Введение
Промыслу Божию угодно было призвать святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к служению Церкви в трудное для Русского государства время. Эпоха Петровских реформ сопровождалась ломкой старинных устоев, разрушением того многовекового уклада жизни, к которому привыкли русские люди. Благочестие, духовные идеалы, монашеский подвиг – все это перестало цениться в верхах русского общества, а в низах его вызвало усиление пьянства, разврата, невежества. Трудно было в таких условиях руководить паствой, направляя ее к тесным вратам Царства Небесного. Нужно было быть поистине светильником, горящим и светящим, чтобы во тьме нравственного одичания и духовного усыпления указывать людям путь к Истине, пробуждать в них тягу к вечной жизни. И Господь по Своей неизреченной милости воздвигал таких истинных пастырей, которые право правили Слово истины. Одним из них, и притом, наверное, самым выдающимся, явился святитель Димитрий. Образованный богослов, талантливый проповедник, историк, опытный подвижник, знавший, как врачевать человеческие души, – святитель Димитрий явился как раз тем пастырем, который так нужен был в то время на ниве духовной.
Его жизнь и многочисленные труды вошли в сокровищницу Православной Церкви. И в этом драгоценном наследии святителя важное место занимает опыт его душепопечения и пастырской деятельности, изучение которого и является основной задачей данной работы. Выбранная тема, несомненно, полезна для современного пастырства, так как изучение пастырского опыта святителя Димитрия приближает нас к святоотеческому наследию, дает пример подлинного пастырского самоотвержения и пастырской мудрости, спасительно руководствующей овец стада Христова в самых неблагоприятных условиях.
Какими же источниками и пособиями пользовался автор при работе над выбранной темой? Прежде всего, это, конечно, творения самого святителя Димитрия. Они цитируются в работе по пятитомному изданию 1839–1840 годов (в этом случае указано: «Сочинения», номер тома и страницы) и по однотомному изданию Тузова 1888 года (в этом случае помечено просто «Сочинения», без указания тома). Кроме того, цитируются иногда отдельные творения святителя – «Летопись» по изданию Сойкина, б.г., и «Розыск о брынской вере...» по Киевскому изданию 1903 года.
Из исследований о жизни и деятельности святителя Димитрия в работе использованы прежде всего следующие:
Шляпкин И.А. Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891.
Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910.
Нечаев В. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849.
Вопросы пастырской деятельности святителя Димитрия рассмотрены в работах:
Маккавейский Н. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог. Киев, 1910.
Питирим (Старинский), иеродиак. Святой Димитрий Ростовский, его богословские труды и пастырская деятельность. Загорск, 1972.
Последний источник представляет собой курсовую работу, выполненную в Московской Духовной Академии. Помимо нее, автор использовал еще две работы Московской Духовной Академии:
Державин А., прот. Четии – Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно – исторический и литературный памятник. Загорск, 1954 (магистерская диссертация).
Недосекин В., прот. Святой Димитрий, митрополит Ростовский, и его гомилетическое наследие. Загорск, 1970 (кандидатское сочинение).
Список всех использованных в данной работе источников и литературы приведен, как обычно, в конце работы.