С. Снессорева

Ноябрь

7.11. Взыграние127

Взыграние

Явление относится к 1793 г.; чудотворная икона находится в мужском Угрешском монастыре, построенном Димитрием Донским в XV веке в Московской губернии.

9.11. Скоропослушница128

На Афоне, в Дохиарском монастыре, находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Скоропослушницей. Икона находится на стене братской трапезы над дверью, которою иноки обыкновенно ходили в трапезу, а трапезарь по своей должности чаще других ходил. Однажды в 1664 году трапезарь, по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возжжённою лучиною, услышал от неё слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажжённою лучиною и не копти Моего образа». Нил счёл эти слова за шутку кого-либо из братии и потому оставил их без внимания и по-прежнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажжённую лучину. Вскоре он опять услышал голос от иконы: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах трапезарь ослеп. Страдая глазною болью при совершенной потере зрения, Нил дни и ночи молился и плакал пред св. иконою; вдруг услышал он голос: «Нил! Услышана твоя молитва – ты прощён, и зрение опять даётся тебе. Когда получишь эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители. Пусть и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого. Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, я буду предстательство, и молитвы всех будут исполнены Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры икона Моя будет именоваться Скоропослушницею, потому что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней». Слух о таком чудесном событии распространился по всей горе Афонской. После сего монахи, благоговейно помолившись, огородили то место, где находилась сия икона, и устроили с правой стороны храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Бесчисленные чудеса совершаются благодатною силою ходатайства Божией Матери.

12.11. Милостивая – Киккская129

Милостивая – Киккская

Из трёх икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Её благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитрией, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккскою, от горы Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипра. Вероятно, по этой причине на серебряной ризе, устроенной для сей иконы в 1576 году, сделана надпись по-гречески: Киккиотянка. Все сии три иконы ныне по благому Промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской-Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям, то есть благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка. Икона Милостивая, после названная Киккскою, долгое время оставалась в Египте, но по причине возникших там смятений некоторые христиане перевезли её в Константинополь в 980 г. Здесь св. икона поставлена была в царских чертогах, где и оставалась до времён императора Алексия Комнина (1082–1118). По чудесном исцелении дочери его Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела ему икону сию послать на остров Кипр. Император, пробудившись от сна, приказал приготовить корабль, на котором св. икона была с честью препровождена на остров Кипр. Здесь на горе Киккской устроен храм в честь Богоматери и при храме монастырь от щедрот императора Алексия. Св. икона прославилась многими чудесами. В её благодатную силу веруют не только христиане, но и иноверцы и притекают к ней отовсюду в болезнях и скорбях.

В 1365 году храмы, церковная утварь и императорская грамота – все было истреблено пожаром, но икона осталась невредимою. В это время Кипр находился под властью латинян. Но с 1570 года остров этот подпал под власть турок. Снова обитель была выстроена, и икона поставлена на прежнем месте. Многочисленные чудеса, бывшие от иконы, записаны в летописях, находящихся в Киккской обители. Благодатною силою от этой иконы, говорит летописец, многократно во время засухи тучи проливали дождь, исцелялись кровоточивые жены, а бесплодные получали чадородие, немые говорили, отрок, почти уже мёртвый, получил здравие.

Икона Милостивая-Киккская неизвестно с какого времени закрыта пеленою до половины от верхнего левого угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и лица Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. Не смели раскрыть пелену ни патриарх Антиохийский Сильвестр, ни патриарх Александрийский Косьма, ни архиепископ Кипрской Филофей; а за дерзновенное приподнимание пелены этой многие подвергались тяжкому наказанию.

15.11. Ипатменская

Время и место явления сей иконы неизвестны.

15.11. Купятицкая

Купятицкая

Явление сей чудотворной иконы последовало в 1182 г. следующим образом: в Малороссии, в Пинском уезде, при реке Ясольде, одна девица Анна из села Купятицкого пасла стадо своего отца и приметила однажды в лесу между деревьями блистание света. Она подошла и увидела, что на дереве висит небольшой крест с изображением на нем иконы Пресвятой Богородицы. Девица сняла крест и с великою радостью отнесла его в дом свой, спрятала его и воротилась к своему стаду; но на том же месте опять увидела сияние и, думая, что находит другой крест, опять взяла его и повесила на свою грудь. Вечером, пригнавши стадо домой, она хотела показать отцу бывший на ней крест, но креста не оказалось. Она сказала, что есть у неё другой такой же крест, и пошла его взять, но не нашла и этого креста. Тогда она вместе с отцом пошла к тому месту, где два раза находила крест. Оба они увидели на дереве во свете крест с изображением Богоматери и, взяв его, отнесли домой; но на другой день креста опять не стало у них. Тогда они объявили о сем чуде жителям своего села, которые пошли на указанное место, и все увидели на дереве крест, издававший от себя сияние. Это чудо возбудило во всех жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь и поставили туда обретённый крест с изображением Богородицы. С того времени явленная икона прославилась чудесами, из которых многие были проявлены во время борьбы русских с иноземными врагами.

Прошло несколько лет; татары сожгли церковь Купятицкую, чудотворная икона на кресте упала и, покрытая пеплом, долго лежала на земле. Один путник, по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь, изумлён был светом, исходящим из земли. Он подошёл и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям села Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали в нем свою чудотворную икону, которая не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Вместо сгоревшей они построили новую церковь, при которой путник Иоаким остался пономарём. В 1629 году при церкви Купятицкой основан православный мужской монастырь.

Икона Пресвятой Богородицы оставалась в с. Купятицах, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во второй половине XVII века завладели этим монастырём сперва бенедиктинские, а потом униатские монахи, тогда православные русские перенесли в 1656 году чудотворную икону в Киев и поставили её в Софийском соборном храме в ряду местных икон южного придела апостола Андрея. Богомольцы имеют великое благоговение к сей иконе, издавна прославившейся великими чудесами, из которых многие проявлены во время борьбы русских с поляками за православие. Преподобный Афанасий Филиппович, игумен Брестский, представил копию с сей иконы государю Михаилу Феодоровичу. Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди и имеет в длину и ширину по 21/4 вершка. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой – распятие.

15.11. Благоуханный Цвет

Благоуханный Цвет

Сия чудотворная икона находится в Воронежском Покровском кафедральном соборе, где известна под именем Одигитрии. На иконе Спаситель изображён сидящим на левой руке Богоматери, держащей в правой руке расцветшую ветвь.

17.11. Елеоточивая

Елеоточивая

Чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой, находится в Ватопедском монастыре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твёрдо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого вошёл однажды прп. Геннадий в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к удивлению своему, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной. Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Её неизреченного милосердия.

С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от неё неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрией – Путеводительницей.

19.11. В скорбях и печалях Утешение – в Андреевском скиту

В скорбях и печалях Утешение – в Андреевском скиту

Сия чудотворная икона была келейною собственностью основателя общежительного Новорусского Андреевского скита, первого игумена Виссариона, и поднесена им в дар и благословение братству сего скита при открытии оного в 1849 году 11 октября. Мера иконы 91/4 вершков вышины, 7 вершков ширины; она составляет собою створчатые складни, на дверках которых изображены: св. великомученики Георгий и Димитрий Солунский на конях; святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский, чудотворцы. На самой иконе внизу изображены св. Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и преподобный Онуфрий, а по сторонам Божией Матери – св. Иоанн Предтеча и св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. В этой иконе хранятся частицы св. мощей: первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномученика Михаила; из числа избиенных в обители св. Саввы Освященного – новых преподобномучеников Игнатия, Евфимия и Акакия Афонских. Замечательное византийское письмо и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой иконы.

Икона Божией Матери В скорбях и печалях утешение неоднократно находилась в России и прославилась многочисленными чудотворениями и благодатными исцелениями страждущих душевными и телесными болезнями. По усердию благочестивых жертвователей св. икона украшена несколькими ризами, из коих одна золотая, с драгоценными камнями.

Празднование в честь сей чудотворной иконы совершается 19 ноября.

20.11. Олонецкая

Об этой иконе в Агиологии востока архим. Сергия сказано, что «20 ноября празднуется Олонецкия Божией Матери», и более нет никаких сведений.

20.11. Соболевская

В рукописных святцах Кайдалова Соболевская икона названа чудотворною, и других о ней сведений не имеется.

21.11. Введение во храм пресвятой Богородицы – в Серпухове130

Чудотворная икона Введения во храм Богородицы находится в Серпуховском Владычном женском монастыре, в каменной церкви, освященной в 1360 году митрополитом Московским Алексием, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По повелению святителя Алексия в 1377 году написана была икона Введения во храм в том виде чудесного явления, которого удостоился ученик его, строитель монастыря прп. Варлаам. Икона сия благоговейно почитается чудотворною в продолжение более 500 лет и доныне не иссякает от нее источник благодатных исцелений и чудотворений.

Введение во храм пресвятой Богородицы – в Серпухове

Чудотворная икона Введения мерою 1 аршин 3 вершка в вышину, 141/2 вершка в ширину. В монастырской описи находится следующее описание иконы: «Образ местный Пречистыя Богородицы Введения, оклад серебром чеканной золочен; два венца с корунами и цаты чеканныя же; в венцах и в датах 30 камней и бирюзы и два лалика, а дву камней нет, да камышек лазорев яхонт, под-низ и ожерелейцо жемчужно; двои рясы, а в них двенадцать прядей мелкой жемчуг, да пять золотых червонные; а на полях у иконы десять камней достоканы; у цаты деньга золотая, да пять копеек золоченных, а дву копеек золоченных нет; два креста не велики, один золочен, другой белой. У того же образа пелена бархат золот, на ней крест жемчужный; около той пелены слова шиты золотом волоченным; у той же иконы другая пелена праздничная, а на ней вышит образ Пречистая Богородицы Введения золотом да серебром, со шелки по атласу зеленому и просажена жемчушком мелким. Киот древян, обложен жестью, басмою; вверху киота образ Спасов Еммануил; венец басмян золочен, а поверх киота крест золочен, а затворы у киоты обложены серебром золочены, а на них тканы святые».

Иконопись на иконе сохранилась неприкосновенною, ясно свидетельствуя об искусстве XIV века, оклад также сохранился древний; но из украшений уцелела только шитая сплошь из жемчуга, с драгоценными камнями риза Богоматери, входящей во храм, и пелена бархатная с вышитым на ней шелками и жемчугом образом Введения во храм, хранящиеся в ризнице. В 1860 годах повешено на Богоматерь бриллиантовое ожерелье и над ликом Её вделан наперсный крест бриллиантовый с изумрудами, с короною наверху, а в средине, на изумруде, вырезано Распятие Господне с предстоящими; вокруг средины сияние из бриллиантов.

25.11. Двинская

В деревне Цыгломине Архангельской губернии находится благодатная икона Божией Матери, называемая Двинской. По удостоверению предания, эта икона принадлежала святому Клименту, папе римскому. Существует очень древнее предание, что, когда норманны проникли в Архангельскую губернию и устремились на разорение придвин- ской страны в 1419 году, деревня Цыгломина подверглась от них совершенному опустошению: огонь и меч предшествовали норманнам. Набожные жители Цыгломина спасли чудотворную икону из пламени; но дерзкая рука варваров не пощадила святыни: удар меча оставил на иконе и доселе видимые следы.

27.11. Знамение – Новгородская131

Преславное чудо от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья – Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский – спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», – так говорит древний летописец. «Горе побеждённым!» – изрёк вперёд могущественный князь Суздальский, и вместе с союзниками заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во

Знамение – Новгородская

Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединённые войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. Церкви были отворены; юноши и мужья умирали на стенах города; дети, жены и старцы плакали и молились в церквах, – все решили защищаться насмерть. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести её на городскую стену – и «узриши спасение граду». Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклонённый до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошёл в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы и возгласил со слезами: «О Премилостивая Владычица, Богородице Дево! Ты – Упование и Заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам! Молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим грех ради наших; но услыши плач и воздыхания людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради». Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстательство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Народ, видя такое чудо, единодушно завопил: «Господи, помилуй!» Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознёс и поставил её на городскую стену, где кипела ожесточённая битва. Народ вопиял пред иконою: «Виждь, Богомати, наше смирение и не отрини до конца моления нашего, но умилосердись над стадом Твоим, Пречистая!» Враги все сильнее нападали; тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела какого-то суздальца вонзилась в икону – внезапно святой лик Свой Она отвратила от нападавших и обратилась к городу. Слезы падали из очей Богородицы, и святитель Иоанн, приняв их на свою фелонь, в умилении воскликнул: «О, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим образом молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града». Надежда на заступление Матери Божией укрепила новгородцев; не хотели они сидеть в городе, отбили городские ворота и пошли в самый стан неприятельский. Внезапный ужас напал на сопротивных, и тьма их покрыла; гнев Божий смутил их, и они бежали, не думая о защите. Все признали спасение Новгорода чудом от иконы Знамения Божией Матери. В память этого события святитель Иоанн установил в 27-й день ноября праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал его днём избавления Новгорода и днём наказания ратующих против единоверных. Вся Россия празднует день Знамения Божией Матери, один из древнейших русских праздников.

Чудотворная икона Знамения находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице ещё 186 лет после явления такого чудесного знамения заступничества Владычицы. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы Знамения особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы. Икона Знамения представляет Божию Матерь, подъемлющую обе руки в виде молитвы; на коленях Её находится Предвечный Младенец.

В 1566 году в Новгороде близ торговой площади вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы: пламя разливалось подобно огненному морю и грозило истребить весь город. Все усилия граждан остановить пожар были тщетны. Митрополит Макарий пришёл в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошёл в церковь Знамения Богородицы, пал пред Её чудотворною иконою и со слезами молился: «О Госпоже Царице Пресвятая Богородице! Почто презрела и оставила нас, погруженных в такое бедствие? Знаем, Владычице, что велики беззакония наша, но пощади людей и град, в котором водворяется пресвятой образ Твой!» После молитвы святитель взял чудотворную икону и в крестном ходе понёс её по берегу Волхова. Против церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Божией Матери скоро пожар совсем прекратился.

В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в нем грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там Божественной службы и хотели войти в отворенные западные двери в церковь; но, лишь только вступили на порог, вдруг невидимою силою отброшены были назад. Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти в церковь.

Велики и неисчислимы чудеса милосердия Божия, совершающиеся от благодатных икон Пресвятой Богородицы.

27.11. Знамение – Царскосельская132

Знамение – Царскосельская

Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России, Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях – как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.

Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пречистой Девы – Богоматери с распростёртыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди её без всякой поддержки. Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым Он просвещает род человеческий. Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира. В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от неё в Новгороде в 1170 году.

Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенною ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармонией как в частностях, так и в целом. Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений. Замечательно ещё и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.

Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св. иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху – св. апостол Пётр, в средине – праведный Захария, внизу – святитель Николай; с левой стороны вверху – св. Алексий, человек Божий, в средине – праведная Елизавета. В 1859 г., с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу – святитель Николай, а с левой стороны внизу – св. мученица царица Александра. Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходит почти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.

Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее. При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности: тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть. Подобные следы древности ещё очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожились.

Святыня сия сделалась известною в России со времён царя Алексея Михайловича (1645–1676) и принесена ему в дар одним из восточных патриархов, – по всей вероятности, Константинопольским патриархом св. Афанасием. С того времени сия святая икона сделалась особенно почитаемою святынею в царствующем роде. Император Пётр I питал к ней особенное благоговение. Перенося столицу свою из Москвы в С.-Петербург, преобразователь России перенёс в числе прочих драгоценностей и св. икону Знамения Божией Матери, которая и оставалась при нём до его кончины; по кончине же его перешла в собственность дочери его, цесаревны Елизаветы Петровны. С глубокою верою чтила её Елизавета Петровна и всегда сохраняла её при себе. По народному преданию, император Пётр I благословил сей св. иконой дочь свою Елизавету как наследницу престола после Екатерины I. Цесаревна Елизавета часто молилась в уединении пред св. иконою, родительским благословением, с глубокою верою, что Матерь Божия совершит и для неё знамение своего покрова и заступления. В одно время этих уединённых молитв пред цесаревною предстали некоторые из преданных России сановников и объявили ей, что вся Россия желает видеть её на родительском престоле. На третий день после того, как северная столица присягнула ей, именно 27 ноября, в праздник св. иконы Знамения, радостная весть о восшествии императрицы Елизаветы Петровны на престол российский понеслась во все концы империи. Избранием этого дня императрица, без сомнения, желала показать, что воцарением своим она обязана покрову Пресвятой Богородицы и чудотворной силе св. иконы Знамения.

По вступлении на престол 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна повелела в знак благодарности Царице Небесной устроить из своих собственных сокровищ драгоценную ризу на икону Знамения, каковая и поныне покрывает сию святыню. В 1748 году последовало дополнительное украшение сей ризы. Тогда же по её повелению по краям св. иконы были изображены в самых малых размерах лики святых: Алексия, человека Божия, апостола Петра, праведных Захарии и Елизаветы. Такими драгоценными украшениями и изображениями императрица, без сомнения, хотела заявить пред Богом и пред людьми, что Матерь Божия явила ей чрез св. икону такую же чудесную помощь, какую являла Она и достославному деду, и великому родителю её.

Пётр Великий, овладев устьями Невы и прилежащими к ней местами, обратил внимание на мызу Саару и поспешил подарить её со всеми крестьянами и угодьями императрице Екатерине I, от которой вся эта местность перешла в полное владение Елизаветы Петровны. Одно из первых украшений Саарской мызы была деревянная церковь во имя Успения, построенная в 1716 году, и село Саарское получило название Царского Села. Спустя 7 лет, в 1724 году, император Пётр I и императрица Екатерина I торжественно праздновали освящение другой, более обширной деревянной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной ими на том месте, где ныне стоит Знаменская. В 1728 году 24 июня Благовещенская церковь от сильного удара молнии сгорела до основания. На месте сгоревшей цесаревна Елизавета Петровна повелела построить каменную в честь иконы Знамения Божией Матери в том виде, в каком она существует и доныне.

Как скоро окончилась постройка Знаменской церкви в 1747 году, императрица повелела совершить торжественное перенесение св. иконы в новосозданный ею храм для вместилища сей святыни. Перенесение это продолжалось три дня со многими на пути остановками и сопровождалось крестным ходом от С.-Петербурга до Царского Села; все знатнейшее духовенство и все чины двора сопутствовали св. иконе. Императрица неотлучно присутствовала при этой священной процессии и по временам сама несла св. икону на руках своих. Перенесение иконы происходило в половине мая 1747 года. По перенесении в Царское Село она была постановлена по назначению самой императрицы в верхнем отделении иконостаса над царскими вратами, вверху Тайной Вечери. Елизавета Петровна с особенным удовольствием посещала Знаменскую церковь.

Императрица Екатерина II также глубоко чтила св. икону, как чудотворную святыню, любила молиться пред нею и часто слушала Божественную литургию в Знаменской церкви. В особенных случаях, во время народных бедствий пред св. иконою Знамения совершаемы были торжественные молебствия в присутствии императрицы. Так было и во время чумы, свирепствовавшей в 1771 году в Москве и её окрестностях.

В продолжение почти целого столетия (1747–1831) чудотворная икона Знамения оставалась на первоначальном месте – поверх царских врат. Только однажды, именно 12 мая 1820 года, она была оттуда снята и вынесена из храма по случаю пожара в старом, или большом, дворце, угрожавшего соседним зданиям, а также и Знаменской церкви. Как только вынесли св. икону из храма и обратили ликом на место пожара, император Александр I, обратись к ней, воскликнул: «Матерь Божия! Спаси мой дом!» В одно мгновение ветер, нёсший пламя на церковь и соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменил своё направление, и пожар быстро прекратился. Св. икона была поставлена на прежнее место.

В 1831 году, когда почти по всей России распространилась первая холера и, усиливаясь в С.-Петербурге, угрожала и его окрестностям, царскосельские жители, видя близкую опасность, поспешили обратиться к заступлению и покрову Царицы Небесной. Во множестве они стеклись в Знаменскую церковь, просили снять св. икону и поставить на середину церкви. Вслед затем св. икона была благоговейно спущена со своего места, поставлена посредине церкви, и пред нею началось молебное пение; народ в слезах и умилении повергся на землю пред иконою и молил Матерь Божию о помиловании от предстоящего бедствия. По окончании молебствия св. икона обнесена была вокруг всего города с крестным ходом, пением и молитвами; холера, к общему удивлению, совершенно миновала Царское Село. В благодарное воспоминание такого дивного события и в пример потомству царскосельские жители тогда же испросили Высочайшее соизволение поставить св. икону внизу, дабы все верующие могли не только молиться пред нею, но и прикасаться к ней устами и возжигать пред нею свечи. В следующем же году по просьбе тех же граждан даровано высочайшее разрешение совершать ежегодно крестный ход с иконою Знамения в том же порядке и в тот же день 5 июля, в который он был совершён в первый раз в 1832 году.

Со времени первой холеры почитание св. иконы Знамения Божией Матери ещё более утвердилось. Св. икона оставалась в прежнем виде, украшенная чеканною золотою ризою, дар императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году. Наружный вид этой драгоценной ризы, отчеканенной из червонного золота, представляет прекрасное соединение золотых букетов и гирлянд; а прозрачный, как бы сплетённый венец заканчивается золотыми же херувимами, парящими вокруг главы Божией Матери. Впрочем, ризу эту следует скорее назвать окладом, потому что она покрывает не всю икону, а только верхнюю часть её, до плеч Пресвятой Богородицы; начиная же отсюда – удаляется к краям иконы и оканчивается внизу широкою золотою же каймою. Весу в этой ризе 271/2 фунтов червонного золота. Чело Приснодевы, равно как и живописная одежда на Ней и на Спасителе, а также и лики святых по сторонам иконы оставались открытыми. В таком виде сохранялась св. икона более столетия со времени восшествия на престол Елизаветы Петровны. Лики Божией Матери и Предвечного Младенца сохраняли первоначальную ясность и неповреждённость, прочие же части иконы приходили в заметную ветхость; краски во многих местах потемнели, в других частью изгладились, частью при малейшем прикосновении обсыпались, как пыль: св. икона видимо лишилась прежней красоты и благолепия. Наконец наступил 1848 год, памятный второю, почти повсеместною, холерою, и Царица Небесная как бы Сама восхотела обновить сию обветшавшую, но драгоценную для верующих икону. Богоугодный труд сей Сама Владычица возложила на благочестивую жительницу Царского Села, девицу Марию Антоновну Давыдову, которая была проникнута живою верою в чудотворную силу св. иконы Знамения Божией Матери. В одну ночь М. А. Давыдова видит во сне, будто пред нею стоит св. икона как бы на воздухе, а она вышивает на неё священную ризу и уже оканчивает оную в полном великолепии. Поражённая своим сновидением, Давыдова рассказала о том своим родным и знакомым.

С непостижимою быстротой распространилась в народе весть об этом сновидении и вскоре стала известною при Высочайшем дворе. Императрица Александра Феодоровна, прибыв весною в Царское Село, посетила Знаменскую церковь в сопровождении великих князей Николая и Михаила Николаевичей, осмотрела св. икону и заметила, что краски на полях очень ветхи, но лики остались совершенно невредимы и смотрели как живые. Это произвело глубокое впечатление на императрицу, и она тогда же пожелала узнать, может ли Давыдова вышить ризу на св. икону, и если может, то составила бы рисунок и представила оный на Высочайшее воззрение. Столь благополучное начало обрадовало М. А. Давыдову, что вместе с тем привело в сильное затруднение и недоумение: какой дать вид предполагаемой ризе и как лучше изобразить на рисунке? Она была мало знакома с искусством рисования, не имела в виду никаких средств к устройству ризы и не знала, откуда взять все необходимое для этого дела. Сознавая все своё бессилие, она молила Пресвятую Богородицу, да Сама явит ей Свою помощь. Вскоре ей представилась во сне Матерь Божия точно в таком виде, как на иконе, но покрытая прекрасным узором, как бы ризою, с убрусом на главе и омофором на плечах. Восхищённая таким дивным явлением, Давыдова хотела встать и тотчас начертить виденный ею образец ризы; но вдруг опять забылась, и то же видение повторилось снова ещё живее и яснее. Пробудившись от сна, она поспешила начертить узор для ризы, как видела её во сне и как теперь она видима на св. иконе. Рисунок этот был совершенно одобрен императрицею. Прежде чем приступить к предстоящему труду, Давыдова приготовилась к нему молитвою и покаянием, исповедалась и причастилась св. Тайн. Вслед за тем последовали разные приношения и от высочайших особ, и от богатых, и от бедных усердных богомольцев. Пожертвования стекались как бы сами собою, и в таком множестве, что нельзя не признать воли Божией и в этом направлении: сердца верующих стремились способствовать богоугодному делу. В это время (1848 г.) страшная холера свирепствовала во всех концах России, преимущественно же в С.-Петербурге и его окрестностях; но это бедствие опять миновало Царское Село, и все жители его признали своё избавление новым проявлением чудотворной силы от иконы Знамения Богородицы, какую испытали на себе и в первую холеру; они не щадили своих сокровищ для украшения чудотворной иконы, выражая тем свою благодарность Милостивой Заступнице. Нередко случалось, что при множестве приношений не все соответствовали назначению и частностям рисунка, и тогда труженица Давыдова взывала к помощи Владычицы, и, бывало, не успеет никому ещё сказать, как являются жертвователи с такою именно вещью, которая была необходима. Таким образом и устроилась в 1849 году священная шитая риза на чудотворную икону. Риза эта представляет Богородицу облечённой в разноцветную мантию с широкими рукавами, поверх которой спускается широкий омофор, нисходящий от плеч и окаймляющий всю мантию. Чело Богородицы украшено убрусом, шитым из жемчуга, бриллиантов и самых драгоценных камней. Такая же мантия и омофор покрывают и Предвечного Младенца. Основою ризы служит золотая фольга, которая дополняет своим блеском общую красоту. При свете солнечном здесь ярко отражаются все цвета радуги; при вечернем освещении риза горит разноцветными огнями и кажется, как бы соткана из самых драгоценных украшений. Тут можно отыскать во множестве алмазы, бриллианты, бирюзу, топазы, аметисты, сапфиры, изумруды, аквамарины, опалы, гиацинты. В церковной описи 1860 года значится 32 группы самых замечательных драгоценностей. Жемчугу, бурмицких зёрен, гранатов и других драгоценностей так много, что невозможно исчислить их. Приношений стекалось в таком множестве, что все не вмещалось в ризе, и потому из них составилась ещё большая драгоценная корона в венце Приснодевы, и самый венец украсился замечательными драгоценностями. Лики святых по краям иконы покрылись такими же драгоценными ризами; даже нижняя золотая кайма осыпана большими и дорогими камнями, а среди них красуется сердцеобразный огнистый топаз, приношение В. А. Прянишниковой, на котором вырезана надпись: 1831 и 1848 годы, указывающая на двукратное избавление Царского Села от холеры.

Большая и наилучшая часть этих драгоценностей составляет жертву в Бозе почивших императриц Александры Феодоровны и Марии Александровны и великих княгинь Александры Иосифовны, Марии и Ольги Николаевн; эти жертвы украшают убрус на главе Богоматери и перси, а также грудь, пояс и прочие части одежды у Спасителя. Из них особенно замечательны: 1) бриллиантовое ожерелье на шее Богоматери; 2) две большие бирюзы, осыпанные бриллиантами на груди Её; самая большая бирюза по наследству от королевы прусской Шарлотты перешла в собственность императрицы Александры Феодоровны и составляла любимое для неё украшение; 3) бриллианты на поясе и по одежде у Спасителя; 4) большой изумруд в венце Спасителя, пожертвованный императрицею Александрою Феодоровною на память графини А. А. Орловой-Чесменской; 5) рубин розовый; 6) армантин на убрусе Богородицы; 7) зелёные аквамарины на поясе у Спасителя; 8) разные эмалированные вещи с бурмицкими зёрнами; 9) золотые вещи с каменьями и 10) жемчужный браслет.

Трудно исчислить все эти пожертвования, ещё труднее оценить. В делах придворной царскосельской церкви шитая риза оценена примерно в 28 тысяч серебром; но надо думать, что со всеми украшениями и золотым окладом ценность ризы простирается до 50 000 рублей серебром. Шитая риза имеет в длину 1 аршин 9 вершков, а в ширину 1 аршин 4 вершка.

Внизу св. иконы находится сердцевидная золотая дощечка, устроенная из разных мелких золотых вещей, как-то: цепочек, серёг, колец, брошек, пожертвованных богомольцами. На этой дощечке вырезаны следующие слова: «за спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слезы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас». Внизу прибавлена подпись: «сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сёстрами вследствие сновидения». Из оставшихся от священной ризы приношений сёстрами Давыдовыми устроена богатая пелена к св. иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными каменьями, золотом и серебром, бусами и римским жемчугом. На пелене красиво вышиты сияние, крест, Евангелие, сосуд, две скрижали и кадило, виноградные листья, кисти и колосья. К этому же времени относится и ковёр усердия, покрывающий пол не только в алтаре, но и до половины церкви. Над ковром трудились под руководством Давыдовых многие из усердных почитательниц царскосельской святыни.

До 1853 года святая икона помещалась в деревянном иконостасе или большом киоте за переплетённою рамою в несколько стёкол, и перед нею стоял большой медный посеребрённый подсвечник с неугасимою лампадою. Некоторые из усердных богомольцев пожелали её украсить новым, более соответствующим, киотом, и тогда опять последовали приношения на этот предмет. Чрез два года св. икона была поставлена в бронзовый позолоченный киот. В Бозе почивший император Николай Павлович с августейшею супругою довершили это украшение пожертвованием цельного зеркального стекла для киота. Вслед за тем из пожертвований особ императорской фамилии и других лиц при Высочайшем дворе устроен пред св. иконою новый, огромного размера, бронзовый вызолоченный канделябр в 30 больших и 48 малых свечей, заканчивающийся вверху литым из серебра ликом ангела Божия, преклонившего колена пред Царицею Небесною и держащего на главе своей неугасимую лампаду, в десной руке маленькое кадило.

В том же 1853 году М. А. Давыдова в знак благодарности к Царице Небесной издала с высочайшего разрешения хромолитографическую копию с иконы Знамения в малом виде с изображениями на ней ликов святителя Николая Чудотворца и св. мученицы царицы Александры. Разрешение на помещение этих ликов в хромолитографии последовало 19 мая 1853 года, а изображение их на самой иконе и украшение драгоценными ризами устроено с разрешения императрицы Марии Александровны уже в 1859 году.

Благодатная сила, осеняющая чудотворную икону Знамения Богородицы, подтверждается многими замечательными событиями. Нельзя пройти молчанием событие, в котором проявилась спасительная сила св. иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. В 1863 году 16 июня в 2 часа пополудни начался сильный пожар, который прежде всех был усмотрен императором Александром II. Большой опасности подвергся старый царскосельский дворец и в нем великолепный храм Божий. Несмотря на все усилия и средства, употреблённые при этом, огненный поток пламени все быстрее стремился вперёд, истребляя на пути своём все, что могло служить ему пищей. Пламя попалило значительно часть чертогов царских и, почти мгновенно охватив купола и кресты на св. храме, проникло внутрь его и грозило разрушением храма и ближайших зданий. Казалось, не было уже средства к прекращению пожара. Вдруг возбудилось в сердцах императора и августейшей супруги его желание прибегнуть к заступлению Пресвятой Богородицы. По воле их величеств св. икона Знамения была вынесена из церкви и обнесена вокруг горевшего дворца. В сретение Преблагословенной Богоматери вышли августейшие молитвенники, и, едва успели преклониться пред Нею со смиренною молитвою и с верою прикоснуться к Ней устами и сердцем, пожар почти мгновенно прекратился, так что, когда св. икона на обратном пути проносима была мимо горевшего храма, на нем видны были только погасшие следы огненного разрушения. На столь дивное событие нельзя взирать иначе, как на заступление Царицы Небесной, услышавшей державных молитвенников в день печали.

Много совершается и доныне знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни. Недостанет времени и места для исчисления всех чудесных благодеяний, которыми пользовались от милосердия Матери Божией страдальцы, прибегавшие под кров Её милости. Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни частных лиц.

В особенности поражает одно из таких чудесных событий по тому спасительному примеру для всех матерей- христианок, которые по глубокой любви к детям своим и при желании им спасения приходят к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности.

Проживавшая в Петербурге смоленская помещица Е. И. Дудинская имела сына, флотского офицера, которому по службе следовало отправиться в Чёрное море на корабле «Ингерманланд». Пред отправлением сына Дудинская нарочно приезжала в Царское Село, чтоб отслужить об его здравии и благополучии молебен пред иконою Знамения Божией Матери. По окончании молебна Дудинская, став на колена пред иконою, воскликнула в слезах: «Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего, и на Тебя вся моя надежда: Ты возвратишь мне его и со дна моря!..» Во время плавания корабль этот был застигнут страшною бурею и подвергся крушению, так что весь экипаж его был поглощён волнами. В числе погибших и сын Дудинской был выброшен за борт. Сознавая неизбежную гибель, он под водою вдруг вспомнил о св. царскосельской иконе и из глубины души воззвал к Ней: «Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне, – спаси меня для неё». Вдруг волна морская так сильно ударила его, что он лишился чувств: когда же пришёл в сознание, то увидел себя на берегу морском и благоговейно возблагодарил Милосердную Владычицу за чудесное спасение. Мать и сын с верою призывали на помощь милосердие Матери Божией, и не посрамилась их надежда... Уроки жизни научают, что вся сила в Боге, немощь и бессилие – удел человека. Сознавая это, любящая мать спешит предать детей своих Божественной Матери, указанной роду человеческому Спасителем мира со креста. И вопиют матери: «Царица Небесная! Тебе поручаем детей наших, и на Тебя вся наша надежда. Матерь Божия! Спаси нас! Радуйся, скорбных матерей утешение! Радуйся, чад их благодатное охранение! Радуйся, вдов заступление!»

27.11. Абалацкая

Абалацкая

Абалацкая икона Божией Матери написана в 1636 г. при третьем Тобольском архиепископе Нектарии по видению одной благочестивой вдовы Марии в селении Абалаках, от которого и св. икона получила своё наименование. Божия Матерь на Абалацкой иконе изображается точно так же, как и на иконе Знаменской, т. е. с воздетыми горе руками и с Предвечным на персях Младенцем, с тем, впрочем, различием, что на Абалацкой по сторонам Богородицы изображаются предстоящими на правой стороне святитель и чудотворец Николай, а на левой Мария Египетская. Празднуют сей иконе 27 ноября по службе в сей день, положенной в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Сию икону ежегодно на две средние недели месяца июля с 8 по 23 приносят из Абалацкого монастыря в Тобольск, где она это время стоит в Софийском соборе.

27.11. Знамение – С-Петербургская

Знамение – С-Петербургская

В Знаменской церкви в С.-Петербурге находится икона Знамения Божией Матери, написанная в 1175 году, с ликами св. великомучеников Георгия, Иакова Персианина, прпп. Петра и Онуфрия. Длина иконы 141/2 верш., ширина 111/2 верш.; икона в серебряной позлащённой ризе с двумя венцами древней филигранной работы, украшенными рубинами, изумрудами, гиацинтами, перлами, халцедонами и гранатами. На окраине серебряного оклада чернью сделана древнецерковным славянским шрифтом надпись: «Сей святый Пренепорочныя и Приснодевы Марии нашея Богородицы образ писан истово и праведно, точка в точку с того самого чудотворнаго образа Знамения Защитницы и Помощницы Новгородцам во дни святительства Григория Архиепископа Новограда, по благословению его и по приказанию великаго князя Всеволода Владимирскаго-Новгородскаго, а писал грек в Новегороде, священноинок Христофор Семенов, в лето 6683 месяца февраля, марта и апреля в святое четыредесятие». По этой надписи оказывается, что икона написана чрез пять лет после самого события в 1170 году. С давних времён эта икона почитается чудотворной.

27.11. Знамение – Московская

Икона Знамения Пресвятой Богородицы в Московском Знаменском монастыре – главная его святыня. Пред этою иконою молился святейший патриарх Филарет Никитич; эта икона – родовая святыня ныне царствующего дома. Написана икона в конце XVI или в начале XVII века. Не только лик Пресвятой Девы, но и все украшения на иконе сохранились в целости, в чем можно убедиться из описей монастырских от 1631 года и доныне.

Икона в богатом украшении находится по левую сторону царских врат, в иконостасе монастырского собора. Серебряная лампада пред сею иконою – это драгоценный дар царицы-инокини Марфы Иоанновны «за многолетнее здравие сына ея, великого князя Михаила Феодоровича».

27.11. Знамение – Албазинская

Знамение – Албазинская

Сия благодатная икона была принесена из Москвы в г. Албазин, а из Албазина, после первых нападений на этот город китайцев, икона была казаками перенесена в с. Торг, в 30 верстах от Нерчинска. По Камчатской епархии с нею бывают крестные ходы. Торгинская, бывшая Албазинская, икона славится многими чудотворениями. Эту икону называют также Слово плоть бысть, по сходству изображений.

27.11. Знамение – Павловская

В Преображенском соборе г. Павловска Воронежской губернии находится благодатная икона Знамения Божией Матери. Император Пётр I в 1696 году осадил г. Азов и разорил его; на развалинах были найдены две иконы: одна – св. Иоанна Предтечи, а другая – Знамения Божией Матери, которую царь Пётр тут же поставил в Азовский собор. Когда же Азов в 1711 году был возвращён туркам, тогда икона Знамения, по повелению Петра I, была передана в собор Осередской крепости, тогда же переименованной в г. Павловск. В этот же собор был перемещён из Азовской крепости причт; сюда же перенесена и церковная утварь.

Эта икона начертана на внутренней стороне морской раковины пяти вершков величины. Эмаль раковины пожелтела от времени. Изображение Божией Матери начертано штрихами. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот, на котором в шести отделениях были изображены разные события при взятии Азовской крепости и обретение иконы на её развалинах. Внизу образа на киоте была следующая надпись: «Сей образ Знамения Матери Христовой, начертанный честно на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден в земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи (святыни) быти в земной яме, но да светит всем в храме святем, иже в похвалу ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».

В 20-х годах XIX века икона была помещена в большом золочёном, лучеобразном киоте и поставлена над царскими вратами. Сию свято чтимую икону, в конце богослужения, на шнурах спускают для целования. Пред окончанием праздничной всенощной, когда священник стоял для отпуска на 1-й час пред царскими вратами, выходили с клиросов церковнослужители, становились по обе стороны священника и пели: «Никто же притекали к Тебе, посрамлен от Тебе будет». В это время св. икона тихо спускалась на шнуре. Когда нижние лучи сияния касались пола и пение оканчивалось словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», священно- и церковнослужители прикладывались к св. иконе, а за ними и весь народ.

Чудотворную икону Знамения носят в дома для совершения пред нею молебствий. Ежегодно, в 9-ю пятницу по Пасхе, совершается с этою иконою крестный ход на «студеный колодезь» в 6 верстах от Павловска. На колодезе совершалось молебствие Божией Матери, а затем панихида по императоре Петре I как основателе г. Павловска, пожертвовавшем святую икону в Павловский собор.

27.11. Знамение – в Соловецком монастыре

В Соловецком монастыре на наружной стороне западной стены Преображенского собора, над входными в паперть вратами, помещена чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы. В 1854 году, когда англичане бомбардировали монастырь, раскалённое ядро пролетело сквозь святую икону, оставив поверх пречистого лика Богоматери язвину; пробив затем каменную папертную стену и деревянный потолок и ударившись о стену соборного храма, упало на пол паперти. Другое ядро пролетело сквозь икону пониже лика Божией Матери и сквозь папертную стену и засело под крышею на деревянном потолке.

Как прежде во все века стояния православной России, милосердие Царицы Небесной неоскудно являет свою помощь всем притекающим к Ней с верою и любовью и чудесно врачует все недуги душ и телес.

27.11. Знамение – Владимирская

Весьма древняя, греческого письма икона Божией Матери, находящаяся в Рождественском монастыре г. Владимира, считается святынею, которая принадлежала св. Александру Невскому и была при нем в славной битве со шведами и ливонскими рыцарями. Эта икона поставлена над ракою св. благоверного князя Александра Невского.

27.11. Знамение – Вологодская

Чудотворная икона Знамения Божией Матери явилась в 1571 году 2 сентября, во время морового поветрия, благочестивому жителю села Дюдикова Марку Заозерскому и повелела ему поставить эту икону в церкви Иоанна Предтечи в с. Дюдикове, и, как говорит летопись, «от того времени на Вологде моровое поветрие преста».

В честь этой иконы сооружена тёплая церковь Знамения Божией Матери. Чудотворная икона малого размера: 5 вершков вышины и 33/4 верш, ширины. В верхней части изображён образ Знамения Пресвятой Богородицы, а под ним – архангелы Михаил и Гавриил, свтт. Василий Великий, Николай Чудотворец, великомуч. Георгий, муч. Параскева, великомуч. Никита и великомуч. Варвара.

27.11. Знамение – в Златоустовском монастыре

В Москве, в Златоустовском монастыре на Маросейке, икона Знамения Божией Матери особенно прославилась чудотворениями во время холеры в 1848 году. Эта икона греческого письма, на липовой доске в 12 вершков длиною и 10 шириною, с давних времён находилась над открытым входом в паперть Троицкой церкви. По просьбе купца Воробьёва, получившего исцеление при этой иконе, она была поставлена в церкви. Со всех сторон стекались к ней больные, и многие получили исцеление. Это было в 1848 г. Воробьёв покрыл икону серебряною позолоченною ризою с драгоценными камнями и устроил для неё киот. С 1865 года, когда собор сделан тёплым, чудотворная икона постоянно стоит в резном иконостасе, за левым столбом Златоустовской церкви, а в Троицкой оставлена копия с неё в сребропозлащённой ризе от усердия одной женщины, получившей исцеление.

В монастыре каждый день служится общий молебен: после ранней обедни – в Троицкой церкви, после поздней – в соборе. Кроме того, каждую пятницу, во время вечерни, читается акафист пред чудотворною иконою. Ежегодное празднование иконе Знамения в Златоустове монастыре бывает 27 ноября и 3 марта в память внесения чудотворной иконы в Троицкую церковь.

27.11. Знамение – Серафимо-Понетаевская

Икона эта написана в 1879 году Клавдиею Войлошниковою, одною из сестёр Серафимо-Понетаевского монастыря Нижегородской епархии Арзамасского уезда. В 1885 году 14 мая некоторыми из сестёр замечено было на лике Богоматери какое-то особенное просветление. Многие больные устремились к ней с молитвою веры и получили исцеление. Икона стояла в письмоводительской келье; но на другой день после этого чудесного явления была перенесена в церковь, куда стал собираться народ для поклонения св. иконе. По распоряжению начальства, назначено было следствие, и тогда многими чудесными исцелениями больных подтвердилась

Знамение – Серафимо-Понетаевская

благодатная сила иконы. По предписанию Св. Синода икона, находившаяся все время следствия в соборе, была возвращена в Серафимо-Понетаевский монастырь. Эта икона писана на полотне живописной работы, мерою в вышину 1 аршин 41/2 вершка, а шириною 1 аршин 31/2 вершка; чудесные исцеления от неё получили очень многие страдальцы, с верою прибегающие к милосердию Заступницы усердной.

* * *

127

Ныне находится в музее-заповеднике «Коломенское» – Ред..

128

Находится в Дохиарском м-ре – Ред..

129

Находится в Киккской обители на о. Кипр – Ред..

130

Приведенный образ находится в Серпуховском Владычном женском м- ре – Ред..

131

Находится в Софийском соборе в Новгороде – Ред..

132

Чтимый список из храма св. Иоанна Богослова при СПбДА – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle