митрополит Евгений (Болховитинов)

Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович, Архиепископ Новогородский и Св. Синода Первенствовавший Член, родился 1681 года Июня 8 в Киеве и при Крещении наречен Елизаром. Отец его был Киевским купцом или мещанином: но в юных еще летах лишился он обоих родителей своих; а потому взял его на воспитание к себе родной дядя, Иеромонах Феофан Прокопович, бывший тогда Наместником Киево-братского Монастыря и Академическим Ректором, который, выучив его грамоте, записал в Академию; а по смерти его, случившейся в 1692 году, один Киевский Гражданин содержал его на своем иждивении в Школах. По окончании Философского курса Елизар, надеясь приобрести больше сведений в чужестранных Училищах, отправился 1698 года в Литву для продолжения своих наук. Но там с самого прибытия встретил он то затруднение, что в тогдашнее время никого из Греческого Исповедания не принимал в Польские Училища; а сие заставило Елизара назваться Униатом и для прикрытия своего намерения вступить даже в Братство Битевского Базилианского Монастыря под именем Елисея. После сего вскоре Настоятелем отправлен он был в Волынское Володимирское Училище, находившееся при Кафедральном Униатского Епископа Монастыре. Там отменные его способности обратили на него внимание Начальства и он вскоре определен был Учителем Стихотворства и Красноречия. Через несколько времени потом, как отлично ученый и деятельнейший из собратий, Провинциалом Базилианского Ордена послан он в Римскую Академию, куда обыкновенно посылались молодые и способнейшие Монахи для усовершенствования в Философских и Богословских науках. В Риме провел он 3 года, и не окончивши курса наук, по некоторым обстоятельствам, удалился через Венецию и Австрию, под именем путешественника, обратно в Польшу, и пришедши в Почаевский Православный Монастырь, находившийся в Воеводстве Волынском, пострижен там Игуменом Исаевичем в Православные Монахи, а при пострижении сем переименован Самуилом. Оттуда по приглашению Киевского Митрополита Варлаама Ясинского прибыл в Киев и принял в тамошнюю Академию Учителем Стихотворства. В сию должность вступил он 1 Сентября 1704 года и проходил по Июнь месяц 1705 года. В сем же году переименовался он по имени покойного дяди своего Феофаном. С 1706 года ему поручен был класс Риторический. В сие время Государь Петр Великий прибыл в Киев для обоснования Киево-Печерской Крепости, и Феофан по назначению Начальства Июля 5 того же года в Софийском Соборе говорил Ему поздравительную о благополучном прибытии Речь, которая Монарху весьма понравилась. В следующем 1707 году определен он Академии Префектом и Учителем Философии, которую и преподавал он два года; а сверх того Физику, Арифметику и Геометрию, чего дотоле в Академии не бывало.

После Полтавской победы, когда Государь в 1709 году возвращался через Киев, то Феофан Июля 10 говорил Ему в Софийском Соборе всенародно прекрасный на сию победу Панегирик, который тогда же на Русском, с переводом Латинским, напечатан был в Киево-Печерской Типографии в лист, а вторично-на одном Латинском языке, в Лейпциге 1711 г., в лист же. В том же году Декабря 5 говорил он еще в Церкви Киево-братского Монастыря всенародно Похвальное Слово Фельдмаршалу Князю Меньшикову, которое тогда же и там же было напечатано. С сего времени обратил он на себя особеннейшее внимание Монарха; и когда Государь в 1711 году отправился в Турецкий Поход, то взял его с собою. 11о возвращении того же года повелел Он произвести его во Игумена Киево-братского Монастыря, и вместе с сим Чином Феофан вступил в звание Ректора и Богословии Учителя Киевской Академии. Сию должность проходил он по Июнь месяц 1716 года с такою славою, какой предместники его в сем звании еще не имели. Между тем, еще в 1715 году Государь, вспомнив о нем, потребовал его в С.-Петербург; но он, по причине открывшейся у него каменной болезни, не мог туда явиться прежде осени 1716 года, а приехав, не застал Монарха, отправившегося тогда путешествовать по чужим Землям. Посему в ожидании Его, занимался он в Петербурге проповедованием Слова Божия; а к прибытию Государя препоручено было ему сочинить три Речи, первую от лица двухлетнего сына Его, Царевича Петра Петровича, вторую от лица Царевен Анны и Елизаветы, а третью от лица всего Российского народа. Когда Государь в 1717 году Сентября 20 прибыл в Петербург, и в тот же день вошел в комнату новорожденного сына своего, то из помянутых Речей первую произнес пред Ним Князь Меньшиков, вторую старшая Царевна, а третью сам Феофан. Государь принял его с особенною милостью, и с сих пор говорил он несколько Проповедей в присутствии Его, а тем приобрел вящее в себе Монаршее благоволение.

В 1718 году по Указу Государеву наречен он Июня 1-го, в день Пятидесятницы, во Епископа Псковского и Нарвского и на другой же день в присутствии Государя хиротонисан, с облачением в Саккос, что почиталось тогда особенным отличием для Епископа. Ибо по прежнему обыкновению при Российских Патриархах Епископы служили только в Священнической фелони с Омофором. По производстве его в сей, Монарх, давно уже намеревавшийся вовсе упразднить в России Патриаршеское Звание и на место оного уставить Духовную Коллегию, препоручил ему сочинить Духовный Устав, который в 1719 году им и написан был под именем Духовного Регламента. Сам Государь, рассмотрев, исправив и нечто прибавив, отдал оный на рассмотрение Сенату обще с Духовенством, при коих в собрании дважды был он читан, и в некоторых местах объяснен, новыми примечаниями; а наконец подписан Епископами, Архимандритами и Сенаторами, при слушании бывшими, а в заключении самим Монархом. Один экземпляр сей книги положен в Кабинетном Архиве, а другой отправлен был в Москву и в другие места для подписи не присутствовавшим при чтении Духовным Особам, и по окончании всего издан в списке.

Между тем в 1720 году Феофан пожалован Архиепископом, а при открытии Св. Синода, Поелику предположено быть в оном одному Президенту, 2-м Вице-Президентам, 4-м Советникам и 4-м Асессорам, то Президентом пожалован Стефан, Митрополит Рязанский, первым Вице-Президентом Феодосии, Архиепископ Новгородский, а вторым Феофан. При первом заседании сего собрания в 1721 году Февраля 17, Феофан говорил в присутствии Государя самого Слово из темы Иоанн. Гл. XV, ст.16: Аз избрах вас и положих, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет. Государь поручил ему в 1722 году сочинить сверх Правил, в Регламенте положенных, еще Прибавление о Духовном Причте и Монахах, которое по сочинении было также исправлено самим Монархом и утверждено в том же году. Сверх того особым Указом Генваря 28 того же 1722 года Феофану велено сочинить пространнейший Устав о Монахах и Училищах, а также о новом распоряжении всей Российской Иерархии. Но Поелику открылись различные о сем мнения, то в предначертание Уставу сему и в предварение народных толков, Государь дал Св. Синоду 31 Генваря 1724 года Указ, в коем Исторически объяснено начало Монашеского Чина, разделение оного на ученое и неученое, и назначение каждому из них классу особенных должностей и занятий; а вслед за тем Сентября 18 другой Указ о распоряжении Монастырских доходов. На сем основании Феофан сочинил Штат, по которому следовало быть в России пяти Архиепископам, Велико-Российскому, Белорусскому, Малороссийскому, Болгарскому и Сибирскому, а под их надзиранием 38 Епископам, и при них для помощи в правлении, а особливо в смотрении Училищ и Богаделен, 48 Архимандритам с достаточным для всех жалованьем из их доходов. Татищев (Российская История, Часть 1, стр. 578) говорит, что он видел в 1724 году сию роспись у Феофана, под которою собственноручно подписано было Государем: «достальные употребить Проповедникам во иноверцах, на прибавочным Школы и Богадельни», и того же 1724 года Декабря Государь изволил-де о учреждении Училищ в Монастырях Указом Синоду подтвердить. Но все сие за вскоре последовавшею кончиною Государя осталось без исполнения.

В 1724 году, когда Государь заблагорассудил короновать Супругу Свою Екатерину Алексеевну Императорским Венцом, то Феофан Майя 7 в Москве совершал Священный Обряд сей; а когда, Генваря 28 следующего 1725 года скончался Государь, то он при погребении Его Марта 1 и вторично 29 Июня в день Тезоименитства Его, излил над гробом Его все чувствования горести и приверженности своей в трогательнейших надгробных Словах. Императрица Екатерина 1 в Майе месяце того же года пожаловала его на место Феодосия, к лишению Чина осужденного и заточенного Архиепископом Новогородским и Первенствующим Членом Св. Синода. По кончине Ея говорил он и Ей Надгробное Слово 16 Майя 1727 года; а в 1723 году, по вступлении на Престол Государя Петра II, для Его Коронации отправился он наперед в Москву и встретил Его Речью, сперва в Новгороде Генваря 11, потом в Москве Февраля 4, а наконец по окончании Коронации, которую он же и совершал Февраля 25, приветствовал Его в Успенском Соборе. Там же на день Тезоименитства Его Июня 29 того же года говорил он в присутствии Его Слово. По кончине Его в 1730 году 28 Апреля короновал он Императрицу Анну Иоанновну и приветствовал Ее двумя Речами, одною от всех Чинов, а другою от Духовенства. Поелику же тогда Двор долго пребывал в Москве, то Феофан весьма часто занимался там проповедованием, и сказал много Поучительных и Надгробных Слов с отличною похвалою.

Все четыре Монарха, при коих он служил, изъявляли ему всегда отличную доверенность, – но и он жертвовал Им всем. Государь Петр Великий часто употреблял его в Кабинетных Делах Своих. Императрице Екатерине I, наипаче при вступлении на Престол, он оказал великие услуги вместе с Князем Меньшиковым и другими Вельможами. При учреждении Комиссии об обучении малолетнего Императора Петра II он писал многие полезные предложения. Императрица Анна Иоанновна, как скоро Верховным Советом избрана была в наследие Всероссийскому Престолу, то он, согласясь с Графом Ягужинским, прежде всех послал в Курляндию уведомление не только об избрании, но и о предположении Совета ограничить Ее Императорскую власть, с уверением, что сей Акт со временем может быть уничтожен; в чем он скоро с сообщниками действительно и успел, доставив Императрице план отмены, скрытый в поднесенных Ей столовых часах, и тем разрушил заговор. Он служил при сей Императрице только 5 лет и в 1756 году Сентября 8 на 55 году жизни своей скончался в Новгороде от застарелой каменной болезни; а погребен в Новгородском Софийском Соборе в Ризничной Палате.

Библиотека, состоявшая из 4000 книг, по Именному Указу отдана в Новогородскую Семинарию, а рукописи в Академию Наук. Пастырь сей оставил весьма много своих сочинений Ораторических, Богословских, Политических, Нравоучительных, Исторических и Стихотворных на Российском, Латинском и Польском языках. Из них доныне изданы в свет на Российском языке следующие: 1) Разные Поучения и Речи Панегирические, Приветственные и Надгробные. Многие из них с 1706 г. издаваемы были порознь в Киеве и С.-Петербурге; а в 1760, 1761 и 1765 гг. напечатаны в С.-Петербурге совокупно в 3-х частях в 4 долю листа. В 1-й части помещено 14 Слов и Речей, во 2-й- 17 Слов, а в 3-й-27 Слов и Речей, говоренных им на Русском языке; сам он перевел некоторые на Латинский язык, о чем ниже будет сказано; 2) Ответ Греко-российской Церкви на предложение Парижской Сорбонской Коллегии о примирении Восточной Церкви с Западною, писано в 1718 г., послан 1721 г., а напечатан во 2-й части Журнала Петра Великого, издан 1770 г., и в 3-й части Проповедей Митрополита Стефана Яворского; хотя таковой же Ответ писан был и Яворским, но в Сорбонну по одобрению Государеву послан Феофанов; 3) Букварь, или первое учение отроком с Катехизисом, напечатано 1-м изданием в С.-Петербурге 1720 г. в 4 долю листа и потом в Москве 1722, 1723, 1724 и 1743 гг. Катехизис его переведен на Английский язык и напечатан в Лондоне 1725 г. в 8 долю листа; 4) Предисловие к Морскому Уставу, писано в 1720 г. по препоручению Государя и печатается с тех пор при сем Уставе; 5) Родословная Роспись Великих Князей и Царей Российских до Государя Петра Великого, содержащая краткое описание дел каждого и время кончины, сочинена в 1719 г. и напечатана в 1720 г. на гравированном большом листе под лицами каждого Государя, но переплеталась и разрезанною в книге в 4 долю листа. О сем сочинении сам Феофан в одном Письме от 10 Мая 1720 г. писал к некоторому приятелю: «quod opusculum mole quidem parvum, magnas tarnen mihi molestias fecit, cogendo Polonicos et Ruthenicos Chronologos scrutari, et quinam verius dicant, judicare» («Это мое сочинение хотя по объему и невелико, однако причинило мне много беспокойства, поскольку я вынужден был изучать польских и русских летописцев и решать, кто из них говорил правду», – лат. ); 6) Духовный Регламент, о коем выше уже говорено, напечатан в 1-й раз 1721 г. в С.-Петербурге, потом многократно в С.-Петербурге и Москве, а Прибавление к нему о Церковном Причте и Монахах в 1-й раз напечатано в С.-Петербурге 1722 г. и с тех пор всегда печатается при нем же. Вся сия книга вскоре по издании переведена была на Немецкий язык и напечатана в Данциге 1725 г. в 4 долю листа, а на Латинский Архимандритом Иоакинфом Карпинским (см.ст. Иакинф Карпинский). Преосвящ. Евгений Булгар перевел также ее с Латинского и на Еллино-греческий, (см. ст. Евгений Булгар); 7) Рассуждение Св. Синода о браках правоверных с иноверными, сочинено в 1721 г. и тогда же напечатано в 4 долю листа; а с 1781 г. печатается при Духовном Регламенте. Повод к сему сочинению описан там же; 8) О возношении имени Патриаршего в Церковных Молитвах, чего ради оно в России отставлено, напечатано в Петербурге 1721 г. в 4 долю листа. Сия книжка писана в опровержение некоторых ропотов о не воспоминании в Церкви Патриархов по учреждении Св. Синода; 9) Розыск Исторический, коих ради вин и в яковом разуме были и нарицалис Императоры Римстии, как Язычестии, так и Христианстии, Понтифексами, или Архиереями многобожного Закона; а в Законе Христианстем Христианстии Государи могут ли нарещись Епископы и Архиереи, и в каковом разуме? – напечатано в С.-Петербурге 1721 г. в 4 долю листа, хотя в издании года и не означено. Сие рассуждение писано в подкрепление предыдущего; 10) Объявление с Увещанием от Св. Синода народу о продерзателях, не рассудно на мучение дерзающих, напечатано 1722 г. в С.-Петербурге в 4 долю листа. Случаем к сочинению сего Увещания было упорство некоторых Раскольников, добровольно подвергавшихся наказанию, нежели перемене одежд и стрижению волос; 11) Увещание от Св. Синода к Раскольникам, чтобы они безбоязненно для разглагольствия о своих сомнениях являлись в Св. Синод, напечатано 1722 г. в С.-Петербурге на листах (см. к сему статью о Неофите); 12) Ответы на предложенные из Приказу Церковных Дел Пункты о записных и незаписных Раскольниках, напечатано в С.-Петербурге 1722 г. в 4 долю листа; 13) Христовы Проповеди о Блаженствах Толкование, напечатано в С.-Петербурге 1722 г., потом многократно в Москве и Киеве. В Киевских изданиях сей книги прибавлен был азбучный Реестр на предметы, в ней находящиеся; 14) Правда, или оправдание воли Монаршей в избрании по себе наследника, коего изволит, напечатано в 1-й раз в Москве 1722 г. и вторично 1726 г., оба в лист. Рецензия сей книги напечатана была в Лейпцигских Латинских Ученых Актах 1723 г. (стр. 348–353). Но в 1727 г., по Именному от 26 Июля Указу Императора Петра II, книга сия везде отобрана потому, что сочинена была на случай удаления от наследства родителя его, Царевича Алексея Петровича; 15) Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, Апостолах Словенских, напечатано при конце переведенной по Указу Государеву с Итальянского языка Мавроурбиновой книги, изданной в С.-Петербурге 1722 г. под названием Историография початия имене, славы и расширения народа Славенского. Поводом к сочинению сего рассмотрения было то, что Мавроурбин, по примеру Папских Историков, утверждал, что Мефодий и Кирилл не из Константинополя, но из Рима якобы посланы были к Моравским Славенам. Феофан основательно сие опроверг из Папистических же Истоков; 16) Устав или изображение Келейного Жития Монахов Александро-Невского Монастыря, напечатано 1723 г. на листах, каждая глава порознь; а совокупно в Богдановом Описании С.-Петербурга, изданном 1779 г. в С.-Петербурге, и во 2-й части Истории Российской Иерархии 1810 г. в Москве; 17) Канон Молитвенный о здравии Императорской Фамилии во дни их Тезоименитства, Рождения, Коронации и проч., напечатано в Москве 1721 и 1723 г. в 4 долю листа; 18) Истинное оправдание правоверных Христиан Крещением поливательным во Христа Крещаемых, сочинено по определению Св. Синода и напечатано в С.-Петербурге 1724 г. в 4 долю листа, а потом еще два раза. Причина и повод к сочинению сей книги объяснены в Предисловии к оной; 19) Предисловие на Аполлодорову Библиотеку Языческого баснословия, напечатано при Российском переводе сей книги 1725 г. в Москве в 4 долю листа; 20) Знатные следы Священных Историй, в Еллинских баснях обретающихся, припечатано на конце той же Аполлодоровой книги. Обе сии статьи написаны для предупреждения народа от соблазна при чтении сей книги Языческого баснословия; 21) Увещание от Св. Синода невеждам (Раскольникам), напечатано 1725 г. С.-Петербурге на листе; 22) Краткая Повесть о смерти Петра Великого, напечатано 1725 г. в С.-Петербурге в 4 долю листа и в Москве 1726 г., потом передано самим Сочинителем на Латинский язык и издана вместе с Надгробными Словами 1726 г. в 4 долю листа в Ревеле под названием Lacrimae Roxolanae, и того же года еще в Гамбурге на Латинском и Немецком языках порознь в 4 долю листа, а в 1743 г. Архимандритом Давидом Нащинским в 5-й раз напечатана между Латинскими Прокоповичевыми сочинениями (см. ниже № 2); четвертое Русское издание сей книжки в переводе с Латинского напечатано в С.-Петербурге 1819 г. в 8 долю листа; 23) Мнение, каким образом и порядком надлежит Багрянородного Отрока наставлять в Христианском Законе, сочинено по случаю распоряжения учения Государя Императора Петра II и напечатано при книге, изданной для Государя от Обер-Гофмейстера Барона Остермана 1728 г. в С.-Петербурге в 8 долю листа, под названием Расположение Учений; 24) Церемониал встречи Императора Петра II на приезд в Новгород из Москвы 1728 г. Генваря 11, с переводом Латинской Оды Феофановой же, напечатано в IX части Древней Российской Вивлиофики, 2-е издание; 25) Сокращенное Христианское Учение, или краткие сказания, 1-е о Боге, 2-е о Божием Промысле, 3-е о Законе Божием, сочинено в 1731 г. напечатано в Могилеве 1761 г., в 4 долю листа, со многими прибавлениями Преосв. Георгия Конисского, а без оных в С.-Петербурге 1765 г. в 8 долю листа; 26) Краткая История о делах Петра Великого до Полтавской победы, сочинено около 1730 г., а напечатано в С.-Петербурге 1773 г. и в Москве 1788 г. в 8 долю листа с планами баталий; 27) Апология, или рассуждение о книге Соломоновой Песни Песней, что оная не человеческою волею, но Духа Святого вдохновением написана, сочинено около 1730 г. а напечатано в Москве 1774 г. в 4 долю листа и вторично 1784 г.; 28) Рассуждение о безбожии, сочинено около 1730 г., а напечатано в Москве 1774 г. в 4 долю листа и 1784 г. в 8 долю листа; 29) Благодарственное Моление о возведении на Престол Императрицы Анны Иоанновны и то же На день Коронации Ее, напечатано в С.-Петербурге 1734 г. и разослано по Церквам; 30) В 1774 г. в Москве в 8 долю листа изданы совокупно 4 Феофановы Трактата, писанные также на Русском языке: а) О поливателъном Крещении, о чем выше уже упомянуто; б) Об иге неудобоносимом. Сие сочинение писано Феофаном еще в 1712 г. для Графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина и ему было посвящено. В 1784 г. оно особо еще было напечатано в Москве под заглавием: Книжица, в ней же повесть о расправе Павла и Варнавы с Иудействующими и трудность Слова Петра Апостола о неудобоносимом Законном иге пространно предлагается. Архимандриты Давид Нащинский и Иакинф Карпинский перевели сей Трактат на Латинский язык и напечатали под названием De Jugo intolerabili в Лейпциге 1782 г. в 8 долю листа; в) о Присяге, или клятве, т.е. подобает ли Христианам присягать, или клятися всемогущим Богом? – сочинено около 1726 г. Оно также особо напечатано в Москве 1784 г. Сие сочинение переведено на Греческий язык Преосв. Евгением Булгаром; г) Вещи и дела, о коих Проповеднику надлежит проповедовать, сочинено около 1726 г. в дополнение к Главе Духовного Регламента о Проповедниках. Оно также и особо напечатано в Москве 1784 г.; 31) Из Стихотворных его Русских сочинений напечатаны только Стихи Князю Кантемиру при его Сатирах и Перевод Оды Петру II в IX части Древней Российской Вивлиофики 2-го издания, о чем сказано уже выше; 32) Болтин приписывал ему еще Подробную Летопись от начала России до Полтавской Баталии, найденную и изданную Н.А. Львовым в 4 частях 1798 г. в С.-Петербурге, – но она, кажется, не стоит ума Феофанова.

Латинские сочинения Феофановы, доныне изданные: 1) Правила Пиитические с примерами Латинскими и Польскими, сочиненные им в 1705 г. для учеников своих, на Латинском языке. Могилевский Преосв. Георгий Конисский, напечатал оные в Могилеве 1766 г. в 8 долю листа под названием De arte Poetica Libri III, ad usum et institutionem studiosae juventutis Roxolanae dictati Kiouiae in Orthodoxa Academia Mohyleana A.D. 1705 г. (О поэтическом искусстве, в III книгах, для пользы и наставления учащегося юношества роксоланского, отпечатанное в Могилевской Православной Академии 1705 г., – лат. ). На конце сей книги припечатан Феофанов же Epinicium sive Carmen triumphale de victoria ad Poltavam A.D.1709 junii 29 (Победная Песнь no поводу Полтавской битвы года 1709 29 июня, – лат. ), с его же переводом Польским в стихах и Carmen gratulatorium ad Imperatorem Petrum II cum Mosquam tenderet insignia regni capessurus (Поздравительная песнь Императору Петру II, когда он направлялся в Москву для принятия знаков Царского Достоинства, – лат. ). Красотам сей последней Горацианской Оды Тредьяковский столько удивлялся, что равнял ее с самыми лучшими Горациевыми. Русский перевод оный напечатан в конце IX Части Древней Российской Вивлиофики (см. выше № 25. 2). В 1743 г. Архимандритом Давидом Нашинским издано в Бреславле собрание Феофановых Латинских переводов и нескольких сочинений под названием Lucubrationes Illustratissimi ас Reuerendissimi Theophanic Procopovicz (Сочинения славного и достопочтенного Феофана Прокоповича, – лат. ). В сей книжке помещены: а) Латинский перевод Истории о смерти Петра Великого под названием Lacrimae Roxolanae (Слезы Роксоланы, – лат . ); 6) Латинский перевод Надгробного Слова Петру Великому; в) Латинский перевод другого Надгробного Панегирического Слова, говоренного на день Тезоименитства Петра Великого; г) Латинский перевод Панегирика на Полтавскую победу; д) Торжественная песнь на ту же победу, сочиненная Латинскими стихами с Феофановым же Польским переводом оные в стихах, которые помещены и при вышеупомянутой Пиитике его; е) 18 Латинских Писем к разным приятелям; з) в 1745 г. тем же Архимандритом издано в Бреславле несколько Латинских сочинений Феофановых и других под названием Miscellanea Sacra (Различные сочинения на Священные темы, – лат. ), в 8 долю листа. В сей книге содержится: а) Феофанова Апология, или защищение Веры, предложенное Письмом в ответе некоторым Лютеранским Богословам, писавшим к Печерскому Монаху Михаилу Шию на его к ним письмо о Вере Восточной Церкви; б) Апология, или защищение Святых Мощей Киево-Печерских, писана в опровержение о Мощах сих сомнений, выдумываемых Папистами, а особливо напечатанных Иоанн. Гербинием в книге его Kijouia subterranea (Киевское подземелье, – лат . ), изданной в Кенигсберге в 1675 г. Апология сия, хотя содержанием своим сходна с печатаемою при Патерике Печерском, но подробнее, пространнее и основательнее. Она с Латинского переведена уже на русский язык и напечатана в Москве в 1786 и 1799 гг. в 8 долю листа под заглавием Рассуждение о нетлении Мощей святых Угодников Божиих, в Киевских Пещерах нетленно почивающих, т.е., что оные честные Мощи не естественными причинами и не человеческим искусством, но единственно Божескою сверхъестественною силою сохранены и доныне сохраняются. Сокращение сей книги напечатано в Киеве в 1823 г.; в) Его же Латинский перевод Поздравительной Речи Императрице Анне со вступлением на Престол; г) его же Латинская Ода Императору Петру II на путешествие его в Москву для Коронации. О сей Оде выше уже упомянуто; д) Его же Описание местоположения Киева Латинскими Элегическими стихами; е) Его же Латинская Увещательная Элегия ученику о соблюдении непорочности жизни; ж) Его же Латинская Монашеская Элегия от лица сына к родителю, отклонявшему его от Монашеской жизни к светской; з) Его же Латинское Письмо, писанное в 1733 г. к Михаилу Маларду, Английскому Пастору, которого обратил он к Греко-российскому Вероисповеданию и Ответ Малардов, содержащий все Исповедание Веры Восточной Церкви в статьях отличительных от других Христианских Исповеданий; и) Митрополита Стефана Яворского Латинская Элегия к своей библиотеке; й) Михаила Маларда Латинская Поэма в похвалу Императрице Анне; к) Того же Маларда Латинская Поэма в похвалу Боярыни Мошковой; л) Того же Маларда Латинская Поэма в похвалу Боярину и Кавалеру Андрею Ивановичу Ушакову; м) Латинское Письмо от Магистра и Виттембергского Диакона Рудольфа Креслинга к Рафаилу, Митрополиту Киевскому; н) Феофана Прокоповича 6 Монашеских Проповедей (Orationes Asceticae), говоренных в Киеве на Польском языке. Перевод Русский некоторых из сих Проповедей напечатан в Журнале Христианском Чтении 1826 г.; 4) Семь Трактатов Богословских на Латинском языке, их коих: I) содержащий Введение в Богословию, напечатано в Кенигсберге в 1775 г.; II) о Боге, там же 1744 г.; III) о Св. Троице, там же 1775 г.; IV) о происхождении Святого Духа, в Готе 1772 г.; V) о Сотворении и Провидении, в Кенигсберге 1755 г.; VI) о неповрежденном человеке, в Москве в 1770 г; VII) о поврежденном человеке, Трактат неоконченный, а только первые 6 глав напечатано в Москве в 1770 г.; все в 8 долю листа. Далее сего Феофан не продолжал своей Богословии, да и не имел времени написанного исправить и пополнить; а потому-то в Трактатах его часто замешаны только выписки из Гергарда и других Богословов, коими при поспешности в приготовлении своих Лекций он пользовался; а Митрополит Стефан Яворский заметил в ней даже некоторые не православные мнения по рукописям.

К сим же Трактатам отнести должно его особенное на Латинском языке сочинение О благодатном чрез Христа оправдании грешника, писанное им для одного приятеля в 1716 г., а напечатанное в Бреславле в 1769 г. 8 долю листа под названием De gratuita peccatoris per Christum Justicatione. При издании 4-го Трактата О происхождении Св. Духа Преосв. Дамаскин Семенов-Руднев, тогда еще в Геттингене обучавшийся, включил в оный свою целую 16-ю главу о порче книг Греческих, присовокупил Историческую роспись Восточной и Западной Церкви и Писателей о сем Догмате, дополнил самую Историю о сем споре и прибавил весьма многие ссылки, примечания и азбучную роспись на всю книгу. Докончанием всей Феофановой Системы Богословия по его предначертанию занимались многие Киевские Ректоры, а наипаче Давид Нашинский и Никодим Панкратьев, но не окончили; а Кассиан Лехницкий, хотя и кончил всю Догматическую и Моральную Богословию, но только в сокращении, отступив притом от предначертания и порядка Феофанова. Уже Преосв. Самуил, Митрополит Киевский, исправив наконец Феофановы Трактаты и докончив по Методу его всю Догматическую Богословию, издал оную в 3-х томах 1782 г. в Лейпциге в 8 долю листа. С сего издания потом-таки напечатана она там же в 1792 г. Н.Н. Бантышем-Каменским. Из Богословских Трактатов Феофановых переведено на Русский язык и напечатано в Москве в 1773 г. 4 статьи: а) История о начатии и происхождении раздора между Греками и Римлянами о исхождении Св. Духа; б) Православное учение о хуле на Духа Святого; в) Православное учение о благодатном человека грешного чрез Иисуса Христа оправдании; г) Особенное Рассуждение о грехе смертном и простительном; 5) 30 Латинских Писем Феофановых разным лицам, изданы тем же Преосвящ. Митрополитом Самуилом в 1776 г. в Москве. В семь изданий помещены и вышеупомянутые 18 Писем, напечатанных Давидом Нащинским. Одно его Латинское Письмо к Профессору Гроссу напечатано и в Российском Магазине Туманского в 1793 г.; но оно есть и в Самуилове издании, а одно, нигде еще неизданное, с переводом и с Литографическим оттиском подлинника напечатано при VIII книжке Санкт-Петербургского Журнала Соревнователь в 1819 г. Русское Письмо Феофаново к Императрице Анне с поздравлением о принятии Престола, напечатано было в Санкт-Петербургских Ведомостях в 1730 г., в № 21. Сам Феофан в 24 Письме (издания Преосв. Самуила) поправляет некоторые опечатки сего Письма.

Сочинения Феофановы, в свет еще неизданные: 1) Трагедо-комедия на русском языке, представленная в Киеве Академистами 5 июля 1705 г. под названием Владимир всех Славено-Российских стран Князь и Повелитель. Сия Драма писана им силлабическими без скансий стихами в бытность еще Учителем Поэзии, по обыкновению, издавна в Киевской Академии заведенному, чтобы каждый Учитель Поэзии ежегодно для летних Рекреаций сочинял по одной Драме; 2) Правила Риторические на Латинском языке, сочиненные для учеников в 1706 г. в бытность Учителем Риторики. Очень хорошие сей книги списки находятся в Новгородской и Вологодской Семинарских библиотеках. 3) Аристотелико-Схоластическая Философия на Латинском языке, сочиненная также для учеников своих в 1708 г. в бытность Префектом и Учителем Философии. Списки оной находятся в Киевской и Санкт-Петербургской Духовных Академических библиотеках. Преосв. Самуил, Митрополит Киевский, имел намерение издать оную всю, но один только из нее Трактат О правилах диспутования доныне напечатан при Баумейстеровой Философии, многократно издаваемой Н.Н. Бантышем-Каменским; 4) География Апостольская, или описание мест, упоминаемых в путешествиях Апостолов у Луки, в Деяниях и у Дорофея. О книге сей сам Сочинитель в одном Письме к своему приятелю от 10 мая 1720 г. писал, что он сочинил ее для Государя, который жаловался, что в новейших Ландкартах нельзя сыскать многих Апостольских мест, по неведению древних их названий; 5) Мнение о правильном разводе мужа с женою представлено было в 1721 г. Св. Синоду на рассмотрение, но не утверждено; 6) Трактат, в коем изъясняется, с коего времени началось Патриаршеское Достоинство в Церкви, и каким образом 400 лет Церкви управляемы были без Патриаршества и доныне некоторым не подлежат Вселенским Патриархам? Сочинитель в вышеупомянутом же письме говорит, что он книгу сию предпринял сочинить для оправдания учреждения Св. Синода; 7) Аргументы из Соборов, Декретов и Дипломов Императорских, которыми доказывается, что Императоры имели попечение о Церкви, сочинено около 1722 г. в дополнение к Розыску Историческому (о коем выше упомянуто под № 9 Сочинений Феофана, Российских изданных); 8) Трактат о Лицемерах. О нем сам Сочинитель упоминает в вышеупомянутом же Письме. Можно думать, что сия книга есть та самая, которую он после в 1722 г. издал под названием Христовы о Блаженствах Проповеди Толкование, о коей выше под № 13 сказано. Ибо книга сия не столько изъясняет Блаженства, сколько обличает присвояющих себе оные; да и в Карманных Записках Петра Великого у Голикова значится, что он повелел сочинить книгу о Ханжах и изъяснить Блаженства не так, как они думают; 9) Трактат о мученичестве, писан в 1720 г. по приказанию Государя для вразумления Раскольников, добровольно подвергавшихся наказанию за принуждение в перемене их привычек. Из сего Трактата одну часть он издал в Объявлении о Продерзателях, напечатано 1722 г., а другую присовокупил на конце к Толкованию о Блаженствах; 10) Трактат о Амазонках, с доказательством, что они были Славянки. Татищев (Российская История, Часть I, стр. 456) свидетельствует, что Феофан сию книгу в 1724 г. поднес Императору Петру Великому; 11) Устав, что надлежит делать ученикам по дням и часам, писан в 1727 г., и Прибавление к оному Уставу, писанное в 1732 г. Обе сии статьи сочинены для домашних его учеников, для коих он еще с 1720 г. на своем иждивении завел в С.-Петербурге при Карповском Подворье своем Семинарию и содержал 60 человек; а в 1730 г. 10 лучших из них отдал в Гимназию Академии Наук под особенное наставление Профессору Гроссу. В числе сих учеников у него воспитывались не только Русские, но и чужестранцы; 12) Вопросы и Ответы из мнения о наставлении Отрока Багрянородного Императора Петра II; 13) Описание кончины Императора Петра II и бывших после оной происшествий, писано около 1730 г.; 14) Рассуждение о присутствовании в Синоде большему числу из Архиереев, представлено на рассмотрение Синоду 20 Мая 1730 г.; 15) Рассуждение о бытии в Синоде непременным Членам, представлено Синоду 20 Мая 1730 г.; 16) Повесть о Царствии Божий; 17) Толкование Псалма 140; 18) Толкование на Пророка Исайю, не окончено; 19) Наставление Священнику на Доклад его словесный о необычном грехопадении Духовного его сына; 20) Краткое учение Христианское молодому Отроку и невежде прислушающее, беседами Учителя и ученика, в 3 стихах составленное; 21) Разговор Селянина и Гражданина с Дьячком; 22) Разговор Тектона с Купцом; 23) Примечания на книгу Доминиканца Бернанда Риберы, бывшего при Гишпанском Посланнике, Герцоге Делирии, в Москве во время Коронации Императрицы Анны Иоанновны и написавшего там опровержение на изданное в 1729 г. в Иене под именем славного Лютеранского Богослова Франц. Буддея, рассуждение под названием Apologia pro Luthero (Апология Лютера, – лат .) (см. ст. о Стефане Яворском). Апологию сию, писанную неизвестно кем (а только слух носился тогда, что кем-то в России, даже из Русских, как уверял Рибера), на книгу Митрополита Стефана Яворского, именуемую Камень Веры, Рибера в защиту Яворского опровергнул и напечатал книгу свою под названием Responsum Antapologeticum (Антиапологетический ответ, – лат. ) в Вене в 1731 г. в 4 долю листа, посвятив оную Императрице Анне Иоановне. На сию-то Риберину книгу Феофан сделал некоторые Критические Примечания, выставляющие опасность ее, и подал оные в Кабинет 1733 г. Подлинник за подписанием Сочинителя хранится в Московском Архиве Иностранных Дел. Но списки оных находятся у многих; 24) Выписка доказательств из Св. Писаний и Правил о том, что дети побочные, подкидыши и не известных родителей не могут быть допущены в Священный Чин, писана на Латинском языке; 25) Показание прореченного прежде в словесах Божиих, издавна уже явившегося в мир Великого Антихриста, через характеры его, в Св. Писании предложенные, и по его явлении от многих прошедших лет узнанные и ныне ясно видимые на нем. Книга сия писана в 1735 и 1736 гг. незадолго до смерти, в опровержение дерзких Раскольничьих мнений о явлении Антихриста якобы в лице некоторых Коронованных Особ. Он расположил сие Сочинение на две Части, и в 1-й исчислял безыменно отличительные свойства Антихриста, означенные в Св. Писании; а во 2-й Части намерен был применить оные к Папе, следуя примеру некоторых тогдашних Протестантских писателей; но Трактат сей остался не кончен, и написано только 1-й Части 6 и несколько 7-й Главы; 26) Краткое учение Отроком о Причащении Тела и Крови Христовы, в Вопросах и Ответах; 27) Повесть о вступлении на Престол Императрицы Анны Иоанновны; 28) Письмо к Императрице Анне Иоанновне, с приложением примечаний по делу эащищения в Польше и Литве Правоверных Россиян 18 Августа 1355 г.; 29) Сам Феофан в Трактате своем de Processione Spirittus Sancti (О происхождении Святого Духа, – лат. ), параграф 218 (издания Дамаскинова), упоминает еще о сочинении своем под названием Исследование о Флорентийском Соборе (Examen Concilii Florentini); но книга сия неизвестно где. Сверх сих сочинений Феофановых несколько Латинских и Русских его Писем хранится доныне у любителей памяти сего Иерарха.

Из неизведанных мелких Стихотворений Российских сего Сочинителя известны: 1) Стихи на приезд Государыни Императрицы Анны Иоанновны в Подмосковное село Владыкино в 1732 г.; 2) Па Ладожский канал в 1733 г.; 3) На приезд Императрицы Анны Иоанновны в Приморскую Мызу в 1733 г.; 4) О Станиславе Лещинском в 1734 г.; 5) На новый Зимний Дворец в 1734 г.; 6) Адаму Диакону надгробная надпись 1734 г.; 7) К Луке и Варлааму Кадетским 1734 г.; 8) К тем же того же года; 9) Благодарение Економу Герасиму от служителей домовых за нововымышленной солод: а) от Ильи Интенданта, б) от Неймана, в) от Учителя, г) от Козака, д) от малых детей, е) от Новогородских Архиерейских Дворян 1735 г.; 10) К лихорадке в лихорадке; 11) Преложение Псалма 90; 12) Перевод из IV книги 21 Марциаловой Епиграммы на Целия безбожника; 13) Перевод Скалигеровой Епиграммы на сочинение Лексиконов; сверх сего Духовные Песни: а) Кто крепок на Бога уповая; б) О суетный человече, писаны около 1724 г.; в) Коли дождуся весела ведра; г) Прочь уступай, писана 1730 г.; д) Что мне делать, писана в 1734 г., и некоторые другие.

Все сочинения сего знаменитого Писателя доказывают в нем остроту ума, пылкость воображения и обширные сведения в Богословии, Философии, Всеобщей Словесности, Истории, Политике и Законоведении Церковном и Гражданском. Князь Кантемир в 3-й своей Сатире сказал о нем:

Дивный Первосвященник, которому сила

Высшей мудрости свои тайны все открыла

И все твари, что мир сей от века наполняют,

Показала, изъяснив, от чего бывают.

Феофан! которому все то далось знати,

Здрава человека ум, что может понята, и проч.

Татищев (Российская История, Часть I, стр. 236) также свидетельствует о нем, что «в науке Философии новой и Богословии столько был он учен, что в Руси прежде равного ему не было, и в испытании Древности великое тщание имел, а по природе острым суждением и удивительно твердою памятью был одарен». В Санкт-Петербургских Ученых Ведомостях, издававшихся в 1777 г., напечатано несколько Похвальных ему надписей, из коих наипаче замечательна следующая:

Великого Петра дел славных Проповедник;

Витийством Златоуст, Муз чистых собеседник,

Историк, Богослов, мудрец Российских стран,

Таков был Пастырь стад словесных Феофан.

Иностранцы, имевшие случай видеть и знать его, признавали его также почти единственным Ученым между Россиянами. А Левек приписывает ему рождение Словесных наук в России. В Латинских его сочинениях слог весьма чист, витиеват и плавен; но в Российских, по вкусу тогдашних времен, наполнен излишним Славянизмом, а иногда простонародными и Польскими словами. Посему-то самые красноречивейшие его Поучения ныне приятнее читать в переводах, нежели в подлинниках. Впрочем, сему эстетическому изменению всегда подвержены бывали и будут все произведения словесности, писанные на живых языках. Герцог Делириа в своих Записках о России говорит, что он хорошо знал и Итальянский язык.



Источник:

Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 416 с.

Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры