профессор Борис Петрович Вышеславцев

Этика преображенного эроса

Содержание

Предисловие

Глава первая. Антитеза закона и благодати 1. Закон и Царствие Божие 2. Закон и Благодать 3. Заповедь плотская и стяжание Духа 4. Покрывало на сердце и жизнь в Духе 5. Рабство Закона и Благодать свободы 6. Закон дел и Дух Любви 7. Закон, как заповедь человеческая 8. Общая норма закона и конкретное творчество веры 9. Антиномия двух систем ценностей 10. Трагический конфликт Закона и Благодати Глава вторая. Трагедия закона 1. Закон как осуждение 2. Бессилие закона Глава третья. Сопротивление подсознания и сублимация 1. Дух иррационального противоборства 2. Подсознание и «плоть» 3. Эрос и сублимация 4. Сублимация в христианской аскетике 5. Сублимация и воображение  

 
Предисловие

Настоящая книга одинаково обращается к верующим и неверующим, при условии, если те и другие способны философствовать. Неверующий психоаналитик может с интересом следить, как блестящая диалектика ап. Павла ставит все проблемы новой этики, с ее преодолением «морализма», с ее идеей сублимации '. С другой стороны, верующий христианин может убедиться в том, что критика Закона и идея Благодати у ап. Павла получает углубление и подтверждение в современных открытиях, касающихся подсознания, особенно в открытии loi de l'effort converti 2.

Этические идеи ап. Павла глубоко парадоксальны и смотрят в далекое будущее. Мораль Канта, мораль долга, мораль императива – вся привычная нам нормативная этика – остается далеко позади.

Преодоление этики долга и закона, какое дает Шелер, – недостаточно: он не показывает основного дефекта Закона, который был известен ап. Павлу и который выясняется в современной аналитической психологии. Он не показывает, чем его заменить, ибо не дает теорию сублимации.

Этика сублимации, «этика преображенного Эроса», соединяет в себе христианский платонизм и открытия современного психоанализа. Всякая истинная философия есть платонизм, и только посредством такой философии можно справиться с тем кладом глубинной душевной жизни, который был открыт Фрейдом, но с которым последний справиться не сумел.

«Этика преображенного Эроса» есть этика воображения, «рождения в Красоте» 3, воплощения; иначе говоря этика творчества. Это сближает ее во многом с этикой Н. А. Бердяева («Назначение человека»), которая движется в том же русле русской религиозной философии. Однако Бердяев прямо исходит из идеи Божества, мы же даем некоторое «доказательство бытия Божия» (оно сводится к восстановлению в правоте онтологического аргумента 4) и все время рассматриваем диалектику безрелигиозной этики.

Другое различие касается последних мистических интуиции Абсолютного, Божества и Ничто. Но оно относится ко второму тому нашего исследования о «Проблемах Закона и Благодати».

14

Настоящий, первый том представляет совершенно законченное исследование некоторого цикла проблем, которые группируются около центральных вопросов: 1) почему Закон как принцип этики должен быть отвергнут? в чем несовершенство морали долга? почему «морализм» раздражает? и 2) в чем состоит принцип более совершенной этики, этики Благодати, этики сублимации, «этики преображенного Эроса»?

Второй том рассматривает следующие вопросы, к которым приводит онтологический аргумент:

1) Не есть ли Абсолютное – Ничто? (проблема Гейдеггера, проблема буддизма, Эккехардта и Беме).

2) Абсолютное есть ли Бог? Проблема аксиологического и онтологического Абсолюта. Абсолютное как совпадение противуположностей. Трагическая проблема Иова. Проблема Маркиона.

И далее следующие вопросы, к которым приводит этика сублимации как этика Благодати:

3) Основные возражения против религиозной этики. Антиномия Н. Гартмана. Телеологизм и теодицея. Всякое творчество «имеет в виду» Абсолютное (закон сублимации).

4) Этика Благодати отвергает ли Закон? «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить» 5. Антиномия упразднения и сохранения Закона у ап. Павла и ее решение.

5) Закон как борьба со злом. Антиномия противления и непротивления злу и ее решение. Проблема власти у ап. Павла и антиномия власти.

6) Идея права и смысл права и государства с точки зрения метаномической и метаполитической этики Благодати 6. Высшая ступень соборности как сверхправового общения. Иерархия ступеней общения: хозяйственная солидарность, справедливость и любовь.

Париж. Октябрь, 1931.


Источник: Б. П. Вышеславцев Этика преображенного Эроса. Что такое я сам? – М.: "Грааль". 2002 г. – 68 стр

Вам может быть интересно:

1. О благодати и свободном решении блаженный Аврелий Августин

2. О Благодати Божией архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

3. Православное учение о благодати святитель Серафим (Соболев)

4. Что такое я сам? профессор Борис Петрович Вышеславцев

5. Девство, Брак или "свободная любовь?" епископ Александр (Милеант)

6. На пороге зрелости – беседы с юношеством о вопросах пола протоиерей Василий Зеньковский

7. Домашняя церковь – X. Блуд и прелюбодеяние протоиерей Глеб Каледа

8. Христианство против извращенства протоиерей Валентин Асмус

9. Святые Древней Руси профессор Георгий Петрович Федотов

10. Христианская философия брака профессор Сергей Викторович Троицкий

Комментарии для сайта Cackle