Народные предания о миротворении

Источник

К «Сказанию о Тивериадском море»

Народные предания о зачале неба и земли гностико-манихейского происхождения. Они проникли к нам в глубокой древности и там легче усвоены народом, чем больше отвечали его дуалистическому языческому мировоззрению. Если в рукописях передаются они с риторскими распространениями и узорами, то в живых народных пересказах они обнаруживают эпический характер. Вот один из северо-русских подобных рассказов.

Было время, когда не было ни земли, ни неба, а была одна вода. И Спустился Саваоф на землю и спросил: кто здесь? И откликнулся сатана и рек: я здесь. И спросил Саваоф сатану: Есть ли где земля, не видал ли?

– Есть на дне моря, отвечал сатана. – Сходи же на дно моря и достань земли.

Обернулся сатана гоголем, нырнул на дно морское и в рот земли напихал. Но поколь оттоль воздымался, водой размыло землю и он вынырнул ни с чем.

Саваоф послал его другожды. Но и на другой раз то же случилось. Стыдно стало сатане, а Саваоф его укоряет и говорит: немощен брат ты. Иди в третий раз, да вот на дне морском увидишь икону-деву с младенцем, на камени стоящу; благословись у младенца и тогда возми земли».

Порнул сатана в третий раз: сделал так, как велел ему Саваоф и принес земли. Взял Саваоф эту землю и разсеял в восточную сторону и стала чудная, прекрасная земля И спросил Саваоф сатану: вся ли тут земля? – Вся, сказал сатана, а сам держит частицу за щекой. А земля за щекой стала расти-прибывать, а щеку стало раздувать. Видит сатана, что не обмануть ему Саваофа: взял да рассеял ту землю в северную сторону и стала тут земля холодная, каменистая и нехлеборобная.

И задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане; молот в руки и велел бить в каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Богов товарищ начал молотом в камень бить, из камня воины светлы начали выскакивать, да на восток Богу кланяться: бил до того, что рука устала, попробовал бить левой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный чорт да и поклонился молотобойцу. Смекнул сатана в чем дело, да и давай левой рукой колотить; до того бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся. Той порой Саваоф дело свое сделал и пришел к сатане. Пришел и видит дело плохо; что делать? взял скорей – заменил. Перестали выскакивать силы нечистые, а стал выскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом в камень. Возгорчился Саваоф и задумал разделиться с товарищем; но тот не то и говорит; стал хвастаться силы богачеством. Пошло на раздор: Саваоф построил небо, а сатана другое – выше того; Саваоф построил еще небо, а сатана выше того. Сделали они по семи небес, а сатана все выше забирается. Заменил скорей Саваоф и велел Михаилу Архангелу столкнуть сатану на землю со всеми его небесами и со всей его силой невидимой. Пошел Архангел Михаил, а тот и на версту не допустил его к себе. Саваоф послал его другожды, но сатана отогнал еще дальше. Стал посылать его Саваоф третий раз, но он отвечал: боюсь Господа опалить. Тогда Саваоф сказал Михаилу Архангелу: „опустись ты на землю к Черному морю, увидишь на берегу икону, деву с младенцем; благословись у младеня и ступай на сатану. Сделал Архангел по слову Господню, столкнул сатану с неба, спроверг небеса и всю силу его и валилось сатанинской силы, аки мелкаго дождя, шесть недель. Много пало ее на землю, а больше того осталось на воздусях.

Не менее характерны и южно-русские народные предания об участии демонической силы в миротворении1.

Задумал Бог сотворити сэй свит – так начинается народный рассказ о сотворении земли – и собрал ангелов да и посылает их достать земли с дна морского. Тогда всюду была вода да вода, а под водою дно было, – была земля. Богу надо было достать из- под воды семень (насиння) земли, так Он и посылал ангелов. Однако они, известно дух, не могли достать земли. Да и как им достать со дна морскаго, когда сами легче воды? И ныряли они, ныряли, но ничего не успели сделать: ангел нырнет, а вода и вынесет его на поверхность. Уже они готовы были поверить в невозможность достать семень земли, как – откуда ни возьмись – является сатана; Здоров, Боже! говорит.

– Что тебе нужно (чого тоби треба)? спрашивает Господь.

– Хочешь, я достану тебе земли?

– Добре, говорит Бог.

– А что мне за то?

– Дам тебе пекло.

– Згода, сказал сатана и бухнул в воду.

Долго не видно было злого духа. Ангелы подумали, что он там и погиб, и говорят: туды ему и дорога! Но он всплыл и вынес семень земных. Бог и посеял землю. С той поры пекло осталось за злым духом (Харьк. губ.).

Як задумав Бог сотворити сей свит, то став над морем глубоким – над Днепром2 и посылает ангелов достать земли – и пр., как выше (Полт. губ.).

Подоляне, говоря о море, не упоминают имени его, как и слобожане; продолжение же начатого рассказа тоже в Подольской, что и в Полтавской губернии.

Як задумав Бог сотворити сей свит, то послал сатану на дно моря, чтобы он вынес земли за панистями (за нигтями – Полт.), т.е. сколько останется под ногтями, когда царапнет (дряпне) по дну. Сатана и думает себе погоди – сотворю я свет во имя свое.

С такою мыслию вынес он земли со дна морского и посеял по воде, говоря: расти земля во имя мое (Бог велел сказать: расти земля во имя Божье). Земля та и рассыпалась по воде. С таким же успехом попытавшись несколько раз сотворить землю во имя свое, сатана подумал: пойду к Богу – скажу, что земля не хочет расти во имя Божие. Предстал пред Господа и говорит: не растет земля.

– Поди и скажи, как я велел, говорит Бог, – увидишь, что земля вырастет.

Пошел сатана и думает: скажу, как Бог повелел, но утаю (вкраду) немного семян (насиння), а после, увидивши, как земля будет расти во имя Божье, посею в другом месте и создам вселенную (свит) для себя. Тогда Бог здесь, а я там будемо богувати (Полт. богуватимем). С этой целью он и спрятал горсть земли себе в рот.

Вышедши из воды, сатана посеял землю, говоря: расти земля во имя Божие. Земля и стала расти – аж кипить, так росте. Но растет она на воде, растет и во рту у злаго духа. Розперло чортови пащеку, чуть не вдавить. Сатана хотел выковырять когтями, но не успевал. И полетел он по-пид небесами. Летает сатана, а земля так и верне ему изо рта. Уже целые горы наблював, а земля все растет да растет. Видит сатана, что не шутки (не переливки), и возопил к Богу: Господи, помилуй! Господь и поблагословил: годи земле рости! Земля и перестала расти, но осталась покрытою горами, що чорт наблював. А Бог сеял землю ривнесенько.

Потому-то теперь де степ широкий, то Божа земля, а де горы та яри, то чортова земля.

Дуализм, так ясно выраженный в рассказе о сотворении земли, еще яснее выражается в рассказе о сотворении человека. Здесь сатана является уже прямо существом враждебным человеку, причиною физическаго зла в его природе, из честолюбия, чтобы человек згадав и его, т е., чтобы люди обращались не только к Богу, но и к нему – сатане. Вот рассказ об этом из Полтавской губернии.

Создавши землю, Бог принялся за сотворение человека. И создав прекрасное тело для человека, Бог оставил его полежать несколько времени, чтоб оно сделалось способным принять в себя душу, а Сам отошел.

Приходит сатана, смотрит, что создал Бог, и видит, что лежит человек прекрасный, чистый, – да и пригорюнился. Постоявши, сумный, подумавши, взяв тай облював чоловика.

– Що се доброго ти наробыв! упрекает его Бог.

– А що ж, отвечает сатана. – Тыж на що сотворив его такого хорошаго. Бувши таким, вин би й незгадав, що я есть на семи. А так – колись и мене згадае.

Видит Бог, что сатана напакостил, но делать нечего: что однажды Бог сделает, того уже не переделывает. Но и оставить человека облеванным Господь не хотел, а потому взяв тай вывернув его обблеванным внутрь. И теперь наше тело навыворот (навиворит) – что было внутри нас, то теперь снаружи; а что было снаружи, то теперь внутри со всем тем, что сатана наблевал. И в самом деле, заключил рассказывавший, что у нас внутри? Потроха, кишки... И всякие болезни разве не изнутри начинаются? Все это вследствие проделки чорта».

Как бы в противоречие последнему рассказу, есть предание в Киевской губернии, что тело человека первоначально было покрыто роговою оболочкою. Но так как оно было неудобно, то люди просили Бога, и Он дал им теперешнее наше тело, а, в воспоминание первого вида, оставил ногти.

Заключим нашу статью еще одним рассказом, который повествует о той отдаленной поре, когда человек сам тянул борону и не знал еще плуга.

По изгнании из рая, Адам, чтобы не умереть с голоду, должен был пахать землю. Взял он заступ, что-ли, и пошел копать. Сколько за день обработает, чорт за ночь снова все обратит в целину. Посмотрит Адам поутру, заплачет и копает дальше. Чорт опять переверне як було. Долго так трудился Адам, а сатана все ему пакостил. Что тут делать? думает Адам... и отправился к Богу за советом. Бог говорит ему: когда станешь на работу, скажи: Господи, помогай!

Чуть свет вышел Адам на ниву и говорит: Господи, помогай! и пошла работа, как по маслу. Но это еще не все. Когда, на следующее утро, Адам снова вышел на поле, то увидел, что все пространство земли, которое он копал, а сатана обращал в целину, было отлично обработанной нивой. Так Бог дал, что злые духи принуждены были скопать целину, в которую обращали Адамову рилю. И повелось с той поры и до нас дошло – благословиться перед работою.

Посеявши, Адам запрягся в борону и став волочиты. Но борона оказалась непомерно тяжелою. Не така вона повинна буты, подумал Адам и оглянулся. А на борони чорт сидыть, провозиця. Схватыв Адам грудку и бросил в чорта; но он захохотал и исчез. Едва Адам запрягся снова, чорт опять сел на борону, опять Адаму тяжело, опять он прогнал, чорта и опять запрягся; оглянулся, а чорт на бороне. Как тут быть? Сел Адам под деревом и плачет с отчаяния, а чорт хохочет.

– Чего ты плачешь? спрашивает Бог.

Адам и рассказал, как было.

– Ничего, говорит Бог, успокойся. А когда увидишь чорта на бороне, то не прогоняй его, а скажи: тору! и бери за чуб да и запрягай в борону. Адам так и сделал. Едва увидел чорта на бороне, тотчас же сказал тору! и идет прямо к нему; чорт ни с места, словно прирос, к бороне.

Как только Адам взял чорта за волосы, он обратился в лошадь. С той поры и до сего дня люди пользуются силою лошадей для своих целей, а это значит, что люди зануздали чорта, ибо все лошади повелись от той, в которую Бог обратил чорта (Под.).

Е. Барсов

* * *

1

Приводимые рассказы записаны г. А. Свидницким, покойным собирателем южнорусских народных поверий.

2

Был старик, а у старика сын и дочь – брат и сестра, значит, родные, а у них отец. Вот и задумал старик разделить свое царство (в Иодол. губ. землю) между своими детьми, и сыну дал горы, а дочери степь широкий. Взяла брата зависть и он положил умертвить сестру, чтобы овладеть степом. Проведавши о замысле брата, она бежала, обратившись в реку – потекла ричкою; но текла медленно, потому что, отыскивая покатости, должна была обходить горы и пригорки. Брат не скоро узнал о бегстве сестры, но узнавши обратился в другую реку – реку быструю, широкую да глубокую, и погнался за ней в погоню: так пре, так пре! Ни горы, ни скалы ему не препятствуют – горы прорывает, через скалы переваливается, та все пре, тай пре. Дни пер, ничи пер, однако сестры не настиг, потому что она, заслышав шум брата, перескочила через гору и потекла по другому направлению до самого моря, в которое и влилась. Брат же, не подозревая хитрости сестры, держал путь в прежнем направлении и влился в другое море.

Отсюда и вышило две реки (получили название) – сестра так и осталась Сестрою, а брата продразнили Днепром – Днипер (дни пер). (Полт. губ.) Р. Бог (Bug – Биг) имеет свою легенду. Говорят, что русло для этой реки прорыли вороны, а шуляк не принимал участия в этом, потому вороны и не дают ему напиться воды з Богу.


Источник: Барсов Е.В. Народные предания о миротворении (К «Сказанию о Тивериадском море») // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1886. Кн. 4. С. 25–31.

Комментарии для сайта Cackle