преподобный Ефрем Сирин


Толкования на священное Писание
Первое послание к Тимофею

Глава 3 Глава 4 Глава 5

Глава 4

1Тим.4:1. Дух же Святый ясно говорит

чрез пророков, на коих, нисходя, Он почивает,

что в последния времена,

то есть в последние дни,

отступят некоторые от веры, внимая духом обмана и учениям диавольским.

Заметь, пожалуйста, что они уклоняются от истинной веры, следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов, им являющихся.

Кои уже отвергли свои намерения и отложили их, то есть осквернена совесть их (1Тим.4:2).

1Тим.4:3. И запрещают вступать в брак,

не ради высшей степени девства, но поелику брак в глазах их представляется делом нечистым. Это, по удостоверению некоторых, делают Маркионисты, а по другим – и Манихеи, и разные другие секты. Апостол, предупреждая, дал здесь пророчество об имеющих быть после него ересях. Маркионисты считают нечистым брак, а Манихеи –

некоторые яства, кои Бог создал

на утешение

с благодарением... верующих,

то есть на утешение вкушающих и для благодарения не вкушающим. Ибо верующие отвращаются от них не из того, чтобы не оскверниться, но воздерживаются от наслаждения ими, чтобы не жить ради них.

1Тим.4:4. Потому что всякое создание Божие хорошо [есть],

– как и сказано о сем: «и увидел Бог все, что... создал, и вот было [это] хорошо весьма» (Быт.1:31),

и ничего отверженнаго (что должно отвергать) между ними ,

то есть ничего нет между ними скверного. Ведь верующие вкушают не с богохулением их (язычников), так чтобы осквернялись от этого. Равно и продаваемое мясо тех животных, кои убиваются самими язычниками, нимало не оскверняет их,

1Тим.4:5. ибо оно освящается чрез слово Божие и молитву,

которую произносят над ним.

1Тим.4:7. Негодных же

слов Иудейских и чуждых сект избегай,

а упражняй себя в благочестии,

то есть в делах праведных.

1Тим.4:8. Ибо телесное упражнение

тех, кои занимаются им,

на мало [есть] полезно,

пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, – дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь – тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке – тем, что дают нам блаженство вечной жизни.

1Тим.4:12. Никто... юностию твоею... да не пренебрегает,.. образцем добра будь... для верных не в слове

только, но и

в обращении [житии], в любви,.. в вере и в чистоте.

1Тим.4:13. Пока прийду, занимайся утешением из Писаний и учением,

то есть предавайся молитве и чтению Писания.

1Тим.4:14. Не неради , – говорит, – о благодати, которая дана чрез пророчество с возложением рук пресвитеров,

то есть епископов. Может быть вместе с возложением рук епископства, которое принял, получил он и пророчество.

1Тим.4:15. В сем пребывай,

говорит, и этим предварительно занимайся, то есть предварительно пребывай в этом, как изучением так и исполнением на деле, – дабы чрез эти дела явно было, что ты преуспевал доселе.

1Тим.4:16. Внимай себе и учению твоему, – и пребывай в них,

дабы никоим образом ты не мог подвергнуться порицанию и в вере твоей, – во время гонения не отступай. А

сие творя, не только себя спасешь

добрым поведением своим, но

и тех, кои слушают тебя,

приведешь ко благу.


Глава 3 Глава 4 Глава 5