Источник

РОСА БЛАГОДЕЯНИЯ

Благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильного в крепости Христа рождшая (Канон молебный, песнь 3).

Чудо 17

Павла Домонтовича, черниговского обывателя, лежащего на одре болезни, чуть живого привезли в Ильинский монастырь с пятницы на субботу первой седмицы Великого поста. Здесь, когда принесли о нем прилежную молитву Богу и Богородице тамошние иноки, скоро встал он здоровым. Таково целящее недуги благодеяние Богородичное, ибо молитвы к Сыну Своему и Богу нашему о нас творит.

Беседа

Кто когда под небом обретет благодетеля по Бозе большего Владычицы нашей? Благого Царя благая Матерь не престает благодетельствовать роду человеческому. И не всуе Церковь Источником Ее присно текущим именует. Ибо, как источник, непрестанно, а не только когда приходят почерпнуть, источает воды, так и Дева Чистая, не оскудевая, благодетельствует всем, добрым и злым, праведным и грешным, прибегающим к Ней и отвращающимся от Нее.

Так, Иакова жидовина, о котором «Небо Новое» повествует, его, в руки разбойников впавшего, израненного и связанного, Дева Богородица освободила и исцелила, хоть и не притекал к Ней, но отвращался от Нее.

Помяну здесь древнего Иакова. Он, заснув в пути, видел во сне лестницу от земли к небесам, и по ней Ангелы Божий восходили и нисходили.

Почему те Ангелы ни на мгновение не имеют покоя, но беспрестанно восходят и нисходят? Та лестница была образом Богородичным, так поется: «Радуйся, Мосте, к небесем преводяй, и Лествице высокая, Юже Иаков виде» (Стихира на «Господи воззвах»). Потому и не имеют покоя на ней Ангелы, что Богородица велит им не переставая благодетельствовать нам: восходя – приносят к Богу молитвы наши, а нисходя – несут нам от Бога милость и дарования.

Исайя, пророчествуя о Деве Богородице, облаком Ее нарек: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис. 19, 1). Почему так именует Ее? Внимай причине: никогда не найдешь времени, в которое бы не увидел облака на небе, хоть днем, хоть ночью. Очи твои тебе в свидетельство представляю, они тебе всегда покажут облако в высоте, и не напрасно это, ибо или дождевые воды носит оно в себе, или от горячих солнечных лучей осеняет и прохлаждает, или, если воздух светел, украшает и увеселяет зрение. Вот тайна, почему Облаком Благодетельницу нашу пророк называет, ибо не прекращает Она благодеяний ни на малое время, но всегда или дождь благодати Божией нам носит, исцеляя страсти и врачуя болезни душ и телес наших, или от горячего праведного гнева, на нас надвигающегося, осеняет и прохлаждает Своим заступничеством, или, украшая мысль нашу, духовно увеселяет сердца.

И кто Твои благодеяния счесть может, о, Всемилостивая?!

Нравоучение

Всякое благодеяние требует благодарения, и нам, принявшим неизреченные блага от Божией Матери, нельзя быть неблагодарными. Благодарны будьте, ибо кто в чем неблагодарен, тот того и недостоин. Но что принесем или что воздадим Деве Богородице за все, что сотворила нам благое? Золото, или серебро, или каменья драгоценные?.. Этого Она, Госпожа наша, этих благ наших, не требует, ибо ничто на земле не достойно Ее. Отдадим Ей себя, и довольна будет, ибо нас, а не нашего требует Она, говоря вместе с Богом в Писании: «Сын Мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26).

Как отдадим Ей себя? Не иначе как «очистив себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7, 1). Ибо если и земные господа скверного дара не принимают, сколь же чистый дар Госпоже Пренебесной подобает? А нечистый как будет приятен Ей, Пречистой?

Вот чем будем приятны Ей, Владычице нашей: очистившись от скверн наших, отдадим Ей душу и тело, ум и сердце, чтобы служить Ей в преподобии и правде во все дни жизни нашей.

Прилог

Нечистый хвалил чистую, но та не приняла, Ибо от уст нечистых не красна похвала.

Некто, очень грешный и нечисто живущий, не переставал Владычицу нашу приветствовать ангельским целованием: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1, 28). И случилось ему некогда в глубокой пустыне заблудиться, где он так изнемог от голода, что отчаялся остаться в живых. Явилась тогда ему Пресвятая Дева со множеством прекрасных девиц, несущих сладкие снеди на грязных блюдах, и повелела: «Ешь». Он же отвернулся со словами: «Хоть и добрые снеди, но, из-за великой скверны блюд, не могу их есть».

Тогда сказала ему Дева: «Так и Я не могу принять похвалы, что мне воссылаешь: хоть и хороши, но от скверных уст и сердца нечистого исходят, потому неприятны мне. Иди, очистись от нечистоты твоей, и тогда отверзешь уста на похвалу, и насытишься небесной пищи». Сказав это, стала невидимой. Он же очнулся близ дома своего и с той поры исправил себя покаянием.


Источник: Руно Орошенное : Беседы и поучения, сост. свт. Димитрием Ростовским в похвалу Пресвятой Богородицы, явившей в XVII веке в Чернигове чудеса исцелений при образе Своем Ильинском, окропленном Божественной росою. - СПб. : Миръ : Шпиль, 2003. - 231 с., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle