Сочинение Евсевия Кесарийского «Церковная история» написано в 312-352 гг., состоит из 10 книг и освещает период от основания Церкви до победы императора Константина над Лицинием в 324 г. В трактате в основном описываются события, происходившие в восточной части Римской империи. Это документально обоснованная апология христианства.
Евсевий стремится доказать апостольское преемство предстоятелей главных Церквей Востока и Запада (Римской, Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской), рассмотреть вопрос истории формирования канона священных книг, изложить главные события в истории Церкви, описать подвиги христианской Церкви и ее мучеников и пр. Важнейшим источником для Евсевия является Священное Писание.
По содержанию сочинение делится на 2 части. 1-я часть (1-7 книги) содержит выдержки из произведений древних авторов и описывает события первых 3-х веков христианства. Во 2-й части (8-10 книги) цитируются официальные документы (постановления и декреты императоров) и описываются современные автору события.
1-я книга посвящена Иисусу Христу.
Во 2-й книге перечисляются используемые источники. Повествование начинается от апостольского времени и включает описание гонений императора Нерона и начала Иудейской войны.
3-я книга описывает мученичество святых апостолов Петра и Павла, повествует о личности и писаниях апостола Иоанна Богослова, о появлении первых ересей.
В 4-й книге говорится об апостольском преемстве основных Поместных Церквей.
В 5-й книге речь идет о наиболее значительных ересях, об основании александрийской школы, о сщмч. Иринее Лионском и его трудах.
В 6-й книге рассказывается о гонениях императора Септимия Севера, о Клименте Александрийском и Оригене.
7-я книга состоит из выдержек или пересказов писем свт. Дионисия Великого, на основании которых Евсевий описывает гонения, упоминает о пасхальном каноне, о ересях Савеллия, Павла Самосатского и Мани.
8-я книга начинается с рассказа о гонениях при императоре Диоклетиане и заканчивается эдиктом императора Галерия о веротерпимости.
9-я книга повествует о гонениях при императоре Максимине.
10-я книга завершается рассказом о последнем гонении на христиан при императоре Лицинии и о его окончательном поражении от св. Константина.
Книга 10
1
1. Богу Вседержителю и Владыке благодарение за все, величайшая же благодарность Спасителю и Искупителю душ наших Иисусу Христу, через Которого мы всегда молим о непоколебимой твердости среди мирских тревог и душевных обстояний.
2. С молитвой присоединяем мы к предшествующим книгам Церковной истории эту, десятую, и посвящаем ее тебе, Павлин2048, человеку для меня священному, да будешь ты как бы печатью всего нашего труда.
3. Уместно будет книгу, помеченную этим совершенным числом, завершить торжественным словом о возобновлении церквей. Повинуясь велению Духа Божия: «Воспойте Господу песнь новую, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его спасла Его. Явил Господь спасение Свое, открыл перед народами правду Свою»2049.
4. Повинуясь этому велению, воспоем новую песнь, ибо после мрачных зрелищ и ужасных повествований мы удостоились видеть и славословить то, что многие, жившие до нас, истинные праведники и мученики Божии желали видеть на земле и не видели, хотели слышать и не слышали2050.
5. Впрочем, эти люди поспешили получить награду гораздо большую: они восхитили себе в удел райское блаженство на небесах2051. Сознаем, что мы получили вовсе не по заслугам; мы приведены в величайшее изумление благодатью Подателя столь великих даров, благоговеем перед Ним всей душой и свидетельствуем истину Писания, в котором говорится: «Придите и видите дела Господа, какие чудеса сотворил Он на земле: прекращая войны до края земли, сокрушил лук, и переломил копье, и щиты сжег огнем»2052. Радуясь, что воочию исполнилось это на нас, продолжим наш труд.
7. Исчез (каким образом, об этом рассказано) весь род богоненавистников, он стерт с лица земли2053, и вновь исполнилось слово Божие: «Видел я нечестивца величающегося и превозносящегося, как кедры ливанские2054. Я прошел мимо, и вот не было его; я искал место его и не нашел»2055.
8. Теперь светлый и ясный день, не омрачаемый никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы по всей земле. Даже тем, кто чужд нашему братству, ничто не мешает пользоваться, если не всецело, то хотя бы долей того, что даровано нам от Бога.
2
1. Все люди освободились от власти тиранов, избавились от прежних бедствий. Каждый исповедовал единого истинного Бога, поборника благочестивых, но у нас, возлагавших свою надежду на Христа, Сына Божия, радость была несказанная; каждое место, еще недавно опустошенное нечестием тиранов, дышало дивным ликованием, словно оживая после длительной смертельной заразы; мы видели, как от основания поднимались церкви, возносясь на недосягаемую высоту в красоте большей, чем у церквей, разрушенных прежде.
2. Между тем верховные правители издавали одно за другим постановления, расширявшие и укреплявшие великие дары Божии. Епископы лично получали от императора послания, почести, деньги. Уместно, пожалуй, в свое время начертать в этой книге, как на священной скрижали, перевод этих посланий2056 с латинского языка на греческий, чтобы сохранились они в памяти потомков.
3
1. И вот, наконец, мы увидели то, о чем молились, чего так хотели: празднование в городах обновления и освящения только что построенных храмов, съезды епископов на эти празднования, стечение из различных стран разных народов, взаимно дружески расположенных, объединение членов Тела Христова в один состав.
2. Согласно таинственному пророческому предсказанию о будущем, кость соединялась с костью, сустав с суставом2057; загадочные слова сбылись неложно.
3. Одна и та же сила Духа Божия проникала всех2058, всех одушевляла одна и та же ревностная вера; одной и той же песнью все восхваляли Бога. Богослужение предстоятелей и священнодействие священников стали совершенными, церковные обряды сделались благолепными; пение псалмов и слушание слов, переданных нам от Бога, сменяла Божественная таинственная служба с ее неизреченными символами спасительных Страстей2059.
4. Люди всякого возраста, мужчины и женщины, обрадованные и укрепленные молитвой и благодатью, всей душой, всем умом величали Бога, Подателя благ2060. И каждый из присутствовавших предстоятелей произносил приветственную речь и, в меру своих сил, старался возвышать дух собрания.
4
1. Некий человек2061, в меру одаренный, написал слово и, выйдя на середину, в церковном собрании, произнес его в присутствии многочисленных пастырей, слушавших его внимательно и благопристойно, обращаясь к одному из них, почтеннейшему, боголюбезному епископу, усердием которого выстроен был в Тире храм, самый прекрасный в Финикии.
Торжественное слово, сказанное2062 Тирскому епископу Павлину по поводу созидания церквей.
2. «Друзья Божии и священники, облекшиеся в священный подир2063, получившие венец небесной славы, Божественное помазание и священническую одежду от Духа Святого! И ты, новое украшение храма Божия, почтенный от Бога старческой мудростью, явивший в делах и действиях своих силу цветущей юности, тот, которого Сам Господь, содержащий всю вселенную, почтил великой честью: ты воздвиг на земле дом Христу, Единородному и Первородному Сыну Божию, Его Слову, и Его Святой и Божественной Невесте!
3. Называть ли тебя новым Веселиилом2064, строителем Божественной Скинии, или Соломоном, царем нового прекраснейшего Иерусалима, или новым Зоровавелем2065, сообщившим Божию храму новую, бо́льшую славу?2066
4. И вы также, овцы священного стада Христова, обитель добрых словес, училище смиренномудрия, боголюбезные и досточтимые слушатели!
5. Раньше, внимая Священному Писанию, узнавая о чудесных проявлениях Божественного милосердия к людям, могли мы, получив такой урок, воспевать Богу: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши возвещали нам о деле, какое сотворил Ты во дни их, во дни древние»2067.
6. А ныне не по рассказам, не с чужих слов, мы сами созерцаем небесную десницу всемилостивого Вседержителя нашего2068; своими глазами в действительности видим, как в точности сбывается то, о чем с давних времен передавали по памяти. Ныне нам прилично воспеть другую победную песнь и громко воскликнуть: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего»2069.
7. В каком же граде, как не в этом, только что построенном, богозданном, «который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины»2070, о котором так возвещает другое Божественное слово: «Славное возвещается о тебе, град Божий»2071? И так как всемилостивый Господь благодатью Своего Единородного Сына собрал нас в этом храме, то пусть каждый из призванных славословит и взывает: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место жилища славы Твоей»2072.
8. И не только каждый порознь, но все вместе, единым духом и единым сердцем возвеличим и благословим Его, говоря: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его»2073. Да, воистину Он велик и велик дом Его2074, высокий и просторный, благолепен видом пред очами сынов человеческих. «Велик Господь, единый творящий чудеса»2075; велик «творящий великое и непостижимое, славное и чудное без числа2076; велик изменяющий времена и лета, низлагающий царей и поставляющий их2077, поднимающий нищего и бедного из грязи»2078. Он низложил сильных с престолов и вознес смиренных от земли, алчущих исполнил благ2079 и сокрушил руку гордых»2080.
9. Не только верующим, но и неверным подтвердил Он правдивость древних преданий. Он, Творец чудес, Совершитель великих дел, Владыка всего, Создатель всего мира, Вседержитель, Всеблагий, один и единственный Бог. Ему воспоем песнь новую2081, Ему, «единому творящему чудеса великие, ибо вовек милость Его2082; поразившему царей великих и убившему царей сильных, ибо вовек милость Его2083. Вспомнил нас Господь в уничижении нашем и избавил нас от врагов наших»2084.
10. Да не устанем благословлять таким образом Отца всяческих. Прославим в песнях и второго Виновника наших благ, Иисуса, Началоположника богопознания, Учителя истинного благочестия, Сокрушителя нечестивых, Карателя тиранов, Исправителя жизни нашей, спасшего нас, отверженных.
11. Он один, как Единородный, всеблагой Сын всеблагого Отца, подражая Отеческому человеколюбию, с совершенной готовностью принял нашу природу, находившуюся в бездне погибели. И, как искуснейший врач, который ради спасения больных смотрит на страшное, касается отвратительного и за чужие страдания сам подвергается скорби2085, Он вылечил нас, не только больных, замученных страшными язвами и гнойными ранами, но уже поглощенных смертью, и исхитил из ее челюстей. Ни у кого из небожителей не было такой силы, чтобы невредимо совершить дело такого спасения.
12. Он один не убоялся того, как глубоко мы испорчены и как поэтому страдаем; один понес наши болезни2086, один возложил на Себя наказание за наше нечестие, поднял нас из могил и гробниц даже не полумертвых, но уже разложившихся и зловонных; один прежде и теперь, превыше всякой нашей надежды, по Своему великому человеколюбию спас нас и вручил нам изобильные блага от Отца, Он – Податель жизни, ведущий к свету, наш великий Врач, Царь и Господь, Христос Божий.
13. Некогда весь род человеческий погибал, блуждал в непроглядной ночи и в глубоком мраке под влиянием преступных богоненавистных демонов. Он явился и развязал крепкие узы наших беззаконий – они расплавились, словно воск на солнце.
14. И теперь, когда так велика благодать и оказано столько милости, ненавистный демон, виновник зла и враг добра, вооружил против нас все свои смертоносные силы. И прежде всего, подобно лютому псу, который грызет зубами бросаемые в него камни и обращает свою ярость на бездушные предметы, которыми, защищаясь, в него бросают, он в зверском своем безумии кинулся на камни и на бездушный состав, из которого были построены храмы2087, в надежде опустошить через то наши Церкви. Затем его страшный посвист и змеиное шипение послышались и в угрозах нечестивых тиранов, и в кощунственных распоряжениях злочестивых правителей. И еще он изрыгнул смерть (она его создание), отравлял губительным и смертоносным ядом уловленные им души, почти умерщвлял их посредством пагубного жертвоприношения бездушным идолам и возбудил человекообразного зверя2088, всячески свирепствовавшего против нас.
15. Тогда великого Совета Ангел, великий Вождь Божий2089, опять внезапно явился вместе с мужественными воинами Своего Царства, достаточно закаленными в терпении и выдержке; все враги и противники исчезли, превратились в ничто, так что погибло и само имя их; друзей же и близких Своих Он прославил не только перед всеми людьми, но и перед небесными силами, перед солнцем, луной и звездами, перед всем небом и космосом.
16. И вот теперь, чего прежде никогда не было, верховные цари2090, сознавая, что свой почетный жребий получили они от Бога, плюют в лицо бездушным идолам, попирают беззаконные установления демонов, осмеивают древние заблуждения предков и признают только единого Бога, Благодетеля всех и их самих, исповедуют Христа Сыном Божиим, Царем всех и всего, называют Его Спасителем в надписях, поставленных в середине царствующего города2091, царственно начертывают, для неизгладимой памяти, дела Его и победы над нечестивыми2092. Теперь единого от вечности Иисуса Христа, Спасителя нашего, величайшие земные властители почитают не как обычного царя, поставляемого людьми, но как истинного Сына Бога Вседержителя и поклоняются Ему как Богу.
17. И по справедливости. Кто из бывших когда-либо царей настолько велик, что его имя произносят все люди и оно звучит у всех в ушах? Какой царь, дав такие мудрые и благочестивые законы, смог достаточно ознакомить с ними всех людей, чтобы услышали их от края земли и до пределов вселенной?
18. Чьи кроткие и человеколюбивые законы изменили варварские и грубые нравы диких народов? С кем целые века боролись все, и чья сверхчеловеческая мощь ежедневно обновляется во всем расцвете?
19. Кто разместил не в каком-то забытом углу земли, а по всей подсолнечной народ, о котором от века не было слышно2093? Кто оружием благочестия так оградил своих воинов, что в состязаниях с врагами душа их оказалась крепче алмаза?
20. Кто из царей настолько могуществен, чтобы и после смерти вести свои войска, воздвигать знамения победы в каждой стране, в каждом городе эллинском и варварском и наполнять их царственными зданиями – Божиими храмами, благолепными, полными даров, как и этот храм? Они воистину величественны, достойны восторга и удивления и ясно свидетельствуют о Царстве Спасителя нашего, ибо и сейчас «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось»2094, ибо что могло противиться воле Вышнего Царя и Владыки, воле Самого Слова Божия? Но подробное объяснение и раскрытие этого предмета требует особого времени и слова.
21. Однако, сколь бы высоко не оценил усердие строителей этого храма прославляемый нами Бог, Он взирает и на наш одушевленный храм и созидает Себе дом из крепких живых камней2095. Его дом прочно утвержден «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем»2096, который злые строители отвергли не только при созидании древнего, более не существующего, но и ныне во многих людях находящегося храма. Отец же, избрав этот камень, положил его во главу угла2097 общей нашей Церкви.
22. Под этим великим и поистине боголепным святилищем я разумею живой, созданный из нас самих храм Живого Бога, в котором самое внутреннее, сокровенное и для многих невидимое, как истинно святое и святая святых, кто дерзнул бы изобразить, хотя бы и увидел? Кто мог бы даже заглянуть за священную его завесу, кроме единого великого вселенского Первосвященника, Который один имеет право исследовать тайны разумной души?
23. Может быть, то же позволено и другому2098, занимающему второе по Нем место, именно этому первенствующему вождю воинства, которого Сам великий Первосвященник почтил вторым местом священства в этом храме, пастырю вашего боголюбивого стада, доставшегося ему по жребию и суду Отца, как Божию служителю и провозвестнику, новому Аарону или Мелхиседеку, носящему на себе образ Сына Божия и общими молитвами всех вас имеющему сохранить его навсегда.
24. Ему одному, после великого Первосвященника, должно принадлежать, если не первое, то второе место в надзоре и наблюдении за внутренними движениями ваших душ. Долговременный опыт позволил ему обстоятельно изучить каждого из вас, ревностно и заботливо внушил он вам расположение к порядку и благочестию и в том, что при помощи Божией совершил, может удобнее, чем кто-либо другой, дать отчет, соответствующий делам его.
25. Наш великий Первосвященник сказал: «Что видит Отца творящего, то творит и Сын»2099. Так и этот архиерей чистыми очами разума взирает на Первого, как на учителя, и что Он творит, то служит для него образцом, который он и воспроизводит с наивозможной точностью, ни в чем не уступая Веселиилу, которого Сам Господь исполнил духом премудрости, разума и всякого знания в искусствах и науках и призвал его к строительству храма, передав в символах небесные первообразы2100.
26. Так, всецело нося в своем сердце образ Христа, Который есть Слово, Мудрость и Свет, он воздвиг этот дивный храм Богу Всевышнему, по образцу храма лучшего, насколько видимое может передать невидимое. А с каким высоким чувством создал он это, какой богатой и щедрой рукой, какое при этом рвение и великодушие все вы показали своими пожертвованиями, с каким усердием старались быть ничем не ниже его замысла – того и выразить невозможно.
Нельзя умолчать и о том, что прежде всего он не презрел этого места, по умыслу врагов, заваленного всякой мерзостью, и не уступил злобе людей, бывших причиной этого. В городе можно было найти множество мест, где и работать было бы легко, и не требовалось хлопот.
27. Но он сперва приступил к делу сам, затем воодушевил своим усердием весь народ и, заставив руки всех действовать заодно, начал работу с этого первого подвига. Он считал, что Церковь, на которую особенно обрушились враги, которая прежде всех испытала скорби, вынесла те же гонения, что и мы, должна, как мать, лишившаяся детей, быть щедро одарена Подателем всех благ.
28. Итак, отогнав всех зверей, волков и всё кровожадное и лютое племя и, как говорит Священное Писание, «сокрушив челюсти львов»2101, этот великий пастырь решил собрать своих чад воедино и построил приличный двор для своего стада, «чтобы постыдить врага и мстителя»2102 и изобличить нечестивую дерзость богоборцев.
29. Теперь с этими богоненавистниками покончено, как будто их и не было2103. Ниспровергнув всё за краткий срок, они и сами оказались ниспровергнуты и претерпели наказание: совершенно погубили себя, друзей и домашних, так что оправдались древние пророчества, начертанные на священных скрижалях. Истинным и в остальном оказалось слово Божие о них:
30. «Грешники извлекли меч и натянули лук свой, чтобы поразить бедного и нищего, убить праведных сердцем. Да войдет в их сердце их меч и да сломаются луки их2104; погибла память о них2105 с шумом, имя их Ты изгладил во век и во веки веков2106, ибо, пребывая в беде, возопили они, и не было спасающего, возопили к Господу, и Он не услышал их2107; скованы были ноги их, и они упали, а мы встали и стоим прямо»2108. И на глазах у всех оправдалось предсказание: «Господи, в граде Твоем Ты изничтожил образ их»2109.
31. Так кончили жизнь те, которые, подобно исполинам, восстали на Бога2110. А забытая людьми пустыня за свое терпение по Боге стала такой, какой теперь видим, как пророчески возглашал о ней Исаия:
32. «Возрадуйся, пустыня жаждущая, ликуй, пустыня, зацвети, как лилия! И зацветет и возвеселится пустыня. Укрепитесь, руки опустившиеся и колена ослабевшие. Утешьтесь, малодушные, укрепитесь, не бойтесь. Вот Бог наш творит суд и будет творить его; Он придет и спасет нас, ибо забила в пустыне вода, и потоки – в земле жаждущей; безводная, она станет озером, и на жаждущей земле будут источники вод»2111.
33. Эти древние изустные предсказания были записаны в священных книгах, и теперь мы не только слушаем их, но видим их осуществление на деле. Эта безводная пустыня, эта беззащитная вдова, у которой двери «изрубили топорами, как рубят в лесу дрова2112; разрушили секирой и бердышом»2113. Книги ее уничтожили, «сожгли огнем святилище2114 Божие, и на земле осквернили жилище имени Его. Все проходившие мимо грабили ее и ломали ограду ее, подрывал ее лесной кабан и объедал ее одинокий зверь»2115. Эта пустыня дивной силой Христовой и Его волей процвела ныне, как лилия. Впрочем, и наказанию подвергалась она тогда по Его же воле, как заботливого Отца, ибо «кого любит Господь, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»2116.
34. Наказанная в меру, как должно, получает она свыше повеление вновь возликовать; она расцветает, как лилия, и распространяет свое Божественное благоухание на всех людей, ибо2117 «забила в пустыне вода» – источник Божественной и спасительной бани возрождения, и вот недавняя пустыня превратилась в озеро и по жаждущей земле потекла живая вода; руки, бессильно опустившиеся прежде, действительно окрепли; о крепости этих рук громко свидетельствуют великие и очевидные дела. Ноги, раньше утомленные и слабые, пошли обычной походкой прямо по пути богопознания, спеша к родному стаду всеблагого Пастыря.
35. Если же некоторые от угроз тиранов и упали духом, то спасительное слово и их не оставляет без помощи, но исцеляет их, убеждает искать утешения у Бога, говоря: «Утешьтесь, малодушные, укрепитесь, не бойтесь!»2118.
36. Что эта церковь, ставшая по воле Божией пустыней, должна, по слову пророческому, после горького плена и мерзости запустения2119 вкусить тех благ, это наш новый и доблестный Зоровавель услышал острым мысленным слухом. Он не презрел это мертвое тело, но прежде всего умилостивил Отца общими единодушными молитвами, а затем, призвав в соработники Того, Кто воскрешает мертвых, воздвиг падшую, сначала очистив ее и избавив от бед. И он облачил ее в одежду не старую, издревле носимую, но ту, которая была ему хорошо известна из Божественных пророчеств, ясно говорящих: «И будет последняя слава храма этого больше первой»2120.
37. Для этой церкви предназначил он пространство гораздо обширнее прежнего, и оградил его крепкой стеной, чтобы огражденное место было безопасным убежищем для каждого;
38. поставил величественные и высокие врата, устремленные к лучам восходящего солнца, дав таким образом возможность и стоящим за священной оградой ясно созерцать внутреннее. Он как бы приглашает и людей, чуждых нашей вере, обратить взоры на первый вход, так что никто не пройдет мимо, не вспомнив с глубокой скорбью о прежнем запустении, не удивившись нынешнему чуду. Он надеялся, что человека, проникнутого этой скорбью, сам вид церкви побудит войти внутрь.
39. Впрочем, вошедшему через врата внутрь он не позволил сразу же вступать в святилище нечистыми и неомытыми ногами, но, оставив между храмом и вратами ограды весьма большое место, украсил его со всех сторон четырьмя полукруглыми портиками и придал ему вид четырехугольника, поддерживаемого везде колоннами. В промежутках между ними устроил деревянные решетки соразмерной высоты, а пространство между портиками вверху оставил открытым, чтобы видно было небо и проходил свежий, освещаемый солнечными лучами воздух.
40. Здесь, напротив храма, поместил он символы святого очищения, т. е. устроил источники, обильно дающие воду для омовения вступающим в церковный двор. Здесь останавливаются сначала все входящие и все видят эту благообразную красоту; это как раз место для нуждающихся в первоначальном наставлении.
41. На смену этому виду – другой: множество внутренних преддверий ведет ко входу в храм; на стороне, обращенной к солнцу, он устроил три двери, причем среднюю сделал выше и шире боковых (они словно телохранители при царице), украсил ее бронзовыми, на железном основании изваяниями и резьбой.
42. Точно такое же число преддверий расположено и в других портиках, по обеим сторонам храма; он придумал сделать над ними разные отверстия, чтобы зданию дать больше света, и украсил их тонкой деревянной резьбой.
Для самой базилики употребил он в изобилии материалы более драгоценные, не жалея никаких средств.
43. Здесь, думаю, излишне описывать длину и ширину здания, его блистательную красоту и невыразимое величие, говорить о превосходных работах, мною только упоминаемых, о вздымающейся к небу вершине храма и о потолке его из драгоценных ливанских кедров, о которых не умолчало само Божие слово, говоря: «Возрадуются деревья Господни, кедры ливанские, которые Он насадил»2121.
44. Зачем мне повествовать подробно о мудром и искусном устройстве и красоте каждой части, когда свидетельство глаз делает излишним голос для слуха? Скажу только, что, завершив постройку храма, он украсил его возвышенными престолами в честь предстоятелей и, кроме того, сидениями, расположенными в стройном порядке по всему храму, а посредине поставил святая святых – жертвенник. Чтобы это святилище не для всех было доступно, он оградил его деревянной решеткой, искусно и тонко сработанной, приводящей в удивление созерцающих.
45. Не обошел он вниманием и пол – покрыл его превосходным мрамором и затем уже перешел к внешним частям храма: устроил по обеим его боковым сторонам очень большие притворы и помещения, соединяющиеся проходами со средней его частью. Эти пристройки миролюбивый наш Соломон, строитель Божия храма, сделал для тех, кто нуждается в очищении водой и Святым Духом, так что осуществилось в действительности пророчество, приведенное выше2122:
46. «последняя слава храма этого превзошла первую». Впрочем, этому и надлежало быть: если Пастырь и Владыка Церкви принял за нее смерть и Тело, в которое Он облекся по причине ее нечистоты, после страданий преобразил в светлое и славное, т. е. искупленную плоть возвел из тления в нетление, то и Церковь должна была подобным же образом насладиться Домостроительством спасения. Приняв от Него гораздо лучшее обетование, она желает получить и гораздо большую славу пакибытия в воскресении нетленного тела, с ликами светлых ангелов, в пренебесном Царстве Божием вместе с Самим Христом Иисусом, Благодетелем всех и Спасителем, в будущем веке.
47. Однако и в настоящее время, будучи некогда одинокой вдовицей, а потом, по благодати Божией украсившись цветами, Церковь стала, по словам пророка2123, воистину как бы лилией. Но выслушаем ее собственные слова, как она в одеянии невесты, с прекрасным венцом на голове вводится Исаией в хор, величающий Бога, Царя нашего, и воспевает Ему благодарственную песнь:
48. «Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня, как на жениха, возложил на меня венец, как невесту украсил меня убранством. И как земля производит растения свои и как сад произращает семена свои, так Господь проявит правду и славу перед всеми народами»2124. Так ликует Церковь.
49. Послушаем и то, как отвечает ей Небесный Жених, Слово, Сам Иисус Христос: «Не бойся, что покрыта позором, и не смущайся, что ты в поношении; ты забудешь вечный позор и не будешь более вспоминать поношения вдовства своего. Не как жену оставленную и малодушную призвал тебя Господь и не как жену от юности ненавистную, – говорит Бог твой. На краткое время оставил Я тебя и с великой милостью восприму тебя, – так сказал Господь, Избавитель твой2125.
50. Восстань, восстань, испившая из рук Владыки чашу ярости Его; чашу падения и сосуд гнева ты испила до дна, и не было никого, кто бы утешил тебя, из всех детей твоих, которых ты родила, и не было никого, кто взял бы тебя за руку. Вот Я взял из руки твоей чашу падения, сосуд гнева Моего – ты не будешь больше пить из него, Я отдам в твои руки обижавших тебя и тебя унижавших.
51. Восстань, восстань, облекись в силу твою и облекись в славу твою, отряхни пыль и встань. Сядь и сними узы с шеи твоей.2126 Возведи очи твои и погляди на собравшихся детей твоих. Вот собрались они и пришли к тебе. Живу Я, – говорит Господь, – и всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста, ибо пустыни твои, и развалины, и разоренная земля твоя будут теперь тесны для жителей и поглощавшие тебя удалятся от тебя.
52. Скажут в уши твои сыновья твои, которых ты потеряла: тесно для меня место; отведи мне место, чтобы мне поселиться. И скажешь ты в сердце своем: кто мне родил их? Я вдова и бездетна; кто же воспитал мне их? Я была брошена; где же они были?»2127.
53. Вот что предсказал Исаия; так в священных книгах написано было о нас задолго. В неложности этих слов нам надлежало убедиться на деле.
54. Если так приветствует Свою невесту, священную и святую Церковь, ее Жених, Слово Божие, то этот украситель невесты2128 воздвиг ее, запустевшую, лежавшую ниц, лишенную всякой человеческой помощи, и восстановил вашими общими молитвами и вашими руками, по воле Вседержителя, через явление силы Иисуса Христа. Восстановив, он устроил ее так, как научили его священные пророчества. Велико и выше всякого изумления это чудо,
55. особенно для людей, обращавших внимание только на внешнее. Чудо же из чудес – в обновлении первообразов и мысленных боголепных образцов: я разумею Божественное и разумное здание души
56. Сын Божий создал его по собственному образу, во всех отношениях богоподобным2129, одарил природой нетленной, бестелесной, разумной, чуждой всякого земного вещества, как самосознательную сущность, которую, приведя однажды в бытие из небытия, Он сделал святой невестой и священнейшим храмом для Себя и Отца. Это ясно выражено Им в словах: «Вселюсь в них и буду ходить в них; буду Богом их, и они будут народом Моим»2130. Такова совершенная и чистая душа, рассматриваемая в первобытном ее состоянии как подобие Небесного Слова.
57. Когда же по злобе и зависти коварного демона она произвольно предалась страстям и полюбила зло, Бог удалился от нее; покинутая защитником, она оказалась легко уловляемой в сети вражьи и легко побеждаемой наветами тех, кто давно ей завидовал. Незримые враги и мысленные противники повергли ее ниц осадными орудиями и машинами; падение ее было столь велико, что от храма ее добродетели не осталось камня на камне2131, и она лежала на земле, как мертвая, лишенная всех врожденных ей помыслов о Боге.
58. Ее, падшую, созданную по образу Божию, опустошил не вепрь лесов, видимый нами, но демон-губитель и мысленные дикие звери, которые, воспламенив в ней страсти раскаленными стрелами своей злобы2132, сожгли огнем истинное святилище Божие и повергли на землю скинию имени Его2133; затем, засыпав несчастную грудой земли, отняли всякую надежду на спасение.
59. Но пекущееся о ней Слово, Божественный и спасительный Свет, справедливо наказав ее за ее преступления, подняло ее вновь, подражая человеколюбию всеблагого Отца.
60. Прежде всего, предрасположив души высших царственных лиц2134, Оно очистило с помощью этих угодных Богу людей всю вселенную от всех злых нечестивцев и от страшных и богоненавистных тиранов. Затем, показав миру мужей, Ему известных, давно посвятивших Ему свою жизнь и тайно хранимых Им среди бури бедствий, Оно достойно почтило их великими дарами Духа, а потом с их помощью, как бы заступом и лопатой, отскоблило и очистило проникновенным учением души, незадолго до этого оскверненные и покрытые сором и илом безбожных внушений.
61. Таким образом, просветив ваш ум, Оно передало вас этому мудрейшему и боголюбивому руководителю. Он, муж благоразумный и рассудительный, испытывая и различая помыслы вверенных ему душ, не переставал назидать их с первого, можно сказать, дня своего служения до настоящего времени и располагать в стройном порядке в душах ваших то сверкающее золото, то пробное и чистое серебро, то благородные и драгоценные камни, осуществляя на деле таинственное, данное нам пророчество:
62. «Вот Я приготовил тебе рубин, камень твой, и в основание твое положил сапфир; и сделаю зубцы на стенах из яшмы, и ворота твои – из хрусталя, и ограду твою – из отборных камней. И все сыновья твои будут научены Богом, и глубокий мир будет у детей твоих, и ты утвердишься правдою»2135.
63. Домостроительствуя по справедливости, он распределил всех людей в зависимости от их достоинства: кого окружил снаружи стеной – оградой крепкой веры (число людей, которых не в силах вместить больше, очень велико); кому поручил охранять входы и сопровождать входящих – их не без основания сравнивают с преддвериями храма; кого поставил у первых столпов, окружающих четырехугольный двор, – этих он вводит в буквальное понимание четырех Евангелий; кого поместил у самых стен базилики – пока только оглашенных, но возрастающих и преуспевающих, уже близких к созерцанию глубочайших тайн веры.
64. Выбрав среди них души незапятнанные, очищенные, подобно золоту, в Божественной купели, он поставил одних у столпов, гораздо лучших, чем внешние, – утвердил их в таинственных и глубочайших догматах Писания; других осветил из отверстий, обращенных к свету.
65. Весь храм украсил он одним великим преддверием во славу единого Царя всех Бога, а по обеим сторонам величия Отчего поместил Христа и Духа Святого, как вторичное сияние Света. Вообще, каждой частью храма выразил он ясность и блеск истины во всей ее полноте и многообразии. Собрав везде и отовсюду живые крепкие камни душ, он устроил из них великий, царственный дом, исполненный блеска и света внутри и снаружи, ибо не только душа и ум, но и тело их сияет чистотой и смиренномудрием, будто многоцветным украшением.
66. Есть в этом святилище престолы и многочисленные скамьи и сидения, т. е. в душах этих восседают дары Духа Святого, которые видимы были когда-то у святых апостолов и которые обнаружились в «разделяющихся, как бы огненных, языках, почивших по одному на каждом из них»2136.
67. В начальствующем над всеми восседает Сам Христос, может быть, всецело; находящимся во втором ряду2137 уделено Христовой силы и даров Святого Духа в соответствии с их местом. Скамьи – это души ангелов, приставленных к каждому для его наставления и охраны.
68. А что такое этот величественный, большой и единственный алтарь, как не пречистое святая святых общего нашего Иерея! Справа стоит Первосвященник всех – Иисус, Единородный Сын Божий; с радостным лицом, с распростертыми объятиями приемлет Он от всех благовонный фимиам и бескровные, невещественные жертвы молитв и воссылает их к Небесному Отцу и Богу всяческих. Которому прежде Сам поклоняется, Ему и воздает достойную честь, а затем просит, чтобы Он всегда был благ и милосерд ко всем нам.
69. Таков этот великий храм2138, объемлющий всю вселенную, воздвигнутый великим ее Строителем – Словом и существующий на земле как мысленное подобие того, что превыше небесного свода, дабы вся разумная тварь на земле чтила Отца и поклонялась Ему.
70. Но область, высшую небес, и образцы того, что мы здесь видим: Иерусалим, именуемый горним, небесную гору Сион и находящийся над всем этим миром град Бога Живого, в котором тьмы ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах2139, величают своего Создателя и Владыку всего неизреченными и непонятными для нас песнями богословия – ту область никто из смертных не может восхвалить по достоинству, ибо «не видел того глаз и не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»2140.
71. Впрочем, удостоившись отчасти этих благ, все мы: мужи, жены и дети, малые и большие, – вместе и единодушно не перестанем исповедовать и прославлять Подателя таких благ, «прощающего все беззакония наши, исцеляющего все болезни наши, избавляющего от гибели жизнь нашу, венчающего нас милостью и щедротами, исполняющего благами желания наши; потому что Он не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам, но, как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сыновей, так милует Господь боящихся Его»2141.
72. Оживляя это в памяти сейчас и во всякое время, созерцая мысленно, денно и нощно, всякий час, при каждом выдохе, любя и почитая всеми силами души Того, Кто собрал нас всех и послал нам этот светлый и радостный праздник, встанем и вслух будем умолять Его, да спасет и сохранит Он до конца нас, Свое стадо, да дарует нам вечный, ненарушимый и непоколебимый дар во Христе Иисусе, Спасителе нашем, через Которого Ему слава во веки веков. Аминь».
5
1. Приведем теперь постановления императоров Константина и Лициния в переводе с латинского языка.
Копия императорских постановлений2142 в переводе с латинского:
2. «С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание.
3. Но так как в указе, содержавшем это разрешение, были упомянуты неопределенно многие и различные вероисповедания, то, возможно, некоторые вскоре лишились возможности хранить свою веру.
4. Когда же я, Константин август, и я, Лициний август, благополучно прибыли в Медиолан и обсуждали всё, что относится к общей пользе и благополучию, то среди прочего, что сочли мы во многих отношениях полезным для всех, решили прежде всего издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, то есть даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы небесное Божество, как бы Его ни называли, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим.
5. Итак, руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо.
6. Угодно нам совершенно отменить посланные прежде твоему благочестию2143 распоряжения относительно христиан, весьма нелепые и несовместимые с нашей кротостью. Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи.
7. Мы решили обстоятельно изъяснить это твоей попечительности, дабы ты знал, что мы даровали христианам полное право совершать богослужение.
8. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то твоей чести должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру, что и соответствует нашему мирному времени: пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры.
9. Кроме того, касательно христиан мы постановляем следующее: если места, в которых они раньше собирались и о которых в прежде присланной твоей чести грамоте предписано совершенно иначе, куплены у нашей казны или у кого-либо, то пусть их вернут христианам безвозмездно, без возврата заплаченной за них суммы, немедленно и беспрекословно. Равным образом получившие такие места в дар должны немедленно вернуть их христианам.
10. И если купившие эти места или получившие их в дар хотят просить за них от нашей доброты вознаграждения, то пусть обратятся в суд к нашему правителю, и наша милость не оставит их просьбы без внимания. Все это твоей заботливостью должно быть возвращено христианскому обществу без промедления.
11. И так как христианам принадлежали не только те места, где они обычно собирались, но и другие, составлявшие собственность не только частных лиц, а целого общества, то согласно закону, только что нами изложенному, ты распорядишься без всякого промедления вернуть их христианам, т. е. всему их обществу и каждому собранию, соблюдая, конечно, и упомянутое указание о том, чтобы вернувшие те места безвозмездно рассчитывали на вознаграждение от нашей доброты.
12. Во всем этом ты должен оказать вышеупомянутому обществу христиан всяческое содействие, дабы наше распоряжение осуществилось как можно скорее и проявилась наша забота об общем народном спокойствии.
13. За такие дела, как сказано выше, благоволение Божие, испытанное уже нами во многих случаях, да пребудет с нами во все времена.
14. А чтобы закон этот, свидетельствующий о нашем благожелательстве, был доведен до сведения всех, распорядись написанное нами обнародовать всюду и сообщить всем, дабы закон, данный по нашей доброте, оказался всем известен».
15. Копия другого императорского постановления, разрешающего делать дарения только кафолической Церкви:
«Здравствуй, почтеннейший Анулин2144! Любя доброе, мы не намерены посягать на чужую собственность, но хотим, чтобы она была, почтеннейший Анулин, возвращена владельцу.
16. Посему мы желаем, чтобы, по получении этой грамоты, ты немедленно приказал вернуть христианам кафолической Церкви в каждом городе или в других местах все, что им принадлежало и что теперь находится во владении или граждан, или иных лиц, ибо мы постановили вернуть церквам их прежнюю собственность.
17. Если же ты, благочестивый, ясно видишь смысл этого повеления нашего, то озаботься, чтобы сады, дома, вообще все, принадлежавшие этим церквам, было целиком и как можно скорее возвращено им. Мы желали бы знать, что ты с величайшей точностью выполнил это наше повеление.
Будь здоров почтеннейший и любезнейший Анулин!»
18. Копия императорского письма, которым повелевается быть в Риме собору епископов для единения и единомыслия:
«Константин август – Мильтиаду2145, епископу Римскому, и Марку.
От Анулина, светлейшего проконсула Африки, поступило ко мне много важных сообщений о том, что Цецилиана2146, епископа Карфагенского, некоторые его африканские соепископы во многом обвиняют2147. Мне особенно прискорбно, что в тех провинциях, которые Божий Промысл вручил мне с их добровольного согласия, притом очень многолюдных, находятся люди, разделяющиеся как бы на партии, и даже между епископами возникают споры и разногласия.
19. Мне думается, пусть Цецилиан с десятью епископами, которые его обвиняют, и с десятью другими, которых он возьмет как необходимых защитников, прибудет морем в Рим, чтобы там в присутствии вас, а также Ретиция2148, Матерна2149 и Марина2150, соепископов ваших, которым я велел также поспешить в Рим, можно было его выслушать2151; как вы знаете, это соответствует священнейшему закону.
20. А чтобы вы могли иметь самые полные сведения обо всем этом, я разослал упомянутым соепископам вашим вместе с письмом моим и копии документов, присланных мне Анулином. Ознакомившись с ними, вы, люди твердые, решите, как следует обсудить это дело и вынести справедливое решение. От вашего внимания, конечно, не укроется, с каким почтением отношусь я к законной кафолической Церкви, поэтому и хочу, чтобы вы нигде не допустили ни раскола, ни разногласия.
Великий Бог да сохранит вас, почтеннейший, на многие лета».
21. Копия императорского письма, которым назначается второй собор для разрешения всякого разногласия между епископами:
«Константин август – епископу Сиракузскому Христу. Уже давно некоторые люди стали отходить от почитания святой небесной Силы и от кафолической Церкви. Желая положить конец этим ссорам, я распорядился пригласить из Галлии некоторых епископов, а также вызвать из Африки постоянно и упорно спорящих друг с другом представителей враждебных сторон, чтобы в общем собрании и в присутствии Римского епископа вопрос, вызвавший это смятение, можно было тщательно обсудить и уладить.
22. Но некоторые, как это бывает, забыв о своем спасении и о благоговении, которое должно оказывать святейшей вере, и не думают прекращать свои ссоры. Они не желают подчиниться вынесенному решению, утверждая, что лишь малое число людей высказало свое мнение и что не были предварительно и тщательно разобраны все необходимые обстоятельства рассматриваемого дела и решение было вынесено с поспешностью и горячностью. От всего этого и происходит, что те, кто должны бы иметь братское единодушие, находятся в постыдном, даже гнусном, разделении и подают людям, далеким от святейшей веры, повод для насмешек. Поэтому я счел своим долгом озаботиться, чтобы это дело, которому следовало быть оконченным после вынесенного решения с общего согласия, хотя бы теперь в присутствии многих пришло к концу.
Итак, я распорядился, чтобы к календам августа2152 весьма многие епископы из самых разных мест собрались в городе Арелате2153, и решил написать тебе, чтобы ты получил от светлейшего Латрониана, правителя сицилийского, разрешение воспользоваться государственной почтой2154. Возьми с собой, по своему выбору, двух духовных лиц второй степени2155 и трех слуг, которые прислуживали бы вам в дороге. Надо прибыть тебе на место в назначенный день, чтобы и ты своей твердостью, и остальные своим единомыслием2156 и единодушием покончили с этим постыдным раздором. Выслушав всё, что скажут спорящие лица, которым мы тоже велели явиться, можно будет, хотя и не сразу, склонить их к подобающему богопочитанию, к вере и братскому единомыслию.
Бог Вседержитель да сохранит тебя здравым и невредимым на многие лета».
6
1. Копия императорского письма о выдаче Церквам денег:
«Константин август – Цецилиану, епископу Карфагенскому. Угодно мне некоторых известных служителей святейшей кафолической веры во всех епархиях Африки, Нумидии и Мавритании снабдить кое-чем на расходы2157. Я написал Урсу, знаменитейшему африканскому казначею, чтобы он позаботился отсчитать тебе 3000 фоллисов2158.
2. Ты же, получив указанное количество денег, вели раздать их всем лицам, названным в списке, который прислал тебе Осия2159.
3. Если ты увидишь, что чего-то не хватает, чтобы полностью удовлетворить всех по моему решению, можешь требовать, сколько сочтешь нужным, от управляющего моими имениями2160 Гераклида, которому я приказывал лично в случае, когда ты попросишь у него денег, выдать их тебе без всякого отлагательства.
4. До сведения моего дошло также, что некоторые люди с неустойчивыми мыслями2161 хотят отвратить народ от святейшей кафолической Церкви лживыми и постыдными наставлениями. Поэтому да будет тебе известно, что проконсулу Анулину и Патрицию, заместителю префекта, я дал приказание между прочим иметь особенное наблюдение и за этим, никак не пренебрегая подобными случаями.
5. Итак, если ты заметишь людей, упорствующих в этом безумии, то без всяких сомнений обратись к названным судьям и извести их об этом, чтобы подобных людей, следуя моему, лично им данному приказу, они подвергали наказанию.
Божественность великого Бога да хранит тебя на многие годы».
7
1. Копия императорского письма с приказом освободить предстоятелей Церквей от всех общественных обязанностей2162:
«Здравствуй, наш почтеннейший Анулин. Так как во многих случаях обнаруживается, что пренебрежение к вере, которой охраняется высочайшее благоговение к Святейшему Небесному Существу, влечет за собой великие народные бедствия, а соблюдение ее, согласное с законами, доставляет, по благоволению Божию, великое благополучие Римскому государству и всем человеческим делам особенное счастье, то нами решено, почтеннейший Анулин, что мужи, отличающиеся должной святостью, повинующиеся закону и отдающие свои силы на службу Божественной вере, должны получить награду за свои труды.
2. Поэтому лиц, находящихся во вверенной тебе провинции и состоящих в Церкви, во главе которой стоит Цецилиан, отдавших себя на служение этой святой вере (обычно их называют клириками), желаю я раз навсегда освободить от всех общественных обязанностей, дабы не были они отвлекаемы от служения Богу каким-нибудь обманом или святотатственным поползновением, но без всякой помехи исполняли свой закон. Если они будут служить Богу со всей ревностью, то это принесет много пользы и делам общественным.
Будь здоров, почтеннейший и любезнейший Анулин».
8
1. Так одарила нас Божественная и небесная благодать явившегося Спасителя, таково было изобилие благ, которые доставил людям мир с нами. И это благоденствие наше сопровождалось радостью и торжествами.
2. Но для любителя зла и ненавистника добра – демона – зрелище это было невыносимо, равно как и для Лициния бедственная участь прежде упомянутых тиранов была недостаточным уроком благоразумия. Он был хорошим правителем; великий император Константин удостоил его второго после себя места и высокой чести породниться с ним, однако он оставил стезю добра и пошел дурной дорогой безбожников-тиранов. Собственными глазами видел он страшный конец их жизни, но предпочел скорее разделить их образ мыслей, чем сохранить дружбу и расположение лучшего из государей.
3. Полный зависти к тому, кто осыпал его благодеяниями, он начал с ним преступную и жестокую войну2163, презрев законы природы, не вспоминая ни о клятвах, ни о родственной крови, ни о договорах.
4. Император, облагодетельствовавший его, дал ему доказательство своего искреннего расположения: не счел унизительным породниться с ним, не отказал в блистательном браке со своей сестрой, но удостоил кровной близости с благородным древним царским домом2164 и предоставил, как зятю и соправителю, полную власть распоряжаться не меньшей частью народов, подвластных Риму2165.
5. Лициний действовал наоборот: ежедневно затевал всякого рода козни против лучшего из государей, словно сознательно придумывал, как бы заплатить злом своему благодетелю. Сначала он пытался скрыть свои умыслы, притворяясь другом и надеясь хитростью и обманом легче достичь своей цели2166.
6. У Константина же другом, защитником и хранителем был Бог, Который весь заговор, затевавшийся против него тайно и во мраке, вывел наружу. Благочестие – сильное оружие как в борьбе с врагами, так и в охранении нашего собственного спасения. Оградившись им, наш возлюбленный Богом император избежал хитрых козней злоименного врага.
7. Лициний, видя, что тайные козни ему не удаются, ибо возлюбленному своему государю Бог открывал все коварства и обманы соправителя, и не имея более возможности скрываться, начал открытую войну2167.
8. Но, решившись воевать с Константином, он приготовился восстать и на Бога всяческих, Которого, как знал он, чтил Константин. Он начал мало-помалу преследовать своих благочестивых подданных, нигде и никак не выражавших недовольства его властью; врожденная злобность заставляла его пренебречь всем.
9. Он начисто забыл о тех, кто до него преследовал христиан, и о тех, кого он сам казнил и наказывал за их нечестие. Потеряв здравый смысл, окончательно обезумев, он решил воевать с Самим Богом – не с Константином, которому Бог помогал, а с Самим Помощником Константина.
10. Прежде всего, он выгнал из своего дворца всех христиан2168 и тем, несчастный, сам себя лишил их молитв перед Богом, которые, по обычаю и учению своих предков2169, они возносят за всех. Затем он распорядился уволить со службы в каждом городе и лишить звания всех воинов, которые не принесут жертвы демонам2170. Но это были пустяки сравнительно с большими притеснениями.
11. Впрочем, зачем перечислять отдельно и подробно поступки этого богоненавистника и говорить о законах самых беззаконных, которые придумал этот преступивший все законы человек? Он, например, указом запретил всем подавать из человеколюбия пищу заключенным в тюрьмах страдальцам, жалеть изголодавшихся узников и вообще запретил быть добрыми и делать добро по естественному чувству сострадания к ближним. Согласно закону, крайне жестокому и постыдному, противному природной доброте, сострадательные люди должны были терпеть одинаковое наказание с теми, кому они сострадали: их заковывали и сажали в тюрьму – человеколюбцев наказывали как преступников2171.
12. Таковы были распоряжения Лициния. Надо ли перечислять его нововведения в законах касательно брачующихся и умирающих? Он осмелился отменить древние римские законы, справедливые и мудрые, и вместо них ввел какие-то варварские и жестокие, несправедливые и действительно беззаконные и противозаконные. Он выдумал тысячи предлогов, чтобы всячески вымогать золото и серебро у покоренных народов, перемеривать землю и взыскивать налоги даже с тех земледельцев, которые уже не жили в деревнях и давно умерли2172.
13. А куда только не ссылал совершенно невинных людей этот человеконенавистник, каких знатных и достойных мужей не сажал под арест, отдавая их законных жен на позор и поношение своим гнусным прислужникам?! Сколько замужних женщин и чистых девушек обесчестил этот дряхлый старик, чтобы удовлетворить свою безудержную похоть! Но зачем распространяться об этом? Скажу коротко, что его первые поступки кажутся маловажными и не стоящими обличения сравнительно с тем, что сделал он напоследок.
14. Дойдя до предела безумия, устремился он на епископов, видя в них, служителях Бога всяческих, противников своей деятельности2173. Действовал он из страха перед Константином не в открытую, а тайком и хитро и погубил своими кознями самых знаменитых. Способ убийства был удивительный, доселе не слыханный.
15. То, что было сделано в Амасии2174 и прочих городах Понта, превзошло самую крайнюю жестокость. Там одни церкви были разрушены до основания, а другие заперты, чтобы нельзя было их обычным посетителям собраться и совершить службу Божию2175.
16. Зная свое зло, он думал, что молитвы возносятся не за него, и был убежден, что мы всё делаем только для боголюбивого императора и молим Бога быть милостивым только к нему; потому он и обрушил на нас весь свой гнев.
17. Льстецы из числа его наместников, желая угодить нечестивцу, подвергали епископов таким наказаниям, каких достойны только злодеи, и невинных мужей без всякого расследования брали под стражу и наказывали, как убийц. Конец же некоторых из них был дотоле невиданным: тела их разрубали мечом на многие части и после такого варварского зрелища бросали их в морскую пучину на съедение рыбам.
18. После этого снова началось бегство благочестивых людей, и опять слуг Христовых приютили поля, и опять пустыни, леса и горы. И так как нечестивцу удавались его меры, то он задумал в дальнейшем начать общее гонение христиан.
19. Он исполнил бы свое намерение – ибо ничто не препятствовало ему перейти к делу, – если бы Бог, Поборник преданных Ему душ, предвидя, что́ случится, не зажег, словно в глубоком мраке и непроглядной ночи, яркий и спасительный для всех светильник – если бы «рукою крепкий»2176 не привел в те страны Своего слугу Константина.
9
1. Бог ниспослал ему свыше победу как достойную награду за благочестие, а злодея со всеми его советниками поверг к ногам Константина.
2. Лициний в своих действиях против него дошел до пределов безумия, и тогда возлюбленный Богом император пришел к благоразумному выводу, что больше терпеть его нельзя. Соединяя строгость правосудия с человеколюбием, он решил помочь тем, кого обездолил тиран, и, устранив нескольких злодеев, спасти большую часть людей2177.
3. Константин до этого времени относился к Лицинию человеколюбиво и жалел его, недостойного жалости, но это ни к чему не привело: злобности в том не стало меньше, напротив, он еще более увеличивал ярость против подвластных ему народов; угнетенным, замученным этим страшным зверем, надежды на спасение не оставалось.
4. Поэтому защитник правды, питавший любовь к добру и ненавидевший зло, подал руку помощи погибавшим и выступил в поход2178 с сыном своим Криспом2179. А так как их вели и помогали им Бог и Спаситель всех, Сын Божий, то отец и сын разделив свое войско2180, окружили богоненавистников и легко одержали победу2181, ибо всё облегчал им Бог.
5. И вот те, кто еще вчера и позавчера дышали смертью и угрозами2182, исчезли вдруг2183, быстрее слова, так что и имен их не вспоминали. Их портреты и знаки почестей подверглись заслуженному поруганию. Лициний претерпел то же самое2184, что некогда перед его глазами понесли нечестивые тираны, претерпел за то, что не усвоил уроков благоразумия2185, не вразумился бичами, поразившими его близких, но пошел той же дорогой нечестия и, конечно, пришел к той же пропасти, что и они.
6. И в то время, как он лежал повергнутый, великий победитель Константин, осененный силой благочестия, вместе с сыном Криспом, боголюбезнейшим и похожим во всем на отца, принял в собственное владение Восток и объединил Римскую империю, по-древнему, под одной властью, подчинив мирному своему скипетру всю землю от восхода солнца и до крайнего запада, равно как и страны на севере и юге.
7. У людей исчез всякий страх, в котором прежде держали их мучители. Теперь наступили радостные и торжественные дни многолюдных празднеств: всё исполнилось света. Люди, раньше ходившие с поникшими головами, теперь приветливо улыбались друг другу. По всем городам и деревням устраивали хороводы и пели хвалебные песни, которыми христиане прославляли, как были научены, во-первых, Бога Вседержителя, а затем благочестивого императора со всеми его боголюбезными детьми.
8. Забыты были прежние бедствия и нечестие; все наслаждались настоящими благами и, сверх того, ожидали будущих. Всюду были обнародованы человеколюбивейшие постановления победоносного государя и законы, свидетельствующие о его щедрости и истинном благочестии.
9. Уничтожены были все следы тирании; твердая и никем не оспариваемая царская власть принадлежала Константину и его сыновьям. Изгладив все следы нечестия прежних властителей и осознав, что столько благ даровано им Богом, они проявили свою любовь к добру и к Богу, благодарность Богу и благочестие, обнаруживая эти добродетели перед людьми в своих делах.
* * *
Примечания
Павлин († между 325 г. и 330 г.) – антиохийский пресвитер, ставший после Великого гонения епископом Тира (ок. 315 г.); в 324 г. (согласно другим версиям, в конце 320-х гг.) избран на Антиохийскую кафедру, которую занимал 6 месяцев вплоть до своей кончины. Друг Евсевия Кесарийского. Симпатизировал Арию, который в Послании Евсевию Никомидийскому назвал его своим сторонником (Theod. НЕ. I. 5). О Павлине см.: Бриллиантов А. И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви. СПб., 2006. С. 139–141; Лебедев Д. А. Павлин и Зинон, епископы Тирские // Византийский временник. Т. 20. Вып. 1. 1913. С. 1–56.
Ср.: 2Кор.12:2–4.
Ср.: Lact. De mort. pers. L. 1.
Ливанские кедры – самые большие из деревьев, упоминаемых в Библии. Их высота вошла в поговорку.
См. ниже: X. 5–7.
Пророчество из Книги Иезекииля (Иез.37:7). Согласно традиционному толкованию, эти кости символизируют народ Израиля (= избранный народ), оторванный от корня своего, с погибшей надеждой, который Господь оживляет и приводит в Землю обетованную (= к свету Истины).
Ср.: Иез.37:5–6, 9–10.14.
Таинство причастия со Св. Дарами.
Ср.: Пс.148:11–13.
Сам Евсевий.
Тирская речь была произнесена в день освящения храма; это событие часто датируют 315 г., хотя ряд исследователей занимает более осторожную позицию, относя его к периоду 315–319 гг.
Подир – длинная одежда голубого цвета, в которую облачались иудейские цари и первосвященники; имела форму подризника с отверстием для головы. Описание ее см.: Исх.28:31–34. В данном случае подир символизирует высшую духовность, которая позволяет христианским священникам быть посредниками между Богом и Его народом. В Откровении Иоанна Богослова в подир облачен Сам Спаситель (Откр.1:13).
Веселиил (евр. Бецалель) – библейский персонаж; сын Урии из колена Иуды; участник Исхода; искусный мастер, которому Бог повелел изготовить культовые предметы – скинию, ковчег Завета, жертвенные принадлежности и одежды священников.
Зоровавель – сын Салафиила, внук сосланного в Вавилон в 597 г. до н. э. иудейского царя Иехонии. В 538 г. до н. э. персидский царь Кир назначил его наместником Иудеи. Зоровавель возглавил первую волну возвращения евреев в Палестину. Он восстановил в Иерусалиме культ Яхве и заложил новый храм на месте разрушенного. См.: Ездр.3:8–6, 15.
Пророк Аггей открыл Зоровавелю: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:9). См. ниже: X. 4.36.
1Tим.3:15.
Ср.: Вар.3:24–25.
Hippoc. De flat. 1 (перевод дан по изданию: Гиппократ. Избранные книги/Пер. В. И. Руднева. М., 1936. С. 263). Ср.: Orig. Contra Cel. IV. 15.
Речь идет об указе Диоклетиана, повелевающем разрушать церковные здания. См. выше: VIII. 2.4.
Очевидно, имеется в виду Галерий, которого Евсевий избегает называть по имени.
Августы Константин и Лициний.
Рима.
См. выше: IX. 9. 10–11.
Т. е. христиан.
Т. е. епископу Павлину.
См. выше: 1.2. 18.
Ср.: Пс.73:13–14.
Х. 4.3 6.
Иc.61:10–11.
Имеется в виду Павлин Тирский.
Ср.: Быт.1:25–26.
Слова Иисуса Христа (Мф.24:2; Мк.13:2; Лк.19:44; 21:6).
Констанция I Хлора, Константина Великого и Лициния.
Т. е. священнослужителям.
Об особенностях описания Евсевием архитектуры храма в Тире см.: Smith Ch. Christian rhetoric in Eusebius' Panegyric at Tyre // Vigiliae Christianae. Vol.43. 1989. P. 226–247.
Ср.: Евр.12:22–23.
Т. е. Медиоланского эдикта.
Имеется в виду наместник провинции. Указ оформлялся как послание императоров к наместнику каждой провинции.
Проконсул Африки (см. ниже: X. 5.18), возможно, сын Гая Анния Ануллина, консула 295 г. См.: Jones А. Н.М., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. 1: AD 260–395. Cambridge, 1971. P. 78–79.
Мильтиад (Мельхиад) – епископ Рима в 311 –314 гг.
Цецилиан – архидиакон Карфагенской церкви; близкий друг епископа Мензурия; избран на Карфагенскую кафедру в 311 г.
Противники Цецилиана называли его ставленником традиторов (от лат. traditor – «предатель») – епископов, которые во время гонений выдавали властям священные книги. Традиторами были и покойный епископ Мензурий, покровитель Цецилиана, и рукоположивший его епископ Феликс. Возмущенные избранием Цецилиана, 70 нумидийских епископов собрались в 312 г. на собор и рукоположили епископом Карфагена анагноста (чтеца) Майорина. Эта группа состояла из ригористов, отвергавших снисходительное отношение к вероотступникам. Позже они образовали независимую церковную общину – донатистскую церковь (по имени Доната Магна, епископа нумидийского города Каза Нигра, возглавившего ее в 313 г.). См.: Frend W. H. С. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford, 1952; Kriegbaum В. Kirche der Traditoren oder Kirche der Märtyrer? Die Vorgeschichte des Donatismus. Innsbruck, 1986.
Ретиций – епископ Отена; на Римском соборе 313 г. избран судьей по делу о карфагенском расколе. Автор трактата против новацианства и комментария на Песнь Песней, до нас не дошедших. О нем см.: Hier. Vir. ill. LXXXII.
Матерн – епископ Кельна; на Римском соборе 313г. был судьей по делу о карфагенском расколе.
Марин – епископ Арелата; председатель Арелатского собора 314 г.
Римский собор, состоявшийся 2 октября 313 г., оправдал Цецилиана и признал его законным епископом Карфагена; Майорину было предложено отложить свои притязания до следующих епископских выборов.
Т. е. к 1 августа 314 г.
Арелат (совр. Арль) – торговый город в Нарбоннской Галлии, на землях лигурских салиев, недалеко от устья Родана.
С этого времени у императоров вошло в обычай предоставлять епископам, которых они приглашали на тот или иной собор, право бесплатно пользоваться государственной почтовой (транспортной) службой. См. ироническое замечание по этому поводу языческого историка Аммиана Марцеллина: «Целые ватаги епископов разъезжали туда и сюда, пользуясь государственной почтой, на так называемые синоды, стремясь наладить весь культ по своим решениям. Государственной почте он [наследник Константина Констанций II] причинил этим страшный ущерб» (Аmm. Marc. XXI. 16. 18).
Т. е. пресвитеров.
Арелатский собор, состоявшийся в августе 314 г., реабилитировал Цецилиана и осудил его противников.
Во время раскола в Карфагенской церкви Константин оказывал большую денежную помощь сторонникам Цецилиана.
Фоллис – бронзовая монета весом ок. 10 грамм с примесью серебра (4%), отчеканенная Диоклетианом в 294 г.
Осий (ок. 260–359 гг.) – епископ Кордубы (совр. Кордовы) в Испании; исповедник веры при Максимиане Геркулии; видный участник Первого Вселенского собора в Никее. Пользовался особым расположением Константина Великого. Автор не дошедшего до нас трактата «О девственности». От него сохранилось Послание к Констанцию II (Athan. Hist. Ar. 44). Об Осий см.: Бриллиантов А. И. К вопросу о философии Эригены... С. 98–120; Chadwick H. Ossius of Cordova and the Presidency of the Council of Antioch 325 // The Journal of Theological Studies. NS. Vol. 9. 1958. P. 292–394; Clercq V. C. de. Ossius of Cordova: A contribution to the history of the Constantinian period. Washington, 1954.
Comes rerum privatarum – чиновник, ведавший эксплуатацией и сбором доходов с государственных и частных владений императора.
Имеются в виду противники Цецилиана (донатисты).
Речь идет об обязанностях, налагавшихся на состоятельных жителей позднеантичных городов и сопряженных со значительными финансовыми издержками. Освободив от них христианских священников, Константин тем самым приавнял их к языческим жрецам, издавна пользовавшимся этой льготой.
Евсевий говорит только об одной войне Константина с Лицинием. На самом же деле императоры воевали дважды. Историк умалчивает о конфликте 314 г., который завершился победой Константина в битве у Кибал (совр. Винковцы) в долине реки Сава 8 октября 314 г. и новым переделом Империи – Лициний отказался от всех своих балканских владений, за исключением Фракии, а Константин признал за ним власть над азиатскими провинциями, Ливией и Египтом. См.: Eutr. X. 5; Aur. Vict. Caes. XLI. 5.
По одной версии, отец Константина Великого Констанций I Хлор был внучатым племянником Клавдия II Готского (SHA. Claud. IX. 9; X. 7; XIII. 1–2), который возводил свой род к праотцам троянцев Дардану и Илу (SHA. Claud. XI. 9).
Под властью Лициния находилась вся восточная половина Империи.
См. также: Socr. I. 3.
В 323 г.
См. также: Chron. Olymp. 275.
См.: 1Тим.2:1–2.
См. также: Sulp. Sev. IL 33. 2.
О жестокости Лициния см.: Aur. Vict. XLI. 4; Epit. XLI. 8.
Автор «Извлечений из Аврелия Виктора» также говорит об алчности Лициния; он, однако, замечает, в отличие от Евсевия, что политика этого императора была выгодна земледельцам (Epit. XLI. 8–9). О налоговой политике Лициния см.: Grégoire H. About Licinius' fiscal and religious policy // Byzantion. Vol. 13. 1938. P. 551–560.
Лициний, в частности, запретил созыв епископских соборов и миссионерскую деятельность христианских проповедников (Socr. 1.3)
Амасия – древний город в Малой Азии на одном из притоков реки Галис; административный центр провинции Еленопонт.
Более того, Амасийского епископа Василия обезглавили, а тело выбросили в море. См.: Chron. Olymp. 275.
См. также: Socr. I. 4. Ср.: Epit. XLI. 5.
Причиной войны послужило вторжение армии Константина во Фракию, принадлежавшую Лицинию, под предлогом борьбы с сарматами, опустошавшими Балканский полуостров. Лициний заявил протест, а затем двинулся с огромным войском (170 000 воинов) на Адрианополь.
Крисп (303–326 гг.) – старший сын Константина Великого от наложницы Минервины; талантливый полководец; в 320 г. стал кесарем и получил в управление Галлию. В начале 326 г. был казнен в истрийском городе Пола по приказу своего отца (Аmm. Marc. XIV. 11. 20; Aur. Vict. Caes. XLI. 11; Chron. Olymp. 276; Hier. Vir. ill. H. 80). Ранневизантийская церковная историография, однако, пытается снять с Константина вину за гибель сына (Soz. I. 5; Evag. III. 41). О Криспе см.: Guthrie P. The Execution of Crispus // Phoenix. Vol. 20. 1966. P. 325–331; Herrmann-Otto E. Konstantin der Große. Darmstadt, 2007. S. 141– 146; Pohlsander H. A. Crispus: Brilliant Career and Tragic End // Historia. Bd. 33. 1984. S. 79–106; Schmitt О. Constantin der Große. Stuttgart, 2007. S. 221–229.
Константин назначил Криспа командующим флотом, который самостоятельно действовал в проливах Боспор и Геллеспонт.
3 июля 323 г. Константин одержал победу над Лицинием в битве у Адрианополя. Лициний бежал в Византии, объявил Константина низложенным и назначил вторым августом префекта претория Мартиниана. Затем Крисп разгромил в проливе Геллеспонт флот Лициния, которым командовал Авант, и подошел к Византию. Тогда Лициний оставил город и переправился на азиатский берег Боспора. Константин без промедления начал преследование своего противника, настигнув его у Хрисополя в Вифинии, где 18 сентября 323 г. нанес ему окончательное поражение. См.: Eutr. X. 6.; Aur. Vict. XLI. 7–8; Epit. XLI. 5–7; Socr. I.4.
Ср.: Откр.17:8,11.
После поражения у Хрисополя Лициний бежал в свою столицу Никомидию, намереваясь продолжать сопротивление, однако его жена Констанция, сводная сестра Константина, убедила его сдаться. Константин, оказав Лицинию радушный прием, отправил его в почетную ссылку в Фессалонику, но некоторое время спустя приказал убить. См.: Eutr. X. 6. 1; Epit. XLI. 7; Socr. I. 4. Сократ Схоластик оправдывает это убийство, утверждая, что Лициний, находясь в Фессалонике, организовал против него заговор (Socr. I. 4). Вскоре был казнен и сын Лициния и Констанции Лициний Младший (Eutr. X. 6.3).