Источник

Прободение ребра Иисусова

(Ин. 19:27–37)

Самый печальный и в то же время самый священный день мировой истории близился к концу. Прошел уже третий час дня, и в шестой час наступила суббота, при том Великая Суббота Пасхи. По еврейскому закону до этого времени нужно было снять с крестов тела распятых, чтобы они не остались висеть на древе ночью. Ибо так было написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел (Втор. 21, 22–23). Поэтому начальники иудейские отправились к прокуратору и просили его, чтобы он позволил для ускорения смерти распятых перебить им голени, чтобы их можно было до захода солнца снять с креста и предать погребению. Пилат немедленно дал свое разрешение. Воины теперь с железными палками перебили голени у разбойников, которые были распяты с Иисусом. Но когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. На этом основании они не перебили Ему голеней, потому что считали бесполезным и в то же время недостойным мучить мертвого. Но чтоб убедиться в действительности Его смерти, один из воинов вонзил свое копье в бок Спасителя, и тотчас оттуда потекла кровь и вода.

В этом заключается все происшествие, о котором рассказывает нам здесь евангелист Иоанн. Враги Христовы хотели, очевидно, не только исполнить предписание закона, но и причинить своей жертве позор и поругание даже и в Его смерти, и тем утолить жажду своего бешенства. Но всемогущий Бог не допустил их до этого. Он сам приготовил своему Сыну эту чашу страданий, которую Тот и испил до последней капли. Теперь окончилось Его великое дело искупления и Он сам воззвал: «совершилось!» Теперь не должно было коснуться Его никакое поругание, ни позор. Отец Небесный сам следил за телом своего Сына и охранял Его от Его врагов, которые хотели надругаться над Ним. Теперь исполнилось на Нем то, что было написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» (Пс. 33, 20–21).

Мы радуемся поэтому, что пречистое тело Спасителя таким образом сохранилось от этого посягательства и, волею Божиею, Его не коснулось поругание, которое приготовили Ему враги Его даже после смерти. Мы видим здесь исполнились слова и обетования Господни, открытые людям в Священном Писании. Когда Иисус Христос предпринял Свое последнее путешествие в Иерусалим перед Своими страданиями и смертью, тогда Он сказал своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (Лк. 18, 31). И как Он сказал, так и случилось. Обетования Божии, как звезды небесные, светят во мраке и темноте, которыми окутаны страдания и смерть Спасителя. Предатель, который возлежал с Ним за одной трапезой и вкушал Его хлеб; бегство учеников при взятии Иисуса; покупка земли крови за тридцать сребреников; мучение Спасителя перед духовным и светским судом, распятие между двумя разбойниками; деление Его одежды; напоение Его уксусом с желчью: все это ясно и определенно до этого было написано и предвозвещено пророками. В Слове Божием было также предусмотрено и предсказано и то, что голени Иисуса не будут перебиты и что воин пронзит ему бок. Поэтому и евангелист Иоанн нарочито и прибавляет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «Воззрят на Того, Которого пронзили».

Господь Бог заповедал народу иудейскому относительно пасхального агнца: «Костей его не сокрушайте» (Исх. 12, 46; Числ. 9, 12), или, как передает Апостол: «Кость Его да не сокрушится». И это, по определению воли Божией, должно было исполниться на нашем Спасителе. Через это было подтверждено и засвидетельствовано, что Он в своей смерти был истинным и пасхальным Агнцем. Поэтому Иоанн Креститель предсказывал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).

Поэтому и ап. Петр писал о Нем: «Нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Петр. 1, 18–19). Поэтому и ап. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7). Будем созерцать и прославлять в вере и мы Распятого, как Агнца Божиего, который взял на Себя грехи всего мира и наши грехи, доколе мы не сопричислимся к лику святых и ангелов Божиих, которые непрестанно воспевают перед престолом славы Его: «достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (Откр. 5, 12).

Все страдания и муки, перенесенные Господом нашим Иисусом Христом, послужили только к тому, чтобы через них и в них исполнилось Писание. Поэтому враги Его не могли делать ничего более, как только то, что было установлено словом и обетованиями Божиими. И если они хотели преступить эти пределы, то всемогущей Бог Своею всесильною рукою удерживал их от этого. Поэтому, дорогой христианин, если тебя удручают крест и страдания, то помни только то и не забывай того, что и на тебе, и через тебя должно исполняться Писание. Там написано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). И еще написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29, 11). И еще написано: «Знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8, 28). И еще написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс. 125, 5–6). Вот обетования Божии, которые никогда не обманывают и не лгут и которые поэтому должны исполниться в твоих страданиях и через твои страдания. Поэтому не отказывайся от преданности Богу, которая принесет тебе великую награду! И если крест твой тяжело давит и печалит твое сердце, то веруй твердо! Вера открыла разбойнику с креста райскую дверь и перед тобою также открыты те великие обители покоя и отрады, где на нас исполнится последнее и самое великое обетование Божие: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, «Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17).


Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. [2], II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см.

Комментарии для сайта Cackle