Беседа 2 сохранившаяся на армянском языке

Источник

Ι. Иудеи взяли Христа1, потому что Сам Он восхотел. Это предрек блаженный Иеремия: ловяще уловиша Мя, яко птицу (врабия) врази Мои2. Почему сказал он: как птицу? Потому что, как птица не мстит тем, которые ловят ее, так Сам Христос, Сын Божий, когда распинали Его, не наказал по заслугам мучителей, но восклицал и говорил: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят3. Об этом говорил и блаженный Павел: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли4. Пилат бил Его5, Каиафа ударил Его по лицу6 народ хулил Его, но Сын Божий, претерпевая все это, ничего не отвечал. Это и предсказал блаженный Исаия: Я не противился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим7 И не Бог ли Тот, Кто, плюнув на землю, сделал брение из плюновения, и, положив его на глаза слепому, отверз их?8

II. Распятый с разбойниками, Он пригвоздил к древу креста грехи наши и умертвил смерть и сатану, дабы привести нас милосердием и благодатью Своею к воскресению Своему. Воины взяли одежды Его и метали жребий о хитоне Его9.

Как удивительно, что (бывшее) при кресте снова совершается! Воины не раздирают хитон Христа, но еретики пытаются разделить Сына Божия и рассечь неделимого и неизследимого Христа на-двое. Оцетом напоили иудеи Христа и дали Ему пить горькую желчь, но это предсказал уже блаженный Давид, говоря: и даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта.10 Христос дал иудеям манну, иудеи дали Христу желчь; Христос дал иудеям мед, а иудеи дали Христу оцет и повесили на кресте Того, Который повесил небеса ни на чем и Который есть жизнь всех живущих11. Это предсказал некогда блаженный Моисей, говоря: и будет живот Твой висящ пред очима Твоима (на древе), и не будеши веры яти12.

III. Посему и не поверили они и говорили друг другу: иные спасе, Себе ли не может спасти? да снидет ныне со креста, (и видим) и веруем в Него13.

Он с неба сошел, иудеи, и вы не поверили Ему. И если бы Он сошел со креста, вы также не поверили бы Ему.

IV. Христос воскликнул на кресте громким голосом и сказал: совершишася14 И после сего предал Богу дух Свой Тот, Который волею принял смерть и потряс всю землю. Предсказали сие некогда пророки: блаженный Давид и Иоиль, говоря: даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля15 и: Господ от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас Свой: и потрясется земля16. Копием пронзили бок Его, как предсказал некогда пророк Захария, говоря: воззрят на Мя, Его же прободоша17. Иудеи пригвоздили жизнь, а мы выпили святую чашу и ожили.

* * *

1

В надписании этого фрагмента стоят только следующие слова: «св. Дионисия, патриарха александрийского.»

2

Плач Иеремии III, 52. 

3

Луки, XXIII, 34.

4

1 Коринфян. II, 8.  

5

Марк., XV. 15.

7

Исаии L, 5 в русском переводе.

9

Матф. XXVII, 35; Лук. XXIII, 34, Иоанн. XIX, 23–24.

11

Один из армянских кодексов (LXXXV Parisiensis) вместо слов: «повесил небеса ни на чем», имеет слова: «из ничего создал все». Ср. Pitra, Analecta sacra, t. IV, p. 420, nota 3.

12

Второзакон. XXVIII, 66. 

14

Иоанн XIX, 30. 

17

Захар. XII. 10; ср. Иоанн. XIX, 37.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Беседа 2 сохранившаяся на армянском языке. 170-172 с.

Комментарии для сайта Cackle