архиепископ Димитрий (Муретов)

Чему поучают кладбища

Как ни удалено это место покоя умерших жилища живых, но оно должно быть близко сердцу каждого из вас, братия мои. Не у каждого ли здесь отец или мать, брат или сестра, сын или дочь, сродник или друг? Итак, и любовь плотская, тем паче любовь духовная невольно влечет каждого в это место покоя ваших присных и сродников. Мы же прибавим к сему, что посещение сего жилища мертвых принесет сугубую пользу душам вашим. Здесь вы можете молитвенно беседовать с своими присными; ибо хотя они мертвы плотию, но живы духом, потому что пред Богом жизни все живы, и когда мы молимся о них здесь, они еще усерднее и горячее молятся о нас там. Здесь же можете слышать и поучительнейшие уроки для жизни; ибо как ни безмолвны, по-видимому, мертвые, но они говорят красноречивее и убедительнее, нежели можем сказать вам мы – слабые и скудные словом проповедники.

Что ж говорят нам умершие? Говорят устами Апостола: не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки1. Иные из них обладали мудростию и познаниями, умели измерять течение звезд и движение ветров, иcследовали все от иссопа до кедра ливанского, знали все, что не только на земле, но и под землею и во глубинах моря, что было и что есть в мире. Спросите же их: что принесла им вся их мудрость? Защитила ли их от смерти? Поставила ли пред Богом? Оправдала ли на суд Его? Снискала ль им жизнь вечную? Итак, и мудрость и познания без веры живой и спасительной, без благочестия искреннего, без жизни богоугодной – суета суетствий. Многие отличались почестями, занимали важные места в обществе, облечены были немалою властию, имели влияние на немалый круг своих собратий. Спросите же кого угодно из них: что помогла им вся их мирская важность при смерти? Защитила ли от болезней и страданий телесных, от ужасов и томлений духа? Приготовила ли им христианскую кончину живота, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на суде Христовом? И они скажут вам: увы, смерть не уважила нашей знатности, сравняла нас с самыми последними из подчиненных нам, и, еслибы не какой-либо камень, вы не отличили бы нашей могилы от их могил. Итак, почести и отличия мирския без смирения и страха Божия, без благочестия и добродетели, без благотворного служения ближним – суета суетствий. Многие обладали большими стяжаниями, жили в пространно и богато украшенных палатах, наслаждались всем, что может дать настоящая жизнь для наслаждения человека. Спросите же их: что взяли они с собою из всех своих сокровищ? Что пользы душам их от всех удовольствий и утех плотских? И они скажут вам: наги мы вышли из утробы матерней, наги и возвратились в утробу земли; смерть отняла у нас все, и теперь кости наши так же голы в могиле, как и кости последнего бедняка. Чаша удовольствий мирских превратилась для нас в чашу горести и страданий; чем более утешались мы там, тем горче и тяжелее нам здесь. Итак, и богатства и утехи мира без чистоты сердца и совести, без стяжания того, что есть единое на потребу, без дел любви и милосердия христианского – суета суетствий. Множайшие из них провели жизнь свою в бедности и убожестве, среди недостатков и лишений, трудов и забот, печалей и скорбей. Спросите и их: лишились ли они чего-либо чрез то, что не были знатны и богаты, не наслаждались роскошью и удовольствиями? Горче ли была для них смерть? Напротив, скажут они: смерть пришла к нам как друг и избавитель, чтобы превратить земные наши скорби, чтобы избавить нас от всех тягостей печальной жизни нашей, а по смерти мы благодарим Господа, что Он избавил нас от искушений и соблазнов земного счастия и провел нас узким и прискорбным путем убожества: благо нам, яко смирил еси нас, Господи! Итак, и бедность и убожество – с верою и благочестием, с терпением и покорностию воле Божией – не нищета, а приобретение, не наказание, а знамение любви Божией. Итак, вот что завещаем вам и вот о чем молим вас, чтобы вы, не прилепляясь душою и сердцем к земным сокровищам и почестям, к плотским удовольствиям и наслаждениям, искали прежде всего царствия Божия и правды его, старались оживить дух свой верою и упованием на Бога, согреть и усладить сердце свое любовью к Богу и ближним своим, благоугождать Богу исполнением Его заповедей, обогощать себя делами благими и богоугодными. Сие же вам глаголем, братие, яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут, и плачущиися, якоже не плачущии, и радующиися, якоже не радующеся, и купующии, яко не содержаще, и требующии мира сего, яко не требующе: преходит бо образ мира сего. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть.2

Жестоко есть слово сие, подумает – кто-либо, слушая это поучение умерших, обличающее суету и ничтожество всего, в чем привыкли мы полагать свое счастие, свои радости, свое утешение и блаженство жизни, – напомнающее о смерти и вечности, о суде Божием и участи нашей за гробом. Но, братия возлюбленные, могут ли умершие льстить нам, обманывать нас ложными надеждами? Нет, они говорят только истину, в которой удостоверились собственным своим опытом. И мы, с своей стороны, не можем ничего лучшего пожелать вам, как того, чтобы вы оставляли по временам свои домы, в которых мы связаны и обременены земными заботами и земными пристрастиями, и приходили сюда беседовать с умершими. Каждое такое путешествие, если оно совершается в благоговейном настроении духа, непременно унесет из души нашей что-нибудь нечистое и злое, осияет ее светом благодати Божией, согреет ее чувствованиями возвышенными и святыми. Для сего, когда идете сюда, размышляйте о том, что и вся жизнь наша есть одна не слишком продолжительная дорога ко гробу и к могиле, что за гробом ожидает нас или вечность блаженства, или вечность мучений, смотря потому, куда и как мы направляем путь нашей жизни. Кто идет путем заповедей Господних, кто страшится паче смерти преступить хотя едину заповедь Творца своего и согрешить пред Богом – тот прейдет от смерти в живот, ибо так сказал Сам Господь: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди. Кто, напротив, легкомысленно преступает святые заповеди Господа Бога своего, того ожидают по смерти гнев Божий и наказания: открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков; скорбь и теснота, на всяку душу человека, творящаго злое.3 Кто идет во след Господа Иисуса Христа узким и прискорбным путем крестоношения, кто отвергается своей воли и покоряется всецело воле Божией, переносит вс, попускаемые Промыслом Божьим, искушения, напасти, огорчения и скорби в духе веры и упования на Бога, в духе смирения и преданности воле Божией, в духе кротости и терпения, – кто, отвергаясь ветхого человека с деяниями его, попирает и угашает в себе плотские вожделения и страсти; тот войдет за Христом и в Его славу: аще бо с Ним и ради Него страждем, с Ним и прославимся, говорит св. Апостол; аще кто Мне служит, говорит Сам Господь, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. Кто напротив, идет путем самоугождения, поблажает своим страстям и похотям, живет плотью, а не духом, тот от плоти пожнет истление и наследует ад. Кто не зарывает в землю данного ему Богом таланта, но трудится и возделывает его во славу Божию, для блага своих ближних, кто старается обогатить себя благими делами веры и благочестия, любви и милосердия, правды и добродетели; тот услышит из уст своего Господа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа своего4. Кто, напротив, проводит жизнь свою в праздности, в небрежении о делах своего звания и вечном спасении души, кто употребляет данные ему Богом силы и средства только на то, чтобы, подобно упоминаемому в Евангелии богачу, есть, пить и веселиться; тому изречен уже грозный приговор Судии мира: неключимаго раба вверзите во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом. Когда войдешь в храм сей и станешь среди него, напомни, возлюбленный, самому себе: вот, сюда принесут и здесь поставят и мой гроб, в котором будет лежать бездыханное мое тело, когда душа моя будет уже в другом мире и предстанет суду Христову. Святая Церковь примет и меня в объятия матерней любви своей; но узнает ли она во мне своего сына, которого она омыла, освятила и оправдала в таинстве св. крещения, которого и по падении греховном многократно обновляла и примиряла с правосудием Божьим в таинств св.покаяния, которого питала бессмертною пищею животворящего тела и крови Христовой, снабдевала дарами св. Духа Божия, который, посему, должен быть чист, свят и непорочен пред Богом? Она призовет всех присутствующих в храм к прилежной молитве о душе моей; но будут ли братия мои, среди которых провел я жизнь свою, будут ли они иметь внутреннее побуждение вознести о мне усердную молитву к Отцу небесному, согретую теплою ко мне любовью? Не будут ли, напротив, иметь причины сетовать и плакаться на меня пред Богом? Она, св. матерь моя,и сама сотворит о мне прилежное моление свое к Богу духов и всякой плоти, да милостив будет Он к смиренной душе моей на суде Своем; но буду ли я достоин этой милости, не окажусь ли я достойным одного гнева и осуждения? Это будет не суд человеческий, пред которым многое можно скрыть и утаить, а суд Бога – Сердцеведца, который видит не только дела, а и мысли, и желания, и намерения мои, который изведет на свет тайная тмы5 и объявит советы сердечные. Все, в чем ни согрешил я не только делом или словом, но умом и сердцем своим, от деяния порочного до слова праздного и от помысла лукавого до услаждения и вожделения нечистого, – все будет обличено и осуждено судом праведным и нелицеприятным. Не защитит меня от строгости суда сего никакое извинение, не прикроет никакая личина лицемерия: пред очами Всевидящего вся нага и объявлена, пред судом всевидящего Судии никто и ничто не укроет виновного. Теперь, пока двери покаяния отверсты, обратись, душе моя, к покаянию; теперь, пока время долготерпения Божия не прекратилось, поспеши измыть и убелить ризы свои слезами сокрушения сердечного, да внидеши в чертог Христов. Душе моя, душе моя, возстани, что спишь! Конец приближается и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог! Когда будете ходить между могилами усопших братий ваших, вспомните о том, что здесь погребены будем и мы, и наш гроб опустят в могилу и засыплют землею, и над нами возвысится земляной холм, достойный памятник человеческой бренности. Придет ли посетить нашу могилу любящий нас человек и помянет ли нас с любовию в молитве своей пред Богом? Или только праздный посетитель кладбища равнодушно пройдет мимо нее, не полюбопытствовав даже узнать, кто погребен в ней? Или же не придет никто, и мы будем лежать здесь одни до дня страшного суда Божия, и самая память о нас изгладится между живущими, и самая могила наша, сравнявшись с землею, сделается безымянною в ряду других безымянных могил? Но нет, мы не будем забыты св. Церковью, которая до конца века будет молиться и о нас вместе со всеми здесь лежащими. Нас не забудет искупивший нас Своею кровью Господь наш Иисус Христос: приидет час, когда и мы со всеми сущими во гробех услышим глас Сына Божия и, услышавше, оживем. Тогда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие. Тогда-то откроется во всем величии и славе своей царствие Бога и область Христа Его; тогда все злое, неприязненное, враждебное нам будет изгнано и упразднено, и последний враг наш испразднится – смерть; тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их, и отымет Господь всяку слезу от очию их, все скорби земныя не помянутся ктому, а одна вечная радость над главами их будет. К сему-то светлому, вечно – радостному, вечно – блаженному торжеству да устремляется весь ум и сердце наше от суеты всего земного и временного. Там истинное отечество наше, там все сокровище сердца нашего, там весь живот наш сокровен со Христом в Боге. Когда, наконец, будете возвращаться отсюда в свои дома, так размышляйте сами с собою: долго ль еще Господь попустит нам ходить по этому пути и возвращаться назад в те бренные жилища, которые мы называем своими домами, а которые на самом деле суть только временное пристанище на пути к могиле? Скоро ли настанет тот день, когда мы не пойдем уже сами, а понесут нас люди и оставят здесь навсегда? Но этот неизбежный для нас день Господь сокрыл от нас в тайне Своего божественного всеведения, а нам заповедал быть готовыми в этот последний путь наш сюда на всякое время. Вот почему св. Церковь заповедала нам каждый вечер молиться Господу: «Владыко человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет? Или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит.» Точно предстоит, братия мои, ибо, как ни продолжайте в мыслях жизнь свою, но, без сомнения, уже выросли древа, из которых сделают нам гроб, и час смерти – близко ли, далеко ли он – постигнет нас, когда не ожидаем: не весте бо дне, ни часа, в оньже Сын человеческий придет: сего ради и вы будите убо готовы на всяк час, – так убеждает нас Сам Господь. Будем готовы во всякое время оставить все земное и временное, разлучиться со всем, что за дорогое почитают люди, чем услаждаются и утешаются во время земной своей жизни; да не пристрастится сердце наше ни к чему тленному, чтоб и само не наследовало тления. Внемли же себе, говорит Господь: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печалями житейскими, и внезапу найдет на вы день той. Будем всегда готовы явится на небе, в соборе ангелов и всех святых, а для сего нужно заранее привыкать возноситься умом и сердцем своим горе, к Богу, жить духом в обители Отца небесного, искать вышних, идеже есть Христос, одесную Бога седя, горняя мудрствовать, а не земная. Будем готовы на всякий час предстать страшному суду Божию и дать отчет всеведущему Судии во всех помышлениях, словах и делах наших, а для сего надобно хранить совесть свою чистою от дел неправды и беззакония, или же очищать и просветлять ее искренним покаянием, убелять ризу души своей в крови Агнца, закланнаго прежде сложения мира. Когда таким образом будем непрестанно приготовлять себя к исходу, то смерть, когда бы она ни пришла к нам, не может устрашить нас; мы будем ожидать ее как вожделенного гостя и встретим ее как давно ожиданного друга. Придет ли она к кому в старости, или в преполовение дней, или в самой юности, он с благодарением воспоет с праведным Симеоном не живет доброе, но живет ин закон, противувоюющ закону ума моего и пленяющ меня законо не отпущаеши раба Твоего, Владыко; ныни освобождаешь меня от плоти, в которой не живет доброе, но живет ин закон противувоющь закону ума моего и пленяющ мя законом греховным; избавляешь меня от всякой возможности оскорблять любовь Твою грехами. Ныне исхищаешь меня из мира, во зле лежащего, избавляешь от соблазнов и искушений, от мирской суеты и попечений житейских, среди которых вдается дух мой, как ладья, обуреваемая волнами, – ныне приводишь меня в тихое пристанище вечного Твоего царства. Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое во век и в век века! Страшна воистину и ужасна и смерть и самая мысль о смерти только для грешника нераскаянного, для миролюбца, пристрастившегося всею душою и сердцем к земным сокровищам и плотским наслаждениям, увязшего во тьме похотей и страстей. Рано ли, поздно ли воззовет его Господь на суд Свой, – смерть для него всегда люта. Аминь.

Димитрий архиеп. Херсонский и Одесский.

* * *

2

По-русски: я вам сказываю, братия; время уже коротко, так что имеющее жен должны быть, как неимеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как неприобретающие и пользующиеся миром, как непользующиеся; ибо преходит образ мира сего (Кор. 7:29–31): Итак смотрите, поступайте осторожно не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15–16).

5

По русски: скрытое во мраке.


Источник: Из творений Святителя Димитрия архиепископа Херсонского. Москва. Типография Ф. К. Иогансон, Покровка, д. Егорова. 1891. От Московского духовно-цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Января 28 дня, 1891 года. Цензор Священник Григорий Дьяченко

Вам может быть интересно:

1. Архиепископ Димитрий (Муретов), как церковный проповедник протоиерей Николай Гроссу

2. Завет Божий в повествованиях для учащихся детей. Книга для чтения и рассказывания. Часть 1. Ветхий Завет Порфирий Петрович Мироносицкий

3. Под вышним покровом Богоматери профессор Дмитрий Иванович Введенский

4. Поездка в Рим профессор Василий Александрович Соколов

5. Приложение к полному собранию проповедей архиеп. Димитрия (Муретова) архиепископ Димитрий (Муретов)

6. Кафедра дидактики нужна ли при духовных академиях? профессор Иван Дмитриевич Андреев

7. Труд физический, как одно из внедолжностных занятий пастыря профессор Василий Фёдорович Кипарисов

8. Попов Иван. Естественный нравственный закон. Психологические основы нравственности Александр Александрович Бронзов

9. Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской Пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений архимандрит Феофан (Соколов)

10. «Да воскреснет Русь Православная!». Пасхальное послание 1940 года митрополит Анастасий (Грибановский)

Комментарии для сайта Cackle