архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

Беседа двадцать первая. Польза милостыни286

Любезные христиане!

Попрошу вас помолиться: да просветит Бог мою тьму, дабы сказать в назидание несколько слов, ведь без Божественного просвещения никто не может сказать полезное. Люди получают образование, учатся говорить красиво и правильно. Мы, смиренные монахи, не умеем так говорить. Мы прямо призываем Божественное просвещение свыше, чтобы говорить и чтобы Слово Божие прямо проникло в душу людям, которые его слушают.

Поговорим о высочайшей добродетели милостыни: ведь Сам Бог милостив, благ, долготерпелив и прощает людям их неправды. Милосердие Его, как и Его природа, не имеют границ. Бог непостижим, непостижимо и Его милосердие. Это видно хотя бы и из того, что мы до сего дня ещё живы и не подверглись наказанию за наши многочисленные грехи. Бог всё ещё продолжает являть нам Своё милосердие.

Так и мы должны совершенствоваться в милосердии к нашим братьям. Мы читаем в Священном Писании, что «весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет»287288. Это значит, что человек, который творит милостыню и постоянно даёт взаймы, и сам приобретёт Благословение Божие, и его потомки. Потому что, когда человек творит милостыню, то даёт взаймы Богу, и Бог, Который берёт у него взаймы, вернёт долг по обетованию стократно, то есть в сто раз больше в этой жизни, а уж в будущей удостоит Своего Царствия. Человек даёт предметы вещественные, а Бог вернёт ему плодами духовными.

Мы находим в Святом Евангелии, как Христос сидел в храме и наблюдал за входящими людьми, которые опускали в ящик милостыню, кто сколько хотел. Богачи давали много, а одна бедная вдова положила лишь две лепты289, больше у неё не было. Христос увидел это и сказал, что она дала больше всех, потому что остальные давали от своего избытка, а вдова положила всё, что у неё было – всё своё состояние. И этот простой поступок принёс ей такую славу, что упомянут в Евангелии290! Именно потому то, что мы даём ближнему, вернётся нам сторицей в этой жизни и в будущей.

Расскажу вам об одном святом Иоанне, патриархе Александрийском, называемом Милостивым291. Этот святой, когда был мирянином, молодым человеком, увидел как-то во сне такое видение: одна очень красивая девица, одетая в царскую одежду, сиявшая светом ярче солнечного, с венцом из масличных ветвей на голове подошла к его ложу и стала будить. Иоанн пришёл в недоумение от того, как это она дерзнула войти к нему домой и разбудить, ведь он собирался стать монахом и проводил жизнь в чистоте. Девица приблизилась к нему и сказала:

– Я дочь Великого Царя. Если ты станешь дружить со мной и сделаешь спутницей своей жизни, то я приведу тебя к Царю и Он весьма возлюбит тебя, и станешь великим человеком. Никто другой не имеет к Нему столько дерзновения как я, ведь это я заставила Его сойти с Небес на землю, чтобы искупить человека.

Святой спросил её:

– А как зовут тебя?

– Я – Милостыня, – ответила она и исчезла.

С того случая прошло много лет. Молва о святости Иоанна распространилась по всему миру, он был возведён Собором в епископское достоинство, а потом поставлен патриархом Александрийским.

Он постоянно раздавал, творя милостыню, подания бедным по благодати, данной ему от Бога. «Девица», о которой мы говорили – Милостыня, эта высочайшая Божественная добродетель – всегда сопровождала его. Став патриархом, он строил больницы, дома престарелых, заведения для инвалидов, и люди, видя такое его святое произволение, несли ему деньги. Иоанн постоянно всё раздавал, заботясь о бедных, а Бог посылал ему ещё и ещё. Богачи присылали ему деньги в золотых сосудах, а он распоряжался ими во славу Божию.

Однажды некто попросил у него милостыню.

Патриарх сказал диакону:

– Дай пятьдесят тысяч292.

Диакон подумал так:

– «Пожалуй, пятьдесят тысяч это много; дам ему тридцать тысяч, а патриарху не скажу».

Святой Иоанн полагал, что было дано пятьдесят тысяч. Через некоторое время он получает перевод на сумму, в сто раз большую той, что была дана, то есть на три миллиона. Просвещённый от Бога он подумал, что сумма должна быть в сто раз больше пожертвованной, то есть пять миллионов, а не три. Патриарх зовёт диакона и спрашивает его:

– Сколько денег, отец диакон, ты дал бедняку?

– Простите, владыка, я дал ему тридцать тысяч, а не пятьдесят, как Вы сказали.

– Знаешь ли, сколько тем самым ты отнял у бедных? Посмотри перевод. Если желаешь узнать, сколько должно было быть, то давай пригласим госпожу, приславшую перевод, и спросим её.

И патриарх пригласил ту женщину, а она была очень богата, и задал ей вопрос:

– Пожалуйста, скажите, сколько Вы намеревались послать денег на нужды бедных?

– Пять миллионов.

– А почему послали три? Потому что, когда указывала сумму, то вместо пяти написала три, а потом не стала исправлять, подумала, что воля Божия дать три.

– Видишь, отец диакон? Потому впредь делай то, что тебе говорят!

Расскажу вам ещё один случай из жизни святого Иоанна. Был некий богатый судовладелец, который занимался торговлей пшеницей и посылал за ней корабли из Александрии в другие земли. Однажды, когда он в очередной раз отправил свои корабли за товаром, то пришёл к патриарху, принёс ему большую сумму денег и сказал:

– Святый Божий, возьми эти деньги, отслужи литургию и помолись, чтобы мои корабли благополучно вернулись, а я получил хороший доход.

– Хорошо!

Патриарх взял деньги и отложил их на нужды бедных. Он отслужил литургию, совершил молитву, но корабли, возвращаясь с грузом, затонули на входе в Александрийский порт. Спаслись только команды судов. Судовладелец едва не лишился рассудка. Он побежал к патриарху.

– Владыка святый, что случилось? Разве Вы не молились? Я столько денег пожертвовал на бедных, отслужил литургию, а корабли с грузом затонули возле самого причала!

– Молился, чадо! Я сам удивляюсь. Буду молиться, чтобы Бог мне открыл, отчего всё так произошло.

Святой помолился и ему открылось, что изначально Богом было определено, чтобы погибли и команды всех кораблей. Но за молитвы святого мужа люди были помилованы. Господь ответил ему так:

– По Мне известным причинам Я так решил: и люди должны были погибнуть. Но за твои молитвы и милостыню этого человека Я даровал ему команды кораблей.

Услышав такой ответ, судовладелец успокоился.

Расскажу вам и ещё об одном святом нашей Церкви – папе Григории Двоеслове293. Сей преподобный удостоился стать монахом, а затем за свою добродетель и образованность был избран игуменом монастыря. Он также много упражнялся в добродетели милосердия. Однажды Бог захотел его испытать и послал к нему Своего Ангела в образе человека, потерпевшего кораблекрушение. Он пришёл в монастырь и сказал:

– Отче, я попал в шторм, потерял корабль и всё своё имущество, остался безо всего. Прошу у тебя милостыни.

– Я дам тебе, чадо.

Святой позвал диакона и сказал:

– Дай ему одну золотую монету.

Диакон дал. На другой день тот пришёл опять и сказал старцу:

– Отче, того, что ты мне дал, мало; нужно ещё.

– Дай ему ещё, отец диакон.

Так ушла вторая золотая монета. Через несколько дней снова:

– Отче, я потерял очень много, а от тебя получил мало.

(Как будто отец был ему должен!) Святой позвал диакона и сказал ему:

– Дай ему ещё одну монету.

– Простите, отче, в нашей кассе больше нет золотых монет. Осталось только серебряное блюдо, которое подарила обители Ваша мать, великая госпожа.

– Отдай ему его.

Диакон отдал блюдо и потерпевший кораблекрушение ушёл. Через много лет святой Григорий стал архиереем, папой Римским. Став папой, он не переставал творить милостыню бедным. Однажды он захотел отметить день своей интронизации как первоиерарха и намеревался устроить стол. Своему диакону он дал такое указание:

– Чадо, найди двенадцать голодных бедняков и приведи их сюда; мы накроем для них стол и отпразднуем день моего поставления в первоиерархи.

Диакон позвал двенадцать человек и приготовил стол. Последний из этих бедняков был необычным человеком – его облик и черты лица постоянно менялись. Когда обед закончился, приглашённые поблагодарили владыку, взяли благословение и стали расходиться. Последнего папа Григорий задержал:

– Сядь сюда, пожалуйста. Скажи мне ради Бога, кто ты на самом деле?

– Я не человек. Я – Ангел Божий. Я тот, кто приходил к тебе под видом потерпевшего кораблекрушение и просил у тебя милостыни и которому ты отдал всё, что было в монастырской кассе. Я испытывал тебя, насколько ты милостив и негневлив, потому и искушал тебя, а ты кротко отдал мне всё, что было. Сейчас я исчезну, но всегда буду рядом с тобой, и ты все заботы свои возлагай на меня, а я буду представлять их пред Престолом Божиим. За твоё милосердие Бог удостоил тебя стать владыкой Рима!

Насколько велико будет воздаяние милосердным, настолько же тяжким и безжалостным будет Суд Божий о «не сотворших милостыни»294, то есть тех, кто имел возможность благотворить, но не делал этого.

У одной вдовы была благочестивая дочь, которую эта женщина старалась охранить от всякого зла. Но случилось так, что царь узнал о ней и растлил. Вдова возопила к Божией Матери и стала просить Её покарать царя, сотворившего такое зло. Она непрестанно плакала и молила Богородицу. И вот Богородица явилась ей и сказала:

– Послушай, дитя Моё, Я наказала бы этого человека, но его десница удерживает Меня.

Десницей своей царь благотворил; он много раздавал, и потому Божия Матерь не могла его наказать. Ведь сказано: «Милостыню творишь – милостыню обретёшь».

Бог хочет, чтобы ты благотворил тем, что у тебя есть; Ему не нужно больше того, что ты имеешь. Есть одна рука? Твори милостыню одной. Две – двумя. Есть у тебя две ноги? Служи больному, немощному, несчастному двумя ногами по своим силам. Милостыня бывает разная.

Апостол Павел и апостол Варнава брали милостыню, собранную христианами Греции, и везли её вдовам и сиротам в Иерусалим. Значит, милостыня может передаваться и через других людей. У нас монахов нет ничего своего, чем мы могли бы помогать. Благотворите вы: вы даёте нам милостыню, а мы передаём её по назначению. Ваша милостыня – вам и будет воздаяние. И знайте, что всё поданное вами до последней драхмы идёт бедным, вдовам, людям, обременённым долгами, сиротам и многодетным семьям. Все они благодарят вас от всего сердца за помощь, которую получают.

Жил один очень милостивый человек, у него были дети. Он наставлял их в благочестии, учил ходить в церковь, творить милостыню и т.д. Он также велел жене, чтобы она принимала в доме бедных и давала им милостыню, а когда ходит на рынок – чтобы искала там нищих и приводила бы их в дом на постой. Как-то во сне он увидел некоего мужа, и тот ему сказал:

– Иди за мной!

Он последовал за тем человеком. Они шли вместе, но вдруг проводник его исчез и он остался один и вдруг видит, что за ним гонятся бесы. Он побежал от них и вбежал в некий дом. Бесы хотели поймать его и стали выламывать двери. Но тут явились три мужа и сказали ему:

– Не бойся! С тобой ничего не будет, мы защитим тебя.

Бесы, увидев их, исчезли. Тогда он спросил:

– Кто вы? Назовите ваши имена, чтобы я знал, каким святым молиться и благодарить за спасение.

И они ответили ему:

– Мы те, кого ты встретил на площади, привёл к себе в дом и упокоил, когда у нас не было, где жить. За добро, которое ты нам сделал, и милосердие мы явились к тебе на помощь, потому что мы теперь в числе спасённых.

Один святой говорил: «Воспомяни Бога во дни мира, дабы Бог вспомнил о тебе во дни скорби». Мы должны помнить о Боге всегда: и когда переживаем счастливые дни в мире, здоровье и благополучии, а не только когда находимся в скорби, нужде и опасности – тогда и нас вспомнит Бог, если у нас будут трудности. Всегда будем иметь перед своими глазами милостыню, разнообразную милостыню: и материальную, и духовную – и будем говорить: «Твоя от Твоих»295. Ничего своего у нас нет, всё принадлежит Богу. Благословит Бог – будет у меня. Не благословит – не будет.

Святой Филарет из Амнии в Пафлагонии296 был человеком богатым, у него была семья, дети и большой дом, но это не мешало ему творить милостыню; и он прославлен у Бога в лике святых. Он творил милостыню непрестанно: раздал всё, что у него было, несмотря на возражения жены. Наконец у него осталось две скотины, на которых он пахал своё поле. Пришёл некий человек и сказал ему:

– Человече Божий, у меня подохло животное, и мне не на чем пахать своё поле.

– Возьми, брат, моё.

– Я потом приведу.

– Нет, пусть останется у тебя. Делай своё дело. Зачем приводить скотину назад, ведь у меня есть вторая.

Бедняк забрал животное, и святой стал пахать на одном. Жена увидела это и говорит:

– А где другое животное?

– Я его отдал.

– Так отдай и это, и дело с концом!

– А что, на самом деле. Отдам!

И правда, он отдал второе животное. Так у него совсем ничего не осталось – всё ушло на милостыню. Жена стала говорить:

– Осталось только помереть; мы были первыми богачами в селе, а теперь самые бедные.

Святой отвечал ей так:

– У меня припрятан клад, когда я его достану, тогда увидите, сколько у нас будет богатства.

Святой дал слово, потому что имел упование на Бога.

В это время император задумал жениться и разослал по всем местам придворных с повелением найти и доставить во дворец девушек, обладающих определёнными достоинствами, чтобы потом выбрать из них ту, которая станет императрицей. Посланники царя пришли и в село, где жил святой Филарет. Увидев большой дом, они спросили, кто в нём живёт. Им сказали, что там живёт один старик с семьёй; когда-то он был богат, но теперь обнищал. Придворные решили остановиться в его доме. Святой Филарет принял гостей. Он велел жене зарезать и приготовить последнюю курицу, которая была у них в доме. Вскоре пришли домой внучки Филарета, они были прекрасны, и посланцы царя сказали:

– Давайте внесём их в наш список. Эти девушки очень хорошие.

Вместе с другими девушками их доставили во дворец. Царь избрал себе в жёны одну из внучек Филарета, сам же Филарет получил почётные место и титул и стал именоваться «Отцом царя». Он продолжал раздавать милостыню бедным. Своей жене и детям он говорил так:

– Вот мой клад! Видите? Всё, что я раздавал – всё это принадлежало Богу, и вот какой принесло плод! Я теперь называюсь Отцом царя, это великая честь для меня, и мне этого достаточно. Моя внучка – царица, сын – генерал и т.д.

А ему отвечали:

– Всё так и есть, святой старец. Ты действовал, руководствуясь Божественным Просвещением, и вот благой результат твоих дел!

Святой Филарет – великий и почитаемый святой нашей Церкви, а прославила его обычная милостыня. Он имел в себе безмерную любовь, творил милостыню вовсе не для того, чтобы нищий от него отвязался. Его милостыня была не просто добрым поступком, но излиянием сердца и выходила из самой глубины души.

Ещё одна форма милостыни – та, что не ограничивается материальными вещами, т. е. та, что творят люди, по-настоящему любящие своего ближнего. Они посетят его в больнице, скажут несколько добрых слов, дадут почитать хорошую книжку, утешат, поддержат. Человека, который богохульствует, вразумят с любовью, помогут избавиться от дурной привычки. Потому и говорится: «Изводяй праведного из неправды, как уста мои будет»297. Это значит, что тот, кто недостойного человека делает достойным своим словом, делом и собственным примером, – тот «будет, – говорит Христос, – как уста Мои».

Как Христос Своим Словом вразумляет и обращает людей, так то же творит и любовь к ближнему. Часто могут спасти человека даже от верной телесной или душевной смерти люди, владеющие словом любви, которым проникнуто их сердце. Одним только словом утешения, жестом, простым сочувствием можно человеку очень помочь. Такая милостыня бесценна.

Но никакая милостыня не может быть больше той Жертвы, Которая приносится на Священном Престоле. У православных есть Божественная литургия, которая подаёт помощь и пользу тысячам душ. За литургией поминаются сотни тысяч и миллионы имён человек. И всем этим людям, когда священник произносит, поминая сделавших приношение: «Помяни, Господи...», – непременно подаётся помощь, в том числе и всем, перешедшим в мир иной. И тот, кто заказал поминовение за Божественной литургией, и те, по ком оно совершается, получают душевную и духовную пользу.

Никто не может помочь людям из тех, которые перешли в иной мир, так как, по слову Писания, «после смерти нет покаяния»298, нет спасения, потому что для этих душ пир закончен, занавес опустился. Как оказать милость душам, которые, может, подвергнуты осуждению, трепещут, ожидая окончательного приговора, страдают в узах? Кто поможет им? Помочь им можем только мы, живые.

Православная Церковь так всё прекрасно устроила, так мудро определила средства помощи душам отшедших людей! Литургия, поминовения, панихиды, милостыня, добрые дела, молитва, поклоны – все восходят Горе, принося страждущим душам облегчение. Это и есть великая милостыня, которой никто не видит. Заупокойная литургия приносит пользу душам сотен тысяч почивших людей, получающим облегчение и упокоение. Конечно, здесь тоже нужны затраты. Наверное, эти средства можно было бы использовать на милостыню бедным. Да, и такая милостыня полезна. Но как же нужно поминовение за литургией почившим, находящимся в узах, кто только и живёт надеждой, что кто-то из потомков станет священником и будет о них молиться! И сколько есть примеров подобной помощи и пользы церковных заупокойных молитв и милостыни, творимой за усопших.

Итак, позаботимся о стяжании этой, такой необходимой добродетели: будем творить милостыню с лицом светлым, с радостью и усердием. Сотворим милостыню – и к нам будет милостив Бог. Задумаемся о собственной духовной пользе. Вдову, положившую в церковную сокровищницу две лепты, Господь удостоил Небесного Царствия и похвалы в Священном Евангелии. Она стала примером для всех последующих родов, и милостыня, которую она сотворила, продолжает приносить плод и пользу другим, как принесла и ей самой.

Станем же молиться, чтобы Бог удостоил нас стяжать милостивое сердце и творить по силе и внешние дела милосердия, дабы и нам иметь надежду на помилование и прощение в час Страшного Суда Божия! Аминь.

* * *

286

Произнесено на встрече с верующими в Канаде.

288

*Ср.: Пс.111:5; Сир.29:1.

289

*Лепта (др.-греч. λεπτός – маленький, тонкий) – медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/56 часть обола. На две лепты можно было приобрести не более 40 гр. пшеницы.

290

*Притча о лепте вдовицы – см.: Мк.12:41–44; Лк.21:1–4.

291

*В тексте излагается история из жития патриарха Александрийского Иоанна V Милостивого (Αγίου Ίωάννου του Πατριάρχου Αλεξάνδρειάς, †между 616–620 гг.). Не будучи ни монахом, ни клириком был избран по желанию народа на патриарший престол, что было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 г., роздал всё своё имущество александрийским нищим, послал милостыню ко Гробу Господню, давал приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Первое житие свт. Иоанна было написано в VII в. Леонтием Неаполитанским. Мощи его находились в Константинополе, в 1249 г. перевезены в Венецию. Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал. Память –12 ноября по ст. ст.

292

Так как не существует соответствия между деньгами, ходившими тогда, и нынешними, то мы примерно предполагаем размер суммы, исходя из данных жития. – Прим. авт.

293

*Григорий I Великий, Григорий Двоеслов (Γρηγόριος о Διάλογος, ок. 540–604) – папа Римский с 590 по 604 гг. До восшествия на Римскую Кафедру сновал монастырь св. Андрея на Делийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Имя «Двоеслов» связано с названием его труда – «Диалоги, или Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души» и является неверным переводом греческого Διάλογος. В 602 г. он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью. Св. Григорий составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, утверждённый VI Вселенским Собором в 680 г. Оставил много весьма разнообразных сочинений: истолкование Священного Писания, назидание в христианских истинах, повествование о жизни и чудесах святых подвижников, рассуждения о современных ему обстоятельствах Церкви, устроение церковно-богослужебного чина и пр. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Память – 12 марта по ст. ст.

294

*«Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). – Ср.: Притч.21:13; Мф.6:15.

295

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» – анамнесис (от греч. ανάμνησισ – воспоминание) – часть евхаристической молитвы (анафоры), на которой вспоминается Тайная Вечеря, в соблюдение заповеди Иисуса Христа: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19; 1Κορ. 11:24).

296

*Праведный Филарет Милостивый (О Άγιος Φιλάρετος, VIII в.) из селения Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Филарет был богатым и знатным вельможей и прославился нищелюбием. Скончался он в 792 г. и погребён в обители Суда Родольфия в Константинополе. Память – 1 декабря по ст. ст. Пафлагония – древняя область Малой Азии, на средней части южного берега Чёрного моря. До 64 г. до Р.Х. принадлежала к царству Каппадокийскому, а после перешла к Римской провинции Вифинии-Понту и затем вошла в состав Византийской Империи. В Пафлагонии существовали армяно-халкидонитские (православные) поселения, в т.ч. Амния на берегу одноимённой реки.

297

*«Сего ради сия глаголет Господь: аще обратишися, возставлю тя, и пред лицем Моим станеши: и аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши: и обратятся тии к тебе, и ты не обратишися к ним» (Иер.15:19).

298

*«Падение для ангелов есть то же самое, что для людей – смерть. Ибо после падения для них невозможно покаяние, как и для людей после смерти» (прп. Иоанн Дамаскин. Точное Изложение Православной Веры).


Источник: Искусство Спасения. Т. 1 : беседы / старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; пер. с новогреч. А.Л. Данилин. М. : Святая Гора, 2012. – 480 с. ISBN 978-5-902315-14-8

Комментарии для сайта Cackle