протоиерей Иоанн Павловцев

Источник

Приложение. Нерон как прообраз антихриста

Существуют ли какие-либо черты жизни и личности Нерона, которые бы подтверждали его репутацию антихриста или его прообраза? Да, такие черты существуют. Укажем некоторые из них.

Родители Нерона, согласно римским историкам, пользовались дурной славой. Его мать, Агриппина Младшая, запятнала себя многими злодеяниями, гнусными интригами, убийствами, развратом и кровосмешением: она имела связь со своим родным братом, императором Калигулой.

В разврате и кровосмешении с родной сестрой Лепидой обвиняли также и отца Нерона, Гнея Домиция. О Домиции Светоний говорит, что это был человек «гнуснейший во всякую пору его жизни». Когда у Гнея и Агриппины родился Нерон и друзья пришли поздравить Гнея с рождением сына, то в ответ на поздравления он воскликнул, что «от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме горя и ужаса для человечества»197.

Дион Кассий в «Римской истории» (61, 2) сообщает, что в детстве на шее Нерона нашли сброшенную змеиную кожу. Эта кожа по желанию его матери была вставлена в браслет, который Нерон носил на правой руке.

Историк Светоний повествует, как Мессалина, жена императора Клавдия, подослала к мальчику Нерону убийц, но те, проникнув в спальню и увидев, что около подушки спящего Нерона находилась охраняющая его змея, в ужасе бежали, не сумев исполнить свое намерение198. Согласно же Тациту, среди римлян ходили слухи, что Нерона в младенчестве охраняли драконы.

Святые отцы говорили, что антихрист в первую половину своего царствования будет заботиться о людях и показывать себя праведным и только во вторую обнаружит свое истинное лицо и явит себя зверем. Именно так было с Нероном: первая часть его царствования была благополучной, а во вторую он показал себя тираном и зверем199.

Тирания началась с того, что Нерон убил свою мать Агриппину, предпринимавшую попытки контролировать деятельность императора. Сначала он три раза пытался ее отравить, затем устроил в спальне матери потолок, обрушивающийся во время сна. Когда же все это не удалось, он послал ее в море на специальном корабле, который должен был развалиться во время плавания. Агриппина, однако, спаслась, достигнув вплавь берега. Наконец, он направил к ней вольноотпущенника Аникета, чтобы тот заколол ее. Агриппина, увидев кинжал, обнажила свое тело: «Бей во чрево, – сказала она, – ибо оно породило Нерона».

После смерти матери Нерон начал казнить уже без всякой меры и разбора кого угодно и за что угодно200. Он убил своих воспитателей, благодетелей и наставников – философа Сенеку и военачальника Секста Бурра: Сенеку принудили покончить жизнь самоубийством, а Бурра отравили лекарством, которое Нерон послал ему для излечения больного горла. Была казнена также первая жена Нерона – Клавдия Октавия. Вторую жену Поппею Сабину Нерон убил сам: во время семейной ссоры пьяный император ударил беременную жену ногой в живот, что привело к выкидышу и смерти Сабины. Нерон впоследствии не раз признавался, что по ночам его преследуют кошмарные призраки убитых им матери и жены. Для того чтобы от них избавиться, он приглашал персидских магов.

Кроме бесчисленных убийств, Нерон запятнал себя неистовым развратом. От его похоти не были застрахованы ни женщины, ни мужчины. Светоний пишет: «Мало того, что жил он и со свободными мальчиками и с замужними женщинами: он изнасиловал даже весталку Рубрию… Мальчика Спора он сделал евнухом и даже пытался сделать женщиной… он ввел его в свой дом и жил с ним как с женой… он искал любовной связи даже с матерью, и удержали его только ее враги, опасаясь, что властная и безудержная женщина приобретет этим слишком много влияния… Собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член остался неоскверненным» (VI, 28–29).

Следует, впрочем, сказать, что Нерон – это не просто неистовый и звероподобный тиран: во многих отношениях он был человеком талантливым и одаренным201. В первую половину своего правления, проявив себя умным и дальновидным политиком, Нерон пользовался в империи большой популярностью. Не лишен он был и благородных порывов, иногда выказывал скромность, великодушие, нерасположение к деспотизму. Его воспитателем был известный философ Сенека. Нерон имел природные способности к творчеству, с детства занимался рисованием, чеканкой по металлу, сочинением стихов, обнаруживая, что им усвоены начатки учености202. Император любил петь, сочинял пьесы, наслаждался участием в соревнованиях поэтов. Кроме того, он участвовал в спортивных состязаниях на колесницах и считался одним из лучших наездников империи. Также он любил состязаться с атлетами.

Впрочем, и эти положительные качества Нерона в конечном итоге обратились во зло. Император был одержим болезненным тщеславием, и потому лавры актера и поэта были для него столь же важны или даже важнее, чем власть. В своих глазах он действительно видел себя выдающимся артистом, поэтом и певцом. Со временем это стало чем-то вроде психической болезни или одержимости: Нерон жаждал выступать перед публикой и требовал при этом, чтобы слушатели непрестанно выражали свое восхищение. Для наблюдения за реакцией публики, особенно людей высокопоставленных, были учреждены особые тайные осведомители, которые сообщали Нерону имена тех, кто без должного энтузиазма относился к выступлениям императора. На этих людей впоследствии обрушивались беспощадные репрессии Нерона203.

Вторая жена Нерона Поппея Сабина симпатизировала иудеям и, согласно Иосифу Флавию204, приняла иудаизм (что, впрочем, не мешало ей иметь при себе гадателей, халдеев и магов). Также и сам Нерон, несмотря на то что в его царствование началась Иудейская война, покровительствовал иудеям, и, согласно Талмуду, вместе с женой принял иудаизм205. В Талмуде повествуется, как Нерон предпринял попытку завоевания Израиля206, однако был остановлен некоторыми знамениями свыше, после чего обратился в иудейскую веру. Талмуд даже утверждает, что Рабби Меир, авторитетный учитель иудаизма II века, был одним из потомков Нерона207.

В связи с такой информацией следует вспомнить, что, согласно святым отцам, антихрист будет дружить с иудеями и искать с ними союза, по крайней мере в начальный период своего царствования208.

Нерон вошел в историю как первый и жесточайший гонитель христиан, и уже в силу этого он может служить прообразом апокалиптического зверя. При Нероне были преданы смерти два первоверховных апостола – Петр и Павел, в чем можно усмотреть параллель с двумя свидетелями, упоминаемыми в Апок. 11, 3. Поводом для гонения на христиан послужил страшный пожар, случившийся в Риме в 64 году и бывший, согласно Тациту, самым большим пожаром за всю историю города. Большинство исследователей считает, что столица была подожжена самим Нероном, который затем, чтобы отвести от себя гнев римских граждан, обвинил в поджоге христиан. Вот свидетельство Светония: «Кто-то сказал в разговоре с Нероном: «Когда умру, пускай земля огнем горит!» «Нет, – прервал его Нерон, – Пока живу!» И он этого достиг. Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать» (VI, 38)209.

Очевидно, что факт поджога Рима может быть соотнесен с эсхатологической эпохой как прообраз уничтожения антихристом мировой столицы последних времен – Вавилона, описанного в Апок. 17–18, где, кроме прочего, упоминается, о сожжении этой столицы (17, 16).

После поджога Нероном города римские христиане были подвергнуты страшным репрессиям и казням. Умерщвление их, по словам Тацита, «сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц»210.

Гонения на христиан продолжались при Нероне приблизительно в течение трех с половиной лет, с 64 по 68 год, что очень созвучно библейским пророчествам о царстве зверя (Дан. 12, 11–12; Апок. 13, 5).

Еще более созвучно этим пророчествам содержащееся в имени Нерона число 666, о чем было сказано выше (комм. на 13, 18).

Против Нерона в конечном итоге было поднято восстание, в результате которого он лишился власти. Сенат объявил его врагом народа (определение «hostis publicus») и приговорил к смерти. Чтобы избежать публичной казни, Нерон был вынужден спешно покончить жизнь самоубийством в усадьбе вольноотпущенника Фаона в 68 году.

После смерти тирана среди христиан (и не только) распространилось мнение, что Нерон не умер, но ушел на Восток, за Евфрат, и что по прошествии времени он вернется для того, чтобы снова захватить власть в империи. Многие христиане считали, что тогда-то он и станет тем самым антихристом, о котором говорят апостол Павел в 2Фес. 2, 3–4 и Иоанн в книге Откровения: «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» (Апок. 17, 9–11). Считалось, что восьмой царь, который был и которого сейчас нет, но он должен вернуться, это и есть Нерон. Потому о нем и сказано, что он «из числа семи», ибо, будучи некогда императором, он стоял в ряду прочих римских царей. Это так называемая идея «Nero redivivus», то есть возрождающегося Нерона.

Распространению этого мнения способствовало, кроме прочего, отсутствие достоверной информации о смерти императора, обстоятельства которой многим представлялись загадочными. Кроме того, среди народа ходила легенда о придворных астрологах, якобы предсказавших, что Нерон будет свергнут, однако после этого сохранит свое влияние на Востоке и через некоторое время вернется оттуда к прежнему положению римского царя. Эти легенды имели достаточно широкое распространение, и потому неудивительно, что в империи стали появляться лженероны, то есть самозванцы, выдававшие себя за Нерона и претендовавшие на верховную власть в Риме. Из истории известно как минимум три таких самозванца. Все они жили в I веке.

* * *

197

Светоний. Жизнь двенадцати цезарей, VI, 5–6.

198

Сам Светоний, правда, считал эту историю выдумкой.

199

Многие действия Нерона в первые годы его императорства были направлены на достижение социальной справедливости, облегчение жизни римлян, в том числе низших классов (включая рабов), на ограничение их эксплуатации аристократией, на уменьшение налогов, штрафов, таможенных пошлин, на борьбу с коррупцией и т. д. Все это принесло Нерону большую популярность и признание со стороны широких кругов римских граждан. См. также комм. на 17, 10.

200

В частности, в Риме тогда было множество процессов по делам оскорбления императорского величия.

201

И это тоже одна из черт, присущих антихристу, который, по мнению многих, будет личностью незаурядной или, по крайней мере, будет претендовать на незаурядность.

202

Тацит, Анн., XIII, 3.

203

См. Анн., XVI, 5.

204

Иудейские древности, ХХ, 8, 11.

205

Существует даже мнение, что именно иудеи, используя Сабину и других прозелитов (в Риме, как и вообще в империи, было немало знатных людей, принявших иудаизм), подвигли Нерона к обвинению христиан в поджоге Рима. Пример подобных действий, направленных против апостола Павла, можно видеть в Деян. 13, 50.

206

Это соответствует действительности, ибо именно Нерон направил в 67 году Веспасиана на подавление восстания иудеев.

207

Гиттин, 56.

208

Характерно, что союза с иудеями искал и другой прообраз антихриста, Наполеон, призывавший евреев стать под его знамена и имевший планы восстановления в Палестине еврейского государства и Иерусалимского храма. Многие раввины приветствовали эти планы Бонапарта и призывали евреев молиться об их осуществлении. В честь Наполеона даже сочинялись и исполнялись в синагогах гимны. В простонародной же еврейской среде было распространено убеждение, что Наполеон есть не кто иной, как мессия.

209

Причиной поджога, кроме прочего, могло послужить желание заново отстроить обветшавший Рим, ибо известно, что Нерон вынашивал планы строительства в центре города огромного дворцового комплекса, который и начал потом возводиться на месте выгоревших кварталов (т. н. «Domus Aurea», Золотой дворец Нерона).

210

Анн. XV, 44.


Источник: Текст публикуется по изданию: Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса. Даръ, православное издательство, М., 2017

Комментарии для сайта Cackle