священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

59. Слово в Неделю 5-ю Великого поста150

Сегодня в Евангелии слышали мы о том, как незадолго до конца земной Своей жизни Господь начал предсказывать ученикам о страданиях Своих, о том, как осудят Его на смерть, поругаются над Ним, подвергнут биению, оплеваниям и убьют. И вот после этой беседы о страданиях подходят к Господу ученики Иаков и Иоанн, прося, чтобы Господь одного посадил по правую, другого по левую сторону в Царствии Своем. Ученики были еще столь юны не летами, а возрастом духовным, настолько еще несовершенны, что и при напоминании о страданиях Господа помышляли о радостях и почестях в Царстве Христовом. В то время как Господь грядет в Иерусалим на страдания, о чем и говорит ученикам, они помышляют лишь о скорейшем наступлении желанного времени, когда прекратится их безвестная для «мира» (Ин. 7, 4) жизнь, странничество, полное лишений, неимение, «где главу приклонить» (Мф. 8, 20), и наступит торжественное открытие Царства Христова на земле, они же будут князьями и владыками в этом Царстве. И вот Господь говорит им, что не о почестях и радостях земных должны они помышлять, а о том, чтобы испить чашу страданий вместе со Христом, креститься крещением Его, то есть претерпеть гонения, преследования и все скорби, ожидающие апостолов при распространении Евангелия на земле и вообще в жизни. Не о владычестве над людьми должны они думать, а о том, чтобы послужить спасению многих, как и Сам Господь не искал служения Себе со стороны людей или славы человеческой, но во все время земной жизни служил людям, непрестанно благотворя им, исцеляя болезни их, не имея времени иногда даже для принятия пищи и покоя.

Это чтение евангельское имеет ближайшее отношение и к вам, юные питомицы духовного училища. В юности человеку свойственно иметь розовые мечты о будущей жизни, особенно мечтать о радостях и счастье свободной, лучшей жизни по выходе из школы. Вы не приучены, конечно, мечтать о богатстве и почете в последующей жизни, но все же человеку в юном возрасте кажется обыкновенно, что его ожидает по крайней мере довольство, любовь людей, блага и радости земной жизни в достаточной хотя бы мере. Даже если представляет он себя попавшим в самые тяжелые условия, например заброшенным в самый глухой и дикий край, то все-таки представляет себя на какой-то высоте, рисует в своем воображении картины общей любви к себе народа, почитания с его стороны и т. п. Однако, как бы ни были естественны подобные мечты, они, в сущности, ведь ничем не отличаются от странной просьбы апостолов Иакова и Иоанна, с какою обратились они к Господу в виду Его страданий. Поэтому как апостолам, имевшим незрелые мечты о радостях и почестях земных, Господь напоминал о чаше страданий, так и вам, мечты которых еще столь юны, полезно вспомнить о чаше скорбей жизни, какую придется испить некоторым по выходе из школы. Ведь и большинство из вас должно будет по вступлении в жизнь начать служение народу, как служить спасению народов призваны были апостолы. Но что значит служить народу? Для этого нужно прежде всего узнать народ, его бедность и духовную нищету, затем снизойти к нему, сродниться с ним и полюбить его во всей его черноте, бедности, темноте, иногда жесткости, грубости и порочности. Вот чаша горечи, которую необходимо испить ради служения народу. Время ли тем, кому в удел достанется пить эту чашу, думать лишь о собственных радостях земных? Да и возможно ли это для тех, кто будет заброшен в темный угол, куда едва достигает луч света, где приходится почти прервать общение с людьми просвещенными?

Однако не унывайте и не падайте духом, представляя себе подобную картину трудовой, по видимости совсем безрадостной, как бы беспросветной жизни. Ведь и здесь, в стенах духовного училища, воспитывались вы не для жизни праздной, веселой, роскошной, какая сделала богача евангельского жестоким и немилостивым к бедному Лазарю, но для жизни трудовой, далеко не похожей на широкие пути жизни светской с суетным весельем ее; не «веселяся на вся дни светло» (Лк. 16, 19) воспитывались вы и в семьях своих, а среди лишений и трудностей всякого рода. Кроме того, пусть не будет наполнена жизнь многих из вас обычными, в сущности обыкновенно пустыми светскими радостями, зато разве не представляет источника высокого утешения сознание того, какое великое дело призваны вы будете совершать? Ведь вы будете воспитательницами народа для лучшей жизни, труженицами на благо народа, столь заброшенного мнимыми радетелями о благе его, потому что, хотя очень многие говорят о служении народу, слова их очень редко и в самой лишь малой степени обыкновенно приходят в осуществление. Вы же, выйдя из народа, станете действительно лицом к лицу с его нуждами и должны будете не писать книги лишь, а самым делом служить народу. Вы явитесь истинными ученицами Христовыми, исполняющими на деле великую заповедь Христову о том, чтобы полагать душу свою за други своя, соучастницами служения апостольского, подобно Прискилле, Мариам, Персиде и другим женам благовестницам, о которых с такою любовью и похвалой отзывается святой апостол Павел за их соучастие в проповеди Евангелия (Рим. 16:3, 6, 12).

Подобной похвалы достойны будете и вы, если, живя среди народа темного и грубого, служа его благу, извлечете, по слову пророка, «драгоценное из ничтожного»; вы будете пред лицом Господа, как «Его уста" (Иер. 15, 19).

Отгоните же от себя уныние, являющееся при мысли, что придется вам жизнь свою посвятить на такое служение, пить чашу не одних радостей, о которых свойственно мечтать в годы юности, но и чашу горечей жизни! Да будут далеки от вас мысли о будущем служении народу как тяжелом ярме, чтобы не стать вам в ряды людей, которые несут свое служение лишь подневольно, воздыхая сердцем о более полной утехами и радостями жизни, питая в сердце горькую зависть к более богатым и знатным своим сверстницам!

Пусть мысли о том, сколь велико служение ваше народу, будут светлым лучом для вас и в настоящей скромной, трудовой, небогатой пустыми, светскими утехами и радостями жизни, каких жаждут люди, особенно в годы юности! Пусть будет источником воодушевления для вас в ваших трудах и как бы окрыляет их сознание того, что очень кратки годы вашего подготовления к служению народу и как много в эти годы нужно вам сделать! Пусть явится источником бодрости и радости вера в то, что чем более забудете себя и отдадите все силы свои и способности на служение народу, тем большую любовь народа и учащихся детей вы встретите! Чем более любит мать детей своих, тем более забывает она об утехах юности. И вы, чем более забудете о радостях и утехах пустой светской жизни, тем большую найдете полноту высших радостей в любви народа, благу которого себя посвятите. Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

150

Произнесено в церкви епархиального женского училища в г. Петрозаводске 30 марта 1908 года. (Приложение к № 8 неофиц. отд. ОЕВ. 1908. С. 1–2.)

Комментарии для сайта Cackle