Источник

Комментарии Женевской Библии на книгу Неемии

Введение

Автор

Книга Неемии непосредственно продолжает повествование Ездры.

См.: Книга Ездры. Введение: Автор.

Время и обстоятельства написания

См.: Книга Ездры. Введение: Время и обстоятельства написания.

Характерные особенности и темы

См.: Книга Ездры. Введение: Характерные особенности и темы.

Содержание

I. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен (1,1 7,3)

А. Возвращение Неемии в Иерусалим (1,1 2,10)

1. Приготовления к возвращению (1,1 2,8)

2. Возвращение (2,9.10)

Б. Восстановление городских стен (2,11 7,3)

1. Осмотр стен и предложение начать их восстановление (1,11–18)

2. Первая вспышка конфликта (2,19.20)

3. Начало восстановления (3,1–32)

4. Вторая вспышка конфликта (4,1–5)

5. Восстановление продолжается (4,6–23)

6. Внутренние проблемы, ставящие под угрозу восстановление стен (5,1–19)

7. Высшая точка конфликта (6,1–14)

8. Восстановление завершено (6,15)

9. Разрешение конфликта (6,16 7,3)

II. Возвращение изгнанных и восстановление народа израильского (7,4 –13,31)

А. Возвращение изгнанных (7,4–73)

1. Необходимость вновь заселить Иерусалим (7,4.5)

2. Перепись возвратившихся (7,5–73)

Б. Восстановление общества израильского (7,73 13,31)

1. Возобновление завета (7,73 10,39)

2. Освящение стен (11,1 12,47)

3. Преобразования Неемии (13,1–31)

Глава 1

12,10 Узнав о том, что стены Иерусалима в развалинах (1,1–3), Неемия, виночерпий царя Артаксеркса, оплакивает грехи Израиля (1,4–11), а затем обращается к царю за позволением отправиться в Иерусалим и отстроить городские стены. Царь уступает его просьбе (1,4–11). Неемия прибывает в Иерусалим с тем, чтобы отстроить городские стены, лежащие в руинах со времени разрушения их Навуходоносором в 586 г. до Р.Х.

1 Слова. Вероятно отсюда начинается повествование от имени Неемии (см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы).

Неемия. Это имя означает «Господь утешил».

В месяце Кислеве, в двадцатом году. Ноябрь-декабрь 446 г. до Р.Х., двадцатый год правления Артаксеркса I (2,1; Езд. 7,1)

в Сузах. Сузы место зимней резиденции персидских царей (см. ком. к Есф. 1,2).

1 Ханани. Сокращенная форма имени Хананий, означающего «Бог милостив». Некий Хананий, чиновник по делам иудеев, упоминается в Элефантинском папирусе, и он же, как некоторые считают, является братом Неемии (7,2).

об уцелевших. См. ком. к Ис. 1,9; Мих. 2,12; Езд. 1,4.

1 стена ... сожжены огнем. Можно предположить, что это явилось следствием событий, описанных в Езд. 4,7–23, но упоминание «ворот» дает основание более вероятной причиной считать разрушение города Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. (см. ком. к Ис. 58,12; 61,4; 64,10).

1 постился. Пост в данном случае является знаком печали (1Цар. 31,13), а также выражает смирение при обращении к Богу с просьбой (см. ком. к Езд. 8,21; Ис. 58,3).

Господи Боже небес. См. ком. к Езд. 1,2; Дан. 4,26.37.

1:5 В этом обращении Неемии удается выразить и трансцендентность Бога, и Его имманентность. Истинный Бог не только пребывает где-то высоко над своим народом, будучи «Богом небес» (см. ком. к 1,4), но и как Бог завета близок ему (см. ком. к Быт. 2,4).

милость. См. ком. к Езд. 7,28.

1 день и ночь. Имеется в виду молитва (1,11), последовавшая за четырьмя месяцами поста (см. ком. к 1,4; 2,1); ср. Нав. 1,8; Пс. 1,2.

исповедуюсь во грехах сынов Израилевых. См. ком. к Езд. 9,6.

1:7 В основе заключенного с Моисеем завета было следующее условие: Бог исполнит обетования Израиля, если тот будет соблюдать Его заповеди (1,5). Но Израиль нарушил заповеди и результатом было изгнание (см. ком. к Езд. 9,9).

1 помяни. Общеупотребительная форма обращения к Богу (Втор. 9,27; Иер. 14,21; Пс. 131,1).

1 соберу вас. Моисеев завет обещал восстановление остатка после изгнания (Втор. 30,1–5), согласно завету, заключенному с Авраамом (Втор. 4,25–31; см. ком. к Мих. 7,20).

водворить там имя Мое. Имя Божие это Сам Бог, раскрывающий Себя Своему народу и вступающий в общение с ним; место, где водворится имя Его, это место общения с Ним и поклонения Ему (см. ком. к Втор. 12,5).

1 искупил. Ср. Исх. 32,11; Мих. 6,4.

1 любящих благоговеть. Иначе: «бояться», «испытывать страх», что означает знать Его (Притч. 9,10), доверяться (Пс. 33,11.12) и повиноваться Ему (Притч. 8,13).

человека сего. Артаксеркса I.

виночерпием. В обязанности занимающего эту должность придворного входило отбирать вина для царского стола (2,1) и предупреждать возможные попытки отравления. Близость виночерпия к царю придавала ему вес и влиятельность при дворе.

Глава 2

2 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1,11.

царя Артаксеркса. См. ком. к Езд. 4,7.

Персидские цари эпохи восстановления, 559–404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2,1).

2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева (Притч. 16,14), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение (Езд. 4,21); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима.

2 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис. 12,7) главная тема повествования Ездры Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5,14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2,8).

2 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами.

письма. Письменное слово могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла.

2 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя.

благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли (Езд. 7,6).

2:9–10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10).

2 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля (4Цар. 17,24–41) свидетельствуют имена двух его сыновей Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь).

Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6,17.18; 13,4).

услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1,1 7,3 с постоянством рефрена (2,19; 4,1.7.15; 6,1.16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается.

им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2,20; ком. к Езд. 4,3.4).

27,3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня.

2:11–18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их.

2:11–16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры (Езд. 8,32). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же тайно.

2 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе.

2 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1,3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена (Езд. 4,7–23). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию.

построим стену. См. ком. к 2,5.

2 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2,7–9.

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд. 1,5).

2:19–20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям.

2 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком.

Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4,7.8).

2 Бог Небесный. См. ком. к 1,5.

благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1,11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех.

вам нет части. См. ком. к Езд. 4,3.

Глава 3

3:1–32 Неемия подчеркивает, что вся совокупность народа Божиего, а не только одни великие вожди, необходима для исполнения Божественного искупительного замысла (ср. Еф. 4,16).

3 Елияшив. Внук Иисуса, первосвященника во дни Зоровавеля (см. ком. к Езд. 2,2).

Овечьи ворота. Эти ворота находились на северо-восточном углу городских стен (ср. Ин. 5,2). Описание строительства в следующих стихах идет против часовой стрелки, до тех пор, когда снова упоминаются Овечьи ворота (ст. 32).

от башни... до башни. Эти башни находились на северном отрезке стены, т.е. на участке, наименее благоприятном для обороны.

3 Ворота Рыбные. Главный въезд в город с северной стороны (2Пар. 33,14; Соф. 1,10), которым, вероятно, и воспользовались купцы, упоминаемые в 13,16.

3 знатнейшие из них не наклонили шеи своей. Т.е. не все сыны Израиля откликнулись на творимое Богом через Неемию.

3 Старые ворота. Они располагались на северо-западном углу городских стен.

3 стены широкой. Эта стена была расположена с западной стороны города.

3 против дома своего. Иедаия, как и все прочие строители, работал на участке стены, ближайшем к своему дому.

3 башню Печную. Эта башня находилась на западной стене города.

3 он и дочери его. Свидетельство сверхординарного посвящения всего общества делу восстановления стен (см. ком. к 5,1 и 12,43).

3 Ворота Долины. Эти ворота были обращены на запад и выходили на долину Тира.

3 ворота Навозные. Располагались на юго-западном углу городских стен и выходили на долину Енном.

3 Ворота Источника. Эти ворота на юго-восточном углу стен выходили на Кедронскую долину.

города Давидова. Иерусалим, хотя и разрушенный, оставался тем самым городом, которому Давид назначил быть политической и религиозной столицей теократического государства.

3 в Офеле. Офел обыкновенно помещают на половине подъема от долины Кедрон к городу, южнее холма, на котором стоял храм. Правильнее было бы считать принадлежавшей к Офелу и южную часть собственно города (Сиона, города Давидова), спускавшуюся ниже Водяных ворот.

Водяных ворот. Расположенные примерно посередине восточной стены города, эти ворота выходили на долину Кедрон и на основной источник водоснабжения города Гион.

3 ворот Конских. Эти ворота располагались на северо-восточном участке стены.

3 восточных ворот. Ворота, следующие на север от Конских.

3 ворот Гаммифкад. Эти ворота помещались севернее Восточных и южнее Овечьих.

3 ворот Овечьих. Круг, по которому следовало описание, замкнулся (см. ком. к 3,1).

Глава 4

4:1–5 В ответ на продолжающиеся издевательства со стороны противников (ст. 1–3) Неемия призывает на них Божие возмездие (ст. 4,5).

4:1–3 Когда услышал Санаваллат. Конфликт между Израилем и языческими правителями разрастается (см. ком. к 2,10).

4:4–5 Это первая из трех молитв о возмездии (6,14; 13,29), призывающих на врагов Израиля и Господа Божий суд (ср. Пс. 78,12; 93,1–3; 136,7–9); этот суд является прообразом Судного дня.

4:7–14 Угроза вооруженного нападения со стороны противников Израиля заставляет иудеев выставить стражу.

4:7–8 Когда услышал Санаваллат. К врагам Израиля добавились еще и азотяне; теперь Неемия со всех сторон окружен врагами, так как Азот находился к западу от Иерусалима (см. ком. к 2,19).

4 ослабела сила... мусору много. Речь идет об охватившем строителей унынии и потере уверенности в собственных силах.

4 А неприятели наши говорили. Неприятелям в конце концов удалось запугать строителей.

4 раз десять. Десять символическое число. Народ все более осознает нависшую над ним угрозу.

4 поставил. Прежде всего Неемия выставил дополнительную стражу в наиболее уязвимых для нападения местах. Иудеи в первый раз взяли в руки оружие.

4 великого и страшного. Ср. Мф. 6,13; 1Тим. 1,17; Откр. 4,10.

4:15–23 Восстановление стен продолжается, но при этом половина людей теперь работает, половина стоит на страже.

4 разорил Бог. В Езд. 4,5.24 враги разрушали замысел строительства храма; теперь же Бог разрушает их замысел воспрепятствовать восстановлению стен.

все мы возвратились к стене. Выставив дополнительную стражу, Неемия помог людям преодолеть уныние и воодушевил их на продолжение работы.

4 копья... латы. К оружию, упоминавшемуся в ст. 13, добавились щит и латы.

4 носившие тяжести... держали копье. Точнее: «держали оружие». У носильщиков одна рука оставалась свободной для того, чтобы держать оружие.

4 Каждый из строивших препоясан был мечом. В ожидании нападения неприятеля каждый строитель был вооружен.

4 до появления звезд. Эти слова свидетельствуют о том, сколь возросла решимость закончить строительство стен; обычно же работу прерывали с заходом солнца.

Глава 5

5:1–19 От темы противостояния строителей стены внешнему неприятелю Неемия обращается к проблемам внутреннего порядка: Иудея в это время прервала торговые отношения с соседними народами и, что более важно, из-за строительных работ меньше выращивала хлеба, так как земледельцы находились в Иерусалиме (4,22); природные условия также способствовали наступлению голода (ст. 3); и кроме того, прежние правители облагали народ непосильными податями (5,15). В результате у одних не было денег на покупку хлеба (ст. 2), другие, чтобы прокормить семью, заложили все свое имущество (ст. 3), третьи же вынуждены были брать деньги взаймы для уплаты податей персидскому царю (ст. 4). Ростовщики, взимавшие, по-видимому, чрезмерные проценты, еще более усугубили тяжесть положения. Многим, не имевшим возможности расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство своих детей (ст. 5). Нарушилось равновесие между экономическим и общественным укладами в обществе.

5 у жен. В книгах Ездры и Неемии женщины не выступают на передний план повествования; упоминание о них подчеркивает катастрофичность положения (см. ком. к 3,12; 12,43).

на братьев своих Иудеев. Источник конфликта внутри самой общины.

5 Были такие... желали бы доставать хлеб. Здесь речь, вероятно, идет о тех, у кого не было своей земли. Бесплатная работа на восстановлении стен не позволяла им купить хлеба на пропитание своих семей.

5 Были и такие... чтобы достать хлеба. Речь, очевидно, идет о землевладельцах, из-за работы на городских стенах забросивших поля и теперь вынужденных покупать хлеб. Но необходимых для этого денег у них не было, и в результате оставалось закладывать имущество.

голода. Голод обычно служит знаком Божиего гнева (Втор. 11,16.17; 1Пар. 21,12; Агг. 1,7–11). Возможно, в данном случае голод означал Божие наказание неправедным вождям народа Иудеи.

5 Были и такие... на подать царю. Речь идет о землевладельцах, которые во время строительства не получали дохода, необходимого на уплату подати персидскому царю, поэтому им приходилось брать взаймы.

5:5 Этот стих, по-видимому, относится ко всем трем вышеперечисленным группам.

в рабы. Согласно Лев. 25,39–43, человек, обеднев, мог продать себя вместе с семьей в рабство соплеменнику с тем, чтобы со временем восстановить свой прежний статус; при этом с ним надлежало обращаться не как с рабом, а как с наемным работником. Во времена Неемии допускалось двойное отступление от этого предписания: 1) продавались только дети, т.е. нарушалось единство семьи, и 2) с этими детьми обращались как с рабами.

5 строго выговорил знатнейшим. Со стороны Неемии это был смелый поступок.

берете лихву. Закон запрещал не только брать высокий процент с одалживаемых денег, но и вообще ростовщичество (Исх. 22,25–27; Лев. 25,36; Втор. 23,20).

5 И я также, братья мои. Судя по всему, Неемия тоже давал деньги в рост (1,6.7).

оставим им долг сей. Призыв Неемии относился и к нему самому.

5 хлеба, и вина, и масла. Эти три продукта всегда перечисляются именно в таком порядке, что отражает последовательность сельскохозяйственных работ: сначала собирали урожай хлеба, затем винограда, и, наконец, олив.

5 дать клятву. Этой клятвой заверяется решимость вернуться к соблюдению Моисеева завета в том, что касается рабства за долги.

5 пусть вытряхнет Бог. Возобновление завета часто сопровождалось обещанием наказания тем, кто отныне нарушит свое слово (ср. Иер. 34,8–22).

аминь. Народ, произнеся это слово, присоединился к клятве; обещанное было им исполнено. Бог таким образом во второй раз через Неемию отвел опасность, грозившую прервать строительство.

5 от двадцатого года до тридцать второго года. Т.е. с 445 по 433 г. до Р.Х. Эти двенадцать лет первый срок пребывания Неемии в Иерусалиме в качестве областеначальника; по истечении двенадцати лет он был отозван к персидскому двору (13,6.7), после чего снова вернулся в Иерусалим. Продолжительность второго пребывания Неемии в Иерусалиме неизвестна.

хлеба областеначальнического. Областеначальник имел право облагать народ податью в свою пользу; Неемия, заботясь о благе народа, отказался от такого права (5,18; ср. 1Кор. 9,4.12; 2Фес. 3,8.9).

5 прежние областеначальники... отягощали народ. Среди прежних областеначальников названы Шешбацар (Езд. 5,14) и Зоровавель (Агг. 1,1), но, видимо, здесь имеются в виду не они, поскольку их правление предшествовало правлению Неемии почти на столетие. Речь идет о тех, кто был областеначальником непосредственно перед Неемией и своей политикой породил трудности, которые ему пришлось преодолевать (см. ком. к 5,1–13).

по страху Божию. См. ком. к 1,11.

5:16 Неемия стал областеначальником не для собственного возвышения, а для исполнения служения, ради которого он и отправился в Иерусалим (2,5).

5 бывало за столом у меня. Согласно персидскому обычаю, Неемия, будучи областеначальником, должен был принимать у себя подчиненных ему чиновников, а также высоких чужестранных гостей.

5 на один день. Обладая значительным богатством, Неемия был человеком весьма щедрым: перечисленной здесь еды хватило бы человек на семьсот.

5 Помяни... во благо мне. Молитвенное обращение «помяни» встречается во второй раз (см. ком. к 1,8). Это первая из четырех просьб Неемии помянуть его и его дела (13,14.22.31).

Глава 6

6:1–14 Новые попытки врагов Израиля запугать Неемию и лишить его народного доверия оканчиваются неудачей.

6 дошло до слуха Санаваллата. Напряженность конфликта постепенно нараставшая, теперь достигла своей высшей точки, поскольку стены уже фактически отстроены. На этом завершающем этапе враги пытались убить Неемию (ст. 2–4), запугать его (ст. 5–9), лишить его доверия в глазах народа (ст. 10–13).

6 Оно. Равнина Оно расположена на северо-западной окраине Иудеи. Это место самое удаленное от Иерусалима.

сделать мне зло. Эту фразу можно понимать и в том смысле, что на равнине Оно враги хотели убить Неемию (ст. 10), и в том, что намеревались оклеветать его, обвинив в организации восстания против Персии.

6 дело остановилось бы. Неемия понял, то попытки вызвать его из города преследуют цель остановить строительные работы.

6 Четыре раза. Стороны проявляют особую настойчивость, так как конфликт достиг своей высшей точки.

6 открытое письмо. Обычно письма посылались запечатанными. Не запечатав письма, Санаваллат пожелал предать его содержание огласке, благодаря которой восстановление стен могло бы быть остановлено.

6:6–7 Изложенные здесь обвинения, вероятно, были небезосновательны, поскольку, городские стены восстанавливались; в истории Иудеи действительно были случаи восстаний против иноземных правителей; Неемия был известен как руководитель, преданный делу восстановления своей родины.

6 стращали нас... не состоится. Это письмо преследовало две цели: во-первых, запугать Неемию и, во-вторых, остановить строительство.

я тем более укрепил руки мои. Эта фраза на древнееврейском языке подразумевала молитвенное обращение к Богу (1,4).

6 Шемаии. Он, вероятно, был священником и пророком (ст. 12), что давало ему право входить в храм.

пойдем в дом Божий. После этих слов преследуемая Шемаией цель становится очевидной. Неемия имел право искать убежища у жертвенника во дворе храма (Исх. 21,12–14), но в сам храм он, не будучи священником, не имел права входить (Чис. 18,7). Неемия понял намерение Шемаии (ст. 13).

6 может ли бежать... человек..? Еще один пример мужества Неемии (см. ком. к 5,7).

6 Я знал. Исполнение совета Шемаии нарушило бы закон, поэтому Неемия понял, что Шемаия ложный пророк (см. ком. к 5,7).

6 устрашился... имели... худое мнение. Замысел врагов состоял в том, чтобы запугать Неемию и толкнуть его на греховный поступок, что повлекло бы за собой прекращение работ по восстановлению городских стен.

6 Помяни. Третья молитва, в которой звучит «помяни» (см. ком. к 5,19), и вторая молитва о возмездии (см. ком. к 4,4.5), поскольку Неемия призывает Бога «помянуть» своих врагов для осуждения их.

6 Стена была совершена. Шестая и последняя попытка остановить работы по восстановлению стен провалилась.

Елула. Август-сентябрь 445 г. до Р.Х.

67,3 Хотя противодействия строительству стен прекратились с его завершением (ст. 16), попытки запугать Неемию продолжались (6,17–19). Неемия принимает меры по защите ворот города, дабы предотвратить возможную агрессию со стороны врагов Израиля (7,1–3).

6 Когда услышали об этом все неприятели наши. Исходя из этих слов, можно было бы предположить, что враги предпримут следующий шаг в развитии конфликта; они же, напротив, прекращают попытки воспрепятствовать восстановительным работам.

6:17–19 Если до сих пор оставалось неясным, каким же образом Неемии становились известны замыслы его врагов (ср. 6,2), а врагам Неемии его планы (ср. 4,15), то теперь очевидно, что взаимообмен сведениями шел благодаря родственным связям Товии с теми, кто принимал участие в восстановлении стен.

6 Мешуллама. См. 3,4.30; 13,4.

Глава 7

7:1–3 Восстановление стен окончено, и враги уже ничего не могут поделать. Но их враждебность может вылиться в какие-то иные формы, так что Неемии приходится принимать меры по защите города.

7 вставил двери. Факт, свидетельствующий о завершении строительства стен.

7 приказал. Забота об обороне города возлагается на двух начальников.

Хананию. См. ком. к 1,2.

богобоязненный. См. ком. к 1,11.

7:3 Перед всеми воротами города была выставлена ночная стража.

доколе не обогреет солнце. Обычно городские ворота отворялись на заре; то, что теперь они должны отворяться позже, свидетельствует об особых мерах предосторожности.

713,31 Последняя часть Ездры-Неемии повествует о воссоздании израильского общества как одной из форм восстановления «дома Божия» (ср. Чис. 12,7).

7–73 Видя, что Иерусалиму предстоит быть вновь заселенным, Неемия находит в родословной переписи уже прежде возвратившихся из изгнания (ст. 5–73).

7:4–5 Поскольку Иерусалим малонаселен, Неемии приходится заботиться о новом его заселении.

7 положил мне Бог мой на сердце. См. ком. к 2,8.

чтобы сделать перепись. Значение этой переписи для нового заселения Иерусалима становится ясной из 11,1.2.

7:5–73 Неемия определяет, насколько тот или иной кандидат достоин пополнить собой население города, справляясь в родословной переписи о возвратившихся из изгнания (ср. Езд. 2).

7 родословную перепись тех, которые сначала пришли. См. ком. к Езд. 2,1–70. Повторение перечня тех, кто вернулся в Иерусалим из Вавилона, подчеркивает преемственность поколений (см. ком. к Езд. 3,12.13).

713,31 В результате того, что Израиль возобновляет завет с Богом (7,73 –10,39), освящает стены города (11,1 12,47) и соблюдает предписания закона (13,1–31), возрождается сам народ завета.

710,39 Ездра и левиты читают народу закон Моисея и обучают его этому закону (7,73 8,18), благодаря чему Израиль, исповедовавшись в своих грехах (9,1–37) и присоединившись к клятве (9,38 10,39), возобновляет завет с Богом.

Глава 8

8 в первый день седьмого месяца. В это время отмечался праздник Труб («день трубного звука»; Чис. 29,1–6). В данном случае день Трубного звука непосредственно переходил в праздник Кущей.

мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать. Перечисленные здесь категории населения (см. также ст. 3) соответствуют тем, которым во Втор. 31,10–13 предписывается присутствовать при чтении закона в праздник Кущей.

8 читал из него на площади. О публичном чтении закона при заключении или возобновлении завета см. Исх. 24,7; Втор. 11,29; Нав. 8,30–35; 4Цар. 23,1–3.

8 поднимая вверх руки свои. Этот жест означает хвалу Господу (ср. Пс. 62,4).

аминь, аминь. Этими словами народ выражает свою сопричастность произнесенной Ездрой хвале Богу.

поклонялись и повергались. Букв.: «преклонить колена» и «повергаться ниц».

8:7–8 Закон не просто читался, но и разъяснялся, дабы народ правильно его усвоил. Согласно учению о Священном Писании, все необходимое для спасения с очевидностью выражено в Библии, что, однако, не исключает необходимости толкования его людьми, особенно в этой области сведущими (Езд. 7,6–10).

8 Неемия... Ездра... левиты. В честь такого случая между всеми руководителями народа установилось согласие.

день сей свят... не печальтесь. Призыв объясняется не тем, что печаль несовместима со святостью того или иного дня (Лев. 23,26–32; Ис. 6,3–5), а тем, что праздник Кущей специально определен как дни радости и веселья (Лев. 23,40; Втор. 16,13–15).

8 у кого ничего не приготовлено. Т.е. имущие должны поделиться с неимущими (ср. Пс. 21,26; 1Кор. 11,17–34).

8 жили в кущах. Это делалось в воспоминание о жизни в пустыне после вызволения из египетского рабства и перед вхождением в землю обетованную (Лев. 23,42.43).

в седьмом месяце, в праздник. Т.е. в праздник Кущей (Лев. 23,37–40).

Глава 9

9 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8,1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3).

9 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд. 9,7.

9 закона Господа Бога. См. 8,1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу.

9:5–37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7–12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13–31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32–37), предшествовавшие возобновлению завета (9,38 10,39 и ком.).

9:7–8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт., гл. 12; 22).

9 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт., гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ.

Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности (Быт. 15,9–21; Втор. 9,4–6).

9:9–12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх., гл. 1–19).

9 Ты увидел бедствие. См. Исх. 3,7.

9 знамения и чудеса. См. Исх., гл. 5–12.

9 Ты рассек ... море. См. Исх. 14,10–31.

9 Ты вел их. См. Исх. 13,21.

9:13–21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне.

9 на гору Синай. См. Исх. 20.

дал им суды справедливые... заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость (Пс. 118,5–16; Рим. 7,12).

9 субботу. Требование соблюдать субботу краеугольный камень закона (Ис. 56,2.4.6; Иез., гл. 20–23).

9 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16.

воду из камня. См. Исх., гл. 17.

подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму (Исх. 6,8).

9:16–17 Первое исповедание в грехах.

9 поставили над собою вождя. См. Чис. 14,1–4. Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15).

9 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх., гл. 32.

9:19–21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7,8).

9 Сорок лет. См. Втор. 8,4.

9:22–28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей.

9:22–25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7,8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую.

9 землею Сигона... землею Ога. См. Чис. 21,21–35.

9 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму (Быт. 15,4.5).

9 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.

9:26–28 На верность Бога Своим обетованиям Израиль ответил отступничеством во дни судей израильских. См. Суд. 2,10–19.

9 по великому милосердию ... многократно. «Когда умножался грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5,20).

9:29–31 Благодарение Богу продолжается воспоминанием о Его долготерпении во времена царей.

9 которыми жил бы человек, если бы исполнял их. С заключением Моисеева завета людям за послушание ему была обещана жизнь (Лев. 18,5; Рим. 7,10; 10,5).

9 завет и милость. Имеется в виду завет с Авраамом (Втор. 7,7–9).

да не будет малым... страдание. Этими словами Бог призывается совершить то, что Он уже совершал прежде, т.е. увидеть тяжесть положения Его народа и прийти ему на помощь.

царей Ассирийских. Здесь имеются в виду новоассирийские цари, правившие с конца X в. до Р.Х., которым в конце VII в. пришли на смену цари вавилонские, в свою очередь, в середине VI в. уступившие власть царям персидским.

9 Ты праведен. Наказания, постигавшие Израиль в течение всей его истории, находились в полном соответствии с принципом Божественной справедливости, на котором основывается завет с Моисеем (см. ком. к Езд. 9,9).

9:34–35 Вожди Израиля несут самую тяжелую ответственность за беззаконие.

9 мы ныне рабы. См. ком. к Езд. 9,9.

9 мы в великом стеснении. Здесь подразумевается просьба о помощи (см. ком. к ст. 32).

9–10,39 Народ не только молит Бога о помощи, но возобновляет обязательство следовать предписаниям Моисеева завета. Прежде этот завет был уже не раз возобновляем после периодов отступничества (Исх., гл. 34; 1 Цар., гл. 12; 4 Цар., гл. 23).

9 твердое обязательство. Иначе: «завет».

подписываем. Письменное слово является могучим средством, используемым Богом во исполнение Своего искупительного замысла.

Глава 10

10:1–27 Перечисляются предводители народа, возобновившие завет. На первый взгляд странным кажется отсутствие имени Ездры. Его задача успешно выполнена народ сам, без его участия, читает закон и все понимает.

10 Приложившие печати. Фигурирующие в этом перечне люди по большей части неизвестны, следовательно, не только выдающиеся вожди, а весь народ Божий, как единое целое, необходим для исполнения Божественного искупительного замысла.

10:28–29 Остальные из возобновивших завет называются не по именам, а в составе соответствующих общественных групп.

10 вступили в обязательство с клятвою и проклятием. То, что клятва произносится народом, указывает на отличие Моисеева завета от завета, заключенного с Авраамом, при котором клятвенные обещания давал Бог (9,15; ком. к Езд. 10,5).

по закону Божию. См. ком. к 8,1.

10:30–39 Излагаются условия, соблюдение которых со стороны Израиля необходимо для сохранения завета.

10 не отдавать дочерей своих. См. Исх. 34,15.16; Втор. 7,3.4. Браки с выходцами из не знавших завета народов на всем протяжении истории Израиля представляли собой серьезную проблему (ком. к Езд. 4,3).

10 в субботу. См. Исх. 20,8–11; Втор. 5,12–15, а также ком. к 9,14.

в седьмой год. См. Исх. 23,10.11; Лев. 25,1–7.

10 по трети сикля. Исх. 30,13.14 предписывает давать на нужды храма по половине сикля в год; разница, по всей вероятности, объясняется тем, что при персидском владычестве действовала иная денежная система.

10 хлебы. См. Лев. 24,5.6.

предложения. См. Лев., гл. 1–7.

10:34–36 Излагаются обязательства священников и левитов.

10 начатки. См. Втор. 26,1–11.

10 первенцев. См. Исх. 22,29.30.

10:37–39 Заканчивается перечисление обязательств, возлагаемых на весь народ.

10 десятину. См. Лев. 27,30–33.

10 не оставим дома Бога нашего. Восстановление дома Божиего одна из основных тем Ездры-Неемии.

Глава 11

1112,47 Иерусалим вновь заселен жителями окрестных городов (11,1–36), стены города освящены (12,27–43). В 12,1–26 перечень священников и левитов приводится для того, чтобы показать, то те, кто производил освящение стен, имел право это делать. Согласно требованию закона, Израиль предпринимает меры по снабжению священников и левитов всем необходимым (12,44–47).

11 бросили жребии. См. 10,30–39 (ср. ст. 34).

одна из десяти частей. Заселение Иерусалима десятой частью народа первый шаг в деле попечения о доме Божием.

святой город. Это словосочетание, помимо данного места, встречается только в 11,18; Ис. 48,2; 52,1. Святость имеет свойство распространяться от святых сосудов (Езд. 1,7; ср. 8,28) на священников (Езд. 8,28), на народ (Езд. 9,2), на место святыни или святилище (Езд. 9,8), на ворота (3,1), на субботу (9,14) таким образом, что в конце концов весь город оказывается святым, т.е. тем «домом Божиим», который повелел построить Бог (Езд. 1,2 и ком.). Теперь, когда возведение «дома Божиего» завершено, можно приступать к освящению стен (12,27–43).

11 добровольно согласились. Здесь, по всей вероятности, речь идет не о какой-то иной, помимо отобранной по жребию группе переселенцев, но о том, что те, на кого пал жребий, подчинились с радостью и воодушевлением.

11:4–9 сыновей Иуды... сыновья Вениамина. См. ком. к Езд. 1,5.

11 от царя. Имеется в виду либо Давид (12,24; 1Пар. 25), либо Артаксеркс (Езд. 7,21–24).

11:25–36 В этом перечне фигурируют те, кто поселился в окрестностях Иерусалима. Ср. Езд. 2,21–35.

Глава 12

12:1–26 Перечень множества священников и левитов предшествует рассказу об освящении стен (см. 12,27–43).

12:1–10 Этот перечень священников и левитов, которые возвратились при Зоровавеле, соединяет книги Неемии и Ездры, объединяя их в единое целое.

12 с Зоровавелем... с Иисусом. См. ком. к Езд. 2,2.

Ездра. Ездра называется в общем ряду, поскольку он возвратился в Иерусалим только через восемьдесят лет после Зоровавеля (см. ком. к Езд. 7,6).

12 Елиашива. См. 3,1 и ком.

12:12–21 В перечне священников и левитов, бывших во времена Иоакима, сына Иисуса, первосвященника в период первого возвращения, главы родов называются в точном соответствии со ст. 1–7, за тем исключением, что в нем опущено имя Хаттуша (ст. 2), а имена Рехум (ст. 2) и Миямин (ст. 5) изменены соответственно на Харим (ст. 15) и Миниамин (ст. 17).

12:22–26 Перечень глав левитских родов.

12 Дария Персидского. Это может быть либо Дарий II (423–404 гг. до Р.Х.), либо Дарий III (336–331 гг. до Р.Х.).

12:27–43 Освящаются в первую очередь стены, но вместе с ними также и весь «дом Божий» (храм, народ, город), возведение которого уже завершено.

12:27–30 Освящению стен предшествуют необходимые приготовления.

12 потребовали левитов. Освящение не могло состояться без левитов. См. 12,1–26.

12 собрались сыновья певцов. См. 11,22.23.

12 очистились. Церемониальное очищение было средством воспитания стремления к внутренней чистоте (Лев. 16,30).

12:31–39 Движение этой грандиозной процессии началось, видимо, от ворот Долины (2,13.15; 3,13). Одна часть ее (ст. 31–37), ведомая Ездрой (ст. 36), двигалась против часовой стрелки и, прежде чем пройти к храму, миновала Навозные ворота (ст. 31), ворота Источника (ст. 37) и Водяные ворота (ст. 37). Другая же ее часть, к которой примкнул Неемия (ст. 38), пошла по часовой стрелке, следуя вдоль северозападных и северных стен.

12:40–43 Процессии сошлись у храма (ст. 40), перед которым народ пел (ст. 42), приносил жертвы и веселился (ст. 43).

12 Бог дал им великую радость. Народ веселился оттого, что это было угодно его всемогущему Богу.

12:44–47 О том, как народ исполняет обязательства (10,30–39), см. 11,1 и ком. Ср. 12,44–47.

12 приношений начатков и десятин. См. 10,34–37.

12 по установлению Давида... Соломона. См. 1Пар. 25; 2Пар. 8,14.

12 Все Израильтяне. См. ком. к 10,1.

Глава 13

13:1–31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13,1–3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13,4–14), начинает снова соблюдать субботу (13,15–22) и отвергает смешанные браки (13,23–31).

13:1–3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10,28.29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13,23–31).

13 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4–6).

13 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10,1–27).

отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10,28.29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд. 4,3).

13–14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10,39), нарушено (13,11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10,37–39; 13,8.10). Такое положение дел должно быть исправлено.

13 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3,1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.

комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10,37–39.

Товии. См. ком. к 2,10.

13 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10,39), забота о доме Бога была забыта.

13 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5,14.

Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд. 5,13).

13 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13.

13 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей (Чис. 18,20–24; Втор. 14,29; 18,1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор. 18,8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд. 8,15–20). См. Мал. 2,17; 3,13–15.

13 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7.

оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39).

13 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37.

13 верными. См. Деян. 6,1–5 и 1Кор. 8,16–21.

13 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19).

13:15–22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14).

13 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его.

13 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10,31.

13 я сделал выговор. См. 10,31 и ком.

13 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф. 4,16), а иногда от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.

13 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).

13 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).

13:23–30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено.

13 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3).

Азотянок. См. ком. к 4,7.8.

Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36–38.

13 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.

рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд. 9,3; ср. Ис. 50,6).

чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд. 10,3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких

13 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: «Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы».

13 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев. 21,14), и к тому же, Санаваллат враг иудеев (2,19; 4,1; 6,1).

13 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4,4.5).

13 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10,34).

Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12,27–47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10,30–39). Заключительная часть дает понять, что «дом Бога», о котором говорится в Езд. 1,2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу «дома Бога» предстоит стать реальностью во Христе (Евр. 3,1–6; Еф. 2,21.22; 4,16).


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle