14. Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице47

«Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим» (Еф. 2, 10).

Нынешнее апостольское чтение побуждает нас, братие, свою мысль, обыкновенно обращающуюся в области дольней, в области житейских страстей и земных помышлений, вознести в область высшей философии жизни размыслить о том, чем должны быть мы, именуемые христианами.

"Божие есмы творение, создани во Христе Иисусе», – говорит апостол. Итак, наша жизнь подчинена иным порядкам и законам, нежели жизнь прочих существ мира, да и не только существ мира вообще, но даже и всех людей, находящихся вне Церкви Христовой.

Доселе, говорит апостол, мы были мертвы по преступлениям и грехам нашим, жили по обычаю мира сего, исполняя желания плоти и помыслов. по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Ныне же «Бог, богат сый в милости... сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи Христом» (Еф. 2, 1–5). Отныне над этой естественной жизнью с ее плотскими страстями созидается в нас новая духовная жизнь, чрез веру во Христа действием благодати Святого Духа. Основанием этой жизни, начало которой полагается чрез семя слова Божия, павшее в нашу душу, является любовь Божественная (Лк. 8, 10–15). Она, соединяя всех между собою, образует здание Церкви Христовой, которое, имея Христа краеугольным камнем, «слагаясь стройно, возрастает в святый храм о Господе, на котором и мы устрояемся в жилище Божие Духом. Ныне соделалась известною чрез Церковь даже начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия», которая проявилась в спасении омертвевшего мира в стенах Церкви (Еф. 2:20–22, 3:10).

Но как далек современный мир от разумения этой премудрости! Какое пустое и бессодержательное понятие о жизни хочет противопоставить он жизни, созидаемой в Церкви! Отказавшись от высших стремлений души на том основании, что они будто бы неосуществимы и мечтательны, он хочет остаться при одной физической жизни. В здоровой физической жизни, непрестанно вновь возникающей и обновляющейся, хочет он видеть неисчерпаемый источник творчества и сил, способных обновить духовную и физическую природу, залог непрестанного усовершенствования человечества. Так мыслит о жизни современное человечество в лице Золя («Плодовитость»), Ницше и других мыслителей, забывая, что если даже умножение живых существ и происходит непрестанно, если жизнь и не перестает производить все новые и новые явления, однако не может обновиться сам собою зараженный поток, когда заражен источник. И откуда могли бы возникнуть все более и более увеличивающиеся жалобы на «вырождение» современного человечества, если источник его жизни неистощим? Отчего усиливается на земле «уныние народов и недоумение» (Лк. 21, 25), как найти выход из современного печального положения вещей, если творчество жизни продолжает быть, как прежде, неиссякаемым?

Впрочем, оставим этих людей современного века и обратимся к себе самим. «Сия слава есть церковная», говорили нам, собирающимся в этом храме. И подлинно, мы были отобразом этой славы древней Церкви, когда, слушая ее дивные напевы и проникаясь их назиданием, сами уподоблялись этой Церкви древних времен. «Вам есть дано ведати тайны Царствия Божия» (Лк. 8, 10), еще говорили вам. И действительно, кто ближе нас стоит к источнику жизни Слову Божию, данному для обновления жизни людей? Кто более нас имеет средств узнать законы, по которым побеждаются страсти, и сделаться добрыми воинами Христовыми, чтобы вести брань не «к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12)?

И неужели мы исполним на себе слова, сказанные чрез древнего пророка: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя» (Иер. 2, 13)? Неужели уподобимся жителям полуязыческой страны Гадаринской, которые просили Великого Чудотворца отойти от пределов их? Или, напротив, уподобимся тому исцеленному от бесов, который, нашедши великое благо в общении с Божественным Врачом человеческих страстей, просил быть с Ним и сидел у ног Его, желая быть Его учеником (Лк. 8, 35–38)?

Духовное состояние людей, подвизающихся во имя Христово, кажется современным людям пустынею, какою оно и было, по словам Священного Писания, когда пред пришествием Христовым явился «глас вопиющего в пустыне» (Мф.3:3), Предтеча Христов. Но этой пустыне даны великие обетования, что «возвеселится пустыня... земля... необитаемая» и что «проторжется... дебрь... в пустыне», то есть откроется в ней обилие духовной жизни и радости о Духе Святом (Ис. 35:1, 6). Не такова духовная пустыня мира сего. Ибо она подобна скорее обиталищу бесов, которыми и бесноватый был гоним в пустыне (Лк. 8, 29), это пустыня бесплодного и безотрадного сомнения, тлетворного духа страстей, веющего в ней и водворяющего в душе уныние. И не будет ли концом подобного опустошения души та «великая скорбь, какой не было от начала мира» и которая будет только в конце времен (Мф. 24, 21)? Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

47

Произнесено в семинарской церкви. (УЕВ. 1902. №№ 13.24. С. 1612–1615.)

Комментарии для сайта Cackle