Азбука веры Православная библиотека святитель Алексий Московский Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам


святитель Алексий Московский

Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам

Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. Ефесскому: чадо Тимофее! «учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией » (Иак. 1:19–20).

Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием, а иное на добрую землю» (Лук. 8:5–8). Семя есть истинное слово Божие, а земля – сердца человеческия. Итак, дети, земля сердца вашего да не будет подобна тернистой почве, которая не способна приносить плода духовнаго, по лености и небрежности: или – каменистой, не боящейся Бога, и – почве при пути, т. е. пусть сердце не прилепляется к временным благам, и не делается достоянием диавола, и не попирается его ногами, от котораго да избавит нас Господь. Но да будет земля сердца вашего добра на принятие истиннаго слова Божия, Евангелия, принося плод духовный, одно тридцать, другое шестьдесят, и по сто (Матф. 13, 8).

И опять другую причту предлагает Господь в Своем Евангелии: был некоторый хозяин дома; он насадил виноградник, обнес его оградою, построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время. Человек есть Христос Бог наш; Он с людьми жил ради нашего спасения, и по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель, ап. Павел (Евр. 4, 15). Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, – во плоти пришедшаго Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста (1Иоан. 2:22). А «виноград насади» – это человечество. И «оплотом огради» – божественным законом. «Созда столп» – божественныя церкви. И «ископа точило» , т. е. пролил честную Свою кровь, ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия небеснаго. «И поручил его виноградарям », т. е. св. апостолам и св. отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину, чтобы они, руководя надлежащим образом, и, научивши людей закону Божию, могли сказать во время втораго пришествия Христа Бога нашего: «Господи! вот – мы и дети, которых Ты дал нам» (Ис. 8, 18).

Поэтому и я грешный, сподобленный святительскаго сана, который я принял не по своему достоинству, но по Божиим щедротам и по великой Его милости, излитой на нас обильно, – удостоился быть, вам, детям моим, руководителем и учителем, чтобы руководить и учить порученное мне стадо словесных овец. Поэтому напоминаю вам, дети, слово Спасителя, которое Он сказал Своим ученикам и апостолам: «се заповедаю вам, да любите друг друга. И о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, и аще пребудете в любви» (Иоан. 13, 34–35). И вы, дети, также имейте мир и любовь между собою. Об этом же пишет и ап. Павел; он говорит: «весь закон в одном слове заключается: люби ближняго твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Также и вы, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек чрез него может приобресть всякую добродетель. «Начало же премудрости» , говорит премудрый, «страх Господень» (Прит. 1, 7). То же пишет и Григорий Богослов: где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих: где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим. Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостынею и удалением от дурных дел, кроме тех, которыя запрещает закон Божий, от следующих: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхвований, и от страсти к богатству, и от всякаго несправедливаго приобретения, служащаго вредом для души. А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель: «сотво́ршии благая в воскрешение живота, а сотво́ршии злая в воскрешение суда» (Иоан. 5, 29) А вы, князья, бояре и вельможи, производите суд справедливо: «суд бо без милости не сотво́ршему милости, хвалится милость на суде» (Иак. 2, 13); мзды на неповинных не принимайте и не на лица судите суд бо Божий есть (Втор. 1, 17), справедливо людей судите, и вдовиц, и сирот, и пришельцев не обижайте, да не возопиют на вас к Богу.

А вы, простые граждане, Бога бойтесь, князей почитайте, священных лиц уважайте и повинуйтесь без всякаго прекословия, потому что они пекутся день и ночь о душах ваших, и должны будут отдавать Богу отчет о своей пастве (Евр. 13, 17). Захочет ли кто, по небрежности, лишиться своего спасения и вечной жизни, и не внимать словам Спасителя, который сказал в Своем Евангелии: «приидите ко Мне вся труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Матф. 11, 28)? Зовет нас Христос в Царство Свое небесное и велит заменить заботу бремени греховнаго чистосердечным покаянием. Идите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами, откройте свои худыя дела и не совершайте их вторично, потому что только то есть истинное покаяние, после котораго прежние грехи вами презираются. И когда увидит иерей такое ваше намерение, то он может очистить и приблизить вас к Богу и сделать причастниками тела и крови Христовой, так как святители и иереи – ходатаи между Богом и людьми. поелику же и они немощны, то приносят жертву о себе и о людских грехах. Поэтому, дети, постарайтесь быть милостивыми и снисходительными, как учит нас великий ап. Иаков, брат Господень: «суд бо без милости есть не сотво́ршему милости» (Иак. 2, 13). И теперь, дети, какая сила ваша может исполнить закон Божий, не словом, но делом, как сказал Спаситель: «что Мя зовете: Господи, Господи, а не творите воли Моея» (Лук. 6, 46)? «И отъидите от Мене, не ведех вас» (Матф. 7, 23). Вы же, дети, воспринимайте в души ваши и напишите на сердцах своих речи евангельския, проповеди апостолов и постановления св. отцев. К церковному богослужению будьте, дети, поспешны, предупреждая друг друга, как Иоанн Богослов предупреждал Петра, когда оба вместе спешили ко гробу Христову. Князья бояре, купцы и всякий правоверный христианин! Оставьте все свои дела, спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помо́лимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной. Ибо церковь называется земным небом, поелику в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, боящихся слов Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Царствия небеснаго, Деяния св. апостолов, Соборныя послания, 14 посланий знаменитаго нашего учителя ап. Павла, прославляются отцы семи вселенских Соборов, и престол Божией славы невидимо осеняется херувимами, священническими руками тело и кровь Божественная принимается и преподается верующим людям для очищения и спасения души и тела. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие – как церковное управление, – и вы хотите заменить своею домашнею молитвою и приобресть себе пользу? Таким образом, дети, разсмотревши сказанное, постарайтесь исполнить сердца́ свои страхом, вникнуть в это своим разумом и присовокупить домашнюю свою молитву к церковной. Когда, дети, прихо́дите в церковь, то имеете со всеми мир и со всеми любовь, как сказал Спаситель: «егда принесеши дар твой ко алтарю, иди прежде и примирися с братом своим» (Матф. 5, 23–24). Входя же в церковь, благоговей душею и телом, поелику не в простой дом входишь; ибо если, дети, так будете делать, то и молитва церковная за вас будет принята Богом. В церковь входите с боязнию и благоговением, и страхом Божиим, и получивши прощение грехов, с радостию выходите.

Когда же в церкви стоите, думайте о своих грехах, и в это время оставляйте все свои дела вне церкви, как пишут святые. Откровением Святаго Духа изложили божественную службу Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов: «Станем со страхом, возлюбим друга друга сердечною любовию, а не устами и языком. И всякое житейское попечение отложим ныне. Ныне бо силы небесныя с нами невидимо служат». Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви. И с этого времени да удалится от вас такая безбоязненность, как церковный разговор, и неприличное стояние в церкви; но да будет земля сердца вашего добра, для принятия слова нашего учения, поелику, дети, и я должен, получивши от Бога талант, не скрывать его в землю, но раздать вам, добрым торговцам. Эту куплю духовную производите с прибылью, чтобы и я с великим ап. Павлом дерзнул сказать в день суда, о тех, которых я научил: вы похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом (1Сол. 2, 19). Дабы Бог сподобил и меня грешнаго, во время втораго Его пришествия, вместе со всеми моими детьми, так сказать: «Господи! се аз и дети, яже ми дал еси» . И теперь, ради Бога, старайтесь всячески угодить Богу добрыми делами, чтобы ду́ши свои спасти, и гнев Божий утолить, и себя приблизить к Богу.

Дабы в душах наших, дети, было знамение Христово, как пишет Григорий Богослов: «овца знаменана неудобь украдома бывает». А знамение овцам словеснаго стада Божия – то, чтобы оне были причастниками тела и крови Христовой. Вы же, дети, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой. Это, дети, кратко пишу вам ради вашего спасения; по своим благоразумием умножьте в сердцах своих плод духовный. Ибо премудрый сказал: «аще таковым искусством, рекше: учением, поживете, и приложатся вам лета живота » (Прит. 9,11). Поэтому, дети, и вы, если примете и сохраните в сердцах своих то, что писал вам, и исполните не словом только, но и делом; то будете участниками небеснаго Царствия, котораго да сподобит всех нас Бог во второе Его пришествие, со всеми угодившами Ему от века, быть соучастниками в горнем Иерусалиме, дабы прославлять в Троице Отца и Сына Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Источник: Историческая хрестоматия, для изучения истории русской церковной проповеди, с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них. Сост. Свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. - Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1879. - С. 105-109.

Вам может быть интересно:

1. Завещание преподобный Афанасий Афонский

2. Фрагменты преподобный Аммон Оксиринхский

3. Духовные советы преподобный Амфилохий (Макрис)

4. Духовная грамота преподобный Александр Свирский

5. Изречения преподобный Арсений Великий

6. Во святую Велиикую субботу, поучение святого отца Григория Антиохийского святитель Григорий Антиохийский

7. Памяти Святителя Алексия священномученик Сергий Мечёв

8. Слова священномученик Александр Глаголев

9. Слово о неосуждении ближних преподобный Анастасий Синаит

10. Духовный алфавит преподобный Варнава Гефсиманский

Комментарии для сайта Cackle