святитель Димитрий Ростовский

Алфавит Духовный*

Перевод с церк. слав. языка сделан еп. Иустином (Полянским).

Содержание

Вместо введения

Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем

Алфавит Духовный

Часть Первая Глава Первая. О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Глава Вторая. О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни Глава Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума – не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума Глава Четвертая. О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума Глава Пятая. О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти Глава Шестая. О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание Глава Седьмая. О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе Глава Восьмая. О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям Глава Девятая. О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою Глава Десятая. О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями Глава Одиннадцатая. О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова Глава Двенадцатая. О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге Часть Вторая Глава Первая. О том, чтобы – во всех вещах – блюстись суетного велехваления Глава Вторая. О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) Глава Третья. О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию Глава Четвертая. О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми Глава Пятая. О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего Глава Шестая. О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло Глава Седьмая. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства Глава Восьмая. О том, что во юдоли сей плачевной всегда нужно каяться и плакать о грехах своих Глава Девятая. О том, чтобы всегда памятовать о смерти и не прельщаться тленными вещами мира сего Глава Десятая. О том, что ни в одной вещи мира сего нет покоя, в Одном только Господе Боге – вечный покой Часть Третья Глава Первая. О том, чтобы не предаваться сребролюбию, но возлагать свое упование на одного только Бога Глава Вторая. О том, чтобы никому не завидовать ни в одной вещи мира сего Глава Третья. О том, чтобы не гневаться и не злопамятствоватъ ни на кого Глава Четвертая. О том, чтобы в скорбях не очень скорбеть Глава Пятая. О том, что все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях Глава Шестая. О том, чтобы все случающееся претерпевать доблественно Глава Седьмая. О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться – бодрствовать – в деле Божием Глава Восьмая. О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда – день и ночь – усердствовать и заботиться о себе Глава Девятая. О том, чтобы всегда возбуждать себя к усердию и теплоте Господней Глава Десятая. О том, чтобы все желание свое устремлять к Богу и к Нему прилепляться любовию Глава Одиннадцатая. О том, чтобы к Одному Господу иметь любовь и ничего не почитать выше Его любви  

 
Вместо введения

«Алфавит духовный», составленный св. Димитрием, митрополитом Ростовским, есть книга весьма замечательная во многих отношениях, особенно же она замечательна по содержанию, изложе­нию и расположению ее предметов.

По содержанию:

Высказав сначала главную мысль, что причиною Адамова падения было его неразумие – ненадлежа­щее знание себя, мира и Бога, потом святитель в насто­ящем своем творении собирает мысли и чувства, на­правленные против тройственной похоти, произошед­шей от падения Адама и заразившей весь род челове­ческий, – похоти плоти, гордости житейской и похоти очес, дабы таким образом неведению противопоста­вить ведение и вооружить христианина на борьбу с главными страстями и пороками, от которых происхо­дят и все прочие грехи.

Отсюда уже видно, что в «Алфавите духовном» со­держится не что-либо другое, как духовная пища, или, по выражению св. ап.Петра, «словесное млеко» (1Пет.2:2), – пища самая необходимая, самая лучшая и удобная для пита­ния, укрепления и возращения жизни духовной в хри­стианах, начинающих и совершающих дело своего спасения.

Как любящие отец и мать заботятся питать свое дитя сначала материнским молоком, а потом самою легкою и питательною пищею, чтобы оно росло и ук­реплялось в жизни телесно, так и святитель Божий Ди­митрий с великою любовью в своем «Алфавите…» предлагает самую легкую, сладкую и питательную пи­щу для возрастания и постепенного укрепления в жиз­ни духовной младенцев Христовых.

Вообще, в «Алфавите духовном» заключаются мысли и чувства, составляющие основу истинно хрис­тианской, духовно-нравственной жизни. Здесь корень и начатки благочестия; это – евангельское «горушное зерно» (Мф.17:20), имеющее при благоприятных условиях возрасти в великое древо жизни вечно блаженной.

