святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Наума

Предисловие

Глава 1 Глава 2 Глава 3  

 
Предисловие

Каждый из святых пророков, при каком-либо полезном и необходимом деле, в известные времена, призывался к тому, чтобы служить божественным мановениям и передавать людям вышние гласы. Одни из них, устрашая согрешающего Израиля, предвозвещали ему будущие бедствия, и в том случае, если бы он не захотел исполнять угодного Богу, открыто угрожали, что он подвергнется ужасным и неизбежным страданиям. Другие, указывая на самые совершившиеся события и соболезнуя пострадавшим, искусно возбуждали в них решимость вести лучшую жизнь, и таким образом предотвратить гнев (божественный). Иные же пострадавшего Израиля питают благою надеждою и стараются внушить ему мысль, что тяжко пострадавшие за свои грехи опять будут благоденствовать, когда положение дел их возвратится к своему первоначальному состоянию, по милости и благости и силе Бога, все легко преобразующего сообразно со своим хотением. Подобную же цель мы найдем и в подлежащей нашему толкованию книге. Когда была завоевана страна Иудейская и безрассудными отступлениями оскорбившие Бога, – всегдашнего своего защитника и помощника и подававшего им победу над врагами, – в качестве военнопленных отведены были в страну Персов и Мидян: то одни из них, уже потерпевшие это, пребывали среди бедствий плена и проводили невыносимо тяжелую жизнь; другие же с трудом могли избавиться от сетей и избежать жестокости Вавилонян, но за то находились в постоянном страхе и непрестанном опасении, как бы им не подвергнуться таким же или еще худшим бедствиям, при гневе на них всемогущего Бога и продолжении Его негодования против них. Их страх дошел до того, что они рассеялись по странам соседних народов и служили за плату другим и притом иноплеменникам и идолослужителям. И это было не без вреда для них; ибо они научались жить сообразно с нравами тех и почитать вместо Бога того идола, какого каждый из них находил у тех. Посему и Сам Бог всяческих, после того как некогда сожжен был Иерусалим рукою Навуходоносора, спасшимся (Иудеям) дал повеление не уходить в Египет, напротив, живя дома, держаться под Его покровительством, отечественного богослужения (Иер.42:9). И так, дабы Израильтяне, сделавшиеся пленниками, имея надежду – некогда возвратиться на родину, не вели очень небрежную жизнь, напротив старались избавиться от осуждения, всегда обращались к молитвам и благоговейно поклонялись Могущему освободить и избавить их, а чтобы живущие в Иудее не находились в близких сношениях с странами язычников, – Пророк получает от Бога видение против Ниневии (а это – главный город Ассириян) и предвозвещают, что она падет, по опустошении вместе с нею всей страны, что и исполнилось, когда Кир, сын Камбиза и Манданы, вооружил Персов и Мидян и Еламитян и вместе с ними некоторые другие народы против города Ниневитян. Он овладел им победоносно и освободил Израиля из плена и дал ему повеление возвратиться домой вместе с священными сосудами (1Ездр.1:11). Такова, по нашему мнению, цель предлежащей нам книги. А за тем дадим подробное и последовательное объяснение ее, насколько это в наших силах.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на книгу пророка Софонии святитель Кирилл Александрийский

2. Толкование на пророка Наума блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на пророка Аггея преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

4. Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5 священномученик Дионисий Александрийский

5. Книга пророка Амоса преподобный Ефрем Сирин

6. Толкование на книгу святого пророка Наума епископ Палладий (Пьянков)

7. Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии святитель Иоанн Златоуст

8. Толкование на паремии из 1-й книги Паралипоменон епископ Виссарион (Нечаев)

9. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова святитель Григорий Нисский

10. Об Иове священномученик Зенон Веронский

Комментарии для сайта Cackle