Пастырь
Автором трактата «Пастырь Ерма» был Ерм, брат папы Римского св. Пия I. Древнейшая часть «Пастыря» написана еще при жизни св. Климента, а целая книга в ее нынешнем виде – только около 130–140 г.
Трактат по объему равняется почти всем произведениям периода мужей апостольских, вместе взятым. Это апокалиптическая книга: автор говорит, что пишет по откровению как вдохновляемый Божественным Духом пророк.
Некоторые древнейшие отцы относили книгу к канону Нового Завета. Она вошла и в знаменитый Синайский кодекс вместе с каноническими библейскими книгами.
«Пастырь Ерма» содержит пять видений, двенадцать заповедей и десять притчей. Откровения даются Ерму Церковью, являющейся в образе старицы, и Ангелом, являющемся в образе пастыря, откуда происходит название произведения. Все откровения, которые получил Ерм, содержат увещания к покаянию.
В третьем видении Ерм увидел постройку на воде великой башни из блестящих квадратных камней. Строили башню шесть юношей, а тысячи других мужей приносили камни. По объяснению, башня есть Церковь на земле; шесть юношей – шесть первозданных ангелов, которым Господь вверил Свое творение; другие мужи – низшие ангелы. Башня строится на воде, чтобы показать, что жизнь через воду (т.е. таинство Крещения) спасена и спасется. Семь женщин, стоящих вокруг башни и поддерживающих башню, – это семь христианских добродетелей: вера, воздержание, простота, невинность, скромность, знание, любовь. Постройка башни еще не доведена до конца, но скоро завершится, и тогда наступит конец.
Пятое видение представляет введение к заповедям и притчам. Заповеди простым языком излагают христианское нравственное учение. Так, вторая заповедь предписывает жить в простоте и незлобии, творить милостыню, а в десятой – пастырь повелевает удалять от себя печаль, уныние и облечься в радость.
Окончив изложение заповедей, пастырь переходит к десяти притчам. Первая из них основана на уподоблении христиан гражданам небесного града, а в пятой притче пастырь научает, что совершенный и угодный Богу пост состоит в воздержании от греха. Десятая притча представляет собой заключение всей книги: «Не медлите, чтобы не окончилось строение башни... Если не поспешите исправиться, окончится башня, и вы не попадете в нее».
См. также: Толкование на книгу св. Ермы святитель Феофан Затворник
Содержание
Видение первое Обличение Гермы за его собственные слабости и за небрежность Видение второе Призвание Гермы к проповеди о покаянии детям его и всем верующим Видение третье Строение башни, изображающей церковь Видение четвертое О будущем гонении на христиан Заповедь первая Пролог О вере в единого Бога Заповедь вторая О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте Заповедь третья О том, что должно избегать лжи Заповедь четвертая О целомудрии и разводе Заповедь пятая О печали и терпении Заповедь шестая О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них Заповедь седьмая О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно Заповедь восьмая О воздержании от зла и о совершении добра Заповедь девятая Должно просить у Бога постоянно и без сомнения Заповедь десятая О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы Заповедь одиннадцатая О том, что истинные и ложные пророки познаются на деле Заповедь двенадцатая Об удалении от худых пожеланий и о том, что заповеди Божии возможно исполнить верующим Заповедь – эпилог Подобие первое Мы, не имея в этом мире постоянного города, должны искать будущего Подобие второе Как виноградное дерево поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного Подобие третье Как зимой нельзя отличить деревьев полных жизни от засохших, так и в настоящем веке нельзя отделить праведных от нечестивых Подобие четвертое Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и зелеными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством Подобие пятое Об истинном посте и о чистоте тела Подобие шестое О двояком роде людей сластолюбивых и о наказаниях их Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния Подобие восьмое Много есть родов избранных и кающихся во грехах, но по мере покаяния все будут иметь награду в добрых делах своих Подобие девятое Строение Церкви Божией, воинствующей и торжествующей Подобие десятое О покаянии и милостыне
«Пастырь» был написан Гермой, братом десятого епископа и папы Римского Св. Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима со 140 по 155 г. AD) Он относится к числу исключительно чтимых христианских сочинений – некоторые даже довольно опрометчиво называют его «утерянной книгой Нового Завета»). В Новый Завет «Пастырь» никогда не входил. Первый известный нам канон Священного Писания, так называемый канон Муратори (по имени первооткрывателя), составленный около 200 г. AD, упоминал «Пастыря» с уточнением, что, так как Ерму многие знали лично, не все полагают допустимым читать его труд в церкви (собрании) наравне с Евангелиями и Посланиями Апостолов. «Пастырь», кроме того, отличается довольно наивной, хотя и искренней христологией, что также не позволяет ставить его вровень с каноническими книгами. Тем не менее, эта книга по праву занимает одно из главных мест в ряду христианской литературы и может по праву считаться родоначальником жанра писаний Святых Отцов.