Источник

Глава восьмая

О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве

1

Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются!

О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем.

Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть372, а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души.

2

Что касается страха, который охватывает тебя ночью, – это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде. В Боге мы живем и движемся и существуем373. Ничего не происходит без попущения Божия. И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога.

Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха?374 Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога?

Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси375. Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры.

3

Новоначальной монахине

Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души.

Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

Хвалю твое желание и произволение достичь совершенства и бесстрастия, и на это должны быть направлены все твои усилия. Однако ты не должна забывать, с кем тебе необходимо сражаться. Брань твоя с началами, властями, с силами темными и чрезвычайно коварными376, с опытными в сражениях шеренгами врагов. Брань твоя также против плоти и мира страстей – страстей, похожих на язвы, приносящие страшную боль, и для исцеления их необходимы должный образ жизни, время, терпение и прилежание.

Что касается твоего отчаяния, знай, что здесь война: это артиллерийский обстрел противника, это раны, которые наносят страсти. Посему необходимы терпеливое ожидание и мужество. Пусть этим не омрачается небо твоих надежд. Верь в то, что Бог знает расположение каждого человека и никогда не презирает благое произволение и понуждение себя. Воздаяние Его никогда не приходит ни раньше, ни позже положенного времени.

Мы видим, как святые отцы в первые годы переносили сухость духовную, страшные разочарования и другие губительные искушения. Но они твердо держались терпения и понуждения самих себя, и впоследствии их посещала благодать, которая вознаграждала их предшествующее терпение.

Тебя ужасает образ мыслей геронтиссы, ее неопытность и вообще окружающая обстановка, по причине искушений не способствующая достижению совершенства. Все это отступает перед смирением и самоукорением. Иными словами, перенеси всю тяжесть на себя: говори, что я либо по гордости, либо из-за своей близорукости и являюсь причиной собственного разочарования, не могу сориентироваться правильно и, что естественно, теряю дерзновение в своих надеждах.

Также эта туча может быть рассеяна верой в того, кто руководит тобой. Достаточно лишь, чтобы с твоей стороны были соблюдены правила борьбы.

Из отеческого и исихастского предания мы знаем, что в прежние времена юные и новоначальные, имея благословение какого-либо великого старца, строили келии и жили в одиночестве. Лишь время от времени они посещали старца, исповедовали ему свои помыслы, получали наставления и уходили. И несмотря на то, что старец не стоял у них над душой, они благодаря его советам достигали великих мер добродетели.

Знай, чадо мое, что превыше всего этого – Христос. Он не только над нашей душой, но Он и в нас и вознаграждает всякое благое произволение и понуждения себя.

Часто ложное смирение (то есть извращенное377 диаволом) внушает нам «смиренные» помыслы, что, мол, я слаб и для преуспеяния мне нужно то-то и то-то; но раз этого нет, то как же я спасусь? Если мы верим в это, то начинают рваться духовные нервы, отчего происходит душевное расслабление. А чтобы не впасть в такое расслабление, нужно укрепляться советами опытного духовника. Ведь мы знаем, что диавол преобразуется во Ангела света378 и что любая добродетель без опытного рассуждения может принести немалый вред. Посему отцы и сказали: «Превыше всего – рассуждение».

Возлюбленное о Господе чадо, отбрось разочарование и скажи: я буду понуждать себя до смерти, я буду стремиться к совершенству и достижению бесстрастия; если же я не достигну сего либо по причине своих немощей, либо по причине смерти, либо по какой-нибудь иной причине, верю, как верили в то отцы, что Бог сопричтет меня вместе с совершенными.

Возможно, ты мне скажешь: «Но ведь я хочу вкусить блаженства и мира Божия». Хорошо, говори врагу так: «Бог во мне. Если я буду понуждать себя к молитве, смирению и слезам, Он покажет мне Свой святой лик! И не только в монастыре, но если я буду жить даже в Содоме, как Лот, силен Бог даровать мне это святое пожелание моей души».

Чадо, верь в то, что я пишу тебе. Праведный Лот терзался слухом и взором день и ночь, видя беззаконные деяния нечестивых, но никого не осудил, почему и сподобился Божественного явления и спасения.

И ты взирай лишь на себя и на свои грехи, и я верю, что обретешь то, что превзойдет все твои чаяния.

4

Кошмары во сне и душевное беспокойство считай бурей диавольской зависти, которую он воздвигает, желая устрашить тебя в начале духовного пути, чтобы ты сказал: «Если я в начале пути встречаю такие искушения, превышающие мои силы, то кто же может выдержать до конца?». Так сатана, обладая опытом и навыком, использует злое свое искусство, погубив в геенне таким образом достаточно много людей. Но мы благодаря опыту знаем о его уловках. Вначале труден путь, но потом – упокоение, радость, благое извещение в великой надежде нашего спасения. «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею…»379.

Буря и штиль, брань и мир, здравие и болезнь, приобретение и потеря – этим характеризуется жизненный путь каждой души. Конец этого пути – смерть.

Итак, благословенная душа, не малодушествуй на пути своего спасения. Мы пойдем по нему вместе, помогая друг другу. Божественная благодать, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая, будет с нами, поддерживая наши слабые помыслы и помазывая нас на терпение, доколе не приидет повеление Вседержителя, чтобы тело осталось здесь, а душа взошла на небеса.

5

В своем первом письме ты пишешь мне, что Давид говорит: Не дам волнения праведнику380. Здесь он говорит о той буре, которая не приведет праведника к жалкому исходу, но будет испытанием по любви для благого исхода и доброго конца, ибо посредством благого волнения дУши праведных не только спасаются, но и совершенствуются. Если бы не было бурь, никто бы не спасся.

Во втором письме ты пишешь, что в Писании сказано: Трусливые да не исходят на брань381. Да, но это касается телесного сражения, потому что трусливые могут стать причиной вреда для мужественных. А в духовной брани дело обстоит иначе, потому что трусливые воодушевляются благодаря мужественным и опытным людям. Духовники только тогда приносят человеку вред, когда, не имея опыта, учат противоположному, то есть дают не те лекарства, которые нужны для немощи исповедующегося.

Малодушный во время духовной брани терпит ущерб в том, что не преуспевает духовно. Однако, когда он призывает милость Божию, спасается. У него нет мужества для великих сражений, но кое-что для своего спасения он делает, и, чем более трудится, тем большее вознаграждение и получит.

Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить бОльшую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения. Но искушения святых всегда завершались благим исходом.

6

Желаю тебе, чадо мое, подвизаться. Не забывай о цели – спасении. Диавол рыкает, ища, кого поглотить382. Не дремли, время не в наших руках. Жизнь наша висит на волоске. Понуждай себя, распрямись, покажи, что ты раб Христа, а не диавола. Разве ты не знаешь, что нерадение принесет тысячи помыслов, чтобы пленить тебя? Молись с болью и слезами, дерзай, Христос не оставит тебя. Понудь себя немного, и диавол убежит. Благодать готова тебе помочь. Она ожидает твоего собственного произволения и понуждения.

Нерадение, чадо мое, порождает неверие и расслабление, которое, в свою очередь, приносит рой худых и пагубных помыслов, приводя свою жертву к осквернению. Восстань, возьми оружие – молитву – и призывай славу нашего Бога. Разгроми противоборца-диавола, ищущего поглотить тебя. Понуждай себя. Я особенно молюсь за тебя, чтобы Божия Матерь укрепила тебя в твоем подвиге.

7

Бог мира, чадо мое, да дарует тебе Божественный мир, превосходящий всякий ум383, и Свою любовь. Любовь Божия – это цель нашей жизни.

Бойся нерадения, как величайшего врага. Нерадение приносит все зло. Нерадение к обязанностям губит все духовные блага, откуда и происходит сухость со всеми последствиями. Нерадение поборается непрестанной молитвой, устами или умом, с памятованием нежданной смерти, адских мучений, рая и тому подобного. Необходимо понуждение себя к исполнению духовных обязанностей и, в особенности, к молчанию и молитве.

8

Утроба сердца моего, я шлю тебе величайшее пожелание своего сердца, дабы Бог сохранил тебя от лукавого. Аминь.

Подвизайся добрым подвигом384 твоей души, познай, насколько глубоко ты падаешь, и исправляй себя. Нерадение бей со всей силой. От него начинается всякое зло.

При каждом твоем падении сатана все ближе и ближе подбирается к тебе, чтобы соделать тебя посмешищем и игрушкой в своих руках. Очнись от бесчувствия, читай, помышляй о горнем. Мы уезжаем в безвозвратное путешествие. Будь осторожен, потому что иные пойдут к горним благам, в прекрасный Иерусалим, дабы с Ангелами всегда праздновать нескончаемую Пасху. Другие же отправятся вниз, в геенну, для вечного пребывания в компании с бесами!

Зри горЕ, мыслью пройди это небо и узри то, что скрывается за ним! Там наше Отечество, туда уходят наши труды и там хранятся. Посему не неради о своих обязанностях: чтении, правиле, трезвенном бдении и молитве. Кричи, зови: «Иисусе, Наставниче, спаси мя, погибаю, окаянный»!385

9

Еве было заповедано не есть от запретного плода. Но потом она увидела его, была побеждена, съела и умерла для Бога. Итак, она увидела и была побеждена. Еву победила жажда наслаждения, внутри нее произошла борьба, и самолюбие подтолкнуло ее ко вкушению, потому что она ради послушания не предпочла более лишение.

Бог не желает, чтобы те, кого Он спасет, кто ищет Его милости, были тупыми, малодушными, трусливыми и неопытными. Божественное наследие – для возросших христиан. Потому Он ставит нас перед искушениями, дабы проявилось наше послушание Его заповедям. Его просвещение – внутри нас. Познанию Его воли мы научаемся из Писаний. Кроме того, и совесть, подобно компасу, ведет нас. Все это просвещает нас перед лицом искушения.

Но когда наше произволение ко злу сильнее, тогда мы непослушны Божиим заповедям.

Мы сотворены свободными, и свобода наша не подавляется. И, как свободные, если бы мы боялись Бога, то не падали бы в искушениях. И если бы мы не любили себя больше Бога, то не уклонялись бы во грех. Но Его благость даже падению оставила врачевство исправления. И благодаря этому мы снова восстаем, и через падение бывает победа.

Праведными Писание называет всех понуждающих себя ко спасению, оправдавшихся верою. Бог не попустит им пасть, ибо они подвизаются добрым подвигом386. Он не оставит их в искушении, превосходящем их силы, когда они прилагают всё старание для терпения. Но когда есть трусость и вялость, когда произволение слабо, это служит причиной искушения, превосходящего наши силы.

Твой ропот грешен, потому что является следствием себялюбия и малодушия. Во всем твори терпение, благодари Бога и укоряй свою вялость, а не Господа, распявшегося ради тебя. И если Он любит тебя, то как же попустит тебе впасть в искушение? Попроси у Него прощения и укрепи себя терпением.

10

Будь осторожен с ленью как в молитве, так и в помыслах, не исключая и подвига бдения.

Не нерадите, чада мои, ибо нерадение – страшное зло, порождающее низкие наслаждения, предтеча геенны и причина страшного пленения.

Не впадайте в сон нерадения, ибо диавол бодр, он держит в своей руке зажженную лучину и старается поджечь нас. Очнитесь: нас ожидает суд и судилище без милости!

Не малодушествуйте, не теряйте мужества. Порой святая кормилица – благодать Божия – оставляет нас, и мы скатываемся в легкомысленные и неподобающие помыслы и слова, дабы смириться и не помышлять о себе высоко, но познать свою немощь, что без благодати Божией мы не можем сотворить никакого добра.

11

Не бойся, подвизайся, вооружись смелостью и мужеством. У нас есть военачальник Иисус, ведущий Свое войско к преславной победе! Только не будь малодушен! Малодушие – от лукавого. Оно разоружает нас и делает пленниками. Возложи свои надежды на Того, Кто сказал: не оставлю тебя и не покину тебя387. Он не попустит нам впасть в искушение, превосходящее наши силы.

12

Чадо мое, тебя посетило искушение, дабы испытать твое произволение и расположение. Подвизайся в добром исповедничестве, не бойся отвратительного врага наших душ.

Христос, любезное мое чадо, следит за твоим подвигом. Он попускает искусителю беспокоить тебя, дабы показать ему Свое чудо, которое Он сотворил с тобой, Своей сладкой благодатью оторвав тебя от мира.

Чадо мое, сражайся с врагом твоей души и ничего не позволяй ему приобрести из того, что он «даром» приобретал у тебя в миру.

Противостань с силой, дабы возрадовались Ангелы и радостно вострепетали, ибо бестелесный диавол побежден тобой при содействии невидимой благодати Божией.

Труд любого подвига проходит, а победа остается. Если во время искушения не захлестнет человека мучение, не увидеть ему благодати Божией.

Размышляй о смерти. Мы отходим в мир иной. О, как прекрасен он и блажен! Стало быть, мы сделаемся насельниками сего прекрасного мира! Об этом всеблаженном месте будем помышлять непрерывно, чтобы мы смогли презреть земной мир, ложный и обманчивый.

Молись, чадо мое, непрестанно, помышляй о своих грехах и плачь жгучими слезами, которые принесут тебе огромное облегчение. Хорошо сможешь поплакать тогда, когда молчишь и не зубоскалишь.

13

Чадо мое благословенное, радуйся любовью нашего благаго Бога, Который, как нежнейший отец, так прекрасно заботится, пусть и премудрым Своим наказанием, о спасении наших душ.

Мы, чадо мое, часто устрашаемся чего-нибудь искусительного, как было с тобой (о чем ты мне и пишешь), не ведая того, что ничего злого не может произойти с нами, потому что все случается по Промыслу нашего Небесного Отца для умножения нашего духовного знания, ибо в иной мир Бог не примет неучей388 (людей, духовно неопытных), но примет мудрых, верных, опытных в борьбе с демонами и победителей разнообразных грехов.

Чадо мое, мужайся в подвиге. Со многими скорбями и искушениями мы переплывем море этой жизни, доколе не достигнем небурного пристанища жизни небесной, нескончаемой, где не будет уже ни печалей, ни опасностей.

Держи крепко штурвал благоразумия, дабы миновать нам рифы страшной геенны.

Таковыми Он желает видеть Своих подвижников и подражателей, чтобы ради Его любви они не щадили себя и в величайших напастях. Так они показывают свою подлинную любовь к Нему. В искушении открывается, насколько человек любит Бога!

Иисус, чада мои, желает, чтобы мы обладали совершенной любовью. Я хочу сказать, что две любви не вмещаются в одном и том же сердце. Мы не можем работать Богу и маммоне. Только Ему единому мы должны принести свое очищенное от фальши сердце, дабы и Он даровал нам Свое сердце, непорочное и Божественное.

О понуждении себя, мужестве и самоотвержении

1

Желаю вам стать подвижниками преславного подвига, победу в котором будут приветствовать силы ангельские, ибо Владыка один для всех, одно и то же обиталище на небесах, в одном и том же ослепительном свете мы будем проводить вечную счастливую жизнь, жизнь несказанную и невечернюю, богоподобнейший день! Павел, апостол языков, громогласно воскликнул: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или нагота?389 Я уверен, что ничто не может отлучить нас от любви Христовой, когда любовь разгорится в нас, подобно вавилонской печи, разжженной семикратно390. Да, я желаю вам стать такими, чтобы прославить Того, Кто ради нас претерпел оскорбления, брань, заушения и смерть, смерть же крестную!

Не отчаивайтесь, когда впадаете в искушения и скорби. Не думайте, что Бог из-за наших грехов покинул нас. Нет, но Он наказывает нас, дабы научить мудрости. Он не желает, чтобы мы были «чурбанами»391, но умудренными мудростью по Богу.

Если мы не подвергнемся брани, то как будет явлено то, что мы воины Христовы? Воин в бою может быть ранен, но это не означает, что он побежден. Мы снова встаем и вступаем в сражение.

Конечно, в начале нашего призвания, когда мы избрали жизнь в чистоте, посвященную Иисусу, мы не можем быть постоянными в выполнении Его требований, ибо знаем, что внутри нас существует и иной закон, ополчающийся против закона Божия и нашего выбора, пытающийся отлучить нас от любви нашего Иисуса. Однако духовная борьба вовсе не свидетельствует о том, что мы недостойны нашего призвания, но, скорее, она ведет к упразднению закона греховного внутри нас и показывает, что мы «горячи» по отношению к любви Христовой. И если бы можно было приобрести любовь Христову без подвига, тогда наша воля не имела бы никакой цены, ибо эту любовь можно было бы получить без борьбы.

Итак, мы будем иметь награду, когда вопреки всему противодействию мира мы стяжем живоносную любовь Христову и вопреки влечению греха станем столпами и оплотом добродетели!

Нашему намерению противостанут тучи, угрожая гибелью; грозовые раскаты попытаются устрашить нас, дабы сломить наше мужество. Однако дерзайте и не бойтесь: многими скорбями и искушениями мы достигнем врат Небесного Царствия!

Мученики подвизались с верой и совершенным самоотречением и таким образом сподобились обетований и вечных венцов славы! Так и мы через веру во Христа и совершенное самоотречение сможем, по благодати Божией, одержать победу.

Необходимо, чтобы мужество в нас достигло того, чтобы решительным голосом сказать: «И если предадут меня на смерть, я ни на шаг не отступлю от веры в призвавшего меня Христа. Жизнь свою положу, но не отступлю ни на шаг». Если такое мужество есть внутри нас, то будем надеяться, что, по благодати Божией, победа за нами.

Молитесь прилежно, подвизайтесь с силой, воздерживайтесь, носите простые и смиренные одежды, читайте, вставайте ночью и молитесь, дабы согреться, дабы стать твердыми, как скала. Так подвизался и я, жалкий. Я тайком вставал ночью и делал поклоны, молился, и Божия Матерь чудесным образом снизошла к моему смирению.

2

Я смотрю на ваш подвиг, считаю ваши венцы, завидую наградам, думаю о тех торжественных гимнах392 будущего века, которые будут слагать вам Ангелы, восхищаюсь и оплакиваю себя, что я не подвизался так, как подвизаетесь вы!

Подумайте, чада мои, о мучениках, что́ они претерпели за Христа! И, чем больше их убивали, тем больше становилось христиан. Церковь наша была напоена кровью мучеников.

Мы мученики в этом прогнившем обществе, потому что своим чистым, по благодати Христовой, житием мы обличаем безнравственность людей и их удаление от служения Богу.

Пребывайте, чада мои, в этом чистом житии, пребывайте вблизи Иисуса и уподобляйтесь Ему, претерпевая клевету и ложное осуждение. Так поступали с нашим Господом книжники, фарисеи и первосвященники. Его страдания на Кресте не были справедливыми. Значит, и желающие быть Его последователями претерпят подобное.

Преклоните колена пред святыми ногами Иисусовыми и пролейте слезы любви и верности Ему до смерти, и тогда пусть волны поднимаются до неба и низвергаются до бездн. Христос, наш истинный Бог, одним страшным и Божественным мановением укротит бушующие волны, была бы у нас только вера.

Веруйте истинно и непоколебимо в Того, Кто сказал: Я с вами во все дни до скончания века393. Иисус с нами, не бойтесь. Он по ходатайству Взбранной Богородицы одержит за нас победу и дарует ее нам.

3

Если нерадение приносит вред и преуспевшим, то сколько же тогда вреда оно приносит молодым! Посему, чада мои, понуждайте себя, ибо враг старается предать нас мучению тем более, чем более мы нерадим в подвиге собственного спасения.

Не дремлите, если желаете избежать сетей диавола, ибо всякий спящий получает смертельные раны, в то время как трезвящийся, сколько бы ни получал ударов, подвизается и сам наносит раны своему врагу.

Молитву, чада мои, не теряйте из-за нерадения и рассеяния ума. Не забывайте, что, какое начало положите, такими и пребудете до конца. Итак, устрашитесь последствий и со многим вниманием позаботьтесь о начале, ибо придут дни, когда вы поймете те важные слова, которые я так подчеркиваю сегодня.

Положите доброе начало теперь, ибо «начало – половина всего».

Громко призывайте спасительное для мира имя Иисуса Христа, чтобы его слышали не только ваши уши, но чтобы и ущелья отзывались на него эхом.

Подвизайтесь, ибо вы спасетесь, вы пожнете плод вечной жизни!

Я выполняю свой долг, дабы явить пред Христом свое усердие в заботах о вашем спасении. Что касается грехов, то это дело личное.

Понуждайте себя к бдению, ибо от него проистекает вечная жизнь. Бдящий вкусит великую благодать ради понесенных в противостоянии естеству трудов.

Нет никакого труда в монашеском жительстве, который был бы выше бдения. Нерадивый в бдении вместо благодати пожнет пороки. И как в залатанном хитоне он предстанет Христу? Невыразим будет его стыд, когда братья его явятся в хитонах ослепительно белых и новых. Разумеющий да разумеет394.

4

Принесите себя в жертву, чтобы обрести себя навеки в раю! Да не господствует над вами забвение, которое высушивает всякую духовную росу, чтобы не засохнуть вам и не умереть для Бога.

Станьте мужественными воинами Христовыми, не отрекайтесь от Него в своих делах. Прославьте имя Его и станьте жертвой всесожжения ради Него, дабы Бог обонял воню духовного благоухания.

О вас я умоляю Бога, о вас плачу, ибо ничего не знаю, кроме одного: любви и мучений ради своих во Христе чад. Одного прошу я у вас: любите друг друга и смиряйтесь друг перед другом.

5

Подвизайся, чадо мое, чтобы принести плоды своей душе, ибо соответственно трудам своим каждый получит и место рядом с Господом Иисусом.

Не бойся, мы пройдем через огонь и воду. Через огонь – когда искушения покажутся нам подобными огню в своем действии: это постыдные помыслы, ненависть, зависть и подобные страсти. Через воду же – когда к нам придут помыслы отчаяния и уныния, потопляющие душу в водах. После испытания огнем и водой мы будем возведены в духовный покой освобождения от низких помыслов и в дарованное благодатью бесстрастие395.

6

Чадо мое, будь молчаливым, смиренным, послушным до смерти. Будь готов принести себя в жертву в отсечении своей воли, хоть это и покажется тебе настоящим мученичеством. Это называется самоотвержением.

Когда все сие соблюдешь, не бойся ничего, никакого зла, ни от демонов, ни от людей, ибо хранящий Божественные повеления храним Богом от всякого зла.

Не будь резким в своих ответах. На обличения отвечай «благослови».

7

Диавол вводит нас в заблуждение, и мы забываем, что должны понуждать себя, ибо дни проходят, и мы постепенно приближаемся к смерти, к безутешному раскаянию.

Понуждайте себя, чада мои. Время уходит. Будьте внимательны по отношению к самим себе. Диавол не дремлет, но бодрствует и сражается, чтобы поглотить кого-нибудь. Чада мои, будем осторожны, дабы не потерять нам свои бессмертные и драгоценные души, которые не могут заменить тысячи миров.

Размыслите о Страшном Суде Христовом, как все мы преклоним колена, ожидая окончательного решения, которое определит наше вечное будущее!

8

Во время борьбы, в час брани демон пускает мощные стрелы, наносит раны и старается убедить душу в том, что ничего невозможно сделать против страсти. Все это для того, чтобы обессилить подвижника, дабы он потерял силу духа и сдался.

Но если подвижник поймет его обман, потерпит, будет мужаться и скажет: «Жизнь или смерть: жизнь в Боге лучше жизни в нерадении, с обличающей совестью»,– если с таковым ведением и мужеством он противостанет, то змей из пучины, поглощающий своим лукавством вселенную, убежит до времени.

Он убежит не потому, что боится, но чтобы не стать причиной венцов подвижника, ибо видит в нем ревность по Богу, хранящую его.

9

Почему, чадо мое, ты оставляешь без ограды свой виноградник? Почему нерадишь о том, чтобы обнести оградой плод, который приобрел с такой борьбой? Почему сторожевого пса, ревность души, оставляешь голодным и у него нет сил лаять, чтобы отгонять воров и диких животных? Ты позабыл, что Царство Божие дается понуждающим себя?396 Ты не подумал о том, что вечный огонь ожидает нерадивых в возделывании своей души? Восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни и воззови: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго, и воздвигни мя к Твоему труду, да долги моя оставиши, яко Человеколюбец».

Подвигоположник невидимо предстоит, прозревая подвиг каждой души и взвешивая награды, которые будет раздавать. Поревнуем о венцах и станем подвизаться добрым подвигом397, а по ревности будет и стяжание наград.

Воспомяни, чадо мое, прилежание, которое было у тебя к учебе, когда ты был отличником. Так поступай и в духовном образовании, в подлинном любомудрии, в стяжании благочестия, в умножении веры, в чистоте нрава. Преуспеяние в мирском образовании может стать препятствием для спасения души. А духовное преуспеяние – это воспарение к небесной высоте.

Подвизайся, чадо мое, ради Христа. Иные хулят Его постыдными делами, ты же прославляй Его в чистоте твоего ума! Изгоняй любую мысль, оскверняющую твои ум и сердце, которые освятились в Божественной бане398 через вселившегося в нас Святаго Духа. Бойся Бога, и это будет подлинной премудростью. Начало премудрости страх Господень399. Не бойся угроз демонских помыслов, но Бога положи в основание своей прочной скалы, Бога, спасающаго тя от малодушия и от бури400. Дерзай, шествуй, как сильный муж, к Горнему Иерусалиму, и он встретит тебя в ликующем свете.

10

Я получил письмо твое, чадо мое. Держись крепко, укрепи хорошенько себя к доброму подвигу, ибо брань ведется не ради приобретения материальных вещей, а ради стяжания небесного наследия, и тем паче наследия Божия! Апостол Павел говорит нам, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его401, и что нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с горними, небесными благами402.

Если, чадо, мы не будем подвизаться добрым и законным подвигом, то нас, к сожалению, ожидает противоположное благу зло: геенна, мучение, вечное осуждение и бесконечное пребывание с демонами!

Сражайся мужественно и не бойся силы страстей, которую видишь в себе, ибо благодать зависит не столько от силы страстей, сколько от нашего труда над собой – именно это и определяет исход дела.

Будь внимателен к положенному тобой началу, не оставляй тот небольшой труд, который совершаешь: ведь сколько нам понадобилось времени, чтобы достичь и этого!

Итак, не обращайся вспять. Твердо иди вперед. Зри гор!е. Посмотри на небо, как оно сияет. Оно ждет тебя. Оно уготовило тебе вечную обитель! Христос ждет тебя, чтобы увенчать. Он наблюдает за твоим подвигом. Утесни себя, насколько можешь. Только утеснение спасает.

Не отчаивайся, видя силу страстей и демонов. У Бога не останется бессильным никакое слово403. Когда мы с Богом, то нет ничего недостижимого. Посему дерзай и не падай духом. Господь будет сражаться за нас, а мы умолкнем.

Смерть приходит без уведомления. Здесь, в Портарье, одна женщина умерла, когда ела яблоко. Одна монахиня в другом монастыре умерла внезапно, в пять минут. Сделали освидетельствование и причины смерти не нашли.

Будь внимателен, чадо мое: Бог повелевает, и всякий человек отходит к Нему. Стало быть, когда-нибудь и нам Он повелит явиться пред Ним! Будем готовы, чтобы не устрашиться, когда, возможно, внезапно Он призовет нас.

Смотри во все глаза, чадо мое, чтобы не изменить положенному тобой началу. Лучше же прилагай подвиг к подвигу, дабы, спасшись, достигнуть престола Божия.

11

Подвизайся, стоя на духовной страже, ибо подвиг наш – ради стяжания неба.

Что может быть прекраснее духовного подвига! Помысли о победителях греха: какие гимны будут петь им Ангелы на небе и какую славу будут воссылать, если ради обращения одного лишь грешника великий праздник бывает среди Небесных Сил!404

К чему же нерадение? Труды – ничто пред теми благами, которые ожидают нас в Небесном Царствии!

Кто премудр и уразумеет это? Кто поднимет боевое знамя и зарычит, как лев, на своего врага и вырвет у него победу?

Итак, вперед, чадо мое. Мужайся, дерзай: Господь с нами. Возьмись хорошенько за смирение, схвати молитву, препояшься размышлением. Спеши с мужеством, возглашай: «На Тя, Господи, уповах, да не постыдиши мене; на Тя упование мое возлагаю»405. Умасти своего владыку – помысл. Я с тобой, укрепляя тебя своей бедной молитвой.

12

Чада мои, нужно, принеся в совершенную жертву свою волю и свои похотения, объявить войну с диаволом, миром, своими дурными наклонностями и немощами. Ветхий человек страстей должен покинуть наше сердце, и тогда родится человек по Богу – то есть бесстрастие и чистота душевная и телесная.

Подвизайтесь с дерзновением и упованием на Бога. Диавол иногда будет атаковать вас пожеланиями мира. Но вы бдите, как солдат на посту, чтобы вам не впасть в духовную дремоту и чтобы не погубил вас диавол. Будьте осторожны, ибо супротивник рыкает дико, ища, кого бы ему растерзать бесчестием страстей406.

13

Необходимо всегдашнее понуждение себя, дабы не остаться нам, как юродивым девам, вне чертога Христова. Но наше духовное понуждение да возжигает всегда свой светильник, чтобы узреть нам, как Христос будет входить в чертог, и войти с ним на вечный брак Агнца!

Мужайся, чадо мое. Выше голову пред своим врагом, ибо мы воины великого Царя, Который одержал победу на поле боя святой Голгофы. Если же будем побеждены, то да восстанем вновь и, обвязав раны, с мужеством и твердым сердцем возьмем свое оружие.

Имея такого победоносного Военачальника, и мы одержим победу силою Христовой. Только бы дух смиренномудрия обитал в наших душах.

14

Не теряй своего мужества, чадо мое, сколько бы ни бушевало бурное море различных искушений. Ты помышляй о том, что все это, и даже еще худшее, не может воспрепятствовать благодати Божией и Его любви. Если, чадо мое, желание Христа возрастет в нашей душе, то все соблазны станут очень маленькими и легкими. Когда же нет любви и желания Христова, тогда соблазны становятся трудно переносимыми и напояют наши дни горячими слезами. Да, чадо мое, будем призывать Иисуса, доколе Он не возжжет в нас Свой пламень, и тогда все терния превратятся в пепел.

Вспомни, что каждый день мы должны поднимать крест, который означает скорби, труды, искушения и всякое демонское действие. И какой святой проделал земной путь и прошел темными тропинками, избежав опасностей и скорбей? И если мы призваны пройти тот же путь, то что же странного в этом? Раз мы выбрали сражение с диаволом, то почему же сражение приводит нас в недоумение? Вперед, и пусть горит светильник нашей ревности, и да ожидаем в терпении, недремлющим оком пришествия Господа Иисуса.

15

Понуждайте себя, чада мои, к своим обязанностям. Понуждающие себя получают венец победы, а нерадивые и ленивые зарабатывают позор и унижение! Понуждайте себя, чтобы стяжать Царство Божие. Дни приходят и уходят, и когда мы будем понуждать себя, чтобы наполнить свой кошель духовным златом? Смерть приходит внезапно. Внезапно порвется нить жизни, и горе тому, кто окажется недостойным Царствия Божия. Спешите, чада мои, по пути добродетели. Не утомляйтесь, разите диавола, любовью изгоняйте соблазны.

16

Не будем отлагать своего исправления, дабы смерть не застала нас неготовыми. Тогда мы будем плакать, я – первый, и возрыдаем безутешно, без луча надежды на изменение к лучшему.

Понуждайте себя. Вот пришло время Великого Поста. Даже не столько телесный пост, сколько пост языка, ума, сердца и чувств должен занимать нас, в особенности теперь, в Великую Четыредесятницу.

Да очистимся посредством такого поста изнутри: там гнездятся духовные змеи. Они отравляют духовную жизнь нашей души, и мы остаемся мертвыми, лишенными духовных сил для внутреннего исправления и преображения.

Теперь, в Великую Четыредесятницу, понуждайте себя особенно. Будьте упрямы. Это святое упрямство, а не эгоистичное. И увидите, сколько духовной пользы вы обретете. Ведь ради того, чтобы соответственно нашему упрямству были обузданы страсти и мы избежали определенных грехов, стоит поупрямиться упрямству диавола, который постоянно ввергает нас в одни и те же прегрешения.

17

Подвизайся, чадо мое. Разве настоящая жизнь не время подвигов? Разве жизнь всякого земного человека не сон? Возведи очи своего ума и посмотри на небесные воинства Ангелов и Архангелов. Подними взор еще выше и взгляни на блаженное место прежде сиявшего денницы: оно пусто.

О, что за великое предназначение! О, святейшее призвание! Там, вблизи Божественного престола, дУши будут видеть Божественную красоту Христову и будут восходить от ведения к ведению, от созерцания к созерцанию, к преизбытку богатства Божественной благодати!

Но, чтобы стяжать эти небесные блага, нужно показать мужество, смелость и вступить в сражение, не обращаясь в бегство и не показывая врагам спину, уповая на Иисуса, сказавшего: мужайтесь: Я победил мир407 и князь мира сего изгнан будет вон408.

Итак, уповая на непобедимую силу Распятого, в простоте да предадим себя подвигу уединенного жития и пребудем в лобзании пречистых ног Спасителя, проливая слезы радости и признательности.

Что тогда отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или нагота?409 Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа410, – возгласили уста Павла. Не обязаны ли и мы стать подражателями апостола и достичь той же благодати и любви ко Христу? Да. Но подвизаемся ли мы так, как он? Перенесли ли мы, я, за возлюбленного Христа столько, сколько перенес он? Нет. Посему я и наг, и облачен в рубище и стыд, и заблуждаюсь, полагая, что украшен диадемой славы. Увы мне, увы, окаянному. Кто просветит мою тьму, чтобы я увидел свое жалкое состояние!

18

Понуждайте себя в своих духовных обязанностях, ибо понуждение в духовном подобно мощной стене, не позволяющей реке ворваться в сад и уничтожить то, над чем трудился садовник. Но если мы вознерадим, тогда река разливается и все затопляет!

О подобном говорит нам Господь в святом Евангелии: Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы411. Чем более понуждаем себя, тем более приобретаем. Как поработаем, такую плату и получим. Жизнь монаха – ежедневный крест, священная Голгофа, куда призывает нас Иисус, чтобы мы, любящие Его, распялись с Ним. А потом совершится воскресение души.

19

Не оставайтесь бездеятельными, понуждайте себя, чтобы не подпасть осуждению как слушатели закона, но не исполнители его. Ведь если вы взыскуете слово Божие,– значит, обязаны и исполнять его. Итак, подвизайтесь.

Чада мои, подвизайтесь. Вместе со Христом мы претерпим всё. Мир возненавидит вас, ибо сначала возненавидел Иисуса412 – нашу любовь и поклонение!

Христа возлюбите, Христом дышите. Пусть Христос живет в вашей душе. Не бойтесь никого, потому что мы пажить Христова. Мы дворцовые слуги у Царя царствующих. Никакое зло не приблизится к нам, ибо мы работаем Христу. Ему подчиняется все!

20

Чада мои, мужайтесь в подвиге. Христос невидимо предстоит и ожидает увидеть победу, чтобы даровать вам неувядаемый венец вечной славы!

Любящий Бога жертвует всем, только бы угодить Ему.

Не скорбите ни о чем, потому что по сравнению с любовью Божией всё в этом мире – сор. Демоны приходят в беспокойство, когда видят, что мы готовимся к сражению. Ангелы же спешат, чтобы разрушить всякое препятствие в брани. Итак, Ангелы Божии – наши союзники, дабы мы исповедали, что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же413.

21

Игумении

Подвизайся, потому что обязанность пастырей в том, чтобы приносить себя в жертву ради пасомых, которых они взялись пасти. Триблаженны те пастыри, которые будут хорошо пасти словесных овец, ибо на небесах их ожидает великое богатство неисчерпаемое!

Терпи все, чадо мое, ибо диавол будет наносить нам разнообразные удары, чтобы разрушить нашу стену терпения. Так он сделает два приобретения: поразит нас и наших сестер.

22

Желаю, чтобы благодать Божия осенила тебя и подала тебе надлежащую силу для противоборства зловредному себялюбию – страшному началу всех проявлений разнообразного зла.

Не бойся, чадо мое, давления диавола. Сила нашего Бога настолько всемогуща, что решительно помогает желающим сражаться вместе с ней. У диавола сила, которую нелегко презреть, но Бог чудесным образом покрывает окаянного человека.

Чадо мое, мужайся в подвиге, изучай закон Божий, твори освящающую и спасающую нас молитву Иисусову, ввергни себя в огонь сражения, и, как случалось много-много раз, Бог вознаградит подвиг облегчением и богатыми благими надеждами на вечное пресветлое будущее.

Не малодушествуй ни перед какой диавольской страстью, какой бы огромной и страшной она тебе ни казалась, ибо, где вмешивается Бог, побеждается противодействие диавола.

23

Чадо мое, желаю, чтобы, по благодати Божией, ты победил в борьбе. Борьба до смерти. Больше не отступай, только вперед. Нам постоянно грозит смерть, мы должны быть готовы. Мы должны подвизаться до крови. Я буду подвизаться с тобой бок о бок, доколе не восторжествует Христос со знаменем Воскресения.

Мы вместе пойдем по пути спасения. Я буду помогать тебе при восхождении ко Христу. Все привременно и непостоянно. Взирай горЕ. Страстно желай чистой жизни. Чистота или смерть.

24

Благословенное мое чадо, в подвиге не бойся. Укрепляй свою душу мужеством и надеждой. Враждебность демонов презирай. Имей в виду то, что любой подвиг венчается успехом. У Бога ничто не пропадает, и даже самое краткое понуждение себя – благо. Не бойся ничего, сражайся мужественно, «сожми» себя, утесни. Ведь когда давят виноград, он изводит прекрасное вино, веселящее сердце человека414.

Мужайся, чадо мое, и с помощью Божией мы победим. Бог будет сражаться за нас, а мы умолкнем.

25

Преславен христианский подвиг, ибо награда будет не чем-то временным, а вечной славой на небе! Блажен премудрый по Богу, потому что ему не придется держать ответ и он не окажется в затруднительном положении, когда Бог призовет его и спросит о времени, проведенном на земле.

Мы без сожаления тратим время. Когда покинем этот мир, тогда поймем убыток, понесенный нами из-за того, что позволяли времени убегать. Дни проходят без оглядки. Для человека было бы спасительно понять это хотя бы в последние дни своей жизни.

26

Не теряйте своего мужества из-за нового подвига, отражайте любой помысл трусости и уныния.

Мы должны постоянно перегруппировывать свои силы, перестраивать линию обороны, как поступает и диавол.

Пусть не ввергает вас в отчаяние случайное падение, даже если оно было продолжительным. Наша цель в том, чтобы не показать свои спины врагу, дабы он не похвалился пред Богом и мы не принесли Господу огорчения.

Подвижникам подобают смелость и мужество, поскольку они борются не за временные и увядающие венцы, а за вечные и нетленные!

Блаженны те, у кого светильники будут горящими, наполненными елеем. В радости и веселии, исполненные духовного наслаждения, они войдут со Христом на вечные браки.

* * *

372

Выделено автором.

374

См.: Пс.13:5.

376

См.: Еф.6:12.

377

Дословно – «отравленное».– Перев.

379

Ирмос 6-й песни 6-го гласа.

380

Ср.: Пс.54:23.

381

См.: Втор.20:8. Ср.: Преподобный Иоанн, игумен горы Синайской. Лествица. Слово 26, 108.

382

См.: 1Пет.5:8.

383

См.: Флп.4:7.

384

См.: 1Тим.6:12.

386

См.: 1Тим.6:12.

388

Дословно – «волов».– Перев.

389

Ср.: Рим.8:35.

390

См.: Дан.3.

391

Κούτσουρα.– Перев.

392

В оригинале употреблено слово ̉εμβατήρια (от др.-греч. ̉εμβατεύω – «вступать во владение»), то есть имеется в виду «музыка, звучащая при вступлении во владение».– Перев.

395

См.: Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс.65:12).

397

См.: 1Тим.6:12.

398

См.: Тит.3:5. Так именуется Таинство Крещения.

400

Ср.: Пс.54:9.

402

См.: Рим.8:18.

404

См.: Лк.15:7,10.

406

См.: 1Пет.5:8.

409

См.: Рим.8:35.

412

См.: Ин.15:18.

414

Ср.: Пс.103:15.


Источник: Отеческие советы / архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. ISBN 978-5-98599-181-9

Комментарии для сайта Cackle