Агиологическое повествование о падении Аксумского царства
Для исследователей истории Абиссинии время от половины VI до начала XIII в. все еще представляет темную эпоху. Отсутствие современных событиям туземных памятников особенно ощутительно уже в виду того, что эта эпоха была свидетельницей важных событий и того печального переворота, когда древняя Эфиопия, потеряв все свои заморские владения, будучи отрезана от моря и обуреваема внутренними погромами, была осуждена на отчуждение от остального христианского мира. Культурный Аксумский период уступает место полудикому амхарскому. Как это произошло? Абиссинские историки не имели об этом непрерывного предания; вместо истории мы встречаем для времени до XIII в. легенды, домыслы и тенденциозные построения. Несколько лет тому назад мы сообщили один из таких поздних вздорных рассказов, тема которого – переходит от престола т. наз. «Соломоновой династии»1 и который представляет дело в ином вид, чем официальные летописи, династические легенды и жития святых. Теперь я обращу внимание на другое повествование, касающееся той же эпохи, но останавливающееся на другом событии – падении Аксумскаго царства. Это повествование заимствовано мною из пока еще неизданного пространного жития абиссинского святого – Иареда Сладкопевца, где он является одним из «чудес», рассказанных после собственно «жития». Рукопись в настоящее время хранится в Парижской Национальной Библиотеке, куда она поступила из бывшей коллекции д' Аббади2.
«Чудо св. Иареда, великого иерея, праведного и чистого певца, сладкопевца.
Когда почил Иаред иереи, скончав подвиг свой и победив сатану своим сладостным пением, все иереи скинии Аксумского Собора, научившиеся от него различным песнопением: псалмам и ваземе, арьяму и саламу, эзелю и арараю, четырем и трем, всему этому и подобному, всего, на сколько нам известно, тридцати родам пения, пребывали, хваля Бога от дней царя Габра-Маскаля3, сына Калеба4 эфиопского, дворец который стоял над святыней Аксумского собора к северу от монастыря аввы Ликания5, одного из девяти святых6, до царствования Дегнайзана. Дегнайзан же, царь Израилев управлял Эфиопией силою Божий и обходил ее из конца в конец. Однажды, когда царь сидел за обедом, пришли иереи и приветствовали его, говоря: «вот даровал тебе Бог такую силу! Сойдись с женой твоей в день, когда вам будет угодно, как напр. сегодня, при объезде пределов Эфиопии». И пришла гордость на царя от Сатаны, и сказал он: «всегда вы говорите о силе Божией, а о моей – никогда не говорите». За эти слова отторгнуто царство от руки его и отдано рабу его Мерара. Мерара умер скоро, когда внутренности его вышли как, испражнения. Воцарился род, именуемый Загве и (царствовал) до Зена-Петроса. Этот Зена-Петрос пошел воевать в землю Дамот со всем своим войском, (пошли) и священника скинии со своим ковчегом. В те дни макваненом Дамота7 был язычник по имени Маталомэ, который служил идолам. Он воевал с ним, и Маталомэ победил и отрубил голову Зена-Петросу. Все войско его разбежалось, a иереи скинии стояли одни перед своим ковчегом, поя громогласно псалом с аллилуйя. Они говорили: «уповайте на Бога и опирайтесь на Бога» до конца – это песнь Иареда иерея. Когда увидал макванен Дамота, что иереи стоять пред ковчегом завета Божья без страха, послал воинов, которые окружили их и привели к нему. И спросил их макванен: «почему вы не испугались и не убежали от меня»? Отвечали иереи Божьи «мы не страшимся тебя: есть Бог наш на небе, который спасет нас от руки твоей»! Спросил макванен: «кто этот Бог ваш»? Ответили спрошенные иереи и назвали Бога небесного. Тогда сказал макванен иереям скинии «можете ли вы творить чудеса, подобно волхвам, и войдете ли вы в огонь сегодня и выйдете ли невредимы»? Они сказали: «да, мы можем силою Бога, Господа нашего, но дай нам срок до 40-го дня». Он дал им, согласно их просьбе. С этого времени иереи скинии начали восклицать и взывать к Богу великим гласом пением песни Иареда иерея, говоря: «прибежище мое и сила моя, спасение души моей, помози ми, на Тя уповаю» до конца. Он8 назвал это «меераф». Макванен же приказал всем людям Дамотским и людям Гафатским9 и всем людям из Барья собирать дрова к 40-му дню. Они собрали и образовался костер величиной с гору. По истечении 40 дней прибыл макванен с волхвами, пришли и иереи скинии с водой, и освятили ее при пении песни Иареда иереи. Макванен повелел зажечь огонь, и его зажгли. Когда поднялось пламя огненное, вошли волхвы, намазав бычачьим жиром животы свои, и сели среди огня на железных седалищах. Иереи скинии поспешно устремились и окружили волхвов, находившихся среди огня, и возгласили великим гласом все вместе: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». За- тем они сказали: «прибежище мое и сила моя, спасете души моей, помози ми, на Тя уповаю»! Так они воскликнули пением Иареда великого иерея и чистого, и кропили святою водою. Тотчас оставил сатана тех, кто в него облекся – они были сожжены, превратились в пепел, и не найдено следа их – а число этих волхвов, сидевших среди огня на железных седалищах, было 300.
Зрите, какое чудо сотворил Бог пением песни Иареда иepeя великого, руками чад учения его, иереев причта Аксумскаго собора: он сокрушил волхвов и уничтожил их, и не осталось из них ни одного, подобно тому, как сокрушил и ниспроверг Иисус вождь стены иерихонские восклицанием народа и трубами иереев, как говорит закон: «и воскликнуша вси купно люди гласом великим и сильным, и падоша вся стены града окрест; и внидоша вси люди во град, кийждо противу себе и прияша град»10. Иисус разрушил стены Иерихона со всеми воинами Израиля, ибо он был вождь. А эти иереи разрушили стены сатаны и умертвили волхвов и обратили к вере язычников с их макваненом, когда у них не было ни царя, ни макванена, ни воинов: они сделали своим оружием воскликнувшие песни Иареда иерея, боролись и победили сатану и заставили макванена Дамота перебить всех волхвов. Посему мы говорим: «Иаред боролся и победил и поборол пением песни своей в лице иереев, скинии, чад своего учения. И cии иереи скинии, чада учения Иареда иерея сладкопевца жили в земле Дамотской много дней, не имея ни царя, который помог бы им, ни вождя, который бы спас их, но помощником и избавителем их было восклицание песни Иареда иерея великого и чистого.
После многих лет послал им Бог царя, который помог им и избавил их, царя из рода льва, от колена Иудова, из дома Давидова по имени Амда-Сион. Он был православен, любил Бога, и не признавал другого, кроме Него. Он пошел на страну Дамот и вошел туда, сокрушил неверных и сломил рог их силою Господа Бога своего. А иереев скинии извел он из места, куда посадил их макванен Дамота, и возвратил их в землю их и вернул к прежнему порядку. Зрите, люди христианские, как неугодно было Богу царство рода, который назывался Загвей».
* * *
Приведенный текст среди других, повествующих о тех же событиях, занимает особое место. По наиболее распространенной версии прямая линия потомков Калеба и Габра-Маскаля идет чрез 22 рода до Дельнаода, при котором «царство отнимается и отдается тем, которые не были израильтянами», именно Загвеям. Аксумская династия спасается в Шоа, где пребывает все время Загвеев, погромов жидовствующих и царей из Ласты, пока Иекуно-Амлак, по поздним рассказам, при содействии преподобного Такла-Хайманота не возвращает себе «Соломонова» престола11. Здесь у нас вместо Дельнаода Дегнайзан. Царство переходит не сразу к Загвеям, а сначала к «рабу» Мерара. «Последним Загвеем назван Зена-Петрос, не встречаемый нигде в царских списках; загвейская династия уступает место не «Соломоновой», а падает под ударами язычников Дамота.
Некоторые параллели к этим известиям все-таки можно извлечь из других источников. Так, царь Дегнайзан стоит на 28 месте в царском списке, обозначенном у Дилльманна В.12, в амхаризованной форме Дегна-Жан, он здесь является четвертым предшественником Дельнаода, т. е. конца династии. Мерара в форме Майрара занимает десятое место в загвейской династии13. Кто у кого и каким путем заимствовал, сказать едва ли возможно; трудно предположить, чтобы автор жития черпал из царских списков и остановился на именах, не стоящих в конце династий. Скорее всего следует думать, что списки заполнялись на оснований самых разнообразных источников, и что оба имени попали и в них, и в житие из предания или сказаний. – Еще интереснее рассказ о падении Загвеев и дамотском правителе Маталомэ. Выходит, что «реставрации Соломонидов» предшествовало владычество этого язычника, столь хорошо известного всем исследователям абиссинской старины из жития Такла-Хайманота. В синаксарном и дабра-либаносском житии этого святого о нем сказано, что он «царил самовластно над всеми областями Дамота и Шоа до границы Амхары, где великая река, именуемая Джама»14. Наш рассказ представляет его и завоевателем царства Загвеев, сидевших в Ласте и древнем Аксуме. Любопытно, что житие Такла-Хайманота рассказывает об обращении Маталомэ этим святым и пр. то же, что наше «чудо» говорит о подвиге аксумских соборян:
«Собрал Маталомэ волхвов и советовался с ними, как поступить. Они ему сказали: «повели собрать дрова и зажечь огонь. Мы войдем сначала, а он войдет после нас. Если победит он нас, последуй за ним, а если мы победим его, мы убьем его. И поступили так. Войдя, волхвы веселись среди огня, а отец наш молился со своими, да покажет Бог чудо. Затем благословил воду во имя Св. Троицы, стал кропить, говоря: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его» Раньше, чем он успел кончить, они сгорели и превратились в пепел»15.
Хотя этот мотив в той или иной форме и попадается неоднократно в эфиопской агиологии16, но все же в данном случае трудно удержаться от мысли о заимствовании. Не имея возможности судить о времени составления жития Иареда17, мы не можем и здесь говорить о первоисточнике, но едва ли ошибемся, если допустим, что имя Маталомэ, оставившее воспоминание и на севере, и на юге Абиссинии, не принадлежит только легенде. Было время, когда этот дамотский князь владел большею частью страны и, покорив христианские области, принял религию своих новых подданных. Были ли ближайшими виновниками его обращения аксумские священники, или Такла-Хайманот, решить трудно, но весьма вероятно, что Джама не всегда было границей его владений, и что он, хотя бы на некоторое время, властвовал и в области древнего Аксумского царства – только там в то время господствовало христианство и только оттуда могло победить его. Если, что вполне естественно, житие Иареда составлено на основании северных, аксумских преданий, мы имеем в нем воспоминание о господстве Маталомэ не только над Шоа и Амхарой, но и над Тигрэ.
К агиологическому памятнику вообще нельзя подходить с хронологическими запросами. И в нашем случае он лишь с трудом выдержит это испытание. Маталомэ был очевидно близким предшественником Иекуно-Амлака (1268–85); его победа над Зена-Петросом должна падать на половину ХIII в. Амда-Сион, освободивший аксумское духовенство из плена, царствовал 1314–1344; таким образом плен продолжался 50–70 лет. Чтобы признать рассказ достоверным, необходимо допустить большое долголетие аксумских соборян, попавших в плен, или то, что, обратив Дамот, они учредили там преемственную иерархию и имени епископа, и Амда-Сион освободил не их, а их преемников, что мало вероятно, и на что текст жития не дает указаний.
Приведенный рассказ еще раз указывает на стремление различных центров эфиопской церковности приписывать себе главную роль в крупных событиях национальной истории. Мы уже имели случай заметить это в агиологическом материале, относящемся к эпохе «Гонения»18. Такого же порядка и тенденция ввести Такла-Хайманота в историю династического переворота. Несомненно, и в деле обращения Маталомэ хотелось различным центрам культа видеть свою историческую заслугу.
Б. Тураев
* * *
«Богатство царей». Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в. Записки Вост. Отд. И. Р. Археол. Общ. т. XIII, 157–171.
Описание см. в Catalogue raisonné de manuscrits Éthiopiens appartenant à A. d’ Abbadie, p. 219 (№ 227).
Половина VI в.
Елезвой греков и четьих миней (24 октября), победитель химьяритского Ду-наваша.
На ближайшей ropе к с. в. от Аксуиа, иначе Дабра Куацель «Гора Лисиц».
См. о них м. пр. в моих « Исследованиях» стр. 64–66.
Область к югу от оз. Цына, по Белому Нилу – зап. часть Годжама.
Т. е. Иаред. Под именем «меераф» известна одна из нотных богослужебных книг, заключающая в себе м. пр. гимны.
Область по Абаю (Белому Нилу), с в. от Дамота.
Подробнее см. у Conti Rossini, Appunti ed osservazioni sui re Zague. Rendic. Real. Accad. Linc. 1895.
Zur Geschichte des abyssinischen Reiches. Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Gesellsch. VII, 349.
ibid. 350.
См. в моих «Исслед. в области агиологических источников истории Эфиопии» 81–100.
Conti Rossini, II «Gadla Takla Haymanot secondo la redazione Waldebbana, 12.
Напр. в Житии Филиппа Дабралиб.; см. мои «Исследования», 382.
Текст его переписан на бумаге специально для Аббади.
«Исследования» 151.