По изложению:

Содержанию «Алфавита...» вполне соответствует и изложение его. Великий святитель Христов с великим вниманием и отеческою заботливостью приготов­ляет свою духовную пищу для любимых детей своих: в изложении «Алфавита духовного» его каждая главная мысль неоднократно повторяется и разнообразится для того, чтобы осветить ее со всех сторон со всеми по­дробностями. Без сомнения, эта особенность изложе­ния при всей возможной простоте его принята св.ав­тором в видах педагогических, чтобы приготовить, удобрить, растворить и умягчить – сделать свою пищу настоящим словесным млеком, удобоприемлемым, удобоусвояемым, удобообращающимся в дух и силы начинающих дело своего спасения младенцев о Хрис­те. Такое изложение для кого-либо, пожалуй, может показаться неискусным и скучным для чтения, но для понимающих дело и трудность духовного воспитания в таком именно изложении – верх искусства и самой благотворной питательности духа. Ведь и врачи сове­туют как можно больше разжевывать пищу, чтобы она была удобоваримее.

По расположению:

Самый порядок, или расположение предметов, со­держащихся в изложении «Алфавита духовного», без преувеличения можно назвать премудрым. В нем прежде всего положено общее мировоззрение святителя, в котором сопоставляются между собою жизнь мирская и жизнь христианская, и делается отсюда вы­вод, что истинному «христианину подобает радоваться о Едином Господе, а не о тленных вещах мира сего». Это, так сказать, почва, на которой создан «Алфавит духов­ный». Затем следует предисловие к любезному читате­лю и самый «Алфавит духовный», изложенный в алфа­витном порядке, в котором кратко выражены почти все заповеди и добродетели христианские. В предисло­вии же этом святитель говорит, что книга составлена вообще для возбуждения и поощрения к исполнению заповедей Господних, а кратко в алфавитном порядке изложена она для того, чтобы удобнее изучить ее на память. Потом следуют одна за другой три части кни­ги. Первая часть направлена против похоти плоти; вторая – против гордости житейской; третья – про­тив похоти очес. В первой части двенадцать глав; во второй – десять; в третьей – одиннадцать. Всех глав 33 – по числу лет земной жизни Господа нашего Иису­са Христа. В каждой главе – 10 пунктов. Наконец, предложены для каждодневной молитвы пять стихо­словий – по числу пяти чувств.

Высокое содержание, благоискусное изложение и стройное расположение предметов книги побудили меня перевести сию книгу со славянского – устаревшего языка – на современный русский и посвятить ее всему юному обучающемуся поколению и всем православ­ным благочестивым христианам, начинающим и совер­шающим дело своего спасения.

9 декабря 1898 года

еп.Иустин

Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем

Смотря на временный мир сей и человеческую жизнь, в нем волнующуюся, святитель Христов Димитрий составил свое размышление о том, что че­ловеку – «христианину подобает радоваться о Едином только Господе, а не о тленных вещах мира сего».

Вот это размышление: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя», – говорит пророк (Пс.31:7). Некогда ангел сказал Товии: «радуйся, Товие, радость тебе всегда да будет». Товия же отвечал ангелу: «Какая мне будет радость, когда я сижу во тьме, света небеснаго не вижу? Какая может быть радость душе в этой пла­чевной юдоли? Сидящему «в темных и сени смертней, в бессловесных наследиях» и ничего иного не ожидаю­щему, как только смерти, как только исхода отсюда, как только неизвестной кончины, какая может быть радость сущему в скорби и горести? Какое веселие си­дящему во тьме? Какая прохлада находящемуся в узах? Какое утешение ожидающему горькой смерти? Никакого».

И действительно. Чем ты хочешь утешаться? Сла­вою ли мира сего, скоро исчезающею? Именем ли или богатством, часто погибающим? Сластями ли и похо­тями плотскими, обращающимися в гной и смрад? Благолепием ли или красотою плоти, удобно тлеющею и изменяющеюся в прах и пепел?

Не имеешь ты, человече, чем бы мог утешиться в веке сем многоплачевном; напротив, плакать и ры­дать здесь нужно тебе. Ибо не в отечестве живешь, но в изгнании, не в мире и покое, но в борьбе сильного ратоборства, не в радости и веселии, но в юдоли сей плачевной. Кто веселится, будучи в долгах? Кто утешается, находясь в темнице? Кто радуется, ожидая смерти? Никто.

Мир сей исполнен плача, а не веселия, скорби и печали, а не радости, тяжести и горести, а не утешения. Ничего в нем нет постоянного и непреложного. Ра­дость его смешана со скорбию, веселие с печалию – слава изменчива, богатство пропадает, красота обра­щается в прах и пепел, плотское наслаждение перехо­дит в смрад и гной. Наконец, все сие прерывается вне­запною смертию и исчезает.

Ничего в мире сем нет достойного радости и весе­лия, ничего нет достойного утешения и благомыслия. Но все исполнено плача и рыдания. Век человеческий суета сует. Ибо родится человек от тли, растет в болез­нях и недуге, жизнь свою изнуряет в скорбях и печалях, в молве, в буре, в безвестии и во всяком непостоянстве. Ибо везде беды, везде наветники, везде гонители, везде борьба и недоумения, везде боязнь и страх. Нигде нет мира и покоя.

Весь мир исполнен бед и немиролюбия. Куда ни обратишься, везде увидишь борьбу и ратование. Отсю­да ратует объедение; оттуда пьянство; отсюда леность; оттуда безчувствие; отсюда похоть; оттуда скверное рачение; отсюда страх; оттуда грех и преступление; отсюда безстрашие. Нет ничего, о чем бы можно было в веке сем порадоваться.

А потом придет смерть, придет разлучение со всем и со всеми, придет внезапное изменение всего, душа пой­дет в иной век и примет мзду по делам, которые здесь сде­лала, а плоть останется на съедение червей, обратится в смрад и гной. Нет ничего в мире сем радостного.

Потому не радуйся в веке сем плачевном, ни о чем временном не радуйся, потому что все в нем непосто­янно и превратно, все в нем ложно и изменчиво. Если же хочешь утешаться – утешайся Одним Господом; ес­ли хочешь радоваться – радуйся о Едином Господе. Ибо радость плотская скоро гибнет, а радость о Госпо­де вовеки пребывает; утешение земное внезапно исче­зает и обращается в горесть, а утешение Пресвятого Духа всегда о Господе утешает и будет утешать во веки вечные – утешением неизреченным.

Итак, радуйся не о чем-либо ином, но о Господе. «Радуйтеся о Господе... вси правии сердцем», – говорит про­рок (Пс.31:11). И апостол говорит: "всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1Сол.5:16–18). В этом наше спасение. Не о чем ином радуйся, только о Господе. Ибо всякая радость не о Господе есть ложь, обольщение; всякое утешение не о Господе есть тяжесть и смущение души. Итак, ра­дуйся не о пище и питие, не о богатстве и славе мира сего, не о каких-либо красотах и безсмысленных по­хотях, но о Господе радуйся, о Едином Боге веселием веселись.

Во временном ни в чем нет истинной радости; там радость фальшивая, временная, безумная. Ибо во тьме света не бывает, в смерти жизни не найдешь. Во лжи правда не является. Радость мира сего фальшива, уте­шение его изменчиво, веселие легко и скоро проходит. На короткое время вывеет радость и утешение – и внезапно наступает горесть, на короткое время весе­лие – и внезапно плачь и рыдание; еще утешение не прошло – и уже постигла скорбь и печаль.

Потому радуйся радостию о Едином Господе и ве­селись веселием о Нем.

Радуйся о Господе Боге, ибо Бог твой – Бог вели­кий, вечный, бессмертный, всемогущий Вседержи­тель; Бог щедрый, милостивый, праведный, челове­колюбивый и премилосердный; Отец щедрот, Бог всякого утешения. Его есть небо и земля, горы и хол­мы, дерева и дубравы. Его – всякое дыхание и вся тварь, видимая и невидимая, которая на небе и на земле. Его – солнце и месяц, звезды и все небесные стихии; Его – воды и реки, моря и озера, источники и бездны, град и снег, дожди и ветры, громы и мол­нии. Его – все люди и все роды земнородные. Его – ангелы, архангелы, престолы, господствия, херуви­мы, серафимы и все небесные силы. Там правда, там суд нелицемерный, сама благость и человеколюбие, там премудрость и источник разума. Там тишина, по­кой, небоязненность и безпечалие. Там слава, богат­ство, сокровища и вечное наслаждение. Там радость, веселие, свет, озарение, красота, благолепие, сла­дость и всякое утешение. Там свобода, простор, оби­лие и век неизменяемый. Там все есть, что только лю­ди любят. Только прилепись к Господу Богу твоему всею душою твоею и о нем Едином радостию радуйся и веселием веселись.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что Он сотворил тебя по образу и по подо­бию Своему – привел тебя от небытия в бытие, сла­вою и честию венчал тебя. Не сотворил тебя зверем, или китом, или другим каким животным, но челове­ком, тварию разумною, почтил душу твою бессмер­тием и свободною волею. Если мы и умираем пло­тию временною, то переселяемся в лучшие селения и душою пребываем вечно – пребываем не тысячу, или две, или три тысячи лет, но веки вечные, конца не имеющие.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что Он все сотворил ради тебя. Ради тебя со­творил Он все небо и землю, солнце, луну и все звезд­ное – небесное – украшение. Ради тебя существуют звери, скоты, птицы пернатые и всякое животное. Ра­ди тебя – моря, реки, источники, озера, различные рыбы, превеликие киты. Ради тебя – леса, дубравы, различные пустыни. Ради тебя сотворено все видимое и невидимое.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, что Он все о тебе устроил праведно и милосердно и не­престанно промышляет о душе твоей: защищает тебя. Сохраняет тебя, покрывает тебя, заступает душу твою, дарует тебе крепость, здоровие, живит тебя, вразумля­ет тебя, просвещает тебя на всякие добрые дела. Все де­лает о тебе праведно и милосердно.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, что Он, Бог всесильный и пребогатый, тебя ради обни­щал, тебя ради соделался человеком, чтобы соединить тебя воедино с Собою. Не возгнушался взять наше «ес­тество», чтобы отдать всего Себя нам. Тебя ради Он положен был в яслях; тебя ради повит был пеленами одевающий небо облаками; тебя ради в осьмой день обрезан был; тебя ради бежал в Египет; тебя ради кре­стился в Иордане; ради тебя преклонил Главу Предте­че – да тебя вознесет горе; не требуя крещения, крес­тился – да подаст тебе крещением очищение.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что ради тебя Он был бит, безчещен, оплеван, заушен, связан, уязвлен терновым венцом; ради тебя пригвоздил руки и ноги Свои на кресте, вкусил оцта и желчи, прободен был копием в пречистое ребро Свое; ради тебя излиял пречистую кровь Свою, искупил те­бя кровию Своею; тебя ради положен был во гроб; те­бя ради в третий день воскрес из гроба – да дарует всем нам воскресение от гроба.

Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение за то, что, если ты и тьмами тем согрешаешь пред Богом, Он милостиво принимает тебя кающегося. Сколько ты пред Ним согрешаешь! А Он тебя не отвергает. Сколько делаешь преступлений! А Он не отвращается от тебя. Сколько ты падаешь! А Он восстановляет те­бя, долго терпит и не тотчас предает тебя смерти, но ожидает обращения твоего даже до самой смерти, ког­да ты, может быть, обратишься. Он дал тебе закон и видение воли Своей, не лишил тебя крещения, не оставил тебя быть погруженным в иноверии или пагуб­ной ереси.

Слава неисповедимому Его Милосердию! Слава премудрому Его устроению! Слава неизреченной и не­постижимой Его благости и человеколюбию! Яко Тому подобает всякая слава, честь и держава с безначаль­ным Его Отцом и с Пресвятым, и благим, и животворя­щим Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Алфавит Духовный

А

Будучи Адамова естества, советую те­бе, обоего пола Адамову естеству: будь смирен – имея Адамово естество, смирен будь – помня слово праведно­го осуждения, сказанное Самим Бо­гом, «яко земля еси, и в землю паки пой­деши» (Быт.3:19).

Б

Познавай Бога, разумевай благодея­ния Его, ходи в заповедях Его – и бу­дешь наследником вечных благ Его.

В

Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание, всегда помни о смерти и изменении всех вещей – и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия.

Г

Блюди себя от греха – малого и вели­кого, всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию.

Д

День ото дня восходи на гору доброде­телей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию – да на­правишь себя на все стези правыя.

Е

Есть надежда всему доброму, есть веч­ный покой всякому труду, подвигу ве­селие и в грядущем веке воздаяние.

Ж

Всегда поминай жизнь вечную и буду­щие блага – да всегда возносится к ним сердце твое.

Ѕ

Будь зело (весьма) тщателен и усерден в своем звании и положении (свойст­ве), дабы не всуе (напрасно) изнурять тебе жизнь свою.

З

Зря тварь, дивись и приноси славосло­вие Творцу твари; не к твари прилагай свои чувства, но к Богу – Творцу все­го – возводи сердце и душу твою.

И

Кто (иже) имеет усердие к добру, тому дается оно, а кто не имеет, у того воз­мется и то, что он думает иметь.

І

Люби истину, блюдись от всякой лжи – да избежишь сказанного пророком: «погубиши всякаго глаголющаго лжу» (Пс.5:7).

К

Всегда и непрестанно возводи ум и ду­шу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей – да все­гда с Ним будешь соединен.

Л

Потщись от всего сердца твоего лю­бить Бога – да будешь свободен от всякого земного пристрастия и уверен в спасении твоем.

М

Прилежи непрестанно к молитве, ибо это есть некрадомое сокровище: ею, как лествицею, удобно взойдешь к Богу.

Н

Не прилагай сердца твоего к земно­му – да не обуяешь, как соль, и да не явишися весь непотребен, но к Единому Богу и сердце, и душу твою имей пригвожденными – да пребудешь в любви Его неподвижен.

О

Ибо Он Един есть Господь Источник всех благ и Податель жизни вечной.

П

Помни о Господе непрестанно – да пребывает имя Его всегда в сердце и в устах твоих. Прилежи покаянию по­стоянно и всякий день омывай душу свою теплыми слезами – да паче сне­га убелишься и непосрамленным ли­цом явишься пред Господом.

Р

Руки твои как можно чаще усердно воздевай к Богу в молитве, всегда ожи­дая оттуда помощи, чтобы победить мысленного Амалика, т.е. диавола.

С

Помня о смерти, блюдись скупости и стеснения ближних – да, объятый неве­рием и скупостию, во время исхода не за­творишь себе двери милосердия Божия.

Т

Бывай ко всем тих, безтщеславен и кроток – да явишься истинным Хрис­товым подражателем и учеником – без порока.

У

Если хочешь скоро найти вечное со­кровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености.

Ў

Будь всегда тепл и усерден к Богу – да будешь причастником жизни вечной.

Ф

Старайся потопить мысленного фара­она в воде слезной, чтобы он не гнал тебя всегда ратуя.

Х

Взыскуй Единого Христа – да будешь с Ним вечно, ибо взыскующие Его об­рящут велию милость и не лишатся всякого блага.

t

Зная отца и мать, друзей и сродников, знай, что у тебя есть Бог, Который есть начало жизни и бесконечный конец всему. Не пренебрегай духовного оте­ческого наставления – да не претк­нешься в стезях твоих.

Ц

Цель и пристанище твое да будет Един Господь, надежа же и упование – пре­святая любовь Его.

Ч

Возлюби чистоту и целомудрие истин­но – да чистый прилепишься Чисто­му. Покаяния от часа до часа не отлагай – да не погубишь напрасно време­ни исправления в час.

Ш

Да будут в душе твоей всегда водруже­ны шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой об­раз, рассуждение, воздержание и лю­бовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Щ

Будь ко всем щедр и милостив – да обрящеши в день страшного суда Гос­пода милостивым и благоснисходи­тельным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей – одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.

Ю

Отвергай от себя юностное, похотное, плотское безумие, всеусердно же всегда поучайся духовной премудрости о Боге.

Z

Особенно охраняй себя от ярости, гне­ва и злословия – да не помрачится у тебя сердечное око.

W

Всячески сохраняй себя от объедения и пьянства – да не впадаешь всегда во все злое.

P

Непрестанно славословь Бога псалма­ми и песнями – да имеешь это во все­гдашнее себе утешение.

F

Особенно берегись тщеславного, фа­рисейского, лицемерия – да не при­мешь себе здесь, на земле, тщеславием своим мзду твоих добрых дел (благ).

* * *

*

Впервые книга эта была издана (анонимно, как утверждают историки) предположительно в начале XVIII века, с заголовком «Алфавит духовный» и переиздавалась впоследствии ещё множество раз. Заголовок этот появился от кратких поучений на каждую букву алфавита вначале книги, которые предваряют основной текст. И такое название закрепилось до сих пор. Однако изначально она называлась иначе. Сохранилось первое название этой книги: «Лествица духовная по Бозе жительства иноческаго, содержащая в себе тридесять и три главы по образу Господня во плоти на земли житiя, еже есть тридесять и три степени, трудолюбне составлена в пользу душевную усердствующим и внимающим постиническому житию написана преподобным Исаием Копинским иже постиничества и безмолвiя путь проходя при пещере преподобнаго отца нашего Антония иже в Киеве, последи же бывша митрополита того же богоспасаемого града Киева».

Затем, как предполагают историки, рукопись святителя Исаии (Копинского) по ошибке издателей попала в собрание сочинений святителя Димитрия Ростовского; случилось это потому, что она находилась среди рукописей святителя, однако с пометкой о принадлежности её Исаие (Копинскому). Ошибка эта не исправлена и поныне: «Алфавит духовный» продолжает издаваться под именем Димитрия Ростовского. Необходимо воздать должное митрополиту Исаии (Копинскому) и восстановить справедливость, напомнив об этом еще раз.«Димитрию Ростовскому приписывались не принадлежавшие ему произведения. В частности, в Житии святителя утверждается, что он написал «Алфавит духовный», однако автором данного труда был митр. Исаия (Копинский)», – отмечает в Д. Шляпкин в перечне отдельных сочинений, неверно приписывавшихся Димитрию Ростовскому.

Известно, что после смерти преподобного Серафима Саровского «Лествица духовная» – книга, в руках с которой начал и окончил свою подвижническую жизнь святой старец – была найдена в его личных вещах. Вещи эти раздавались как благословение, и книга досталась Н. А. Мотовилову, о чём он свидетельствует в своих «Записках». Не исключено, что и юный Даниил Туптало – будущий святитель Димитрий Ростовский, постигал духовные законы по этой рукописи.

Во второй главе «Лествицы духовной» автор отсылает желающих удобнее придти к познанию природы, себя и Бога к книге, называемой «Седмодневник», которая, к сожалению, не сохранилась. Так, косвенным образом, мы узнаем ещё об одном сочинении святителя Исаии.

Можно утверждать, что святитель Исаия (Копинский) был одним из немногих последователей исихастской традиции в юго-западной Руси в ХVII веке. Так как в это время «в духовной жизни разрыв с Византией вызывает ослабление святоотеческой традиции, в подвижничестве забывается «внутреннее делание», подвиг приобретает более суровый и внешний характер, а общий духовный уровень монашества значительно снижается», – пишет И. Концевич.

М. Грушевский характеризует Исаию (Копинского) как «человека содержательного, интересного – человека, который ярко отражал в себе идеологическое течение, хоть и отжившее, осужденное на забвение, но ещё живое и популярное в широких массах» того времени. Это течение, по определению Я. Стратия, – «афонского мистицизма, концепции Евангельской жизни в истине», которая являлась путём к обóжению. В этом произведении владыка излагает свое понимание путей «познания мира, человека и Бога». Совершается это познание, по мнению автора, «путем самоуглубления, внутреннего самосозерцания. Концепция самопознания переходит в теорию умного делания, которая предусматривает самоусовершенствование, очищение, просветление ума и аскетическое самосозерцание вплоть до стяжания Благодати Божией, до познания и мистического соединения с Богом (исихии)».

Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Лествица духовная» – произведение строго аскетическое, монашеское, является истинным кладезем духовной мудрости и аскетического опыта. Неизвестно, с какой духовной литературой был знаком святитель Исаия, не многое в то время было доступно (тогда и Библия была редкостью), но то, что было им написано, вполне согласуется с духом святоотеческих творений первых веков монашества.

С первых строк своей малой книжицы, как называет её владыка, он призывает читателя радоваться лишь о едином Господе. «Если хочешь радоваться – ни о чём ином, только о Господе едином радуйся, ибо всякая радость, которая не о Господе, – это ложь и прельщение».


Источник: Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. - 6-е изд. Том 1. - Москва : Синод. тип. 1839. 525 с. / Алфавит Духовный. 288-465 с.

Вам может быть интересно:

1. Богодухновенное христианское наставление святитель Димитрий Ростовский

2. Сокровище духовное от мира собираемое святитель Тихон Задонский

3. Краткое правило для благочестивой жизни праведный Алексий Мечёв

4. Письма Георгий, затворник Задонский

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Наставления безмолвствующим преподобный Григорий Синаит

8. Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1-4) преподобный Никодим Святогорец

9. Симфония по творениям святителя Василия Великого святитель Василий Великий

10. Внутренняя жизнь. Избранные поучения святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle