Аннотация Источник

Аннотация АВ

Сборник «Огласительные поучения» состоит из 95-ти наставлений, произнесенных прп. Феодором Студитом перед братией монастыря. Эти поучения являются частью его огласительного наследия, которое традиционно делится на «Великое оглашение» и «Малое оглашение».

В поучениях охватывается широкий круг тем:

1) основы монашеского подвига (поучения 1, 13, 47 и др.): призывы к постоянной борьбе со страстями, к умерщвлению плотских похотей и воздержанию;

2) добродетели и их стяжание (поучения 6, 11, 14, 23 и др.). Особое внимание уделяется послушанию игумену и старцам, смирению, любви, терпению в скорбях и благодарению;

3) общинная жизнь (поучения 1, 27, 39, 76 и др.): наставления о единомыслии и мире среди братии, о важности выполнения монастырских послушаний со страхом Божиим и о недопустимости предосудительных бесед;

4) покаяние и исповедь (поучения 2, 17 и др.). Прп. Феодор подчеркивает значение искренней исповеди помыслов как пути к очищению души;

5) литургическая жизнь и церковный год (поучения 40, 57, 69-71 и др.). Наставления приурочены к важнейшим церковным праздникам (Рождество, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница) и периодам поста, раскрывая их духовный смысл и призывая к достойному участию в таинствах;

6) эсхатологические размышления (поучения 3, 18 и др.): напоминание о смерти и грядущем Страшном Суде;

7) исповеднический дух (поучения 8, 55 и др.). В наставлениях звучат слова поддержки и укрепления для верующих, стойко переносящих гонения, напоминая о мученическом венце.

Данное издание представляет собой русский перевод 95 поучений, выполненный в Оптиной Пустыни в 1872 году. Переводчики опирались на новогреческое издание, широко используемое в восточных монастырях, которое в свою очередь было переведено на славянский язык прп. Паисием Величковским.

Поучение 35. Должно скорбеть и молиться о тех, которые по безрассудности отделяются от братства.

Отцы, братия и чада мои! Наше дело, по сказанию Божественных Писаний, чему иному уподобляется, как не положению и обязанности кормчего? Обыкновенно кормчего, когда он переплывает великое сие и мысленное море, встречает многое: бурные ветры, т. е. нечистые духи, многоразличные волны, смущение и непреодолимый шум. «Шуму бо волн его, – как говорит Пророк, – кто постоит?» (Пс.64:8, 106:23–27). Ибо смиренные наши душевные корабли восходят как бы до небес, и нисходят до бездн.

Если же это так, и многократно случается, что мы подвергаемся волнению, нас заливает вода, мятется корабль, рвутся снасти, и заносит нас на мель; впрочем мы не должны о сем скорбеть, отчаиваться и оставлять корабль, но и еще более должны прилагать старания, и тогда-то окажется и кормчий и чудо спасения. Ибо если кормчий устрашится противных ветров, волн, покрывающих корабль, и воды в корабле, и хотя одним словом обнаружит страх, и от боязни вид лица его изменится: то он прежде крушения бывает причиною погибели и себе и прочим, находящимся в корабле, приведши их в отчаяние. Посему, чада мои, если иногда возмутится кто из братии, подобно водам морским, или поколеблется иной, подобно канатам корабельным, или будет сопротивляться некоторым и прекословить, подобно противным ветрам, а мы окаянные устрашимся, то мы вредим и себе и вам, и бедствуем, как бы без кормчего.

Прискорбно бывает, когда кто по безрассудности отделяется от братства, как это случилось теперь с смиренным Тарасием. Не прискорбно ли и то, если кто производит беспорядок и смущается? Поистине прискорбно, но не так, как если кто отделяется от нашего окормления. Мы напротив должны стараться собирать и рассеявшихся, умиротворять враждующих, и все делать и прилагать старание к пользе нашего общества39, и вашего ради спасения. Таким образом будем всегда молиться о падших в грех, и особенно об окаянном Фалассии. Ибо никого так Бог не ненавидит, как гордого, как и брат Божий говорит: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Итак, будем хранить себя, будем укреплять себя и убегат от уст змия, который ищет поглотить нас, отлучая от братства; пребудем во дворех заповедей Господних, там служа и там питаясь, где нет пажитей горьких и смертоносных, но одни животворные, питательные, утучняющие и укрепляющие честные ваши души. Там напаяйтесь, где нет горьких и зловредных вод греховных, но одни сладкие, тихие и богоблагодатные. Бог разверз для нас камень; пейте же спасительные воды. Манна ниспосылается с неба; собирайте и вкушайте. Море разделяется; идите, переходите, и шествуйте в землю вечных благ. Чтобы не длить слова, ради краткости ночи (скажу вообще); соблюдайте все сие, и удаляйтесь от всякого злого дела, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

Примечания

39

В слав. телесе нашего.


Источник: Текст приводится по изданию: Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с. Репринтное воспроизведение издания 1896 г.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle