Три заповеди

Источник

Oтрывок из неоконченного сочинения «Библия в общедоступных рассказах»

И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт.2:15). И сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею! (Быт.1:28).

Вот первые заповеди Господни, данные человеку. Отдавая землю в обладание человеку, заповедуя для этого людям плодиться, размножаться и заселять земной мир, Бог внушил им, что без труда счастье невозможно даже в раю, – что и в этом чудном саду надо трудиться, надо возделывать и хранить его. И этот закон труда дан первым людям не в наказание за грех (так как они тогда еще не согрешили), а как необходимое условие счастливой жизни.

В рассказе своем о сотворении первых людей и водворении их в раю, Моисей, по непонятной причине, умалчивает о главнейших законах Бога, в которых выражена вся правда Божия, и говорит о них только в других книгах своих. Во Второзаконии, напоминая евреям все заповеди Божии, он говорит: Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими! (Втор.6:5), а в книге Левит: Люби ближнего твоего, как самого себя! (Лев.19:18). Эти две заповеди Иисус Христос назвал наибольшими, главнейшими (Мф.22:35–40; Мк.12:28–31; Лук.10:27), так как в них вмещаются все другие заповеди, гласящие об отношениях человека к Богу и к людям. Поэтому, было бы странно полагать, что только в Синайской пустыне, через Моисея, Бог впервые поведал людям Свою волю, выраженную в этих основных заповедях. Если Господь, создав людей, отдал им в обладание землю и повелел для этого размножаться и заселять ее, – если Он заповедал Адаму и Еве трудиться даже в раю, то несомненно, что Он им же открыл Свою волю, которой они и их потомки должны были руководиться в жизни. Несомненно, что первым же людям были даны три основных закона: Люби Бога! Люби ближнего! И трудись!

Открывая в этих законах Свою волю, Господь, тем самым, научил первых людей, как они и их потомки должны жить, чтобы уподобиться Ему, чтобы быть достойными сынами своего Творца. Согласуя с этими заповедями все свои действия, всю свою жизнь, исполняя их беспрекословно, как законы Верховного Царя, люди должны были образовать на земле Царство Божие, то есть управляемое волей Бога или Самим Богом, общество трудящихся людей, любящих Бога и друг друга.

Люби Бога! Люби Его, как своего Создателя, давшего тебе жизнь! Люби Его, отдавшего во власть твою всю землю со всем, находящимся на ней и в недрах ее! Люби Его во имя признательности и благодарности за все Его благодеяния, которыми ты ежеминутно пользуешься! Люби Его во имя Его божественной, беспредельной любви к тебе! Люби любящего тебя Бога! Стремись к Нему всеми силами своей души, как к Первоисточнику, даровавшему тебе искру Своего божественного Разума и одухотворившего тебя Своим Духом бессмертным! Стремись к Нему с сознанием своей священной обязанности приблизиться к Нему, возвыситься до Него, насколько это возможно человеку вообще! Возвышайся же, совершенствуйся и старайся быть достойным сыном своего Творца, к Которому ты должен отойти по окончании своего земного странствования! Возвышаясь же, не останавливайся на полпути, «не будь доволен (как говорил Бл. Августин) той степенью нравственного совершенства, на которой находишься, но стремись к той, которой еще не достиг! Ибо, как только ты смотришь на себя с самодовольством, то уже не пойдешь далее; если же скажешь: «Довольно!», то ты погиб. Все прибавляй, все иди вперед, все совершенствуйся!» Помни, что твой идеал, до которого ты должен, если не возвыситься, то постоянно и непрерывно возвышаться, твоя цель, которую ты должен постоянно иметь в виду на своем жизненном пути, это – любящий тебя и идущий навстречу тебе Бог. Помни, что Он сказал: «Вы должны быть святы, потому что свят Я, Господь Бог ваш!» (Лев.19:2; Лев.20:26 и др.). Люби же Его и исполняй Его святую волю! Знай, что Он, как ни в чем не нуждающийся, не требует для Себя ничего, кроме любви и послушания. Да и все послушание Ему состоит в исполнении двух заповедей Его: трудись и люби ближнего твоего, как самого себя!

Люби ближнего твоего, то есть люби всех людей, как самого себя! Все люди – братья, все – сыны одного Отца Небесного. Все должны составлять как бы одну семью, объединенную любовью к Богу и друг к другу. Все должны уподобляться одному организму, члены которого составляют неразрывное целое; и как боль, причиненная одному какому-либо члену, чувствуется всем организмом, вообще и каждым членом в отдельности, так и в обществе людей, в этой всемирной всечеловеческой семье, все члены его, все люди должны быть соединены такой силой взаимной любви, какая исторгает, у истинных сынов Отца Небеснаго, слезы сострадания при известии о бедствиях даже неведомых людей где-то на другой стороне земного шара и заставляет их, рискуя своей жизнью, идти в далекие страны помогать страждущим. Люби же всех людей, все человечество! Помогай нуждающимся в посторонней помощи; помогай им в беде, несчастье, болезни; облегчай их немощи телесные; соболезнуй горю страждущего, не давай ему падать духом, поддерживай в нем надежду на милосердие Божие; и, конечно, не причиняй никому никакого вреда, никакого огорчения! Словом, люби ближнего и береги его, как самого себя!

Трудись! Трудись не только для себя, но и для других. Помни, что только общими усилиями всех людей можно создать на земле Царство Божие, этот рай земной, об утрате которого тоскуют люди с незапамятных времен. Не забывай, что каждое поколение людей работает для блага своего потомства, и что каждый человек пользуется трудами своих предшественников, сошедших уже в могилу. Если ты пользуешься, таким образом, плодами чужих трудов, если жизнь так сложилась, что ты даже не можешь не пользоваться ими, то и сам должен работать, по мере сил своих и способностей, не только для себя и своих современников, для тех ближних, которых ты должен любить, как самого себя, но и для будущих поколений, для всего человечества. При современных условиях жизни людей, при необходимости разделения труда, никто не может обойтись без труда своих ближних. Ты живешь в доме, которого сам, своими руками не строил; ты отапливаешь его дровами, которых сам в лесу не рубил и из леса не возил, или углем, которого из недр земли не добывал; ты обуваешься в сапоги, сделанные не тобой из кожи животных, которых ты не растил и не кормил; ты одеваешься в одежды, сотканные неизвестными тебе людьми из шерсти животных или из волокон растений, разведением и возделыванием которых ты себя не утруждал; ты переезжаешь с места на место то в рессорных экипажах, то в вагонах электрического трамвая и в поездах паровых железных дорог; ты разговариваешь с приятелями и знакомыми при помощи телефонов и телеграфов; ты читаешь книги и черпаешь из них знания, не тобой впервые приобретенные; ты читаешь почти в тот же день о всех главнейших событиях, происходящих на земном шаре; ты постоянно пользуешься такими жизненными удобствами, изобретением и усовершенствованием которых ты головы своей не утруждал… Словом, ты на каждом шагу пользуешься чужими трудами. Так потрудись же и сам, чем и как можешь, и не только лично для себя, но и для других, для общего блага, для всего человечества! Пойми, что человек, праздно проводящий свою жизнь в веселье и в безмятежном пользованиями чужими трудами, не только тунеядец, не заслуживающий ни малейшего уважения, но и противник воли Божией; он – грешник, согрешающий против первой заповеди Господней! И если такой тунеядец когда-нибудь призадумается над своей беспутной жизнью, то ему станет стыдно, и он потеряет сам к себе всякое уважение, станет презирать себя.

Итак, трудись! Люби Бога! Люби ближнего! Вот вечный и неизменный закон Божий, данный первым людям и написанный, так сказать, в сердцах человеческих! Вот устав того Царства Божия, которое должно было образоваться из первой семьи человеческой и разрастаясь постепенно, охватить всю землю, вместить в себе все населяющие ее народы. Вот условия для образования этой единой всемирной, трудолюбивой и дружной семьи, руководимой единым, любимым и любящим Главой – Богом! Вот путь к достижению того богоподобия или богочеловечества, какое составляет цель создания людей и смысл человеческой жизни!

Эти три заповеди даны были первым людям; поэтому, они обязательны для всех людей, населяющих землю, несмотря на их современные вероисповедные различия. Они в равной мере обязательны были, как для иудея, таки для эллина. Если евреи, магометане, буддисты и исповедники прочих нехристианских религий не признают Христа, как воплотившегося Бога, то они все-таки не могут считать себя свободными от исполнения этих трех заповедей; они должны их исполнять.

А если они не понимают истинного смысла их или исказили его своими превратными толкованиями, пусть послушают, как разъясняет их Христос, Которого даже ученые безбожники всегда признавали и признают Человеком высочайшего ума и безукоризненной нравственности.

Они узнают, что Христос пришел с благой вестью о воскресении и блаженстве будущей вечной жизни; с той радостной вестью, которая была неведома ветхозаветным людям. Он пришел научить нас, как перевоспитать себя, как возродиться духом и сделаться достойными этого блаженства; Он пришел основать Царство Божие, создать которое не удавалось людям без личной помощи Самого Бога. Он подтвердил все три ветхозаветные заповеди и сказал, что скорее небо и земля уничтожатся, чем изменится или останется неисполненной воля Божия, выраженная в этих заповедях (Мф.5:18; Лк.16:17). Он разъяснил заповедь о любви, сказав: «Вы слышали, как поняли древние закон о любви к ближним, как они ближними считали только друзей своих, а врагов ненавидели. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного!» (Мф.5:43–45). Он говорил, что любовь должна быть всепрощающей, самоотверженной. Он заповедал так любить ближних, чтобы и жизнью своей жертвовать для блага их (Мф.6:14–15; Ин.15:13), и все Свои заповеди вместил в одну: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними! (Мф.7:12). Сознавая же, что падшему человеку трудно собственными силами, без помощи свыше, возродиться к новой жизни, Он сказал: Невозможное человеку возможно Богу (Мф.19:26; Мк.10:27). Просите и дано будет вам! Ищите и найдете! Стучите и отворят вам! Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Если такого не найдется даже и среди падшего человечества, то может ли Отец ваш Небесный отказать просящим у Него? (Мф.7:7–11; Лк.11:9–13).

Итак, мы должны поступать со всеми людьми так, как хотим, чтобы и они поступали с нами. Посмотрим же, тяжко ли это требование? Удобоисполнимо ли оно? Ты, вероятно, испытывал не раз щемящую боль сердца, когда сознавал, что многие, даже близкие к тебе люди, не любят тебя и нисколько не стесняются открыто проявлять свое нерасположение к тебе? И ты осуждал их за их бессердечность. Но заглянул ли ты в свое сердце? Спросил ли себя: любишь ли ты всех людей вообще и близких к тебе, в особенности? Ведь ты сам иногда дышишь злобой против многих, не всегда даже и повинных пред тобой. За что же негодуешь на других? Если хочешь, чтобы тебя любили все, люби и ты; и верь, что любящее сердце всегда найдет отклик в сердцах других людей. Ты, быть может, скорбел, доходил даже до отчаяния, когда тебе, нуждающемуся в помощи, все отказывали в ней? Ты недоумевал, почему, например, такой-то отказал тебе в своей поддержке, которая ему почти ничего не стоила бы? Не правда ли, как тяжело, как грустно встречать повсюду холодные, равнодушные к твоей нужде лица? Как больно сознавать, что некому помочь тебе? Так не отказывай же и сам в посильной помощи нуждающимся; и если ты не в состоянии помочь так, как хотелось бы, помоги, как можешь, но все-таки помоги; подай хотя чашу воды жаждущему и немогущему утолить свою жажду без посторонней помощи. Да и помогая посильно ближним не возвеличивайся пред ними, не выставляй себя напоказ, как благодетеля, не труби о своих добрых делах! Знай, что в человеческом сердце есть скверное чувство неблагодарности к тем, кто рисуется своими благодеяниями, кто напоминает о них облагодетельствованным, эта неблагодарность служит наказанием за то, что доброе дело сделано не из любви к ближним, а для того только, чтобы благодетеля хвалили, возвеличивали. Поэтому, старайся помогать нуждающимся так, чтобы, по возможности, никто не знал бы об этом и никогда не попрекай облагодетельствованных тобой. Тогда и ты в праве будешь рассчитывать, что и тебе не откажут в помощи, когда будешь нуждаться в чем-либо, да и оказывая помощь, не будут ставить тебе это на вид, не будут пробуждать в тебе чувств озлобленной неблагодарности. Согрей сердце свое любовью не только к тем, которые любят тебя, но и к врагам своим; молись за них, чтобы Господь смягчил и их сердца; помогай и им, и верь, что твоя всепрощающая любовь, даже к ненавидящим тебя, обезоружит их, заставит и их полюбить тебя. Ты обижаешься и негодуешь, когда знакомые твои осуждают тебя за какие-либо ошибки в жизни, за бестактные поступки, когда злословят тебя за них? Но загляни в свое прошлое и ты увидишь, что сам не безгрешен в этом отношении, что сам не прочь был иногда позлословить и осудить ближнего. Не злословь же, не осуждай никого и тебя не будут злословить. Не приходилось ли тебе когда-либо слышать от своих знакомых, что такой-то человек никогда и ни о ком не говорил дурно? Не припомнишь ли, с каким уважением они отзывались о том человеке? Не убеждаешься ли, что такого человека никто не решится ни осуждать, ни злословить? Старайся почаще заглядывать в свою душу, осуждай себя за грехи, отстань от них, исправься и тогда познаешь, как исправить брата своего. Ты возмущаешься, когда другие люди лгут, обманывают, нарушают свое слово, даже клятву. Не обманывай же и сам никого, никогда не лги, будь всегда и во всем настолько правдив, чтобы все верили твоему слову, не требуя никаких клятв. Ты испытываешь невыразимые муки, когда узнаёшь про неверность своей жены? Но в праве ли ты осуждать ее? Сам-то ты безгрешен ли в этом отношении? Будь же прежде всего сам целомудренным, не прелюбодействуй, не развратничай; мало того, не делай ничего такого, что влечет к этому греху, даже мысленно не возбуждай в себе половой похоти к посторонней женщине (не жене твоей); и только тогда ты будешь в праве чувствовать обиду, нанесенную тебе неверностью жены. Ты, конечно, желаешь, чтобы никто не нарушал твоей телесной неприкосновенности, чтобы никто не обижал тебя и даже ничем не выражал своего гнева или презрения к тебе? Но, загляни в свое прошлое и увидишь, что нередко обида, причиненная тебе, пробуждала в твоем сердце жажду мести, желание воздать противнику не только тем же, но и гораздо большей сторицей? Подумай, как больно было бы тебе, если бы обиженные тобой мстили тебе за каждую причиненную тобой обиду! Поэтому не только не мсти никому, но даже не трогай никого; будь кроток, не гневайся, не унижай ближнего не только обидным словом, но даже и презрительным взглядом. Если кто обидел тебя, прости ему обиду; верь, что своим великодушием, ты обезоружишь его, а если ты сам обидел кого, спеши к обиженному, проси прощения, мирись с ним скорее; будь уверен, что тебя все простят, если будут знать, что и ты прощаешь всем… Вообще, во всем поступай с людьми так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой.

Вот чего требует от нас Бог! Вот устав Его Царства, вот иго Его заповедей! В чем же трудность несения этого ига? Не труднее ли свобода от него? Ведь это иго дает истинное счастье и душевное спокойствие всем смиренно несущим его. Свобода же от этого ига, хотя и содействует временному накоплению некоторых земных благ, не в силах, однако, дать обладателю их душевного покоя. Неся другое иго, иго мира сего, иго себялюбия, человек смотрит на всех людей, как на средства удовлетворения своего сребролюбия, похотей и страстей; он не любит их; он ради личной корысти вредит им во всем, мстит им, воздает злом за добро, притесняет и грабит их; он осуждает и злословит всех, и бесстыдно лжет; он злопамятен и никогда не прощает чем-либо обидевших его; он поклоняется золотому тельцу и в погоне за наживой, за обогащением себя на чужой счет, стремится подчинить своей власти, своему влиянию, поработить себе всех соприкасающихся с ним. Он достигает цели; но сколько душевных терзаний он испытывает в этой постоянной, ожесточенной борьбе с ближними? И как ни старается он заглушить эти терзания мнимым весельем, разгулом, азартными играми, бешеной тратой неправильно нажитых денег, – душевный покой все дальше и дальше уходит от него. А при малейшей неудаче, при потере власти или влияния на окружающую среду, в особенности же при потере хотя бы части состояния, он приходит в отчаяние, изнемогает под бременем ига мира сего и нередко прекращает самоубийством свою беспутную жизнь.

Вдумайтесь хорошенько во все сказанное и вы признаете, что жить по уставу Царства Божия совсем не трудно, и что только такая жизнь дает истинное счастье здесь, на земле, и блаженство в будущей вечной жизни.

Итак, все верующие в Бога, к каким бы религиям вы ни принадлежали! Если вы признаете Бога Творцом всего мира, даровавшим человеку искру Своего божественного Разума и одухотворившим его Духом Своим; если вы признаете, что Бог есть высочайшая Любовь и что Он не может не любить Свое наилучшее создание, – то любите же и вы Его! И во имя этой любви к Богу, любите друг друга! Любите всех людей, к каким бы народностям они не принадлежали! Любите их, как самих себя! Во всех своих сношениях с ними поступайте так, как хотите, чтобы и они поступали с вами! Согрейте свои и их сердца любовью! Старайтесь, чтобы в душах их и ваших царил Бог мира и любви! Расширяйте пределы Царства Божия! И вы увидите, какой радостью наполнятся ваши сердца; и радости этой никто не отнимет от вас!

Соединимся же все в молитве к Господу Богу! Будем молить Его, милосердного Создателя: да умолкнет дух злобы, вражды и человеконенавистничества, пожинающий ныне обильную жатву! Да воспламенятся сердца наши любовью к Нему, Отцу Небесному, и друг к другу! Да поможет Он нам сознать свою духовную нищету, свое нравственное бессилие и ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому мы должны стремиться! Да дарует Он нам силы возродиться к новой жизни, начать созидание Царства Божия и стать достойными сынами Его! Да одухотворит нас Духом Святым! И да будем все едино, и да будем едино с Ним! Аминь.


Источник: Три заповеди : Oтрывок из неоконченного сочинения «Библия в общедоступных рассказах» / Б.И. Гладков. – 2-е, издание, дополненное. - С.-Петербург : Изд. автора, 1908. - 24, [6] с.

Комментарии для сайта Cackle