профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

Заметка о слове «канонизация»

По поводу напечатанных мною в прошлогоднем «Богословском Вестнике» статей, под заглавием: «История канонизации святых в Русской церкви», считаю за нужное сделать объяснение относительно слова: «канонизация».

Я не ввожу первый в употребление заимствованного с Запада, из языка латинской церкви, слова «канонизация», как могут подумать это иные, а употребляю его потому, что считаю его уже принятым в пашей церковно-исторической и церковно-археологической науке. Кто первый начал употреблять у нас слово «канонизация», не могу сказать; но его употребляют: преосв. Макарий в Истории Русской церкви (VI, 219, VII, 438, 445, 447, VIII, 46), В. О. Ключевский в Древнерусских житиях святых (стрр. 223–227), преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока (т. I, стрр. 309 и 313, и приложж. стр. 191, т. II приложж. стр. 58). После преосв. Сергия употребляют слово «канонизация» если же совершенно все, то почти все писатели, которые по содержанию своих сочинений говорят о действии нашей церкви, обозначаемом у латинян этим словом. Так, употребляют его: покойный И. Д. Мансветов в своем разборе «Полного месяцеслова» преосв. Сергия, составленном для Академии Наук в 1878 году (отдельн. брошюр. стрр. 31, 37, 41, 44), г. Н. Барсуков в сочинении: Источники Русской агиографии (многократно), гр. М. В. Толстой в биографических дополнениях в напечатанной им «Книге, глаголемой описание о Российских святых» (тоже), покойный архимандрит Леонид в своей книге: Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (тоже), преосв. Димитрий (Самбикин) во втором издании своего Месяцеслова святых, всею Русскою церковию или местно чтимых (тоже). Употребляется оно и в некоторых руководствах к Русской церковной истории, одобренных Учебным Комитетом при Св. Синоде.

Слово «канонизация» принято в нашей церковно-исторической и церковно-археологической науке по неимению в Русском или Греческом языке соответствующего нарочитого или, как говорят, технического слова. Что же касается до возражения против него, будто с ним привносятся к нам из латинской церкви неправые понятия, то вовсе не может быть возражение признано состоятельным. Если бы и действительно латинская канонизация святых представляла по своему существу нечто отличное от нашего православного причтения к лику святых и более или менее погрешительное, то вместе с словом не переходило бы к нам обязательным образом и латинское понятие, взамен которого ничто не препятствовало нам соединить с ним свое собственное, православное, понятие. Но на самом деле между латинской канонизацией святых и нашим православным причтением к лику святых нет никакого различия (не все же непременно считать у католиков за еретическое!). В нашей православной церкви причитаются к лику святых подвижники благочестия, прославленные от Бога даром чудотворений; но совершенно тоже самое и в римско-католической церкви (канонизуются усопшие, считаемые подвижниками благочестия, которых принимают за чудотворцев), с тою только разностью от нас не по существу, что процесс дознания о достоверности чудес значительно сложнее нашего (и потом еще, что объявление канонизации совершается с особою, весьма пышною, церемонией, которой у нас нет). А чтобы папа возводил во святые, кого хотел, так это совершенная неправда.


Источник: Голубинский Е. Е. Заметка о слове "канонизация" // Богословский вестник 1895. Т. 1. № 1. С. 166-167 (2-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Ответ на статью: "Московский академический историк о житии прей. Сергия", напечатанную в журнале "Странник" профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

2. Против думской отрыжки протопресвитер Евгений Аквилонов

3. Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

4. После Оксфорда профессор Георгий Петрович Федотов

5. Послание к Василию, архимандриту Печерскому XII столетия протоиерей Александр Горский

6. Нужны ли России муфтии? Евстафий Николаевич Воронец

7. Пятистолетие в 1879 году проповеди св. Стефана Пермского протоиерей Евгений Попов

8. Новости русской и иностранной богословской литературы протоиерей Евгений Воронцов

9. Сведения о раскольниках в сочинении Н. Берга: Exercitatio historico-theologica de statu Ecclisiae et religionis Moscovitae профессор Иван Николаевич Корсунский

10. Академик Е. Е. Голубинский профессор Николай Никанорович Глубоковский

Комментарии для сайта Cackle