протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 19

Откр.19:1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!

Откр.19:2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.

Откр.19:3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.

Откр.19:4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!

Откр.19:5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

Откр.19:6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.

«голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых.

«аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6176. Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103, 35)

«спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10.

«дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится.

«двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6.

«голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил.

«малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые.

«как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2.

«воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

Откр.19:7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.

Откр.19:8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.

Откр.19:9. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.

Жена Агнца, то есть Церковь, облеченная в виссон чистый и светлый, то есть праведность и святость, противопоставляется здесь скверной жене блуднице, антицеркви-Вавилону, облеченной в порфиру греха и мерзости.

Отношения Бога с Его народом и грядущее Царство Христа в Библии многократно сравниваются с браком177. Почему? Святой Андрей говорит: «Как много благ будущего века, превосходящих всякую мысль, так многоразличны и имена, которыми они называются. Называются они иногда Царством Небесным по славе его и честности, иногда – раем по неоскудению трапезы наслаждений, иногда лоном Авраамовым по успокоению в нем усопших, а иногда – чертогом и браком не только по причине бесконечного веселия, но и ради чистого, истинного и неизреченного соединения Бога с Его рабами, – соединения, настолько превосходящего телесное общение друг с другом, насколько свет различается от тьмы и миро от зловония».

"напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» эти слова, как и многие другие в книге, адресованы гонимой Церкви. После описания в двух последних главах наказания зла и торжества правды Ангел через апостола Иоанна призывает Церковь к мужеству и терпению в испытаниях.

«сии суть истинные слова Божии» – слова о том, что в свое время зло будет наказано, добро восторжествует и сохранившие верность Христу получат вечную награду – эти слова есть несомненная истина.

Откр.19:10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Может быть, по причине значимости последнего откровения (о ниспровержении царства зла, о наступлении Царства Божия и браке Агнца) святой Иоанн хочет поклониться Ангелу, который его от этого удерживает. Из Ветхого Завета известны случаи поклонения ветхозаветных праведников являвшимся им Ангелам (ср. Дан. 8, 17). Но в данном случае Ангел воспрещает это Иоанну. Может быть, запрещение связано с изменившимся после пришествия Христа достоинством человека: если Бог, Владыка Ангелов, стал человеком, то и человек теперь возводится на новое несравненно высшее, по сравнению с Ветхим Заветом, достоинство.

Святой Андрей в этой связи также говорит, что из Ангельских слов мы усматриваем смирение святых Ангелов, которые не присваивают себе, подобно демонам, Божественную славу.

«ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» Дух апостольской проповеди, свидетельство об Иисусе Христе – это Тот же Святой Дух, Которым и я даю тебе пророчество, а потому мое пророчество и твое свидетельство имеют равное достоинство.

Вообще следует сказать, что вопрос о поклонении Ангелам был очень актуален в I веке, ибо, как мы знаем из истории Церкви, среди христиан распространялись тогда ложные учения о служении Ангелам (ср. Кол 2, 18; Евр. 1).

Откр.19:11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Откр.19:12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Откр.19:13. [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: 'Слово Божие́.

Здесь говорится о Втором пришествии Христа.

«отверстое небо» Христос приходит с небес. Ср. Деян. 1, 11.

«конь белый» – Христос приходит как Царь, чтобы открыть Свое Царство. У царей существовал обычай при вступлении на царство торжественно въезжать в свою столицу. Белый конь означает победу, Христос – Победитель.

Кроме того, Христос есть Жених Церкви, Жених верных Ему душ. Он приходит, чтобы взять Своих верных к Себе. Ибо обычно жениху при бракосочетании приходить в дом невесты, чтобы взять ее к себе.

«Верный и Истинный» – этим именем Христос назван в 3, 14.

"Верный» Бог исполнит абсолютно все, что обещал в Писании через пророков и апостолов.

«Истинный» – см. комм. на 1, 5.

«очи у Него как пламень огненный» – сказано о Божием всеведении, которое все проникает и судит. Праведников этот пламень просвещает, а нераскаянных беззаконников попаляет. См. также комм. на 1, 14.

«на голове Его много диадим» знак царской власти над творением, над всем бытием. В древности иногда цари имели короны по числу находившихся в их управлении областей.

«имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – имя здесь означает сущность Бога, и эта сущность непостижима ни для какого тварного существа. Святитель Григорий Палама говорит, что все имена, какими Священное Писание именует Создателя – такие, как Бог, Господь, Вседержитель и др., – а также все свойства, которые Ему приписываются, относятся только к энергиям Бога, к Его Благодати, тогда как сущность Божества превыше всех этих наименований и невыразима никаким словом.

«облечен в одежду, обагренную кровью» – согласно святому Андрею, одежда Бога Слова – это пречистая Его плоть, обагренная кровью на Голгофе.

Другие же считали, что эта черта означает Божиий суд и воздаяние грешникам и богоборцам.

Первое мнение представляется более правдоподобным, так как речь здесь идет пока только о явлении небесного воинства – событии, предшествующем сражению и воздаянию. О сражении же повествуется ниже, в стт. 19–21.

«имя Ему: Слово Божие» то есть Логос, Сын Божий, вторая Ипостась Троицы. Речь идет здесь не о сущности, как выше, но об одном из Божественных имен.

Откр.19:14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.:

Это сказано об Ангелах. О том, что Христос придет с Ангелами, говорится в Мф. 25, 31; Лк. 9, 26; 2Фес. 1, 7 и др.

Некоторые считали, что среди небесного воинства могут находиться и люди. Например, в его числе могли бы быть восхищенные с земли в сретение Господу праведники последних времен, после изменения их природы, согласно 1Кор. 15, 51, а также вообще все от века святые, соединенные в пришествие Христа со своими воскресшими телами, согласно 1Фес. 4, 17. См. также комм. на 16, 16.

Откр.19:15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.:

Откр.19:16. На одежде и на бедре Его написано имя: 'Царь царей и Господь господствующих'.

Этот образ Мессии, Победителя и Судии, был показан и ветхозаветным пророкам. Так, о грядущем Христе пророк Исаия говорит, что «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис 11, 4).

«из уст же Его исходит острый меч» символ власти, суда и воздаяния. См. также комм. на 1, 16.

«пасет их жезлом железным» Христу дана от Отца власть над всеми людьми: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2, 7–9).

«Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» изображение Божия гнева, суда и воздаяния.

«Царь царей и Господь господствующих» – подобными именами называли Господа и ветхозаветные пророки (Втор. 10, 17; Пс. 135, 2–3).

Некоторые, кроме того, усматривали здесь аллегорический смысл: Христос – Царь небожителей, то есть царствующих над страстями и господствующих над грехом178.

Откр.19:17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,

Откр.19:18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

Приглашение птиц пожрать трупы антихристова полчища свидетельствует о полном и сокрушительном его поражении. У евреев считалось позором и ужасом остаться без погребения; быть же съеденным зверями или птицами есть высшая степень позора и ужаса179.

«стоящего на солнце» – солнце является центром и некоторой высшей точкой неба – может быть, поэтому и говорит отсюда Ангел птицам.

Существует, впрочем, и аллегорическое объяснение: под хищными птицами следует понимать бесов, бросающихся как на свою добычу на грешников. В пользу этого мнения как будто бы говорят слова «по средине неба», которые могут указывать на место между истинным небом и землей, низшее небо, где обитают демоны (комм. на 8, 13, ср. также Еф. 2, 2). Под «трупами» при таком толковании следует понимать умерщвленные грехом души людей.

Откр.19:19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

Вероятнее всего, речь идет о том же воинстве, что и в 16, 16, то есть о собранном на месте Армагеддон (см. комм.).

В материальной земной реальности людям невозможно воевать с бесплотными Ангелами, однако с пришествием Христа эта реальность изменяется и такая возможность появляется (см. комм. на 16, 16). Согласно 2Пет. 3, 10, при Втором пришествии Христа стихии материального мира разрушатся, перестанут существовать в обычном своем виде. Можно думать, что привычные нам материя и пространство тогда или вовсе упразднятся или же принципиально изменятся. Тела всех «умерших во Христе» воскреснут (1Фес. 4, 15–17), а природа живых претерпит радикальные изменения – сообразно изменению стихий и категорий (1Кор. 15, 51–52). При этом все, абсолютно все люди, где бы они ни находились, вдруг увидят – не материальным, конечно, а духовным зрением – Христа, и каждый окажется с Ним лицом к Лицу.

Христос, предвечное Слово Божие, пребывает во всем творении, о Нем сказано: «Все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36), и еще: «Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1, 17). Святитель Филарет Московский говорит, что Слово Божие есть адамантовый мост, на котором утверждается все творение – под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Поэтому во всем бытии нет такого места, где можно было бы от Него скрыться. При Его явлении в этом убедятся все без исключения люди, и реакция на пришествие Христа у каждого человека будет различной – она будет предопределена его жизнью: чем больше человек стремился к Богу, чем больше любил Бога, трудился, подвизался для Него, тем больше будет его радость о явлении Христа. И наоборот, те, кто избегал, не любил и не хотел Его при жизни, кто попирал Его заповеди, имел вражду по отношению к Нему, – будут испытывать душевные муки, страх, злобу, отчаяние.

Святые отцы говорят, что исполняющие заповеди Христа являются членами Его Тела: они действуют из Его воли и из Его разума. Напротив, те, кто попирает заповеди Божии, кто одержим страстями и грехом, являются членами врага-диавола и действуют из его воли и разума. И такие люди потенциально уже являются врагами Христа. Например, те, кто одержим гордостью, находятся в великой опасности стать врагами Бога. «Горе гордым! – говорит преподобный Исаия отшельник. – Потому что они суть на стороне отступника диавола». А ведь очень часто современный человек – это именно человек гордый.

Стоит также вспомнить слова апостола Павла: «Мудрование плотское – вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может» (Рим. 8, 7). Согласно святым отцам, «мудрование плотское» есть образ мыслей, при котором человек всецело сосредоточен на земном преуспеянии, на удовлетворении телесных и душевных потребностей падшего естества. Плотское мудрование направляет людей действовать на земле так, как если бы они были вечны на ней. Такие люди, говорит апостол, находятся по отношению к Богу в состоянии вражды. И таких людей уже сегодня в мире абсолютное большинство. См. также комм. на 16, 14.

Таким образом, человечество конца времен (или огромная его часть), застигнутое пришествием Христа в диаволопоклонстве, в чудовищных беззакониях, в страшных взаимоистребительных войнах, человечество, которое добровольно отдало себя во власть демонов и находящееся под их сильнейшим воздействием, обезумевшее, осатаневшее, ставшее совершенно чуждым и враждебным Христу по своему состоянию, по своему внутреннему выбору, по всей своей жизни и деятельности, это человечество – в условиях изменяющихся в пришествие Христово категорий, при разрушении стихий (2Пет. 3, 10), воскресении мертвых (1Фес. 4, 15–17), изменении природы живых из плотской в духовную (1Кор. 15, 51–52), – увидев явившегося Господа и оказавшись с Ним лицом к Лицу, восстанет против Него и, предводительствуемое диаволом и антихристом, устремится на брань против Христа и небесного воинства. Впрочем, безумная эта брань, вероятнее всего, продлится лишь краткое мгновение, ибо творению невозможно воевать против Творца и богоборцы будут побеждены при самом начале брани, о чем и говорится в следующих стихах (см. также комм. на 16, 16).

Откр.19:20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;

Откр.19:21. а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

«живые брошены в озеро» антихрист и лжепророк ввергаются в геенну, не испытав телесной смерти, подобно как некоторые великие святые, минуя телесную смерть, бывали восхищаемы на небо.

«прочие убиты мечом» остальные испытают телесную смерть. Кажется, не следует слова об убиении мечом понимать в буквальном смысле: ведь меч находится у Христа не в руках, а исходит из Его уст. Поэтому под мечом здесь нужно понимать всемогущее определение Божие о наказании Его врагов. Средства же этого наказания известны Богу. См. также комм. на 1, 16.

«и все птицы напитались их трупами» – см. комм. на 19, 17–18.

Победа Христа над врагами была многократно предсказана пророками Ветхого Завета. Вот, например, слова псалмопевца: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих…»

* * *

176

Также оно встречается в 1Пар. 16, 36, но там цитируется Пс. 105, 48.

178

Ср. слова псалма «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1), которые некоторые отцы понимали в смысле «Бог стал среди обоженных праведников».

179

Ср. участь Иезавели, враждовавшей против Бога и пророков Божиих: «Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4Цар. 9, 10).


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle