преподобный Ефрем Сирин

Толкование на священное Писание
Послание к евреям

Глава 4

Евр.4:1. Посему будем бояться

также и мы,

чтобы... не оказался кто из нас отставшим

и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности

войти в покой,

– не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное.

Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою:

Евр.4:2 но не принесло им пользы слово закона слышанное,

поелику

не было растворено верою слышавших.

Евр.4:3. Мы же войдем в самый покой, мы, уверовавшие

во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря:

Я поклялся в гневе Моем,.. не войдут в покой Мой (Пс.94:11).

Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано:

Евр.4:4 покоиться заставил Бог в день седьмый... дела все.

Поэтому, если евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой день, то очевидно о них сказано:

Евр.4:5 не войдут в покой Мой.

Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал:

Евр.4:6 остается... некоторым... войти в него,

то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был «благовествован» евреям, но они

не вошли,

поелику не уверовали.

А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов:

Евр.4:7 опять другой день... определяет выражение "ныне" в устах Давида, говорящаго после столькаго времени

от того времени, когда дана первая суббота:

«ныне когда... глас Его ...слышите,.. не ожесточите сердец ваших»,

как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его.

Ведь если бы Иисус сын Навин, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой тот не был упокоением, так как даже сам Иисус, давший им этот покой, трудился в сражениях, – если это так, то есть, говорю, и существует, и «остается субботство» Бога, Который дает упокоение входящим в него,

Евр.4:8–10. как почил Сам... Бог от Своих,

то есть от всех дел Своих, кои совершил.

Евр.4:11. Итак, постараемся войти в... оное упокоение, дабы кто по тому же примеру не впал в непокорность

и неверие, – и таким образом мы не войдем (в покой), подобно тому поколению людей, кои вышли из земли Египетской: так как они отступили и были непокорны и не вошли в покой (субботу) даже в самом прообразе, когда

Евр.4:12. живо было Слово Божие,

которое дало обетование об истинной субботе (покое). И так опять

оно... остро и проникает

наказанием своим до требования и взыскания всего, что чтится

в душе и в помышлениях сердца.

Евр.4:13. И нет никакой твари невидимой,

которая то есть была бы сокрыта от него, поелику все сокровенное предстанет

обнаженным пред лицем Его

в час суда.

Евр.4:14. Итак мы имеем Первосвященника единого Иисуса Христа Сына Божия,

Евр.4:15. Который не может не сострадать... немощи нашей,

которою искушаемся мы содержащие исповедание Его и не колеблющиеся; ибо Сам Он

искушен всеми

страданиями тела, благодаря воспринятой Им плоти.

Евр.4:16. Посему

будем подражать Ему, чтобы быть нам без греха по подобию Его,

да приступим с дерзновением к престолу благодати

Его, то есть в самый час мздовоздаяния.

Да снискиваем и милость

Его, разумей – нашими молитвами о том, чтобы был с нами в час встречи нашей с диаволом.


Комментарии для сайта Cackle