Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

святитель Димитрий Ростовский

Иное летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам князей и предводителей иудейских

Зоровавель, происходивший из колена Давидова и отпущенный из Вавилона со многими людьми иудейскими в Иерусалим, был князем иудейским лет: Русс.– 58, Рим.– 58.

По Беллярмину и Алстедию – 32 года.

Ресса, по прозвищу Моссолб, сын Зоровавелев, лет: Русс.– 53, Рим.– 66.

По Беллярмину и Алстедию – 46 лет

Иоанн, сын Рессы, был вождем иудейским лет: Русс.– 36, Рим.– 53.

По Беллярмину и Алстедию – 40 лет.

Иуда, по прозванию Гиркан, первый с таким прозвищем, был лет: Русс.–14, Рим.–14.

Алстедий указывает на 31 год.

Во дни его Александр Великий победил Дария.

Иосиф первый лет: Русс.– 7, Рим.– 7.

Александр Великий стал единоправителем.

Семей Абнер был вождем иудеев лет: Русс.–11, Рим.–11.

Матафий первый, по прозванию Елий, лет: Русс.– 12, Рим.–12.

Мааф Асар лет: Русс.– 9, Рим. – 9.

Наггей Артаксад был вождем иудеев лет: Русс.–10, Рим.–10.

В его дни были посланы 70 мужей премудрых от архиерея Елеазара к Птолемею Филадельфу, царю египетскому, для перевода Святого Писания с еврейского языка на греческий.

Еслим, он же и Агай Елий, лет: Русс.–16, Рим.– 8.

Наум Маслоф: Русс.– 20, Рим.– 7.

Амос Сирах: Русс.– 14, Рим. – 14.

Матафий Силоа: Русс.– 18, Рим. – 10.

Иосиф юнейший, по прозванию Арсис: Русс.– 50, Рим. –60.

Иисус Сирахов, во дни которого был и Иоаннам Гиркан, лет: Русс.– 16, Рим.–16.

По Беллярмину и Алстедию – 17 лет

Он был последним князем иудейским в Иерусалиме из колена Давидова и был убит во время войны с царем сирийским Антиохом, по прозванию Епифаном.

После кончины последнего князя Иоанная у иудеев долгое время не было вождя. Наступило великое гонение и мучительство от Антиоха, и стали архиереи мздою и насилием восхищать один у другого власть. И были в Иерусалиме великие смущения и мятежи, пока не восстановил Бог храбрых мужей из рода левитского, называемых Маккавеями, которые оружием избавили иудеев от ига мучительского.

Маккавеи

По хронологии римской:

Матафий Маккавей был вождем и архиереем иудейским – 1 год.

Алстедий говорит: 3 года, после чего он умер.

Иуда Маккавей, сын Матафия, вождь и архиерей – 6 лет

Ионафан Маккавей, брат Иуды, вождь и архиерей – 19 лет

По Алстедию и Стратеману – 18 лет.

Симон, брат Ионафанов и Иудин, вождь и архиерей – 7 лет

По другим – 8 лет.

Иоанн Гиркан, сын Симона, вождь и архиерей – 31 год

По Адрихомию и Беллярмину – 26 лет.

В это время среди иудеев возникли три секты: фарисейская, саддукейская и ессейская.

Вторично цари в Иерусалиме:

По хронологии римской:

Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым после плена вавилонского царем, а вместе с тем и архиереем в продолжение 1 года.

Анний, он же и Александр, младший брат Аристовулов, царствовал 27 лет.

Оставил после себя двух сыновей: Гиркана и Аристовула.

Александра, которая еще называется «саломб», жена Анния Александра, после смерти мужа царствовала 9 лет.

Гиркан после смерти матери царствовал три месяца и затем был изгнан братом Аристовулом.

Аристовул, изгнав старшего брата Гиркана, царствовал 3 года.

Алстедий полагает – 5 лет.

Затем пришел римский воевода Помпей с воинскою силою, взял царя иудейского Аристовула с двумя его сынами Антигоном и Александром и отослал в Рим; завоевал он и Иерусалим и всю Иудею покорил римскому царю, сделав ее жителей данниками. Власть иерусалимскую он вручил старшему Аристовулову брату Гиркану.

Вторично Гиркан вступил в управление находившимся под римскою властью и изнемогавшим царством иудейским и был архиереем, но уже не как царь самовластный, но как подчиненный данник, служа кесарю 22 года.

По Алстедию – 23 года.

Александр, младший сын Аристовула, убежав от римлян, собрал воинскую силу, изгнал из Иерусалима своего дядю Гиркана и царствовал 3 года.

Вторично был схвачен римлянами и предан смерти в Антиохии. Антигон, старший сын Аристовула и брат Александра, был последним из рода Маккавеев; царствовал в Иерусалиме 4 года.

По Алстедию и Функцию – 1 год

Когда он был убит Иродом, окончательно прекратилась власть еврейская и приблизилось, согласно с пророчеством святого патриарха Иакова (Быт.49,10), время Христова пришествия во плоти.

Ирод был по роду не еврей, но иноплеменник, сын Антипатра Идумеянина, и прозывался Аскалонитом, ибо был рожден в Аскалоне, который в древности был городом филистимским; он получил иудейское царство и владычествовал 34 года.

Во дни его царствования последовало рождение Христа. Рождество совпало с годом царствования Иродова: тридцатым, как говорит Карион; тридцать седьмым, по словам Адрихома, а по мнению Алстедия – с тридцать восьмым.

Мы показали, сколь велико несогласие в летосчислении по Библиям и по хронографам: каким же образом при всем этом возможно отыскать истинное число лет от Адама и до Рождества Христова? И каким образом доподлинно узнать, в какой год что выдающегося случилось в поднебесной? При всем этом в настоящей летописи я рассудил держаться, не нарушая древних традиций, установленного издревле летосчисления, идущего не по Библиям, но по хронографам.

Так как я предположил собрать вкратце события, бывшие от начала мира, но оказалось невозможным писать по годам, что именно в каждый из них делалось, и это по причине несогласия и несходства хронографов с Библиями в летосчислениях, – то ввиду этого я решил расположить времена по столетиям и изобразить их на таблицах с ключом Пасхалии, составленным по буквам славянской азбуки, чтобы вместе с ним число лет миробытия, исчисляемое по древнему обычаю восточной церкви, было наиболее вероятно. По каждому столетию я и начал писать истории древних деяний, чтобы, если и не указывается, в который именно год случилось данное событие, однако, знали, что оно именно в том столетии произошло, в котором описано. Таблицы же эти летосчислительные при пасхальном ключе имеют еще в качестве неложных свидетелей летосчисления следующее: круги солнечный и лунный, по устроению Создателя с начала миробытия и даже до настоящих времен и лет неизменно совершающиеся; а при них и «седмочисленник», который показывает Вруцелето (Вруцелето – «ручная Пасхалия» (букв, в руце лето), т. е. наставление, так приспособленное к суставам человеческой руки, что рука, при небольшом запасе сведений, которые нужно было держать в памяти, могла заменять книгу, и взгляд на суставы пальцев помогал вычислению на каждый год для Пасхи и других подвижных праздников).

Да будет известно благорассудному читателю и то, что здесь все исчисляемые лета начинаются не с сентября, но с марта месяца, в который сей видимый мир был создан Богом. Об этом месяце марте и Сам Бог в земле Египетской говорил Моисею и Аарону: «Месяц сей вам начало месяцем, первый вам будет в месяцех лета» (Исх. 12, 2). Вести же счет годам с месяца сентября израильтяне выучились в Египте у идолопоклонников, не ведущих Бога и ничего не знавших ни о создании мира и ни о первом человеке Адаме. И был потом у израильтян двойной год – церковный и гражданский: церковный начинается с марта, гражданский же, как и у всех еллинов, с сентября. В силу сего их обыкновения и Бог, снисходя к ним, установил исчислять лета покоя земли, оставления долгов и отпущения пленников с месяца сентября, как о том пишется в 23-й главе Книги Левит (Лев. 23, 23–25). Так же много времени спустя потом и Август, кесарь римский, идолопоклонник, установил свое исчисление лет с сентября. Но мы, будучи церковными служителями, предположили считать и писать, «Господу споспешествующу» (Мк. 16, 20), церковные лета и деяния с марта месяца, а не с сентября.

Комментарии для сайта Cackle