протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Глава 22

Откр.22:1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

«и показал» – один из семи Ангелов, у которых было семь чаш (21, 9).

«чистую реку воды жизни» некогда «из Едема выходила река для орошения Рая» (Быт. 2, 10). Подобно этому и Небесный город будет напаяем водой жизни, под которой следует понимать Святой Дух.

Словом «река» наименовал Святого Духа Сам Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 37–39).

Как на земле всякая жизнь рождается от воды, поддерживается водой и невозможна без воды, так в Будущем веке все живет, и движется, и существует Духом Святым.

Об этих таинственных водах многократно говорится в Ветхом Завете, например, в псалмах: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего» (Пс. 45, 5) 194 .

В Писании также имеются многие прообразы этой небесной воды. Это, например, вода, изведенная Моисеем в пустыне (Числ. 20, 11), это вода, истекшая из прободенного ребра Спасителя (Ин. 19, 34), это тихие воды Силоама, текущие из-под храмовой горы, и мн. др.

"реку» – на земле христиане пьют только из ручейков Благодати. В Будущем же веке Дух Святой явится как полноводная река.

«исходящую от престола Бога и Агнца» Дух Святой сопрестолен Отцу и Сыну и равночестен Им.

«от престола» под этим святой Андрей понимает Ангельские силы, на которых почивает Господь.

Откр.22:2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.

«среди улицы его» это можно понимать так, что река течет посреди золотой прозрачной улицы. Следовательно, средоточием жизни города является Дух Святой.

«по ту и по другую сторону реки, древо жизни» – как в первом Раю было древо жизни, так и в грядущем оно, или подобное ему, будет.

Трудно сказать, как может одно дерево находиться по ту и по другую сторону реки одновременно. Может быть, единственное число употребляется здесь вместо множественного в смысле собирательном?195

Или, может быть, это дерево – вьющаяся лоза? Ведь именовал же Себя Христос лозой истинной?

Или же, скорее всего, как и в других местах книги, речь здесь идет о некоей недомыслимой небесной реальности.

«дающее на каждый месяц плод свой» этим означается многообразие, непрерывность, вечность Божественных даров.

«листья» – у дерева жизни пригодны для употребления не только плоды, но и листья. В этом нет ничего удивительного, ибо и среди обычных земных растений немало таких, с которых собирают и плоды, и листья.

«для исцеления народов» – вероятно, под «народами» следует понимать самих обитателей Небесного города, которые выше, в 21, 24, названы этим словом196.

«для исцеления» – согласно святому Андрею, речь идет о необходимом для приближения к Богу исцелении от слепоты неведения высочайших Божиих тайн и Божиих путей. В самом деле, приближение к Богу, или духовный рост, есть не что иное, как познание Бога и тайн Божиих. И совершается такое познание при устранении (исцелении) первоначального незнания, о чем и говорит тайнозритель.

Следует также обратить внимание, что слово «θεραπεία» может иметь и другие значения, например: «уход», «забота», «возделывание», «попечение». Поэтому фразу вполне можно было бы перевести так: «листья дерева служат для заботы (ухода, попечения) о народах (населяющих город)». Результатом этой Божественной заботы является восхождение, приближение к Богу, духовный рост.

О том, каким образом посредством этих небесных листьев (или того, чего образом они являются) Бог будет заботиться о насельниках города, возвышая их и приближая к Себе, узнают в свое время те, кто войдет туда.

Сходно с апостолом Иоанном о плодах и листьях говорит пророк Иезекииль: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 12).

Откр.22:3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.:

«и ничего уже не будет проклятого» – не будет зла, греха и родоначальника их диавола.

«но престол Бога и Агнца будет в нем» – то есть царствовать в нем будет Сам Господь, Бог Троица. См. комм. на 22, 1.

«и рабы Его будут служить Ему» наименование обитателей города рабами Божиими никак не умаляет их достоинства. Выражение «раб Божий» имеет значение «служитель Бога», «исполнитель Его воли». Святые – это люди, посвятившие свою земную жизнь исполнению воли Божией: стоит ли удивляться, что и в Будущем веке они, подобно Ангелам, являются ее исполнителями?

Кроме того, зададим себе вопрос: Чью именно волю исполняют святые и Чьими рабами они являются? Бог есть бесконечная любовь: разве недостойно человека быть рабом бесконечной любви? Бог есть бессмертие и вечная жизнь: неужели плохо быть рабом бессмертия и вечной жизни? Бог есть бесконечное совершенство: что плохого в том, чтобы исполнить волю бесконечного совершенства? Бог есть истина, радость и блаженство: разве недостойно, если все это будет обладать нами? Бог есть бесконечная свобода: неужели плохо быть рабом бесконечной свободы?

Следовательно, быть рабом Божиим – это что-то совсем не похожее на то, с чем в нашем сознании обычно связаны слова «раб» и «рабство». Скорее это что-то совершенно противоположное, почему и говорится в следующих стихах (22, 5), что рабы Божии будут царствовать во веки веков.

«будут служить Ему» – слово λατρεύω в Новом Завете имеет значение священнического служения (ср. Евр. 9, 6).

Откр.22:4. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

Видеть Бога лицом к Лицу есть слава и блаженство святых. Об этом говорится в Евангелии: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Имя Божие на челах означает усвоение святых Богом. См. комм. на 3, 12.

Откр.22:5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

«Если праведники, по обещанию Христову, будут сиять, подобно солнцу, – говорит святой Андрей, – то не нужны ни светильники, ни солнечный свет для тех, которые будут иметь своим просвещением и Царем Господа славы, Которым будут управляемы во веки веков, а лучше – сами, по божественному апостолу, с Ним воцарятся». См. также комм. на 21, 23; 21, 25.

«будут царствовать» только что говорилось, что рабы Божии будут служить Богу, а здесь сказано, что они будут царствовать – как это совместить? Однако состояние истинного раба Божия, то есть исполнение воли Божией, доставляет высшую свободу и царское достоинство: поистине, рабы Божии будут царствовать. Преподобный Макарий Великий говорит, что святые и праведники будут царями и владыками, и именно в этом смысле он объясняет одно из Божественных имен: «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6, 15).

Со ст. 6 начинается эпилог всей книги.

Откр.22:6. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

Откровение святого Иоанна верно и истинно, потому что получено таким же способом, как и все книги Священного Писания – через откровение от Бога: «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего…». Характерно, что ниже, в ст. 16, сказано, что Ангела Своего послал Иисус, из чего следует, что Господь Бог святых пророков и Иисус есть один и Тот же Господь Бог.

"Ангела» – о том, что Откровение было дано через Ангела, святой Иоанн говорил в самом начале книги (1, 1).

«чему надлежит быть вскоре» см. комм. на 1, 1.

Откр.22:7. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

Откр.22:8. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему];

Откр.22:9. но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

«смотри, не делай сего» см. комм. на 19, 10.

Откр.22:10. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.

См. комм. на 1, 1.

Откр.22:11. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

Господь никого не принуждает, но предоставляет каждому свободу выбора. В Евангелии сказано, что и плевелы, и пшеница растут вместе до жатвы (Мф. 13, 30).

Откр.22:12. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

Откр.22:13. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

См. комм. на 1, 8; 10.

Откр.22:14. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.:

В некоторых древнейших рукописях этот стих имеет другой вид: «Блаженны омывающие одежды свои…» Смысл, впрочем, от этого не меняется.

Откр.22:15. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

"псы» – может быть, имеются в виду лжеучители (ср. Флп. 3, 2).

Откр.22:16. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

«Я есмь корень и потомок Давида» – пророк Исаия говорит о грядущем Христе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1).

Или можно понимать по-другому: как Бог Христос есть корень, причина Давида, а как человек – его потомок, следствие.

«звезда светлая и утренняя» – у пророков Христос тоже именуется звездой: «Восходит звезда от Иакова» (Числ. 24, 17). Утренняя звезда возвещает приближение рассвета, нового вечного дня – Царства Бога и святых Его. Святой Андрей говорит, что Христос назван звездой потому, что Он имеет явиться в утро всеобщего воскресения, чтобы установить после ночи нынешнего века вечный нескончаемый день.

Откр.22:17. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

"Дух» – Дух Святой, о Котором апостол говорит: «Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

«невеста» – Церковь.

«слышавший» – каждый христианин. В нашей главной молитве мы говорим: «Да приидет Царствие Твое».

Откр.22:18. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

Откр.22:19. и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

Это – строгое предупреждение о недопустимости изменения Слова Божия, прибавления к нему или убавления от него (ср. Втор. 12, 32). Те, кто дерзает это делать, совершают великое зло и находятся в опасности отпасть от Бога и лишиться благ Будущего века.

Откр.22:20. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

«ей, гряду скоро! Аминь» – эти слова произносит Христос.

«ей, гряди, Господи Иисусе!» – это ответ святого Иоанна и, можно думать, всей Церкви. Ибо верные христиане с нетерпением ожидают обетованного пришествия Господа и явления Его блаженного Царства.

Откр.22:21. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Книга Апокалипсис – это послание, а потому и заканчивается она, как было принято у апостолов заканчивать послания Церквам.

* * *

195

В книге пророка Иезекииля, в описании Нового Иерусалима, говорится о многих деревьях, а не об одном (Иез. 47, 12).

196

Как уже говорилось, в греческом оригинале стиха 21, 24 – «спасенные народы будут ходить во свете его…» – слово «спасенные» отсутствует.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle