Источник

Комментарии Женевской Библии на книгу Судей израилевых

Введение

Автор

Автор (или, возможно, составитель) этой книги неизвестен, но некоторое представление о нем и его времени дает текст книги. Его деятельность, вероятно, совпала с ранним периодом правления Давида и царствованием Иевосфея, сына Саула, на севере страны. Во всяком случае из часто повторяющейся фразы «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6; 18,1; 21,25) можно заключить, что во время написания книги в Израиле уже была царская власть. Полемическая заостренность книги за колено Иудино и против колена Вениаминова свидетельство непрекращавшихся споров о том, кто должен править в Израиле: дом Давида (из колена Иудина) или дом Саула (из колена Вениаминова). Всячески поддерживая династические права дома Давидова и руководствуясь при этом теологическими постулатами книги Второзаконие, автор видит причины упадка Израиля в период правления судей в отсутствии единого, охватывающего все колена руководства. По мнению автора, история времени судей служит для Израиля доказательством того, что народ Божий может обрести мир и благосостояние только посредством полной отдачи себя Богу и соблюдения Его заповедей (см. Введение: Характерные особенности и темы; а также статью «Введение к историческим книгам»).

Время и обстоятельства написания

События, о которых рассказывается в Книге судей израилевых, относятся к эпохе приблизительно в 350 лет от завоевания Ханаана (ок. 1400 до Р.Х.) до начала правления Саула, который был помазан в качестве первого израильского царя около 1050 до Р.Х. Гофониил, первый судья Израиля, принадлежал к поколению, сменившему поколение Иисуса Навина, а Самсон, последний из упомянутых судей, был современником Самуила. Все это время израильтяне вынуждены были вести многочисленные сражения как с коренными ханаанскими племенами, еще остававшимися в земле обетованной, так и с соседними народами арамеями, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами, аморреями и филистимлянами.

Подобно другим историческим книгам Ветхого Завета, Книгу судей израилевых следует рассматривать как проповедь, адресованную общине завета в тяжелое для нее время, отмеченное установившимся в стране двоевластием. Автор и его современники не были свидетелями описанных в книге событий, они принадлежали к новому поколению израильтян, но и для них сохранение завета являлось первоочередной задачей. Рассказы о прошлых успехах и поражениях израильтян призваны воодушевлять и наставлять современников, которым автор адресовал свою книгу. Из сказанного в Книге судей израилевых о кризисе власти можно сделать вывод: политическая анархия породила нравственную и общественную испорченность народа. В прошлом народ Божий грешил потому, что его вожди отцы (2,6–10; 6,11–32), священники (гл. 17), судьи (4,9; 8,27; 11,39; 14,3) и его первый царь (8,33 9,57) не сумели объяснить народу, кто есть истинный Бог и что Он сделал для Израиля. Это пагубное неведение и породило вошедшее у израильтян в привычку постоянное нарушение завета. Народ грешил не только идолопоклонством, но и тем, что не помнил Господа и дел Его (2,10 и ком.; 6,13 и ком.). Только царь из дома Иуды мог обеспечить соблюдение народом завета, снискать для него благословение и предотвратить новое порабощение.

Характерные особенности и темы

Книга судей израилевых состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых, отличаясь по стилю и содержанию, рассказывает о народе Божием и его вождях, о блестящих победах и тяжелых поражениях сынов израилевых.

В центральном разделе книги, наиболее насыщенном драматическими событиями, часто встречаются стихи, говорящие об отступничестве и ослушании народа Божия (2,11.12; 3,7; 4,1; 6,1 и др.), о его наказании (2,14; 3,8; 4,2; 6,1 и др.), о его раскаянии (3,9; 4,3; 6,7 и др.) и о его спасении (2,16; 3,9; 6,8). В те смутные времена каждый из судей старался спасти народ и обеспечить мир Израилю, но после смерти очередного судьи народ вновь предавался греху и делал «злое пред очами Господа». К тому же и сами судьи не раз нарушали завет, в результате чего все быстрее раскручивалась спираль политической анархии и нравственной деградации общества.

В книге подробно рассказывается о шести наиболее влиятельных судьях, наряду с которыми упоминаются еще шесть, менее выдающихся. В центре повествования рассказ об Авимелехе (8,33 9,57), по стилю и архитектонике отличающийся от всех остальных рассказов о судьях, в которых не удалось избежать формализации в описании тех или иных событий. Рассказ об Авимелехе четко структурирован: последующие события являются зеркальным отражением предыдущих.

Автор Книги судей израилевых, подобно авторам других исторических книг Ветхого Завета, призывал общину верующих следовать завету. Чтобы остаться верным завету, Израиль должен был в первую очередь вспомнить спасительные дела Божий (2,10; 6,13) и отказаться от почитания ложных богов. Как и в книге Второзаконие, поклонение другим богам рассматривается здесь как грех, равнозначный нарушению завета (2,11.12; 3,7.12; 8,33; 10,6.10; Втор. 4,23). Часто повторяющиеся фразы «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа» и «Каждый делал то, что ему казалось справедливым» (ср. Втор. 12,8; 31,16,17) должны были, по мнению автора, предупредить израильтян о той опасности, которая грозит им, если они не сумеют избрать себе достойного и верного завету царя.

Позиция автора за колено Иудино и против колена Вениаминова по мере развития темы противостояния становится все более четкой. Одно колено противопоставляется другому в тот момент, когда народу Божию предстояло решить, какое из колен должно править в Израиле. Такой экскурс в историю, по мнению автора, был призван поддержать царя Давида в его противостоянии с царем Иевосфеем.

В книге звучит призыв к последующим поколениям надеяться на «нового Давида», который научит людей хранить завет с Господом. Этой надежде суждено было исполниться: Иисус Христос, Сын Давидов (Мф. 1,1), стал тем Царем, Который был обетован Самим Богом и о пришествии Которого писали авторы Ветхого Завета.

Содержание

I. Вступление (1,1 2,5)

А. Божие избрание Иуды (1,1,2)

Б. Завершение завоевания Ханаана (1,3–36)

1. Успехи колена Иудина (1,3–21)

2. Провал попытки колена Вениаминова занять Иерусалим (1,21)

3. Успех Иосифа в Вефиле (1,22–26)

4. Незавершенность завоеваний других колен (1,27–36)

В. Божие осуждение неповиновения (2,1–5)

II. Период судей (2,6 –16,31)

А. Схема повествования (2,6 3,6)

1. Иисус Навин и новое поколение (2,6–10)

2. Образец верности завету, коему должен следовать Израиль (2,11–19)

3. Бог осуждает отступничество (2,20 3,6)

а) цель осуждения Божия (2,20–23)

б) орудия исполнения Божия приговора (2,20–23)

Б. Неспособность двенадцати судей хранить верность завету и удерживать в этой верности народ (3,7 16,31)

1. Гофониил (3,7–11)

2. Аод (3,12–30)

3. Самегар (3,31)

4. Девора и Барак (4,1 5,31)

5. Гедеон (Иероваал) и его сын Авимелех (6,1 9,57)

а) Гедеон (6,1 8,32)

б) Авимелех (8,33 9,57)

6. Фола (10,1,2)

7. Иаир (10,3–5)

8. Иеффай (10,6 12,7)

9. Есевон (12,8–10)

10. Елон (12,11,12)

11. Авдон (12,13–15)

12. Самсон (13,1 16,31)

III. Два прискорбных греха (17,1 21,25)

А. Колено Даново и идолопоклонство (17,1 18,31)

Б. Гражданская война: Израиль против колена Вениаминова (19,1 21,25)

Глава 1

12,5 Дабы сохранить верность завету, народу Израиля надлежало разгромить хананеев и изгнать их из земли обетованной. Во вступительной части Книги Судей автор поднимает вопрос о том, кому предстоит быть вождем Израиля в его борьбе с хананеями (ст. 1). Несомненно больший интерес проявлен им к колену Иудину, воины которого, выполняя волю Господа и сохраняя верность завету, изгнали хананеев со своей территории (ст. 3–20). Сообщения о неудачах других колен, до конца не одолевших врага и позволивших ему остаться в земле обетованной, кратки и схематичны (ст. 21–36), и лишь дому Иосифа автор уделил больше внимания и отозвался о нем положительно (ст. 22–26).

1 По смерти. Этими же словами начинается Книга Иисуса Навина (Нав. 1,1).

кто..? Этот вопрос встречается на протяжении всей Книги Судей израилевых. В большинстве случаев речь идет о выборе тех, кто будет воевать с коленом Вениаминовым: «кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина?» (20,18; см. Введение: Характерные особенности и темы).

Хананеев. Хананеи были одним из племен, населявших Ханаан. Израильтяне, во исполнение Божиего суда, должны были уничтожить их (Втор. 7,1.2; 20,16–20) этого требовала верность завету.

1 Иуда. Бог изберет колено Иудино и тогда, когда израильтяне попросят Его дать им вождя для борьбы против колена Вениаминова (

1 мечом. Воины колена Иудина, верные завету, истребили всех хананеев (Втор. 7,1.2; 20,16–20). К тому времени колено Иудино еще не овладело Иерусалимом (ст. 21).

1:10–15 Эти стихи, описывающие победы Халева и Гофониила, почти дословно повторяют Нав. 15,13–19.

1 Халев. Халева называли «Кенезеянином» (Быт. 15,19; Чис. 32,12); тем не менее, он принадлежал к колену Иудину и в качестве представителя этого колена вошел в число двенадцати соглядатаев, посланных разведать землю Ханаан (Чис. 13,7).

1 Гофониил... младшего брата Халевова. См. Нав. 15,17–19.

1 Господь был с Иудою. Господь остался верен завету, выполнив Свое обетование (ст. 2).

железные колесницы. Железные колесницы являли грозную боевую силу, особенно на равнинной местности. В действительности колену Иудину прощается его неудачная попытка «прогнать жителей долины».

1 Халеву. Преисполненный веры в обетование Божие, Халев из колена Иудина являет собой пример достойного вождя народа Израилева. Во Втор. 1,36.37 рассказывается о том, как за верность завету Халев был вознагражден Господом, обещавшим даровать ему землю, «по которой он проходил».

1 сыны Вениаминовы. Колено Вениаминово не исполнило завет и не изгнало иевусеев. Автор противопоставляет царя Давида, происходившего из рода Иудина, царю Саулу, принадлежавшему к роду Вениаминову. В Нав. 15,63 говорилось, что «сыны Иудины» (а не «сыны Вениаминовы», как здесь) не смогли изгнать иевусеев из Иерусалима. Иерусалим находился на границе территорий, принадлежавших этим коленам (Нав. 15,63; 18,28), поэтому одному из колен надлежало взять город.

1 Господь был с ними. Кроме «сынов Иудиных» (ст. 19), только о доме Иосифа говорится, что «Господь был с ними».

1:27–36 Здесь кратко упоминается о нарушениях завета разными коленами (Втор. 7,1.2; 20,16–20).

1 сынов Дановых. См. гл. 17; 18.

Глава 2

2:1–5 В данном фрагменте содержатся обличения израильтян в нарушении завета и пояснение, за какие беззакония израильтяне будут наказаны (причем, наказанием станут их же беззакония, которые и будут их преследовать). Поскольку израильтяне нарушили условия договора, приговор им вынесен в соответствии с законом.

2 Ангел Господень. См. 6,11–24; 13,2–23. Слова, произносимые посланцем Бога (6,11–24; Исх. 3,1–17), являются Божиими словами. Ангел Господень, известный также как «ангел (т.е. вестник) Его присутствия», вывел израильтян из египетского рабства и сражался на их стороне (Исх. 14,19; 23,20–23; 33,2; Чис. 20,16).

из Галгала. Ковчег завета находился в Галгале (Нав. 5,1–12). Я вывел вас из Египта. Такими же словами начинаются Десять Заповедей (Исх. 20,2; Втор. 5,6). Это совпадение не случайно: оно свидетельствует о том, что все деяния Господа и Его заповеди находятся в неразрывном единстве. Ангел послан для того, чтобы напомнить людям о завете (см. ком. к 2,1–5) и о том, что Бог хранит ему верность (Втор. 7,8.12.13).

Я ввел вас в землю, о которой клялся. Бог сдержал Свою клятву (Нав. 23,3–16).

не нарушу завета Моего. См. Втор. 7,9.

2 не вступайте в союз с жителями. См. 3,5,6; Исх. 34,12–14; Втор. 7,2–4; Нав. 23,6.7.

жертвенники их разрушьте. Идолопоклонство являлось нарушением завета (ст. 11; Исх. 34,13; Чис. 33,52; Втор. 7,5; 12,3; Нав. 23,16), и поскольку земля обетованная была местом присутствия Господа (скиния), жертвенники другим богам не могли находиться пред лицом Бога.

не послушали гласа Моего. Заключив союз с хананеями (3,5.6), израильтяне нарушили условия завета: они не изгнали язычников с земли обетованной и не разрушили их жертвенники (6,25–32). Это являлось грехом пред Господом, так как Бог не терпит идолопоклонства.

2 не изгоню их от вас. Своими победами Израиль обязан Богу, а не собственной силе. За нарушение завета Бог грозит наказать израильтян, лишив их Своей помощи в освобождении страны от хананеев (Чис. 33,52; Нав. 23,12.13).

петлею, и боги их... сетью. Браки и все другие формы сближения израильтян с хананеями были запрещены, потому что могли привести (и действительно приводили) к идолопоклонству (Исх. 34,12; Чис. 33,55; Втор. 7,16; Нав. 23,12.13). Израиль за нарушение завета понесет впоследствии то же наказание, что и хананеи: и те и другие будут изгнаны из страны (Чис. 33,56; Нав. 23,13).

2:6–10 См. Нав. 24,28–31.

2 Когда Иисус. См. 1,1; Введение: Характерные особенности и темы.

2 народ служил Господу. См. Нав. 24,16–18,21.22.31. То поколение израильтян, которое сохранило верность завету, обрело благословение в земле обетованной.

которые видели все великие дела. См. ст. 10; Втор. 4,9; 6,22; 7,19; 11,2–7; Нав. 23,3.

2 который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Знания о чудесах Божиих (ср. Пс. 43,2–4; 77,2–8) должны были передаваться от поколения к поколению (Втор. 4,9; 6,1–6). Однако старейшины, священники и судьи не сумели сохранить в чистоте завет и донести знания о великих делах Божиих до новых поколений Израиля.

2:11–19 В соответствии с заветом Бог вершит суд над впавшим в идолопоклонство Израилем (ст. 11–13,17,19). «Слыша стоны» израильтян «об угнетавших и притеснявших их», Господь воздвигал над ними судей (ст. 16), дабы те указывали им путь, «коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним» (ст. 17). Однако народ не оставлял «дел своих» и «от стропотного пути своего» не отказывался (ст. 19). Тема ст. 11–19 развивается далее в 1Цар. 12,9–11 и Пс. 105,34–46.

2 служить Ваалам. См. ком. к ст. 2. Избрав Ваала, хананейского бога-громовержца и бога плодородия, они отвергли Господа, Который провел их через Чермное море и имел истинную власть «над громами и молниями». Поклонение воздавалось статуям Ваала, которых было великое множество.

2 Астартам. Астарта богиня плодородия в хананейском пантеоне. См. ком. к ст. 11.

2 гнев Господень ... предал их в руки. См. Втор. 28,48; 1Цар. 12,9. Враги Израиля не имели власти над народом Божиим, разве что по соизволению Самого Бога.

2 рука Господня везде была им во зло. «Рука Господня» символ спасительной власти Божией (Исх. 3,20; 6,1; 13,3; Втор. 4,34). Теперь эта рука карает израилтян: Господь остался верен Своему обетованию как в благословении, так и в осуждении.

2 судей. Главной миссией судей было наставление народа Израиля в праведности и верности завету, что гарантировало безопасность от внешних врагов (3,9.15; 1Цар. 12,11).

2 судей они не слушали. По-видимому, судьи наставляли народ хранить завет. ходили блудно. Обратившись к другим богам, Израиль разрушил узы завета с Господом, уподобляемые в ВЗ узам брака (8,33; Втор. 31,16; Книга пророка Осии).

2 жалел их. См. Втор. 4,30.31; 30,3; 32,43.

2 оставил. См. Втор. 7,22.23; Нав. 13,1–7, где объясняется, почему хананеи оставались в земле обетованной в те времена, когда Израиль еще хранил верность Господу (ст. 6–9). В ст. 20–22 и в 3,1–4 говорится о том, что Бог оставил хананеев здесь и на будущее, дабы наказать израильтян (см. ком. к 2,1–5) и испытать их. В то же время, Его милость к Израилю не иссякла, и народу была оставлена возможность искупить свою вину перед Господом.

Глава 3

3 чтобы искушать. См. ком. к 2,23.

не знали. Суд Божий исполнен милости. Испытание было не искушением, но возможностью для того поколения израильтян, которые «не знали» дел Божиих, доказать свою веру и увидеть могущество Господа (ст. 2).

3 чтобы знали и учились войне. Война против хананеев была для израильтян испытанием на верность завету.

3 Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи. Вождем Израиля, который разгромил и уничтожил хананеев и евеев, стал Давид.

3 среди Хананеев... Иевусеев. Все перечисленные народы были осуждены Богом на истребление (1,1). Не уничтожив их и соседствуя с ними, израильтяне нарушали завет.

3 брали дочерей их. Таким образом идолопоклонство проникало в среду израильтян (Исх. 34,16; Втор. 7,4).

3 сделали... злое. См. 2,11.

Ваалам и Астартам. См. 2,11.13 и ком.

3 Гофониила. См. ком. к 1,13. Первый судья вышел из колена Иудина. Он был единственным из судей, кто не нарушил завет. Это еще один аргумент в пользу царствования Давида, принадлежавшего к этому колену.

3 Дух Господень. Такими же словами говорится и о призвании на судейство Гедеона, Иеффая и Самсона. От даров Духа Божия судья получал власть для спасения народа (6,34; 11,29; 13,25; 14,6.19; 15,14).

был он судьею Израиля. Это выражение в древнееврейском языке означает также «вел», «управлял».

3 покоилась земля сорок лет. О мирном времени или отсутствии такового говорится в ст. 30; 5,31; 8,28; 12,7; 15,20; 16,31.

3:12–30 В истории об Аоде автор высмеивает угнетателя народа Божиего. Противопоставление Гофониила, судьи из колена Иудина, выходцу из колена Вениаминова (ст. 15), подчеркивает преимущество руководителя из иудеян над вениаминитянином.

3 Еглона, царя Моавитского. Господь укрепил языческого царя, чтобы сделать его орудием Своего гнева.

3 левша. Вместо обычного для древнееврейского языка слова, означающего леворукость, здесь буквально сказано: «муж, раненный в правую руку». Выражение это встречается еще раз в 20,16 и также применительно к представителю Вениаминова колена. Поскольку имя Вениамин может быть переведено как «сын правой руки», автор, по-видимому, намеренно использует игру слов о леворуком «сыне правой руки».

3 у меня есть до тебя... слово Божие. Не случайно в ст. 19 Аод говорит о «тайном слове», а теперь о «слове Божием». Истинное слово Божие несло расплату тем, кто угнетал народ Божий. Еглон вначале послужил орудием гнева Божия, а затем этот гнев пал на него самого.

3 предал Господь. Каждый из главных судей, за исключением Гофониила, в своих речах признает решающую роль Бога в победе Израиля (4,14; 7,15; 11,21–30; 15,18; 16,28).

3 покоилась земля восемьдесят лет. См. ком. к ст. 11.

3 Самегар, сын Анафов. Самегар упоминается только здесь и в песне \ (5,6). Поскольку Анат имя хананейской богини войны, можно предположить, что выражение «сын Анафов» означает не родовое имя, а прозвище этого героя.

шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. Ср. с рассказом о том, как Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (15,15–17).

Глава 4

4 Иавина. Потомок того Иавина, который упоминается в Нав. 11,1–9.

4 Девора пророчица, жена Лапидофова. Букв.: «женщина, пророчица, жена Лапидофа». Здесь особо подчеркивается тот факт, что вождем Израиля стала женщина (см. ком. к ст. 9). Пророчица Девора вводится в повествование, когда рассказчик (по аналогии с предыдущими случаями) должен сообщить, что Бог послал народу спасителя (2,16; 6,8 и ком.).

4 на гору Фавор. Колебания, проявленные Вараком перед тем как взойти на гору Фавор (север Ездрилонской долины), вполне объяснимы с военной точки зрения: девятьсот колесниц Сисары легко могли окружить гору, не оставив воинам Варака никакой возможности для отступления. В то же время, неуверенность Варака, сомневавшегося в успехе предстоящего сражения, характеризует его как человека, не имевшего достаточно веры и не отличавшегося крепостью духа.

4 к потоку Киссону. Ручей Киссон протекал у подножия горы Фавор и на большую часть года полностью пересыхал (см. ком. к ст. 15).

4 если... пойдешь. Варак не имел веры в слово Божие. С его точки зрения, такая военная операция была чрезвычайно опасной (см. ком. к ст. 6), и потому он искал поддержки у пророчицы Деворы, предлагая ей вместе с ним отправиться в поход на врага. То, что Бог поручил ему, мужчине, Варак хотел возложить на плечи женщины.

4 не тебе уже будет слава. Варак будет наказан за свое маловерие (ст. 8).

но в руки женщины предаст Господь Сисару. Тот факт, что вражеский полководец будет отдан «в руки» другого человека, само по себе лишает Варака славы победителя. Но то, что этим человеком окажется женщина, по понятиям того времени будет означать для него полное бесчестие. Бог венчает славой того, кто ходит верой, а не видением (2Кор. 5,7).

4 Завулонян и Неффалимлян. См. 5,13–18.

4 к потоку Киссону. См. ст. 7,15.

4 Господь предаст Сисару. Девора еще раз подтверждает истинность переданного через нее слова Божия.

4 Господь привел в замешательство. О том, каким образом Господь привел в замешательство колесницы Сисары и «все ополчение его», сообщается в песне Деворы (5,4.5.20.21).

4:18–21 См. 5,24–27.

4 вонзила кол. В повествовании не дается объяснения поступку Иаили. В библейские времена женщины не участвовали в боевых действиях; умереть от руки женщины считалось великим позором (9,35–54). Смысл этого рассказа заключается в том, чтобы показать, что подвиг был совершен женщиной, и тем самым осудит поведение Варака (ст. 9).

Глава 5

5:1–32 Эта Глава песнь Деворы, славящая Господа.

5 Израиль отмщен, народ показал рвение. В начале своей песни Девора призывает славить Господа за избавление отечества от угнетателей.

5 от Сеира, когда шел с поля Едомского. Сеир представлял собой главный горный хребет, протянувшийся через Едом, откуда начинались многие завоевательные походы Израиля (Втор. 33,2). Бог предстает здесь в облике могучего Воина, идущего впереди Своего народа.

5:4–5 земля тряслась... от лица Господа. Для разгрома войска Сисары Господь вызвал грозу и ливень (ст. 20) и тем самым посрамил ложную веру в языческого бога Ваала как властелина бури.

5:6–7 были пусты дороги... Не стало обитателей в селениях. Незадачливые вожди Израиля довели страну до состояния разрухи. Ничто не напоминало о тех временах, когда Сам Бог как Воин шел впереди Израиля (ст. 4,5). Дороги были заброшены, путешествовать по ним стало небезопасно из-за иноплеменных разбойников. Защитить же народ от них было некому.

5 мать в Израиле. Коль скоро знатные мужи не могут возродить страну, то явится женщина, чтобы стать во главе Израиля, горькое замечание по поводу состояния Израиля в это время (4,1–24 и ком.). «Мать в Израиле», освобождающая страну от врагов, противостоит отчаявшейся матери Сисары (ст. 28).

5 Избрали новых богов, оттого война у ворот. Причинно-следственная связь между грехом и наказанием за него (2,11–19).

5 к ревнителям. См. ст. 13–23, где говорится о том, что одни колена с готовностью шли воевать, другие же делали это без всякого желания. Израильские вельможи не были настроены на патриотический лад.

5 Ездящие на ослицах белых. Верхом на ослах ездили представители знати; к ним, «вельможам», «начальникам» Израиля (ст. 3,9), обращается Девора.

5 хвалу Господу, хвалу вождям Израиля. Букв.: «праведные дела Господа, праведные дела вождей Израиля». Бог поступил праведно, сохраняя верность завету и сокрушая врагов Своего народа: спасение, принесенное «вождями Израиля», прославляется как праведное деяние Божие(2,10).

5 В племенах Рувимовых большое разногласие. Уклонение колена Рувимова, «восточной части» колена Манассиина, называемой Галаадом (ст. 17), колен Данова и Асирова (ст. 17) от участия в общей борьбе свидетельствует об отсутствии единства между племенами Израиля.

5 звезды... сражались. Поэтический образ.

5 Прокляните Мероз. Этот город, местонахождение которого не установлено, был проклят за отказ участвовать в битве против Сисары.

5:24–27 Данный фрагмент песни Деворы во многом повторяет 4,18–22.

5 И покоилась земля сорок лет. Типичный для Книги Судей оборот, соединяющий исторические фрагменты в единое повествование.

Глава 6

68,32 Из всех судей израилевых наиболее выдающимся был Гедеон. Об этом свидетельствуют следующие факты: 1) его история занимает самое большое место во всей Книге Судей; 2) в рассказе о нем более ярко подчеркивается действие Божие; 3) ангел Господень являлся из судей только ему (ст. 11–24); 4) столетия спустя пророк Исаия вспоминает о поражении, которое Гедеон нанес мадианитянам (Ис. 9,4; 10,26); 5) его (под именем Иероваала) Самуил упомянул первым в числе освободителей народа (1Цар. 12,11); 6) его история в некоторых чертах подобна истории Моисея (6,11–24 и ком.); 7) народ хотел сделать его царем (8,22.23); 8) хотя Гедеон отверг предложение стать царем, фактически он был им (8,26.27.30.32), а один из его сыновей воцарился в Израиле (гл. 9). И все же Гедеон потерпел неудачу. Его настойчивое желание получать знамения объясняется недостатком веры. Колебания, проявленные Гедеоном, в конечном счете привели его к идолопоклонству. Так, сделанный им из золота ефод, который более чем какой-либо другой предмет символизировал преданность Господу, по иронии судьбы стал идолом для Израиля и для самого Гедеона (8,27). Гедеон не пророк, который, подобно Моисею, был бы способен вести народ. Пример Гедеона свидетельствует о нужде в истинном Спасителе-Иисусе Христе.

6 Тяжела была рука Мадианитян. На израильтян пало проклятие, предопределенное заветом (Втор. 28,30–33,38–42). Гнет мадианитян был настолько тяжел, что пророк Исаия вспоминает о нем спустя столетия (Ис. 9,4; 10,26).

6 обнищал Израиль. Букв.: «сделали Израиль маленьким». Проклятие, предусмотренное заветом, составляло как бы оборотную сторону обетования Божия Аврааму (Быт. 15,5; 22,17; Втор. 28,62; Пс. 106,38.39).

6 пророка. Пророк настоятельно напоминал народу о его обязательствах, обусловленных заветом. Слова пророка, не названного здесь по имени (ст. 8–10), фактически идентичны словам ангела Господня (2,1–3). Как и в случае с Деворой и Вараком, прежде чем дать народу Спасителя, Бог посылает ему пророка (4,4 и ком.).

6:8–9 Я вывел вас... избавил... прогнал их... дал вам. Помнить об этих спасительных делах Божиих первейшее условие завета.

6:11–24 Данный раздел главный в повествовании о Гедеоне: его призвание сравнивается с призванием Моисея (Исх., гл. 3); он задает вопрос, ответом на который можно считать все содержание Книги Судей израилевых (ст. 13), и пытается укрепить свою веру с помощью знаков и знамений (6,1 8,32 и ком.). Народ испытывает потребность в верном завету спасителе, подобном пророку Моисею; поиски такого спасителя находятся в центре внимания автора Книги Судей.

Победа Гедеона.

6 И пришел Ангел Господень. См. 2,1; 13,3.

6 отчего..? Ключевой вопрос для Книги Судей. Ангел не стал отвечать на него, потому что ответ уже был дан пророком (ст. 8–10; ср. Втор. 28,47–52; 29,24–27; 31,17.18).

6 иди с этою силою твоею. См. ст. 34; 7,2,7. Источником силы Гедеона был Бог, хотя Гедеон еще не знал этого.

6 племя мое... самое бедное. Саул, когда его просили стать царем, ответил близкими по смыслу словами (1Цар. 9,21).

6 я видел... лицем к лицу. См. 13,22.

6:25–32 Эпизод из жизни Гедеона, в результате которого он получил прозвище Иероваал.

6:25.26 возьми... разрушь... сруби... поставь... принеси. См. Втор. 12,3.

6 жертвенник Ваала, который у отца твоего. Отец Гедеона, вероятно, рассказывал ему о чудесах Господних (ст. 13), однако сам, будучи идолопоклонником, не имел веры в Бога.

6 если он Бог. См. 10,14.

6:33–40 Гедеон искал знаков и знамений, дабы укрепиться в вере (ст. 17). Это привело его к идолопоклонству (8,27; ср. Лк. 1,18–20).

6 Дух Господень. См. 3,10 и ком.

6 если Ты спасешь. Дух Господень сошел на Гедеона, но он, тем не менее, колебался в вере (6,27 и ком.).

Глава 7

7:1–8 Резкое уменьшение численности войска израильтян накануне сражения было знаком того, что спасение Израиля зависит не от них самих, а целиком находится во власти Бога, Которому и надлежит воздать хвалу в случае победы. Это обстоятельство также мобилизовало решимость Гедеона и укрепило веру израильтян в него.

7 Иероваал. См. ком. к 6,32.

7 смотрите на меня. Эти же слова повторит сын Гедеона Авимелех (9,48.49).

78,31 Разобщенность Израиля привела к тем осложнениям, которые возникли между Гедеоном и жителями Ефрема, Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла. .7,25 в Цур-Ориве. См. Ис.10,26.

Глава 8

8:1–3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12,1–6).

8:4–21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами.

8 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господ (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6,15; 1Цар. 9,21), на такое же предложение ответил иначе (1Цар. 9,22 11,15).

8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар. 8,7–9, говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне.

8 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25,26,30).

8 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу(1Цар. 23,9–11;30,7.8).

блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2,16 и ком.).

сетью Гедеону и всему дому его. См. ком. к 2,3. Гедеону всегда недоставало твердости духа при исполнении воли Господа. Как и его отец, он в конечном счете впал в язычество.

8 Авимелех. Примечательно, что сын Гедеона от наложницы, жившей в Сихеме, звался Авимелехом, что, вопреки заявлениям самого Гедеона (ст. 23,24), означало «мой отец-царь».

89,57 История Авимелеха показывает, каким несчастьем для страны может обернуться правление недостойного царя. Авимелех, угнетавший народ и нарушавший завет, являл собой полную противоположность спасителю Израиля. История его воцарения вплотную подводит к вопросу о том, каким же должен быть царь Израиля (9,2.8–20.28.29). В свете этого весьма примечательным является то, что в жизни Авимелеха и Саула были очень похожие эпизоды (9,23.54 и ком.). Такое сходство служит отрицательной характеристикой Саулу и его правлению, т.к. дает понять, что он был царем, подобным Авимелеху. Смысл этой истории в том, что Иевосфей, сын Саула, является не лучшим царем, чем Авимелех, сын Гедеона.

8 Ваалверифа. Имя языческого бога буквально означает «Ваал, господь завета». Он противопоставляется, таким образом, Господу Богу истинному Богу завета (см. 9,4 и ком.).

8 не вспомнили. Память о спасительных чудесах Божиих была первейшим условием верности завету (2,10 и ком.; 2,12).

8 не сделали милости. См. 9,5.16–19.

Глава 9

9 Авимелех. См. ком. к 8,31.

9 Ваалверифа. См. ком. к ст. 46; 8,33. Храм Ваалверифа платил угнетателям Израиля, во главе которых стоял Авимелех.

9 убил ... на одном камне. Сыновья Гедеона фактически были принесены в жертву Ваалверифу.

9 горы Гаризима. Гора благословения (Втор. 27,12) стала теперь местом, с которого прозвучало проклятие, что особо усиливает тему о нечестивом правлении Авимелеха (см. ком. к 8,33 9,57).

9 терновнику. Царствование коварного Авимелеха оказалось для Израиля мучительным, как уколы терновых шипов (см. ком. к 2,3).

9 да изыдет огонь. См. ст. 45–52.

9 злого духа. И на Авимелеха, и на Саула Бог послал злого духа тогда, когда царская власть стала ускользать от них (1Цар. 15,23; 16,14). См. ком. к ст. 54; 8,33 9,57, а также Введение: Характерные особенности и темы. Это первое в рассказе об Авимелехе упоминание о непосредственном вмешательстве Бога в происходящие события.

9 Гаал. Потомок Еммора, отца Сихемова, был «вторым Авимелехом» забытым братом, претендовавшим на власть по праву рождения.

9 засеял его солью. Т.е. сделал эту землю бесплодной.

9 Ваал-Верифа. Букв.: «бог завета». Святилища, упоминаемые в 9,4 и 9,46, вероятно, являлись одним храмом, тем самым, который выплатил деньги Авимелеху (ст. 4,5).

9 делайте и вы то же, что я. Авимелех пытался подражать своему отцу Гедеону (7,17 и ком.).

9 сожгли ... огнем. Исполнилось проклятие Иофама (ст. 20).

9 обломок жернова. Авимелех убит камнем в возмездие за убийство им своих братьев «на одном камне» (ст. 5). Господь держит все под Своим контролем, и Он привел к исполнению проклятие Иофама (ст. 20; ком. к 9,7).

9 обнажи меч Твой и умертви меня. Авимелех хотел умереть достойно. Его смерть, а также явление злого духа, посланного Богом (9,23 и ком.), проводит параллель между ним и Саулом (1Цар. 31,4).

женщина убила его. См. ком. к 4,9.

9 Так воздал Бог. Вмешательство Бога в происходящее очевидно (9,23). Избрав Ваалверифа своим богом, Авимелех нарушил завет и потерпел поражение. Господь, чья власть безгранична и непоколебима, позволил исполниться проклятию Иофама (9,20).

Глава 10

10:1–5 Об этих двух судьях Фоле и Иаире сообщается кратко, без подробностей, и не по схеме, которая характерна для других историй о судьях (см. Введение: Характерные особенности и темы). Так же кратко рассказывается и о четырех других малых судьях (3,31; 12,8–15).

10 Фола. В Священном Писании более нигде не упоминается.

10 Иаир. Как и Фола, в Священном Писании больше не упоминается.

10 ездивших на тридцати двух молодых ослах. Тридцать два сына, тридцать два осла и тридцать два города во владении все это символы богатства и власти (5,10).

1012:7 Ср. 1Цар. 12,11. Число идолов, которым поклонялись израильтяне, множилось (Суд. 10,6), внутренний хаос в стране становился все более угрожающим (12,1–7). Иеффай обеспечил только шесть лет мирной жизни (12,7) вместо мира для целого поколения, как другие судьи (3,11.30; 5,31; 8,28). Он принес в жертву свою собственную дочь.

Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6,12; 11,1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8,1–3; 12,1–6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем сыном блудницы (8,31; 9,18; 11,1,2); и тот, и другой окружили себя «праздными и своевольными людьми» (9,4; 11,3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11,11; Цар. 10,17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11,12–29; 1Цар. 11,1–11); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11,30–40; 1Цар. 14,24–45).

10 богам. В предыдущих рассказах упоминались только «ваалы» и «астарты» (2,11.13; 3,7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле.

10:10–16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах (1Цар. 12,10). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10,10; 2,18; 3,9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор. 32,15–38).

10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6.

10 не буду уже. См. Чис. 33,55.56; Втор. 8,19.20; 31,16.17; Нав. 23,13; Суд. 2,3.

10 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор. 32,37.38.

10 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения.

10 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк. 18,1–8).

10 в Массифе. См. 11,11; 20,1.

Судьи Израилевы.

Глава 11

11 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6,12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9,4).

11 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1Цар. 10,17).

11:12–29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис. 20,14–21; 21,10–35; Втор. 2,16 3,11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что «Израиль не взял ... земли Аммонитской» (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор. 2,18.19).

11 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1Цар. 11,1–11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово «Судия» употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32, 33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8,23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед. .11,29 Дух Господень. См. 3,10 и ком.

11:30–40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор. 32,17; Пс. 105,37.38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10,11,21,23,27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1Цар. 14,24.25).

11 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор. 23,21–23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф. 14,1–12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30,31).

11 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38,39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор. 12,31; Пс. 105,38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.

Глава 12

12:1–7 Противоборство Иеффая с ефремлянами и непродолжительность его пребывания в качестве судьи (ст. 7) явились наказанием Божиим за то, что он принес в жертву свою дочь. В Пс. 77 (особ. ст. 9–11,67) говорится о неспособности ефремлян сражаться (ср. Суд. 8,1–5) и указана причина, по которой Бог «не избрал колена Ефремова». Колено Иуды (в лице Давида) должно было стать во главе Израиля (Пс. 77,68–72).

12 Ефремляне. Как и у Гедеона, у Иеффая возникли осложнения в отношениях с коленом Ефремовым (8,1–5), но на этот раз они привели к гражданской войне. Отсутствие единства среди колен Израиля самым отрицательным образом сказывалось на его благосостоянии.

для чего..? Этот же вопрос был задан Гедеону (8,1).

12 среди Ефрема и среди Манассии. Жители Галаада происходили от Иосифа, как Ефрем и Манассия.

12 переправу чрез Иордан. Галаад находился на восточном берегу Иордана, а ефремляне на западном.

12 шибболет... сибболет. Ефремляне, говорившие на другом диалекте древнееврейского языка, произносили в начале этого слова звук «с» вместо «ш».

12 Иеффай был судьею Израиля шесть лет. См. 3,11 и ком. Предыдущие судьи правили от сорока до восьмидесяти лет, благодаря чему мир сохранялся на протяжении одного-двух поколений. Краткое правление Иеффая, растущее число богов, которым поклонялись израильтяне, и гражданская война с ефремлянами признаки упадка Израиля (2,19).

12:8–15 О Есевоне, Елоне и Авдоне (см. 10,1–5 и ком.) известно только то, что говорится в данных стихах. Вместе с ними общее число судей, упомянутых в данной книге, составляет двенадцать.

12 У него было сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти молодых ослах. Авдон сосредоточил в своих руках поистине царскую власть и богатство (10,4).

Глава 13

1316,31 История Самсона последняя в цикле о судьях. Самсону была уготована особая судьба: еще «от самого чрева младенец сей» должен был стать назореем Божиим, который в будущем «начнет спасать Израиля» (ст. 5). О призвании Самсона стать судьей возвестил ангел Господень; чаще, чем какой-либо другой судья, он ощущал на себе сошествие Духа Господня (13,25; 14,6.19; 15,14). Однако Самсон оказался человеком, не проявлявшим никакого стремления спасти Израиль и неоднократно нарушавшим завет. Обет назорейства (13,4.5.7.14; 16,17; Чис. 6,1–21) он исполнил только в том, что касалось ношения длинных волос. Посвятив себя Господу, он должен был освободиться от оков плотской жизни и не предаваться мирским утехам; он же пьянствовал, домогался чужих жен, блудодействовал и т. д. Торжественность, с которой свершилось его призвание, и чудеса, сопровождавшие его рождение, лишь усугубляют трагедию Самсона, как и всего Израиля в целом, отступничество которого привело к тому, что во главе него оказался столь слабый человек. И при всем том именно Самсону Бог назначил спасти Израиль от филистимлян (ст. 5), обратив против них даже его грехи (14,4).

Самсон не был судьей такого масштаба, как Гедеон или Самуил. Хотя Дух Господень неоднократно нисходил на него, это не оказывало влияния на его личность. Как и Саул, Самсон был наказан Богом и лишился Духа Господня. И тем не менее, в Евр. 11,32 его имя названо в числе тех, кто показал пример веры. Обратившись с верою к Богу (хотя мотивы его при этом были не совсем безупречны), Самсон «при смерти своей» погубил филистимлян более, «нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16,30).

13 Сыны Израилевы продолжали делать злое. Повествование о Самсоне сохраняет, хотя и в несколько измененном виде, структуру, характерную для рассказов о судьях (ср. 2,11–19).

предал... в руки Филистимлян. См. 2,14; 1Цар. 12,9.

13:2–25 Как и Гедеон (6,11–14), родители Самсона не узнали ангела Господня, приготовив для него мясо козленка, которое уничтожил чудесный огонь. Убедившие в конце концов, что их посетил ангел Господень, отец Самсона, как и Гедеон, убоялся скорой смерти от встречи с Господом. Это сходство наводит на мысль о том, что Самсон мог бы стать таким же великим судьей, как Гедеон (см. ком. к 13,1 16,31). О назорейском обете было сказано трижды (ст. 4,5,7,14). Троекратное повторение придавало обету особую важность.

13 неплодна. Долгое время мать Самсона оставалась бесплодной, как Сарра, Ревекка, Рахиль (Быт. 16,1; 25,21; 29,31) и мать Самуила (1Цар. 1,2.5; ком. к Суд. 13,1 16,31).

13 Ангел Господень. См. 2,1; 6,11–24; ком. к 13,1 16,31.

13 от самого чрева ... назорей. Относительно обета назорейства см. Чис. 6,1–21. Обычно назорейский обет посвящения Господу давался на определенный срок, и лишь некоторые (и среди них Самсон) были назореями «от чрева матери», т.е. посвященными еще до рождения (см. ком. к 13,1 16,31).

13 как вид Ангела Божия. Женщина не могла поверить, что к ней приходил ангел Господень (6,22; 13,16).

13 изготовим для тебя козленка. Родители Самсона приняли ангела столь же гостеприимно, как и Гедеон (6,19).

13 как тебе имя? Такой же вопрос задавал Иаков (Быт. 32,29).

13:19–22 Эти описания созвучны с тем, что касалось Гедеона (6,20–22).

13 И рос младенец, и благословлял его Господь. Несмотря на Божие благословение, Самсон, в отличие от Самуила (1Цар. 2,26; 3,19) и Иисуса (Лк. 2,52), не имел истинной веры (см. ком. к 13,1 16,31).

13 Дух Господень. См. 3,10; ком. к 13,1 16,31.

Глава 14

1415:20 Господь воздвиг Самсона, дабы он, обладая необыкновенной физической силой, мог бороться с врагами Израиля. Кроме огромной физической силы, он отличался неукротимым нравом, непомерной гордостью, упрямством и своеволием; при этом он не был лишен поэтических способностей. Повествование вращается вокруг сюжета о том, как его жена-филистимлянка добивалась, чтобы он открыл ей свою тайну. По ходу событий Самсон не раз нарушал назорейский обет: прикасался к мертвому телу (14,8.9), не отказывался от вина (ст. 10) и т. д. Из всех требований обета он продолжал соблюдать только одно не стриг волосы. Трижды Дух Господень нисходил на Самсона, благодаря чему он убил более тысячи филистимлян. Самсон правил Израилем двадцать лет (15,20): по аналогии с другими сюжетами, этими словами можно было бы и окончить повествование о нем. Но поскольку Самсон был неукротим в погоне за чужими женами, конец этой истории рассказ о гибели Самсона вследствие его сластолюбия (гл. 16).

14 я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Израильтяне не должны были жениться на женщинах из других племен (3,1–6; 14,3; Втор. 7,3.4; З Цар. 11,1–6; Езд. гл.,9;10).

14 это от Господа. Хотя само по себе желание Самсона было греховным, Бог использовал его для Своих целей, чтобы совершить суд над филистимлянами.

14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1 16,31; 13,25.

14:8–9 труп льва ... львиного трупа. Назорейский обет включал в себя запрет приближаться к мертвому телу (Чис. 6,6). Самсон же прикоснулся к трупу льва, и, следовательно, обязан был обрить голову и отказаться от назорейства. Самсон не рассказал об этом поступке своим родителям, скрыв факт нарушения обета.

14 сделал ... пир. Назорей должен был воздерживаться от употребления напитков, полученных в результате брожения (Чис. 6,3.4; ком. к 13,1 16,31; ком. к 13,2–25).

14 Дух Господень. См. ком. к 3,10; 13,1–16,31.

14 вышла за брачного друга. Речь идет не о соблюдении какого-либо обычая, а о желании отца невесты сохранить достоинство семьи (15,1.2); тем не менее, филистимляне по-прежнему продолжали называть Самсона «зятем Фимнафянина» (15,6).

Глава 15

15 во время жатвы пшеницы. Это был засушливый сезон, когда поля легко могли возгореться (ст. 4,5).

с женою своею. По закону эта женщина была женой Самсона.

15 я отдал ее другу твоему. См. 14,20 и ком.

15 Самсон, зять Фимнафянина. См. 14,20 и ком.

15 связали его двумя новыми веревками. См. 16,11.12.

15 Дух Господень. См. ком. к 3,10.

15 свежую ослиную челюсть... тысячу человек. Явная параллель с Самегаром, сыном Анафовым (3,31).

15 воззвал. За все время Самсон произнес имя Господа только дважды (см. 16,28).

а теперь умру я от жажды. Подобно израильтянам, удостоенных в пустыне целого ряда чудес, Самсон вознес молитву к Богу, Который чудесным образом дал ему воду (ст. 19; Исх. 17,1–7; Чис. 20,1–13).

15 двадцать лет. См. ком. к 14,1 15,20.

Глава 16

16:1–22 Эта история содержит две параллельные линии: 1) греховное влечение Самсона к женщинам и его поразительная физическая сила и 2) усилия филистимлян захватить его в плен. Бог осудил Самсона за постоянные нарушения завета: он попал в руки филистимлян и был ослеплен ими (ст. 21,22). Может показаться странным, что Дух Божий оставил его только тогда, когда Далида, узнав о его назорействе, «велела... остричь семь кос головы его» (ст. 19). Бог был терпелив к нарушавшему завет Самсону до тех пор, пока тот не утратил последнее, что еще оставалось от его обета. И только тогда Господь свершил над ним Свое правосудие.

16 блудницу. И вновь Самсон нарушает завет (14,2).

16 новыми веревками. См. 15,13.

16 как же ты говоришь. См. 14,16.17.

16 от чрева матери моей. См. 13,5.

если же остричь меня. Самсон игнорировал все требования назорейского обета, кроме ношения длинных волос (см. ком. к 13,1 16,31), наивно полагая, что в волосах его сила. Истинная же сила была в Духе Господнем (ст. 20).

16 Господь отступил от него. Дух Господень оставил Самсона (13,25; 14,6.9; 15,14). По милости Своей Господь оставался с Самсоном, пока не исчез последний знак его назорейского обета (см. ком. к 16,1–22). Как и Саул (ср. 1Цар. 15,23), Самсон лишился Духа Господнего за свою непокорность: опорой его был Бог, а не магическая сила его волос.

16 бог наш предал. Действуя через судей израилевых, Бог был тем Судией, Который предал Свой народ во власть угнетателей за грехи его (ст. 20). Только поэтому, а не благодаря могуществу своих богов, языческие народы смогли одолеть Израиль (2,14.15).

16 о Боже! См. 15,18. Мотивы Самсона были эгоистическими (месть за то, что он был ослеплен), но Бог слышал его крик веры. В ответе на молитву Самсона была явлена милость Божия (10,10–16; 15,18).

16 было умерших... более, нежели сколько умертвил он в жизни своей. См. ком. к 13,1–16,31.

Глава 17

1718,31 Заключительный раздел Книги Судей израилевых состоит из двух частей, в первой из которых повествуется об идолопоклонстве сынов Дановых. Повторяющиеся фразы «В те дни не было царя у Израиля» (17,6; 18,1) и «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6) соединяют эту часть с последующим повествованием (19,1 21,25). Последние главы книги рисуют картину падения Израиля.

17 тысяча сто сиклей серебра. Такое же количество серебра каждый филистимский правитель обещал дать Далиде (16,5).

17 посвятила Господу... чтобы сделать из него истукан и литый кумир. В этих словах звучит горькая ирония: даже сделанное из добрых побуждений приношение Господу (в виде серебряного истукана) было нарушением второй заповеди (см. ком. к 17,1–18,31; Втор. 5,8).

17 ефод. См. 8,27 и ком.

17 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. См. 18,1; 19,1; 21,25. В данном случае этот рефрен служит комментарием к действиям Михи и его матери, которые пожертвовали серебро на изготовление идолов, ефода и на то, чтобы сделать сына Михи священником (ст. 1–5). Безусловно, только царская власть, свято хранящая завет, могла бы отвратить израильтян от того, чтобы «каждый делал то, что ему казалось справедливым».

17 левит. Наследственным предназначением левитов было служение Господу в доме Его скинии (Втор. 18,1–8; Нав. 13,14.33; 14,3.4).

17 будь у меня отцом. Т.е. духовным наставником.

17 как один из сыновей его. За внешним благополучием скрываются отступничество и идолопоклонство.

Глава 18

18 В те дни не было царя у Израиля. См. ком. к 17,6.

в те дни колено Даново. Схожесть первой части фразы с 17,6 дает основание предположить, что сыны колена Данова тоже делали то, что им «казалось справедливым» (17,6).

не выпало ему полного удела. Причиной неудачи данитян было нарушение ими завета (1,34–36). Данитяне готовы пойти куда угодно, но только не туда, где Господ назначил им землю в наследие.

18 чтоб осмотреть землю. Данитяне поступали подобно своим предкам (Чис. 13,3.13).

18 узнали они голос. Акцент молодого левита выдавал в нем уроженца южной части Израиля (см. ком. к 12,6).

18 вопроси Бога. Священникам ефод служил для того, чтобы узнавать волю Божию (8,27; 17,5).

18 пред Господом путь ваш, в который вы идете. Соглядатаи из колена Данова ошибались, предполагая, что услышали глас Божий: вся эта история, в которой левит служит идолам, Миха приходит к ложному выводу (17,13), а действия данитян ошибочны, свидетельствует об отступничестве и забвении Господа.

18 тих и беспечен. Жители Лаиса были миролюбивы и дружелюбны (ст. 10,27, 28;ср. Втор. 20,10.11).

18 землю, она весьма хороша. В отличие от первых соглядатаев, которые в свое время осматривали Ханаан, эти соглядатаи вернулись с хорошей вестью: завоевать город будет легко и просто, потому что жители его беспечны (ст. 7,10) и не воинственны.

18 ефод, терафим, истукан и литый кумир. Этот список (см. также 17,5) повторен полностью еще три раза в ст. 17,18,20 и дважды в ст. 27,30,31. Это сделано, чтобы обратить внимание читателя на духовный смысл такого сочетания.

18 шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. В своем завоевательном походе данитяне лишь пародируют послушание завету, рассчитывая более на свое численное превосходство, нежели на помощь Господа.

18 будь у нас отцом и священником. См. 17,10 и ком.

18 Священник обрадовался. Священник, ранее служивший идолам в доме одного человека, теперь будет делать то же самое «в колене или племени Израилевом». Каждый в Израиле в это время делал то, что считал справедливым, и не было никого, кто бы мог укрепить в народе веру и послушание.

и взял ефод ... и пошел с народом. Священник, не отвергнувший идолопоклонства, поведет данитян по пути служения ложным богам.

18 вперед. Опасаясь погони и нападения сзади, данитяне отправили вперед «детей, скот и тяжести».

18 как же вы говорите: что тебе? Миха наивно полагал, что Богу угодна любая «покорность», в какой бы форме она ни проявлялась (17,13). Но Бог не был ни с ним, ни с данитянами.

18 взяли то, что сделал Миха. См. ст. 14.

против народа спокойного и беспечного. См. ст. 7. Израильтяне должны были истребить только семь ханаанских племен, обреченных на эту участь (Втор. 7,1), но другим народам они вначале обязаны были предложить мир (Втор. 20,10–18). Более того, Бог не обещал им эту землю (Нав. 19,47). Данитяне спародировали послушание завету и в этом военном походе использовали завет как прикрытие (18,1–31 и ком.).

Ионафан же, сын Герсона, сына Манассии. Первоначально в тексте значилось «сына Моисея». Положение в Израиле было столь плачевным, что даже потомки Моисея оказались вовлеченными в идолопоклонство.

18 до дня переселения жителей той земли. Точнее: «до дня пленения...», т.е. до того момента, как филистимляне, захватив ковчег, стали править Израилем. Здесь не имеется в виду вавилонское пленение израильского народа, случившееся на четыреста лет позже.

18 имели у себя истукан... во все то время. В то время как в Силоме существовал общий для всего Израиля официальный центр богослужения, у данитян образовался свой особый противозаконный культ.

дом Божий. Т.е. скиния, которая находилась в Силоме до времени Самуила (Нав. 18,1; 1 Цар. З,21; 4,3).

в Силоме. Время, когда ковчег находился в Силоме, предшествовало царствованию Давида. Ковчег был перенесен сыновьями Илия на поле битвы и попал в руки филистимлян (1Цар. 4,4–11). После этого ковчег больше никогда не возвращался в Силом. Упоминание о ковчеге в Силоме помогает датировать переселение израильского народа, о котором говорится в ст. 30.

Глава 19

1921:25 Из последних глав Книги Судей израилевых, в которых рассказывается о вспыхнувшей среди народа Божия гражданской войне, следует, что неудачи Израиля были вызваны отсутствием у него верного завету царя (19,1; 21,25; ср. 17,6; 18,1). Главными виновниками греха на сей раз были вениаминитяне, предававшиеся содомскому греху. Выбор Господа пал на колено Иудино (из которого вышел Давид), коему надлежало вести народ израильский против колена Вениаминова (ср. сходство выражений между 1,1.2 и 20,18). Отношение других колен к вениаминитянам в тот момент фактически было таким же, как к хананеям. Тем не менее, вину их разделял весь израильский народ, ибо каждое из его колен делало то, что ему казалось справедливым (21,25). Поведение левита (явная параллель с действиями Саула в 1Цар. 11,6–8) и ефремлянина в эпизоде с гибелью наложницы (гл. 19) никак не комментируется в тексте. Между тем, на возможную причину всех неудач Израиля, ввергшегося в хаос беззакония, указывает только одна фраза, ставшая рефреном всей Книги Судей и не раз звучащая в последней ее части (19,1; 21,25): «в те дни не было царя у Израиля». Из всего этого следует вывод, что Израилю нужен был царь, причем из колена Иудина, а не Вениаминова, Давид, а не Саул. Только при таком условии будет должным образом соблюдаться завет.

19 В те дни, когда не было царя у Израиля. См. 17,6.

левит. Этот человек был из колена, которое было избрано Богом для служения при Его Святилище.

наложницу. Наложницами обычно были рабыни, которые не пользовались правами законных жен (ср. 8,31 и 9,18).

19 поссорилась с ним. Или: «была неверна ему». Закон иудейский требовал побивать камнями виновных в супружеской неверности (Втор. 22,22). Но в то время, о котором здесь говорится, «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17,6; 21,25).

19:3–10 Гостеприимство тестя, столь характерное для древнего Востока, резко контрастирует с негостеприимным поведением вениаминитян в Гиве, о котором говорится далее.

19 к Иевусу, что ныне Иерусалим. См. 1,21 и ком.

19 не пойдем в город иноплеменников. Ирония в том, что левит и его наложница, отказавшись остановиться в городе иноплеменников, решили заночевать в Гиве Вениаминовой, где подверглись обхождению, сравнимому разве что с обычаями Содома и Гоморры (см. ком. к 19,1 21,25).

до Гивы. Город во владении колена Вениаминова, родина Саула (в 1Цар. 11,4 он назван Гивой Сауловой).

1920,48 Грех Гивы был подобен греху Содома и Гоморры (Быт. 19,1–13), и потому все сыны Вениаминовы должны были погибнуть. Обычаи соплеменников в конечном счете негативно сказалось на Сауле и его потомках.

19 сел на улице в городе. Таким способом путники показывали, что нуждаются в «доме для ночлега» (ст. 16–20).

19 один старик... с горы Ефремовой. В данном случае гостеприимство проявил иноплеменник.

19 к дому Господа. Т.е. к скинии в Силоме (18,31).

и никто не приглашает меня в дом. См. ст. 15 и ком.

19 на улице. См. ст. 15 и ком.

19 выведи человека. См. ком. к 19,1–21,25.

19 не делайте этого безумия. См. ст. 24.

19 вот у меня дочь девица, и у него наложница... не делайте этого безумия. См. ст. 23. В Книге Судей израилевых это предложение ефремлянина не оправдывается и не осуждается. Левит не упомянул об этом, когда рассказывал соотечественникам, что с ним приключилось (20,5; 19,14–28). Закон гостеприимства на древнем Востоке требовал от хозяина обеспечить гостю защиту, но подобное самопожертвование в нем не оговаривалось.

19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян (1Цар. 11,6–8). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно.

Глава 20

20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2).

20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями.

от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля.

пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком.

20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом.

20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25).

20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца.

20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество.

20 были левши. См. 3,15 и ком.

20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27).

кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1).

Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации.

20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

вопрошали. См. ст. 18,27,28.

с сынами Вениамина, брата моего. Примечательно, что при повторении того же вопроса, что был задан в ст. 18, теперь израильтяне добавляют «брата моего».

20 поразили их мечом. Израильтяне поступили с вениаминитянами так же, как с хананеями (1,8.17). Более того, конец вениаминитян был таким же, как и жителей Содома (см. ком. к 19,14 20,48).

Глава 21

21:1–25 Действия израильтян в этом последнем эпизоде Книги Судей следует оценивать, исходя из заключительного комментария: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (ст. 25). Израильтяне задавались вопросом, почему это несчастье случилось с ними (3,15; 6,13 и ком.). Как и Гедеон (6,13), они не получили ответа. Но контекст книги дает ответ, заключающийся в том, что Израиль согрешил и продолжал грешить (ст. 25). Вывод Книги Судей израилевых поэтому абсолютно закономерен: отсутствие праведного царя стало ключевой проблемой Израиля.

21 из Иависа Галаадского. Первые действия царя Саула были направлены на защиту Иависа Галаадского: поскольку он был вениаминитянином из Гивы, его родственницы могли находиться в числе тех женщин, что были захвачены в Иависе Галаадской (ст. 12).

21 Господь не сохранил целости колен Израилевых. Бог сделал это, дабы наказать вениаминитян за их грех.

21 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. См. ком. к 17,6. Заключение Книги Судей израилевых, как и ее начало (1,1), говорит о поразившем Израиль кризисе власти, ибо власти Божией народ не подчинялся, а гражданской не имел.


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle