Азбука верыПравославная библиотека Матвей Васильевич Барсов Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I


Матвей Васильевич Барсов

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. Том I

См. также:

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II

Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов

Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса

Содержание

Предисловие составителя
Три Библии Святое Евангелие как книга чудес и по содержанию, и по действию на сердца людей Веруйте в Евангелие (Мк.1:15) Свидетельство истории о том, что Иисус Христос действительно жил на земле, и жил именно так, как всегда учила тому Святая Церковь Введение. Предварительные сведения и понятия о Святых Евангелиях Евангелие от святого Матфея Евангелие от святого Марка Евангелие от святого Луки Взаимные отношения первых трех Евангелий Святой апостол и евангелист Характер Иоанна Евангелие от Иоанна Значение Подлинность Четвероевангелия О разночтении в тексте Евангелий и неповрежденности текста Библиографический указатель к введению Евангельские оглавления и предисловия О двух генеалогиях Иисуса Христа (Мф.1:1-17; Лк.3:23-38) Год Рождества Христова Библиографический указатель к родословию Иисуса Христа Введение в Евангелие от Марка Пролог Св.Евангелия от Луки (Лк.1:1-4) Пролог Евангелия св. апостола Иоанна (Ин.1:1-18) Воплощение Христово Тайна рождения Сына Божия во плоти человеческой по учению Тертуллиана и свв.отцов Библиографический указатель к прологу Евангелия от Иоанна Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна Крестителя Предсказание Ангела о рождении Предтечи Библиографический указатель к благовестию Захарии о рождении от него Предтечи (Лк.1:5-25) Благовестие Архангела Гавриила Благовестие Ангела Пресвятой Деве Марии о рождении Мессии (Лк.1:26-38) Назарет Библиографический указатель к сказанию о жизни Пресвятой Девы Марии и благовестию Ей Архангела рождении от Нее Спасителя мира (Лк.1:26-38) Посещение Пресвятою Девою Елисаветы Библиографический указатель к свиданию Пресвятой Девы с Елисаветою (Лк.1:39-56) Рождество св. Иоанна Предтечи,  Родина Предтечи Господня Объяснение текста в пророчественной речи Захарии (Лк.1:67-79) Раннее сиротство и жизнь св.Иоанна Крестителя в пустыне до вступления его в общественное служение Не был ли св.Иоанн Предтеча в школе ессеев и не принадлежал ли к их секте? Библиографический указатель к событиям Евангелия от Луки (Лк.1:57-80) Открытие Иосифу,  обручнику Пресвятой Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия (Мф.1:16-25) Библиографический указатель к открытию тайны воплощения Иосифу (Мф.1:18-25) Рождество Христово  (Лк.2:1-7) Об уничижении Христа Спасителя при самом рождении Его Благовестие Ангела вифлеемским пастухам (Лк.2:8-12) славословие ангелов (13-14) и поклонение пастухов (15-20) О радости Рождества Христова (Лк.2:10-12) О славословии ангелов (Лк.2:13-14) Мир, принесенный на землю родившимся от Девы Марии Иисусом Христом Вифлеем Вертеп и ясли Урок христианским родителям при воспоминании вертепа и яслей вифлеемских Библиографический указатель к повествованию о Рождестве Христовом Обрезание Господне  (Лк.2:21) Сретение Господне (Лк.2:22-39) Знаменательнейшие моменты принесения Христа Спасителя во храм в день Сретения Господня по изображению свв.Димитрия Ростовского и Амфилохия Иконийского Трогательная встреча Тайна наилучшего воспитания детей Библиографический указатель к Обрезанию и Сретению Господню (Лк.2:21-38) Поклонение волхвов; смущение Ирода;  избиение младенцев; бегство в Египет и возвращение в Назарет (Мф.гл.2) Поклонение волхвов Спасителю (Лк.2:1-12) Дары Господу в праздник Рождества Христова Звезда, явившаяся на востоке при рождении Иисуса Христа (Мф.2:1-2,9-10) Бегство в Египет  (Мф.2:13-16) Избиение младенцев (Мф.2:3-8, 16-18) Возвращение из Египта (Мф.2:19-23) Библиографический указатель к событиям 2-й главы Евангелия от Матфея Двенадцатилетний Иисус в храме (Лк.2:41-52) Три опровержения ложного мнения о Богоматери Нравственный урок для христианских детей Библиографический указатель ко 2:41-52 Евангелия от Луки Явление и деятельность  святого Иоанна Крестителя Умственное и религиозно- нравственное состояние иудеев перед явлением Иоанна Крестителя Сравнительное изъяснительное  обозрение евангельских сказаний о явлении Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1-12; Мк.1:2-8; Лк.3:1-20) Время явления Иоанна Крестителя по определению евангелиста Луки (Лк.3:1-2) Место служения Иоанна Крестителя Значение Иоанна Крестителя в деле его общественного служения Деятельность Иоанна Крестителя Обличительная речь Иоанна к фарисеям и саддукеям (Мф.3:7-10) Крещение Иоанново (Мф.3:5-6; Мк.1:4-5; Лк.3:3) Свидетельство Иоанна Крестителя о Божественном достоинстве Иисуса Христа и благодатном действии крещения Его (Мф.3:11; Мк.1:7-8; Лк.3:15-16) Иоанн Креститель в его отношениях к Ироду и нравственный характер его как проповедника (Лк.3:19) Что такое дикий мед и акриды, которыми питался Иоанн? Современные фарисеи, саддукеи, книжники и мытари Библиографический указатель к явлению Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1-12; Мк.1:2-8; Лк.3:1-18) Крещение Господа нашего Иисуса Христа Как примирить незнание Иоанном Крестителем Иисуса Христа до Его крещения, о чем он сам свидетельствует в Евангелии от Иоанна (1:33), со словами евангелиста Матфея (3:14): Крещение Господа нашего Иисуса Христа по известиям евангелистов (Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22) Мысли свв.отцов и учителей Церкви о крещении Иисуса Христа Иордан Библиографический указатель к Крещению Иисуса Христа (Мф.3:13-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22) Об искушении Иисуса Христа в пустыне от диавола Искушение Господа в пустыне (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13) Как примирить искушение Иисуса Христа с понятием о Его безгрешности Библиографический указатель к искушению Иисуса Христа в пустыне от дьявола (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13) Общественное служение Иисуса Христа после крещения и искушения Его в пустыне до первой Пасхи О наружном виде Иисуса Христа Кратковременность и сильное действие общественного служения Иисуса Христа, отсутствие всякого желания славы и мирского величия Начало общественного служения Христова Порядок событий от возвращения Иисуса Христа из пустыни искушения до первой Пасхи Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе пред посланными от синедриона (Ин. 1:19-28) Призвание двух апостолов (Ин.1:29-40) Призвание апостолов: Петра, Филиппа и Нафанаила (Ин.1:41-51) Как примиряется разность в повествованиях св. Иоанна и первых трех евангелистов о призвании Петра, Андрея и других учеников? Библиографический указатель к событиям 19-51 ст. 1-й гл. евангелия от Иоанна Значение чуда на браке в Кане Галилейской Кана Галилейская Характер чудес Иисуса Христа Библиографический указатель к чуду на браке в Кане Галилейской (иН.1: 1-11) Первая Пасха общественного служения Иисуса Христа Изъяснение слов Спасителя о воскресении Его из мертвых Библиографический указатель к изгнанию из храма торжников (ИН.2:13-25) Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин.3:1-21) О новом рождении свыше (Ин. 3:7) Библиографический указатель к 3-й главе Евангелия от Иоанна Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе (Ин.3:22-36) Заключение Иоанна в темницу Беседа Иисуса Христа с самарянкой (Ин.4:1-42) «Всяк пияй от воды вжаждается паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждается во вeки (Ин. 4:13-14) О поклонении Богу духом и истиною «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24) Жатва благодати (Ин.4:35-38) Библиографический указатель к беседе Иисуса Христа с самарянкой Возвращение Иисуса Христа в Галилею по заключении Иоанна Крестителя в темницу (Ин.4:43-45; Мк.1:14; Мф.4:12; Лк.4:14) Проповедь Иисуса Христа о покаянии (Мф.4: 13-17; Мк.1:15; Лк.4:15) «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф.4:17) В чем состоит покаяние и как нам должно приступать к этому Библиографический указатель к началу проповеди Иисуса Христа в Галилее (МФ. 4:13-17 и параллельные) Исцеление сына царедворца (Ин.4:46-54) Иисус Христос, отверженный назарянами (Лк.4:16-31) Мысли святителя Феофана на 18-й стих 4-й главы Евангелия от Луки Мысли святителя Феофана на 22-30 стихи 4-й главы Евангелия от Луки БиблиоГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К ПРОПОВЕДИ В НАЗАРЕТЕ (Лк.4:16-31) Почему главным местом пребывания Иисуса Христа в Галилее был Капернаум? Учение Иисуса Христа в капернаумской синагоге и изгнание духа нечистого (Мк.1:21-28; Лк.4:31-37) Мысли святителя Феофана на 22-й стих 1-й главы Евангелия от Марка Св. Афанасия Александрийского мысли на 33-34 стихи 4-й гл. Евангелия от Луки Исцеление тещи Симона и многих больных (Мф.8:14-17; Мк.1:29-32; Лк.4:38-40) (Мк.1: 33-39; Лк.4: 41-44; Мф.4:23-25) Мысли святителя Феофана на 43-й стих 4-й главы Евангелия от Луки Призвание четырех апостолов (Лк.5:1-11) Св. Амвросия Медиоланского изъяснение Евангелия о чудесной ловле рыбы (Лк. 5:1-11) О силе Божественного призвания и о послушании оному Мысли епископа Феофана о призвании учеников (Мф.4:18-24) Библиографический указатель к призванию апостолов (Мф.4:18-22; Лк.5:1-11) Исцеление прокаженного (Мф.8:1-4; Мк.1:40-45; Лк.5:12-16) Изъяснение св. Исидора Пелусиота 4-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф.9:1-8) Исцеление расслабленного (Мк. 2:1-11) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 6-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.9:1-8) О благотворных действиях веры Мысли святителя Феофана об исцелении расслабленного Библиографический указатель к исцелению расслабленного по Евангелиям Матфея и Марка Призвание Матфея и вечеря в его доме (Лк.5:27-39; Мк.2:13-22; Мф.9:9-17) Новое вино в ветхих мехах Мысли святителя Феофана на 14-17 ст. 9-й главы Евангелия от Матфея Изъяснение св. Исидором Пелусиотом слов: «ниже вливают вина нова в мехи ветхи» (Мф.9:17) Примирение разностей в евангельском повествовании о призвании Матфея (Лк.5:27-28; Мк.2:13-14; Мф.9:9) Вторая Пасха общественного служения Иисуса Христа Исцеление расслабленного у овчей купели И речи Иисуса Христа к иудеям, сказанные по этому поводу (Ин.5) О Вифезде, чудесной иерусалимской купели О причинах болезней О тех, которые предпринимают какие-либо дела без мысли о Боге «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.5:17) Святого Григория Богослова изъяснение 19-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Мысли прп. Исидора Пелусиота (Ин.5:19) Изъяснение 25-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Изъяснение св. Григория Богослова 29 стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Состояние праведных и грешных по смерти и воскресении (Ин.5:29) Библиографический указатель к 5-й гл. евангелия от Иоанна Возвращение Иисуса Христа в Галилею Ученики срывают колосья в субботу (Мф.12:1-8; Мк.2: 23-28; Лк.6:1-5) Что такое суббота второпервая (Лк.6:1) по объяснению святого Исидора Пелусиота О том же святого Иоанна Златоуста Изъяснение изречений Иисуса Христа о субботе Мысли святителя Феофана на 2-й стих 6-й главы Евангелия от Луки Исцеление сухорукого (Мф.12:9-21; Мк.3: 1-13; Лк.6:6-11) Мысли святителя Феофана на 12-й стих 12-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Иоанна Златоуста на 17-21 стихи 12-й гл. Евангелия от Матфея Вопрос и ответ Василия Великого (Мф.12:20) Избрание двенадцати апостолов (Мк.3:13-19; Лк.6:12-16; Мф.10: 2-4) Для чего Иисус Христос избрал Иуду Искариотского в число Своих учеников? О Вифезде, чудесной иерусалимской купели О причинах болезней О тех, которые предпринимают какие-либо дела без мысли о Боге «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.5:17) Святого Григория Богослова изъяснение 19-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Мысли прп. Исидора Пелусиота (Ин.5:19) Изъяснение 25-го стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Изъяснение св. Григория Богослова 29 стиха 5-й главы Евангелия от Иоанна Состояние праведных и грешных по смерти и воскресении (Ин.5:29) Библиографический указатель к 5-й гл. Евангелия от Иоанна О Нагорной проповеди Примирение некоторых разностей в Нагорной проповеди у евангелистов Матфея и Луки. (Прот. В. Гречулевич. «Сравнительный обзор Четвероевангелия») Примирение разностей в изложении учения о блаженствах у евангелистов Матфея и Луки. Изъяснение заповедей о блаженствах (Мф. 5:1-10) Утешение против клевет и злоречий человеческих (Мф. 5:11-12). Свт. Тихон Воронежский. Соль земли. Свящ. В. Нечаев. Назначение пастырей Христовой Церкви (Мф. 5:14-16). Новозаветный закон в сравнениис ветхозаветным (Мф. 5:17-48) О ненарушимости Ветхого Завета и о правде вообще О заповеди не убий. Слово о гневе человеческом. Обстоятельства и случаи, в которых гнев бывает грешным и безгрешным, а также когда и как может быть переведен из грешного состояния в безгрешное. О заповеди не прелюбы сотвори. О заповеди относительно развода О клятве. В каком смысле Иисус Христос воспрещает клятву. О заповеди относительно возмездия за обиду. О любви к врагам и христианской благотворительности. (Лк. 6:27-36; Мф. 5:43-48) Собеседование Константина Философа о любви ко врагам. И взаим дайте, ничесоже чающе (Лк. 6, 35-36) Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). О силе, исходившей от Господа Иисуса и исцелявшей вся (Лк. 6 и Мф. 5). Блажены плачущие ныне (Лк. 6:21). Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:25) Изъяснение изречения Иисуса Христа о свете. О присяге. Избранные места из свято-отеческих толкований на 5-ю главу Евангелия от Матфея. Толкование св. Афанасия Александрийского на 8-й стих 5-й гл. Евангелия от Матфея. Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: блаженны миротворцы (Мф. 5:9). Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16) и о том, что сие не противоречит сказанному: внемлите милостыни вашея и т.д. (Мф. 6:1). Толкование св. Василия Великого на 23-24 ст. 5-й главы Евангелия от Матфея. Толкование св. Василия Великого на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея. Толкование св. Исидора Пелусиота на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея. Толкование св. Афанасия Александрийского на 28-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота о том, как должно разуметь слова: Творения свв. отцов. Толкование блж. Августина о клятве (Мф. 5:33) Толкование св. Иоанна Златоуста о клятве Толкование Ефрема Сирина о клятве Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: око за око и т.д. Толкование св. Григория Богослова на 45-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея БиблиоГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 5 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21-36 СТ.) Избранные места из толкований на 6-ю главу Евангелия от Матфея. Как по учению Иисуса Христа должно творить милостыню, молиться и поститься. (Мф. 6:1-18). Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:3). Смысл слов Иисуса Христа о посте, милостыни и молитве. О молитве Господней. Изъяснение молитвы Господней. (Мф. 6:9-13) Филарет, митр. Московский. Беседа о молитве Господней Влияние сердечной привязанности на жизнь и характер человека. (Мф. 6:21) Об истинном просвещении ума и беспристрастии к земным стяжаниям (Мф. 6:22-33) Против роскоши в одежде и убранстве (Мф. 6:28-29). Цветы (Мф. 6:28-30) Изъяснение слов Иисуса Христа: Размышление из воскресного Евангелия. (Мф. 6:33) Избранные места из творений свв. отцов на 6-ю главу Евангелия от Матфея. Мысли св. Исидора Пелусиота о том, что не должно творити милостыню пред человеки (Мф. 6:1) Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16), и что не противоречит сие сказанному: внемлите милостыни вашея (Мф. 6:1) и т.д. Толкование св. Афанасия Александрийского на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея. Толкование св. Василия Великого на 6-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 7, 19-20 и 25 стихи 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 17-18 ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 31-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Василия Великого на 34-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея БиблиоГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 6-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ Избранные места из свято-отеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея Мысли св. Афанасия Александрийского о грехе осуждения ближних. (Мф. 7:1-5) Еюже мерою мерите, возмерится вам. (Мф. 7:2) Об охранении святыни. Толкование Филарета, архиепископа Рязанского. (Мф. 7:6) Избранные свято-отеческие толкования на 6-й ст. 7-й гл. Евангелия от Матфея Св. Иоанн Златоуст о внимательном слушании слова Божия Толкование св. Исидора Пелусиота. Толкование св. Афанасия Александрийского. Толкование св. Василия Великого. Вопрос. Как иный дает святое псам, или повергает бисеры пред свиниями, и как бывает присовокупленное: да не поперут их ногами, и вращшеся расторгнут вы (Мф. 7:6)? Услышание наших молитв Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: Толкование св. Григория Богослова (Мф. 7:11) О широком и узком пути. (Мф. 7:13-14) Толкование свт. Илии Минятия на 13-14 ст. 7-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Иоанна Лествичника. (Мф. 7:13-14) «Лествица», Слово 2, гл. 8 Толкование св. Василия Великого (Мф. 7:13-14) Предостережение от ложных пророков (Мф. 7:15) Волки в овечьей шкуре. Об истинной и ложной мудрости. (Мф. 7:24-27) Слова святого Иоанна Златоуста. Мысли святителя Феофана. БиблиоГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 7-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ Впечатление проповеди Иисуса Христа на народ. Исцеление слуги сотника в Капернауме (Мф.8:5-13, Лк.7:1-10) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в четвертую Неделю по Пятидесятнице (Мф.8:5-13) Плавание по морю и усмирение бури (Мф.8:23-27; Мк.4:35-41; Лк.8:22-25) Мысли епископа Феофана (Лк.8:20-25) (Мк.4:38-39) Отказ Господа книжникам и двум ученикам, желавшим следовать за Ним (Мф.8:18-22; Лк.9:57-62) Мысли епископа Феофана Толкование св. Исидора Пелусиота на 20-й ст. 8-й гл. Евангелия от Матфея Толкование св. Афанасия Александрийского на 57-58 ст. 9 гл. Евангелия от Луки Изъяснение изречения Иисуса Христа: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9:62) Исцеление гадаринских бесноватых О бытии злых духов (Мф.8:31-32) Избранные места из творений свв. отцов в изъяснение Евангелия от Луки об исцелении гадаринского бесноватого (Лк.8:26-39) Библиографический указатель к 8-й гл. евангелия от Матфея и параллельным из других евангелий Воскрешение дочери Иаира (Мф.9:18-19,23-26; Мк.5: 22, 24, 35-43; Лк. 8:41-42, 49-56) О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой жены (Лк.8:41-56) Об исцелении кровоточивой (Мф.9:20-22) Два вопроса из Евангелия об исцелении кровоточивой жены Исцеление двух слепых и немого бесноватого (Мф.9:27-35) Воскрешение сына наинской вдовы (Лк.7:11-16) Изъяснение св. Амвросием Медиоланским Евангелия о воскрешении сына наинской вдовы Библиографический указатель к 9-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу Христу Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Мф.11:2-19; Лк.7:18-28) Об ответе Господа посланным от Иоанна Крестителя (Мф.11:4-19; Лк.7:22-35) Оправданная премудрость Угроза нераскаянным Славословие Богу Отцу за открытие тайн младенцам (Мф.11:25-27) Из бесед об упокоении труждающихся и обремененных (Мф.11:28-29) Избранные толкования из творений свв. отцов на 11-ю главу Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота Прп. Макария Египетского изъяснение 11 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Св. Исидора Пелусиота о том, что значит сказанное об Иоанне: «мний же во Царствии Небесном»... Толкование св. Афанасия Александрийского на 29-30 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Из беседы св. Иоанна Златоуста на 28-30 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея Библиографическии указатель к 11-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Милосердие Господа к покаявшейся грешнице (Лк.7 36-50) Жена-грешница и фарисей (Лк.7:34-50) Библиографический указатель к 36-50 ст. 7-й гл. евангелия от Луки Иисус Христос отражает клевету фарисеев, приписавших Ему сношение с веельзевулом (Мф.12:22-37; Лк.11:14-23, 12:10; Мк.3:20-30) Кого надо разуметь под сынами фарисеев Мысли святителя Феофана на 24-й ст. 3 гл. Евангелия от Марка Мысли святителя Феофана на 21-22 ст. 11-й гл. Евангелия от Луки Мысли святителя Феофана на 30 ст. 12-й гл. Евангелия от Матфея Изъяснение слов Иисуса Христа: «иже несть на вы, по вас есть. Иже несть со Мною, на Мя есть (Лк.9:50, 11:23) Толкование св. Василия Великого (Мф.12и Лк.11:20) Грех против Духа Святого Мысли прп. Исидора Пелусиота о хуле на Святого Духа О том же мысли св. Афанасия Александрийского Иисус Христос укоряет фарисеев за требование знамения от Него (Мф.12:38-45; Лк.11:16, 24-26, 29-32) Знамение Ионы пророка (Мф.12:39-40) Толкование св. Григория Богослова на 43-45 ст. 12 гл. Евангелия от Матфея Мысли епископа Феофана о том же Иисус Христос похваляет слушающих и соблюдающих слово Божие (Лк.11:27-28, 8:19-21; Мк.3:31-35; Мф.12:46, 13:1) Мать и братья Иисусовы Библиографический указатель к 22-50 ст. 12 гл. евангелия от Матфея и парал. Евангельские притчи из природы (Мф.13 гл. и параллельные) Изъяснение притчи о сеятеле и семени (Лк.8:5-15; Мф.13:3-23; Мк.4:3-25) Мысли св. Исидора Пелусиота о словах Писания: «ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесят» (Мф.13:8) Изъяснение притчи о добром семени и плевелах (Мф.13:24-30) Толкование св. Исидора Пелусиота на притчу о плевелах О притче о зерне горчичном (Мф.13:32) Значение притчи о зерне горчичном, в истолковании прп. Исидора Пелусиота О том же преподобного Исаии Притча Спасителя о закваске О том же толкование прп. Исидора Пелусиота Толкование св. Афанасия Александрийского на ту же притчу по евангелисту Луке (Лк.13:21) Почему Господь называется бисером и почему Царство Небесное уподобляется «ищущу добрых бисерей» (Мф.13)? Обретение сокровища, скрытого на поле Значение притчи о сокровище, скрытом в поле Значение притчи о неводе в истолковании преподобного Исидора Пелусиота Библиографический указатель к 13-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Отправление двенадцати апостолов на проповедь (Мк.6 7-13; Лк.9:1-6; Мф.9:35-38,10:1-16) Анализ содержания 10-й главы Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота (Мф.10:5). Что значит сказанное апостолам: «на путь язык не идите»? Мысли Филарета, митрополита Киевского (Мф.10:9-10) Избранные толкования свв. отцов (Мф.10:16) Мудрость змеиная, простота голубиная (Мф.10:16) Изъяснение слов Иисуса Христа: «и претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф.10:22) О случаях и условиях для приобретения славного венца исповедников Христовых (Мф.10:32-33) «Аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37) Христианский пример самоотвержения отеческой любви к сыну из любви к Богу Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: «приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет» (Мф.10:41) Толкование св. Исидора Пелусиота (Мф.10:42) Библиографический указатель к 10-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Слух об Иисусе тревожит убийцу Предтечи (Лк.9:7-9; Мк.6.14-16; Мф.14:1-2) Из беседы Евсевия Могилевского об усекновении главы Иоанна Предтечи (Мк.6:17-29) Удаление Иисуса Христа из области Ирода на восточную сторону моря (Лк.9:10; Мк.6:30-32; Мф.14:13; Ин.6:1) Святого Иоанна Златоуста Беседа на усекновение главы св. Иоанна Крестителя О чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа (Мф.14:13-22) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 8-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.14:14-22) Чудо хождения по морю (Мф.14:22-34) Блж. Иеронима изъяснение Евангелия, читаемого в 9-ю Неделю по Пятидесятнице (Мф.14:23-34) Как нужно понимать евангельское повествование о хождении Иисуса Христа по морю? Библиографический указатель к 14-й гл. евангелия от Матфея и параллельным Изъяснение беседы о хлебе небесном (Ин.6:22-71) Толкование св. Исидора Пелусиота на слова Писания: «Аз есмь хлеб животный» (Ин.6:35) Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:37-40) Изъяснение 38-40 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:41-58) Толкование св. Василия Великого на слова: «и Аз живу Отца ради» (Ин.6:57) Толкование Филарета, архиепископа Черниговского (Ин.6:59) Беседа Спасителя с учениками (Ин.6: 60-71) Слова на 62 и 63 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна О значении таинства причащения (Ин. 6:53, 56, 63) Существенные особенности слова Христова, отличающие его от слова человеческого (Ин.6:63) Слова на 64-71 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Библиографический указатель к 6-й гл. евангелия от Иоанна
 

 
Предисловие составителя
Составление названной книги вызвано желанием собрать для читателя по возможности в одно целое относящийся сюда материал, который, по разбросанности своей во множестве духовных журналов и книг, или мало доступен, или неизвестен ему.
Расположенный в хронологическом порядке евангельской истории, этот материал, прежде всего, знакомит читателя с полной евангельской историей, а повествование о жизни Господа нашего Иисуса Христа чрез истолкование текста Евангелия может служить ему Толковым Евангелием.
С этою целью собраны, частью в тексте сборника, частью в библиографическом указателе: 1) древнейшие святоотеческие толкования; 2) истолковательные отрывки из Слов и Бесед известнейших наших митрополитов, архиепископов и епископов и 3) труды новейших наших ученых и некоторых из иностранных по экзегетике и апологетике Евангелий.
Библиографический указатель составлен по святоотеческим творениям, духовным журналам, специальным богословским сочинениям, Словам и Беседам; причем в указателе к последним (Словам и Беседам) обозначается или главный предмет их, или выдающиеся места в них. Прилагаемый к каждому отделению евангельской истории или к каждой главе из Евангелия, он может руководствовать читателя в пользовании и другими статьями, не заключающимися в тексте сборника, для более полного знания и лучшего воспитания себя в духе Евангелия.
По всему этому сборник содержит не один экзегетический, но и гомилетический материал; или, выражаясь языком более простым, он служит для истолковательного, но вместе и назидательного чтения. Некоторые же статьи в нем можно назвать назидательными в собственном смысле. Это потому, что Евангелие не есть только предмет любознательности, воспринимаемый памятью и холодным рассудком, но Слово Божие, живое и действенное, которое острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12). Если кто думает знать святые истины без сердечной любви к ним, без прочувствования их сердцем и сознательного стремления оправдывать знание жизнью, тот находится в опасности иметь веру, о которой говорит апостол: вера без дел мертва есть; и бесы веруют и трепещут (Иак.2:19-20). Только любяй знает Бога, а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть (1Ин.4:7-8). «Учащий, который действует одним знанием без любви, - говорит приснопамятный Филарет, - предлагает алчущим и немощным черствый или далее каменный хлеб. Учение, которое не сердцем любящим приемлется, есть семя, сеемое в снег. Знание без любви есть зимнее солнце, которое не возвращает и не согревает. Итак, аще кто учится, аще учит, с любовью сие да творит». Вот почему лучшие святоотеческие и новейшие толкования проникнуты глубоким чувством любви к Богу и ближним, и истолковательная часть в них слита с назидательною.
Само собою разумеется, что все это имеет ближайшее отношение к желающим быть учителями веры и пастырями Церкви, тем паче к настоящим пастырям. Проповедь Слова Божия и, следовательно, полное и самое удовлетворительное знание его есть первая и священная обязанность их. «Итак, облегчись же, иерей Божий, - скажем словами преосвященного Феофана, - от сей тяготы, испусти из уст своих потоки Божеских слов, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что у тебя самого нет истины, возьми ее: она в Священных Писаниях, и, исполняясь ею, препровождай ее к детям духовным, только не молчи» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»).
Но могут ли и миряне по праву считать себя свободными от тщательного изучения проповедуемых истин? Если пастыри и учители Церкви должны учить, то, конечно, для того, чтобы пасомые знали истину евангельскую, настолько, чтобы могли дать ответ всякому вопрошающему словесе о их исповедании (1Петр.3:15) и сами не подвергались бы опасности быть увлеченными кем-либо. Ап. Павел предостерегал еще христиан своего времени: смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеков, по стихиям мира, а не по Христу (Кол.2:8). Тем более предостережение это необходимо для христиан нашего времени, когда при существующей потребности в религиозном образовании и всеобщем интересе к Евангелию немало является людей, искусно, а иногда и нагло выдающих ложь за истину, и когда появляются исполненные вольнодумства сочинения, в которых подрываются основы святых истин. Кто же поручится, что христианин, не знающий основательно истин Божественных по учению Евангелия и Святой Церкви, устоит против тлетворного лжеучения и не поколеблется, в своих убеждениях? Найдет ли он, чем опровергнуть и отразить ложь, если не вооружен ясным и твердым знанием содержимого Евангелия?
Исследуйте писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39). Так сказал Господь о ветхозаветных писаниях. Евангелие есть исполнение этих писаний. Итак, исследуйте Евангелие, ибо вы думаете чрез него иметь жизнь вечную; а оно свидетельствует о Христе.
М.В.Барсов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс