преподобный Ефрем Сирин

Глава 6

Далее Апостол говорит о женах, мужьях, детях, отцах, слугах и господах потому, что относительно этого Евреи клеветали на него, а также и некоторые из язычников, может быть даже и Ефесяне. Итак, написал это к Ефесянам с целью защитить себя и показать, что он заботился о них более, чем об иудеях и язычниках (Еф.6:1–9).

После увещания тех, кои возлюбили мир, обращается к укреплению тех, кои пожелали бы отречься от мира. И дабы облечь их оружием божественным посредством их духовных дел, так чтобы они могли противостоять не только силе его (диавола) одного (Еф.6:10), но и

Еф.6:11. против всех козней врага,

Еф.6:12. брань ваша, – говорит, – не [есть] против крови и плоти,

то есть не с людьми идет борьба у вас, ибо хотя чрез людей неправедных и гонителей и врагов ведет с вами борьбу враг, однако

брань ваша, – говорит, – против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов

нечистоты, находящихся в воздухе неба. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что не сказал: брань тех (злых духов), но:

брань ваша,

– ибо не он (диавол) ведет борьбу против нас, но мы против него. Хотя он и устрояет козни, но не имеет силы; а хотя бы и имел силу, однако не дано ему бороться с нами силою, но посредством устроения козней. Так он вел брань с Адамом и Евою не силою, но разными кознями помышления, – и не с сильным и крепким голосом, но приступил с коварною лестью. Так же приступает он ко всем людям, исключая те случаи, когда он испрашивает себе силу и ему дается позволение употребить ее в известное время и в известном месте, как, например, он испросил и получил власть над Иовом.

Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал он и к Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то напротив мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу.

Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: «там будут обитать все летающия (твари) небесныя" (Пс.103:12), мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных; так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и во грех вводит людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно и во тьме совершаются те дела темные, коим научает (враг). Сказал: «под небом [поднебесным]» (Еф.6:12), дабы показать, что обитание его (диавола) "под" небом, а не «над» небесами, – а также, что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты.

Что же касается до слов:

Еф.6:12. и против духов нечистоты,

то это суть те, кои дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину (Мк.16:9) и в того человека, который бился о камни (Мк.5:5).

Еф.6:13. Ради... сего , – говорит, – возмите ...оружие

постов, молитв и бдений,

чтобы могли... вы... устоять и противостать врагам в день злой,

то есть в тот день, когда восстает на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием.

Еф.6:16. И во всем приготовьте себя,

то есть в истине и правде, дабы посредством них и соединенных с ними добродетелей

возмогли вы угасить... стрелы лукаваго огненныя,

то есть разжигающие помыслы врага.

Еф.6:18. Чрез всякую молитву и прошение, молясь

не за одних только самих себя, но и

за всех святых.

Еф.6:19. И за меня молитесь, чтобы дано было... мне слово в отверзении уст моих,

то есть чтобы не было во мне страха и смущения,

с дерзновением возвещать тайну

ту,

Еф.6:20. за которую я являюсь послом

не в почести и с дарами, но в оковах и

узах.

Еф.6:21. А дабы и вы знали относящееся ко мне [мои... обстоятельства], что делаю [и дела],

– то вот послал я Тихика, чтобы он возвестил вам

Еф.6:22. относительно нас,

а нам принес известие о вас,

и чтобы он утешил сердца ваши

в той скорби, какою удручены вы, то есть сообщив вам о той крепости и восторге, благодаря коим радуемся мы в скорбях наших.

Еф.6:24. Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления,

то есть без дел тления.



Источник: Творения / Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014. / Т. 7. Толковательные писания. – 344 с. / Послание к Ефесянам. 158-177 с. ISBN 978-5-4249-0036-5

Вам может быть интересно:

1. Толкование на послание к Ефесянам – Глава 6 блаженный Феодорит Кирский

2. Послание к Галатам – Глава 5 преподобный Ефрем Сирин

3. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Ефесянам. профессор Александр Васильевич Иванов

4. Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла – Глава шестая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

5. Толкование на первое послание к Тимофею – Беседа 17 святитель Иоанн Златоуст

6. Толковый Апостол. Соборные послания – ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА епископ Михаил (Лузин)

7. Толкование на послание к Титу Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

8. Толкование на послание к Ефесянам – Заключение Послания (Еф. 6:19–24) святитель Феофан Затворник

9. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам – Глава VI профессор Александр Павлович Лопухин

10. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – Послания святого апостола Павла архиепископ Аверкий (Таушев)

Комментарии для сайта Cackle