Азбука веры Православная библиотека митрополит Евгений (Болховитинов)

митрополит Евгений (Болховитинов)

Воспоминание о научной деятельности Евгения, митрополита Киевского И.И. Срезневский 0

Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархией 0

Дружеская переписка эпохи просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В.И. Македонцу 0

Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Русские писатели-богословы

Евгений Болховитинов - ученый и архиерей Н.Ю. Чиркова, Е.А. Шляпникова 0

Евгений Болховитинов, как митрополит Киевский С.М. Карпов 0

Митрополит Евгений (Болховитинов) и начало изучения русских провинциальных древностей Н.Н. Жервэ 0

Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси архим. Августин (Никитин) 0

Переписка Евгения с Державиным Я.К. Грот 0

Писательницы в «Словаре русских светских писателей» митрополита Евгения (Болховитинова) Н.Н. Пуряева 0

Труды митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) по истории Русской Церкви Н.И. Полетаев 0

Усердный ревнитель просвещения Н.Н. Жервэ 0

Ученые труды преосвященного Евгения (Болховитинова), митрополита киевского прот. Павел Николаевский 0

Жизнеописания

История России

Письма

Слова

митрополит Евгений (Болховитинов)

митрополит Евгений (Болховитинов) (29.12.1767–07.03.1837)

Биография

Митрополит Евге́ний (в миру Евфи́мий Алексе́евич Болхови́тинов) – епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов), родился 18 декабря  1767  года в городе Воронеже  в семье приходского священника Алексия Болховитинова.
С 1777  года обучался сперва в Архиерейском певческом хоре, с 1778  года - в Воронежской духовной семинарии  до половины курса Философии.
В 1785  году окончил Воронежскую духовную семинарию и как лучший ученик был отправлен для продолжения образования в Московскую Славяно-греко-латинскую академию . Одновременно с занятием в академии слушал лекции в Московском университете.
9 января 1789  года был назначен преподавателем риторики и французского языка в Воронежскую духовную семинарию . В риторическом классе преподавал особым курсом Греческие и Римские древности.
С 20 августа 1789 года был вице-префектом и библиотекарем. С июня 1790  года, сверх всего, преподавал философию, а 5 сентября того года определён префектом  семинарии и учителем богословия.
4 ноября 1793  года вступил в брак с Анной Антоновной, дочерью липецкого купца Расторгуева.
В 1793  году был рукоположен во священника  в Воронеже епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым) .
25 марта 1796  года был возведён в сан протоиерея  и определён настоятелем  Преображенского собора  города Павловска  Воронежской епархии с оставлением при семинарии в прежних должностях. При этом был определен присутствующим Воронежской консистории, имея постоянное жительство в Воронеже.
В 1797 -1798  годах исполнял обязанности ректора  семинарии. С 14 августа 1797 года обучал церковной истории, священной герменевтике, языкам еллинскому, простому греческому и французскому высшего класса.
В 1798  году лишился троих детей, а 21 августа 1799  года овдовел.
Был вытребован Санкт-Петербургским митрополитом Амвросием (Подобедовым) .
3 марта 1800  года был назначен префектом Александро-Невской академии , философии и красноречия учителем.
9 марта 1800 года пострижен в монашество  в Александро-Невской Лавре  с наречением имени Евгений.
11 марта 1800  года возведён в сан архимандрита  Троицкого Зеленецкого монастыря  Санкт-Петербургской епархии.
С августа 1800  и весь 1801  год исполнял чреду священнослужения в Петербурге  и был членом Санкт-Петербургского комитета благодетельного общества.
27 января 1802  года переведен в Сергиеву пустынь .
17 января 1804  года хиротонисан во епископа  Старорусского .
В 1805  году избран почетным членом Московского университета; в 1806  г. - действительным членом Российской академии.
С 24 января 1808  года - епископ Вологодский .
В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В 1810  году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в1811  г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
С 19 июля 1813  года - епископ Калужский  и с этого года - почетный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814  года - член Санкт-Петербургской духовной академии ; с 1815  г. - московского общества врачебных и физических наук.
7 февраля 1816  года возведен в сан архиепископа  и назначен на Псковскую кафедру .
Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
С 1817  года - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818  г. - член комиссии составления законов.
С 24 января 1822  года - архиепископ Киевский .
16 марта того же года возведен в сан митрополита  Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода  и избран членом Виленского университета.
С 1823  г. - член Киевской духовной академии ; с 1826  г. - почетный член Академии наук.
С 1827  г. - доктор философии Дерптского университета.
С 1829  г. - член Санкт-Петербургского университета.
В 1834  г. избран членом королевского копенгагенского общества северных антиквариев.
С 1835  года - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
Скончался 23 февраля  1837  года. Был похоронен в Сретенском приделе Киево-Софийского собора  согласно его завещанию.
Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.
По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.
"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский , - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".
По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".
Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:
      "Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".
Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения:

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви.
  • Собрание поучительных слов