Азбука веры Православная библиотека профессор Иван Данилович Мансветов

профессор Иван Данилович Мансветов

История Русской Православной Церкви

Слова

Литургика

Церковная археология

профессор Иван Данилович Мансветов

профессор Иван Данилович Мансветов (1843–1885)

Мансветов, Иван Данилович, профессор Московской духовной академии, родился в Москве в 1843 г. Его отец, священник Новодевичьего монастыря, в 1858 г. определил Ивана Даниловича в Московскую семинарию, каковую он и окончил в 1864 г. В этом же году Иван Данилович поступил в Московскую духовную академию и окончил ее в 1868 г. первым магистром богословия.

По предложению Академии он остался при ней бакалавром по классу церковной археологии, гомилетики и литургики. В 1873 г. Иван Данилович был назначен экстраординарным профессором Московской духовной академии по тем же кафедрам, а в 1885 кординарным профессором.

Иван Данилович много работал по археологии и дал ряд трудов, доставивших ему известность в ученом мире. Свое первое археологическое исследование он напечатал уже в 1869 г. под заглавием: «О происхождении так называемого романского орнамента в церквах Владимирских» («Труды 1-го археологич. съезда в Москве в 1869 г.» M., 1871, т. 1). Затем появились: «Очерк истории нашей православной церкви», критич. статья («Труды Моск. Арх. общ.», 1869, т. 2, вып. 2); «Монументальное богословие Пипера» («Правосл. обозр», 1870, кн.9); «Омофор» («Труды MocкApx. общ.», 1871, т. 3, вып. 2); «L’Hymnographie de l’Eglise grecque, par Pitra» (ibid., 1871, T. 2, вып. 2); «Новые материалы по русской церковной археологии» («Чт. в Общ. любит. дух. просвещ.», 1871, кн. 2); «Историческое описание древнего Херсонеса и открытых в нем памятников» (M., 1872); «Об устройстве церковно-археологических музеев) («Прав. обозр.», 1872, кн. 2); «Памятники церковного искусства на Московской политехнической выставке» (ibid., кн.7); «К материалам для истории древнерусских одежд» («Труды Моск. Арх. общ.», 1873); «О точных снимках с двух знаменитых памятников древности: Евангелия Мстиславова и Евангелия Юрьевского» («Прав. обозр.», 1873, кн. 2); «Златоуст как проповедник» (ibid., 1873, кн. 9 и 12); «Разбор издания Мартынова: Москва» (ibid., кн. 10); «Об изображении распятия на лжице Новгородского Антониева монастыря» («Труды Моск. Арх. общ.», 1874, т. 3, вып.1); «Dobbert: Die Darstellung des Abendmahls durch die Bysantische Kunst» («Протоколы Mocк. Apx. общ.», 1874, т. 4, вып.1); «Церковно-строительная деятельность в Новгороде» («Труды Моск. Арх. общ.», 187б, т. 6, вып. 1); «Очерк из истории духовной литературы и просвещения в древней России» («Прав. обозр.», 187б, кн. 9); «Объяснительные замечания к уставу императрицы Ирины» («Труды Моск. Арх. общ.»,  т. 7); «О значении слова «укси» в Лаврентьевской летописи» (ibid., 1878, т. 8); «Отрывки из новой литературы о Грецин» («Прав. обозр.»,  кн. 1); «Материалы из Acta sanctorum для первоначальной топографии и истории христианства на Кавказе» («Протоколы Моск. Арх. общ.», 1878); «Пятый археологический съезд в Тифлисе», протоколы подготовительного комитета (M., 1880); «О песенном последовании: его древнейшая основа и общий строй» («Приб. к твор. св. Отцов», 1880, ч. 26); «К статье о греческом Кондакаре XII—XIII вв.» (ibid., ч. 26); «Из наблюдений во время поездки на археологический съезд в Тифлисе» («Прав. обозр.», 1881, кн.11); «О вновь открытом Россанском кодексе Четвероевангелия с миниатюрами» («Приб. к твор. св. Отцов», 1881, ч. 27); «О трудах митрополита Киприана по части богослужения» (ibid., 1882, ч. 29 и 30, и отдельно под загл.: «Митрополит Киприан в его литературной деятельности» (M., 1882); «Пятый археологический съезд в Тифлисе», протоколы подготовительного комитета (M., 1882); «По поводу недавно открытой стенописи в Московском и Владимирском Успенском Соборе» («Приб. к твор. св. Отцов», 1883, ч.31); «Evchologium Glagolsky» (ibid., ч.31); «О трудах Крауза, Готтенрота и Детье по древнехристианскому искусству» («Труды Моск. Арх. общ.», 1883); «Об изображении Деисус» (ibid.); «О времени появления иконостаса в Моск. Успенском соборе» (ibid.); «О книге Ровинского “Русские народные картинки”» («Прав. обозр.», 1883 г.); «Юбилеи Анжело Мая и де-Росси» (ibid.); «Как у нас привились церковные книги» («Приб. к твор. св. Отцов», 1883, ч. 32; 1884, ч. 33); «К материалам для истории церковного устава» (ibid., 1884, ч. 33); «Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки» (ibid., 1884, ч.34); «Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских» (ibid., 1884, ч. 34); «Граф А.С. Уваров по отношению к византийской археологии» (брошюра «Незабвенной памяти гр. А.С. Уварова». M., 1885); «Отчет о состоянии и деятельности Имп. Моск. Археологического общества с 17 марта 1883 г. по 1 марта 1884 г.» («Труды Моск. Арх. общ.», 1885, т. X, с. 1-10); «О постах православной церкви» («Пр. к твор. св. Отцов», 1885, ч. 36; 1886, ч. 37).

Кроме этих трудов надо отметить: «Полный месяцеслов Востока», разбор сочинения архимандрита Сергия (СПб., 1878) — труд, за который Мансветов получил золотую Уваровскую медаль от Академии Наук, и «Церковный устав (типик). Его образование и судьба в греческой и русской церкви» (M., 1885). За этот труд Иван Данилович был удостоен двух Макарьевских премий — от Московской духовной академии и от св. Синода.

Как ученый Мансветов может быть поставлен во главе всех русских специалистов по церковной археологии и литургике. Труды Мансветова написаны языком легким. Он обходил славянский язык и в этом смысле был новатором. Вместе с тем, сблизив язык своей специальности с литературным языком нашего времени, он вызвал сильное неудовольствие со стороны некоторых своих товарищей по перу — «книжников».

По своему содержанию труды Мансветова заслуживают весьма серьезного внимания специалистов. Касаясь их, профессор Лебедев в речи, посвященной памяти Mансветова, говорит: «Кто перечтет, сколько новых фактов открыл он своей науке, скольким старым фактам дал новое освещение, сколько тропок к истине расчистил». «Иван Данилович, — продолжает Лебедев, — по одному случайному фрагменту имел способность распознать цельный образ религиозной церемонии, когда-то существовавшей, но теперь исчезнувшей; по одной случайно брошенной древним книжником заметке умел добраться до любопытного обряда».

Как профессор, Мансветов оставил по себе хорошую память. Его лекции, правда, не отличались красноречием и не приковывали к себе целиком внимания студентов, но по серьезности содержания, сумме знаний, умению заинтересовать слушателей научными данными — его лекции надо признать незаурядными.

Человек весьма образованный, много читавший, изучивший почти все европейские языки, Мансветов пользовался большим уважением как товарищей-профессоров, так и студентов. И те и другие на его похоронах выступили с прочувственными словами.

Умер Мансветов 16 декабря 1885 г. в Ялте, но похоронен в Москве в Новодевичьем монастыре.

Ал. Ельницкий

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская.