности и своих совершенств жил и вечно будет пребывать в Нем. (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванов. стр. 412). Вам у лжеучителей искать нечего, их лжеучение не даст вам того, что дало уже вам учение Христово.

10 ст. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. Больше Христа ничего и никто не может вам дать. Чрез веру во Христа и единение с Ним вы уже исполнены всем. Чрез Христа мы не только сподобляемся необычайных благодатных дарований, но чрез Его единосущие с Богом Отцом и наше единение с Ним становимся причастниками и самого Божеского естества, как говорит об этом св. ап. Петр (2Петра 1, 3, 4). Который есть глава всякого начальства и власти. Он, Иисус Христос, не только не служебная сила, не только не подчиненное существо, но есть Сын Божий, единосущный Отцу, что вся Тем быша и без Него ничто же бысть, еже бысть (Ин. 1:3). Он есть глава, т. е. виновник всего сотворенного и стоит неизмеримо выше, без всякого сравнения, всякого начальства и всякой власти ангельской. Так прилично ли вам, Колоссяне, как бы так говорит ап. Павел, увлекаться какой-то ложной философией и каким то пустым обольщением, выдумывать какое-то служение ангелам и чрез них будто бы достигать какого-то совершенства знаний и дарований, когда всю полноту и все совершенство знаний и действительно необычайных дарований вы имеете чрез Господа Иисуса Христа.

11 ст. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Разъясняя Колоссянам, что же именно они получили чрез веру во Иисуса Христа, ап. Павел первее всего упоминает о таинстве крещения. По вере во Христа вы приняли крещение, которое заменило собой ветхозаветное обрезание. Там – в обрезании было только отсечение плоти, предуказывалось только на отсечение греховности в человеке, здесь же, в крещении – этом обрезании нерукотворенном – обрезании сердца, верующий истинно, действительно совлекается греховного тела плоти, т. е. отсекается, уничтожается в человеке самая любовь, влечение человека ко греху, грех перестает властвовать, господствовать над человеком. Так как крещение совершается по вере во Христа, то оно и называется апостолом обрезанием Христовым.

12 ст. Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. В этом крещении Христовом, вы, погружаясь, умерли греху, обрезались сердцем, совлеклись ветхого греховного человека. И подобно тому, как Христос умер за грехи людей и погребен, чтобы избавить их от этих грехов, так и вы, погружаясь в воду крещения, умерли за грех, чтобы избавиться от него, чтобы более не грешить. Вы духовно спогреблись со Христом, т. е. как бы были погребены, как и Христос, сделались в духовном смысле участниками Его смерти и чрез то восприяли искупительную силу Крови Его. И как Христос умер за тем, чтобы воскреснуть и чтобы искупленного человека совоскресить с Собой, т. е. сделать и его участником своего воскресения, так и вы умерли греху за тем, чтобы из вод крещения выйти воскресшими для жизни новой, святой и по вере во всемогущество Бога, Который воскресил Его из мертвых, сделаться соучастниками Христа и в Его воскресении.

13 ст. И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. И вас, которые были мертвы в нравственном смысле, которые доселе жили во грехах, по стихиям мира, а не по Христу, т. е. сообразно с греховными обычаями человеческими, не смотря на то, что вы даже были не обрезаны, оживил, оживотворил, сделал способными к жизни новой, святой, лишь только вы уверовали во Христа, исповедали свои прегрешения и крестились, причем нам прощены были все грехи наши. Условием действенности веры во Христа апостол ставит прощение грехов, которое не может быть без предварительного раскаяния в них и исповедания. В этом случае, говорит апостол, и мы, т. е. обрезанные и вы – необрезанные находимся в одинаковых условиях, а потому-то и говорит в конце стиха: простив нам, т. е. нам и вам, и всем вообще людям все грехи наши. И если необрезание не имеет никакого значения в деле веры во Христа и оживотворения с Ним, то зачем вам, Колоссянам, слушать лжеучителей, которые склоняют вас к необходимости обрезания и при вере во Христа?

14 ст. Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Апостол раскрывает образными сравнениями как были прощены нам – людям грехи наши... Грехи каждого человека пред Богом, представляются апостолом записанными в особой рукописи, по которой с каждого потребуется ответ пред правдой Божией. Это-то рукописание (запись) грехов наших (первородного и личных наших) и уничтожил Господь наш Иисус Христос Своей крестной смертью, ибо Он есть умилостивительная жертва за грехи наши, и не только наши, но и за грехи всего мира (I Иоан. 2, 2), грехи всего человечества от начала до конца его. При чем каждый изглаждение грехов своих получает в крещении при условии веры во Христа и Его искупительные страдания. А вера во Христа может быть только от слышания, слышание от проповеди, а проповедь от лиц на то особо посланных (Рим. 10:14).

Это-то оглашение истинами веры – приводящее людей ко Христу – и есть то учение, которое изглаждает, уничтожает рукописание согрешений наших. Это изглаждение, как сказали мы, благодатью Св. Духа совершается в крещении. Так как это рукописание свидетельствовало против нас, то Сын Божий, по своему неизреченному милосердию к людям и любви к ним, взял его, это рукописание, от среды, т, е. из среды бесчисленного облака свидетелей небесных и земных, которые видели, свидетельствовавшее против нас рукописание и пригвоздил его ко кресту, т. е. показал его как ничего уже незначащее, уничтожил его. Бл. Феодорит, распространяя ответственность за грех на всех людей, почитает таким рукописанием наше тело, при посредстве которого человек отваживается на всякий беззаконный поступок. В самом деле, каждый человек в собственной плоти носит свидетельство своей виновности пред Богом, и Христос Своею Кровью должен был сгладить с тела нашу вину. Наша плоть, на которой было рукописание нашей вины, была пригвождена в теле Его ко кресту и рукописание разорвано (Ефс. II, 16. Уч. рук, к изуч. кн. свящ. пис. нов. зав. Иванова). В частности же этот стих по отношению к народу Еврейскому толкуется так. Народ Еврейский при г. Синае, принимая закон, дал клятвенное обещание исполнять беспрекословно все его заповеди и постановления. Это обещание клятвенное было как бы собственноручной распиской Евреев, обязывавшей их исполнять все ее условия; но этих условий народ Еврейский не мог исполнить, ибо не мог своими силами исполнить бесчисленных предписаний закона и подлежал, поэтому, ответственности за свои вины против закона. Искупив людей от греха, проклятия и смерти, эту-то расписку Евреев Господь и пригвоздил ко кресту, как уже потерявшую всякую силу при Евангельском законе и свидетельствовавшую своим уничтожением только о том, что обрядовые предписания Моисеева законы теперь уже стали не обязательны для людей.

15 ст. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собой. Уничтожив рукописание согрешений наших, Господь лишил силы над человеком тех, которые были причиной греха, влекли человека ко греху, чрез грех господствовали над ним и делали его своим рабом, т. е. начальств и властей духов злобы поднебесной. Мало этого, Господь не только лишил силы и власти над человеком сатану с его воинством, но еще властно подверг их позору, т. е. публичному посмешищу, т. е. как Победитель ада взял из их власти все, что они Считали своей собственностью, и тем засвидетельствовал их немощность и, утвердив Своим крестом веру на земле, повел их самих как пленников, за своим победным знаменем, давши людям власть побеждать их силой креста и господствовать над ними. Таким образом сняв с нас грехи наши, Он избавил нас и от власти диавола.

16 ст. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие или субботу. Если же для

вас – христиан даже самое ветхозаветное обрезание не имеет уже никакого значения при достижении спасения, то как же вас кто-либо может осуждать за то, что вы не исполняете обрядовых предписаний ветхозаветного закона относительно пищи, пития, если вы не соблюдаете какого-либо из больших ветхозаветных праздников, или праздника новомесячия, или даже просто день субботний. Выражение славянского текста этого стиха: или о части праздника, преосвящ. Феофан объясняет так: «возможно, что мудрователи те (т. е. Колосские лжеучители) все касающееся праздников иудейских перестроили на свой лад, так что из прежнего взяли только кое-что. Это – »о части" было взято из порядков празднования и новомесячий с субботами... Не смотря однакож на то, что такое празднование, усеченное и измененное, не было уже вполне иудейское, Апостол не хочет, чтобы Колоссяне касались, его. Так оно противно духу христианства. Апостол не вообще отклоняет от праздников, а от празднования в известные дни в духе иудейства или того лжеучения, которое ходило среди Колоссян... И христианство имеет свои праздники, но в своем духе».

17 ст. Это есть тень будущего, а тело – во Христе. Ведь все эти обрядовые предписания ветхозаветного закона не существенны, они только – намек, тень, грядущих вещей, они только предуказывали, предизображали будущее, тень от грядущего, будущего. Пришло, осуществилось это будущее, и тень стала не нужной, ибо явилось самое тело. Иначе: пришел Христос, и все, предизображавшее Христа и благодатные новозаветные времена, стало ненужным, т. е. ветхозаветный закон с его установлениями.

18 ст. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Кроме того, смотрите, как бы вас кто из лжеучителей не обольстил, т. е. не обошел, не обманул, не вырвал из ваших рук награды, обещанной истинным последователям Христа, увлекши вас в сторону от Христа, на иной путь, показным, ложным смиренномудрием, прикрываясь которым они являются среди вас в одеждах овчих, будучи внутри волками хищными. Во имя этого ложного смиренномудрия лжеучители считали людей недостойными общения с Богом чрез молитву, а старались достигнуть этого общения при посредстве ангелов. С этой целью, видимо, ими было придумано особое служение ангелам, чрез которое они думали вступать в общение с ними. В этих еретиках, сбивавших с толку Колоссян, все толковники видят гностиков. Они населяли мир множеством существ, посредствующих между Богом и людьми, и считали людей недостойными входить в непосредственное общение с Богом. Бог бесконечно мощен. Тварь не может снести Его воздействия. Почему, чтобы произойти твари, надлежало произойти наперед целому ряду небесных сил, которые, начиная от самоближайших к Богу, все более и более умалялись в достоинстве и силе и приближались к тварям, какие нам известны на земле. В ряду их , встречаются имена – и Христос, и Иисус, и Церковь, и демиурги – строители мира. Называли они их эонами, но, очевидно, что это суть небесной силы, или ангелы, значение коих в цепи творения неправильно понято. В чем, собственно, состояло служение ангелов, видно, говорит преосвящ. Феофан, из истории. Отцы поместного Лаодикийского во Фригии собора (366 г.) в 35 пр. запретили его. Правило это читается так: «не подобает христианам оставлять Церковь Божию, и отходить, и ангелов именовать и собрания творить. Сие отвержено есть. Того ради, аще кто обращается упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению. В нашем издании правил приложено к сему такое замечание: осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, якобы творцам и правителям мира». (Еписк. Феофан, посл. Колос. 127 стр.). Я же не у веде уча, т. е. учат тому, чего и сами никогда не видали и чего сами не знают. И не смотря на это, т. е. на всю пустоту своего учения, его выдуманность, они безрассудно надмеваются плотским своим умом, т. е. и слушать никого не хотят, что они заблуждаются п верить богооткровенной истине не желают, видимо, ставя свое заблуждение выше последней.

19 ст. И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Благодаря такому упорному следованию своим заблуждениям, лжеучители дошли до того, что Христос у них отошел на второй план, они отпали от Христа, Он уже не был для них Главой, которая управляет всем телом Церкви, в которой верующие составами и связами будучи соединяемы и скрепляемы, т. е. объединяемые единством веры, священноначалия и благодатным, действием св. Духа в таинствах растут возрастом Божиим, т. е. живя согласно воле Божией, приходят в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) и пребывая в разумном и сознательном единении с Ним, как своей главой и началовождем спасения нашего, содевают свое спасение. Этого-то благодатного общения со Христом, а чрез Него и спасения, отвергшиеся Христа лжеучители и лишались.

20 ст. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

21 ст. Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся.

22 ст. (что все истлевает от употребления), – по заповедям и учению человеческому? Но так как, видимо, Колоссяне увлекались более практической стороной учения лжеучителей, то апостол еще раз предостерегает их от этого увлечения. Если вы, говорит апостол, уверовав во Христа и крестившись, чрез это самое умерли для всего, что так влечет и манит к себе в этом мире, т. е. ради жизни во Христе умерли для всего греховного, плотяного в этом мире, то зачем вы слушаете лжеучителей и держитесь различного рода их постановлений и заповедей: того не прикасайся, того не ешь, того не дотрагивайся, как будто все эти запрещаемые предметы и в самом деле сами по себе имеют какую-то особую ценность и что-то значат сами по себе в деле достижения спасения. Не обращайте на эти стихии мира никакого внимания: все эти предметы ничтожны сами по себе, и вы должны стоять выше всех этих заповедей и учений лжеучителей.

23 ст. Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. В этом стихе апостол рассевает ту молву и славу о мудрости, смирении и воздержании, которыми надо думать, окружали себя лжеучители. Все это, говорит апостол, и их самовольное, самоизмышленное и оскорбительное для Бога служение ангелам, и их показное смирение и изнурение тела, чтобы иметь вид святости, и их рисовка тем, что они не считают нужным заботиться о насыщении плоти, т. е. о естественном удовлетворении потребностей тела1, их подчеркивание того, что у них тело не в чести (слав. перевод), – имеет только вид мудрости, тут истинного, ведущего действительно ко спасению, у лжеучителей нет ничего.

Глава 3-я

С 3-й главы идет нравоучительная часть послания ап. Павла к Колоссянам. Раскрыв пред Колоссянами всю пустоту лжеучения еретиков и тщету их нравственно-практических заповедей и учений, как не ведущих ко спасению, апостол в противовес всего этого изъясняет им истинный смысл христианской жизни в Христе Иисусе, а не по заповедям и учениям человеческим и по стихиям мира.

1 ст. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Вы говорит апостол, вышедши из вод крещения, воскресли подобно Христу и получили благодатную силу Духа Святого для жизни непорочной, святой, а потому ищите уже горнего, т. е. проводите и стремитесь к жизни сообразной с этой святостью и непорочностью. Сюда ваши мысли направьте, сюда ваше сердце устремите ко Христу – Спасителю, сидящему во славе одесную Бога Отца.

2 ст. О горнем помышляйте, а не о земном. Т. е. встаньте выше всего этого земного, чувственного, греховного, да не обладает вами никакое беззаконие. Не к миру и яже в нем льните своим сердцем, а ко Христу. Не к земле и земному, а вашими мыслями, чувствованиями, желаниями стремитесь к небесному, мудрствуйте о том, как бы жизнью по Христе достигнуть вечного блаженства и быть в единении с Ним, а чрез Него и с Отцом Небесным.

3 ст. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Ведь вы уже в таинстве крещения умерли для греховной жизни, и теперь должны жить со Христом, т. е. так, как Он тому учил, дабы быть едино с Ним, а чрез Него и со Отцом. Как происходит это Богообщение, это сокрыто, невидимо для других. Люди мира сего не видят внутренней духовной перемены чад Божиих, того, что совершается в душе и сердце их. Это веяние благодати Святого Духа в сердцах своих не могут точно знать, т. е. когда оно началось и как совершилось и к чему оно ведет, и сами чада Божии. Не у я вися, что будем, говорит свят. ап. Иоанн (1Ин. 3:2).

4 ст. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Во второе же пришествие Господа все это станет явным и видимым для всех. Тогда Христос – жизнь наша – явится во славе, и мы тогда, будучи едино со Христом, как ветви с лозой, явимся во славе, будем подобны Ему (1Ин. 3:2).

5 ст. Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. Хотя верующий и очищается благодатью Святого Духа в таинстве крещения от первородного греха и от личных грехов, но склонность ко греху и возможность грешить в нем остается и по крещении и есть уже дело его личной воли и свободы. Отсюда, говорит апостол Колоссянам, умертвите земные члены ваши, т. е. уничтожьте, подавите в себе склонность ко греху, не грешите после крещения; не повторяйте грехов, от которых вы омылись в таинстве крещения и которые так вас пленяли прежде: блуд – преступные связи с женщинами; нечистоту – неестественные дела в удовлетворении похоти; страсть – блудную; похоть злую – влюбления с ревностью иссушающей, и смерти ищущей и другим и себе (Еписк. Феофан. Кол. 157 стр.); лихоимание, т. е. увлечение страстью приобретения, богатства до забвения Бога и ближних, когда человек ни о ком и ни о чем больше не думает, а как бы только больше иметь и в этом полагает и смысл, и цель жизни. Такое увлечение богатством апостол называет идолослужением, ибо увлекшийся богатством служит только ему и его только чтит.

6 ст. За которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 ст. в которых, и вы некогда обращались, когда жили между ними. За эти грехи, которым и вы некогда предавались, живя среди неверующих, и постигнет гнев Божий сынов противления, т. е. неверующих иудеев и язычников. Как верующих в будущем ожидает прославление со Христом, так неверующих – гнев Божий.

8 ст. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших. Ставши уже христианами, отложите все: не только грехи плотские, страстные, но и грехи, проистекающие из гнева, ярость, т. е. когда человек так гневается, что забывает всякую сдержанность и благоразумие, злобу – т. е. злопамятство, когда человек держит в себе злобу на другого, как бы отмстить (Бл. Феофилакт. См. Еписк. Феофана, посл. Колос. 163 стр.). Удерживайте уста ваши от злоречия и сквернословия, ибо неприлично одними и теми же устами славить Бога и поносить ближнего (Иак. 3:10).

9 ст. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 ст. и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Ничто так не разрушает мира и согласия людей между собой, ничто так не противоречит духу истинного христианства, как ложь, друг на друга, являющаяся последствием гнева, ярости и злобы. Все это – дела ветхого, греховного человека, говорит апостол, а ведь вы уже совлеклись его и потому вам все это должно оставить и облечься в нового, т. е. стать иными людьми, нравственно обновленными, возрожденными к жизни святой, безгрешной. Это обновление совершается чрез познание воли Божией благой и совершенной и уразумение христианской цели жизни и тех христианских средств, которые ведут к достижению этой цели, дабы этим путем обновления восстановить в себе тот образ Божий, который человек получил от Создавшего его и который нам, призванным к обновлению чрез таинство крещения, дал Сам Господь Иисус Христос; к достижению этого – то, данного создателем и явленного нам во Христе, образа мы и должны стремиться.

11 ст. Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. При достижении этого обновления не имеет значения кто – ты и что ты: Еллин ли ты или Иудей, обрезанный ли или необрезанный, образованный или необразованный, в рабском ли ты состоянии или свободный. С верой во Христа все эти разности исчезают, все и все благодатиею Божией объединяются во Христе Иисусе, становятся одним стадом Христовым и членами одного тела – Церкви Христовой (Гал. 3:28).

12 ст. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

13 ст. снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Называя Колоссян избранными Божиими, т. е. выделенными из других, святыми и возлюбленными Богом, апостол этой похвалой ободряет и призывает их к совершению дел, составляющих украшение (одежду) обновленного человека. Это – дела христианского милосердия, из которых вытекают благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Откинувши страсти и раздражительность, будьте снисходительны друг к другу и если бы кто даже мог сказать на другого, что он его обидел (слав.: аще кто на кого имать поречение), взаимно прощайте друг другу обиды и всегда пред глазами своими имейте пример Христа, простившего вам бесчисленные согрешения.

14 ст. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Все эти христианские добродетели только тогда будут ценны в очах Божиих, если будут растворены любовью. Любовь есть дар Божий, обнимающий собой все христианские добродетели (1Кор. 13) она есть воплощение (союз) христианского совершенства.

15 ст. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Только тогда водворится в сердцах ваших мир Божий, как последствие препобеждения в себе страстей и похотей, и воспитания себя в христианских добродетелях, только тогда мир Божий будет господствующим настроением вашего сердца и будет свидетельствовать о вашем мире с Богом, людьми и самим собой, т. е. своей совестью. Вы, как члены одного тела – Церкви Христовой к этому-то миру и призваны, к нему вы и должны стремиться и жить между собой в мире и согласии. (Славянский текст: и благодарны бывайте, т. е. при любви и мире преисполняйтесь благодарностью к ниспосылающему мир Богу и мир ваш будет ненарушим никакими обстоятельствами вашей жизни. За все ниспосылаемое вам в жизни благодарите Господа).

16 ст. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Средствами для обновления, для святой и богоугодной жизни во Христе апостол указывает: а) Евангельское учение, возвещенное миру Христом и чрез Его святых апостолов. Да вселяется оно в вас обильно, т. е. изучайте слово Божие, усвояйте его своим умом и внедряйте его в свое сердце, согласно ему воспитывайте свою волю, проникайтесь им, изучайте его со всех сторон и оно вселится в вас обильно, вы будете сведущи в его понимании и умудритесь по нему располагать свою жизнь и будете уметь с достоинством дать ответь на всякий вопрос о вашем уповании (Петр. 3, 15). б) В противоположность языческой жизни и ее развлечениям вы, христиане, в частной своей жизни научайте друг друга псалмам, славословиям и духовным песням и гимнам, старайтесь уразуметь и уяснить себе их смысл и содержание и проводите их в свою жизнь, в) Возбуждайте в себе молитвенное настроение, в глубине сердец ваших с благодарностью воспевайте, т. е. прославляйте Господа на ваших домашних собраниях, в вашей частной жизни.

17 ст. И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца. Но и изучение слова Божия, и молитвенная настроенность не принесут христианину пользы в деле спасения, если он не будет все это творить во имя Господа, т. е. не будет постоянно памятовать о Нем. Творя все при памятовании Господа Иисуса Христа, не забывайте, говорит апостол, чрез Него благодарить и Бога Отца, спасшего нас чрез Своего Единородного Сына.

С 18 ст. по конец главы и в первом стихе 4-й главы апостол делает частные наставления разным лицам, занимающим то или иное положение в семье: женам и мужьям, детям и отцам, рабам и господам. Эти наставления почти буквально схожи с наставлениями к тем же лицам в послании к Эфесянам (Еф. гл. 6),

18 ст. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

19 ст. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Семья есть самая важная ячейка в жизни человеческого общества. Посему, заботясь об утверждении, укреплении и сохранении семьи от разрушения и разложения, апостол и желает, чтобы в семье царили мир, любовь и согласие. Но для достижения этого необходимо, чтобы жены повиновались мужьям своим, как прилично женам христианкам, т. е. по любви к Господу, во исполнение Его заповедей. А вы, мужья, любите жен своих, снисходите к их слабостям и немощам и не будьте с ними суровы, т. е. излишне и несправедливо требовательны и строги. Видя подчиняющуюся жену, не величайся; и ты жена, видя любящего тебя мужа, не надмевайся (см. Злат. Еписк. Феофан. Посл. Кол. стр. 209).

20 ст. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо сие благоугодно Господу.

21 ст. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Послушание детей положено в основу добрых взаимных отношений родителей и детей, ибо это благоугодно Господу, т. е. пребывая в послушании родителям, дети этим самым исполняют заповедь Божию, а чрез то благоугождают и самому Господу. Родителям внушает апостол не раздражать детей своих: т. е. стараться быть по отношению к детям всегда ровными, спокойными и благоразумными в своих требованиях к ним. «Образом ваших действий на детей, как бы так говорит апостол, опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас» (Еписк. Феофан). Св. Златоуст слово не раздражайте изъясняет: «не делайте их пререкателями». «В древности родители пользовались неограниченными правами над своими детьми, почему в воспитании детей проявляли неумеренную строгость и даже жестокость; дети же в свой очередь, не вынося суровости обращения родительского, или являлись пререкателями отеческой воли, или же, чаще, падали духом, унывали, теряли доверие к своим силам и надежду быть полезными и угодными своим родителям. И то, и другое было неполезно и для них, и для родителей» (Рук. к из. Свящ. кн. нов. зав. Иванова). Причем апостол указывает только на такие стороны взаимоотношения членов семьи и рабов к господам, нарушение которых особенно расстраивают добрые семейные отношения.

22 ст. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. Среди тяжелого и безотрадного положения рабов у последних весьма естественно являлись мысли, как бы освободиться от этого рабского состояния, особенно когда они, рабы, были уже христианами, а господа погрязали еще во тьме язычества. Поэтому апостол и говорит рабам – христианам как бы так: хотя вы по вере во Христа и стали выше ваших господ, стали вне их власти, но дело веры касается вашей души, а не тела; тело ваше по-прежнему находится в зависимости от господ ваших, а посему и повинуйтесь плотским господам вашим. Служите им нелицемерно, не двоедушно, не только на глазах и напоказ, как это делают льстецы и притворщики, а в простоте сердца вашего, что так угодно Богу, а потому проходите ваше служение со страхом чем-либо оскорбить Отца вашего небесного.

23 ст. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. Служа господам своим, делайте все от души, т. е. с охотой, с благорасположением, с желанием пользы и добра своим господам; делайте все так, как бы вы делали все это для Господа, а не для человека.

24 ст. Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. Помните, что не от земных ваших господ вы получите воздаяние в жизни вечной, а от Господа Иисуса Христа, Которому посвящается вся ваша жизнь. Слав. текст: приимите воздаяние достояния – наследия. Эти слова шли прямо на рану горького рабства. Работают – работают; а ни им, ни их семье и потомству ничего не достается. Апостол и говорит им: если будете работать, как заповедую вам, яко Господу, то Господь даст вам в наследие блага высшие тех, каких наследниками могли бы вас сделать господа... Вы Господу работаете, а Он не оставляет рабов своих тщими (Еписк. Феофан).

25 ст. А. кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия. Тем, что господа ваши бывают часто несправедливы и обижают вас напрасно, не смущайтесь: Господь воздаст им по делам их; у Него нет лицеприятия.

Глава 4-я

1 ст. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Господа по отношению к своим рабам должны быть справедливы и оказывать им должное, т. е. сообразное их положению внимание, удовлетворять их потребности и нужды, помня, что и над ними есть Господь, Который видит все их дела и действия по отношению к рабам и от Которого они так же зависят, как и рабы от них.

Со 26 стих опять идут общие наставления, касающиеся всех христиан Колосской церкви, причем апостол просит их молиться и за себя.

2 ст. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Слав. перевод: в молитве терпите, т. е. будьте неутомимы в своей молитве, настойчивы и постоянны; бодрствуя в ней, т. е. не рассеивайтесь во время молитвы вашей своими мыслями; бодрствуя в ней с благодарением, т. е. с радостью творите молитву вашу, а не воздыхающе, т. е. не разленяйтесь во время молитвы вашей, благодаря Бога за все ниспосылаемое вам в вашей жизни.

3 ст. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах. Молясь каждый по себе и все вместе, не забывайте, наставляет апостол, молиться и о мне, вашем просветителе словом истины, дабы Господь Бог отверз нам дверь для слова, т. е. сделал нашу проповедь беспрепятственной среди неверующих и успешной, да и все услышат возвещаемую нами тайну Христову, т. е. тайну призвания язычников в Церковь Христову, «тайну призвания языков в духовное наследие великих праотцов и составления из иудеев и язычников единой Церкви Божией, назданной на Господе Спасителе» (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 225), за которую я заключен и в узы. Просит же их молиться за себя, говорит блаж. Феофилакт, не только смиреномудрствуя, но и показывая силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере имела ему доставить молитва братий. Этим же словом Апостол хотел ввести их в труд молитвенный. «Если, пишет преосвящ. Феофан, апостол чувствовал нужду прибегнуть к общей братской молитве верных, то кто осмелится быть столько самонадеян, чтобы мечтать обойтись без помощи братской молитвы, оставаясь с одной своей? Апостол здесь делом выразил долг христиан и молиться друг о друге и просить друг друга молиться». (Еписк. Феофан. Посл. Колос. 224).

4 ст. Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Да возвещу эту тайну обращения язычников ко Христу и призвания их в единую Церковь Христову, как, мне должно возвещать, т. е. во всей ясности и полноте.

5 ст. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Т. е. в своих взаимоотношениях с язычниками, находящимися еще вне ограды Церкви Христовой и неверующими вообще, будьте благоразумны, применительно к обстоятельствам, умейте пользоваться временем, т. е. всяким удобным случаем к обращению язычников.

6 ст. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. А посему да будет ваше слово при сношениях с язычниками искренно, правдиво и любовно, приправлено солью, т. е. разумно и назидательно (Еписк. Феофан), дабы вы умели каждому ответить сообразно и применительно к его развитию и положению в обществе.

Выше (3 ст. 4 гл.) апостол упомянул о своих узах, но не сказал, каково ему там, а потому, удовлетворяя естественному желанию Колоссян знать что-либо о нем и с этой стороны, он говорит им, что о моем положении в узах все, что вас интересует, расскажет вам Тихик. Чтобы показать, что Тихик заслуживает полного доверия со стороны Колоссян, апостол отзывается об нем с самой лучшей стороны: он близкий моему сердцу верующий брат, помогающий мне, по моим указаниям, в благоустроении христианских общин, сотрудник и соработник мне, т. е. не полицеприятию, а по ревности и любви к Господу помогает мне в моих трудах.

7 ст. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Этого-то возлюбленного и близкого мне человека я и послал к вам, чтобы он рассказал вам о мне все, что вас так интересует, а с другой стороны узнал бы все, что происходит среди вас, узнал бы что это за лжеучители явились среди вас, чем они сбивают вас с толку и как вы к ним относитесь и ободрил бы вас в борьбе с ними.

8 ст. Которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,

9 ст. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас: они расскажут вам о всем здешнем. Вместе с Тихиком апостол посылает им еще Онисима, также близкого апостолу и заслуживающего доверия Колоссян, ибо он даже их земляк. Этот Онисим был раб Филимона, бежал от него. Ко Христу был обращен ап. Павлом, после чего был отправлен опять к своему господину, причем ему вручено было особое послание к Филимону. Эти-то два доверенные лица, заключает апостол, расскажут вам все, что совершается вокруг нас здесь, в Риме.

Далее идут приветствия от разных лиц Колоссянам.

10 ст. Приветствует вас Аристрах, заключенный вместе со мной, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания, если придет к вам, примите его),

11 ст. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных, они единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадой. Аристарх, заключенный вместе с апостолом Павлом в узах, был Македонянин из Фессалоники. Ко Христу обращен Павлом во время первого его посещения Македонии (Деян. 19:29; 20, 4). Вместе с апостолом он путешествовал в Эфес, а за тем сопутствовал ему в Грецию, Иудею и в Рим (Деян. 27:2), где и заключен вместе с апостолами в узы. Марк, племянник Варнавы, впоследствии написавший 2-е Евангелие (Уч. рук. Иванова; подр. см. Деян. 12:12, 25; 13:5). Иисус, прозываемый Иуст. Предполагают, что это Иосиф – Варсова, о котором упоминает книга деяний при избрании в число

12-ти вместо Иуды (Деян. 1:23), и следов. бывший самовидцем Господа. Марка и Иисуса апостол называет единственными сотрудниками, т. е. сотрудниками из обрезанных, а остальные, видимо, были из язычников.

12 ст. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

13 ст. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии в Иераполе. Епафрас, о котором апостол говорил и в начале послания (1, 78 ст.), родом Колоссянин, он был им близок, как соотечественник и как их наставник в истинах веры, пользовавшийся у них особым расположением. Этот-то Эпафрас, горячо принимавший к сердцу стояние Колоссян в вере и любви, непрестанно, говорит апостол, молится за вас, Коллоссян, за то, чтобы вы и далее пребывали твердыми и непоколебимыми в истинной вере и, сообразно этой вере, неукоснительными в исполнении воли Божией. Свидетельствую о нем, т. е. удостоверяю, что о всем происходящем у вас Епафрас доложил мне и рассказал не по каким-либо человеческим расчетам, а единственно по любви и расположенности к вам, ревнуя и болезнуя по вас и сущих в Лаодикии и Иераполе, как по своей пастве, Богом ему врученный.

14 ст. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.

Лука – написавший 3-е Евангелие. «Димас был сначала ревностным учеником св. апостола Павла, а затем про этого Димаса апостол в послании к Тимофею говорит: Димас меня оставил, возлюбив нынешний век и ушел в Солунь (Фессалонику)» (2Тим. 4:10).

15 ст. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. «Нимфан, надо полагать, был блюститель той Церкви, – пресвитер, заступавший место Епафраса, в его отсутствие. Вся семья его состояла из верных... У него бывали и собрания церковные» (Еписк. Феофан. Посл. Кол. 246). После приветствий апостол делает поручение Колосской церкви и некоему Архиппу.

16 ст. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. «Относительно этого стиха св. Златоуст замечает: справедливо утверждают некоторые, что здесь, разумеется, не послание Павла к Лаодикийцам, а их послание к Павлу; ибо не сказал он: написанное к Лаодикийцам, а говорит: написанное от Лаодикии».

17 ст. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Возможно, что Архипп был пресвитером и, за отсутсвием Епафраса, совершал богослужение в домовой церкви своего отца Филимона. Впоследствии он был епископом Лаодикийским (Пост. ап. § VII, 46). (Рук. к изуч. свящ. кн. Нового завета Иванова). Ввиду такого положения Архиппа среди верующих, апостол наказывает передать ему, чтобы он исполнил врученное ему Господом служение, был на высоте своего положения и зорко наблюдал за тем, что вокруг него совершается.

18 ст. Приветствие моей рукой Павловой. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. Чтобы Колоссяне не сомневались в подлинности этого к ним послания, апостол сам собственной рукой как бы скрепляет его, посылая им привет и прося помнить его узы, т. е. иметь их пред глазами, как воодушевляющий Колоссян пример. Наконец, апостол желает Колоссянам, чтобы, с помощью благодати Божией, они исполнили все, чему он их научал в своем послании.

* * *

1

Само по себе непощадение тела в благоразумной мере и со святыми целями не укорно, а похвально. Иже Христовы суть плоть распята (Гал. 5:24). Если апостол с укором отзывается здесь о нем, то, конечно, потому что оно, кроме уродливого вида, в каком являлось по направлению и духу своему, было дурно и было смешано с суевериями (Епископ Феофан, посл. Кол. 141 стр.)



Источник: Николай Зефиров. Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Послания св. апостола Павла к Галатам, Ефесянам, Филипийцам, Колосянам, первое и второе к Солунянам. Могилев губ., тип. И. Б. Клаза. 1912 г. 204 с.

Комментарии для сайта Cackle