святитель Димитрий Ростовский

Алфавит Духовный*

Перевод с церк. слав. языка сделан еп. Иустином (Полянским).

Содержание

Вместо введения
Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем
Алфавит Духовный
Часть Первая Глава Первая. О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Глава Вторая. О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни Глава Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума – не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума Глава Четвертая. О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума Глава Пятая. О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти Глава Шестая. О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание Глава Седьмая. О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе Глава Восьмая. О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям Глава Девятая. О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою Глава Десятая. О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями Глава Одиннадцатая. О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова Глава Двенадцатая. О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге Часть Вторая Глава Первая. О том, чтобы – во всех вещах – блюстись суетного велехваления Глава Вторая. О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) Глава Третья. О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию Глава Четвертая. О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми Глава Пятая. О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего Глава Шестая. О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло Глава Седьмая. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства Глава Восьмая. О том, что во юдоли сей плачевной всегда нужно каяться и плакать о грехах своих Глава Девятая. О том, чтобы всегда памятовать о смерти и не прельщаться тленными вещами мира сего Глава Десятая. О том, что ни в одной вещи мира сего нет покоя, в Одном только Господе Боге – вечный покой Часть Третья Глава Первая. О том, чтобы не предаваться сребролюбию, но возлагать свое упование на одного только Бога Глава Вторая. О том, чтобы никому не завидовать ни в одной вещи мира сего Глава Третья. О том, чтобы не гневаться и не злопамятствоватъ ни на кого Глава Четвертая. О том, чтобы в скорбях не очень скорбеть Глава Пятая. О том, что все святые всю жизнь свою проводили в скорбях и печалях Глава Шестая. О том, чтобы все случающееся претерпевать доблественно Глава Седьмая. О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться – бодрствовать – в деле Божием Глава Восьмая. О том, чтобы не быть ленивым и не унывать, но всегда – день и ночь – усердствовать и заботиться о себе Глава Девятая. О том, чтобы всегда возбуждать себя к усердию и теплоте Господней Глава Десятая. О том, чтобы все желание свое устремлять к Богу и к Нему прилепляться любовию Глава Одиннадцатая. О том, чтобы к Одному Господу иметь любовь и ничего не почитать выше Его любви  

 
Вместо введения
«Алфавит духовный», составленный св. Димитрием, митрополитом Ростовским, есть книга весьма замечательная во многих отношениях, особенно же она замечательна по содержанию, изложе­нию и расположению ее предметов.
По содержанию:
Высказав сначала главную мысль, что причиною Адамова падения было его неразумие – ненадлежа­щее знание себя, мира и Бога, потом святитель в насто­ящем своем творении собирает мысли и чувства, на­правленные против тройственной похоти, произошед­шей от падения Адама и заразившей весь род челове­ческий, – похоти плоти, гордости житейской и похоти очес, дабы таким образом неведению противопоста­вить ведение и вооружить христианина на борьбу с главными страстями и пороками, от которых происхо­дят и все прочие грехи.
Отсюда уже видно, что в «Алфавите духовном» со­держится не что-либо другое, как духовная пища, или, по выражению св. ап.Петра, «словесное млеко» (1Пет.2:2), – пища самая необходимая, самая лучшая и удобная для пита­ния, укрепления и возращения жизни духовной в хри­стианах, начинающих и совершающих дело своего спасения.
Как любящие отец и мать заботятся питать свое дитя сначала материнским молоком, а потом самою легкою и питательною пищею, чтобы оно росло и ук­реплялось в жизни телесно, так и святитель Божий Ди­митрий с великою любовью в своем «Алфавите…» предлагает самую легкую, сладкую и питательную пи­щу для возрастания и постепенного укрепления в жиз­ни духовной младенцев Христовых.
Вообще, в «Алфавите духовном» заключаются мысли и чувства, составляющие основу истинно хрис­тианской, духовно-нравственной жизни. Здесь корень и начатки благочестия; это – евангельское «горушное зерно» (Мф.17:20), имеющее при благоприятных условиях возрасти в великое древо жизни вечно блаженной.
По изложению:
Содержанию «Алфавита...» вполне соответствует и изложение его. Великий святитель Христов с великим вниманием и отеческою заботливостью приготов­ляет свою духовную пищу для любимых детей своих: в изложении «Алфавита духовного» его каждая главная мысль неоднократно повторяется и разнообразится для того, чтобы осветить ее со всех сторон со всеми по­дробностями. Без сомнения, эта особенность изложе­ния при всей возможной простоте его принята св.ав­тором в видах педагогических, чтобы приготовить, удобрить, растворить и умягчить – сделать свою пищу настоящим словесным млеком, удобоприемлемым, удобоусвояемым, удобообращающимся в дух и силы начинающих дело своего спасения младенцев о Хрис­те. Такое изложение для кого-либо, пожалуй, может показаться неискусным и скучным для чтения, но для понимающих дело и трудность духовного воспитания в таком именно изложении – верх искусства и самой благотворной питательности духа. Ведь и врачи сове­туют как можно больше разжевывать пищу, чтобы она была удобоваримее.
По расположению:
Самый порядок, или расположение предметов, со­держащихся в изложении «Алфавита духовного», без преувеличения можно назвать премудрым. В нем прежде всего положено общее мировоззрение святителя, в котором сопоставляются между собою жизнь мирская и жизнь христианская, и делается отсюда вы­вод, что истинному «христианину подобает радоваться о Едином Господе, а не о тленных вещах мира сего». Это, так сказать, почва, на которой создан «Алфавит духов­ный». Затем следует предисловие к любезному читате­лю и самый «Алфавит духовный», изложенный в алфа­витном порядке, в котором кратко выражены почти все заповеди и добродетели христианские. В предисло­вии же этом святитель говорит, что книга составлена вообще для возбуждения и поощрения к исполнению заповедей Господних, а кратко в алфавитном порядке изложена она для того, чтобы удобнее изучить ее на память. Потом следуют одна за другой три части кни­ги. Первая часть направлена против похоти плоти; вторая – против гордости житейской; третья – про­тив похоти очес. В первой части двенадцать глав; во второй – десять; в третьей – одиннадцать. Всех глав 33 – по числу лет земной жизни Господа нашего Иису­са Христа. В каждой главе – 10 пунктов. Наконец, предложены для каждодневной молитвы пять стихо­словий – по числу пяти чувств.
Высокое содержание, благоискусное изложение и стройное расположение предметов книги побудили меня перевести сию книгу со славянского – устаревшего языка – на современный русский и посвятить ее всему юному обучающемуся поколению и всем православ­ным благочестивым христианам, начинающим и совер­шающим дело своего спасения.
9 декабря 1898 года
еп.Иустин
Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем

Смотря на временный мир сей и человеческую жизнь, в нем волнующуюся, святитель Христов Димитрий составил свое размышление о том, что че­ловеку – «христианину подобает радоваться о Едином только Господе, а не о тленных вещах мира сего».

Вот это размышление: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя», – говорит пророк (Пс.31:7). Некогда ангел сказал Товии: «радуйся, Товие, радость тебе всегда да будет». Товия же отвечал ангелу: «Какая мне будет радость, когда я сижу во тьме, света небеснаго не вижу? Какая может быть радость душе в этой пла­чевной юдоли? Сидящему «в темных и сени смертней, в бессловесных наследиях» и ничего иного не ожидаю­щему, как только смерти, как только исхода отсюда, как только неизвестной кончины, какая может быть радость сущему в скорби и горести? Какое веселие си­дящему во тьме? Какая прохлада находящемуся в узах? Какое утешение ожидающему горькой смерти? Никакого».
И действительно. Чем ты хочешь утешаться? Сла­вою ли мира сего, скоро исчезающею? Именем ли или богатством, часто погибающим? Сластями ли и похо­тями плотскими, обращающимися в гной и смрад? Благолепием ли или красотою плоти, удобно тлеющею и изменяющеюся в прах и пепел?
Не имеешь ты, человече, чем бы мог утешиться в веке сем многоплачевном; напротив, плакать и ры­дать здесь нужно тебе. Ибо не в отечестве живешь, но в изгнании, не в мире и покое, но в борьбе сильного ратоборства, не в радости и веселии, но в юдоли сей плачевной. Кто веселится, будучи в долгах? Кто утешается, находясь в темнице? Кто радуется, ожидая смерти? Никто.
Мир сей исполнен плача, а не веселия, скорби и печали, а не радости, тяжести и горести, а не утешения. Ничего в нем нет постоянного и непреложного. Ра­дость его смешана со скорбию, веселие с печалию – слава изменчива, богатство пропадает, красота обра­щается в прах и пепел, плотское наслаждение перехо­дит в смрад и гной. Наконец, все сие прерывается вне­запною смертию и исчезает.
Ничего в мире сем нет достойного радости и весе­лия, ничего нет достойного утешения и благомыслия. Но все исполнено плача и рыдания. Век человеческий суета сует. Ибо родится человек от тли, растет в болез­нях и недуге, жизнь свою изнуряет в скорбях и печалях, в молве, в буре, в безвестии и во всяком непостоянстве. Ибо везде беды, везде наветники, везде гонители, везде борьба и недоумения, везде боязнь и страх. Нигде нет мира и покоя.
Весь мир исполнен бед и немиролюбия. Куда ни обратишься, везде увидишь борьбу и ратование. Отсю­да ратует объедение; оттуда пьянство; отсюда леность; оттуда безчувствие; отсюда похоть; оттуда скверное рачение; отсюда страх; оттуда грех и преступление; отсюда безстрашие. Нет ничего, о чем бы можно было в веке сем порадоваться.
А потом придет смерть, придет разлучение со всем и со всеми, придет внезапное изменение всего, душа пой­дет в иной век и примет мзду по делам, которые здесь сде­лала, а плоть останется на съедение червей, обратится в смрад и гной. Нет ничего в мире сем радостного.
Потому не радуйся в веке сем плачевном, ни о чем временном не радуйся, потому что все в нем непосто­янно и превратно, все в нем ложно и изменчиво. Если же хочешь утешаться – утешайся Одним Господом; ес­ли хочешь радоваться – радуйся о Едином Господе. Ибо радость плотская скоро гибнет, а радость о Госпо­де вовеки пребывает; утешение земное внезапно исче­зает и обращается в горесть, а утешение Пресвятого Духа всегда о Господе утешает и будет утешать во веки вечные – утешением неизреченным.
Итак, радуйся не о чем-либо ином, но о Господе. «Радуйтеся о Господе... вси правии сердцем», – говорит про­рок (Пс.31:11). И апостол говорит: «всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1Сол.5:16–18). В этом наше спасение. Не о чем ином радуйся, только о Господе. Ибо всякая радость не о Господе есть ложь, обольщение; всякое утешение не о Господе есть тяжесть и смущение души. Итак, ра­дуйся не о пище и питие, не о богатстве и славе мира сего, не о каких-либо красотах и безсмысленных по­хотях, но о Господе радуйся, о Едином Боге веселием веселись.
Во временном ни в чем нет истинной радости; там радость фальшивая, временная, безумная. Ибо во тьме света не бывает, в смерти жизни не найдешь. Во лжи правда не является. Радость мира сего фальшива, уте­шение его изменчиво, веселие легко и скоро проходит. На короткое время вывеет радость и утешение – и внезапно наступает горесть, на короткое время весе­лие – и внезапно плачь и рыдание; еще утешение не прошло – и уже постигла скорбь и печаль.
Потому радуйся радостию о Едином Господе и ве­селись веселием о Нем.
Радуйся о Господе Боге, ибо Бог твой – Бог вели­кий, вечный, бессмертный, всемогущий Вседержи­тель; Бог щедрый, милостивый, праведный, челове­колюбивый и премилосердный; Отец щедрот, Бог всякого утешения. Его есть небо и земля, горы и хол­мы, дерева и дубравы. Его – всякое дыхание и вся тварь, видимая и невидимая, которая на небе и на земле. Его – солнце и месяц, звезды и все небесные стихии; Его – воды и реки, моря и озера, источники и бездны, град и снег, дожди и ветры, громы и мол­нии. Его – все люди и все роды земнородные. Его – ангелы, архангелы, престолы, господствия, херуви­мы, серафимы и все небесные силы. Там правда, там суд нелицемерный, сама благость и человеколюбие, там премудрость и источник разума. Там тишина, по­кой, небоязненность и безпечалие. Там слава, богат­ство, сокровища и вечное наслаждение. Там радость, веселие, свет, озарение, красота, благолепие, сла­дость и всякое утешение. Там свобода, простор, оби­лие и век неизменяемый. Там все есть, что только лю­ди любят. Только прилепись к Господу Богу твоему всею душою твоею и о нем Едином радостию радуйся и веселием веселись.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что Он сотворил тебя по образу и по подо­бию Своему – привел тебя от небытия в бытие, сла­вою и честию венчал тебя. Не сотворил тебя зверем, или китом, или другим каким животным, но челове­ком, тварию разумною, почтил душу твою бессмер­тием и свободною волею. Если мы и умираем пло­тию временною, то переселяемся в лучшие селения и душою пребываем вечно – пребываем не тысячу, или две, или три тысячи лет, но веки вечные, конца не имеющие.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что Он все сотворил ради тебя. Ради тебя со­творил Он все небо и землю, солнце, луну и все звезд­ное – небесное – украшение. Ради тебя существуют звери, скоты, птицы пернатые и всякое животное. Ра­ди тебя – моря, реки, источники, озера, различные рыбы, превеликие киты. Ради тебя – леса, дубравы, различные пустыни. Ради тебя сотворено все видимое и невидимое.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, что Он все о тебе устроил праведно и милосердно и не­престанно промышляет о душе твоей: защищает тебя. Сохраняет тебя, покрывает тебя, заступает душу твою, дарует тебе крепость, здоровие, живит тебя, вразумля­ет тебя, просвещает тебя на всякие добрые дела. Все де­лает о тебе праведно и милосердно.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, что Он, Бог всесильный и пребогатый, тебя ради обни­щал, тебя ради соделался человеком, чтобы соединить тебя воедино с Собою. Не возгнушался взять наше «ес­тество», чтобы отдать всего Себя нам. Тебя ради Он положен был в яслях; тебя ради повит был пеленами одевающий небо облаками; тебя ради в осьмой день обрезан был; тебя ради бежал в Египет; тебя ради кре­стился в Иордане; ради тебя преклонил Главу Предте­че – да тебя вознесет горе; не требуя крещения, крес­тился – да подаст тебе крещением очищение.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение, потому что ради тебя Он был бит, безчещен, оплеван, заушен, связан, уязвлен терновым венцом; ради тебя пригвоздил руки и ноги Свои на кресте, вкусил оцта и желчи, прободен был копием в пречистое ребро Свое; ради тебя излиял пречистую кровь Свою, искупил те­бя кровию Своею; тебя ради положен был во гроб; те­бя ради в третий день воскрес из гроба – да дарует всем нам воскресение от гроба.
Радуйся о Господе и приноси Ему благодарение за то, что, если ты и тьмами тем согрешаешь пред Богом, Он милостиво принимает тебя кающегося. Сколько ты пред Ним согрешаешь! А Он тебя не отвергает. Сколько делаешь преступлений! А Он не отвращается от тебя. Сколько ты падаешь! А Он восстановляет те­бя, долго терпит и не тотчас предает тебя смерти, но ожидает обращения твоего даже до самой смерти, ког­да ты, может быть, обратишься. Он дал тебе закон и видение воли Своей, не лишил тебя крещения, не оставил тебя быть погруженным в иноверии или пагуб­ной ереси.
Слава неисповедимому Его Милосердию! Слава премудрому Его устроению! Слава неизреченной и не­постижимой Его благости и человеколюбию! Яко Тому подобает всякая слава, честь и держава с безначаль­ным Его Отцом и с Пресвятым, и благим, и животворя­щим Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Алфавит Духовный

А

Будучи Адамова естества, советую те­бе, обоего пола Адамову естеству: будь смирен – имея Адамово естество, смирен будь – помня слово праведно­го осуждения, сказанное Самим Бо­гом, «яко земля еси, и в землю паки пой­деши» (Быт.3:19).

Б

Познавай Бога, разумевай благодея­ния Его, ходи в заповедях Его – и бу­дешь наследником вечных благ Его.

В

Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание, всегда помни о смерти и изменении всех вещей – и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия.

Г

Блюди себя от греха – малого и вели­кого, всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию.

Д

День ото дня восходи на гору доброде­телей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию – да на­правишь себя на все стези правыя.

Е

Есть надежда всему доброму, есть веч­ный покой всякому труду, подвигу ве­селие и в грядущем веке воздаяние.

Ж

Всегда поминай жизнь вечную и буду­щие блага – да всегда возносится к ним сердце твое.

Ѕ

Будь зело (весьма) тщателен и усерден в своем звании и положении (свойст­ве), дабы не всуе (напрасно) изнурять тебе жизнь свою.

З

Зря тварь, дивись и приноси славосло­вие Творцу твари; не к твари прилагай свои чувства, но к Богу – Творцу все­го – возводи сердце и душу твою.

И

Кто (иже) имеет усердие к добру, тому дается оно, а кто не имеет, у того воз­мется и то, что он думает иметь.

І

Люби истину, блюдись от всякой лжи – да избежишь сказанного пророком: «погубиши всякаго глаголющаго лжу» (Пс.5:7).

К

Всегда и непрестанно возводи ум и ду­шу твою к Богу и никогда не выпускай Его из сердца и памяти твоей – да все­гда с Ним будешь соединен.

Л

Потщись от всего сердца твоего лю­бить Бога – да будешь свободен от всякого земного пристрастия и уверен в спасении твоем.

М

Прилежи непрестанно к молитве, ибо это есть некрадомое сокровище: ею, как лествицею, удобно взойдешь к Богу.

Н

Не прилагай сердца твоего к земно­му – да не обуяешь, как соль, и да не явишися весь непотребен, но к Единому Богу и сердце, и душу твою имей пригвожденными – да пребудешь в любви Его неподвижен.

О

Ибо Он Един есть Господь Источник всех благ и Податель жизни вечной.

П

Помни о Господе непрестанно – да пребывает имя Его всегда в сердце и в устах твоих. Прилежи покаянию по­стоянно и всякий день омывай душу свою теплыми слезами – да паче сне­га убелишься и непосрамленным ли­цом явишься пред Господом.

Р

Руки твои как можно чаще усердно воздевай к Богу в молитве, всегда ожи­дая оттуда помощи, чтобы победить мысленного Амалика, т.е. диавола.

С

Помня о смерти, блюдись скупости и стеснения ближних – да, объятый неве­рием и скупостию, во время исхода не за­творишь себе двери милосердия Божия.

Т

Бывай ко всем тих, безтщеславен и кроток – да явишься истинным Хрис­товым подражателем и учеником – без порока.

У

Если хочешь скоро найти вечное со­кровище, тщательно сохраняй себя от уныния и лености.

Ў

Будь всегда тепл и усерден к Богу – да будешь причастником жизни вечной.

Ф

Старайся потопить мысленного фара­она в воде слезной, чтобы он не гнал тебя всегда ратуя.

Х

Взыскуй Единого Христа – да будешь с Ним вечно, ибо взыскующие Его об­рящут велию милость и не лишатся всякого блага.

t

Зная отца и мать, друзей и сродников, знай, что у тебя есть Бог, Который есть начало жизни и бесконечный конец всему. Не пренебрегай духовного оте­ческого наставления – да не претк­нешься в стезях твоих.

Ц

Цель и пристанище твое да будет Един Господь, надежа же и упование – пре­святая любовь Его.

Ч

Возлюби чистоту и целомудрие истин­но – да чистый прилепишься Чисто­му. Покаяния от часа до часа не отлагай – да не погубишь напрасно време­ни исправления в час.

Ш

Да будут в душе твоей всегда водруже­ны шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой об­раз, рассуждение, воздержание и лю­бовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Щ

Будь ко всем щедр и милостив – да обрящеши в день страшного суда Гос­пода милостивым и благоснисходи­тельным к душе твоей. Всегда имей в памяти своей – одно, чтобы всегда угождать Единому Богу и непрерывно восходить к Нему любовию.

Ю

Отвергай от себя юностное, похотное, плотское безумие, всеусердно же всегда поучайся духовной премудрости о Боге.

Z

Особенно охраняй себя от ярости, гне­ва и злословия – да не помрачится у тебя сердечное око.

W

Всячески сохраняй себя от объедения и пьянства – да не впадаешь всегда во все злое.

P

Непрестанно славословь Бога псалма­ми и песнями – да имеешь это во все­гдашнее себе утешение.

F

Особенно берегись тщеславного, фа­рисейского, лицемерия – да не при­мешь себе здесь, на земле, тщеславием своим мзду твоих добрых дел (благ).

* * *

* Впервые книга эта была издана (анонимно, как утверждают историки) предположительно в начале XVIII века, с заголовком «Алфавит духовный» и переиздавалась впоследствии ещё множество раз. Заголовок этот появился от кратких поучений на каждую букву алфавита вначале книги, которые предваряют основной текст. И такое название закрепилось до сих пор. Однако изначально она называлась иначе. Сохранилось первое название этой книги: «Лествица духовная по Бозе жительства иноческаго, содержащая в себе тридесять и три главы по образу Господня во плоти на земли житiя, еже есть тридесять и три степени, трудолюбне составлена в пользу душевную усердствующим и внимающим постиническому житию написана преподобным Исаием Копинским иже постиничества и безмолвiя путь проходя при пещере преподобнаго отца нашего Антония иже в Киеве, последи же бывша митрополита того же богоспасаемого града Киева».
Затем, как предполагают историки, рукопись святителя Исаии (Копинского) по ошибке издателей попала в собрание сочинений святителя Димитрия Ростовского; случилось это потому, что она находилась среди рукописей святителя, однако с пометкой о принадлежности её Исаие (Копинскому). Ошибка эта не исправлена и поныне: «Алфавит духовный» продолжает издаваться под именем Димитрия Ростовского. Необходимо воздать должное митрополиту Исаии (Копинскому) и восстановить справедливость, напомнив об этом еще раз.«Димитрию Ростовскому приписывались не принадлежавшие ему произведения. В частности, в Житии святителя утверждается, что он написал «Алфавит духовный», однако автором данного труда был митр. Исаия (Копинский)», – отмечает в Д. Шляпкин в перечне отдельных сочинений, неверно приписывавшихся Димитрию Ростовскому.
Известно, что после смерти преподобного Серафима Саровского «Лествица духовная» – книга, в руках с которой начал и окончил свою подвижническую жизнь святой старец – была найдена в его личных вещах. Вещи эти раздавались как благословение, и книга досталась Н. А. Мотовилову, о чём он свидетельствует в своих «Записках». Не исключено, что и юный Даниил Туптало – будущий святитель Димитрий Ростовский, постигал духовные законы по этой рукописи.
Во второй главе «Лествицы духовной» автор отсылает желающих удобнее придти к познанию природы, себя и Бога к книге, называемой «Седмодневник», которая, к сожалению, не сохранилась. Так, косвенным образом, мы узнаем ещё об одном сочинении святителя Исаии.
Можно утверждать, что святитель Исаия (Копинский) был одним из немногих последователей исихастской традиции в юго-западной Руси в ХVII веке. Так как в это время «в духовной жизни разрыв с Византией вызывает ослабление святоотеческой традиции, в подвижничестве забывается «внутреннее делание», подвиг приобретает более суровый и внешний характер, а общий духовный уровень монашества значительно снижается», – пишет И. Концевич.
М. Грушевский характеризует Исаию (Копинского) как «человека содержательного, интересного – человека, который ярко отражал в себе идеологическое течение, хоть и отжившее, осужденное на забвение, но ещё живое и популярное в широких массах» того времени. Это течение, по определению Я. Стратия, – «афонского мистицизма, концепции Евангельской жизни в истине», которая являлась путём к обóжению. В этом произведении владыка излагает свое понимание путей «познания мира, человека и Бога». Совершается это познание, по мнению автора, «путем самоуглубления, внутреннего самосозерцания. Концепция самопознания переходит в теорию умного делания, которая предусматривает самоусовершенствование, очищение, просветление ума и аскетическое самосозерцание вплоть до стяжания Благодати Божией, до познания и мистического соединения с Богом (исихии)».
Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Лествица духовная» – произведение строго аскетическое, монашеское, является истинным кладезем духовной мудрости и аскетического опыта. Неизвестно, с какой духовной литературой был знаком святитель Исаия, не многое в то время было доступно (тогда и Библия была редкостью), но то, что было им написано, вполне согласуется с духом святоотеческих творений первых веков монашества.
С первых строк своей малой книжицы, как называет её владыка, он призывает читателя радоваться лишь о едином Господе. «Если хочешь радоваться – ни о чём ином, только о Господе едином радуйся, ибо всякая радость, которая не о Господе, – это ложь и прельщение».

Источник: М: "Аксиос" — АНО "Развитие духовности, культуры и науки", 2002

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская.