Послание к Ефесянам1

Источник

Содержание

Глава 1. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму Глава 2. Похвала прочим лицам посольства Глава 3. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом Глава 4. Подражайте единению пресвитеров с епископом Глава 5. Важность единения церковного Глава 6. Смотрите на епископа как на Самого Христа Глава 7. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек Глава 8. Вы велики и духовны Глава 9. Вы не внимали ложным учителям Глава 10. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры Глава 11. Последние времена; будем бояться Господа Глава 12. Похвала ефесянам Глава 13. Чаще собирайтесь для богослужения Глава 14. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами Глава 15. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа Глава 16. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный Глава 17. Остерегайтесь ложных учений еретиков Глава 18. Слава креста. Рождение и крещение Христа Глава 19. Три таинства Глава 20. Я еще буду писать вам Глава 21. Молитесь за меня и церковь сирскую  

 

Игнатий Богоносец2 достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной3 быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною.

Глава 1. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму

Я принял о Боге ваше многолюбезное имя4, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя5 и упование, (вы поспешили видеть меня)6, надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того7, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу8. И вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти9 епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.

Глава 2. Похвала прочим лицам посольства10

И о Вурре, моем сотруднике, о вашем о Боге дьяконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно11, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем.

Глава 3. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом

Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как моим соучителям12: ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божьею. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа.

Глава 4. Подражайте единению пресвитеров с епископом

Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.

Глава 5. Важность единения церковного

В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом, – не человеческое13, а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих14 имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: «Бог гордым противится»15. Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу.

Глава 6. Смотрите на епископа как на Самого Христа

И чем более кто видит епископа молчащим16, тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего17. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа. Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину.

Глава 7. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек

Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешенные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный18, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь19, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос.

Глава 8. Вы велики и духовны

Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям, будучи всецело преданы Богу20. Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу. Я отребье ваше21, и должен очиститься вашею, ефесяне, знаменитою в веках Церковью. Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно как и вера – дел, свойственных неверию, и неверие – дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.

Глава 9. Вы не внимали ложным учителям

Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам22 с злым учением. Но вы не позволили рассеивать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеиваемого ими, так как вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца23; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни24, ничего не любите, кроме одного Бога.

Глава 10. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры

Но и о других людях25 непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, – их заблуждению,– твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их26, – а постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничижению27, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела дьявольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.

Глава 11. Последние времена; будем бояться Господа

Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божьего, чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух,– только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего да не будет у вас. Ради Его и я несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан, которые силою Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами.

Глава 12. Похвала ефесянам

Знаю, кто я, и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.

Глава 13. Чаще собирайтесь для богослужения

Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.

Глава 14. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами

Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которая суть начала и конца жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединении суть дела Божьего; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца.

Глава 15. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа

Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтобы быть совершенным, дабы и словом действовать и в молчании открываться. Ничто не сокрыто от Господа, напротив и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, – как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его.

Глава 16. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный

Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие дома28 Царствия Божьего не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот кто его слушает.

Глава 17. Остерегайтесь ложных учений еретиков

Господь для того принял миро на главу Свою29, чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от надлежащей жизни30. Почему мы не все рассудительны, принявши ведение Божье, которое есть Иисус Христос? Зачем мы безрассудно погибаем, не признавая того дара, который истинно Господь послал?

Глава 18. Слава креста. Рождение и крещение Христа

Мой дух – в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь31. Где мудрец, где совопросник32, где хвастовство так называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду.

Глава 19. Три таинства

Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа33, три достославные тайны34, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? – Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.

Глава 20. Я еще буду писать вам

Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение,– особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе.

Глава 21. Молитесь за меня и церковь сирскую

Я жертва35 от вас и от того, которого, во славу Божью, послали вы в Смирну, откуда и пишу вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божьей. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем.

* * *

1

Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с дьяконом Вурром и другими членами своей церкви для приветствия святого узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл. 1, 2, 21); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (3–6) и удаляться от ложных учений (7–10); далее излагает пространнее свои увещевания о том же. Приветственное вступление и первая глава этого послания сохранились, с небольшими выпусками, в сирском тексте.

2

Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребления этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью, и полагают, что оно внесено в них посторонней рукой. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к Магнез. гл. 1 и к Смирн.

4

Ваше... имя, т. е. вас самих (ефесян), я принял в лице вашего епископа.

5

Т. е. за имя Христово.

6

Означенные скобками слова, коих нет в греческом тексте кодекса Медичи, вставлены Гефеле на основании древних переводов латинского, сирского и армянского.

7

В сирском стоит: του Θεού (учеником Божиим), а последующие слова опущены.

8

См. Еф.5:2.

9

Т. е. епископа видимого, представляющего власть невидимого епископа – Христа.

10

Всей второй главы до половины 3-й гл. нет в сирском переводе. По мнению Гефеле, сирский сократитель Игнатиевых посланий опускал в них все, что казалось ему ненужным, мало идущим к цели назидания, например о лицах, в них упоминаемых; и преимущественно имел в виду нравственные наставления Игнатия.

11

Слова, взятые из 1Кор.1:10.

12

Т. е. кроме Христа, вы мои учители (Гефеле).

13

Т. е. не плотское, земное, обыкновенное между людьми века сего.

16

Т. е. видеть его не вступающимся за оскорбление или пренебрежение его достоинства.

17

Мф.24:25 (так указано в печатном издании – примечание редакции “Азбуки веры”)

18

Рожденный и не рожденный (γεητός καί ἀγέννητος); так в кодексе Медичи и по древнему латинскому переводу. Но издатели: Якобсон, Гефеле и Дрессель читают: γενητός χαι άγένητος, factus et non factus, потому что так приводятся слова Игнатия во многих кодексах сочинения св. Афанасия (о соборах).

19

Таков смысл по чтению, удержанному Гефле на основании цитат у Афанасия и Феодорита; Дрессель предлагает чтение: ἀθάνατος έν ζωή άληθχινή, бессмертный (Бог) в истинной жизни.

20

Глав IV, V, VI и VII нет сирском тексте; начальные слова VIII главы так же опущены, а следующие за ним непосредственно связаны в нем с местом, заимствованным из 3-й главы.

21

Я ваше отребье (περίψημα). См. ниже гл. XVIII и 1Кор.4:13. Сирский и армянский перевод дают другой смысл: я радуюсь и молюсь за вас.

22

По-гречески стоит: έκειθεν. Игнатий не указывает определенно города, откуда пришли лжеучители в Ефес. Гильгенфельд принимает глагол: παροδέοω, в несобственном смысле, как уклонение от истинного пути (οδος); в таком случае это место значит: некоторые тамошние (в Ефесе) уклонились от истины.

24

Т. е. христианской, духовной, а не плотской, естественной.

25

Т. е. о неверующих и заблудшихся.

26

Ульхорн (Das Verhaltniss der kurz. griech. Recens. der Ign. Br. zur Syr Uebers., p. 40) предлагает другое чтение, по которому выходит такой смысл: не окажемся, стараясь подражать им, братьями их, но в кротости будем подражателями Господа.

27

Здесь следуем чтению Дресселя. По чтению других, эти слова относятся ко Христу: «кто более его пострадал» и пр.

28

Т. е. нарушители чести (блудники и прелюбодеи) или расточители и хищники имущества домашнего. См. 1Кор.6:9–10; Еф.5:5.

30

Т. е. от Христа, Который Жизнь и Истина.

33

Эти слова приводятся Оригеном (hom. 6 in Luc.) Василием Великим (hom. 25 о св. рожд. Христа), Иеронимом (in. Matth. 1), и др. В сирском переводе, который опустил гл. XI-XIV, XVI и XVII, содержатся начала гл. XVIII и XIX – следующие XX и XXI также опущены.

34

Сатана не мог не знать, что Христос Спаситель умер. Но Игнатий здесь говорит о рождении и смерти Спасителя, не как о событиях, на земле совершившихся, но как о таинствах, которые совершились в безмолвии Божием, т. е. в предвечном совете Божием, но после открылись миру, посредством звезды и других знамений.

35

Αντίψυχον. Это слово толкуется различно разными учеными. Гефеле держится такого смысла: вы найдете одобрение во мне и в том, которого...; Дрессель: я более своей души люблю вас и того...; Гильгенфельд, указывая на слова Игнатия к смирнянам гл. X и Поликарпу гл. II, VI, полагает что здесь Игнатий выражает свою готовность пожертвовать жизнью для блага Церкви.


Источник: Антология : Ранние Отцы Церкви. – Брюссель : Изд. «Жизнь с Богом», 1988. – 734 с. / Послание к Ефесянам. 101-110 с.

Комментарии для сайта Cackle