священник А. Левитский

Источник

V. Славное воскресение Господа Иисуса Христа и Его явления по воскресении

Воскресение Господа Иисуса Христа

Мф.28:1–8; Мф.28:11–15; Мк.16:1–8; Лк.24:1–11; Ин.20:1–2.

По прошествии субботы587, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса Христа (Мк.16:1). И вот (в ночь на первый день недели), сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые588 (Мф.28:2–4).

(Между тем) весьма рано, в первый же день недели589 идут ко гробу (Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия) и говорят между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк.16:2–3) Мария Магдалина приходит ко гробу, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Она бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его!» (Ин.20:1–2) (В это время), неся приготовленные ароматы, пришли ко гробу и другие (жены)590 (Лк.24:1). И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик (Мк.16:4). Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих591. И, когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: «Что вы ищете Живого между мертвыми? (Лк.24:4–5) Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь (Мф.28:6)». И, вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, Распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк.16:5–6). Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть Предану в руки человеков грешников, и быть Распяту, и в третий день воскреснуть (и вспомнили они слова Его) (Лк.24:6–8). И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам». И, вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его592 (Мф.28:7–8).

Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись с старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: «Скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали593. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим». Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф.28:11–15).

Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня

Лк.24:12; Ин.20:3–10.

(Услышав от Марии Магдалины о воскресении Господа), тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин.20:3–7) (и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк.24:12)). Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал594. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе (Ин.20:8–10).

Явления Воскресшего Господа Марии Магдалины и прочим женам-мироносицам

Мф.28:9–11; Мк.16:9–11; Ин.20:11–18.

Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк.16:9). Мария стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: «Жена! что ты плачешь?» Говорит им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!» Сказав сие, обратилась назад, и увидела Иисуса Стоящего, но не узнала, что это Иисус595. Иисус говорит ей: «Жена! что плачешь? кого ищешь?» Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Иисус говорит ей: «Мария!» Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!» (что значит Учитель). Иисус говорит ей: «Не прикасайся ко Мне596, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему597; а иди к братьям Моим598, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина идет, и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей (Ин.20:11–18).

(Явился Господь и прочим женам, шедшим от гроба). Когда они шли возвестить ученикам Его (о воскресении Его), и се, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня» (Мф.28:9–10). И, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк.24:9). И показались им слова их пустыми, и не поверили им599 (Лк.24:11).

Явления Господа ученикам на пути в Эммаус

Мк.16:12–13; Лк.24:13–35.

В тот же день (воскресения Господа) двое из учеников Иисуса Христа шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» Один из них, именем Клеопа600, сказал Ему в ответ: «Неужели Ты, один из пришедших в Иерусалим, не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» И сказал им: «О чем?» Они сказали Ему, что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, Сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас; они было рано у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели». Тогда Он сказал им: «О, несмысленные601 и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророк изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». И Он вошел, и остался с ними. И, когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них602 (Лк.24:13–31).

И они сказали друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше603, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?» И, вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь воистинну воскрес604, и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба (Лк.24:32–35).

Явление Господа апостолам в Иерусалиме в первый и восьмой день по Своем воскресении

Мк.16:14; Лк.24:36–48; Ин.20:19–29.

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собрались ученики Иисуса Христа, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» (Ин.20:19) Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:37–40). И, сказав это, показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин.20:20). Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними605. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и псалмах». Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк.24:41–48). (И) сказав им вторично: «Мир вам! Якоже посла Мя Отец606, и Аз посылаю вы». И сие рек, дуну, и глагола им: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Ин.20:21–23).

Фома же один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали Ему: «Мы видели Господа». Но он сказал им: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:24–25).

После восьми дней опять были в дому ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:26–29).

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:30–31).

Явление Господа апостолам при море Тивериадском

После того607 опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил, из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: «Иду ловить рыбу». Говорят ему: «Идем и мы с тобою». Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: «Дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: «Нет!» Он же сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: «Это Господь!» Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою (ибо он был наг), и бросился в море; а другие ученики приплыли в лодке (ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот), таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб608. Иисус говорит им: «Принесите рыбу, которую вы теперь поймали». Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: «Придите, обедайте». Из учеников же никто не смел спросить Его: «Кто Ты?»609 зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин.21:1–14).

Когда же они обедали Иисус говорит Симону Петру, «Симон Ионин! любишь ли ты Меня, больше нежели они?» Петр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, то я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси агнцев Моих!»610 Еще говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! любишь ли Ты Меня?» Петр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих!» Говорит ему в третий раз611: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих! Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога612. И, сказав сие, говорит ему: «Иди за Мною»613. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: «Господи! а он что?» Иисус говорит ему: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною». И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?» (Ин.21:15–23)

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин.21:24).

Явление Господа на горе Галилейской

Мф.28:16–20; Мк.16:16–18.

Одиннадцать учеников пошли в Галилею614, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Шедше убо научите вся языки615, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:16–20). Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если, что смертоносное выпьют – не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16:16–18). И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20)».

Вознесение Господне

Мк.16:19; Лк.24:49–53. Деян.1:1–12616.

(Вот) все, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя Живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня (Деян.1:1–4). Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49). Ибо Иоанн крестил водою; а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян.1:5). Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли (Деян.1:8)». И вывел их вон из города до Вифании617 и, подняв руки Свои, благословил их (Лк.24:50).

И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо (Лк.24:51), и облако взяло Его из вида их (Деян.1:9). Итак, Господь вознеся на небо, и воссел одесную Бога (Мк.16:19).

И когда апостолы смотрели на небо, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус Вознесыйся618 от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его, Идуща на небо» (Деян.1:10–11). (Тогда) апостолы поклонились Ему, и возвратились с великою радостью (Лк.24:52) в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима на расстоянии субботнего пути (Деян.1:12). И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк.24:53).

Избрание апостола Матфея. Сошествие Святого Духа на апостолов

(По вознесении Иисуса Христа) апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. И (вот) было собрание человек около ста двадцати. Петр, став посреди учеников, сказал: Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде (Деян.1:14–16). Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, был вместе с нами свидетелем воскресения Его». И поставили двоих, Иосифа, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились (Деян.1:21–24), и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам (Деян.1:26).

При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе619. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные620, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные621, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились жители Месопотамии, Египта и пришедшие из Рима и Аравии и прозелиты, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: «Что это значит?» А иные, насмехаясь, говорили: «Они напились сладкого вина» (Деян.2:1–13).

Петр же, ставши с одиннадцатью (апостолами), возвысил голос свой, и возгласил им: «Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня. Но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения» (Деян.2:14–17). Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, Засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, Сего, по определенному совету и предведению Божию Преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян.2:22–24). Он, быв вознесен десницею Божиею и, приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян.2:33). Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян.2:36)».

Слышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал им: «Покайтеся, и да крестится622 кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар Святаго Духа» (Деян.2:37–38). Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба623 и в молитвах (Деян.2:41–42). А апостолы проповедовали везде624 при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк.16:20).

Приложение. Словарь славянских слов, встречающихся в тексте Священной Истории.

А.

Аз – я; мене – меня; ми – мне; мя – меня; ны – нас.

Аще – если.

Алкать – чувствовать голод.

Б.

Бдите – бодрствуйте.

Благий – добрый; средн. род. множ. число – благая.

Блюсти – сохранять, соблюдать.

Бо – ибо, потому что.

Богови – Богу; о Бозе – о Боге.

Быти – быть; есма – есмы (двойств. число); бысть – был-а-о; бысте – вы были; быша – они были; бех – я был-а-о; бе – был-а-о; буди – да будет.

В.

Велий – великий.

Вси – все.

Взимати – брать, принимать; вземляй – взявший.

Взирати – смотреть; воззрите – смотрите, взгляните.

Взыде – восходил.

Видети – видеть; видеста очи – видели очи (двойств. число); видехом – мы видели; видесте – вы видели.

Владыко – владыка (зват. пад.).

Вознесыйся – вознесшийся.

Возрадовася – возрадовался.

Восприять – воспринял.

Врачу, исцелися – врач, исцелись.

Всяк – всякий; всяка – всякая.

Вы – вы и вас (имен. и винит. пад.).

Выну – всегда.

Выя – шея.

Весте – знаете.

Г.

Глагол – слово; глаголы – слова, учение.

Глаголати – говорить; глагола – сказал; глаголяй – говорящий.

Глас – голос.

Грядый – идущий.

Д.

Да – пусть, чтобы.

Дати – дать; даде – ты или он дал; дадеся – дано; даждь – дай.

День – день; дне – дня; дневи – дню.

Держава – сила, власть.

Днесь – сегодня, ныне.

Довлеет – достаточно, довольно.

В дому Иаковли – в доме Иакова.

Достоит – надлежит, должно.

Е.

Егда – когда.

Еже – которое, что; еже есть сказаемо – что значит.

Елик – какой, сколь великий; елика – сколь велико, что.

Ж.

Жернов осельский – мельничный жернов.

Живот – жизнь.

З.

Заповедати – заповедать, повелеть; заповедах – я заповедал.

И.

Идуща – идущаго.

Идеже – где.

Ижденути – изгнать.

Иже – который; яже – которая; еже – которое.

Измена – выкуп.

Имети – иметь; имам – я имею; имать – он имеет; имет – он будет иметь.

Искони – сначала.

Исполнити – наполнить; исполнь – исполненный, наполненный; исполняяй – наполняющий.

К.

Како – как.

Кая – какая.

Кесарь – титул императора; кесареви – кесарю; кесарева – принадлежащее кесарю.

Кийждо в вас – каждый из вас.

Крестяще – крестя.

Л.

Лжа – ложь.

Ложь – лживый, лжец.

Лукавый – хитрый, диавол.

М.

Мзда – награда.

Могий – могущий.

Мышца – плечо, сила.

Н.

Напасть – беда, искушение.

Наречется – назовется; нарекутся – назовутся.

Насущный – необходимый.

Ничесоже – ничего.

Несть – нет.

О.

Область – власть.

Обесити – повесить.

В оньже – в который.

Отщетит – повредит, потеряет.

Ко отцем – к отцам.

П.

Паки – опять.

Паче – больше, лучше.

Пещися – заботиться; не пецытеся – не заботьтесь.

Пити – пить; пияй – пьющий.

Плоть – тело; плотски – телесно.

Повеждь – поведай, скажи.

Полагаю живот – отдаю жизнь.

Помянути – вспомнить.

Посла – ты или он послал.

Последствует – последует.

Посреде – посреди.

Потреба – нужда.

Праздный – бездельный, свободный.

Презирать – пренебрегать, оставлять без внимания.

Преслушати – не послушать.

Призре – призрел.

Прияти – принимать.

Пучина – глубина.

Р.

Ради – для, из-за.

Расточи – ты или он расточил.

В раи – в раю.

Рещи – сказать; рекут – скажут; рек – сказавший, сказав.

С.

Своея – своей.

Себе – себя.

Словесе – слова.

Сочета – ты или он сочетал, соединил.

Сый – сущий.

Сынове – сыновья.

Сшедый – сшедший.

Т.

Тако – так.

Такожде – также, таким образом.

Татьба – воровство.

Творить – делать, исполнять; творяй -делающий, исполняющий.

Тебе – тебя.

Той – тот; тий – те.

Токмо – только.

Трие – три.

Ту – там.

Тщи – ни с чем.

Темже – потому.

Тя – тебя.

У.

Убо – итак, поэтому.

Уне – лучше.

Утрей – завтрашний день.

Учаще – уча.

Ч.

В человецех – в людях; пред человеки – пред людьми.

Ю.

Ю – ее.

Я.

Ядый – ядущий.

Язык – народ.

Яко – потому что, так как, как.

* * *

587

То есть вечером в субботу, так как дни у иудеев считались с вечера. В это время святые жены купили ароматы, то есть миро и прочие благовонные вещества.

588

То есть лишились чувств.

589

То есть, по-нашему, в день воскресный.

590

Отсюда и возникло наименование их «женами-мироносицами».

591

То есть два ангела в светлых одеждах.

592

После виденного и слышанного благочестивые жены не могли не верить воскресению Иисуса Христа. Поэтому не следует смущаться словами Евангелиста Марка (Мк.16:8), что жены бежали от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Страх, объявший их, воспрепятствовал им говорить о совершившемся лишь встречным по дороге. Но они не могли ослушаться ангелов, и не поведать радостной вести апостолам.

593

Так первосвященники научили говорить воинов. Но кто мог поверить словам людей, не только не видевших, что было с Иисусом Христом, но и в то же время спавших!

594

Что Господь воскрес из мертвых.

595

Скорбь и слезы помешали Марии узнать Господа. Кроме того, Иисус Христос, вероятно, предстал ей в ином виде, чем какой Он имел до Своего воскресения.

596

А веруй, что это Я и говорю с тобою. Вот смысл этих слов Иисуса Христа.

597

Этими словами Господь подтверждает высказанную уже мысль, что, воскресши, Он Сам явился ей, а не бесплотный дух Его, ибо Господь еще не восходил к Отцу Своему.

598

Так Господь называет Своих учеников и вместе с ними всех верующих в Него.

599

Апостолы хотели наглядно убедиться в воскресении Иисуса Христа, желали сами увидеть Его.

600

А другой ученик был сам Евангелист Лука, подробно описавший это явление Воскресшего Господа.

601

То есть непонятливые.

602

Таково было тело Воскресшего Господа Иисуса Христа. Оно было духовно и не было стесняемо никакими преградами. Такое свойство будут иметь и наши тела после всеобщего воскресения.

603

Испытывая особенно сладостное чувство при беседе с Иисусом Христом.

604

Так апостолы приветствовали учеников, пришедших из Эммауса. Отсюда произошел обычай у христиан в день Святой Пасхи приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистинну воскресе!» Первое из этих приветствий принадлежит ангелу, возвестившему женам-мироносицам: «Он воскрес», а второе – апостолам, приветствовавшим Луку и Клеопу словами: «Воистинну воскрес».

605

Это было чудесное явление, так как тело Иисуса Христа было духовно и в пище не нуждалось. – Господь вкушал пищу пред учениками для того, чтобы убедить их, что явился Он Сам, а не дух Его.

606

и проч., – по-русски: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

607

Как Господь явился ученикам в восьмой день по воскресении. По окончании праздника Пасхи апостолы возвратились в Галилею, где Иисус Христос обещал предварить их. По Своем воскресении Господь уже не находился все время с апостолами, а только являлся им.

608

Все это Господь явил апостолам чудесным образом. Это было новое чудо Иисуса Христа.

609

Очевидно, и на сей раз Господь явился апостолам в ином образе. Поэтому никто из них сразу не узнал Его, они только почувствовали, что это Господь.

610

Под агнцами и овцами здесь разумеются уверовавшие в Иисуса Христа. Господь поручает апостолу Петру пасти или руководить ими, и тем самым восстановляет его в апостольстве.

611

Итак, трижды апостол Петр отрекся от Иисуса Христа, трояким же исповеданием своей любви к Нему Господь восстановляет его в апостольском звании. Апостол Петр опечалился, потому что понял, к чему клонилась речь Иисуса Христа.

612

То есть будет распят на кресте. Это и сбылось при римском императоре Нероне.

613

Это был окончательный призыв Иисуса Христа апостолу Петру.

614

По словам апостола Павла, на горе Галилейской в это время было более пятисот последователей Иисуса Христа. Тот же апостол свидетельствует, что Иисус Христос, по Своем воскресении, явился отдельно апостолу Иакову.

615

и проч., – по-русски: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

616

Деяния Святых Апостолов, кроме повествования о вознесении Господнем и Сошествии Святого Духа на апостолов, содержат в себе историю проповеднической деятельности апостолов, в особенности святых Петра и Павла.

617

На гору Елеонскую.

618

и проч., – по-русски: «Сей: Иисус, Вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его, Восходящим на небо».

619

То есть все апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, Матерь Божия, братья Иисуса Христа по плоти, святые жены и прочие, всего числом около ста двадцати человек.

620

То есть имеющие вид огня.

621

Собравшиеся во множестве по случаю праздника Пятидесятницы.

622

и проч., – по-русски: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа».

623

Так называется здесь установленное Иисусом Христом таинство Святого Причащения.

624

О Воскресшем Господе и основанном Им Царстве Божием на земле. Итак, день Сошествия Святого Духана апостолов, и прочих верующих должен быть особенно знаменателен для христиан. В этот день получила свое начало Церковь Христова или Царство Божие на земле, – так называется установленное от Бога общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.


Источник: Священная история Нового завета, изложенная по евангельскому тексту : С объяснением и ил. / Сост. законоучитель гимназии А.В. Адольфа свящ. А. Левитский. - Москва : тип. Сытина, 1914. - 215 с.

Комментарии для сайта Cackle