ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

1. Сведения о святом Тите

В книге Деяний нет сведений о св. ап. Тите, имеются лишь отрывочные упоминания о нем в посланиях ап. Павла. В первый раз его имя встречается в послании к Галатам (Гал.2:1–3), откуда узнаем, что он еллин родом, сын языческих родителей, обращен ко Христу ап. Павлом и приведен им на Апостольский собор в 51 году. Во время третьего путешествия ап. Павла Титу была поручена миссия собирания милостыни в Коринфе, осведомления о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое посылание ап. Павла (2Кор.2:13). Возвратившись, Тит был вторично направлен в Коринф со вторым посланием и для сбора милостыни среди коринфян (2Кор.8:16–23). Из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, находясь на о.Крите после освобождения из первых римских уз, рукоположил его во епископа Крита, поручив ему поставить пресвитеров по всем городам острова (Тит.1:5). Последнее известие о Тите находим во 2Тим.4:10, откуда узнаем, что он пошел в Далматию, вероятно для проповеди. Из Предания известно, что Тит был епископом Крита до глубокой старости и умер на 94 г. жизни.

2. Сведения о Церкви Критской

Начало Церкви Критской положено первыми прозелитами, присутствовавшими в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян.2:11). Но каноническое ее начало положено ап. Павлом, прибывшим сюда ок. 64 г. и рукоположившим Тита во епископа Критского. По всему острову были основаны христианские общины. Окончательное каноническое устроение их было поручено Титу (Тит.1:15).

3. Повод и цель написания Послания

На о. Крите, как и во многих городах Малой Азии, христианские общины были национально разнородные, смешанные, что в силу их духовного несовершенства приводило к разногласиям. Выходцы из иудеев вносили в христианство идеи узко-национального мессианского ожидания; проникали сюда и идеи гностических сект. С другой стороны, то обстоятельство, что рабы получали в христианстве духовную свободу и равенство со всеми, вызывало у язычников подозрения, будто христиане проповедуют политическую свободу. Поводом к написанию Послания было желание ап. Павла дать Титу указания, как правильно поступать в сложившейся ситуации.

Целью послания было дать указания Титу:

а) очень внимательно подбирать кандидатов во пресвитеры;

б) строго обличать лжеучителей;

в) учить критян в зависимости от возраста, пола, общественного положения.

РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ

Послание к Титу повторяет в конспективном изложении главные мысли 1Тим.В нем ап. Павел преподает наставления относительно избрания пастырей, т. е. выражает заботу об иерархическом устройстве Церкви (1 гл.), затем научает достойному прохождению пастырского служения (2 и 3 гл.)

1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 гл.)

После приветствия (Тит.1:1–4), в котором ап. Павел указывает на цель своего апостольского служения: проповедь «истины», относящейся к благочестию (Тит.1:1), он напоминает о задаче, порученной им Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я приказывал» (Тит.1:5).

Стих ярко изображает начало истинного пастырства в Церкви: ап. Павел не обществу верующих поручает избрать себе пресвитеров, как делают теперь протестанты, но одному человеку – рукоположенному им Титу. Значит, полномочия Тита можно объяснить только тем, что он сам был рукоположен Апостолом, который в свою очередь, получил дары Духа Святого для иерархического устройства Церкви (1Тим.4:14; 5, 22).

Ап. Павел далее указывает, какими качествами должен обладать пресвитер (епископ) и каких пороков он должен избегать (они изложены так же, как и в первом послании к Тимофею (Тит.3:2–7). Эти качества следующие:

а) семейные: «муж одной жены, детей имеет верных» (Тит.1:6);

б) нравственные: «непорочен... не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит.1:7–8);

в) умственные: «держащийся истинного слова... чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:9).

Указание это было очень важно для Тита, потому что среди критских христиан было много лжеучителей: пустословов, обманщиков, корыстолюбцев, как из иудеев, так и из самих критян, что и подтверждает изречение о них Критского прозорливца Епименида (VI в. до Р.Х.): «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» (Тит.1:10–12).

2. Наставления к должному прохождению пастырского служения (Тит.2:1–3, 14)

а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей (Тит.2:1–10)

Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых.

От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными (Тит.2:2).

Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам (Тит.2:3); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни (Тит.2:4–5). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными (Тит.2:6). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит.2:7–8).

Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» (Тит.2:9–10) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни (Тит.2:11–3, 7).

б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7)

Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» (Тит.2:11), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:12).

Окончательное спасение оправданных откроется с явлением «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:13), т. е. во второе и славное пришествие на землю Сына Божия для суда и воздаяния. Стих 2, 13 содержит догматическое указание Апостола на Божество Иисуса Христа.

Указав Титу на необходимость проповеди учения о спасающей благодати во Христе (Тит.2:15) и о новых началах жизни по благодати (Тит.3:1–3), Апостол вновь возвращается к теме о спасении по благодати Божией (Тит.3:3–7). Все мы были некогда настолько погружены во грехи и осуждены гневом Божиим, что никогда не смогли бы сами очиститься. Только Сам Бог Отец явлением Своего человеколюбия спас нас, обновив нас «Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего» (Тит.3:5–6). Здесь в 3, 3–6 оказано о действии всей Святой Троицы в деле спасения грешника, почему этот текст (Тит.2:11–3, 7) читается на праздник Богоявления. Во Христе мы «по упованию», т. е. в надежде, «соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:7). Даром, по благодати, мы призваны к наследию, даром снабжены к этому благодатными силами, но дается оно не механически, а по мере активного усвоения благодати, почему Апостол так настойчиво и увещает уверовавших «быть прилежными к добрым делам» (Тит.3:8).

в) Об отношении к лжеучителям (Тит.3:8–14)

Бесполезных словопрений с противниками этого учения, т. е. с лжеучителями, следует удаляться (Тит.3:9). Однако, если лжеучители разрушают веру в других людях, их следует строго обличать и вразумлять. Если же они после нескольких вразумлений не исправятся, то Апостол советует прекращать общение с ними, как не подающими надежды на обращение (Тит.3:10). Такой еретик «развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11), т. е. совесть его осуждает, он знает, что противится истине; тем самым он хулит Духа Святого, что не простится ему никогда.

В послесловии Апостол дает Титу ряд распоряжений относительно обеспечения его сотрудников, с тем, чтобы дать возможность верующим «упражняться в добрых делах... дабы не были бесплодны» (Тит.3:14).

Вопросы для повторения Послания к Титу

I. 1. Какие сведения о Тите имеются в посланиях св. ап. Павла?

2. Что можно сказать о Церкви Критской?

3. Каков был повод к написанию послания Титу?

4. Какое важнейшее завещание дал ап. Павел Титу (Тит.1:5)?

5. Какие важнейшие качества кандидата в священство указал Апостол (Тит.1:6–9)? 6. Чему учить людей в зависимости от возраста, пола и социального положения (Тит.2:1–10)?

II. 1. Какую главную догматическую истину заповедал ап. Павел Титу (Тит.2:11–15; 3, 4–8)?

2. Чему научает нас благодать Божия (Тит.3:2–13)?

3. В чем самое существенное действие благодати (Тит.3:14)?

4. Какое участие Лиц Св. Троицы в низведении благодати Божией в мир (Тит.3:4–6)?

5. Какая цель явления благодати Божией в мир (Тит.3:5, 7)?

6. Как поступать с противниками истинного учения (Тит.3:9)?

7. Как долго надо обличать еретика (Тит.3:10–11)?

8. Чем, по указанию Апостола, должна завершаться вера (Тит.3:14)?

Комментарии для сайта Cackle