Старец Ефрем Катунакский

Источник

Содержание

От переводчика

Вступление

Часть первая Глава 1. Происхождение, детские годы Глава 2. В Катунакской пустыне. Место безмолвия Старцы Труды новоначального Глава 3. Со старцем Иосифом Исихастом Старец Иосиф «Ты искал меня, а я – тебя» Послушание Иоанникий Благодатные состояния Искушения Зилотство Кончина старца Иосифа Глава 4. Жизнь в каливе С отцом Никифором С отцом Прокопием Перетягивание каната Золотая бабушка Духовная опора «Монаху – только постное масло...» Болезни, труды, божественные откровения «Ты – ангел!» Один... Глава 5. Со своим братством Соискатели монашества Отец Ефрем собирает братию Первые наставления Обучение на практике Время и вещи О молитве Один вечер в пустыне Служитель Финансы Отношения Старца с другими монахами Посетители Молодой мировой судья и молитва Укрепление бодрости духа Прозорливый? Старость Его кончина Часть вторая Слова учительные Послушание Общежитие Старец Послушник Самоконтроль. Ревность Парение. Сосредоточение Святость. Добродетель. Труд Молитва Импровизированная молитва Импровизированный псалом Чтение Славословие Бога Исповедь. Покаяние Божественная благодать О священстве Отречение от мира Терпение Слезы Смирение Часть третья Письма и тексты старца 12.08.1960 г. Катунаки Святой Горы, 18.03.1963 г. Святая Гора, 26 сентября 1975 г. Святая Гора, Страстной понедельник, 1976 г. Святая Гора, 30 октября 1978 г. Святая Гора, 15 января 1979 г. Святая Гора, Пятидесятница, 1979 г. Катунаки Святой Горы, 21 ноября 1980 г. Святая Гора, 5 декабря 1980 г. Катунаки Святой Горы, 4/17 октября 1985 г. Письмо-фотография Катунаки, 1 ноября 1987 г. Богоявление, 1987 г. Катунаки Святой Горы, 1 января 1988 г. Святая Гора, 20 декабря / 2 января 1988 г. Катунаки Святой Горы, 6/19 февраля 1988 г. Радость моя, благословенная малышка Святая Гора, 6 марта 1989 г., Воскресенье Торжества Православия Святая Гора, 20 сентября / 2 октября 1989 г. Святая Гора, 22 января 1990 г. Катунаки Святой Горы, 5/18 февраля 1990 г. Святая Гора, 13 мая 1990 г. Катунаки Святой Горы, 25 августа 1990 г. Катунаки Святой Горы, 22 февраля / 7 марта 1991 г. Возлюбленное во Христе чадо мое, Март, 1992 г. Святая Гора, 4/17 мая 1992 г. Катунаки, Святая Гора, 4.2.93 г. Слово, произнесенное Старцем в монастыре Симонопетра во время монашеского пострига Слово, произнесенное Старцем на постриге монахини, настоящее имя которой изменено Молитва, составленная Старцем и прочитанная во время обручения его духовных чад Импровизированная молитва Февраль 1994 г. Эпилог  

 
От переводчика

Впервые на русском языке предлагается боголюбивому читателю книга об одном из известнейших святогорских старцев XX века. Перед вами – жизнеописание, духовные наставления и письма нашего современника, иеросхимонаха Ефрема Катунакского, в течение 65 лет подвизавшегося на Святой Горе Афон.

В греческой библиографии издание «Старец Ефрем Катунакский» – не единственная книга, рассказывающая о нем. Но мы остановили наше внимание именно на этом издании, и вот по каким причинам.

Во-первых, жизнеописание Старца составлено людьми, которые жили рядом с ним на протяжении 25 лет – его послушниками, его духовными чадами, которых он привел к монашеству. Кто как не они, жившие рядом с ним, может с наибольшей полнотой и достоверностью рассказать о своем духовном отце и наставнике?

Во-вторых, из множества оставшихся магнитофонных записей его бесед и писем, для воссоздания облика благословенного Старца были отобраны те, которые наиболее выразительно характеризуют его духовное наследие, с такой бережной любовью сохраненное учениками.

В-третьих, нам, недостойным, Всемилостивый Господь дал возможность личного знакомства с братством старца Ефрема, и поэтому, взяв на себя труд перевода, мы имели живое общение с авторами книги и убедились, с каким знанием, любовью и правдивостью отцы-святогорцы рассказали о своем Старце.

И, наконец, самое главное: хотя нас и не сподобил Господь застать в живых старца Ефрема, тем не менее, мы явственно ощутили, что духом он не покинул свои благословенные Катунаки, а продолжает жить в созданном им братстве, в своих послушниках, подобно тому, как и сам он стал когда-то избранным сосудом, исполненным сокровищ монашеского учения, наследованного им от великого афонского старца Иосифа Исихаста. Цепочка духовной преемственности не прервалась – наследники есть, и это очень отрадно...

Нам кажется полезным для русского читателя дать несколько пояснений, связанных с употреблением слов «старец» и «послушник». Дело в том, что значение этих слов в греческом языке несколько шире, чем в русском. В русском языке «старец» – это многоопытный, просвещенный благодатью Святаго Духа, как правило, пожилой священник, монах или мирянин. Таковые наделены особыми дарами: целительством духовным (а часто и телесным), прозорливостью и другими, и всегда являют собой пример стяжания благодатной жизни во Христе. Греческое слово «герондас» переводится как «старец». В том значении, в каком русское сознание привыкло воспринимать слово «старец», в греческой духовной литературе оно чаще всего встречается наряду с обращением «авва». Естественно, что такие богопросвещенные мужи часто возглавляли монастыри и монашеские общины. Так, постепенно, игумена каждого монастыря стали называть «старец». При этом, совсем не обязательно было присутствие особых благодатных даров, то есть слово «старец», скорее, указывает на почтительное обращение к монаху, старшему по должности или по возрасту. В бытовом разговоре очень часто греки, миряне и монахи, почитая монашеский образ, даже к молодым монахам обращаются «герондас».

Послушниками же в устоявшейся русской церковномонастырской практике принято называть мирян, желающих стать монахами и проходящих до времени своего пострига некий испытательный срок с различными послушаниями. Послушания даются для проверки готовности каждого такого мирянина к несению монашеского креста. В греческом языке такой человек называется «докимос». Но есть в греческом языке и слово «ипотактикос», для точного перевода которого русского эквивалента мы не нашли. Оба этих слова принято переводить как «послушник». Разница же заключается в том, что «ипотактикос» – это тот, кто находится под чьей-то властью, исполняет чью-то волю и указания, независимо от того, кто он – мирянин или епископ. Достаточно того, что он добровольно обещает исполнять волю и наставления им избранного духовного руководителя, живет вместе со своим старцем и отсекает свою волю, предавая всего себя в его руки. Поэтому, читая греческие книги, мы должны помнить, что послушниками могут являться не только миряне, но и монахи-схимники, иеромонахи и т. д. В общих чертах отношения старца и послушника складываются следующим образом.

Все афонские монастыри имеют собственные земли с домами-каливами или келлиями1. Если в такой каливе находится домовая церковь, то калива получает то же название, что и церковь. Тот, кого монастырь назначает владельцем той или иной каливы-келлии, становится ее старцем. Тот же, кто желает вести монашескую жизнь в этом месте, приходит к старцу келлии и просит принять его в качестве послушника. Чаще всего это бывают, конечно, миряне, и старец становится их восприемником при постриге. Всякий послушник, давая монашеский обет, пребывает в святом послушании у своего старца до самой его смерти. По афонской традиции, первый из пришедших к старцу послушников после его смерти наследует права на каливу и сам становится ее старцем. Другие послушники, пришедшие позднее, обязаны подчиняться уже своему новому старцу.

Еще одна из причин, которая побудила к переводу данной книги, – это желание пополнить нашу духовную литературу новой книгой, рассказывающей о воистину великой добродетели, называемой послушанием.

Старец Ефрем прожил на Святой Горе 65 лет (42 года послушником) и всей своей жизнью прославил святое послушание. Своим личным жизненным опытом, во всей глубине и полноте, старец Ефрем явил нам основу основ правильного монашеского устроения – послушание. Поэтому не случайно, что именно он, столько лет подвизавшийся в послушании, так много укреплял и поддерживал в 80-х годах молодые братства, которые возрождали общежительный устав святогорских монастырей. Ведь краеугольным камнем любого общежития является послушание своему старцу-игумену.

Но не только о послушании идет речь на этих страницах. Перед нами раскрывается жизнь афонских монахов во всей ее полноте, без излишних прикрас и преувеличений: быт келлиотов, их характеры, подвиги и падения. Нас подкупило благочестивое желание авторов книги ничего не приукрашивать в рассказе о своем Старце, чтобы сохранен был подлинным облик живого и близкого им отца Ефрема Катунакского.

Старец Ефрем не оставил после себя какого-либо систематизированного учения. И во время бесед, и в ежедневных поучениях своему братству, он никогда не богословствовал и не философствовал, а использовал примеры из своей жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия старца Иосифа Исихаста2. У старца Ефрема были две излюбленные темы: послушание и молитва. В силу своей цельности и простоты, Старец старался посвятить всех жаждущих в тайну благодатных состояний, которыми столь часто одаривал его Господь, при этом, он считал эти состояния возможными для всех, достойно подвизающихся.

Старец Ефрем Катунакский еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа. Это был истинный ученик Христов – носитель богодухновенного святоотеческого предания. Хотелось бы, чтобы встреча со Старцем на страницах этой книги обогатила и наш духовный опыт.

***

«Не говорите, что невозможно воспринять Божественного Духа. Не говорите, что возможно спастись и без Него. Не говорите, поэтому, и того, что кто-либо делается причастником Его в неведении. Не говорите, что Бог не бывает видим людьми. Не говорите, что люди не видят Божественного света, или что это невозможно в настоящее время. Никогда, друзья, это не было невозможным, но и весьма даже возможно для желающих, для тех исключительно, которые, проводя жизнь в очищении от страстей, соделали чистыми умные очи».

Преподобный Симеон Новый Богослов3

Вступление

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков...» – возглашал Старец, начиная Божественную литургию. Голос его, мелодичный, глубокий и кроткий, словно бы дошедший до нас из прикровенного горнего мира, пытался преодолеть границы пространства и времени, дабы излилась в мир дольний вечная, непостижимая умом, животворящая и обожествляющая благодать Святой Троицы. Старец очень любил этот возглас. Мы верим, что и теперь он пламенно славит Царствие Божие, пребывая в нем, запечатленный благодатью, изливающейся от милосердного и нежного Отца, вечно приносимого в жертву Сына и дарующего сердцам нашим все блага Святого Духа. Благодарим и мы Бога, Который даровал нам Старца и продолжает одаривать Церковь Свою святыми старцами.

Издавая эту книгу, мы желаем почтить нашего Старца, хотя бы и таким, далеко не совершенным, образом, ибо честь святому – подражание ему, как говорит св. Иоанн Златоуст. А так как о нас свидетельствуют дела наши, то, воспользовавшись воспоминаниями о жизни Старца и его поучениями, возгреем ревность о Боге в сердцах наших, которые подвергаются опасности совсем охладеть. И, если кто-то из читателей почерпнет из наших писаний силу и мудрость, для ведения духовной брани и для возрастания о Господе, пусть помолится о нас, смиренно пишущих.

Мы знаем, что Старец не хотел, чтобы о нем писалось что-либо. Однако же он был настолько заботлив и мудр, что не связывал и в этом наших действий. Так что у нас оказалась возможность посоветоваться с другими отцами, в результате чего мы смогли опубликовать в этой книге его жизнеописание, поучения и некоторые письма.

Старец часто говорил: «Сколько имеешь – столько и получишь» или: «Каково твое устроение – такими будут и речи твои». Составляя жизнеописание Старца (для первой части этой книги), мы заранее знали, что, несмотря на наши попытки, не сможем во всей полноте передать в слове те благодатные духовные состояния и те созерцания погруженного в молитву ума, которые существуют в области неизреченных глаголов. Мы не сможем выразить их сущность, поскольку и при жизни Старца понимали их только в меру недостоинства нашего, когда он что-то нам приоткрывал. Зачастую же смысл их ускользал от нашего внимания – то ли потому, что Старец, по своему смиренномудрию, умалчивал об этом, то ли потому, что жизнь рядом со Старцем стала привычной, или же просто из-за нашей лености. И все же, то, что мы слышали, видели и восприняли возле него, постараемся донести до читателей, испрашивая у них снисхождения к нашей немощи.

Во второй части книги приводятся поучения, записанные с магнитофонных кассет. Устное слово Старца передается без какого-либо нашего вмешательства, кроме незначительных малопонятных мест.

В третьей части публикуются некоторые из множества писем, адресованных родным, друзьям, знакомым, страждущим, а также, принадлежащие перу Старца, сообщения по разным поводам или просто духовные размышления. Старец не заботился о стилистике своих писем и составлял их таким образом, чтобы ясен был главный смысл. Мы дословно воспроизводим тексты Старца, а также отдельные выражения, заглавные буквы, которые он использует, однако исправляем незначительные орфографические ошибки и неточности пунктуации. Перед некоторыми текстами даются необходимые пояснения. Комментарии внутри скобок и ссылки на Священное Писание сделаны нами. Сами же цитаты приводятся в том виде, как их произносил или записывал отец Ефрем. Мы благодарим и призываем молитвы Старца на всех тех, кто или письменными воспоминаниями, или же своими меткими замечаниями помог нам придать книге тот вид, в каком она предстает перед вами.

От лица братии, иеромонах Иосиф.

Пятидесятница, 2000 год

* * *

1

Келлией на Афоне называют не только отдельную комнату для монаха, но и небольшое строение с домашней церковью. Калива – отдельно стоящий дом с небольшой церковью внутри.

2

См.: 1) Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998. 2) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Преображенский Валаамский монастырь, 2000.

3

Цит. по кн.: Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Нижний Новгород, 1989. С. 94.


Источник: Старец Ефрем Катунакский : [перевод с греческого]. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. - 285 с. ISBN 978-5-86594-205-4

Комментарии для сайта Cackle