Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

святитель Димитрий Ростовский

События во втором столетии второго тысячелетия

Иаред, сын Малелеилов, прожив 162 года, родил Еноха. После же его рождения пребывал в чадородии восемьсот лет и родил многих сыновей и дочерей.

Сиф же праведный, сын Адамов, отец Еносов, прожив девятьсот двенадцать лет всей своей жизни, мирно скончался.

Смерть его последовала – по русским Библиям в 1042 году от начала миробытия, а по хронографам в 1142 году.

О Сифе (у Буцелина) повествуется, что он во дни своей жизни написал двадцать девять книг о различных вещах, касающихся горнего и дольнего мира, и некоторые пророчества и поучения о благочестном богопочитании и богоугодном житии. И был он после Адама учителем вселенной и владетелем своего племени.

Изначала праведные праотцы много заботились о Богоугождении и в сем не только сами поучались, но наставляли и детей своих, уча их не только словами, но и писаниями, дабы и последующие роды могли в них наставляться в богоугодной жизни. Ибо ничто не может быть полезнее или корыстнее, ничто честнее и славнее, ничто не может быть сладостнее и радостнее угождения Богу и истинного служения Ему всею душою.

Разумное создание, человек, по природе своей стремится к тому, чтобы не быть нищим, но иметь что-либо, и ищет всевозможными путями себе корысти; он желает быть не бесчестным, но почитаемым, и ищет чести; желает пребывания не в горести и нужде, но радоваться в удовольствиях, и о сем заботится. Но все сие где же он, поистине может обресть, как не в одном только Боге, Создателе всяческих? Но каким образом он может сие принять от Него, если не послужит Ему со всем усердием? Ибо «достоин делатель мзды своея» (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7; 1Тим. 5, 18), и неработающему награда не дается.

Ищешь ли ты, человек, того, чтобы у тебя было все потребное к жизни, угождай Богу, работая Ему и уповая на Его Божественный Промысл, и ты будешь обладать не только временным довольством, но получишь и вечное богатство от праведного Мздовоздаятеля.

Господь наш Христос на Своей Тайной вечери спрашивал учеников Своих, говоря: «Егда посылах вы без влагалища и без пиры, еда в чесом лишени бысте? Они же реша: ничесоже» (Лк. 22, 35). Вот как работающие Господу хотя и ничего с собою не носили, однако по Промыслу Божию имели все потребное настолько, чтобы ни в чем не оскудевать! Кто из богачей мира сего сможет сказать сие: я ни в чем не оскудел, ни в чем не нуждаюсь! Не наоборот ли, чем кто более богатеет, тем он более нуждается, как оскудевший, и заботится, чтобы иметь все больше и больше, не довольствуясь тем, что имеет? Хорошо сказал Псаломник: «Богатии обнищаша и взалкаша» (Пс. 33,11). Не так поступают угодники Божий, работающие Ему усердно: они не ищут многого, довольствуясь малым, и ни в чем не испытывают нужды: «Взыскающии бо Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33,11). Каждый из них говорит: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Пс. 22,1).

В Писании мы читаем, что изведенных из Египта людей, неблагодарных, строптивых и ропотников Бог сорок лет питал в пустыне, поил чудесно и подавал в изобилии все потребное. И ныне Бог Своих рабов истинных, старающихся угодить Ему, не напитает ли так же и не подаст разве им все нужное в достаточной мере? Верен во всех словах Своих Господь, сказавший в Евангелии: «Не пецытеся, якоже хотящии богатитися в мире сем пекутся с тщетою спасения своего; кая бо им польза, аще приобрящут весь мир, души же своея отщетятся? Не пецытеся убо вы излишне, токмо первее ищите Царствия Божия, благоугождайте Богу, а вся потребная приложатся вам: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» (Мф. 6:31–33, 16:26; Лк. 12:29–31). Сие сказали неложные уста Господни, и кто в истине сего усомнится? Не читаем ли в житиях святых на многих местах, как Промысл Божий питал Своих угодников, скитавшихся по пустыням? Кроме всего этого им уготовано и пребогатое Царство Небесное: "Блажени, – говорится, – нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), где они от обилия дома Его будут насыщаться вечно, как Он обещал, говоря: «Аз завещаю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем» (Лк 22, 29–30). И что более богато и корыстно, чем сие? Какие пребогатейшие сокровища могут удовлетворить человеческое желание так, как те, которые на небе уготованы угождающим и работающим Богу?

Желаешь ли ты, человек, получить честь высокую, угождай Богу, работая ему, и будешь ты премного честен. Послушай Господа, говорящего во Святом Евангелии: «Аще кто Мне служит... почтит его Отец Мой» (Ин. 12, 26). Как почтит? Назовет и сделает такого другом Своим ибо работающие Богу Его угодники почитаются и прославляются как друзья Божий. Не называет ли Писание Авраама другом Божиим, когда апостол Иаков говорит: «Верова Авраам Богу, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся» (Иак. 2, 23)? Но послушаем, как и Господь наш называет святых апостолов: "Вы, – говорит Он, – друзи Мои есте, не ктому вас глаголю рабы... но друзи» (Ин. 15,14–15). Какая же честь выше того, чтобы быть другом Божиим?

Если среди земных почестей весьма честен тот муж, которого царь возвеличит и назовет своим другом, то тем более в горней вечной славе велика и превелика честь тем, кто становятся друзьями Царя Небесного. Возвеличил Фараон Иосифа, а Артаксеркс Мардохея, и были они честны и славны, но уже и удостоенный почести, и удостаивавший почести, и оказывавшие почитание, все они уже давно «преидоша яко сень, яко сон» (Пс.143, 4), и неизвестно даже место на земле, где они находятся. Та же честь, которою Бог почтит и прославит на небе друзей Своих, не прейдет в бесконечные веки. Ибо и Бог, хотящий почтить и прославить, вечен, и те, которые от Него получают почести и прославляются, будут бессмертны, а слава их небесная – бесконечна. Чей язык сможет исповедать вечную сию честь друзей Божиих, или чей ум человеческий постигнет ее? Святой апостол Павел, восхищенный туда и слышавший неизреченные глаголы, говорит: «Не леть есть человеку глаголати» (2Кор. 12, 4). Почему? Потому, что ум человеческий не может объять то, что видел и слышал Апостол, если бы он сие и поведал. Разве только из земных примеров кто отчасти сможет постигнуть небесное, помыслив о следующем: нет на земле большей чести, чем честь царская, а на небе каждому рабу и угоднику Господню, как другу Божию, дается царская честь, как Сам Бог говорит: «Наследуйте уготованное вам Царство» (Мф. 25, 34). Дастся им престол царский, как обещал Царь ебесный, сказавший: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле (Апок. 3, 21). Дастся и венец царский, по апостольскому слову: «Отложимися венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим. 4, 8). И всякий друг Божий прославится как царь в Небесном Царстве, а что еще более почетно для Божиих угодников? Хорошо говорится: «Богу работати есть царствовати» (2Тим.2, 12).

Хочешь ли ты, человек, наслаждаться какими-либо благами и радоваться без печалей, угождай Богу, работая Ему, и дастся от Него тебе сладость и радость истинная. Всякое обретающееся в мире сем услаждение и радование не есть истинное, но ложное, так как оно временное и превращается в себе противоположное состояние. Сладость греха превращается в горесть, только отчасти услаждает и погибает, а после сего не что-либо иное остается человеку, как только горесть; и это отчасти потому, что погибла временная сладость, отчасти же потому, что лишила она вечной сладости, исходатайствовав горькие муки. Точно так же и радость мира сего претворяется в печаль и сетование: только на короткое время увеселит, а затем и минует. Сладость же и радость в Боге есть истинная, неизменная и вечная, так как Бог истинен, неизменен и вечен.

Сподобляются сей Его Божественной сладости и радости те, которые стараются угождать Ему в этой временной жизни, не иным чем желают услаждать свое сердце, как только Его Божественною любовью, и не о ином чем радуются, как только о Спасителе своем Боге. Таких никакая горесть мира сего не может огорчить, так как они имеют в сердце своем сладость Божественной любви; их также никакие бедствия настоящей жизни не могут опечалить, ибо внутри себя они имеют духовную радость о Спасителе своем Боге. Таков был Павел, говоривший: «Радуюся во страданиих моих» (Кол. 1, 24); и еще: «Сладце похвалюся в немощех» (2Кор. 12, 9). В каких немощах? – в досаждениях, в бедах, в изгнаниях и притеснениях. Биемый радуется, бедами огорчеваемый услаждается и доброжелательствует в том, что для иных является ужасным и горестным; и в том он веселится, в чем прочие плачут и рыдают. Что же такое в нем при бедствиях создавало услаждение и радование? А то, что он возлюбил Бога всецело, и его «ничтоже от любве Божия разлучити можаше, ни гонение, ни беда, ни меч» (Рим. 8, 35–39).

Мы же обратим внимание на то, как Бог угодников Своих духовными сладостями еще при жизни сей увеселяет, и сколь больше увеселит их в будущей жизни! Сего и древние праотцы желали, стараясь и сами всячески угождать Богу, и детей своих научая богоугождению.

Комментарии для сайта Cackle