Азбука веры Православная библиотека Матвей Васильевич Барсов Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. Том I

Источник

См. также:

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов

Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса

Содержание

Предисловие составителя

Три Библии Святое Евангелие как книга чудес и по содержанию, и по действию на сердца людей Веруйте в Евангелие (Мк.1:15) Свидетельство истории о том, что Иисус Христос действительно жил на земле, и жил именно так, как всегда учила тому Святая Церковь Введение. Предварительные сведения и понятия о Святых Евангелиях Евангелие от святого Матфея Евангелие от святого Марка Евангелие от святого Луки Взаимные отношения первых трех Евангелий Святой апостол и евангелист Характер Иоанна Евангелие от Иоанна Значение Подлинность Четвероевангелия О разночтении в тексте Евангелий и неповрежденности текста Библиографический указатель к введению Евангельские оглавления и предисловия О двух генеалогиях Иисуса Христа (Мф.1:1–17; Лк.3:23–38) Год Рождества Христова Библиографический указатель к родословию Иисуса Христа Введение в Евангелие от Марка Пролог Св.Евангелия от Луки (Лк.1:1–4) Пролог Евангелия св. апостола Иоанна (Ин.1:1–18) св. апостола Иоанна (Ин.1:1–18) Воплощение Христово Тайна рождения Сына Божия во плоти человеческой по учению Тертуллиана и свв. отцов Библиографический указатель к прологу Евангелия от Иоанна Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна Крестителя Предсказание Ангела о рождении Предтечи Библиографический указатель к благовестию Захарии о рождении от него Предтечи (Лк.1:5–25) Благовестие Архангела Гавриила Благовестие Ангела Пресвятой Деве Марии о рождении Мессии (Лк.1:26–38) Назарет Библиографический указатель к сказанию о жизни Пресвятой Девы Марии и благовестию Ей Архангела рождении от Нее Спасителя мира (Лк.1:26–38) Посещение Пресвятою Девою Елисаветы Библиографический указатель к свиданию Пресвятой Девы с Елисаветою (Лк.1:39–56) Рождество св. Иоанна Предтечи, обрезание его и наречение ему имени; разрешение немоты Захарииной; пророческая песнь Захарии (Лк.1:57–79)  Родина Предтечи Господня Объяснение текста в пророчественной речи Захарии (Лк.1:67–79) Раннее сиротство и жизнь св.Иоанна Крестителя в пустыне до вступления его в общественное служение Не был ли св.Иоанн Предтеча в школе ессеев и не принадлежал ли к их секте? Библиографический указатель к событиям Евангелия от Луки (Лк.1:57–80) Открытие Иосифу,  обручнику Пресвятой Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия (Мф.1:16–25) Библиографический указатель к открытию тайны воплощения Иосифу (Мф.1:18–25) Рождество Христово  (Лк.2:1–7) Об уничижении Христа Спасителя при самом рождении Его Благовестие Ангела вифлеемским пастухам (Лк.2:8–12) славословие ангелов (13–14) и поклонение пастухов (15–20) О радости Рождества Христова (Лк.2:10–12) О славословии ангелов (Лк.2:13–14) Мир, принесенный на землю родившимся от Девы Марии Иисусом Христом Вифлеем Вертеп и ясли Урок христианским родителям при воспоминании вертепа и яслей вифлеемских Библиографический указатель к повествованию о Рождестве Христовом Обрезание Господне  (Лк.2:21) Сретение Господне (Лк.2:22–39) Знаменательнейшие моменты принесения Христа Спасителя во храм в день Сретения Господня по изображению свв.Димитрия Ростовского и Амфилохия Иконийского Трогательная встреча Тайна наилучшего воспитания детей Библиографический указатель к Обрезанию и Сретению Господню (Лк.2:21–38) Поклонение волхвов; смущение Ирода;  избиение младенцев; бегство в Египет и возвращение в Назарет (Мф.гл.2) Поклонение волхвов Спасителю (Лк.2:1–12) Дары Господу в праздник Рождества Христова Звезда, явившаяся на востоке при рождении Иисуса Христа (Мф.2:1–2,9–10) Бегство в Египет  (Мф.2:13–16) Избиение младенцев (Мф.2:3–8, 16–18) Возвращение из Египта (Мф.2:19–23) Библиографический указатель к событиям 2-й главы Евангелия от Матфея Двенадцатилетний Иисус в храме (Лк.2:41–52) Три опровержения ложного мнения о Богоматери Нравственный урок для христианских детей Библиографический указатель ко 2:41–52 Евангелия от Луки Явление и деятельность  святого Иоанна Крестителя Умственное и религиозно- нравственное состояние иудеев перед явлением Иоанна Крестителя Сравнительное изъяснительное  обозрение евангельских сказаний о явлении Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1–12; Мк.1:2–8; Лк.3:1–20) Время явления Иоанна Крестителя по определению евангелиста Луки (Лк.3:1–2) Место служения Иоанна Крестителя Значение Иоанна Крестителя в деле его общественного служения Деятельность Иоанна Крестителя Обличительная речь Иоанна к фарисеям и саддукеям (Мф.3:7–10) Крещение Иоанново (Мф.3:5–6; Мк.1:4–5; Лк.3:3) Свидетельство Иоанна Крестителя о Божественном достоинстве Иисуса Христа и благодатном действии крещения Его (Мф.3:11; Мк.1:7–8; Лк.3:15–16) Иоанн Креститель в его отношениях к Ироду и нравственный характер его как проповедника (Лк.3:19) Что такое дикий мед и акриды, которыми питался Иоанн? Современные фарисеи, саддукеи, книжники и мытари Библиографический указатель к явлению Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1–12; Мк.1:2–8; Лк.3:1–18) Крещение Господа нашего Иисуса Христа Как примирить незнание Иоанном Крестителем Иисуса Христа до Его крещения, о чем он сам свидетельствует в Евангелии от Иоанна (1:33), со словами евангелиста Матфея (3:14) Крещение Господа нашего Иисуса Христа по известиям евангелистов (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22) Мысли свв.отцов и учителей Церкви о крещении Иисуса Христа Иордан Библиографический указатель к Крещению Иисуса Христа (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22) Об искушении Иисуса Христа в пустыне от диавола Искушение Господа в пустыне (Мф.4:1–11; Мк.1:12–13; Лк.4:1–13) Как примирить искушение Иисуса Христа с понятием о Его безгрешности Библиографический указатель к искушению Иисуса Христа в пустыне от дьявола (Мф.4:1–11; Мк.1:12–13; Лк.4:1–13) Общественное служение Иисуса Христа после крещения и искушения Его в пустыне до первой Пасхи О наружном виде Иисуса Христа Кратковременность и сильное действие общественного служения Иисуса Христа, отсутствие всякого желания славы и мирского величия Начало общественного служения Христова Порядок событий от возвращения Иисуса Христа из пустыни искушения до первой Пасхи Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе пред посланными от синедриона (Ин. 1:19–28) Призвание двух апостолов (Ин.1:29–40) Призвание апостолов: Петра, Филиппа и Нафанаила (Ин.1:41–51) Как примиряется разность в повествованиях св. Иоанна и первых трех евангелистов о призвании Петра, Андрея и других учеников? Библиографический указатель к событиям 19–51 ст. 1-й гл. евангелия от Иоанна Значение чуда на браке в Кане Галилейской Кана Галилейская Характер чудес Иисуса Христа Библиографический указатель к чуду на браке в Кане Галилейской (Ин.1:1–11) Первая Пасха общественного служения Иисуса Христа Изъяснение слов Спасителя о воскресении Его из мертвых Библиографический указатель к изгнанию из храма торжников (Ин.2:13–25) Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин.3:1–21) О новом рождении свыше (Ин. 3:7) Библиографический указатель к 3-й главе Евангелия от Иоанна Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе (Ин.3:22–36) Заключение Иоанна в темницу Беседа Иисуса Христа с самарянкой (Ин.4:1–42) Всяк пияй от воды вжаждается паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждается во вeки (Ин. 4:13–14) О поклонении Богу духом и истиною «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24) Жатва благодати (Ин.4:35–38) Библиографический указатель к беседе Иисуса Христа с самарянкой Возвращение Иисуса Христа в Галилею по заключении Иоанна Крестителя в темницу (Ин.4:43–45; Мк.1:14; Мф.4:12; Лк.4:14) Проповедь Иисуса Христа о покаянии (Мф.4: 13–17; Мк.1:15; Лк.4:15) «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф.4:17) В чем состоит покаяние и как нам должно приступать к этому Библиографический указатель к началу проповеди Иисуса Христа в Галилее (Мф. 4:13–17 и параллельные) Исцеление сына царедворца (Ин.4:46–54) Иисус Христос, отверженный назарянами (Лк.4:16–31) Мысли святителя Феофана на 18-й стих 4-й главы Евангелия от Луки Мысли святителя Феофана на 22–30 стихи 4-й главы Евангелия от Луки БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К ПРОПОВЕДИ В НАЗАРЕТЕ (Лк.4:16–31) Почему главным местом пребывания Иисуса Христа в Галилее был Капернаум? Учение Иисуса Христа в капернаумской синагоге и изгнание духа нечистого (Мк.1:21–28; Лк.4:31–37) Мысли святителя Феофана на 22-й стих 1-й главы Евангелия от Марка Св. Афанасия Александрийского мысли на 33–34 стихи 4-й гл. Евангелия от Луки Исцеление тещи Симона и многих больных (Мф.8:14–17; Мк.1:29–32; Лк.4:38–40) (Мк.1: 33–39; Лк.4: 41–44; Мф.4:23–25) Мысли святителя Феофана на 43-й стих 4-й главы Евангелия от Луки Призвание четырех апостолов (Лк.5:1–11) Св. Амвросия Медиоланского изъяснение Евангелия о чудесной ловле рыбы (Лк. 5:1–11) О силе Божественного призвания и о послушании оному Мысли епископа Феофана о призвании учеников (Мф.4:18–24) Библиографический указатель к призванию апостолов (Мф.4:18–22; Лк.5:1–11) Исцеление прокаженного (Мф.8:1–4; Мк.1:40–45; Лк.5:12–16) Изъяснение св. Исидора Пелусиота 4-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф.9:1–8) Исцеление расслабленного (Мк. 2:1–11) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 6-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.9:1–8) О благотворных действиях веры Мысли святителя Феофана об исцелении расслабленного Библиографический указатель к исцелению расслабленного по Евангелиям Матфея и Марка Призвание Матфея и вечеря в его доме (Лк.5:27–39; Мк.2:13–22; Мф.9:9–17) Новое вино в ветхих мехах Мысли святителя Феофана на 14–17 ст. 9-й главы Евангелия от Матфея Изъяснение св. Исидором Пелусиотом слов:«ниже вливают вина нова в мехи ветхи» (Мф.9:17) Примирение разностей в евангельском повествовании о призвании Матфея (Лк.5:27–28; Мк.2:13–14; Мф.9:9) Вторая Пасха общественного служения Иисуса Христа Исцеление расслабленного у овчей купели и речи Иисуса Христа к иудеям, сказанные по этому поводу (Ин.5) О Вифезде, чудесной иерусалимской купели О причинах болезней О тех, которые предпринимают какие-либо дела без мысли о Боге «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.5:17) Святого Григория Богослова изъяснение 19-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Мысли прп. Исидора Пелусиота (Ин.5:19) Изъяснение 25-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Изъяснение св. Григория Богослова 29 стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Состояние праведных и грешных по смерти и воскресении (Ин.5:29) Библиографический указатель к 5-й гл. евангелия от Иоанна Возвращение Иисуса Христа в Галилею Ученики срывают колосья в субботу (Мф.12:1–8; Мк.2: 23–28; Лк.6:1–5) Что такое суббота второпервая (Лк.6:1) по объяснению святого Исидора Пелусиота О том же святого Иоанна Златоуста Изъяснение изречений Иисуса Христа о субботе Мысли святителя Феофана на 2-й стих 6-й главы Евангелия от Луки Исцеление сухорукого (Мф.12:9–21; Мк.3: 1–13; Лк.6:6–11) Мысли святителя Феофана на 12-й стих 12-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Иоанна Златоуста на 17–21 стихи 12-й гл. Евангелия от Матфея Вопрос и ответ Василия Великого (Мф.12:20) Избрание двенадцати апостолов (Мк.3:13–19; Лк.6:12–16; Мф.10: 2–4) Для чего Иисус Христос избрал Иуду Искариотского в число Своих учеников? О Нагорной проповеди Примирение некоторых разностей в Нагорной проповеди у евангелистов Матфея и Луки Примирение разностей в изложении учения о блаженствах у евангелистов Матфея и Луки Изъяснение заповедей о блаженствах (Мф. 5:1–10) Утешение против клевет и злоречий человеческих (Мф. 5:11–12) Соль земли Назначение пастырей Христовой Церкви (Мф. 5:14–16). Новозаветный закон в сравнениис ветхозаветным (Мф. 5:17–48) О ненарушимости Ветхого Завета и о правде вообще О заповеди не убий Слово о гневе человеческом Обстоятельства и случаи, в которых гнев бывает грешным и безгрешным, а также когда и как может быть переведен из грешного состояния в безгрешное О заповеди не прелюбы сотвори О заповеди относительно развода О клятве. В каком смысле Иисус Христос воспрещает клятву О заповеди относительно возмездия за обиду О любви к врагам и христианской благотворительности (Лк. 6:27–36; Мф. 5:43–48) Собеседование Константина Философа о любви ко врагам И взаим дайте, ничесоже чающе (Лк. 6, 35–36) Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48) О силе, исходившей от Господа Иисуса и исцелявшей вся (Лк. 6 и Мф. 5) Блажены плачущие ныне (Лк. 6:21). Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:25) Изъяснение изречения Иисуса Христа о свете О присяге Избранные места из святоотеческих толкований на 5-ю главу Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 8-й стих 5-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: блаженны миротворцы (Мф. 5:9) Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16) и о том, что сие не противоречит сказанному: внемлите милостыни вашея и т.д. (Мф. 6:1) Толкование св. Василия Великого на 23–24 ст. 5-й главы Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 28-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота о том, как должно разуметь слова: аще око твое и рука твоя соблазнят тя (ст.29–30) Творения свв. отцов Толкование блж. Августина о клятве (Мф. 5:33) Толкование св. Иоанна Златоуста о клятве Толкование Ефрема Сирина о клятве Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: око за око и т.д. Толкование св. Григория Богослова на 45-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 5 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Избранные места из толкований на 6-ю главу Евангелия от Матфея Как по учению Иисуса Христа должно творить милостыню, молиться и поститься (Мф. 6:1–18). Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:3). Смысл слов Иисуса Христа о посте, милостыни и молитве О молитве Господней Изъяснение молитвы Господней (Мф. 6:9–13) Филарет, митр. Московский. Беседа о молитве Господней Влияние сердечной привязанности на жизнь и характер человека (Мф. 6:21) Об истинном просвещении ума и беспристрастии к земным стяжаниям (Мф. 6:22–33) Против роскоши в одежде и убранстве (Мф. 6:28–29) Цветы (Мф. 6:28–30) Изъяснение слов Иисуса Христа: ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33) Размышление из воскресного Евангелия (Мф. 6:33) Избранные места из творений свв. отцов на 6-ю главу Евангелия от Матфея Мысли св. Исидора Пелусиота о том, что не должно творити милостыню пред человеки (Мф. 6:1) Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16), и что не противоречит сие сказанному: внемлите милостыни вашея (Мф. 6:1) и т.д. Толкование св. Афанасия Александрийского на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея. Толкование св. Василия Великого на 6-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 7, 19–20 и 25 стихи 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 17–18 ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 31-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 34-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 6-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ Избранные места из святоотеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея Мысли св. Афанасия Александрийского о грехе осуждения ближних (Мф. 7:1–5) Еюже мерою мерите, возмерится вам (Мф. 7:2) Об охранении святыни Толкование Филарета, архиепископа Рязанского (Мф. 7:6) Избранные свято-отеческие толкования на 6-й ст. 7-й гл. Евангелия от Матфея Св. Иоанн Златоуст о внимательном слушании слова Божия Толкование св. Исидора Пелусиота Толкование св. Афанасия Александрийского Толкование св. Василия Великого. Вопрос. Как иный дает святое псам, или повергает бисеры пред свиниями, и как бывает присовокупленное: да не поперут их ногами, и вращшеся расторгнут вы (Мф. 7:6)? Услышание наших молитв Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: аще убо вы лукави суще (Мф.7:11) Толкование св. Григория Богослова (Мф. 7:11) О широком и узком пути (Мф. 7:13–14) Толкование свт. Илии Минятия на 13–14 ст. 7-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Иоанна Лествичника. (Мф. 7:13–14) «Лествица», Слово 2, гл. 8 Толкование св. Василия Великого (Мф. 7:13–14) Предостережение от ложных пророков (Мф. 7:15) Волки в овечьей шкуре Об истинной и ложной мудрости (Мф. 7:24–27) Слова святого Иоанна Златоуста Мысли святителя Феофана БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 7-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ Впечатление проповеди Иисуса Христа на народ Исцеление слуги сотника в Капернауме (Мф.8:5–13, Лк.7:1–10) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в четвертую Неделю по Пятидесятнице (Мф.8:5–13) Плавание по морю и усмирение бури (Мф.8:23–27; Мк.4:35–41; Лк.8:22–25) Мысли епископа Феофана (Лк.8:20–25) (Мк.4:38–39) Отказ Господа книжникам и двум ученикам, желавшим следовать за Ним (Мф.8:18–22; Лк.9:57–62) Мысли епископа Феофана Толкование св. Исидора Пелусиота на 20-й ст. 8-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 57–58 ст. 9 гл. Евангелия от Луки Изъяснение изречения Иисуса Христа:«никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9:62) Исцеление гадаринских бесноватых О бытии злых духов (Мф.8:31–32) Избранные места из творений свв. отцов в изъяснение Евангелия от Луки об исцелении гадаринского бесноватого (Лк.8:26–39) Библиографический указатель к 8-й гл. евангелия от Матфея и параллельным из других евангелий Воскрешение дочери Иаира (Мф.9:18–19,23–26; Мк.5: 22, 24, 35–43; Лк. 8:41–42, 49–56) О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой жены (Лк.8:41–56) Об исцелении кровоточивой (Мф.9:20–22) Два вопроса из Евангелия об исцелении кровоточивой жены Исцеление двух слепых и немого бесноватого (Мф.9:27–35) Воскрешение сына наинской вдовы (Лк.7:11–16) Изъяснение св. Амвросием Медиоланским Евангелия о воскрешении сына наинской вдовы Библиографический указатель к 9-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Мф.11:2–7) Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Мф.11:2–19; Лк.7:18–28) Об ответе Господа посланным от Иоанна Крестителя (Мф.11:4–19; Лк.7:22–35) Оправданная премудрость Угроза нераскаянным (Мф.11:21–24) Славословие Богу Отцу за открытие тайн младенцам (Мф.11:25–27) Из бесед об упокоении труждающихся и обремененных (Мф.11:28–29) Избранные толкования из творений свв. отцов на 11-ю главу Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота Прп. Макария Египетского изъяснение 11 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Св. Исидора Пелусиота о том, что значит сказанное об Иоанне: «мний же во Царствии Небесном»... Толкование св. Афанасия Александрийского на 29–30 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Из беседы св. Иоанна Златоуста на 28–30 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Библиографическии указатель к 11-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Милосердие Господа к покаявшейся грешнице (Лк.7 36–50) Жена-грешница и фарисей (Лк.7:34–50) Библиографический указатель к 36–50 ст. 7-й гл. евангелия от Луки Иисус Христос отражает клевету фарисеев, приписавших Ему сношение с веельзевулом (Мф.12:22–37; Лк.11:14–23, 12:10; Мк.3:20–30) Кого надо разуметь под сынами фарисеев (Мф.12:27; Лк.11:19) Мысли святителя Феофана на 24-й ст. 3 гл. Евангелия от Марка Мысли святителя Феофана на 21–22 ст. 11-й гл. Евангелия от Луки Мысли святителя Феофана на 30 ст. 12-й гл. Евангелия от Матфея Изъяснение слов Иисуса Христа:«иже несть на вы, по вас есть. Иже несть со Мною, на Мя есть (Лк.9:50, 11:23) Толкование св. Василия Великого (Мф.12 и Лк.11:20) Грех против Духа Святого Мысли прп. Исидора Пелусиота о хуле на Святого Духа О том же мысли св. Афанасия Александрийского Иисус Христос укоряет фарисеев за требование знамения от Него (Мф.12:38–45; Лк.11:16, 24–26, 29–32) Знамение Ионы пророка (Мф.12:39–40) Толкование св. Григория Богослова на 43–45 ст. 12 гл. Евангелия от Матфея Мысли епископа Феофана о том же Иисус Христос похваляет слушающих и соблюдающих слово Божие (Лк.11:27–28, 8:19–21; Мк.3:31–35; Мф.12:46, 13:1) Мать и братья Иисусовы Библиографический указатель к 22–50 ст. 12 гл. евангелия от Матфея и парал. Евангельские притчи из природы (Мф.13 гл. и параллельные) Изъяснение притчи о сеятеле и семени (Лк.8:5–15; Мф.13:3–23; Мк.4:3–25) Мысли св. Исидора Пелусиота о словах Писания:«ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесят» (Мф.13:8) Изъяснение притчи о добром семени и плевелах (Мф.13:24–30) Толкование св. Исидора Пелусиота на притчу о плевелах О притче о зерне горчичном (Мф.13:32) Значение притчи о зерне горчичном, в истолковании прп. Исидора Пелусиота О том же преподобного Исаии Притча Спасителя о закваске О том же толкование прп. Исидора Пелусиота Толкование св. Афанасия Александрийского на ту же притчу по евангелисту Луке (Лк.13:21) Почему Господь называется бисером и почему Царство Небесное уподобляется«ищущу добрых бисерей» (Мф.13)? Обретение сокровища, скрытого на поле Значение притчи о сокровище, скрытом в поле Значение притчи о неводе в истолковании преподобного Исидора Пелусиота Библиографический указатель к 13-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Отправление двенадцати апостолов на проповедь (Мк.6 7–13; Лк.9:1–6; Мф.9:35–38,10:1–16) Анализ содержания 10-й главы Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота (Мф.10:5). Что значит сказанное апостолам:«на путь язык не идите»? Мысли Филарета, митрополита Киевского (Мф.10:9–10) Избранные толкования свв. отцов (Мф.10:16) Мудрость змеиная, простота голубиная (Мф.10:16) Изъяснение слов Иисуса Христа:«и претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22) О случаях и условиях для приобретения славного венца исповедников Христовых (Мф.10:32–33) «Аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37) Христианский пример самоотвержения отеческой любви к сыну из любви к Богу Толкование св. Исидора Пелусиота на слова:«приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет» (Мф.10:41) Толкование св. Исидора Пелусиота (Мф.10:42) Библиографический указатель к 10-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Слух об Иисусе тревожит убийцу Предтечи (Лк.9:7–9; Мк.6.14–16; Мф.14:1–2) Из беседы Евсевия Могилевского об усекновении главы Иоанна Предтечи (Мк.6:17–29) Удаление Иисуса Христа из области Ирода на восточную сторону моря (Лк.9:10; Мк.6:30–32; Мф.14:13; Ин.6:1) Святого Иоанна Златоуста Беседа на усекновение главы св. Иоанна Крестителя (Мф.14:1–10) О чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа (Мф.14:13–22) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 8-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.14:14–22) Чудо хождения по морю (Мф.14:22–34) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 9-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.14:23–34) Как нужно понимать евангельское повествование о хождении Иисуса Христа по морю? Библиографический указатель к 14-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Изъяснение беседы о хлебе небесном (Ин.6:22–71) Толкование св. Исидора Пелусиота на слова Писания:«Аз есмь хлеб животный» (Ин.6:35) Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:37–40) Изъяснение 38–40 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:41–58) Толкование св. Василия Великого на слова:«и Аз живу Отца ради» (Ин.6:57) Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:59) Беседа Спасителя с учениками (Ин.6: 60–71) Слова на 62 и 63 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна О значении таинства причащения (Ин. 6:53, 56, 63) Существенные особенности слова Христова, отличающие его от слова человеческого (Ин.6:63) Слова на 64–71 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Библиографический указатель к 6-й гл. евангелия от Иоанна

 

 
Предисловие составителя

Составление названной книги вызвано желанием собрать для читателя по возможности в одно целое относящийся сюда материал, который, по разбросанности своей во множестве духовных журналов и книг, или мало доступен, или неизвестен ему.

Расположенный в хронологическом порядке евангельской истории, этот материал, прежде всего, знакомит читателя с полной евангельской историей, а повествование о жизни Господа нашего Иисуса Христа чрез истолкование текста Евангелия может служить ему Толковым Евангелием.

С этою целью собраны, частью в тексте сборника, частью в библиографическом указателе: 1) древнейшие святоотеческие толкования; 2) истолковательные отрывки из Слов и Бесед известнейших наших митрополитов, архиепископов и епископов и 3) труды новейших наших ученых и некоторых из иностранных по экзегетике и апологетике Евангелий.

Библиографический указатель составлен по святоотеческим творениям, духовным журналам, специальным богословским сочинениям, Словам и Беседам; причем в указателе к последним (Словам и Беседам) обозначается или главный предмет их, или выдающиеся места в них. Прилагаемый к каждому отделению евангельской истории или к каждой главе из Евангелия, он может руководствовать читателя в пользовании и другими статьями, не заключающимися в тексте сборника, для более полного знания и лучшего воспитания себя в духе Евангелия.

По всему этому сборник содержит не один экзегетический, но и гомилетический материал; или, выражаясь языком более простым, он служит для истолковательного, но вместе и назидательного чтения. Некоторые же статьи в нем можно назвать назидательными в собственном смысле. Это потому, что Евангелие не есть только предмет любознательности, воспринимаемый памятью и холодным рассудком, но Слово Божие, живое и действенное, которое острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12). Если кто думает знать святые истины без сердечной любви к ним, без прочувствования их сердцем и сознательного стремления оправдывать знание жизнью, тот находится в опасности иметь веру, о которой говорит апостол: вера без дел мертва есть; и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19–20). Только любяй знает Бога, а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть (1Ин.4:7–8). «Учащий, который действует одним знанием без любви, – говорит приснопамятный Филарет, – предлагает алчущим и немощным черствый или далее каменный хлеб. Учение, которое не сердцем любящим приемлется, есть семя, сеемое в снег. Знание без любви есть зимнее солнце, которое не возвращает и не согревает. Итак, аще кто учится, аще учит, с любовью сие да творит». Вот почему лучшие святоотеческие и новейшие толкования проникнуты глубоким чувством любви к Богу и ближним, и истолковательная часть в них слита с назидательною.

Само собою разумеется, что все это имеет ближайшее отношение к желающим быть учителями веры и пастырями Церкви, тем паче к настоящим пастырям. Проповедь Слова Божия и, следовательно, полное и самое удовлетворительное знание его есть первая и священная обязанность их. «Итак, облегчись же, иерей Божий, – скажем словами преосвященного Феофана, – от сей тяготы, испусти из уст своих потоки Божеских слов, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что у тебя самого нет истины, возьми ее: она в Священных Писаниях, и, исполняясь ею, препровождай ее к детям духовным, только не молчи» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»).

Но могут ли и миряне по праву считать себя свободными от тщательного изучения проповедуемых истин? Если пастыри и учители Церкви должны учить, то, конечно, для того, чтобы пасомые знали истину евангельскую, настолько, чтобы могли дать ответ всякому вопрошающему словесе о их исповедании (1Петр.3:15) и сами не подвергались бы опасности быть увлеченными кем-либо. Ап. Павел предостерегал еще христиан своего времени: смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеков, по стихиям мира, а не по Христу (Кол.2:8). Тем более предостережение это необходимо для христиан нашего времени, когда при существующей потребности в религиозном образовании и всеобщем интересе к Евангелию немало является людей, искусно, а иногда и нагло выдающих ложь за истину, и когда появляются исполненные вольнодумства сочинения, в которых подрываются основы святых истин. Кто же поручится, что христианин, не знающий основательно истин Божественных по учению Евангелия и Святой Церкви, устоит против тлетворного лжеучения и не поколеблется, в своих убеждениях? Найдет ли он, чем опровергнуть и отразить ложь, если не вооружен ясным и твердым знанием содержимого Евангелия?

Исследуйте писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39). Так сказал Господь о ветхозаветных писаниях. Евангелие есть исполнение этих писаний. Итак, исследуйте Евангелие, ибо вы думаете чрез него иметь жизнь вечную; а оно свидетельствует о Христе.

М.В.Барсов


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 1. – 944 с.

Комментарии для сайта Cackle