преподобный Ефрем Сирин


Толкования Священного Писания
На слова: «Два будета на селе...» (Мф.24:40)

Слышал ты, что «два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновех: едина поемлется, и едина оставляется» (Мф.24:40–41). Двое на крове... и так далее. Стоящие на крове – это люди на высоте почестей: судии, правители, цари, властелины. Ино есть судия праведный, и есть судия неправедный; и праведный изъемлется из огня, а неправедный оставляется. А находящиеся на селе, то есть в мире сем, – это земледельцы, люди необразованные и незначительные по роду и богатству, прославленные и не прославленные, и одни праведные, а другие неправедные. И праведные поемлются, а неправедные оставляются в огне. Мелющие же – это все множество жен, а в частности и души, принявшие на себя рабское иго и окончившие жизнь в немощи. Ибо есть жены праведные и неправедные, есть и рабы праведные и неправедные. Есть и немоществующие праведные, каковы Иов и Лазарь, а также и неправедные, каковы Каин и Гиезий. Посему говорит: «будета два на одре» (Лк.17:34), означая их немощь. Праведные поемлются, а неправедные оставляются. Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: "живущий" о Господе «восхищени» будут «на облацех... на воздусе, и ...всегда с Господем» будут (1Фес.4:17). Как оставляются неправедные? Ангелы «соберут избранныя... от четырех ветр» (Мф.24:31), а нечестивых сожгут «огнем негасающим» (Мф.3:12). Не предполагай, что неугасимый огонь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на печь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на Суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.

Вам может быть интересно:

1. На слова: «И сия рек, гласом великим воззва: Лазаре, гряди вон» преподобный Ефрем Сирин

2. Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями" святитель Иоанн Златоуст

3. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским блаженный Аврелий Августин

4. Толкование на книгу пророка Софонии святитель Кирилл Александрийский

5. Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их святитель Григорий Нисский

6. Слово о воплощении Господа святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

7. О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание святитель Епифаний Кипрский

8. Собеседования о том, каким путем приобретается безгневие, а также о том, чтобы иметь вещи как бы не имея их преподобный Зосима Палестинский

9. Слово на слова: «Вся мне предана́ суть Отцем Моим...» (Мф.11:27) святитель Афанасий Великий

10. Завещание святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle