Источник

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Амоса

Введение

Автор

Пророк Амос был уроженцем Фекои (1,1) небольшого городка, принадлежавшего колену Иудину и лежавшего приблизительно в 15–16 км к югу от Иерусалима и в 10 км от Вифлеема. Здесь он пас стада (1,1), разводил скот, собирал сикоморы (7,14). Амос, несомненно, знал историю своего и других народов (1,3 2,3), многочисленные ссылки на завет Божий свидетельствуют о хорошем знании закона. Именно его Всевышний Господь призвал к пророческому служению, которое проходило главным образом в Израильском царстве (7,15), хотя его пророчества обличали и грехи иудеев (2,4.5; ср. 9,11).

Время и обстоятельства написания

Пророческое служение Амоса пришлось на годы правления Озии, царя иудейского (792–740 гг. до Р.Х.), и Иеровоама II, царя израильского (793–753 гг. до Р.Х.). Во время царствования Иеровоама, когда между Иудеей и Израилем сохранялся мир, были восстановлены границы Израиля в соответствии с пророчеством Ионы, сына Амафиина (4Цар. 14,25). Царство процветало. Израиль не сталкивался с серьезной угрозой вторжения ассирийских войск на протяжении почти сорока лет.

При Феглаффелласаре III (745–727 гг. до Р.Х.) Ассирия усилилась и расширила свои территории на западе и востоке. Иудея вскоре превратилась в ее вассальное государство, а Дамасское государство, расположенное между Израилем и Ассирией, вошло в состав Ассирийской империи (4Цар. 16,7–9).

Феглаффелласара III сменил на троне его сын Салманассар V (727–722 гг. до Р.Х.), продолживший экспансионистскую политику отца и вынудивший израильского царя Осию заключить с ним вассальный договор (4Цар. 17,3). Однако Осия восстал против таких условий и обратился за помощью к Египту (4Цар. 17,4). Помощь, конечно же, не пришла, Салманассар осадил Самарию, и спустя три года столица Израиля пала (722 г. до Р.Х.), а государство Израиль перестало существовать (4Цар. 17,5.6).

Характерные особенности и темы

Возможно, предсказания Амоса, составившие эту книгу, были сделаны им в Самарии и Вефиле. Не подлежит сомнению только то, что пророческое служение привело его в Вефиль (7,10–17). В отличие от предсказаний более ранних пророков предсказания Амоса сохранились в письменном виде, как и труды его современников Исаии и Осии.

Как и все пророки, Амос подвергает критике идолопоклонство и социальную несправедливость, столь характерные для Израильского царства. Ложная религиозность народа, при которой принималась лишь внешняя сторона религии, стала нормой. При этом израильтяне не только старались сохранить требования закона относительно ритуала, но даже усложнили их (4,4.5). Идолопоклонство было таким же обычным явлением (4Цар. 17,14–17; Ам. 5,26), как царившие повсюду жестокость, насилие и несправедливость (2,6–8; 4,1).

Для пророка Амоса Бог это именно Тот Бог-Творец, Который создал человека по Своему образу и подобию. Он -Господь, и нет никаких других богов. Как Творец Бог является верховным и единоличным Господом всего созданного Им мира (4,13; 5,8; 9,5.6). Он в силах по Своему волеизъявлению возвысить один народ над другим (1,3 2,3). Он также является Судьею над принявшим завет народом Израиля, оставляя за Собой право воздвигнуть против израильтян другой народ (6,14). Но, несмотря на все это, Он остается любящим Богом, Который прежде всего желает, чтобы люди «взыскивали Его и были живы» (5,4; ср. 1Тим. 2,3.4).

Господь посылал предостережения Израилю в виде голода, засухи, различных бедствий и военных поражений, но Его народ отказывался видеть в этом руку Божию (4,6–11). Божия кара не могла не последовать (4,12 5,20), и прообраз ее нашел отражение в пророчествах, предвещавших массовое разорение и изгнание. Только Господь подвергает наказанию тех, кого любит. Отдаленное будущее Его народа предстает в заключительной части книги, рисующей новое царство, которое станет царством мира и социальной справедливости (9,13–15).

Содержание

I. Введение (1,1.2)

II. Пророчество о суде Господнем (1,3 2,16):

А. Суд над врагами Израиля (1,3 2,3)

Б. Суд над Иудеею и Израилем (2,4–16)

III. Слово Господа на сынов Израиля (3,1 6,14)

А. Господь изрекает слово на сынов Израиля (3,1–15)

1. Исторические предпосылки и изречение пророчества (3,1–8)

2. Господь призывает в свидетели язычников (3,9.10)

3. Суд оглашен (3,11–15)

Б. Суд над народом Израиля (4,1–13)

1. Господь обвиняет в совершении грехов (4,1–5)

2. Напоминание о прошлых предостережениях (4,6–11)

3. Отождествление Господа со Судьею (4,13)

В. Плач Амоса о доме Израилевом (5,1–17)

1. Введение (5,1.2)

2. Предостережения и обвинения (5,3–17)

Г. Пророчество о скорбях и несчастьях, ожидающих Израиль за поклонение разным богам (5,18–27)

Д. Пророчество о скорбях и несчастьях, ожидающих Израиль из-за его беспечности (6,1–7) Е. Приговор против высокомерия и неправедности (6,8–14)

IV. Видения кар Божиих (7,1 9,10)

А. Господь отводит суд (7,1–6)

1. Видение саранчи (7,1–3)

2. Видение огня (7,4–6)

Б. Суд свершится (7,7 8,14)

1. Видение свинцового отвеса (7,7–9)

2. Автобиографический эпизод (7,10–17)

3. Видение корзины со спелыми плодами (8,1–14)

В. Видение Господа, стоящего над жертвенником (9,1–10)

1. Собственно видение (9,1–4)

2. Отождествление Господа со Судьею (9,5.6)

3. Суд свершится (9,7–10)

V. Восстановление и благословение Израиля (9,11–15)

А. Восстановление династии Давида (9,11.12)

Б. Господь благословляет изобилие и богатство (9,13–15)

Глава 1

1 Слова Амоса. Характерно, что именно Амоса как пророка Господь избрал для того, чтобы сообщить народу Израиля Свое решение покарать его.

пастухов. Те, кто пас овец особой породы, известной своей необычайно тонкой шерстью. Царь Моавитский, в частности, был одним из тех, кто владел такими овцами (4Цар. 3,4).

Фекойских. Фекоя это небольшое селение приблизительно в 10–15 км южнее Иерусалима и в 10 км от Вифлеема. Обильные пастбища привлекали сюда множество пастухов с их стадами.

землетрясением. Это событие запечатлелось в народной памяти, и хотя произошло оно в сейсмически активном районе, было воспринято как акт божественного наказания (ср. Зах. 14,5).

1 Господь. Евр.: «Яхве» собственное имя Бога, что означает «Я есмь Сущий» (ср. Исх. 3,14).

возгремит. Точнее: «агрессивно возгремит». Ср. 1Цар. 17,34–37.

с Сиона... Иерусалима. Господь установил Свой храм в Сионе. Из этого царского чертога Великий Царь громоподобно возвещал Свою волю (Иоил. 3,16; ср. Иер. 25,30).

пастухов... иссохнет. Кара Господня поразит всю землю от пастбищ до покрытой лесами вершины Кармила, достигнет садов и виноградников. О наслании на Израиль засухи за упорство и непослушание см. Лев. 26,19; Втор. 28,22–24.

12,16 Это первая серия предсказаний, направленных против шести языческих народов: сирийцев (1,3–5), филистимлян (1,6–8), финикийцев (1,9.10), идумеев (1,11.12), аммонитян (1,13–15) и моавитян (2,1–3); затем по иронии следуют иудеи (2,4.5) и, наконец, сами израильтяне (2,6–16).

1:3–5 Предсказание суда Божиего над Арамом.

1 за три преступления... и за четыре. Смысл этих слов не следует понимать буквально. Скорее они указывают на умножившиеся «преступления» в данном случае Дамаска.

Дамаска. Столица Сирии. Давид поразил сирийцев и поставил там свои охранные войска (2Цар. 8,6). Во время правления Соломона (3Цар. 11,23–25) город бы освобожден Разоном, который стал новым царем.

железными молотилами. Зерно обмолачивалось путем прокатывания по нему деревянной доски с зубьями или штырями из железа или базальта, вделанными в донную часть. Погонщик управлял упряжкой волов стоя на молотилах. Сирийцы обвиняются в том, что подобным образом они обошлись с Галаадом (ср. 4Цар. 13,7: «Истреби их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание»).

1 И пошлю огонь... и пожрет он чертоги. Ср. 1,7.10.12.14; 2,2.5. У древних народов Ближнего Востока огонь считался орудием кары Божией. В помраченном сознании язычников отразилась истина, открытая в Писании, что истинный Бог будет карать огнем.

Азаила. Царь Дамаска (ок. 842–796 гг. до Р.Х.). Основал династию в Сирии, как это предсказывал Елисей (4Цар. 8,7–15).

чертоги. Возможно, под этим словом подразумевались крепости, подобные тем, что строили для себя представители аристократических родов.

Венадада. Общий титул царей сирийских, как, например, «фараон», был общим титулом царей Египта. Здесь речь идет о третьем царе, носившем этот титул.

1 сокрушу. Букв.: «обрезать, отсекать». Этот глагол, часто используемый при описании военных действий, означает уничтожение, истребление (напр., Нав. 23,4; Суд. 4,24; Ис. 10,7).

долины Авен. Букв.: «долина злодеяний, идолопоклонства». Возможно, ее название указывает на древний сирийский город Илиополь, называемый еще Баальбеком, лежавший в Ливанской долине (в настоящее время Эль-Бакаа) в ста километрах севернее Дана. По-видимому, там находился центр поклонения божеству солнца.

дома Еденова. Вероятно, это был район, удаленный от Дамаска примерно на 320 км к северо-востоку (не путать с Едемом в Быт. 2,8), в котором правил царь, находившийся в вассальной зависимости от сирийского престола. Суть параллелизма между долиной Авен и Бет-Еденом состоит в том, чтобы показать, что погибель ожидает не только сам Дамаск, но и подчиненные ему территории.

Кир. Кир станет местом расселения арамеев в изгнании (9,7).

1:6–8 Предсказание суда над филистимлянами.

1 Газы. Самый южный из пяти известнейших филистимских городов (Аскалон, Азот, Екрон и Геф). Крупный торговый центр на пути между Египтом и Ханааном.

вывели всех. Букв.: «группа лиц, изгнанных в полном составе». Филистимляне занимались работорговлей. В древние времена на Ближнем Востоке армию рабов обычно пополняли военнопленные. Здесь же в рабство были проданы все без исключения жители. Вероятно, речь идет о порабощении и продаже израильтян во время царствования Иорама (2Пар. 21,16.17; Иоиль 3,3–6; ср. 1,9).

Едому. Едом, который был братом Израиля (Быт. 25,25.30), тем не менее получал из земли Филистимской израильтян в качестве рабов. За участие в этом преступлении Газе, представляющей в данном случае всю Филистимскую землю, ныне выносится приговор.

1 Азота. В этом крупном и процветающем городе, лежавшем в 35 км к северо-востоку от Газы, можно было обнаружить енакимов, представителей исполинской расы (так же, как в Газе и Гефе; Нав. 11,22).

Екрон. Крупный филистимский город (см. ком. к 1,6), расположенный в 19 км к северо-востоку от Азота, недалеко от границы с Иудеей и Даном.

1:9–10 Предсказание суда над финикийцами.

1 Тира. Евр.: «скала, утес». Тир и Сидон наиболее древние финикийские города. Тир, выстроенный на скале, фактически являлся неприступной крепостью.

всех. Передали всех пленных, забыв о существовавшем между ними братском союзе. Тир не вспомнил об исторических договорах с Израилем.

братского союза. Букв.: «союз братьев». В государствах Ближнего Востока в древние времена существовала традиция, согласно которой цари, вступая с кем-либо в союзные отношения, именовали друг друга «братьями». Так Хирам, правитель тирский, называл Соломона «брат мой» (3Цар. 9,13; ср. 3Цар. 5,12), в свое время заключив соглашение с царем Давидом (2Цар. 5,11).

они передали. Как и Газа, Тир продал израильтян в рабство. Этим преступным актом прерывался последовательный ряд договоров. Разрыв межгосударственных союзов, по представлениям жителей Ближнего Востока тех времен, заслуживал наказания богов.

1:11–12 Предсказание суда над Едомом.

1 преследовал... мечом. Все события произошли во время царствования Иорама. К этому времени относятся и мятеж Едома, и тайный сговор филистимлян с аравитянами, в результате которого они напали на Иудею и вошли в Иерусалим, и разграбление дворца с высылкой его сыновей и жен (2Пар. 21,16.17). Едом не только получил своих братьев-израильтян в качестве рабов из земли Филистимской (1,6) и Тира (1,9), но и лично «преследовал брата своего мечом» (ср. Авд. 10–14).

1 Феман. Феман был внуком Исава (Быт. 36,11.15). Родовое имя, которое носили его потомки, очевидно, перешло в название области, находившейся к югу от Едома, а также населенного пункта, расположенного примерно в 25 км от г. Петры. В данном случае речь идет об области с таким названием (ср. Иов 2,11; Иер. 49,7).

Восора. Самый северный город едомитян был расположен приблизительно в 55 км от г. Петры. Перечисляя названия пограничных северных и южных районов Едома, Амос давал понять, что разрушению подвергнется все государство.

1:13–15 Предсказание суда над аммонитянами.

1 Аммоновых. Аммонитяне были потомками Бен-Амми, сына Лота и его младшей дочери (Быт. 19,34–38). Они расселились на территории между Арамом и Моавом.

рассекали беременных. Подобная жестокость была свойственна и другим, в том числе Азаилу в Сирии (4Цар. 8,12), Менаиму Израильскому (4Цар. 15,16), а также ассирийцам (Ос. 14,1). Целью таких акций, по-видимому, было уничтожение потомков этих народов, которые могли попытаться вернуть себе свою страну.

1 Раввы. В настоящее время это г. Амман, столица Иордании.

среди крика в день брани. Воины бросались в битву, подбадривая себя криками (о «крике брани» «в Равве сыновей Аммоновых» см. Иер. 49,2).

с вихрем в день бури. Внезапная военная атака. Ср. Пс. 82,15; Ис. 5,28; Иер. 4,13; 23,19; 25,32.

1 он и князья его. Обычно царя отправляли в изгнание со всеми домочадцами и приближенными. В частности, Ассирия поступала таким образом с представителями завоеванных ею народов. В данном эпизоде речь идет об Ассирии, покорившей Аммон при Салманасаре III (858–824 гг. до Р.Х.) и превратившей это государство в своего вассала.

Глава 2

2:1–3 Предсказание суда над моавитянами.

2 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле (4Цар. 23,15.16).

2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий «города» (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер. 48,41.

трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов.

2 Истреблю. Букв.: «отсеку». Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала.

2:4–5 Предсказание суда над Иудеей.

2 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость.

отвергли закон Господень. Букв.: «закон Яхве». Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт. 9,1–7). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.

постановлений Его не сохранили. Ср. Исх. 15,26; Втор. 4,40.

вслед которых ходили отцы их. «Ходить вслед» означает послушно как вассал (или слуга) следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ (Втор. 32,17), так и НЗ (1Кор. 10,20) разоблачают как бесов.

2 Иерусалима. Букв.: «основание» или «жилище мира». Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4Цар. 25,8–10).

огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1,4), Газу (1,7), Тир (1,10), Едом (1,2), Аммон (1,14) и Моав (2,2).

2:6–16 Предсказание суда над Израилем.

2 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу (Быт. 32,28).

правого. Кроме прочих, слово «правый» имело и юридический смысл: правый тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев. 25,39–43).

бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх. 23,6; Иер. 5,28).

за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх. 21,2 и далее; Втор. 15,12–18).

2 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх. 23,6–8).

путь кротких извращают. Ср. Притч. 17,23.

отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной (Быт. 2,23.24; Мф. 19,4–6), но и запрещалось законом (Лев. 18,7–30). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев. 18,24, осквернили себя соседние народы.

2 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца (Исх. 22,26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор. 24,12.13).

вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей.

2 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев перед лицом сынов Исавовых (Втор. 2,21.22), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз во времена Моисея победил Сигона и Ога восточнее Иордана (Втор. 2,24–37), а позже во времена Иисуса Иавина завоевал землю западнее Иордана.

как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях (Чис. 13,26–33) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное (Ис. 2,12–18).

плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью.

2 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт. 50,24; Исх. 3,8).

в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли (Втор. 1,19–40).

чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом (Быт. 15,7), и было исполнено как и говорил Господь при его потомках (Втор. 2,31).

2 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков (Втор. 18,15–17), судей (Суд. 2,18), ставил священников (1Цар. 2,35) и царей (2Цар. 7,12). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему.

назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону (Чис. 6,1–21), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона (Суд. 13,1–5) и Самуила (1Цар. 1,11).

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону.

2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути.

2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего.

храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких (1Цар. 17,51). Этот же термин применим и к Давиду (1Цар. 16,18), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6).

2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову».

2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25. Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет.

в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией.

Глава 3

36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16.

3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля.

3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам.

3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета (Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4). См. также Ис. 1,2; Иер. 2,4; Ос. 4,1.

3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим».

потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12).

3:3–6 В этих стихах пророк ставит ряд вопросов логического, причинно-следственного характера, ответы на которые представляются настолько ясными, что ни для кого не составит труда найти их. Амосу, как пророку, необходимо было с очевидностью убедить слушателей в том, что его слова это слова Самого Бога.

3 Пойдут ли..? Подразумевается, что народ Божий «ходит» путями Господа (Пс. 118,3). В данном случае можно утверждать, что пророк «ходил под Богом», стремясь преисполниться Его святостью (ср. Гал. 2,20).

3 Ревет ли..? Т.е. звук, который издает лев, готовясь к нападению.

подает ли свой голос львенок..? Выражение «подать голос» мы встречаем в 1,2, где оно использовано по отношению к Господу в значении «возгреметь».

3 силка. Суть стиха в том, что ни одна птица не попадется в ловушку, где нет приманки (ср. Еккл. 9,12).

3 труба. См. ком. к 2,2.

бедствие. Букв.: «зло». Речь идет о бедствиях, которые Господь соизволением Своим насылает в качестве наказания как на отдельных людей, так и на целые народы.

3 Господь Бог. Букв.: «Господь Яхве».

не открыв Своей тайны. Господь открывает Свои замыслы пророкам, а через них и всем людям. По великой милости Своей Он делает это для того, чтобы предостеречь от греха и побудить их к покаянию.

рабам Своим, пророкам. Моисей, главнейший из ветхозаветных пророков, а вслед за ним и все пророки, назывались «рабами Господними» (Втор. 34,5; ср. Иер. 7,25; Иез. 38,17; Дан. 9,10).

3 кто не будет пророчествовать? Пророчествовать долг Амоса; цель возвещения пробудить совесть у Израиля и заставить народ очнуться от своего обманчивого оптимизма (Втор. 18,18; ср. Ин. 7,16; 14,24).

3 Провозгласите. Это повеление обращено, по-видимому, к рабам Господним пророкам. Ср. Ис. 40,1.2; Иер. 5,1.10.20.

на кровлях. Имеются в виду царские крепости. См. 1,4.

в Азоте... в земле Египетской. Пророк взывает ко всему, что есть благородного в этих языческих странах, дабы обличить все несправедливости, царящие в Самарии. Те, кто призывается в свидетели грехов Израиля, являют собой большую праведность, нежели Израиль, хотя именно последний, в силу данного ему закона Божия, должен быть более праведным, чем они.

бесчинство. Иначе: «волнения». Это слово со значением, противоположным понятию «мир» (евр.: «шалом»), употребляется также в 2Пар. 15,5. Причиной таких бесчинств является грех.

3 насилием и грабежом. Букв.: «насилием и разрушением». Пророк обличает израильских вельмож и богачей, которые увеличивали свое состояние за счет нещадной эксплуатации и ограбления бедных слоев населения.

3 неприятель. Ассирия.

низложит... ограблены будут. Это место перекликается со словами завета, в которых Господь грозит Своему народу поразить его проклятием в случае неповиновения Ему (Втор. 28,52).

3 как... пастух исторгает. Бог, как пастырь, всегда охранял Свой народ (1Цар. 17,34–37). Теперь же, когда «овцы Израиля» далеко разбрелись от Своего Пастыря, Он спасет только очень небольшую их часть остаток.

в Дамаске на ложе. Иначе: «на одной стороне дивана и на краю ложа». Богатые праздно возлежат на ложах, наслаждаясь роскошью, приобретенной ими за счет бедных (6,4).

3 Слушайте и засвидетельствуйте. Данное повеление, возможно, обращено к язычникам, призванным в свидетели, но, возможно, оно относится к посланцам Господа, которые должны привести свидетелей-язычников (3,9).

3 в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его. Ср. Исх. 32,34.

жертвенники в Вефиле. Иеровоам I воздвиг алтарь в Вефиле и установил золотого тельца, чтобы израильтяне впредь поклонялись ему. И алтарь, и телец были разрушены Иосией во время его попыток провести религиозную реформу.

роги алтаря. Для того, чтобы получить убежище, преследуемому нужно было взяться за роги алтаря (ср. 3Цар. 1,49–51), что, однако, не всегда его спасало (3Цар. 2,28–35). В данном случае говорится о том, что роги эти будут отсечены, и тогда последнее средство спасения отнимется у греховного Израиля.

3 дом зимний... домом летним. Иметь два дома летний и зимний считалось роскошью, доступной только царям и очень богатым людям. Господь разрушит их чертоги. Ассирия орудие Его гнева.

Глава 4

4:1–3 Бог через пророка во второй раз предъявляет Свое обвинение Израилю.

4:1–5 Бог предъявляет Самарии обвинение в безнравственности.

4 Слушайте слово сие. См. ком. к 3,1.

телицы Васанские. В данном контексте женщины из богатых семей Самарии, которых холили и лелеяли как отборное стадо в Васане плодородной долине к западу от Иордана. Ранее Васан был царством Ога (Чис. 21,33–35).

господам. Евр.: люди высокого общественного положения.

4 Клялся... святостью Своею. Это выражение (Пс. 88,36) означает верность Господа исполнению завета как в благословениях, так и в том, что касается проклятий. Никакая клятва не может превзойти клятву Бога (Евр. 6,13.14).

Господь Бог. См. ком. к 3,7.

крюками... удами. Ассирийцы вели пленных на веревках, привязанных к кольцам или крюкам, продетым через нос или нижнюю губу.

4 Вефиль... Галгал. Вефиль (Быт. 28,10–22) и Галгал (Нав. 4,19.20) играли заметную роль в раннем периоде истории Израиля как важные центры религиозного культа. Вефиль был святилищем в период Судей (Суд. 20,18–26), в нем и в Галгале вершил суд Самуил (1Цар. 7,16). Оба города сохраняли свое значение в качестве мест поклонения Господу и в дни пророка Амоса (ср. 5,5; Ос. 4,15; 9,15; 12,11).

каждые три дня. Здесь содержится критика исполнения религиозных предписаний израильтянами, которые в своем показном рвении старались «перевыполнить» требования закона. Но такой энтузиазм они проявляли только по части ритуала, не имея при этом живого общения с Богом. В религии они следовали внешней форме и не принимали ее спасительную силу.

4 квасное. Завет ясно предписывал не «сжигать в жертву Господу» хлеб из дрожжевого теста (Лев. 2,11; 6,17; 7,12). Пресный же хлеб напоминал о тех лепешках, которые израильтяне испекли накануне исхода из Египта. Здесь, безусловно, в ироническом смысле пророк «призывает» израильтян продолжать упорствовать в своей непокорности.

ибо это вы любите. Эта фраза может означать: «Именно так вы любите поступать». Следует отметить, что в древности на Ближнем Востоке слово «любить» имело специфическое значение в контексте завета: оно означало любовь к своему господину, которая требовала повиновения ему (ср. Ин. 14,15: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»). Поэтому здесь смысл осуждения, видимо, таков: «Так-то вы любите Меня, что даже не исполняете Мои повеления».

Господь. См. ком. к 3,7.

4:6–11 Все перечисленные здесь бедствия были изначально обещаны в завете (Втор. 28), поэтому Израилю надлежало осознать, какая участь ожидает его, и покаяться. Но израильтяне не вняли, и рефреном звучат слова пророка: «Вы не обратились ко Мне» (4,6.8.9.10.11).

4 Я. Букв.: «Я даже». Господь напоминает о том, что постигшие израильтян бедствия не случайны, а ниспосланы Им.

голые зубы. Букв.: «чистоту зубов». В завете содержалась угроза голода и нужды (Втор. 28,47.48) в качестве наказания за непокорность Господу.

4 дождь. Господь обещал Израилю дождь, если будут исполняться Его повеления (Лев. 26,3.4), и одновременно предупреждал, что сделает «землю... как медь», если они проявят неповиновение (Лев. 26,18.19).

4 ржою и блеклостью. Ср. Агг. 2,17. Господь в завете грозил и этим наказанием (Втор. 28,22).

гусеница. По иронии, наказание, о котором здесь говорится, аналогично тому, которым Господь покарал Египет (Пс. 104,34.35) за то, что его фараон взбунтовался против Бога. Израиль, ставший столь же мятежным и подвергнутый такому же наказанию, как и фараон, не покаялся.

4 моровую язву, подобную Египетской. Господь в Своем завете с Израилем грозил моровой язвой (Втор. 28,21) и всеми казнями египетскими (Втор. 28,60), которые Он наслал накануне исхода евреев (Исх. 7,14 –12,30).

убивал мечом. Эта фраза также восходит к завету (Исх. 22,24), в котором Господь грозил «убить мечом» Израиль, если тот будет притеснять слабых и беззащитных.

4 как разрушил Бог Содом и Гоморру. Эта фраза восходит к содержавшемуся в завете предупреждению народу Божию (Втор. 29,23). Господь разрушил Содом и Гоморру с помощью всепожирающих потоков горящей серы за грехи их жителей (Быт. 19,24.25). Господь говорит здесь, что Он наказал часть израильского народа столь же беспощадно, хотя и другими средствами. Т.е. исполнились проклятия завета.

головня. Ср. Зах. 3,2.

4 как Я так поступлю с тобою. Иначе: «поскольку вот что я сделал тебе». Один из вариантов толкования этой фразы: Господь уже явил народу Свою непреклонную решимость исполнить предсказанные в завете проклятия, и теперь израильтяне должны приготовиться к встрече со своим Богом.

приготовься... Бога. Эта фраза восходит к Исх. 19,15–17, где сказано, что после трехдневного очищения народ должен был предстать перед Господом, сошедшим на гору Синай («приготовьтесь... встретиться с Богом»). При той встрече Бог заключил с Израилем завет. Теперь же израильтянам предстоит новая встреча с Богом, Который на сей раз взыщет с них за нарушение завета.

Глава 5

5:1–17 Это первый из трех больших разделов книги (5,1–17; 5,18–24; 6,1–14), в которых говорится о падении Израиля.

5 Слушайте это слово. См. ком. к 3,1.

плач. Амос оплакивает Израиль так, как будто тот уже погиб. Этот литературный прием является типичным для ветхозаветных пророчеств (напр., Иер. 7,29; Иез. 19,1; 26,17; 27,2; 32,2). Плач состоит из четырех частей: описания предстоящей трагедии (5,2.3); указаний, что надо делать, дабы избежать наказания (5,4–6); обращения к падшим израильтянам (5,7–13) и призыва ко всеобщему плачу (5,16.17).

5:2 Плач начинается с описания трагедии.

дева Израилева. Персонификация такого рода относилась обычно к Израилю (ср. Иер. 18,13; 4Цар. 19,21), но иногда она распространялась также и на другие народы: вавилонян («девица, дочь Вавилона», Ис. 47,1), египтян («дева, дочь Египта», Иер. 46,11), что, впрочем, не совсем соответствует ее первоначальному смыслу: «дева Израилева» была невестой Яхве. Церковь же есть Невеста Христова (Откр. 19,7; 21,2.9; 22,17).

5 Господь Бог. См. ком. к 3,7.

тясячею... с сотнею... с десятком. Описываемые здесь резкие перемены в ходе военных действий отражают пророчество о подобных бедствиях, содержавшееся в завете (Втор. 32,28–30). Такими карами Господь грозил за идолопоклонство (Втор. 32,15–18).

5 взыщите Меня, и будете живы. Ср. 5,6.14. Господь обещал, что путь к Нему будет открыт ищущим Его (Втор. 4,29; ср. Плач 3,25). Трагедия народа Божия состояла в том, что он, как правило, не искал Господа (Ис. 9,13; Иер. 10,21).

5 Вефиля... Галгал. См. ком. к 4,4.

в Вирсавию. Место это, с глубокой древности считавшееся священным (Быт. 21,31–33; 26,23–25; 46,1–5), находилось примерно в 80 км к югу юго-западу от Иерусалима. Очевидно, израильтяне совершали паломничество из Северного царства к этой южной святыне (ср. 8,14). Иосия в ходе своей реформы упразднил святые места «от Гебы до Бершебы» (4Цар. 23,8).

5 дом Иосифов. Имеются в виду колено Ефремове и колено Манассиино, а также территории обитания этих племен: Вефиль принадлежал колену Ефремову, Галгал колену Манассиину. Эти святилища, находившиеся на севере, будут затем разрушены, тогда как Бершебу, на юге, не поразит огонь гнева Божия.

огонь. См. ком. к 1,4.

некому будет погасить его. Пламя гнева Господня невозможно потушить (ср. Ис. 1,31; Иер. 4,4; Мф. 3,12).

5 О, вы, которые суд превращаете в отраву. Торжественное по форме обращение, сходное по своему звучанию с прославлением бога или царя, носит, безусловно, иронический характер (как и в 4,1).

правду повергаете на землю. Т.е. преследование праведных людей и попрание самой праведности. Суд (справедливость) и правда (праведность) принципы жизни, угодные Господу (ср. 5,24; Ис. 5,7).

5 семизвездие. Плеяды. Галактическая туманность, в которую входят семь больших звезд, видимых невооруженным глазом в созвездии Тельца.

Орион. Еврейское название этого созвездия, возможно, имело значение «глупец», в то время как в античной традиции Орион это «охотник». Плеяды и Орион фигурируют и в других местах Священного Писания в контексте прославления могущества и мудрости Творца (Иов 9,9; 38,31).

5 обличающего... говорит правду. Речь идет о тех, кто обличает ложь и дает правдивые показания в суде. Израильтяне в своем злонравии дошли до того, что с ненавистью относились к таким людям.

в воротах. Т.е. «в суде», так как городские ворота, представляющие собой широкий проход в городской стене с расположенными рядом помещениями, служили местом многих судебных разбирательств.

5 домы из тесаных камней. Постройка таких домов была делом очень дорогим в отличие от домов из глиняных кирпичей, в которых жило большинство людей (ср. Ис. 9,10).

вы построите... но жить не будете... разведете... не будете пить. Это проклятие тщетностью, суть которого в том, что Господь сделает бесполезными все старания людей: прежде такое проклятие Он наслал на хананеев, теперь же пошлет на Свой собственный народ (Втор. 6,10–12 и ком. к 5,16.17).

5 Я знаю. Важно, чтобы израильтяне поняли, что Господь знает то, что они полагали сокрытым от Него (ср. Пс. 72,11; Иов 22,13.14).

взятки. Имеется в виду взятка в форме выкупа за жизнь убийцы, виновного в нарушении закона (Чис. 35,31).

5 безмолвствует. Иначе: «скончается», так как в еврейском языке это слово постоянно употребляется в связи со смертью, например: «падут юноши его на улицах его, и все воины погибнут в тот день» (Иер. 49,26; 50,30). Господь в виде наказания народу лишает его мудрых и благоразумных представителей, как он поступил с Иудой (Ис. 3,1 4,12) и Едомом (Иер. 49,7; Авд. 1,8).

ибо злое это время. Т.е. время суда Божия (ср. Пс. 36,19; Мих. 2,3; Иер. 15,11), когда благоразумные должны погибнуть: настанут столь мрачные времена, что таким людям не будет места среди грешного народа.

5 Ищите добра, а не зла. Ср. Ис. 1,16.17. В 5,4 это повеление звучало как «взыщите Меня», ибо Господь и есть само благо. Как сказал Иисус: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19,17).

чтобы вам остаться в живых. Покорность воле Господа принесет людям безопасность и процветание (Втор. 28,1–14). Однако этот стих содержит и более глубокую истину о том, что знание Бога и есть сама жизнь (ср. Ин. 17,3).

Господь Бог Саваоф будет с вами. В этой фразе выражена глубочайшая потребность народа Божия. См. также Ис. 7,14.

как вы говорите. Израильтяне, находясь в плену ложной самоуверенности, утверждали, что Господь пребывал с ними, несмотря на их противодействие Ему, уже потому, что Он заключил с ними завет (ср. Мф. 3,9).

5 у ворот. Т.е. в суде. См. 5,10.

остаток Иосифов. В этих словах содержится пророчество о будущем Израиля, когда, после свершения суда Божия остаток может быть помилован ценой искреннего покаяния.

5:16–17 В завершение плача пророк возвещает, что наступит время всеобщего траура (см. 5,1 и ком.).

улицах... виноградниках. Плач по Израилю будет раздаваться во всех уголках страны, потому что никто не избегнет наказания.

5 Я пройду среди. См. Исх. 12,12, где Господь говорит о Своем неминуемом осуждении Египта: «Я... пройду по земле Египетской». Поскольку народ Божий превратился в таких же язычников, как и египтяне, Господь должен теперь пройти по земле Израиля и наказать его, как некогда Он прошел по земле его притеснителей.

5:18–27 Повествование о дне Господнем и о том, почему Бог отверг Израиль.

5 дня Господня! Букв.: «дня Яхве». Это в высшей степени великий и страшный день, когда Господь придет, чтобы судить (ср. Ис. 2,12; 13,6–13; Авд. 1,15; Соф. 1,7.14). В ВЗ суд Божий всегда называется днем Господним. Наступления этого последнего дня ожидали ветхозаветные пророки. Иоиль описывает его как день суда Божия и всеобщего опустошения (Иоил. 1,15–20; 2,11), хотя одновременно с этим произойдет и спасительное излияние Духа Божия (Иоил. 2,28–32).

для чего вам этот день Господень? Иначе: «Что хорошего принесет вам день Господень?».

тьма, а не свет. Только Господь имеет власть обращать день в ночь как в буквальном, так и в переносном смысле, означающем начало Его суда.

5:19 Амос говорит о тщетности попыток избегнуть суда Божия (Ис. 24,17.18).

5 Разве... не. В древнееврейском тексте этот вопрос предполагает утвердительный ответ: «Да».

не мрак, а свет? См. ком. к 5,18.

сияния. Здесь подразумевается, что в земле Израильской не будет ни света праведности, ни сияния спасительного благоволения Господа. Суд Божий проявится полным и беспросветным мраком, который накроет всю землю.

5:21–23 В этих стихах пророк критикует религиозную практику израильтян. Смысл ее в том, что не сами ритуалы были ложны, ибо их заповедал Господь, но совершались они бездуховно, в результате чего имели только религиозную форму, но были лишены спасительной силы истинной веры.

5 Ненавижу, отвергаю. Иначе: «Я отвергаю с величайшей ненавистью».

не обоняю. Имеются в виду жертвенные всесожжения. Так, давая завет, Господь объявил (в случае, если Его народ будет непокорным Ему): «не буду обонять приятного благоухания жертв ваших» (Лев. 26,31).

5 Если вознесете... не призрю. Для Господа важнее наша духовная устремленность к Нему (а также к нашим ближним, созданным по образу и подобию Его), чем жертвоприношения сами по себе (ср. Мф. 5,23.24; 1Кор. 13,3).

5 шум. Букв.: «грохот». Этим же словом передается в Библии шум в небесах, когда Господь мечет громы (Иер. 47,3).

5 суд, и правда. См. ком. к 5,7.

вода... сильный поток. Букв.: «всезатопляющий поток». Характерная для ближневосточных стран картина: узкие расселины с проносящимися в дождливый сезон потоками воды, которые в другие времена могут полностью пересыхать. Господь с радостью дал бы обильные дожди, дабы наполнить «потоки» справедливости и праведности, но Израиль, пересохший поток, не принимает этого дара.

5 Приносили ли вы. Такие жертвоприношения были не самыми важными для Господа. Он хочет, чтобы Ему поклонялись в духе и в истине.

в пустыне в течение сорока лет. См. ком. к 2,10.

5 носили. Т.е. носили повсюду и поклонялись.

Ремфана. Это слово может читаться также «Кайван», что в других семитских языках (аккадском, сирийском и арабском) является названием планеты Сатурн и по смыслу связано с предшествующими словами: «звезду бога вашего».

которые вы сделали для себя. В ВЗ обличение идолопоклонства часто дается с упором на рукотворный характер идолов (ср. Ис. 44,9–20; Иер. 10,1–16; см. ком. к Мих. 5,10–16).

5 за Дамаск. См. ком. к 1,3. Переселение «за Дамаск» означало бы переселение в Ассирию, что должны были ясно понимать слушавшие пророка Амоса. Переселение в места, далекие от родной земли, было одним из изначальных проклятий завета (Втор. 28,36.49.64–68).

Глава 6

6:1–7 Это краткая скорбная речь пророка, содержащая серию обличений.

6 Горе. См. ком. к 5,16.

на Сионе... гору Самарийскую. См. ком. к 1,2; 3,9. Как и его современники (напр., Ос. 6,11; Ис. 9,8–21; Мих. 1,3–5), Амос произносил пророчества, адресованные обоим царствам Северному и Южному (ср. 2,4.5).

первенствующего народа. См. также Чис. 24,20. Израиль стал могущественным и процветающим при Иеровоаме II и мог считать себя первым среди всех народов.

6 Калне. Возможно, это упоминаемый в Ис. 10,9 город Халне, который бы завоеван ассирийским царем Саргоном II в 710 г. до Р.Х.

Емаф великий. Город, расположенный севернее Дана на реке Оронт в Сирии; бы возвращен под управление Израиля Иеровоамом II (4Цар. 14,23–28).

Геф. Один из пяти главных филистимских городов (1,8 и ком.); Озия вернул его, отвоевав у сирийского царя (4Цар. 12,17; 2Пар. 26,6).

не лучше ли они сих царств? не обширнее ли их пределы пределов ваших? Иначе: «Не лучше ли вы, чем эти царства?» Земли этих городов по площади были не больше Израиля, поэтому ответом на второй вопрос должно быть: «Нет». Следовательно, подразумеваемый ответ на первый вопрос также должен быть: «Нет, не лучше». В этом и заключается трагизм положения, поскольку в силу особого откровения Божия Израиль и Иудея должны были быть намного лучше своих соседей. Но если язычники не избежали завоевания, то тем более не избегнут его Израиль и Иудея.

6 торжество насилия. Насилие как образ жизни восторжествовало в Израиле, но израильтяне не хотели признать, что приближается день Страшного суда (ср. 5,13).

6 из слоновой кости. См. 3,15.

тельцов с тучного пастбища. Этих отборных тельцов специально разводили и откармливали для особых случаев. Они предназначались в пищу самаринским богачам.

6 из чаш. Здесь древнееврейское слово, означающее очень большую чашу, наподобие той, из которой производились излияния крови на жертвенник (Лев. 1,5–11). Судя по всему, эти чаши, большие и тяжелые, изготовлялись из драгоценных металлов: «одна серебряная чаша в семьдесят сиклей» (Чис. 7,13) была принесена Наассоном для освящения жертвенника в скинии, поставленной Моисеем.

не болезнуете. Букв.: «не болеете печалью».

Иосифа. См. ком. к 5,6.

6 пойдут они в плен во главе пленных. В древнееврейском тексте эта фраза образует игру слов в сочетании с выражением «первенствующего народа» (6,1). Израильтяне привыкли считать себя во главе всех народов, теперь же им предстояло первыми отправиться в плен.

6:8–14 Тема суда Божия следует за обличениями в 6,1–7.

Клянется... Самим Собою. См. ком. к 4,2. Такого рода клятва указывает на неизменность Божественного определения (ср. Евр. 6,13.14).

чертоги. См. ком. к 1,4.

6 в каком доме... десять человек. Смысл этих слов не вполне ясен. Возможно, они означают десять человек, оставшихся в большом, богатом доме, или десять человек, уцелевших из числа представителей рода и домочадцев, или только десяток воинов (наименьшее боевое подразделение), продолжавших оборонять дом от неприятеля.

6 родственник их или сожигатель. Букв.: «родственник человека и сожигающий его». Вероятно, речь идет не о двух, а об одном человеке, который придет, чтобы не «сжечь тело» в буквальном смысле, а зажечь благовония при погребении умерших (ср. Иер. 34,5).

нельзя упоминать имени Господня. Букв.: «призвать имя Господа» (ср. Ис. 48,1). Позволительно было взывать о помощи к имени Господа, поскольку Он, Бог Израиля, дал ему Свой завет. Но нельзя будет сделать это в день суда Божия, потому что Всевышний придет свершить суд согласно завету.

6 даст повеление. Букв.: «и ныне дает повеления». Господь повелевает Ассирии орудию Своего гнева выступить для наказания Израиля.

большие дома... малые дома. Ср. 3,15. Смысл, видимо, в том, что и на большие дома богатых, и на малые дома бедных равно обратится грядущий суд Божий. Слово «дом» может подразумевать также род.

6 Бегают ли кони... можно ли распахивать ее волами? Очевидно, этот вопрос предполагает отрицательный ответ: распахивать можно плодородную почву, а не скалу, равно как и лошади не бегают по столь опасному месту.

суд... в яд. См. ком. к 5,7.

6 ничтожными вещами... могущество. Эти выражения, по-еврейски звучащие «лодабар» и «карнаим» и буквально означающие «ничто» и «пара рогов», некоторые комментаторы склонны считать названиями городов Лодевар (Лодавар) (2Цар. 9,4.5; 17,27) и Карнаим (Карнаин) (1Мак. 5,43.44). Первый из них пограничный городок в земле Галаад, второй город в долине Васан на пути в Дамаск. Оба города были, по-видимому, отвоеваны у Азаила Иоасом (4Цар. 10,32–33:13,25), но затем захвачены Ассирией (4Цар. 15,29). Если принять эту версию, то намеренная игра слов кроется в высказываниях пророка о том, что Израиль радуется захвату несуществующей добычи (ибо завоевание Лодевара, вскоре захваченного Ассирией, было кратковременной победой), а также в том, что израильтяне, говорившие: «Мы своими собственными силами захватили пару рогов» (символ военного могущества на древнем Ближнем Востоке, ср. 3Цар. 22,11), в действительности не завоевали ничего, ибо вся их сила иссякает перед судом Господним.

6 народ. Ассирийцев.

от входа в Емаф до потока в пустыне. Это северная и южная границы Израильского царства (от Емафа до Мертвого моря) восстановленные Иеровоамом II (4Цар. 14,25).

Глава 7

79,10 Третья часть книги Амоса содержит описание пяти видений, которых удостоился пророк. Смысл видений Божия кара Израилю.

78,3 Этот раздел охватывает четыре видения (7,1–3; 7,4–6; 7,7–9; 8,1–3) и, кроме того, включает «автобиографический» эпизод, связанный с третьим видением (7,10–17). Первые два видения описываются по такой схеме: 1) Господь посылает видение; 2) Амос ходатайствует перед Господом за Израиль; 3) Господь смягчает Свой гнев. Разговор между Господом и Его пророком становится неотъемлемой частью происходящего в видениях.

7 открыл мне. См. 7,4–7; 8,1.

саранчу. Древнееврейское слово означает только что наплодившуюся саранчу. См. Наум 3,17.

поздней травы. Точнее было бы перевести «ранней травы», т.е. той, что вырастает после весенних дождей в марте и апреле.

царского покоса. Иначе «сенокос». Речь идет о фуражном сене для царских коней (3Цар. 18,5).

7 окончила есть траву на земле. Слово, переведенное здесь как «траву», вероятно, означает всю растительность, а не только собственно траву. В древнееврейском тексте эта фраза почти дословно повторяет сказанное в Исх. 10,12–15. Такое совпадение не случайно, смысл его в том, что Господь накажет теперь Израиль так же, как Он наказал Египет перед исходом из него евреев.

7 пожалел. Слова, сказанные пророком в защиту Израиля, тронули Господа, и Он готов изменить или смягчить ранее вынесенный Им приговор (ср. Исх. 32,12–14; Иоил. 2,13; Ин. 3,10; Иер. 18,8).

7:4–6 Видение об огне.

7 для суда огонь. См. ком. к 1,4; ср. Ис. 66,15.16.

великую пучину... часть земли. Возможно, «великая пучина» здесь Средиземное море, хотя такое же выражение используется в ВЗ применительно к океану (Быт. 7,11: «великой бездны») и к Чермному морю (в связи с переходом его израильтянами, Ис. 51,10). Предвидение пламени суда Божия, которое уничтожит море и землю, служит отражением предсказания суда в завете (Втор. 32,22). Может показаться, что изображенная в данном пророчестве картина превосходит по своей силе все описанные в ВЗ события, но она всего лишь предвосхищает Страшный суд (ср. 2Пет. 3,10; Откр. 21,1).

7:5 См. ком. к 7,2.

7:6 См. ком. к 7,3.

7:7–9 Видение о свинцовом отвесе. Это третье видение, как и четвертое, имеет ту же последовательность: 1) Господь посылает пророку видение; 2) Господь вопрошает Амоса; 3) Амос отвечает Господу; 4) Господь открывает пророку смысл видения и объявляет Свой приговор. См. также Иер. 1,11.12; 1,13–16.

7 стоял на. Иначе: «стоящим над». См. 9,1.

на отвесной стене. Большинство комментаторов усматривают здесь образное сравнение с народом Израиля, который должен оценить свою жизнь с точки зрения ее соответствия Божественным заповедям. Но другие экзегеты, основываясь на альтернативном толковании слов древнееврейского текста, переводят эту фразу как «на оловянной стене» (ср. «медною стеною», Иер. 15,20, и «железную стену», Иез. 4,3). Образ стены с таким же символическим значением встречается в древнеегипетских памятниках, где он означает военную мощь.

в руке у Него свинцовый отвес. Эта фраза, по мнению большинства комментаторов, указывает на то, что заветное слово Господне служит Ему той меркой, по которой Он оценивает, верно ли (подобно отвесной стене) стоит Израиль.

7 отвес... отвес. См. ком. к 7,7.

прощать. Букв.: «оставлять без внимания». В полной форме эта идиома звучит так: «оставлять без внимания грех» (ср. Мих. 7,18; Притч. 19,11).

7 жертвенные высоты... святилища. Эти высоты естественные или насыпные холмы, на которых совершалось поклонение идолам (ср. Втор. 12,2; 4Цар. 17,10–12). Святилища могли быть предназначены для языческих или, что более вероятно, для синкретических богослужений (см. ком. к Мих. 1,3–5).

дома Иеровоамова. Ср. Ис. 31,2. Имеется в виду весь род Иеровоама (см. 6,11 и ком.), поэтому не исключена вероятность того, что не сам Иеровоам умрет от меча, но его род погибнет. Иеровоам, по-видимому, умер естественной смертью (4Цар. 14,29), а его сын Захария был убит (4Цар. 15,10).

7:10–17 Этот автобиографический раздел, очевидно, относится к третьему видению и описывает реакцию Амасии на пророчества Амоса.

7 священник Вефильский. Вероятно, первосвященник.

возмущение. Также сочли изменником Иеремию за его пророчества против Иудеи (Иер. 26,7.11; 37,11–13; 38,1–4).

7 от меча умрет Иеровоам. Аллюзия к 7,9, где Господь говорит: «восстану с мечом против дома Иеровоамова». Амасия исказил слова Амоса таким образом, чтобы Иеровоам услышал в них непосредственную угрозу для себя, каковой они в действительности не содержали.

7 там ешь хлеб, и там пророчествуй. Возможно, это стилистическая фигура, означающая: «зарабатывать свой хлеб, пророчествуя в Иудее». Хотя пророку и не запрещалось получать плату за свой труд (1Цар. 9,7.8; но ср. Мих. 3,5–11), Амасия обвиняет Амоса в том, что он пророчествует исключительно ради заработка. Выдвинутое Амасией требование являет собой пример греха, о котором ранее говорил Амос: «вы... пророкам приказывали, говоря: не пророчествуйте» (2,12).

7 не пророчествуй. См. ком. к 7,12; ср. Мих. 2,6.

святыня царя и дом царский. После того, как Иеровоам ввел идолопоклонство в Вефиле (3,14 и ком.), цари израильские приобрели большое влияние на религиозный культ. Амасия более печется о святилище своего земного царя, чем о святилище Царя Небесного. Ирония заключается в том, что Амасия священнослужитель, получающий плату за свое служение, сам преследует земные интересы, т.е. делает то, в чем обвиняет Амоса (7,12). Так и в иные времена священнослужители, принадлежавшие уже к другому поколению, руководствуясь ложным стремлением сохранить свое царство и свой храм, предали смерти Иисуса Христа величайшего из пророков (Ин. 11,48).

7 не пророк и не сын пророка. Амос не был пророком изначально, не принадлежал он также к числу «сынов пророческих» (см. 3Цар. 20,35; 4Цар. 2,3.5.7.15).

собирал сикоморы. Букв.: «разводил сикоморы», т.е. ухаживал за деревьями, подрезая их, чтобы плоды приобрели максимальную сладость к моменту созревания.

7 Господь взял меня от овец... к народу Моему, Израилю. Амос решительно отвергает обвинения Амасии (7,12) и дает понять, что Сам Господь призвал его на пророческое служение. Также Господь когда-то избрал Давида на царство: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа моего, Израиля» (2Цар. 7,7). Сказанное Амосом означает, что Сам Господь по Своей воле избирает и царей, и пророков, и, следовательно, избранный Им пророк имеет полное право пророчествовать у «святыни царя» (7,13).

7 не произноси слова. См. ком. к 7,12.13.

7 жена твоя будет обесчещена. Женщина от отчаяния станет на путь проституции, чтобы заработать себе на пропитание, после того как ее муж лишится всего состояния, а дети будут убиты.

сыновья и дочери твои падут от меча. Ср. Иез. 24,21. Сыновья и дочери часто предавались казни вместе со своими родителями за прегрешения, совершенные последними против завета (Втор. 28,32.53; Иер. 5,17); «пасть от меча» было типичным наказанием, предопределенным в завете (Ис. 3,25; Иер. 39,18).

в земле нечистой. В стране языческой. Плен станет особенно непереносим для Амасии как священника, поскольку, оказавшись в стане язычников, он станет ритуально нечистым (ср. Лев., гл. 11). О пророчествах против священников, непокорных Господу, см. 1Цар. 2,34 (сын Илия); Иер. 20,1–6 (Пасхор).

Израиль... из земли своей. С убийственной иронией Амос возвращает Амасии его же слова, в которых тот излагал суть пророчества Амоса (7,11).

Глава 8

8:1–3 Видение о корзине со спелыми плодами.

8 спелыми плодами... приспел конец. Букв.: «летними плодами... конец настал». Слова, означающие в еврейском языке «летние плоды» и «конец», созвучны, и образуют здесь игру слов. Летние спелые плоды символизируют близкий конец Израиля.

прощать. См. ком. к 7,8.

8 тот день. Т.е. день Господень (см. ком. к 2,16; 5,18).

Песни... рыдание. Ритуальное пение в храме, звуки которого Господь более не желает слышать, сменится воплями отчаяния, когда Всевышний явится, чтобы свершить Свой суд.

много... трупов. Картина захваченного ассирийским войском города (ср. Наум 3,19).

8:4–14 Бог обличает Израиль за царящую в нем социальную несправедливость, нечестность в торговых делах и пренебрежение к религиозным праздникам.

8 погубить нищих. Жесточайшее угнетение доводило бедных людей до гибели.

8 новолуние... суббота. Праздник новолуния отмечался каждые четыре недели и сопровождался обильными жертвоприношениями (Чис. 28,11–15). По обычаю, в этот день нельзя было ничего ни покупать, ни продавать. Еженедельное празднование субботы основывалось на божественных актах сотворения мира (Исх. 20,8–11) и избавления евреев из египетского рабства. Всякая работа в этот день строго запрещалась.

уменьшить... неверными весами. Подобные обманные действия противоречат Закону Божию (ср. Лев. 19,36; Втор. 25,14), поэтому виновные в них будут осуждены Господом.

8 покупать неимущих за серебро. См. ком. к 2,6.

бедных за пару обуви. См. ком. к 2,6.

высевки из хлеба. Землевладельцы продавали даже высевки, осыпавшиеся при молотьбе пшеницы, смешивая их с мукой и, таким образом, обманывая покупателей.

8 славою Иакова. См. ком. к 6,8. Здесь «слава» может относиться к Самому Господу или к земле израильской, о которой в другом месте говорится: «наследие наше, красу Иакова» (Пс. 46,5).

8 Не поколеблется ли? Вопрос риторический. Ответ на него очевиден: «Да».

Взволнуется... как река,... опускаться как река Египетская. Каждый год вода в Ниле поднимается и выходит из берегов, затопляя окрестности и оставляя после себя на полях толстый слой наносного ила. Этот образ служит для передачи надвигающегося потока гнева Божия (ср. Ис. 8,7,8), который принесет с собой великие потрясения.

8 в тот день. См. ком. к 2,16; 5,18.

закат солнца. Солнцу поклонялись в Иудее (ср. 4Цар. 23,5–11) и, вероятно, в Израиле, поскольку Израилю было не чуждо поклонение звездам (ср. 5,26), запрещенное заветом (Втор. 4,19). Слова о том, что Господь заставит солнце закатиться, подтверждают истину, что только Он есть Единый Бог, а солнце лишь одно из Его творений.

землю. Более точный перевод: «страну», так как речь здесь идет о том, что Израиль будет наказан. Это напоминает о тьме, которую Господь наслал на землю египетскую (ср. Исх. 10,21.22; Пс. 104,28). Господь намерен судить Израиль подобно тому, как Он некогда судил Египет. См. Ис. 59,10; Иер. 15,9.

8 вретище. Грубая материя, из которой шили мешки. Она раздражала кожу и не годилась для повседневного ношения. Одежду из такой ткани надевали только в знак траура (ср. Быт. 37,34; 2Цар. 3,31).

плешь на всякую голову. Указание на обычай брить голову в знак траура, который был запрещен заветом (Втор. 14,1) потому, вероятно, что представлял собой нарушение телесного образа Божия в человеке и практиковался язычниками (ср. Ис. 15,2.3; Иез. 27,30.31).

горький. Горечь есть следствие греха (ср. 2Цар. 2,26; Притч. 5,4).

8 жажду слышания слов Господних. См. Втор. 4,28.29; 32,20; ср. Ос. 3,4. Так, в период Судей, когда в народе широко распространилась греховность (Суд. 21,25), «слово Господне было редко» (1Цар. 3,1; ср. Лк. 17,22).

8 от моря до моря. Это распространенное на древнем Ближнем Востоке географическое понятие буквально означало: от Средиземного моря до Персидского залива.

8 от жажды. Имеется в виду жажда как физиологическая (ср. 4,7.8), так и духовная (8,11).

девы и юноши. Даже у людей молодых и крепких иссякнут жизненные силы (ср. Ис. 51,20).

8 клянутся. Клятва именем какого-либо божества на древнем Ближнем Востоке была равносильна признанию его своим богом. Идолопоклонники, ложно думая, что клянутся своими богами (Иер. 5,7), в действительности клялись демонами (Втор. 32,17).

Глава 9

9:1–10 Видение Господа, стоящего над жертвенником.

9:1–6 В предыдущих четырех видениях Амос выступал как посредник между Богом и людьми или держал ответ перед Господом, вопрошавшим его. В этом видении он уже является не действующим лицом, а только рассказчиком увиденного.

9 над жертвенником. Более точный перевод: «у жертвенника» (см. 7,7 и ком.).

ударь. Это повеление Господь дает не Амосу, а, по-видимому, ангелу (2Цар. 24,15.16; 4Цар. 19,35).

обрушь их на головы всех их. Иначе: «срежь их капители колонн, срежь их все». Эти слова звучат как повеление кому-то (возможно, ангелу) разрушить храм, так чтобы он упал на головы находившихся в нем (Суд. 16,29.30).

остальных же из них. Господь не допустит, чтобы кто-нибудь остался в живых.

9:2–4 Здесь особо подчеркивается невозможность укрыться от гнева Господа, Который вездесущ.

на небо. Выражение беспредельной власти и могущества Бога (ср. Ис. 7,11). См. Пс. 138,7–12.

9 Кармила. Покрытая лесами гора у западного предела земли израильской.

морскому змею. Морское чудовище, возможно, левиафан, о котором говорится в Ис. 27,1.

9 плен. Одно из проклятий завета в наказание за непокорность Господу (Втор. 28,41).

Обращу на них очи Мои, на беду им, а не во благо. Ср. Иер. 21,10; 39,16. Противоположный смысл содержится в словах Пс. 32,18; 33,16.

9:5–6 Описание величия Божия. Бог предстает здесь как высший Судия.

9 Ибо Господь. Этими словами начинается прославление Бога.

коснется... растает. См. Пс. 45,7; 103,32; Наум 1,5.

9 чертоги. Букв.: «ступени», возможен перевод: «храм» (ср. Откр. 11,19), если при этом иметь в виду те ступени, которые ведут в храм, и, в особенности, в эсхатологический небесный Храм (ср. Иез. 40,6.22.26.31.34).

призывает... имя Ему. Прославление величия Божия. См. 5,8.

9:7–16 Израиль, нарушивший завет с Богом, будет осужден и погибнет, но остаток его спасется и будет сохранен.

9 Не таковы ли... Не Я ли..? Эти риторические вопросы явно подразумевают ответ: «Да».

сыны Ефиоплян. Букв.: «сыны Хушитов». Хуш был сыном Хама (Быт. 10,6.7). Таким образом, Господь приравнивает здесь Свой народ к проклятому потомству Хама (Быт. 9,20–25).

Израиля из земли Египетской. Господь вывел народ Израиля из Египта. Но теперь Израиль ставится в один ряд с другими народами: Господь говорит Израилю, что он не лучше язычников.

из Кафтора. Вероятно, это остров Крит.

Арамлян из Кира. См. ком. к 1,5.

9 очи. См. ком. к 9,4.

грешное царство. Т.е. Израиль.

Я истреблю... земли. Заключая завет с Израилем, Господь грозил именно таким наказанием, если Его народ обратится к другим богам (Втор. 6,15).

не совсем. Остаток, сохранивший свою чистоту, спасется.

9 рассыплю дом Израилев по всем народам. Господь рассеет Свой народ среди других народов. Он сделает это руками ассирийцев, которые расселяли завоеванные народы в различных частях Ассирийской державы.

как рассыпают зерна в решете. Как при просеивании зерно просыпается через решето, а высевки остаются в нем, так и Господом будет сохранен лишь благочестивый остаток (ср. «не совсем истреблю», ст. 8), а нечестивых грешников Он настигнет и истребит (ср. ст. 10).

9 От меча... грешники. Дом Иеровоамов погибнет от меча. См. ком. к 7,11.

которые говорят. Ср. 4,1; 6,13; 7,16. Речь идет о грешниках, слова которых выражают их безбожную натуру.

не постигнет... бедствие. Неприятие суда Божия, как и нежелание признать свою вину, отражение греховной сущности.

9:11–15 Книга завершается пророчеством о восстановлении завета с Богом. Композиционно оно строится следующим образом: восстановление дома Давидова (9,11); освобождение земли израильской от завоевателей (9,12); плодоносное изобилие (9,13); восстановление разрушенных городов и погубленных виноградников (9,14); мир и спокойствие на долгие времена (9,15). Амос заверяет своих читателей, что после того, как свершится суд и народ Божий будет уведен в плен, грядущее восстановление Израиля под спасительной сенью благодати Божией столь же неизбежно, как и постигшее его наказание рассеянием среди других народов.

9 В тот день. См. ком. к 2,16. Т.е. после суда Божия.

скинию... падшую. Букв.: «рухнувший шатер». Скиния символизирует дом Давидов, падение которого уже видится пророку как свершившийся факт. Израиль и Иудея должны были лишиться царской власти (ср. 2,4.5). Иудею, которая за свои грехи оказалась в кольце врагов, можно сравнить с «шалашом в огороде» (Ис. 1,8). Разрушенная скиния дом Давидов будет восстановлена во Христе, величайшем из сынов Давидовых (Деян. 15,16.17).

разрушенное. Букв.: «разрушенные стены». Ср. Пс. 143,14; Ам. 4,3.

9:12 Едом и все другие народы получат благословение, когда признают над собой верховенство грядущего Сына Давидова (ср. Пс. 2,8.12). См. Деян. 15,13–17, где говорится о том, что Бог изберет достойных людей из числа язычников, чтобы включить их в Свою церковь.

остатком Едома. Едом, осужденный Богом (1,11.12), тем не менее сохранится в своем остатке и обретет спасение под сенью воцарившегося потомства Давидова.

всеми народами. Повторение этой фразы в данном месте наводит на мысль, что «остаток Едома» олицетворяет все царства земные. Речь идет о том, что восстановленная «скиния Давидова» (ст. 11) осенит язычников всякого племени, а не только едомитян, хотя последние по-прежнему являют собой «труд Божий» среди прочих народов.

возвестится имя Мое. Букв.: «на кого призвано имя Мое». Не все язычники окажутся под сенью Сына Давидова, а только те от каждого рода, которые чтут имя Божие (ср. Пс. 2,12). Амос пророчествует, что в день, когда восстановится упавшая «скиния Давидова», Господь возьмет в Свой удел остаток, собранный из всех народов, и будет править им согласно завету через Царя Своего Мессию. Это пророчество о служении Христа, Который собирал Свою паству из всех народов (Деян. 15,13–17).

9:13 После пророчеств о бедствиях и нужде (ср. 4,6–11; 5,11.16.17) следует пророчество об изобилии. Спасительные благодеяния Господа, которые Он совершит через Сына Давидова, приведут к непрекращающемуся процессу плодородия, в результате которого изобилие садов Эдема не только будет возрождено, но и превзойдено. Проклятие из Быт. 3,17–19, таким образом, будет снято. См. Иоил. 3,18.

9 возвращу из плена народ Мой. Букв.: «Я прекращу удержание в плену Моего народа». Ср. Иер. 29,14; Иез. 16,53; Ос. 6,11.

застроят... и поселятся... насадят... и будут пить... разведут... и станут есть. Эти благословения противоположны по смыслу ранее произнесенным проклятиям тщетностью (как, напр., «вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них» в5,11).

9 водворю... исторгаемы. Господь обещает Своему народу безопасность на долгие времена. Это обетование было частью завета Божия с Давидом (2Цар. 7,10). Теперь же оно обретает такой смысл (ст. 11): грядущий Сын Давидов убережет народ Израиля от изгнания его из родной земли.

земли своей, которую Я дал им. Эта фраза восходит к завету Божию с Авраамом и его потомками (Быт. 12,1.7; 13,14–17; 15,18; 17,8; 22,16–18). Господь дал им землю, но они согрешили против Него, и Он изгнал их. Господь вновь даст землю потомкам Авраама, и они укоренятся на ней как «дубы праведности». Верою и Духом Святым остаток Израиля как этнического, так и духовного, будет помещен в Царство Небесное.


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle