священномученик Дионисий Александрийский

Послание к Павлу самосатскому

Блаженнейшего Дионисия, папы александрийского, послание к Павлу самосатскому, бывшему епископу антиохийскому1.

Дионисий и сопресвитеры александрийской церкви (желают) о Господе радоваться2.

И прежде писали мы в ответ на твое письмо, приглашая тебя откровенно высказать свои мысли3 и теперь по мере своих сил пишем о том, о чем говорил ты во второй раз, из желания показать, что каждое из приведенных (тобою) слов гнило, не имеет никакой доказательной силы, и что все опрометчивые твои мнения легко могут быть опровергнуты.

Ты говоришь, что в одном нашем Христе две ипостаси (ποστάσεις) и два лица (πρςωπα) и что два Христа и два сына: один-Сын Божий по естеству, (φύσει), прежде существовавший (προϋπάρχοντα); а другой – Христос только по имени и сын Давида, прежде не существовавший, а начавший существовать во времени и получивший имя Сына по благоволению Божию, подобно тому как город получает имя владетеля и дом имя строителя. Но ты умышлено, друг, притворяешься незнающим, что один и тот же Господь славы, –  как сказано о Нем4 – проповедан и единородным Сыном Божиим, – как свидетельствуют о Нем боговдохновенные Писания, – и так называемым Христом Иисусом, Который именно и спасает своим страданием верующих в Него, при том спасает божески (θεϊκς),а не человечески (νθρωπίνως).Той бо, сказано, спасет люди Своя от грех их5. А спасать от грехов может один только Бог, равно как и прощать долг может один только заимодавец; ведь (сказано): кто Бог, якоже Ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия?6 Послушайся же, вникни в сказанное тобою и обрати внимание на то, что ты говоришь.

По благоволению Своему Бог тем более награждает человека благодатными дарами, чем более он благоугождает Ему добродетельною жизнью. Но во Христе Иисусе, как превосходящем человеческие меры, не видно было ничего такого: ни старания о мудрости, ни воздержания от яств по умеренности. Иоанну удивлялись потому, что он и хлеба не ел, ни вина не пил7, а о Христе засвидетельствовано, что Он ел и пил8. Притом тот, живя в пустыне, проводил жизнь подвижническую, чтобы угодить Богу, а Господь Иисус находился вместе с апостолами и с прочими и не отлучался от тех, которые были с Нил. Этим и отличалась великая чистота и несравненная праведность Христова от Иоанновой, – именно тем, что в Иоанне праведность была приобретенной, а в Иисусе природной9. И так нелепо называть Христа человеком, или говорить, что он угодил Богу более всех людей, и Бог стал обитать в Нем (без подвижнической и грудами приобретенной праведности)10.

Христос есть Христос Господь Иисус не по имени только, но и в действительности (ληθείᾳ).Он есть предвечное Слово и Сам соделался человеком, воплотившись от Марии. Он не так получил помазание, как получили его мы, приобретая его впоследствии и до того времени не называясь еще христами. Но Он всегда возвещается Христом Господом, как таковый по существу. Если бы Он не был Христом на самом деле, то тогда, значит, и Павел излишне написал, что израильтяне пияху от духовнаго последующаго камене и что камень бе Христос11. Ведь если не было Христа, то не было, – чего конечно быть не может – и Слова.

Ты говоришь, что Его (действительно) не было ранее Марии. Напротив: Иеремия, согласно со свидетельством священного учителя12 говорит, что камень был Христос13. И Евангелист Иоанн пишет: в начале бе Слово14. Равно и Сам Тот Который всегда есть Христос Слово, говорит: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь15.

Как верно сбывается написанное, что мир не вместит книг, написанных о Христе Слове16. Вот и ты один из не вмещающих; но за свои дела и деяния ты ползаешь на персях и чреве снедая землю во все дни жизни свой17, злоумышляя против Господа, Который есть Отец Христа, и против Христа Его, Который, будучи Словом присносущим, есть Христос Божия сила, Отчая Премудрость18. Будучи присносущен, он сделался Отроком и родился нам Сыном19 Подобно тому, как было предсказано: разделиша ризы20 Его, и сбылось предсказанное21, – подобно этому думаем мы и о том, что открылось нам хотя и в последние времена, но существовало прежде, нежели было познано нами, например о том, что был Дух Святый. Однако и теперь существуют люди, не знающие, есть ли Дух Святый. Но ужели Духа Святого не было только потому, что они не знали о том? Точно также и в данном случае: твое незнание еще не доказывает того, что всеми обладает незнание, как сказано (в Писании): неверие наше не составляет правды Божией22. И не по причине твоего неверия мы исследуем Писания, потому что еще прежде, чем ты попрал антиохийский престол, наши письма уже показывали это всему пресвитерству. И мы говорим с такою озабоченностью не в виду только появляющихся новшеств: ведь еще прежде сего вдохновенный Исаия возвещал Бога крепкого, Бога отрока23 и Деву, приемлющую во чреве24. Зачем же идешь ты против этой проповеди? Един Господь Иисус Христос25, а если один, то не два. Ведь и город не полагается в одно число с владельцем, и дом – с построившим его хозяином. И никогда государство не трудится вместе с царем, и дом не работает вместе с тем, кто создал ero. И никогда царь не будет называться государством, и государство не будет издавать законов, как царь, и дом не будет строить домов и учить других сему искусству. Считается в одном числе только однородное, как например, человек с человеком и Бог с Богом, так как они могут вступать во взаимные отношения (νεργεν).

Итак, ты совершенно опровергнут, и не можешь говорить ни того, что два Христа, ни того, что два сына Божия, ни того, что два-один, как одно лице. Образ Бога, Слово Его и Премудрость исповедуется Сыном Божиим и Самим Богом, единым лицом, всегда сущим, и единою ипостасью лица. У людей этого не может быть. Слово, мудрость, сила и образ человека являются его безипостасными (νυπόστατα) принадлежностями, и ни одно из них не есть ни человек, ни сын человеческий. Таким образом, ясно, что ни образ его (человека)26, ни слово его не могут быть сами по себе совершенным человеком или лицом. Напротив, образ Бога и сущее с Ним Слово есть Бог и Сын Божий, ипостасное Слово при Отце (νυπόστατος λόγος πτο πατρός).Так исповедовали Его святые отцы, так предали они и нам исповедовать и веровать.

И так, доказано, что твое умствование не основательно и что несправедливо называешь ты человеком образ человека и рабом образ и вид раба, ибо (только) образ Божий есть Бог.

Воскресший из мертвых Христос умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает27. А кто обладает всем, тот есть Бог по естеству (φύσει). И Тот, Который был распят и воскрес, по воскресении, по самым язвам был признан Фомою не толь-

Воскресший28 из мертвых есть Христос Иисус. Аще убо живем, говорит (апостол), аще умираем, Господни есмы. На сие бо Христос умре и воскресе, да и мертвыми и живыми обладает. А кто обладает всем, тот есть Бог по естеству. Прико истинным Богом, но и равночестно проповедан им Богом Господом29. Ибо Господь Бог, явленный за нас, воскрес, имея на руках язвы, и Тот, Которого осязали, есть Бог апостолов, наследник народов и Судия всей земли, – не человек по естеству (φύσει), но Бог по естеству (φύσει), как написано: воскресни Боже, суди земли: Яко Ты наследиши во всех языцех30. Христос Наследник, будучи Сыном Божиим, Словом, умер, напоследок, после рабов Своих пророков, как Он Сам говорит в евангелиях, обращаясь к тем, которые избили пророков31.

Скажи, почему ты называешь Христа избранным человеком, а не Богом истинным и от всей твари покланяемым вместе со Отцем и Святым Духом, воплотившимся от Святой Девы и Богороди-

знав Его по ранам, Фома исповедал Его, воскликнув: Господь мой и Бог мой. Не человек по естеству, но Бог по естеству был Бог апостолов. наследник народов и Судия всей земли, как сказано: Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиша во всех языцех.

Сын и наследник впоследствии умер после рабов своих пророков, как сам Он сказал в евангелии, как человек, а не как Бог истинный, покланяемый от всей твари. Слово Божие воплотилось от Марии Девы и приняло на себя страдание, истощив и смирив Себя даже до смерти, смерти же крестныя, хотя Оно и было равно Богу, как написано: законодатель и Бог от Бога был под законом. Но что еще? Един Христос, одно y Него Лицо, и одно естество воплощенного Бога Слова.

цы Марии? Ибо Тот, Кто равен Богу, – как написано32, – восприял ради нас рождение от жены и принял за нас страдание, и истощив Себя и смирив даже до смерти, смерти же крестныя33; и Тот, Кто как Бог дает закон, был под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем, как написано34. Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы35, рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти36, родившись от жены.

И Слово плоть бысть, по Писаниям37. Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери38; но одна только Дева, дщерь жизни, родила живое и ипостасное (νυπόστατον) Слово, несозданное и зиждительное, пришедшее в мир, – неведомого Бога, Бога пренебесного, Творца неба, Зиждителя мира, Освящающего и Освящаемого; потому что Освящающий себя не иной есть от Освящаемого, но от единаго39, ибо один только Бог может сказать: за них Аз свящу) себе40, а человеку не возможно освящать ни себя, ни другого.

Если все это так, то опровергнуты все твои слова, высказанные с таким убеждением, – все твои утверждения, будто Христос есть особый от Бога Слова муж, отличный от другого Христа по существу и по достоинству, и будто один Христос обитает (в другом) и производит дела Божественной правды.

Итак, постыдись представлять Христа и бессловесным духом (λογον πνεμα),И бездушным веществом, – землею, которая подвергается действию солнца потому, что не может действовать сама собою, ибо ты сказал, что немощи Сына исчезли подобно тому, как влага земли (исчезает) от сухости. Видишь, в какую впадаешь ты нелепость: называя Его мужем, воспринятым Богом Словом, ты уже не можешь назвать Его и человеком, так как стесняешь Его свободу (τατεξούσιον) и не признаешь Его действующим по собственной воле, тогда как только этим (даром) и отличаются люди и ангелы; о Спасителе же Христе говоришь, что Он лишен был этого (дара), ты не пощадил Его ради и того, что Он возопил на кресте: Боже Мой, вскую Мя еси оставил41. Он – Господь по естеству и Слово Отца, чрез Него Отец все сотворил, Он называется единосущным (μοούσιον) Отцу святыми отцами; они учили нас (о Нем, как) о Боге.

Ты говоришь, что Христос, сын человеческий, не есть это Слово Отца. И не устыдился ты ни Петра, который, – вдохновленный свыше от Отца, – называет и исповедует Христа, сына человеческого, Сыном Бога живого42, ни Фомы, который по язвам признал Его и пред всеми исповедал своим Господом и Богом. Ибо написано, что Он за нас болезнует43. От печали происходит болезнь в таких же, как мы, людях; но в Боге не так. Он воплотился ради нас, чтобы и пострадать ради нас, как и искушен был ради нас. Он стал (человеком), как (Сам) знает. Каким же образом Он стал, как знает? Он принял наш вид (εἶδος) для того, чтобы воплощенное Слово Отца исполнило то, чего не выполнил человек.

Он, Который родился от Бога прежде веков, Сам родился впоследствии от матери. Вот почему иудеи – Богоубийцы: они распяли Господа славы44. Если бы Христос не был Сам Бог Слово, то не мог бы быть безгрешным; ибо никто не безгрешен, кроме одного только Христа, равно как и Отца Христова, и Святого Духа. Посему Он, будучи единородным Сыном Божиим, умер по Своей воле и воскрес по Своему изволению, совершив божественные знамения.

Христос45 не весь был от жены, а только по человечеству; духом же был от Бога. Если бы Христос не был Богом, то ни Мария не могла бы называться Богородицею, ни Иудеи Богоубийцами. Но так как Он был Богом, то и можно было сказать это. И родившийся от нашего тела не был бы безгрешным без трудов самоумерщвления и мудрым без учителя, если бы не был Богом. Но Он делал все, как Бог; восхотел и воскрес из мертвых, потому что был Единородным Сыном Божиим.

Он просит Божественной славы, которую имел прежде бытия мира46, не потому, что Он не имел ее, – этого не может быть, – но для того, чтобы открыть ее нам, дабы мы, верные, прославляли Его, как Бога, прославленного по силе, присущей Ему, и праведного по естеству, а не по упражнению и трудам, как какого-нибудь человека из числа благочестивых, у которых по необходимости бывают и недостатки. Ибо сказано: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит47. Вот почему – и подвиги и труды у благочестивых и молитвы за подающих; вот почему все мы от малого до великого, – весь род человеческий, – имеем нужду в Божием человеколюбии и милости. Но Христос, как выше сказано, не был в подвиге благочестия, (приобретаемого) чрез веру. Он есть естественная праведность и Божественная сила; Он есть Тот, в Которого мы веруем, как в Единого истинного Бога, и Который требует от людей исповедания веры в Него; ибо говорит: веруяй в Мя жив будет во век48 а также: любяй Мя заповеди Моя соблюдет49, и проч.

Итак, скажи, чем же ты будешь исповедовать Христа, когда не можешь исповедовать Его ни одним, ни двумя, ни Богом, ни человеком. Такое заключение вытекает из твоих же слов: ты не называешь Его праведным по естеству, как (это приличествует) Христу Богу, – Бог по естеству есть все то благо, которое приписывается Ему, – а ты называешь Его праведным подобно тому, как бывает праведным человек, который упражняется в праведности и делается праведным. Кажется, ты дошел до крайности и не знаешь, что сказать о Христе. Далее. Ты говоришь, что Христос делается праведным по общению, и не по естеству Он праведен; но ты, очевидно, не понимаешь образа общения, обозначающего даропринятие. Премудрость Божия говорит: даждь ми, сыне, твое сердце50, чтобы быть мудрым впоследствии. Подобным же образом говорит и другой пророк: волю боящихся Его сотворит51. Здесь воля Божия входит в общение с волею святых; таким образом исповедующие Его (Христа) пред людьми исповеданы будут Им пред ангелами Его, – как Сам Он говорит52, и страждущие со Христом сообразны будут славе Его53. Вот истинное общение человека с Богом! Так можно входить в общение с Ним чрез веру и достойные дела!

* * *

1

Заглавие послания, очевидно, было сделано каким-либо автором уже после смерти св. Дионисия, так как Павел самосатский, называемый здесь «бывшим епископом антиохийским», был низложен с кафедры антиохийской уже после кончины св. Дионисия (Ср. Евсевия, Церковная история VII, 28 – 29).

2

Замечательно, что в этом приветствии не упомянуто имя Павла. Но так как во всем послании св. Дионисий обращается лично к Павлу, то едва ли можно отожествлять это послание с тем, в котором, по свидетельству отцов антиохийского собора, св. Дионисий «начальника заблуждения не удостоил и приветствия и писал не на его имя, а ко всей Церкви». (Евсевий, Церковная история, VII, 30).

3

По свидетельству Евсевия (Церковная история, VII, 28 – 29), и сам Павел и его приверженцы старались скрыть свое несогласие с учением вселенской церкви.

9

Подлинный текст: τι Ἰωάννης μν ργον ν δικαιοσύνης Ἰησος δε φίσις. что в буквальном переводе значит: Иоанн был делом правды, а Иисус – естеством.

10

В подлиннике текст читается так: οκον τοπόν ο τι τλέγειν νθρωπον τν χριστν ἢ εδοκεσθαι παρΘεοπαρπάντας νθρώπους ες Θεοκατοίκησιν, νευ τής σκητικς καὶ ἐπιπόνυυ δικαιοσίνης.

12

В Христианском чтении (1840 год, часть четвертая стр. 7) «свидетельствуя чрез священного своего ученика».

13

Плач Иеремии IV, 20. Дух лица нашего, помазанный (χριστός) Господь ят бысть в растлениих их, о Немже рехом: в сени Его поживем во языцех. Возможно, что св. Дионисий имеет ввиду именно это место, нашедше в нем мысль подобную той, какая выражается в словах апостола Павла о духовном камне, от которого пили израильтяне.

14

Иоанн. I. 1

15

Иоанн. VII, 58.

16

Иоанн. XXI, 25.

17

Бытия II, 14.

19

Исаии IX, 6.

22

Римл. III, 3 и 5: еда неверствие их веру Божию упразднит? Аще ли неправда наша Божию правду составляет? – Св. Дионисий соединяет оба стиха в одно предложение.

23

Исаии IX, 6.

24

Исаии VII, 14.

25

Кор. VIII, 6

26

В подлиннике: μορφτοθεο, образ Божий; но контекст дает основание думать, что первоначальное чтение было μορφατο.

28

В правом столбце помещен перевод сирийского фрагмента, напечатанного у Питры (Analecta sacra, t. IV, p. 174 – 175 и 416 – 417) под № VII с надписанием: Sancti Dionysii archiepiscopi Alexandrini ex epistola ad Paulum samosatenum, cujus initium est: prius scripsi, Питра (ibid, p. 417, nota 2) обращает особенное внимание на последние слова этого фрагмента: «одно естество воплощенного Бога Слова» и замечает, что доселе первым писателем, употребившим это сделавшееся знаменитым в V веке изречение, считался св. Афанасий. Ср. св. Афанасия De incarnatione Dei Verbi, Migne, Patrologiae gr. t. XXVIII, col. 28 и 23 – 26.

29

Иоанн. XX, 26–29. 

36

Тим. III, 14.

37

Иоанн. I, 14.

38

Перевод в Христианском чтении: «Он как Бог обитает во многих матерях», слишком далек от подлинного текста: πεὶ ἄρα νωθεν νοικε, ν οἶς ερεθήσονται πολλαμητέρες.

43

Исаии LIII, 4.

45

И здесь в правом столбце помещен перевод сирийского фрагмента, фрагмента у Питры (Analecta sacra, t. IV, p. 174 и 416) под № VI с надписанием: Sanet; Dionysii archiepiscopi Alexandrini ex epistola ad Paulum Samosatenum, cujus initium est: prius scripsi.

47

Екклез. VII, 21.

48

Иоанн. VI, 47. 51.


Источник: Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе / Пер., примеч. и введ. свящ. А. Дружинина под ред. э. о. проф. Л. Писарева. - Казань : Казанск. духовная акад., 1900. - 190 с. / Послание к Павлу самосатскому. 112-122 с.

Комментарии для сайта Cackle