98. Поучение в день святого пророка Илии233
В духовном облике святого великого пророка Божия Илии, память коего празднует сегодня святая Церковь прежде всего невольно обращает на себя наше внимание его ревность, которою он возревновал о Господе Вседержителе (3Цар. 19, 10).
Он жил в то время, когда в Израиле вместо служения Богу истинному распространилось служение Ваалам и Астартам, а вместе с тем усилились постыдные страсти, потому что самое служение идолам весьма часто было исполнено духом прелюбодеяния. Святой пророк озирался кругом себя, ища служителей Бога истинного, и не находил их и в скорби души своей говорил, что он один остался в Израиле из служащих Богу истинному, пророки Божии убиты и поклоняющихся Богу Израилеву нет.
Много ли теперь, братие, подобных пророку Илии ревнителей о Боге истинном?
Сколько совершенно равнодушных к тому, растет ли в мире вера в Бога или умножается неверие и нечестие, есть ли в них самих вера в Бога или нет! Если же иные в глубине души и искренно любят Бога, болеют сердцем об увеличении неверия и нечестия в мире, то все это только в глубине души, втайне от других. Как немногие решаются, невзирая на насмешки и гонения, деятельно выступить на защиту попираемой людьми веры во Христа, на борьбу с усиливающимся нечестием!
Между тем, братие и сестры, ведь ко всем христианам обращается завет святого апостола, о котором говорили мы в прошлый раз: «Духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12, 11). Кроме того, не в таком ли приблизительно положении находится и церковная школа, в каком находился пророк Илия? Как он остался один в Израиле и не видел кругом служителей Бога истинного, так и церковная школа едва не одна наиболее искренно заботится о внедрении любви к святой Церкви в сердцах народа. Как усиливаются в самом обществе жалобы или признания, что современные люди все более и более уходят от Церкви, и не только интеллигенция, но и массы народа! И как святой пророк Илия говорил: «Остался я один, но и моей души ищут» (3Цар. 19, 10), так не усиливаются ли все более и гонения на церковную школу? Из нее хотят изгнать то, что составляет душу ее – церковность, хотят сделать совершенно светскою или передать светскому ведомству, как будто и последнее не должно с такою же ревностью заботиться о воспитании народа в духе любви к Церкви, Самим Христом устроенной для научения всех народов.
И вот поэтому-то мы, истинные ревнители о служении Богу истинному, особенно деятели церковной школы, не слышим ли сегодня призыв святой Церкви проникнуться жалостью к этому духовно изнуренному и рассеянному в городах и селениях от недостатка попечения пастырского народу (Мф. 9, 35–36), не слышим ли также и призыв великого пророка ревнителя хранить как зеницу ока преданность святой Церкви в сердцах народа? Разве может Церковь Христова когда-либо остаться без своей школы? Разве может не внедрять начала жизни Христовой в детских сердцах, еще неиспорченных? Нет!
Если даже усилятся гонения на Церковь и школу ее, церковное учительство не исчезнет: оно притаится, может быть, в забытых углах, в местах, менее доступных взорам человеческим, но не исчезнет.
Но пока не наступило еще время подобных усиленных гонений. В ваших руках еще могущественные средства для того, чтобы любовь к святой Церкви внедрять в сердца народа. Вы в церковнославянском языке имеете ключ к неисчерпаемым богатствам духовным, скрытым в церковном богослужении и в слове Божием. Сколь неисчислимы эти богатства, увидел бы каждый, если бы, например, день за днем стал бы вместе со святой Церковью почерпать их из книг, их содержащих, например из Октоиха. А какие богатства в круге богослужения праздничного, великопостного! И вот те из вас, которым по отдаленности церквей приходится молиться с народом в часовнях, не должны ли поревновать о том, чтобы в большей полноте сделались доступными эти сокровища народу? Если же кому и не приходится быть непосредственными устроителями богослужения, то, подготовляя детей к праздникам и временам поста путем чтений и обычных бесед, сколько каждый имеет поводов к внедрению начал церковной жизни в сердца детей, к воспитанию нежной любви к Матери Церкви в народе!
Поэтому не к изменчивым настроениям людей века сего нужно нам применяться, определяя меру церковности в воспитании, а к мере, указываемой самим сердцем, проявляющим в отношении ко Христу любовь полную и преданность безраздельную. Вспомним, что люди века сего могут быть исполнены вражды к Богу, что некоторым из них доселе невыносим образ Христов, полный неизреченной духовной красоты, и самое Его имя. Точно так же и ныне пусть идет жизнь человечества куда-то вперед, однако куда именно? И ко всем ли настроениям этого человечества должны мы, деятели церковной школы, применяться, зная, что с движением человечества вперед неизменно умаляется вера в людях, растет неверие, умножаются преступления и беззакония?
Да будет же наша церковная школа неизменно ревнительницею правды Христовой вечной, которую еще до пришествия Христа на землю проповедали святые пророки, которую проповедует доселе святая Церковь и будет проповедовать неизменно до скончания века! Пусть сменяются настроения человечества, пусть оно, как утверждают, постоянно движется куда-то вперед, мы, заимствуя с великою осторожностью лишь лучшее в этом движении, должны идти неизменно царским путем правды и любви Христовой.
Будем готовы встретить и насмешки, «злословия злословящих», даже гонения по примеру Самого Христа (Рим. 15, 3; Пс. 68, 10) или еще ранее по примеру пророков, явивших нам образ «злострадания и долготерпения» (Иак. 5, 10), и мы сподобимся утешения, какое было послано великому Илии пророку. Как этому пророку, неутешно скорбевшему, что кроме него не осталось в Израиле служителей Бога истинного, сказано было Господом: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» (Рим. 11, 4; 3Цар. 19, 18), так и ревнители о Боге, истинные сыны и дщери святой Церкви, увидят, как еще много в народе преданности святой Церкви и какой великий остаток его может быть спасен для Господа. Аминь.
* * *
Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости
Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 20 июля 1908 года во время педагогических курсов для церковных школ. (Приложение к № 17 ОЕВ. 1908. С. 1–3.)