профессор Борис Петрович Вышеславцев

Этика преображенного Эроса

Содержание

Философ преображенного Эроса Этика преображенного Эроса – Проблемы Закона и Благодати Предисловие Глава I. Антитеза закона и благодати 1. Закон и Царствие Божие 2. Закон и благодать 3. Заповедь плотская и «стяжание духа» 4. Покрывало на сердце и жизнь в духе 5. Рабство закона и благодать свободы 6. Закон дел и дух любви 7. Закон как заповедь человеческая 8. Общая норма закона и конкретное творчество веры 9. Антиномия двух систем ценностей 10. Трагический конфликт закона и благодати Глава II. Объем понятия закона 1. Понятие закона в Евангелии и в посланиях 2. Принцип закона у евреев 3. Принцип закона у греков и римлян 4. Идея естественного закона 5. Закон как принцип морали и права Глава III. Трагедия закона 1. Закон как осуждение 2. Бессилие закона Глава IV. Сопротивление подсознания и сублимация 1. Дух иррационального противоборства. LОI DE L‘EFFORT CONVERTI 2. Подсознание и «плоть» 3. Эрос и сублимация 4. Сублимация в христианской аскетике 5. Сублимация и воображение Глава V. Воображение как воплощение и преображение 1. Магия воображения и Эрос 2. Извращенный Эрос и логика сердца 3. Поэзия как возвышающий обман 4. Правда творчества и истина познания 5. Воображение как метафизическая и магическая сила 6. Воображение как источник заблуждения 7. Воображение как творческая сила духа, современная психология 8. Иллюзия и правда в воображении 9. Образ святости как предел сублимации 10. Проблема новой этики и преодоление морализма 11. Образ (икона) и реальная личность 12. Воображение и «прелесть» 13. Образ неизобразимого Глава VI. Сублимация и внушение 1. Новейшая теория внушения 2. Религиозное внушение 3. Что внушать? 4. Внушение и свобода 5. Внушение и творчество Глава VII. Сопротивление произвола и сублимация свободы 1. Противоборство плоти и противоборство духа 2. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие 3. Божественный зов, обращенный к свободе 4. Этика благодати как этика свободы. Eе проблема в современной философии. Шелер и Гартман 5. Две свободы: негативная и позитивная, свобода в произволе и свобода в добре. Н. Бердяев 6. Ценность произвола и LIBERUM ARBITRIUM 7. Вторая антиномия свободы у Η. Гартмана 8. Ценности и свобода. Фома Аквинат и Дунс Скотт 9. Конфликт ценностей и альтернатива свободного выбора 10. ARS COMBINATORIAL и творческий произвол 11. Феномен автономного противоборства как выражение антиномизма свободы 12. Сублимация свободы как разрешение ее антиномизма 13. Трагизм как диалектика свободы. Низшая и высшая форма трагизма 14. Христианское разрешение трагизма свободы 15. Взаимодействие двух моментов сублимации. Сознательная воля и подсознательные влечения 16. Истинный смысл сублимации. Критика Фрейда Глава VIII. Сублимации как зависимость от абсолютного 1. Summum bonum 2. Святость как высшая ценность 3. Идея человекобожества 4. Аксиома зависимости. Декарт 5. Натуралистическая зависимость у Шлейермахера. Её преодоление 6. Феноменологическая редукция у Декарта и в философии вообще 7. Трансцензус как сущность редукции 8. Что остаётся после редукции? 9. Диалектика зависимости и независимости 10. Зависимость от трансцендентного. UNDE HOMO? 11. Первый и второй транс. Три измерения бытия 12. Три точки зрения в философии 13. Очевидность иррационального 14. Онтологический аргумент как неотмыслимость абсолютного. Кант 15. Всякое самосознание религиозно. Шелер 16. Мир сомнителен – Бог несомненен Глава IX. Бесконечное и Абсолютное 1. Бесконечная потенция человека 2. Потенциально-бесконечное Я как божество 3. Потенциальная бесконечность как несовершенство и зависимость 4. Потенциально-бесконечное в математике 5. Сущность актуально-бесконечного как всеединство 6. Конечное фундировано в бесконечном. Транс и трансфинитное 7. Вселенная как всеединство 8. Трансфинитное и абсолютное 9. Актуально-бесконечный транс 10. Декарт и его защита аксиомы зависимости Вечное в русской философии Введение Глава I. Многообразие свободы в поэзии Пушкина Глава II. Вольность Пушкина (индивидуальная свобода) Глава III. Проблема свободы и необходимости 1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс 2. Постановка проблемы свободы и необходимости 3. Решение антиномии свободы и необходимости 4. Основные категории свободы, система ценностей Глава IV. Метафизика свободы 1. Закон и Царствие Божие 2. Закон и благодать 3. Противоборство плоти и противоборство духа 4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие 5. Божественный зов, обращенный к свободе 6. Этика благодати как этика свободы. Её проблема в современной философии 7. Две свободы: отрицательная и положительная. Свобода в произволе и свобода в добре 8. Свобода воли и творческий произвол 9. Сублимация свободы как разрешение её антиномизма 10. Христианское решение проблемы свободы 11. Истинный смысл сублимации Глава V. Проблема власти 1. Александр I и Л. Толстой 2. Греховность власти в Библии 3. Божественность власти 4. Антиномия власти 5. Ошибочные решения антиномии власти 6. Решение антиномии власти 7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей Глава VI. Трагизм возвышенного 1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм 2. Ступени бытия 3. Ошибка материализма – спекуляция на понижение 4. Пафос профанации 5. Профанация и обличение 6. Ценность небоскрёба и ценность возвышенного 7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей 8. Трагизм бытия и его относительное преодоление 9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма Глава VII. Два пути спасения 1. Мудрость и символ спасения 2. Две установки. Диалектика трагизма 3. Сублимация и синтез 4. Три вида соотношения противоположностей 5. Поток становления и универсальная гармония 6. Установка индуизма. Мир как противоречие 7. Освобождение от противоположностей как путь спасения 8. Трансцендентность самости 9. Пессимизм индуисского мировоззрения 10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии 11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения Глава VIII. Соотношение субъекта и объекта и его значение в системе философии IX. Самопознание 1. Задача самопознания 2. Трансценднтность и имманентность самости 3. Открытие самости 4. Два подхода: Восток и запад 5. Чудо самости 6. «Откуда мы и куда идём?» 7. «Я» и ничто 8. Аналитическая психология. «Я» и самость 9. Очевидность и непознаваемость самости 10. Чувство «человека в себе» 11. Самость как постулат 12. Богоподобие самости 13. Два толкования богоподобия самости 14. Зависимость от абсолютного Глава X. Значение сердца в философии и в религии 1. Сердце как скрытая глубина человека 2. Сердце как орган религиозного опыта 3. Сердце в индийской мистике 4. Христианская любовь и буддийское сострадание 5. Два типа индийской мистики Глава XI. Что такое я сам? 1. Богочеловеческая проблема 2. Абсурд психологизма 3. Тайна творения 4. Соизмеримость между человеком и абсолютным 5. Точка зрения христианской антропологии 6. Иерархическая структура человека 7. Свет сознания и мощь свободы 8. Творческая свобода 9. Богоподобие человека – всеобъемлюще Глава XII. Паскаль 1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума 2. Логика сердца. Теория ценностей 3. Три ступени персональных ценностей 4. Переживание потустороннего. «Пари Паскаля» 5. Величие и ничтожество человека Глава XIII. Декарт и современная философия 1. Основная интуиция Декарта 2. Земля объектов и солнце субъекта 3. Солипсизм и его преодоление 4. Аксиома зависимости 5. Иррациональность связи с абсолютным 6. Две части философии Декарта Глава XIV. Бессмертие, перевоплощение и воскресение 1. Библия о загробной судьбе человека 2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла 3. Предрассудок «просвещения» 4. Что такое «душа»? 5. Подсознание не верит в смерть 6. Учение о коллективно-бессознательном 7. Сознание и кронос 8. Память и история 9. «Перевоплощение» и взаимопроницаемость душ 10. Кто «перевоплощается»? 11. Память и тождество лиц в «перевоплощении» 12 Космическая память, идея кармы и идея будущих возможностей развития 13. Смысл символа «перевоплощение» 14. Бессмертие души и воскресение мёртвых Библиография трудов Б. П. Вышеславцева Указатель имен  

 

Впервые в нашей стране публикуются основные произведения видного русского философа Бориса Петровича Вышеславцева (1877–1954), богатство и тонкость мысли которого современники относили к его «бесспорным достоинствам». В центре «Этики преображенного Эроса» находится традиционная для философов России тема столкновения этики долга и этики творчества, «этики Закона» и «этики Благодати». Эта тема исследуется философом с учетом открытий психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг). крупных достижений этической мысли XX века (М. Шелер, Н. Гартман и др.). В издание также включена его книга «Вечное в русской философии» – одна из самых глубоких работ по истории отечественной мысли.

Книга рассчитана на всех интересующихся вопросами этики, философии и культуры.


Источник: Вышеславцев Б. П. / Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова.— M.: Республика, 1994.— 368 с.— (Б-ка этической мысли).

Комментарии для сайта Cackle