архиеп. Михаил (Попов)

Источник

Приложение 1

Дело 1784 г. «Переписка кн. Вяземского с Мельгуновым касательно мощей Димитрия Ростовского»

(Государственный архив при М. И. Д. в Петербурге, VII разряд, №2655).

М. Г. Алексей Петрович!

«На сих днях дошел ко мне слух, что в вашем краю есть новые растения, кои, хотя по естественному составу человеческому разумным людям невероятны, но в невеждах могут произвести неосновательные толки. Дело состоит в том, что в Ростове некоторым людям, открывая мощи чудотворца Димитрия, показывали его и главу, а как прежде сего никому таких откровенностей делано не было724, то любопытство побуждает меня покорно просить вашего Превосходительства о уведомлении, не в бытность ли вашего управления наместничеством сие приращение учинилось; а ежели прежде и когда, именно, нам неизвестно, прикажете, Милостивый Государь мой, секретнейше без малейшей огласки разведать, с которого точно времени, и при котором епископе, и того монастыря, где мощи сего Угодника почивают, настоятеле, стали делать такие откровения725, по разведании же об оном дать мне знать, о чем удовлетворить изволите крайнему моему любопытствую В протчем пребываю с истинным и совершенным почтением всегда, вашего превосходительства, М. Г. моего, покорный слуга».

Февр. 9 дня 1784 г.

СПБ

Письмо без подписи (от генерал-прокурора, князя А. А. Вяземского к А. П. Мельгунову).

Секретнейше.

Милостивый Государь мой, князь Александр Алексеевич!

Получа секретное В. С. письмо от дошедшем вам, Милостивому Государю моему, слухе относительно до новых растений, поставляя за удобный случай к разведанию об оных, отправиться в тот край самому под видом обозрения Ростовской ярмонки, как оной никогда я не видал; где будучи на сих днях, весьма секретнейше без малейшей огласки, о всем том, что Ваше Сиятельство писать изволили, разведание делал, употребляя к тому все наивозможные способы, чтоб любопытство свое удовольствовать, а тем самым и Вашему Сиятельству соответствовать! Но таковых откровений и приращения, о каковых Ваше Сиятельство уведомлять меня изволили, не оказалось, и во все время управления моего наместничеством, и ни прежде оного, таковых новых растений726 и откровенностей никогда не бывало и ныне нет, о чем из приложенной при сем записки усмотреть изволите.

Но дабы по непосредственной власти в монастыре и нынешнего настоятеля, где мощи св. Димитрия опочивают, не могло выйти такого ж показывания, каковое было при бывшем архимандрите Павле, то есть, оного Угодника рук и протчего описанного в записке, то к предохранению от сего за нужное мною быть оному монастырю в полном ведомстве епархиального архиерея, которому уже от Св. Синода, по происшедшим в этом монастыре неустройствам в церковных сборах, сия часть и возложена в смотрение. Следовательно, когда и протчее все в ведомство ему, Архиерею, поручено будет, то по удобности на месте всякое злоупотребление скорее пресечено будет. В протчем и истинным и совершенным моим почтением и преданностью к В. С. пребыть честь имею, М. Г. мой, Вашему Сиятельству покорный слуга.

23 февр. 1784 г.

(Письмо Мельгунова к кн. Вяземскому).

Записка Мельгунова о мощах

По секретному разведыванию открылось!

Опочивающих в Ростове в Яковлевском монастыре мощей св. Димитрия главы ни всей, ни части оной, а равно и протчих частей,, имеющихся в раке, для богомольцев усердствующих к тому святителю и для вкладчиков наружного открытия сначала наместничества не было. А прикладываются все приезжающие и приходящие, обыкновенно, по установлению, сделанному сначала проявления тех мощей к лбу (sic) оного святителя сквозь пелену, которою оной лоб, ка же и глава, а равно и лицо закрыты и зашиты, а сверх оной и шапка архиерейская на главу снаружи наложена, чрез что и видеть оного в существе никоим образом и никому не можно.

Да сих же частей открытия делать наружно нельзя, по причине той, что один только вид оных цел оказался еще и при свидетельстве тех мощей бывшими синодальными членами, а губы, исподняя и верхняя, хрящ у носа, и лицо явились тогда землею взятыми, для чего как глава, так и лицо оного святителя от всех скрыто и пеленою зашито, но только то место на пелене, наложенной у лбу, где богомольцы прикладываются от мокроты ныне почернело и несколько вдавилось, от чего и вид сего почернелого места оказывать может для простых людей, как бы знак части лба.

Кроме же сего по прежнему в том монастыре установлению, показываются наружно в ковчежце небольшом серебряном положенные в оный отделенные оного святителя одного перста два сустава, к коим всегда богомольцы явно прикладываются.

А прежде всего во время бытности в том монастыре Архимандрита Павла, (который находился с 765 по 769 год) оный Архимандрит, по беспутству своему, да и по непосредственной власти своей в том монастыре, поскольку он в ведомстве епархиального архиерея не состоял, употреблял при гробе святителя Димитрия разных гробовых монашествующих, а особливо вверял смотрение бывшему тогда монаху Израилю, не соответствующему нимало сему званию, который по поводу того архимандрита к своевольству и преимуществовал в том пред протчими по самою того архимандрита кончину по 769 год; и в ту его бытность некоторым богомольцам, усердствующим к святителю, показываемы были иногда руки и части ног мощей оного святителя, имеющиеся в большой раке, из-под одеяния прежнего, в коем оный святитель погребен и ныне в нем лежит, а другим и одно только то одеяние; но когда и кому, имянно, сие происходило, узнать и дойти не можно, потому что никто сего в точности не знает, как оное происходило потаенно не токмо от прочих сторонних, но даже и от монахов того монастыря.

А как и нынешний архимандрит Амфилохий в ведомстве Архиерейском не состоит, следовательно, и внутреннее оного монастыря начальство зависит непосредственно от воли его, архимандрита, одного, то, по введенному бывшим архимандритом Павлом обычаю, может и ныне происходить ли потаенно того, что и прежде при том архимандрите Павле было, но сего однако ж узнать и дойти в точность не можно.

* * *

724

Зачеркнуты слова: «что при обретении сего угодника мощей открылось во всем противное нынешнему слуху».

725

Зачеркнуты слова: «показывают и главу, будто бы, Чудотворца Димитрия».

726

Очевидно, Мельгунов понял игривую метафору князя относительно главы Угодника буквально.


Источник: Святитель Димитрий Ростовский и его труды : С 17 рис. / Свящ. М. Попов. - С.-Петербург : 1910. Типо–литография М.И. Фроловой, 1910. – 350, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle