святитель Димитрий Ростовский

Пища

Празднество в честь угодников Божиих – это пиршество духовное, на котором подобает верующим питать свои души не тленным брашном и питием, а словом Божиим, пребывающим вовеки, и поучением душеполезным. Ибо оно насыщает человека более, нежели тленная пища, как сказано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Оно напояет иссохшие сердца наши, как землю безводную, и делает их плодоносными, как говорит Сам Бог устами пророка Своего Исаии: «Как дождь или снег сойдет с неба и не возвратится, пока не напоит землю, и она родит и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, так будет слово Мое, которое если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, пока не исполнит все, что Я восхотел» (ср. Ис. 55:10–11) (2).

В грядущем вечном веке не этой тленной пищей будем питаться, но Божественной присносущной благодатью Пресвятого Духа. Позаботься о той разумной Божественной пище, которой будешь питаться вовеки, ибо нет верного утешения и покоя в плотской сласти, но непрестанное томление души и мятеж. Не столько утешения, сколько тяжести и горести, ибо не может несвойственное, происшедшее от преступления тленное питание даровать свойственного душе утешения и покоя, но только тяжесть и смущение всегда с собой приносит. В плотской сладости, в ядении и питии, нет для души мира и покоя, но всегдашняя борьба и мятеж, мрак и тьма; и самая та пища и питье обыкновенно бывают связаны с великим попечением и молвою; и во сне нет покоя и тишины, но мрачные мечтания и обманчивые смущения. Божественная же духовная бессмертная пища – это мир душе, тишина жизни, свобода духа, спокойствие совести, радость и всегдашнее веселье. "Насытятся, – сказано, – от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их» (Пс. 35:9) (3).

Нет ли покоя в пище и питье и в наслаждениях плотских? Никак, ибо что за покой объевшемуся и опившемуся? Одно только надмение, рыгание, хрехотание, отягчение живота, болезни желудка. Чем усладился, тем же и огорчился, упившемуся же, кроме того, приходится терпеть боль в голове, трясение рук, помрачение разума, потемнение зрения, окаменение к молитвам и отчуждение от Господней благодати, в конце же концов скорбь и великую печаль, да и сама та пища и питье обычно бывают сопряжены с великой суетой и попечением (3).



Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. – 601. ISBN 978-5-485-00216-9

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Честолюбие святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – РАЗГОВОР схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Пристрастие преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Поклонение святитель Григорий Богослов

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ИМУЩЕСТВО (ИМЕНИЕ) праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Честолюбие святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Знание святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Отдаление преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – КОРЫСТОЛЮБИЕ святитель Иоанн Златоуст

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Василько или Василий Константинович Ростовский профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle