Каноны на Страстную седмицу

Источник

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке.

Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами:

Tῇ δευτέρᾳ, τρίττε τετράδι ψαλῶ (в понедельник, вторник и среду воспою), Tῇ μακρπέμπτμακρὸν μνον ἐξάδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσάββατον τε σάββατον μέλπω μέγα (в пятницу и великую субботу пою).

По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для бо́льшей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: καὶ σήμερον δὲ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

Καὶ σήμερον δὲ σάββατον μέλπω μέγα.

Содержанием сих канонов служит изображение действий Господа нашего Иисуса Христа в последние дни земной Его жизни и окружавших Его лиц, соответственно каждому из великих дней страстной седмицы. В понедельник воспоминается вольное шествие Господа на страдания и последния назидательныя беседы Его с учениками о смирении, взаимной любви и плодоношении добрых христианских дел; во вторник – поучения Его, сказанныя в притчах ο десяти девах, о талантах и о последнем суде; в среду – возлияние на главу Его мира женою грешницею и предание Его Иудою книжникам и фарисеям; в четверток – совершение тайной вечери, преподание ученикам таин Тела и Крови Христовой, умовение ног, молитва Его к Отцу небесному в саду Гефсиманском и предательство Иуды Искариотскаго; в пяток – страдания Спасителя на суде пред первосвященниками иудейскими и правителями языческими и крестная смерть Его; в субботу – погребение и сошествие Его во ад, как Победителя над смертию и врагами нашего спасения. Все сии предметы изображаются в песнопениях по большей части священными словами Евангелия, которыя сами по себе сколько возвышенны и сильны, столько же поучительны и трогательны для всякаго верующаго слушателя.

По напеву своему означенныя песнопения на великий Понедельник, Вторник и Среду относятся ко 2-му гласу, а на прочие дни к 6-му, который по свойству своему преимущественно пред всеми гласами церковными располагает душу к сердечному сокрушению и глубокому благоговейному умилению.


Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : В Синод. тип., 1875. - [4], IV, 242 с. / Каноны на Страстную седмицу. 213-214 с.

Комментарии для сайта Cackle